Художник константин алексеевич коровин (1861

Коровин, константин алексеевич

Крымские пейзажи

На юге Коровин Константин Алексеевич произведения пишет яркие, наполненные светом и соленым воздухом моря и горными ароматами. Почти везде присутствуют розы – любимые цветы живописца. Они написаны крупными мазками, художник их просто «лепит» на своих полотнах. Пейзаж «Гурзуф» пленяет очаровательным женским портретом в белом на фоне синего моря и голубого неба.

А ранее художник в 1910 году познакомится с драматической актрисой Н. И. Комаровской, которая станет на непродолжительное время его женой. Когда больной художник, почти лишенный новой Советской властью возможности работать, уедет за границу, то она останется в России и успешно продолжит работу в театре, скончается в 1967 году.

«Портрет хористки» (1887 год)

Полотно под тривиальным названием вызвало шквал неодобрения. Не красавица, на лице девушки печать болезни, рассеянный взгляд. Но лёгкость сочетания голубого и жёлтого цветов, полное слияние натуры с бликами, растениями фона, поражает. Позже работу назовут предвестником российского импрессионизма. На обороте картины пространная уточняющая надпись, сделанная рукой автора: написана в Харькове, на балконе здания городского сада. Поленов рекомендовал её не выставлять. Она точно никому не понравится. Дата создания ставится неверно, поэтому в литературе о портрете встречаются два варианта года создания: 1883 и 1887. Исследователи считают правильным второй.

Живопись

Творческая биография Коровина неразрывно связана с Московским училищем живописи, где, отучившись, он занял пост преподавателя и выработал собственную систему, направленную на осознанное обучение рисованию.

Картина Сергея Коровина «Троица»

В конце 1880-х годов выпускник мастерской Саврасова начал участвовать в выставках «художников-передвижников», демонстрируя картины с социальными сюжетами, среди которых самыми запоминающимися были «Радуга», «Нищие на церковной паперти», «Балаган» и «Солдаты в деревне». Последняя из работ положила начало серии, посвященной тяжелой участи русских военных, которую живописец завершил в 1885 году произведением «Солдаты у колодца».

Другой любимой темой Коровина, занимавшей художника на протяжении жизни, стало русское крестьянство и деревенский быт. Во время каникул мастер предпочитал переезжать за город, где с грустью и сочувствием наблюдал за жизнью людей, изменившейся после отмены крепостного права. Одним из ярких образцов творчества этого периода стала картина «Перед наказанием», написанная в 1885 году и вызвавшая жестокую критику коллег из-за устаревшего сюжета.

Картина Сергея Коровина «Перед наказанием»

Другим произведением, посвященным деревне, стала масштабная картина под названием «На миру», где Коровин воссоздал сцену крестьянской сходки. В образах героев – бедняка и кулака – художник воплотил собственное видение социальных проблем, возникших в реформированной деревне, и изобразил новое классовое противостояние членов сельскохозяйственной общины.

Живописец использовал приемы композиции, благодаря которым зритель, находившийся за пределами полотна, становился невольным участником происходящего и начинал сопереживать бедняку, потерявшему имущество по воле ненасытного богатея.

Картина Сергея Коровина «На миру»

На переднем плане картины Коровин изобразил фигуру, олицетворявшую справедливость и мудрость. Грустное выражение лица старика, сидящего на бревне, подчеркивало безысходность и печаль борца за правое дело. Став смысловым центром произведения, этот персонаж подчеркивал сухость и пустынность пейзажа и создавал мрачное и гнетущее настроение, характерное для всего крестьянского цикла.

В начале 1900-х годов Коровину пришлось расстаться с любимыми деревенскими образами и приступить к выполнению крупного заказа для столичного исторического музея. Художнику поручили изобразить события Куликовской битвы, и он с азартом начал собирать материал и создавать эскизы будущего монументального произведения.

