Жизнь и творчество Клода Моне
Он появился на свет в 1840 году в Париже, столице Франции. Когда он был совсем маленьким, его семья переместилась жить в Нормандию. Родители надеялись, что сын пойдёт по стопам отца и станет торговцем.
Художник сам рассказывал, что свою молодость он провёл, как нищий. Он много времени проводил гуляя и путешествуя по природе, прогуливая школьные занятия. Он ненавидел школу. Клод был трудным ребёнком, не отличался хорошим поведением, поэтому школу считал тюрьмой. На скучных уроках он развлекал себя, рисуя на рабочих тетрадях, на которых изображал карикатуры на своих учителей. Вскоре это развлечение помогло ему научиться хорошо рисовать. К пятнадцати годам Моне прославился на весь свой город как карикатурист. Его популярность росла с каждым днем, довольно часто он получал заказы на карикатурные портреты. Художник понял, что этим можно заработать, тем более, его родители практически совсем не давали ему денег, поэтому стал брать за свои работы по 20 франков.
Со временем Моне стал известной личностью. В его городе была всего одна лавка, в которой продавались художественные принадлежности. В этой лавке выставлялись его карикатуры. Он был полон гордости и сильно радовался каждый раз, когда наблюдал, как люди любуются его шедеврами.
Стог сена в Живерни
Вскоре учителем Клода стал Эжен Буден,предшественник импрессионизма. Он пол года брал у него уроки, после чего решил поехать учиться в Париж. Родители художника были против такого решения, поэтому ему пришлось остаться дома. Они прекрасно видели, что у их сына есть талант, но отказывались поддерживать его, так как не были богаты. Через пару лет Клод все-таки смог ненадолго уехать в Париж, но через несколько недель решил остаться там насовсем. Его родители хотели, чтобы он пошел учиться в академию искусств, но молодой художник отказался от этой идеи и ослушался их воли. Из-за этого родители перестали оказывать ему финансовую поддержку, и художнику пришлось жить лишь на свои небольшие сбережения.
В 22 года Клод Оскар Моне поступил в отделение искусств и в скором времени покинул его, так как был разочарован обучением живописи, которое там было. После того, как покинул университет, он пошел учиться в студию Шарля Глейра. Там он встретил такого живописца, как Пьер Ренуар и несколько других, вместе с которыми в последствии заложил основы импрессионизма в искусстве.
Впечатление. Восход солнца.
В 1870 году художник уезжает в Лондон, в надежде, что его работы смогут выйти в свет. Но его работы отказались показать на выставке. Через год он покидает Англию и едет в Нидерланды, где впоследствии пишет пару десятков полотен. По приезде во Францию Клод создает полотно «Впечатление. Восходящее солнце». Картина стала очень знаменитой и дала название стилю импрессионизм, т.к. слово «впечатление» на английском звучит как «impression» . Эта работа была выставлена на первом показе импрессионистских картин.
Фотография Клода Моне
Художник ушел из жизни в 1926 году от рака легких. На тот момент ему было 86 лет, он прожил долгую жизнь. Его похоронили на небольшом кладбище в Живерни. Он не хотел пышных церемоний в свою честь и настаивал на том, чтобы его проводили по-простому, так его близкие и сделали, на похоронах было всего около пятидесяти человек.
Другие биографии:
Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.
П. Л. Капица – это известный русский ученый. Является одним из отцов физики невысоких температур и физики мощных магнитных полей.
4 июня 1867 года в Шуйском уезде, что во Владимирской области в дворянской семье появился на свет Константин Бальмонт. Мать поэта оказала на будущего поэта большое влияние.
Виктор Драгунский – один из знаменитых детских писателей. Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам». Истории Драгунского, в основном, направлены на детскую аудиторию
Конюхова Татьяна Георгиевна это не только актриса российского кино и театра, но и талантливая актриса советского времени, поэтесса и общественный деятель.
Источник
Самые известные картины Моне
Невероятно плодотворный художник Клод Моне за свою жизнь написал более двух тысяч картин. По большей части это пейзажи. Произведения экспонируются в музеях по всему миру. Самые известные из них:
- «Завтрак на траве» (1866),
- «Сорока» (1869),
- «Впечатление. Восходящее солнце» (1872),
- «Бульвар Капуцинок» (1873) и другие.
Интересен образ самого Клода Моне, автопортрет которого, написанный в 1884 году, красноречиво демонстрирует его неуёмную энергию и мужскую харизму одержимого профессией человека. Автопортрет 1886 года более сдержан, а 1917-го – символичен.
