Карамзин: жизнь и творчество великого писателя (краткая биография)

Карамзин сообщение кратко. юность и военная служба

Николай Михайлович Карамзин стихи

Рассмотрим несколько известных стихотворений Николая Михайловича Карамзина и проанализируем их особенности.

Водопад

Один из наиболее известных стихотворений Карамзина — «Водопад». Это произведение посвящено водопаду, который был на реке Волге в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Стихотворение было написано в 1781 году, когда Карамзин жил в Ульяновске и работал преподавателем в уездной гимназии.

В этом стихотворении Карамзин описывает водопад как символ неустойчивости и бегства времени. Он использует живописные и эмоциональные образы, чтобы передать свое видение этого природного явления. Стихотворение написано в форме одиннадцатисложных строф и характеризуется красочным языком и глубоким смыслом.

Воспоминания в Царском Селе

«Воспоминания в Царском Селе» — это еще один известный стихотворный цикл Карамзина, который был написан в 1799 году. В нем автор описывает свои воспоминания о пребывании в Царском Селе, где он познакомился с императрицей Екатериной II.

Карамзин использует множество эмоциональных образов, чтобы передать свои чувства и впечатления от Царского Села. Он также обращается к темам природы и времени, чтобы передать свою философскую позицию. В целом, этот стихотворный цикл является ярким примером таланта Карамзина как поэта.

Моя беда

«Моя беда» — это стихотворение, написанное в 1782 году. Оно описывает чувства автора, который любит женщину, но не может быть с ней вместе. Стихотворение написано в форме трехстишия, и характеризуется эмоциональностью и меланхоличностью.

Карамзин использует метафоры и образы, чтобы передать свое состояние и описать свою любовь. Он также обращается к теме времени, чтобы подчеркнуть невозможность его желания. Это стихотворение демонстрирует, что Карамзин не только был талантливым прозаиком, но и глубоким поэтом.

К Софье

«К Софье» — это стихотворение, написанное в 1794 году. Оно посвящено женщине, которую Карамзин любил и которая, как он думал, была недоступна для него. Стихотворение характеризуется глубокой меланхолией и оттенками трагической любви.

Карамзин использует живописные образы, чтобы описать свои чувства, и обращается к темам времени и природы, чтобы передать свои философские мысли. Он также использует повторения и рифму, чтобы усилить эффект своих слов. «К Софье» — это еще один пример таланта Карамзина как поэта.

Детство и юность

Николай Карамзин родился 12 декабря 1766 года. Точное место рождения будущего писателя и ученого неизвестно. Это связано с противоречивыми сведениями из его биографии.

По одним сведениям, местом рождения была Симбирская губерния (ныне Ульяновская область Российской Федерации). В семейной деревне. По другим данным, он родился в Михайловке Оренбургской губернии.


Николай Михайлович Карамзин в молодости

Так или иначе, молодой человек провел свои ранние годы в родовом поместье.

Отец Николая Карамзина — Михаил Егорович. Одно время он находился на действительной военной службе. Когда писатель и ученый родился и вырос, он вышел на пенсию. Выйдя в отставку, он имел звание капитана.

Мой отец был дворянином из среднего класса. Он происходил из знатного рода Карамзиных, которые вели свою историю от татарского предка Кара-Мурзы.

Мать была не менее знатного происхождения. Ее предки были представителями старинного дворянского рода Пазухиных. Сама она предпочитала большую часть времени посвящать семье.

В первые годы жизни мальчик учился в частной школе-интернате. В 1778 году юный Карамзин продолжил образование в другом заведении, которое оказалось в распоряжении Иоганна Маттиаса Шадена, одного из первых преподавателей Московского университета.


Дворянский пансион, где учился Н. М. Карамзин

Уже в то время Николай Михайлович проявлял жадность к знаниям. Он посещал несколько занятий, слушал лекции Ивана Григорьевича Шварца в том же университете. Так продолжалось целых два года.

Отец видел сына кадровым военным. Он настаивал на том, чтобы Карамзин пошел по тому же пути, что и сам родитель. Молодой человек не стал спорить и поступил на службу в гвардейский Преображенский полк. Его пребывание в должности солдата началось в 1781 году.

Однако карьера профессионального чемпиона не сложилась. Молодой человек пробыл в гвардии всего 3 года и вышел в отставку уже в 1784 году.

Нельзя сказать, что это время было потрачено зря. Николай Карамзин встречался со многими людьми. Начал работать над первыми работами.

После окончания военной карьеры мужчина отправляется в город Симбирск. Здесь Н. М. Карамзин знакомится с членами масонской ложи и вступает под влиянием идей в ряды организации. Он назывался «Золотая корона» и продвигал смелые по тем временам идеи, увлекавшие молодых и впечатлительных людей.


Портрет Николая Карамзина в молодости

Вскоре Карамзин переезжает в Москву и активно занимается научной деятельностью. С 1775 по 1779 год в течение четырех лет он числился в Дружественном научном обществе.

Товарищество занималось просветительской деятельностью и состояло почти исключительно из масонов, которые на благотворительной основе работали над переводами западной литературы, а также изданием «хороших» по их мнению книг, с целью поднятия культурно-нравственного уровня русской численность населения.

В Москве молодой человек познакомился со многими прогрессивными людьми своего времени. Среди них можно назвать педагога Н. И. Новикова, писателя А. А. Петрова, ставшего в будущем другом исследователя.

Также А. М. Кутузов, видный представитель оккультизма, сторонник мистических теорий и в то же время талантливый переводчик с немецкого языка.

За годы работы в качестве члена научного сообщества юноша участвовал в издании одного из первых журналов для детей.

Завещание и наследие Николая Карамзина

Николай Карамзин умер 22 мая 1826 года, оставив после себя завещание, в котором он указал на свое желание быть похороненным в Москве, на Рогожском кладбище, а также указал некоторые деньги на организацию памятника на его могиле.

В завещании Карамзин оставил свое имущество в пользу родных, близких друзей и различных благотворительных учреждений. Он оставил деньги на строительство церкви в Петербурге, а также на поддержку приюта для малолетних сирот. Он также оставил деньги своему слуге Никите Попову и другим слугам.

Таким образом, Карамзин не только сделал заметный вклад в литературу и культуру России, но и оставил свое наследие в виде благотворительных пожертвований, которые продолжили поддерживать различные общественные и благотворительные организации долгое время после его смерти.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск

В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие — он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома — масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым

Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе — он участвует в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

Отношения Карамзина с другими писателями и деятелями культуры

Иван Карамзин был ярким представителем литературного движения конца XVIII — начала XIX века, которое получило название «циркуляция». Среди его коллег писателей были начинающие тогда Пушкин, Грибоедов, Жуковский и другие. Карамзин сотрудничал с ними в журнале «Московский журнал», в котором публиковались их стихи и проза.

Однако, не все отношения Карамзина с коллегами были в рамках дружеских отношений. С писателем Василием Тредиаковским у Карамзина была многолетняя вражда, которая даже привела к осуждению последнего в рассказе «Наталья, боярская дочь».

Произведения Карамзина имели большое влияние на российскую культуру и получили высокую оценку деятелей того времени. Например, известного купца и писателя Николая Карамзина, который ценил Ивана выше всех других русских писателей. Кроме того, Карамзин состоял в близких отношениях с высшими представителями царской власти, включая императора Павла I, который был его покровителем.

Отношения Карамзина с другими деятелями культуры также были нередко связаны с его литературной деятельностью. Известно, что он общался с Гнедичем, Державиным, Ломоносовым и другими выдающимися деятелями своего времени. Некоторые из них помогали Карамзину в публикации его произведений и даже переводили их на иностранные языки.

Карамзин — писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803—1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего <Карамзина> на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (—) и повести «Бедная Лиза» (; отдельное издание ) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался[источник не указан 2403 дня], в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развивавшаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница ()

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище ()

Проза Карамзина

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

  • «Евгений и Юлия», повесть ()
  • «Письма русского путешественника» (-)
  • «Бедная Лиза», повесть ()
  • «Наталья, боярская дочь», повесть ()
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» ()
  • «Сиерра-Морена», повесть ()
  • «Остров Борнгольм» ()
  • «Юлия» ()
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть ()
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала ()
  • «Чувствительный и холодный» ()
  • «Рыцарь нашего времени» ()
  • «Осень»
  • Перевод — пересказ «Слова о полку Игореве»
  • «О дружбе» (1826) писателю А. С. Пушкину.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в -х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

В начале 1790-х годов Николая Михайловича Карамзина беспокоит настоящее и будущее русской литературы. Он одним из первых понимает, причина проблемы заключается не отсутствии талантов, каковых в России в действительности много, а в устаревшей традиции классицизма, заложенной в середине XVIII века М.В. Ломоносовым, который провел реформу русского литературного языка и создал теорию «трех штилей».

Тогда эта реформа отвечала задачам перехода от древней литературы к новой. В то время полный отказ от употребления в языке церковнославянизмов был нецелесообразным и преждевременным.

Однако эволюция языка, начавшаяся ещё при Екатерине II, активно продолжалась. Предложенные М.В. Ломоносовым «три штиля», опирались на остроумную мысль писателя-теоретика, а не на живую разговорную речь и ставили авторов в затруднительное положение. Авторы употребляли тяжелые и устаревшие старославянские выражения, хотя в разговорном языке они уже не использовались и были заменены мягкими и изящными.

Понимая это, Н.М. Карамзин решил литературный язык максимально приблизить к разговорному языку, а для этого надо было освободить литературу от церковнославянизмов.

Карамзин упростил синтаксические конструкции и отказался от пространных периодов. Он говорил о том, что служить образцом проза М.В. Ломоносова уже не может, утомительны его длинные периоды, а слова располагаются не всегда сообразно с течением мыслей.

Карамзин, в отличие от Ломоносова, стремился писать короткими и легкими предложениями, что и сегодня является примером для подражания в литературе и образцом хорошего слога.

В основной словарный состав он ввел ряд неологизмов, что обогатило русский язык, и в этом была ещё одна его заслуга.

Предложенные Карамзиным нововведения сегодня хорошо известны – это такие слова как:

  • «промышленность»,
  • «развитие»,
  • «сосредоточить»,
  • «утонченность»,
  • «трогательный»,
  • «занимательность»,
  • «человечность»,
  • «общественность»,
  • «общеполезный»,
  • «влияние» и др.

Иностранные слова в русском языке появились ещё в эпоху Петра I, но они заменяли уже имевшиеся слова в славянском языке и не являлись необходимостью. Часто слова эти использовались в необработанном виде и были тяжелыми и неуклюжими, например, вместо слова «крепость» говорили «фортеция», вместо слова «победа» – «виктория» и др.

Николай Михайлович же старался иностранным словам придавать русское окончание и приспосабливать их к требованиям русской грамматики – «серьезный», «моральный», «аудитория», «эстетический» и др.

Установка его реформаторской деятельности была направлена на живую разговорную речь образованных людей, что стало залогом его творческого успеха.

Он пишет путевые заметки, сентиментальные повести, стихи, статьи, занимается переводом с английского, немецкого и французского языков.

Материалы для создания двенадцатитомной «Истории государства Российского» поступали историку отовсюду.

Так одним из самых преданных «поставщиков» многотомной истории Николая Михайловича был начальник Московского архива Министерства иностранных дел А. Ф. Малиновский. Несколько сотрудников архива по его указанию постоянно разыскивали, отбирали и доставляли историографу древние рукописи.

Позднее Карамзин с благодарностью писал Малиновскому: «За четверть века я не видел от вас ничего, кроме свидетельств истинной дружбы». Кроме того, поступили материалы из собраний Зарубежной коллегии, Синода, Эрмитажа, Академии наук и Троице-Сергиевой Лавры. Информация поступала из библиотек Оксфорда, Парижа, Копенгагена.

В начале 1806 года Александр Тургенев, находясь в Европе, прислал своему пражскому коллеге научные журналы, а затем и книгу Ибн эль-Амуса «История сарацин». С этого момента он стал личным постоянным «европейским корреспондентом» историографа. Державин передает Карамзину свои мысли о старом Новгороде. Со всех сторон приходили письма, документы, журналы, откуда Николай Михайлович мог почерпнуть сведения для первой системной истории России.

Биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка мурзы из Волжской Булгарии Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.

1.1. Начало карьеры

В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское учёное общество».

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».

1.2. Поездка в Европу

В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература.

Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:

1.3. Возвращение и жизнь в России

Н. М. Карамзин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. Его записка сыграла важную роль в судьбе великого российского государственного деятеля и реформатора, главного идеолога и разработчика реформ Александра I Михаила Михайловича Сперанского. Которого, через год после «записки», император сослал на 9 лет в Пермь.

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Карамзин — переводчик[ | ]

В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлий Цезарь». Оценку произведению и собственному переводческому труду Карамзин дал в предисловии:

В начале 1790-х годов это издание, одно из первых произведений Шекспира на русском языке, было включено цензурой в число книг для изъятия и сожжения.

В 1792—1793 годах Н. М. Карамзин перевёл (с английского) памятник индийской литературы — драму Калидасы «Шакунтала». В предисловии к переводу он написал:

Начало издательской деятельности Карамзина относится к тому периоду, когда он вернулся в Россию. В 1791—1792 годах Карамзин издает «Московский журнал», где одновременно выступает как редактор. В 1794 году выпускает альманах «Аглая» (т.1, 1794; т. 2, 1795; переиздание, 1796) . Такой тип издания был новым для России и благодаря Карамзину утвердился в её культурной жизни. Карамзин стал также создателем первой русской поэтической антологии, получившей название «Аониды» (1796—1799). В эти сборники он поместил не только свои стихи, но и стихи современников — Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, М. М. Хераскова и многих молодых поэтов. А в 1798 году издает сборник «Пантеон иностранной словесности», в который Карамзин включил часть своих прозаических переводов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: