Жизнь Салтыкова-Щедрина. Истоки политической и социальной сатиры его творчества
Родился Михаил Салтыков в имении Спас-Угол недалеко от Твери 15 января 1826 г. Отец был из обедневшего княжеского рода, а мать из состоятельной купеческой семьи, по натуре была человеком предприимчивым, занимающимся, в основном, приумножением немалого состояния, к детям относилась жестко и деспотично. Домашними учителями у Михаила были крепостной художник, священник, студент и гувернантка. Воспоминания о семейной жизни послужили основой для создания сюжетов и образов «Господ Головлевых» и «Пошехонской старины».
В 10 лет поступает в Московский дворянский институт, где был одним из первых учеников, спустя 2 года продолжил обучение в Царскосельском лицее, где начал сочинять стихи, по мнению преподавателей, содержания «неодобрительного». По лицейской традиции ежегодно среди выпускников выбирался «наследник Пушкина», Салтыков в 13 выпуске был удостоен этого звания. В лицейские годы появились его первые публикации.
В 1844 г. в Военном министерстве начинается его служба. В это время он посещает кружок Петрашевского, члены которого увлекались идеями французских социалистов, знакомится со многими литераторами, в том числе и с Белинским, сотрудничает в качестве рецензента с самыми популярными журналами. За публикации повестей «Противоречие» (1847г.) и «Запутанное дело» (1848 г.), в которых цензурой были усмотрены злонамеренные «идеи, потрясшие Западную Европу» революциями, был сослан канцелярским служащим в Вятку под строгий надзор местных властей. Несмотря на опалу, ему, благодаря своим деловым качествам, удалось продвинуться по службе, со временем он стал руководителем губернской канцелярии и чиновником по особым поручениям при губернаторе, т.е. его доверенным лицом. Именно в этом губернском городке Щедрин стал свидетелем «безобразий провинциальной жизни», казнокрадства, бюрократизма, взяточничества и очковтирательства среди чиновников. Впечатления вятской жизни будут отражены в «Губернских очерках» (1856г.), напечатанных в «Русском вестнике». После кончины Николая I, Салтыкову позволили покинуть Вятку. Поселившись в Петербурге, он служит в Министерстве внутренних дел. Тогда же вопреки воле практичной и деспотичной матери обвенчался с бесприданницей Елизаветой Болдиной, дочерью вятского губернатора, за что был лишен материальной поддержки семьи. Как чиновник, обладающий незаурядным административным опытом, был назначен вице-губернатором Рязанской, затем Тверской губерний. Принципиальный и неподкупный, он возбуждал уголовные дела против произвола помещиков, решительно боролся со злоупотреблениями и взяточничеством среди чиновников. В 1862 г. добровольно уходит со службы и начинает сотрудничать с журналом «Современник», после закрытия которого цензурным комитетом в 1866 г. возвращается к государственной службе, его назначают начальником Казенной палаты. В этой должности он служит в Пензе,Туле, Рязани, ревностно относясь к своим обязанностям, не допуская расхищения казенных средств. Из-за кляузничества, многочисленных доносов «притесняемых» им нечистых на руку чиновников и конфликтов с губернскими властями вынужден был в 1868 г. выйти в отставку, дослужившись до действительного статского советника. Теперь Салтыков-Щедрин отдавал все время литературной деятельности, проявил себя как талантливый журналист и издатель, работая в «Отечественных записках». По завещанию Некрасова стал после его смерти главным редактором и руководил редакцией журнала до его закрытия цензурой в 1884 г. Как писатель прославился своими сатирическими очерками, особое признание получили романы «История одного города», «Господа Головлевы». Из-за болезней последние годы часто проживал за границей. 28 апреля 1889 г. скончался, работая за письменным столом. Погребен В Петербурге на Волковом кладбище.
Атмосфера в семье
Мы знаем, как не хватало в детстве материнской ласки Пушкину — но у него была няня. Рано остался без матери Лермонтов — но у него была любящая бабушка. Щедрину, кажется, повезло больше: его родители прожили достаточно долго, было много братьев и сестер. Но атмосфера в семье сложилась крайне напряженная. Дело в том, что Ольга Михайловна отличалась крутым нравом, который сказывался и в отношении к мужу и детям. Несмотря на свою молодость, она проявила такую властность, что вскоре подчинила себе всех, включая собственного мужа. Она установила в усадьбе твердый распорядок, ввела строгий учет доходов и расходов. Вскоре стараниями Ольги Михайловны Салтыковы стали крупнейшими землевладельцами в уезде, имение превратилось в высокодоходное хозяйство, основанное на самых передовых для того времени достижениях. Но какой ценой это достигалось?
Накопительство сопровождалось поразительным скопидомством. Ольга Михайловна экономила на всем: на еде, на одежде, на образовании детей. Но мало того: полуголодное детство Салтыкова-Щедрина в богатейшей семье проходило на фоне постоянных скандалов между родителями. Сказывалась большая разница в возрасте, воспитании, характерах, привычках, темпераменте. Ольга Михайловна не имела образования, даже писать она научилась только в Спасском. Евграф Васильевич, и живя в деревне, сохранял интерес к чтению, в том числе и религиозной литературы. Он массу времени отводил церковным делам, особенно внимательно относился к церкви, которая высилась напротив усадьбы. Здесь крестили Салтыковы своих детей, здесь находилась и фамильная усыпальница, где был похоронен отец писателя, умерший в 1851 году.
Но религиозность отца не спасала семью от раздоров. В результате оказывалось, что те заповеди, о которых говорилось в священных книгах, на деле не имели ничего общего с реальной жизнью, где не было главного — любви к ближнему. А потому, как говорил писатель, «религиозный элемент сведен был на степень простой обрядности».
Атмосфера постоянной вражды, ругани навсегда запала в чуткую душу маленького Миши. Особенно страшно было то, что это касалось и детей. Вместо родительской ласки были подачки одним и тумаки другим. Дети разделялись на «любимчиков» и «постылых». Как непохоже все это на те «дворянские гнезда», которые показал нам в своих романах современник Михаила Евграфовича Тургенев! Насколько отличалась обстановка детства Салтыкова-Щедрина от той, в которой рос другой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой! Достаточно сравнить лишь два произведения, написанные на автобиографической основе, — «Детство» Толстого и «Пошехонскую старину» Салтыкова-Щедрина, — чтобы понять эту разницу.
Во главе Казённых палат
С ноября 1864 года писатель назначен управляющим в Пензенскую Казённую палату, через два года – на ту же должность в Тулу, а осенью 1867 года – в Рязань. Частая смена мест службы обусловлена, как и ранее, пристрастием Михаила Евграфович к честности. После того, как он начинал конфликтовать с начальниками губерний, писателя переводили в другой город.
В эти годы он работает над «глуповскими» образами, но практически нечего не публикует. За три года выходит только одна его статья «Завещание моим детям», изданная в 1866 году в «Современнике». После жалобы Рязанского губернатора Салтыкову предлагают уйти в отставку, и в 1868 году он заканчивает службу в чине действительного статского советника.
В следующем году писатель напишет «Письма о провинции», в основу которых положит свои наблюдения за жизнью в тех городах, где он служил в Казённых палатах.
Творчество Салтыкова-Щедрина
Сервировка стола играет очень важную роль не только во время проведения праздничных застольев, но и в домашней обстановке. Приготовленное блюдо покажется ещё вкуснее и аппетитнее, если подать его красиво.
До сих пор наше звездное небо может открывать перед нами новые горизонты и планеты. Когда-то давно люди жили, даже не думая о том, что где-то далеко, в космосе, есть множество других планет. Каждая планета имеет свои особенности и характеристики.
Различные металлы использовались в искусстве с давних времен. Они создавались как для практических, так и для эстетических целей. В основном, использовались такие металлы, как бронза, серебро, золото, олово, медь, свинец, латунь и железо.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занял важное место в русской литературе, будучи преемником таких великих метров, как Пушкин и Гоголь. Его творчество глубоко национально, но имеет мировое значение. Щедрина ценят не только на родине, но и далеко за ее пределами
Щедрина ценят не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Салтыков-Щедрин прославился благодаря таланту сатирика. Его сатирические глубокие образы удивляет правдоподобностью, что говорит о том, что автор выбрал направление реализма.
Происхождение и детство
Дом, в котором родился писатель. Село Спас Угол Тверской губернии
Михаил Салтыков появился на свет 15 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния) в семье дворян с давней историей. Михаил был шестым ребенком у родителей.
Отец – Евграф Васильевич Салтыков, коллежский советник, дворянин.
Мать – Ольга Михайловна Забелина, дочь дворянина из Москвы.
Детство Михаила прошло в имении родителей.
Образование
Первое образование Михаил получил дома. Вначале с ним занимался крепостной художник, потом сестра и гувернантка.
Часть гостиной в Доме-музее Салтыкова-Щедрина в Вятке
В 1836 году его отдали на обучение в дворянский институт в Москве. Там он учился очень старательно, следствие чего его перевели в Царскосельский лицей, где он учился за казенный счет. В 1844 году Михаил окончил лицей, и ему присвоили чин X класса.
Основные произведения
Бюст Салтыкова-Щедрина на родине
Центральное место в произведении занимает образ Иудушки Головлева, в котором соединился смехотворный комизм с трагизмом. Эта семейная хроника приобрела успех благодаря правдоподобности характеров и идеи романа.
Интересные факты из жизни писателя
- Будучи еще лицеистом Салтыков-Щедрин писал свои первые стихи. Но поэзия не прославила его.
- Ссылка из-за вольнодумия имела и положительный момент – там он познакомился с хорошей девушкой, которая станет его женой.
- Писатель был одаренным и отлично учился, но из-за сатирических произведений ему не присвоили высокий чин.
Память о писателе
Мемориальные музеи на честь Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть в его родном селе Спас-Угол, Твери, Кирове. Во многих городах России есть улицы, названные в честь этого знаменитого писателя.
Отец русской сатиры — Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — умело подмечал недочеты государственного устройства России, бюрократизм системы и деградацию элиты. Все это стало предметом его литературных изысканий. Биография Салтыкова-Щедрина — яркий пример самоотверженного беззаветного служения обществу. Поинтересуйтесь фактами из жизни великого сатирика, его творческим наследием.
Литературная деятельность
Салтыков-Щедрин начал писать еще в юности. Его первые произведения были опубликованы в журнале «Сборник Земских Заметок». В это время он использовал псевдоним «Н. Щедрин».
Однако настоящий успех пришел к нему после публикации повести «История одного города» в журнале «Отечественные записки» в 1847 году. Это произведение принесло ему известность и признание в литературных кругах.
Салтыков-Щедрин был уникальным писателем, чьи произведения сочетали в себе сатирическую остроту и глубокое понимание социальных проблем. Он бесстрашно высмеивал российскую действительность своего времени и ярко отражал жизнь простых людей, часто подвергавшихся обману и угнетению со стороны правящих классов.
Наиболее известные произведения Салтыкова-Щедрина: | Годы написания |
---|---|
Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил | 1863-1864 |
Городовой | 1870 |
Губернский врач | 1870 |
История одного города | 1870 |
Салтыков-Щедрин также активно публиковался в печати и боролся за свободу слова. Он был сторонником критики арестов и казней, осуждал проводимую правительством цензуру и подавление свободы печати. Его литературные произведения имели большое значение в формировании общественного мнения и влияли на развитие литературы и культуры России.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин произведения список
- «Господа Головлевы» — роман, который оказал огромное влияние на развитие русской литературы. В нем писатель разоблачает фальшь и лицемерие дворянства и показывает, как они живут за счет народа. Роман стал символом общественного недовольства, охватившего Россию в конце XIX века.
- «История одного города» — роман, в котором Салтыков-Щедрин описывает жизнь провинциального города в конце XIX века. Главным героем романа становится городской голова, который борется со взяточничеством и коррупцией в местной администрации.
- «Последние портреты» — роман, который посвящен проблеме обезличивания личности в царской России. В нем писатель описывает жизнь героев, которые потеряли свою индивидуальность и превратились в бесформенную массу, подчиненную власти.
- «История одного года» — роман, который рассказывает о событиях, произошедших в России в 1835 году. В нем Салтыков-Щедрин критикует царский режим и борется за свободу слова и мысли.
- «Сказки» — знаменитый цикл рассказов, в котором писатель сочетает сатиру и гротеск, чтобы показать человеческие пороки и недостатки. Эти рассказы стали настоящей находкой для детей и взрослых, которые любят истории с мудрыми поучениями.
- «История одной жизни» — автобиографический роман, в котором Михаил Салтыков-Щедрин рассказывает о своей жизни и трудностях, с которыми он столкнулся в качестве писателя. Роман показывает, как трудно было выступать против власти и защищать свои идеи в тот период истории России.
- «История одного градоначальника» — рассказ, в котором Салтыков-Щедрин критикует чиновничество и бюрократию в России. Главный герой — градоначальник — оказывается в центре внимания, когда в городе происходит катастрофа. Рассказ показывает, как чиновники боятся брать на себя ответственность и предпринимать действия в экстремальных ситуациях.
- «История моей жизни» — автобиографический роман, написанный в стиле мемуаров. В нем Салтыков-Щедрин рассказывает о своей жизни и творческом пути. Роман описывает не только перипетии жизни писателя, но и его взгляды на жизнь и общество.
- «Повести М. Е. Салтыкова-Щедрина» — сборник рассказов и повестей, в которых автор рисует портреты различных социальных типов — крестьян, дворян, чиновников, бедняков и т.д. В этих произведениях Салтыков-Щедрин показывает все более острое осознание социальных проблем и явлений.
- «Исторические очерки» — сборник эссе и статей, в которых писатель рассматривает различные периоды российской истории, начиная с раннего средневековья. В этих очерках Салтыков-Щедрин демонстрирует свои глубокие знания истории и показывает, как прошлое может оказывать влияние на настоящее.
Раннее творчество
Творческая биография Салтыкова-Щедрина началась в 1838-м году. Во многом толчком к развитию Михаила Евграфовича как литератора стало уединение, в котором он находился в годы учебы.
Первые пробы пера были неуверенными. Молодой человек мечтал стать идейным наследником Пушкина, к чему прилагал немалые усилия. Стихи свои он старался не показывать никому. Но частенько творчество Салтыкова-Щедрина попадало в руки язвительных однокурсников, которые смеялись над неуклюжими попытками юного поэта.
Временами произведения Михаила Евграфовича доходили и до лицейского руководства. Мотивы стихов в основном были «неодобрительными», как говорили преподаватели.
К 1842 молодой человек постепенно перестал прятать свои стихи. Его произведение «Лира» было опубликовано в «Современнике». За ним последовала целая серия сборников.
Однако критики от стихов Салтыкова-Щедрина оказались не в восторге. Как в будущем вспоминал сам литератор, его ранние произведения были сплошным подражательством на манер Лермонтова или Бенедиктова. Причем как в содержательном, так и в структурном отношении.
Холодный прием стихотворений заставил Салтыкова-Щедрина остановиться. С 1844 он перестал писать стихи, разочаровавшись в своих поэтических способностях.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
В том же году Михаил Евграфович окончил лицей. Из-за стихов, которые своим критическим содержанием очень не нравились руководству, выпускался он с довольно скромными оценками по поведению. Из-за чего практически сразу столкнулся с проблемами на службе.
Осенью 1844 Салтыков-Щедрин устроился в Канцелярию военного министерства, стал чиновником.
Жить приходилось в небольших съемных квартирах. Денег было мало, писатель с трудом сводил концы с концами. Однако страсть к творчеству не потерял. Более того, последние средства тратил на билеты в театр, экономя на пропитании.
С 1845 писатель посещал пятничные собрания во главе с Михаилом Петрашевским, философом революционных взглядов. На посиделках Салтыков-Щедрин с товарищами обсуждали вопросы государственного устройства, произведения западных классиков, в том числе политические, а также французскую революцию.
Очень скоро Салтыкову-Щедрину наскучили собрания у Петрашевского. Вместе с коллегами по цеху он организовал свой кружок. Причиной были и идейные разногласия.
Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович считал, что западные порядки, особенности устройства не подходят для российской действительности. В это время Салтыков-Щедрин начинает формироваться не только как литератор, но и как философ, мыслитель.
Его соображения нашли свое отражение в повести «Противоречия». Несмотря на успешный старт, Салтыков-Щедрин был далек от складывания единого мировоззрения. В произведении видны противоречия, писатель путался в собственных мыслях и не мог высказать единой позиции.
Но точка зрения автора постепенно развивалась и принимала оконченный вид. В 1848 году Салтыков-Щедрин закончил вторую повесть, «Запутанное дело». Тематика была схожей, однако писатель раскрывал ее с другой стороны.
Михаил Евграфович пытался опубликовать свое произведение в «Современнике». Однако ему отказали. Впрочем, Иван Панаев, который занимал должность главного редактора, сделал это скорее из добрых побуждений.
Он сказал, что лучше, чтобы Салтыков-Щедрин отнес произведение в другое издание. Поскольку его журнал такое точно не пропустит и еще создаст проблемы молодому автору за смелую тематику повести.
В итоге свое «Запутанное дело» Михаил Салтыков-Щедрин напечатал в «Отечественных записках».
Издание сложного произведения на острую тему неудачно совпало с активизацией политических репрессий в стране. Не так давно произошла новая французская революция. Высокие чины опасались, как бы западный дух свободы не пришел на русскую землю.
Чтобы искоренить любое инакомыслие жандармам приказали проверять все, что печатается. Поскольку цензура могла что-то упустить. Ищейки просматривали произведения, которые издавались в «Современнике» и «Отечественных записках». Вскоре они наткнулись на работу Салтыкова-Щедрина.
Вариант 2
Произведениями Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина зачитывается не одно поколение, его вклад в развитие русского языка и речи невозможно оценить, так как он является автором многих афоризмов. Большая часть произведений наполнена глубоким смыслом, позволяющим проанализировать ситуацию и вынести свои выводы.
Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 г. в деревне Спас-Угол. Следует сразу же отметить, что часть фамилии (Щедрин) была придумана в качестве псевдонима во время его первых проб пера. Семья Салтыковых имела дворянские корни, поэтому мальчик рос и получал достойное образование. Как и положено семьям того времени Михаил был не единственным ребенком Салтыковых, у него было еще 2 брата и 3 сестры. Казалось бы, мальчик должен был быть просто счастлив, ведь у него было безоблачное детство, по мнению окружающих его людей. Сам же Михаил хоть и рос в окружении любящих людей, вспоминал свою мать как крайне сторгую женщину и не чувствовал от нее материнского тепла, а скорее чувствовал себя подчиненным, как и остальные члены семьи. Зачастую властные проявления матери приводили к скандалам и ссорам в семье.
С детства Михаил Салтыков рос любознательным ребенком, поэтому ему не составило сложности выучить 2 языка и увлекаться разными науками. Стремление к новым знаниям благополучно отразились в момент, когда Михаил решил поступить в Московский дворянский институт. Свое обучение он продолжил в Царском лицее, который славился своими знаменитыми выпускниками. Именно в этот период происходит переломный момент в жизни писателя, он делает первые пробы пера. Изменения происходит не только во внутреннем мире Михаила, но и отражаются внешне, он перестал следит за своим внешним видом, появилось пристрастие к сигаретам, ни одна драка не обходилась без него, а в мастерстве нецензурной брани ему не было равных. Возможно, это связано с его увлечением зарубежными социалистами и это их отпечаток проявился в поведении писателя, так или иначе первые произведения автора несли в себе довольно острые вопросы и критиковали действующую власть, это отражалось даже в самом названии произведения «Противоречие».
За свою писательскую деятельность Салтыков-Щедрин был отправлен в ссылку, и его возвращение стало возможным только лишь во время смены власти. Вернувшись домой, он занялся работой при Министерстве внутренних дел, но свое дело он не бросил. Сборник рассказов «Губернские очерки» были опубликованы под псевдонимом Николай Щедрин. Это было необходимо для того, чтобы не отправится в очередную ссылку за свои смелые и пронизанные тонким юмором произведения. Но именно благодаря ссылке Михаил встретил свою жену Елизавету Болотину. Ни родители писателя, ни родители девушки не хотели этого брака и на то были причины: невеста была младше на 14 лет, а жених опальный писатель, тоже не сильно привлекательная перспектива. В браке родилось 2 детей, но союз нельзя назвать счастливым, так как жена не обладала острым умом и очень любила роскошь, что шло в противовес с уже устоявшимися понятиями о жизни у Салтыкова-Щедрина.
До самых последних дней Михаил Евграфович сохранял бодрость духа и не растерял своего уникального сатиристического взгляда на жизнь.
Время учёбы
Отцом Михаила был коллежский советник и потомственный дворянин Евграф Васильевич Салтыков, матерью – урождённая Забелина Ольга Михайловна из семьи московских купцов, получивших дворянство за большие пожертвования на армию во время войны 1812 года.
Евграф Васильевич после выхода в отставку старался из села никуда не выезжать. Главным его занятием было чтение религиозной и полумистической литературы. Он считал возможным вмешиваться в церковные службы и позволял себе называть священника Ванькой.
Супруга была младше отца на 25 лет и держала всё хозяйство в своих руках. Она была строгой, рачительной и даже в каких-то случаях жестокой.
Михаил, шестой ребёнок в семье, родился, когда ей не было и двадцати пяти лет. Почему-то именно его она любила больше всех остальных детей.
Мальчик хорошо схватывал знания и то, что другим детям давалось со слезами и битьём линейкой, он иногда запоминал просто на слух. С четырёх лет его учили дома. В 10 лет будущего писателя отправили в Москву для поступления в дворянский институт. В 1836 году Салтыков был зачислен в учебное заведение, в котором за 10 лет до него учился Лермонтов. По своим знаниям был он зачислен сразу в третий класс дворянского института, но по невозможности досрочного выпуска из учебного заведения – вынужден был учиться в нём два года. В 1838 году Михаил, как один из лучших учеников, был переведён в Царскосельский лицей.
Именно к этому времени относятся его первые литературные опыты. Салтыков стал первым поэтом на курсе, хотя и тогда, и впоследствии понимал, что поэзия – это не его удел. Во время учёбы он сблизился с М.Буташевичем-Петрашевским, который оказал серьёзное влияние на взгляды Михаила. После переезда лицея в Петербург (после которого он стал называться уже Александровским), Салтыков стал посещать собрание писателей у Михаила Языкова, где познакомился с В.Г.Белинским, взгляды которого были ему близки больше других.
В 1844 году Александровский лицей был окончен. Будущему писателю присвоили чин X класса – коллежский секретарь.