Особо впечатляющие его виды Моне писал циклами:
- «Вокзал Сен-Лазар» (1877),
- «Долина Грёз» (1889),
- «Стога» (1889-1891),
- «Тополя» (1892),
- «Руанский собор» (1895),
- «Кувшинки» (1900-1908),
- «Лондон» (1904),
- «Венеция» (1912).
Какое счастье, что мастер написал такое огромное количество картин – их можно без конца пересматривать, каждый раз находя что-то новое и получая живые и трепетные впечатления от прикосновения к прекрасному и вечному.
Признанный гений
Потерявшему любимую жену Клоду Моне казалось, что все кончено. Но у него впереди было еще сорок три года жизни.
В 1878 году, при жизни Камиллы, супруги Моне приютили у себя семью Эрнеста Ошеде, разорившегося французского финансиста, который в свое время поддерживал художника, заказывая ему картины. Семейство Ошеде сопровождало художника с сыновьями и после смерти мадам Моне. Спустя семь лет после переезда в Живерни Клод Моне выкупил дом и землю, чтобы разбить сад. Там он обрел пристанище. Получив специальное разрешение, художник отвел к своему имению воды реки Эпт и устроил пруды. По желанию хозяина в саду росли только голубые и розовые цветы, а пруды были полны кувшинок. После кончины Эрнеста Ошеде Моне женился на его вдове Алисе, приняв как родных и ее детей. В дом мастера вернулось счастье.
Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар» (1877)
Творческая манера художника изменилась. Сначала он написал серию картин на вокзале Сен-Лазар: объединенные местом написания, все полотна имеют разную композицию. Увидев их, Эмиль Золя объявил, что отныне художниками найдена еще одна тема для раскрытия — вокзалы, ничуть не уступающая теме лесов и рек, которую раскрывали отцы и деды современных мастеров.
В 1886 году Моне на время поселился в рыбацкой хижине на небольшом острове Бель-Иль, где написал серию картин с изображением прибрежных скал. Именно так живописец открыл свой метод письма, который принес ему мировую славу и признание. Он писал один и тот же сюжет сразу на нескольких полотнах, недолго (не более получаса) работая над каждой картиной в одно и то же время суток. Так, час за часом меняя на мольберте картины, Моне методично, день за днем создавал всю серию.
Первыми в такой технике были написаны «Стога», выставленные в галерее Дюран-Рюэля и проданные за три дня. За «Стогами» последовали «Тополя», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо», «Здание Парламента», «Японский мостик», «Водяные лилии» и «Нимфеи».
Первой работой Моне, оказавшейся в России, стало полотно «Скалы в Бель-Иль», которую в 1898 г. привез из Европы коллекционер Сергей Щукин
Клод Моне «Водяные лилии» (ок 1915). Любимым цветком Моне была лилия. За свою жизнь он написал больше 300 картин с изображениями лилий
В последние годы Моне страдал от болезни глаз, перенес операцию и сетовал, что обречен, воевать с природой, противником вечно юным, а сам стареет и теряет силы.
Клод Моне умер в 1926 году в Живерни, пережив всех своих друзей и соратников, не только первую, но и вторую жену и старшего сына Жана. Он оставил человечеству в наследство свое творчество — целую эпоху, давшую жизнь, по сути, всему современному искусству.
Поделиться ссылкой
Творчество
Первое признание Клоду Моне принесли его карикатуры
Озорные рисунки привлекли внимание одноклассников автора, их семьи и других жителей города. К тому времени юноше исполнилось 15 лет, а он уже был популярен в Гавре
Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков
На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже
Люди хотели получить свой шуточный портрет и платили ему за работу 20 франков. На накопленные за счет продажи таких набросков деньги художник потом жил и учился в Париже.
Дама в зеленом платье
Так называлась первая картина Клода Моне, принесшая ему высокие оценки коллег и критиков. Это был портрет натурщицы Камиллы Леония Донсье, написанный в 1866 г.
Влюбленный в нее, Моне создал шедевр за несколько дней. Полотно привлекло взгляд за счет контраста практически не прорисованного фона и четко выписанной центральной фигуры. Девушка изображена в момент движения. Образ живой, неприукрашенный: оттенок кожи естественный, форма губ не соответствует идеалу того времени.
Впечатление. Восходящее солнце
Картину, давшую название импрессионизму, Клод Моне создал в 1872 г. Полотно писалось с натуры в старом аванпорте Гавра. Публика впервые увидела эту работу на выставке в 1874 г. После ее посещения знаменитый критик Луи Леруа написал: «Там не было ничего, кроме впечатления». Благодаря его статье, название нового стиля вошло в обиход.
На полотне огромное количество оттенков серого. Единственная яркая деталь – солнце и его первые лучи. Изображение создано резкими, размашистыми мазками. Мачты и доки практически не прописаны. Многие посетители выставки посчитали работу незавершенным наброском. Причина такой техники – желание художника успеть запечатлеть картину пока не изменится свет.
Бульвар Капуцинок
В 1873-м Клод Моне дважды написал изображение известного бульвара. Эти работы считают эталоном импрессионизма, при их создании художнику удалось передать все, что считается важным в этом стиле:
- вибрацию воздуха;
- изменение цвета окружающего мира под влиянием солнечного света;
- взаимодействие света и тени.
На втором полотне бульвар запечатлен при пасмурной погоде.
На обеих картинах присутствует эффект фотографии:
- Часть фигур размыта. Так они выглядели бы, если бы двигались в момент съемки.
- Некоторые люди обрезаны, словно они не полностью попали в кадр.
Вокзал Сен-Лазар
Это первая серия картин Клода Моне, объединенных одной темой и перспективой. Была создана в 1877 г. Состоит из 12 полотен, на которых парижский вокзал показан с разных ракурсов и в разную погоду.
Моне утверждал, что не считает банальным повторение одного и того же сюжета. Главный персонаж его картин – свет и его игра, а не здания или поезда. Живописцем двигало желание показать, как изменение освещения меняет облик города. После он многократно писал аналогичные серии с другими сюжетами.
Руанский собор
Цикл создавался с 1890 г. по 1895 г. В него входит 30 законченных картин. Некоторые наброски Клод не закончил, некоторые уничтожил.
Эта серия считается искусствоведами самой исчерпывающей из работ Моне. В ней ему удалось в полной мере раскрыть контраст между постоянным, монументальным (собор) и изменчивым, мимолетным (свет). Чтобы лучше передать игру солнечных лучей на камне, художник концентрируется на отдельных фрагментах здания, а не рисует его целиком.
Нимфеи (водяные лилии)
Самым масштабным циклом, написанным Клодом Моне, стали картины, изображающие кувшинки. По разным данным серия включает от 250 до 300 холстов. Работа над ними велась с 1900 г. почти до самой смерти живописца. На всех полотнах изображен цветник усадьбы художника. Поскольку лилии цветут очень короткое время, большинство полотен написано не с натуры, а по памяти.
Другие работы
У Клода Моне несколько сотен картин. Наиболее известные из не вошедших в обзор полотен:
- «Женщины в саду».
- «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее».
- «Прогулка. Дама с зонтиком».
- «Сад художника в Живерни».
- «Поле маков у Аржантёя».
- Цикл из 10 полотен «Долина Грёз».
- Серия «Стога», включающая 22 работы.
- «Тополя» – 11 картин.
- Цикл «Лондон», в рамках которого написано 38 видов города.
- «Венеция» – серия из 28 картин
На многих холстах Моне изображены жена и старший сын. Камилла была единственной натурщицей даже для тех работ, где присутствуют несколько персонажей. Например, с нее написаны все 3 дамы на полотне «Женщины в саду».
Мастер света и цвета
Выставка апреля 1874 года для общества оказалась революционной. На одном из самых известных произведений Моне в шоу «Впечатление. Восход Солнца» (1873), изображена гавань Гавра в утренний туман. Критики использовали термин «Импрессионисты», для того чтобы назвать отдельную группу художников, имея ввиду, что их работа скорее напоминала эскизы, чем готовые картины.
В то время этот термин, по-видимому должен был быть уничижительным. Моне стремился передать суть природы, используя яркие цвета и смелые, короткие мазки, он и его соратники отворачивались от смешанных цветов и плавности классического искусства. Моне также привнес элементы промышленности в свои пейзажи, продвигая форму и делая ее более современной. Моне начал выставляться вместе с импрессионистами, после их первой выставки в 1874 году, и продолжал до 1880 года.
В личной жизни Моне в это время происходили трудности. Его жена заболела во время второй беременности (их второй сын, Мишель, родился в 1878 году), и ее здоровье продолжало ухудшаться. Моне нарисовал ее портрет на смертном одре. Перед ее уходом, к Моне переезжают жить с Эрнест и Элис Ошеде со своими шестью детьми.
После смерти Камиллы, Моне нарисовал несколько мрачных картин известных под серией Ледоход. Он приблизился к Элис, и в конце концов у них завязались романтические отношения. Эрнест проводил много времени в Париже и в конце-концов бросил свою семью и уехал в Бельгию. Моне и Элис переехали со своими детьми в 1883 году в Живерни, место, которое будет служить источником вдохновения для художника и окажется его последней обителью. После смерти Эрнеста, Моне и Алиса поженились в 1892 году.
Моне приобрел финансовый и переломный успех в конце 1880-х и 1890-х годах, написав серию картин, которые сделали его известным. В Живерни, он любил рисовать на открытом воздухе в саду, который помогал ему творить. Кувшинки в пруду имели особую привлекательность для него, и он нарисовал несколько серий на всю оставшуюся жизнь. Японский мостик над прудом также стал предметом нескольких работ. (В 1918 году, Моне подарил 12 его картин с кувшинками народу Франции, чтобы отпраздновать Перемирие.)
Иногда Моне путешествовал, чтобы найти другие источники вдохновения. В начале 1890-х, он снимал комнату напротив Руанского собора, в северо-западной Франции, и написал серию работ, посвященных структуре. На разных картинах были изображены здания в утреннем свете, в полдень, в серую погоду и т.п., эти повторы являются результатом глубокого увлечения Моне светом.
Так же в соборе, Моне написал несколько вещей неоднократно, пытаясь выразить влияние определенного времени суток, на пейзаж или место. Он также сосредоточил изменения, которые свет сделал на формах стогов сена и тополей в двух разных сериях живописи в это время
В 1900 году Моне приехал в Лондон, где река Темза захватила его художественное внимание
В 1911 году, Моне впал в депрессию после смерти своей любимой Элис. В 1912 году у него появилась катаракта на правом глазу. В мире искусства, Моне был в ногу с авангардом. Импрессионисты в в какой-то мере вытеснялись Кубизмом, во главе с Пабло Пикассо и Жоржем Браком.
Но в работах Моне все еще был большой интерес . В течение этого периода Моне начал выпускную серию из 12 картин, выполненных по заказу Orangerie des Tuileries, музея в Париже. Он решил сделать их в очень большом масштабе для заполнения специальных мест в музее. Он хотел, чтобы работы служили «убежищем мирной медитации», полагая, что образы успокоят «перегруженные нервы» посетителей
Его проект Orangerie des Tuileries поглощал большую часть времени в последние года жизни Моне. В письме к другу, Моне писал, что «Эти пейзажи с водой и размышления стали для меня навязчивой идеей. Это выше моих сил, ведь я уже старик, но все же я хочу показать то, что я чувствую.» Здоровье Моне также оказалось препятствием. Почти слепой, оба глаза серьезно пострадали от катаракты, Моне, наконец, согласился на операцию по болезни в 1923 году.
Ранняя жизнь и карьера
Один из самых известных художников в истории искусства и ведущая фигура импрессионистского движения, чьи работы можно увидеть в музеях всего мира, Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже, Франция. Отец Моне, Адольф, работал в семейном судоходном бизнесе, в то время как его мать, Луиза, заботилась о семье. Опытная певица, Луиза любила поэзию и была популярной хозяйкой.
В 1845 году, в возрасте 5 лет, Моне переехал с семьей в Гавр, портовый город в Нормандии. Он вырос там вместе со своим старшим братом Леоном. Хотя Моне, по слухам, был порядочным студентом, ему не нравилось сидеть в классе. Его больше интересовало быть снаружи. В раннем возрасте Моне развил в себе любовь к рисованию. Он заполнял свои школьные учебники набросками людей, включая карикатуры на своих учителей. В то время как мать поддерживала его художественные усилия, отец Моне хотел, чтобы он занялся бизнесом. Моне сильно страдал после смерти матери в 1857 году.
В общине Моне стал известен своими карикатурами и тем, что рисовал многих жителей города. Познакомившись с местным пейзажистом Эженом Буденом, Моне начал исследовать мир природы в своих работах. Буден познакомил его с живописью на открытом воздухе, или пленэрной живописью, которая впоследствии стала краеугольным камнем творчества Моне.
В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы заняться своим искусством. Там он испытал сильное влияние картин барбизонской школы и поступил студентом в Швейцарскую академию. За это время Моне познакомился с коллегой-художником Камилем Писсарро, который стал его близким другом на долгие годы.
С 1861 по 1862 год Моне служил в армии и был расквартирован в Алжире, но был уволен по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, Моне учился у Шарля Глейра. Через Глейра, Моне познакомился с несколькими другими художниками, в том числе с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Он также получил совет и поддержку от Иоганна Бартольда Йонгкинда, пейзажиста, оказавшего большое влияние на молодого художника.
Моне любил работать на открытом воздухе и иногда сопровождал Ренуара, Сислея и Базиля в этих живописных путешествиях. Моне получил приглашение на Салон 1865 года, ежегодную выставку искусств в Париже, на которой были выбраны две его картины-морские пейзажи. Хотя работы Моне получили некоторую критическую оценку, он все еще испытывал финансовые трудности.
В следующем году Моне снова был выбран для участия в Салоне. На этот раз чиновники шоу выбрали пейзаж и портрет Камиллы (или также называемой Женщины в зеленом), на котором была изображена его возлюбленная и будущая жена Камилла Донсье. Донсье происходила из скромной семьи и был значительно моложе Моне. Она служила ему музой, сидя на многочисленных картинах в течение своей жизни. Супруги испытали большие трудности, когда в 1867 году родился их первый сын Жан. Моне был в тяжелом финансовом положении, и его отец не хотел помогать им. Моне пришел в такое отчаяние, что в 1868 году попытался покончить с собой, попытавшись утопиться в Сене.
К счастью, у Моне и Камиллы вскоре наступил прорыв: Луи-Иоахим Гвадибер стал покровителем творчества Моне, что позволило художнику продолжать свою работу и заботиться о своей семье. Моне и Камилла поженились в июне 1870 года, и после начала Франко-прусской войны супруги бежали с сыном в Лондон, Англия. Там Моне познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который стал его первым арт-дилером.
Вернувшись во Францию после войны, в 1872 году, Моне в конце концов поселился в Аржантее, промышленном городе к западу от Парижа, и начал развивать свою собственную технику. Во время своего пребывания в Аржантее, Моне встречался со многими своими друзьями—художниками, включая Ренуара, Писсарро и Эдуарда Мане, которые, по словам Моне в более позднем интервью, сначала ненавидели его за то, что люди путают их имена. Объединившись с несколькими другими художниками, Моне помог сформировать Société Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs в качестве альтернативы Салону и выставлял свои работы вместе.
Моне иногда разочаровывался в своей работе. По некоторым данным, он уничтожил ряд картин—оценки колеблются до 500 работ. Моне просто сжигал, резал или пинал оскорбительный кусок. В дополнение к этим вспышкам он, как известно, страдал от приступов депрессии и неуверенности в себе.
Личная жизнь
В начале 1860-х гг. Клод Моне знакомится с Камиллой Донсье, у молодых людей завязывается роман. Девушка выступает моделью для многих картин художника:
- «Завтрак на траве»;
- «Камилла, дама в зеленом платье»;
- «Женщины в саду»;
- «Прогулка. Дама с зонтиком».
«Прогулка. Дама с зонтиком» 1875 г.
Конец 1860-х гг. – время жестокой бедности Клода Моне. В 1867 г. у них с Камиллой родился сын Жан Арман Клод, что усугубило и без того плачевное материальное положение художника. Его искусство не признавали, а картины не покупали. Известно, что в эти годы Моне даже предпринимает попытку самоубийства.
В 1869 г. художник с семьей переезжают в деревеньку Буживаль близ Парижа. Недалеко, в городке Лувесьенн у родителей гостил Огюст Ренуар, который тайком таскал у матери хлеб для друга и его домочадцев. Рядом с Клодом на протяжении всей жизни было много друзей, готовых поддержать его.
Зрелый возраст
В 1870 г. Клод и Камилла регистрируют брак. И, чтобы отпраздновать это событие, уезжают отдыхать в Трувиль, где Моне создает серию полотен с изображением пляжа и любимой жены.
«На пляже в Трувиле» 1870 г.
В Трувиле Моне узнает о начале Франко-прусской войны. Желая избежать участия в военных действиях, художник уезжает в Англию. Лондонский туман вдохновляет его на написание целых серий картин, в которых он передает нюансы освещения одного объекта в разное время суток.
«Лодки в Лондонском Пуле» 1871 г.
Во время этого визита в Лондон Клод Моне знакомится с известным коллекционером, торговцем предметами искусства Полем Дюран-Рюэлем, который тогда же приобретает значительную часть его пейзажей.
В 1872 г. Моне возвращается во Францию, по дороге посетив Нидерланды. В поездке он много работает. По прибытии на родину художник селится в предместье Парижа Аржантее, где проживет до 1878 г. Это светлые и счастливые годы в судьбе Моне. Он много работает, общается с друзьями, часто его навещавшими, принимает участие в выставках импрессионистов.
Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее. 1875 г.
В 1878 г. у художника родился второй сын – Мишель. Во время беременности Камилла заболела туберкулезом. Через год живописец овдовел.
Вторая семья
Еще до кончины супруги, в 1876 г. Моне знакомится с семейной парой – Эрнестом и Алисой Ошеде. Вскоре Эрнест бросает жену и 5 детей. После смерти Камиллы Клод и Алиса становятся компаньонами, а с 1892 г. мужем и женой. Вместе они проживут 18 лет вплоть до кончины Алисы в 1911 г.
С начала 1880-х годов материальное положение художника налаживается. В 1880 г. Поль Дюран-Рюэль заключает с Клодом Моне контракт на покупку картин, что приносит последнему долгожданную финансовую стабильность.
В 1883 г. Клод покупает дом в Живерни, небольшой коммуне в Нормандии. Вскоре он переезжает сюда с Алисой и детьми. В Живерни он разбивает сад, создает японский пруд и пишет свои знаменитые кувшинки.
«Водяные лилии» 1914 г.
Первый учитель
Еще будучи ребенком, Клод увидел пейзажи Эжена-Луи Будена, которые ему абсолютно не понравились. Однако, подружившись с этим художником спустя какое-то время, Моне полностью изменил свое мнение.
Буден научил Моне работать на пленэре, то есть на свежем воздухе. Полюбив эту технику, великий импрессионист работал при естественном освещении до конца жизни, отказываясь от других источников света. Именно поэтому все его картины наполнены особой живостью и очарованием.
Также Буден помог молодому художнику получить большое количество рекомендаций, благодаря которым Клоду было легче устроиться в Париже.
Работы художника
Арка на запад от Этрета
Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.
Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
Картина Клода Оскара Моне «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» — это настоящий Моне в его лучших проявлениях. Моделью для этой картины послужила Сюзанна Гошеде. Художник написал картину, парную этой, на которой Сюзанна повернута направо. Ранее он написал похожую картину со своей первой женой Камиллой, но «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» оказалась самой удачной.
Терраса в Сент-Адресс
Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.
Биография художника
В 1859 году, в возрасте 19 лет, Моне вступил в Ле Гаврский художественный центр, где он был замечен своими талантами и лидерством. Однако многие из его работ были отвергнуты жюри Салонов в Париже, а это подорвало его самоуверенность и вызвало недоверие к учреждениям их мира искусства.
Вместо принятия консервативных норм и стандартов, Моне и его товарищи-художники решили создать свою собственную группу, названную Союзом независимых художников. В 1874 году они провели свою первую выставку, которая подарила название импрессионизму. Моне получил признание и дальнейшие возможности для творчества в этом направлении.
Моне был великим наблюдателем природы, и его главной целью было передать свет и цвет, который меняется вместе с временем и сезонами. В своих картинах он переносил впечатление и настроение момента, скорее чем реалистическую детализацию.
В своей живописи он часто изображал сюжеты с водой: сады Гиверни, пруды с кувшинками, кувшинки и сады руанского замка. Его самое известное произведение «Русский балет» было создано в 1875 году, во время его пребывания в Лондоне.
Моне продолжал творить до своей смерти 5 декабря 1926 года. Его работы остаются мастерским примером импрессионизма и оказывают огромное влияние на мировое искусство.
Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах
Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.
Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.
Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.
Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.
Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.
Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком). 1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне.
А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.
Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879. Музей д’Орсе, Париж.
Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.
Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.
Клод Моне. Арка на западе от Этрета. 1883. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.
При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.
Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Частная коллекция.
На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.
Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.
А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.
Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.
Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.
Клод Моне. Главная аллея к дому в Живерни. 1892.
Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.
Клод Моне. Завтрак на траве (работа не завершена). 1866. Музей д’Орсе, Париж.
А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…
Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.
Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.
Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…
О шедеврах художника читайте в статьях:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль
Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.
Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.
В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.
Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год