Картина Сергея Коровина «Рождество»

Когда наброски были закончены, у Сергея Алексеевича неожиданно возникли проблемы со здоровьем. Сил реализовать глобальные замыслы не осталось, и последние годы жизни живописец отдал небольшим работам, наиболее известными из которых стали «Похороны крестьянина» и «Рождество».

Кроме того, в это время Коровин с удовольствием занимался иллюстрацией. Он рисовал сцены из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, а также сопровождал изображениями гоголевскую «Шинель».

Самые известные картины Константина Коровина

Картины Константина Коровина характеризуют автора как человека жизнерадостного и полного оптимизма. Большинство его работ наполнены солнцем и яркими цветами. Вот несколько лучших произведений:

  • «В лодке», 1888. Картина написана в деревне Жуковка, где автор гостил у своего учителя Поленова. Она перекликается с одноименной работой Эдуарда Мане.
  • «У балкона», 1888. Работа была написана во время путешествия Коровина в Испанию с Мамонтовым. На парижской выставке 1900 года она получила золотую медаль, обойдя работы Левитана, Поленова и Маковского.
  • «Зимой», 1894. Этот пейзаж из северного цикла стал преддверием многих других подобных работ в русской живописи, в том числе знаменитого «Марта» Левитана.
  • «Гаммерфест. Северное сияние», 1895. Считается самым значительным произведением Коровина на тему северной природы. Вид северного сияния в норвежском городе не мог не впечатлить художника-импрессиониста.
  • «Крым. Гурзуф», 1917. Один из лучших крымских пейзажей художника. Изображая буйство южных красок знойным летом, автор демонстрирует блестящий талант колориста.

Частная жизнь и семейные драмы

В 1897 году Константин Алексеевич женился на хористке из театра Мамонтова Анне Фидлер. Жене художника был чужд его мир, её не интересовало творчество мужа – семейная жизнь складывалась непросто. Первый сын умер в младенчестве. Второй в 16 лет попал под трамвай и получил серьёзные увечья ног. Жена постоянно болела. Тревожное состояние за семью никогда не покидало художника.

Когда-то, в 1881 году самостоятельно свёл счёты с жизнью отец художника. Теперь сын, будучи неуравновешенным человеком, после несчастного случая стал часто впадать в депрессии с попытками суицида. Одну из них он довёл до конца (чего отец уже не увидел – это случилось после его смерти).

После революции

Коровин, русский человек и патриот, пытался определиться и найти себя в послереволюционные годы, когда рушилось всё привычное и отлаженное. Продолжал художественную, литераторскую и оформительскую деятельность, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, выставлялся. Но при первой возможности бежал от политики в своё имение во Владимирской губернии Охотино или в Крым. Но скоро прятаться стало затруднительно: квартиру «уплотнили», дачу и имение реквизировали. Нарком просвещения Луначарский советовал уехать за границу пока это было возможно. И в 1923 году под предлогом сопровождения семьи, а также организации персональной выставки художник, как и десятки тысяч соотечественников в то переломное время, навсегда покинул Родину.

Эмиграция

Поселившись с семьёй в Париже, Коровин хватается за любую работу: пишет картины, участвует в театральных постановках как уже опытный декоратор, активно сотрудничает с журналами и издательствами, публикует мемуары. Но живёт очень стеснённо. Лживые агенты и недобросовестные коллекционеры часто обманывают и за гроши навязывают свои кабальные условия, запутывают художника, по-прежнему желающего только работать, а не разбираться в коммерческих вопросах.

Возраст, перенесённые потрясения, боль и страх за семью и жизнь оставляют неизгладимые рубцы. К 70 годам зрение художника очень ослабло, работать всё труднее. Свои литературные работы он диктовал помощнику. Его рассказы вызывали у русской эмиграции удивление и восторг – художественный талант, образование и жизненный опыт сделали из Коровина настоящего мастера слова.

Но как же он тосковал по родным местам, по Абрамцевскому кружку, по своей активной, всесторонней и востребованной некогда в России жизни! Увы, не было денег и возможности вернуться, не было поддержки и уверенности в завтрашнем дне, не было прежней России.

11 сентября 1939 года Константин Коровин умер от сердечного приступа на парижской улице. Погребённый сначала на Бийанкурском кладбище, в 1950 году был перезахоронен. Останки художника и его жены с помощью средств поклонников творчества Коровина перенесены на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, основанное в 1927 году русскими парижанами.

Самые известные картины Константина Коровина

Картины Константина Коровина характеризуют автора как человека жизнерадостного и полного оптимизма. Большинство его работ наполнены солнцем и яркими цветами. Вот несколько лучших произведений:

Любителям русской и зарубежной живописи стоит заглядывать на аукционы антиквариата, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Это отличная возможность пополнить коллекцию старинным произведением искусства. Также здесь можно недорого купить картины у молодых современных художников напрямую.

Константин Алексеевич Коровин известный русский художник, родился в 1861 году во Владимирской губернии, в семье зажиточного крестьянина. Стоит, отметить, что семья его была старообрядческой.

В детстве Коровина, в дом его отца Алексея, приходило много художников, общение с которыми не могло пройти незаметно для Константина.

Большое влияние на становление Коровина – художника, оказал родственник Прянишников, с которым Константин Алексеевич был очень дружен. Рисованием Константин начал увлекаться с ранних лет, и вместе с братом Сергеем проводили множество часов за этим занятием.

По исполнению 14 лет, Константин едет в Москву, где поступает в Московское художественное училище, на архитектурный факультет. После двух годов обучения перевелся на факультет живописи, где был учеником знаменитого художника Алексея Саврасова.

Вскоре Константин Алекеевич, вместе с другим талантливым художником Валентином Серовым, отправляется на Север. В свет выходит несколько замечательных пейзажных работ Коровина.

В начале 20 века, он активно работает в театре, создает костюмы и декорации к известным спектаклям. Также занимается оформлением оперных и балетных постановок. Во время Великой Войны Коровин состоял в штабе русской армии, и занимался консультированием военных по вопросам маскировки русских солдат на местности.

После революции художник активно участвовал в различных мероприятиях по сохранению культурного наследия России. Константин Коровин проводил различные аукционы, а вырученные средства шли на помощь политическим заключенным. В 1923 году Коровин отправился за границу, во Францию, где в 1939 году скончался.

Константин Коровин, пожалуй, один из самых жизнерадостных и многосторонних русских художников. Живописец, театральный декоратор, архитектор, художник прикладного искусства, писатель, педагог — он, кажется, обладал всеми мыслимыми и немыслимыми талантами. И, что поразительно, почти во всем добивался успеха.

Ранние годы

После смерти деда отец художника разорился. Семья переехала жить в деревню Мытищи под Москвой. По воспоминаниям Коровина, это был один из самых счастливых периодов его детской жизни. Днями напролет он пропадал в ближайшем лесу — Лосином Острове. Скоро ему подарили ружье, и Константин пристрастился к охоте. Это увлечение и вместе с тем любовь к природе не оставляли художника до конца жизни. Одновременно близкие поощряли занятия живописью, и любимым его делом стало зарисовывать самые красивые охотничьи уголки.

Душа компании

За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона. Интересно, что десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и были перенесены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, где входили в контекст шехтелевского интерьера. Таким образом знаменитый меценат пытался воплотить в Москве мечту — украсить вокзалы российских городов картинами лучших отечественных художников.

В 1961 году во время очередного ремонта панно демонтировали и передали Государственной Третьяковской галерее. Четыре из них были представлены на ретроспективной выставке художника в 2012 году.

Коровина называют первым русским импрессионистом. Его творчество поразило современников: одних шокировало небрежностью и кажущейся аляповатостью мазков, другие уловили главное – игру света и тени, новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина декадентством и мазней, вторые, разглядывая удивительные пейзажи и натюрморты художника, увидели черты гениальности.

Константин Коровин и Федор Шаляпин

Примечания

  1. , с. 98.
  2. . Дата обращения: 14 января 2019.
  3. . Официальный блог Государственной Третьяковской галереи (18 апреля 2013). Дата обращения: 1 сентября 2019.
  4. . Дата обращения: 24 июля 2017.
  5. Народный художник РСФСР, профессор Николай Михайлович Чернышёв. 1885—1973. Сборник материалов и каталог выставки произведений искусства к 90-летию со дня рождения художника. — М.: Сов. художник. 1978.
  6. . Эмигрантика: периодика русского зарубежья. Дата обращения: 24 декабря 2019.
  7. Е. Чуракова. Константин Коровин и его мастерская в Большом театре (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : статья. — 2009. — Март (№ 3 (65)). — С. 66-72.
  8. Большая советская энциклопедия. / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — Т. 23. Корзинка — Кукунор. — 1953. — 636 с.

Литературные труды

  • Коровин К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Книгоиздательство «Возрождение» — «LA RENAISSANCE». — 73, avenue des Champs-Elysees, Paris, 1939. — 214 р.
  • Коровин К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Издание 2-е. — Москва: Московский рабочий, 1993. — 222 с.
  • Коровин К. А. К мысу Доброй Надежды: из воспоминаний детства : рассказы с рис. / Константин Коровин; . — М.: Изд- во сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2005 (Тип. АО Мол. гвардия). — 190, с.: ил. — (Рассказы из старинной жизни)
  • Коровин К. А. «То было давно… там… в России…»: Воспоминания, рассказы, письма: В 2-х кн. Сост., вступ. ст. Т. С. Ермолаевой, прим. Т. С. Ермолаевой и Т. В. Есиной. — 4-е изд. — М.: Русский путь, 2016. — 752+848 с.+32 с. илл. — ISBN 978-5-85887-409-6

Биография

Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.

Его отец — Алексей Михайлович, окончил университет, мать — Аполлинария Ивановна, урождённая Волкова, происходила из дворянского рода. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.

Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

«Геммерфест. Северное сияние», 1894—1895

В 1894 году Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».

Он совершил поездку в Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.

«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке, 1896. ГТГ

В 1896 году К. А. Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.

Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).

В Париже К. Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).

Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской». 1914

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.

С 1901 года К. А. Коровин и В. А. Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед С. П. Волков.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышёва есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:

По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб.»

Дом Коровина в деревне Охотине, Переславский район

После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. В 1922 году художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

Большое количество работ художника хранится в Русском музее.

Путешествия на Север

В 1894 году Коровин с художником Валентином Серовым, с которым подружился, едет путешествовать. Друзей влечёт русский, норвежский и шведский Север. В результате ярких впечатлений родилась серия пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» и другие. По воспоминаниям Константина Коровина, этот дикий, чудесный край совершенно его очаровал как своими пейзажами, так и людьми.

Не раз художник повторит путешествие, его попутчиками будут и другие художники-единомышленники

На выставках работы с северными пейзажами неизменно привлекают внимание зрителей и искусствоведов и пользуются успехом

Молодые годы художника

Константин Алексеевич родился 23 декабря по старому стилю или 5 декабря по-новому 1861 года. Его отчий дом находился в Москве недалеко от Покровского монастыря. Дед художника являлся состоятельным купцом первой гильдии. После смерти деда к руководству делами приступает отец. Но, не имея деловой хватки своего родителя, привел хозяйство к разорению. В связи со сложившимися обстоятельствами семья переезжает в деревню под Москвою.

Рисованием в семье Коровиных увлекались оба родителя. Мать писала акварельными красками, а отец художника отдавал предпочтение карандашному рисунку. Маленькому Константину очень нравились рисунки матери, и он подолгу всматривался в пейзажи незнакомых мест.

В возрасте 14 лет Коровин поступает в Московское училище живописи на архитектурное отделение. По прошествии года, он переводится на отделение живописи и становится учеником Алексея Саврасова.

Из-за болезни учителя, в 1881 году, Константин Алексеевич поступает учиться в Академию художеств. Но методика преподавания и подход к искусству царившие в учебном заведении разочаровывают студента. Через несколько месяцев Коровин покидает Академию и возвращается в училище живописи. Теперь его учителем становится В.Поленов.

В 1883 году студент пишет этюд, за который был награжден медалью заведения. В этом же году из под кисти появляется картина «Портрет хористки». Данное произведение принесло известность молодому человеку. А именитые мастера и критики прозвали портрет первой ласточкой импрессионизма в русском искусстве.

Лучшие шедевры

Коровин любил гостить на даче в Жуковке у художника Поленова.

Здесь появилась замечательная работа «За чайным столом», где мы можем увидеть членов семьи Поленовых и их друзей.

Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Посмотрите, насколько здесь все по-импрессионистски. Мы видим справа пустой отодвинутый стул. Будто художник встал и тут же запечатлел происходящее. А сидящие даже не обратили на это внимания. Они заняты своими делами и разговорами. Слева “кадр” и вовсе обрезан, как на фото, сделанной в спешке.

Никакого позирования. Лишь мгновение жизни, выхваченное и увековеченное художником.

Полотно «В лодке» написано там же, в Жуковке. На картине – художник Поленов и сестра его жены Мария Якунченкова, тоже художница.

Это уникальный пример изображения единства человека и природы. Картину можно рассматривать бесконечно, ощущая неспешное движение воды и шелест листьев.

Константин Коровин. В лодке. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Большим другом Коровина был Фёдор Шаляпин. Мастер написал удивительный портрет великого оперного баса.

Конечно, Шаляпину очень к лицу импрессионизм. Его жизнерадостный и энергичный характер этот стиль передаёт как нельзя лучше.

Константин Коровин. Портрет Шаляпина. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Алексеевич много путешествовал по Европе вместе с труппой Мамонтова. Здесь он находил новые необычные сюжеты.

Чего только стоят его «Испанки Леонора и Ампара». Изобразив двух девушек у балкона, он смог передать всю национальную суть Испании. Любовь к яркому и … чёрному. Открытость и … скромность.

И здесь Коровин вполне себе импрессионист. Он сумел остановить мгновение, когда одна из девушек покачнулась и опёрлась на плечо подруги. Этакая неустойчивость делает их живыми и непринужденными.

Константин Коровин. У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коровин и Шаляпин

Они познакомились в Нижнем Новгороде на промышленной выставке. Русский художник Коровин и легендарный оперный исполнитель с первых минут почувствуют симпатию друг к другу. Скрепили дружбы общие вкусы, охота, рыболовство, дачный досуг. Они делали общее дело. Декорации художника создавали особый эмоциональный настрой, импонировавший артисту. Обсуждали костюмы, грим образов. Когда в 1918 опечатали мастерскую художника в Охотино, с красками, мольбертом, холстами, Коровин просит друга обратиться к Луначарскому и помочь. Певец вступается за приятеля. В Париже они часто встречаются. Шаляпин устраивает друга художником в русскую оперу, но постепенно они отдаляются. Это и понятно. Шаляпин – всемирно признанный оперный певец, Коровин – художник в изгнании. Вдали от родины они уже не такие, как прежде: Шаляпин растерял свою могучую радость, привлекавшую современников, Коровин – утратил оптимизм. К тому же терзают унижения бедности, боязнь, что друг заподозрит его в желании взять взаймы. И только многочисленные портреты, звонкие, радостные — память об их долгой 40-летней дружбе.

Окончание учёбы и знакомство с импрессионизмом

Именно Поленов познакомил студентов с импрессионизмом, крупнейшим течением в искусстве в то время. Зародившись во Франции, импрессионизм с его приёмами живого, подвижного и переменчивого отражения реальности именно в годы молодости Коровина распространялся по всему миру. Молодой художник увлёкся им. Его работа «Портрет хористки» (1883) искусствоведы потом назвали «первой ласточкой русского импрессионизма». Но администрация Академии была консервативна и не приветствовала следования новшествам в живописи, критиковала их, что и стало причиной отказа в присуждении Коровину звания классного художника по окончании обучения.

Становление художественной личности

Затем он едет в Петербург в Академию художеств, но быстро разочаровывается в методах преподавания и уходит из Академии: «…В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд…». В 1882 г. тяжело больной Саврасов оставил Училище. Видимо, именно это послужило причиной для поступления Коровина в петербургскую Академию художеств. Вернувшись назад в Училище, он попал в мастерскую Поленова, возглавившего после Саврасова пейзажный класс. Поленов также первый рассказал своим ученикам об искусстве импрессионистов. В 1883 г. Коровин создал произведение, которое впоследствии назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – это был «Портрет хористки».

К. Коровин «Портрет хористки» (1883)В этом портрете прежде всего поражает острота цветового ви́дения, такого ещё не было в русской живописи. Черты импрессионизма здесь налицо. До появления этого портрета не было в живописи русских художников произведения, так непосредственно передающего связь человека и окружающей природы во всём богатстве цветовой гаммы.Но далеко не все приняли новое направление в русской живописи: в 1884 г. Коровин получил звание «неклассного» художника, как и его товарищ по училищу И. Левитан.Благодаря Поленову, они познакомились с Саввой Ивановичем Мамонтовым и в конце 1884 г. вошли в его кружок. Здесь началась деятельность Коровина как театрального декоратора. К сожалению, почти не сохранилось эскизов декораций художника к постановкам Частной оперы Мамонтова. Он оформлял оперы «Аида» Верди, «Лакме» Делиба, «Кармен» Бизе. О своей работе он писал так: «Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю – это выделить меру последнего на фоне цвета».Для участников мамонтовского кружка было характерно увлечение фольклором, это увлечение затронуло и К. Коровина. В 1886 г. он пишет большую картину «Северная идиллия», в которой проявилось влияние В. Васнецова.

К. Коровин «Северная идиллия» (1886)Художник изобразил крестьянок Тульской губернии в национальных платьях. Эта картина как бы продолжает его творчество художника-оформителя спектаклей на русские или сказочные темы.Пейзаж картины написан тонко, с особым настроением, но фигуры девушек не сливаются с пейзажем, они как бы искусственно поставлены здесь. Но поэзия летней ночи передана очень музыкально.ПарижС Парижем у Коровина связано очень много. Впервые путешествие во Францию он предпринял в 1887 г. Здесь он знакомится с импрессионизмом и становится его продолжателем в русской живописи. Затем он посещает Париж в 1892 и 1893 гг. и, наконец, переезжает туда навсегда в начале 20-х годов XX в.«Я был поражён Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда», – вспоминает художник. – Пювис де Шаванн – как это красиво! И импрессионисты… – у них я нашёл всё то самое, за что так ругали меня дома, в Москве».

Краткая биография Коровина Константина Алексеевича:

Константин Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве в семье торговца. Уже в раннем детстве проявил свой талант к рисованию и был отправлен учиться в Школу живописи, ваяния и зодчества при Московской организации Живописного искусства. Позже он продолжил обучение в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

В период обучения Коровин познакомился с известными художниками, такими как Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов. Вместе с ними он разработал своеобразный стиль и подход к живописи, объединенный их общим стремлением к отражению русской природы и народной культуры.

В начале своей художественной карьеры коровин занимался преимущественно портретной живописью

Его работы привлекли внимание людей высокого общества и принесли ему успех и признание. Знаковым событием в его творчестве стал заказ на портрет императрицы Александры Федоровны, который привлек к нему еще больше клиентов и заказов

Однако самой грандиозной и яркой частью работ Коровина являются его пейзажи, в частности, его работы над русскими пейзажами. Он смело исследовал и отображал богатство и разнообразие русской природы, ее удивительные краски и настроение. Он также часто объединял пейзаж с жанровыми и фольклорными элементами, создавая уникальные и прекрасные картины.

Коровин также принимал активное участие в организации художественных выставок, а также в организации различных художественных группировок. Он был одним из основателей и членом Мириславского художественного общества, которое стремилось сблизить искусство с народными массами.

Кроме того, Коровин активно поддерживал молодых художников и использовал свою позицию и знания для создания новых возможностей в области искусства. Он глубоко верил в свою миссию как художника и старался передать эту любовь и страсть к искусству в своих работах.

В личной жизни Коровин был дважды женат. От первого брака у него была дочь Надежда, которая также стала художником. Вторая жена, Вероника Коровина, была его музой и вдохновением.

Позже в своей жизни, Коровин пережил несколько трагических потерь и периоды болезни, однако его творческий потенциал и страсть к искусству никогда не угасали. В последние годы своей жизни он прожил в Париже, где продолжал работать и создавать удивительные картины.

Константин Алексеевич Коровин умер 11 сентября 1939 года в Париже, оставив после себя огромное наследие в истории русской живописи.

Художник Коровин. Биография. Семья. Родители

В своей книге воспоминаний уже пожилой Коровин напишет об этом дивном доме в центре Москвы с прекрасным большим садом, потайной деревянной калиткой, затерявшейся в глубине двора.

Дар предпринимательства – удел немногих. Алексей Михайлович Коровин, отец живописца, им не обладал. По профессии юрист, человек интеллигентный, образованный, любящий и ценящий искусство, не смог удержать и закрепить унаследованное богатство, быстро разорился. Лишения, чёрные дни беспросветной бедности угнетали, в конце концов, дух его был сломлен, и он покончил с собой.

Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из дворян. Она рисовала акварели, играла на арфе, охотно занималась детьми, прививала им любовь к линии и образам.

Париж

В столицу Франции он впервые приехал 26-летним и был поражён. Всё, за что его ругали дома, давно расцвело здесь яркими красками. И он понял: прав, прав, тысячу раз прав. Никто его больше с пути не собьёт. Он пишет Париж в каждый приезд. Вот бы запечатлеть его звук и цвет мгновенно, в одном аккорде. Он пишет город в ранних сумерках, утренней дымке, где зыбкость очертаний, переменчивость расходящихся пятен не задерживается на мазке, спешит запечатлеть эмоцию. И в этой убегающей незавершённости пронзительная сила колориста Коровина. Его работы пахнут, излучают свет и радость бытия. Он не знает, что в этот город приедет умирать, хочет вернуться домой, в Россию, где печален пейзаж, медленно струится свет, как бы проникая сквозь предметы.

Детство и юность

Будущий импрессионист появился на свет в купеческой семье, которая была достаточно зажиточной, 5 декабря 1861 года. Отец художника, Алексей Михайлович Коровин, получил хорошее образование, имел талант к рисованию, передавшийся его сыновьям: Константину и Сергею.

Мать художника, Аполлинария Волкова, образованная дворянка с передовыми взглядами. Семейная жизнь родителей была недолгой, так как выстроенное дело Коровиным-старшим, дедом живописца, начало приходить в упадок. Московский дом был продан с молотка, семейство перебралось в пригород.

Мальчишкам деревенское раздолье пришлось по душе, а вот глава семейства погрузился в депрессию и свел счеты с жизнью. Матери пришлось одной поднимать сыновей на ноги. Несмотря на бедность, мальчики получили образование.

Константин Коровин в молодости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: