Поль гоген (1848-1903)

Поль гоген

Ранняя жизнь и образование Поля Гогена

Поль Гоген, выдающийся французский художник, родился 10 июля 1848 года в Европе, в городе Орлеан, в небогатой семье. В детстве он проявлял большой интерес к рисованию и был замечен в своем таланте.

В 1870 году Гоген начал свое художественное образование в Европейской художественной галерее в Руане. После этого он поступил в Парижскую школу изящных искусств, известную как «Эколь де Бозар». Здесь он изучал живопись под руководством известного художника Фернана Кормона и графика под руководством Шарля Гаушета.

В ходе обучения Гоген стал участником различных художественных движений того времени, таких как импрессионизм и постимпрессионизм. Он начал экспериментировать с цветовыми и техническими решениями, создавая свой уникальный стиль. Также Поль Гоген углубился в изучение японского искусства, которое оказало значительное влияние на его работу.

Обучение в «Эколь де Бозар» позволило Гогену окунуться в творческую атмосферу Парижа, стать частью художественного сообщества и найти своих единомышленников. Здесь он познакомился с такими художниками, как Эдгар Дега, Клод Моне и Гюстав Кайбот.

В ходе своего обучения и начальных лет творчества Гоген уже начал создавать заметные произведения и получать признание критиков. Его работы вызывали интерес своей экспрессивностью и оригинальным подходом к композиции и технике.

Сочетание образования, таланта и страсти к художественному поиску помогли Полю Гогену стать одним из самых влиятельных художников своего времени и оказать значительное влияние на развитие искусства века.

Переживания и отчаяние в личной жизни и творчестве

Поля Гогена был человеком, который пережил множество трудностей как в своей личной жизни, так и в творческом пути. Одним из ключевых моментов, оказавших значительное влияние на его настроения, стало предательство его близких друзей.

В 1901 году, после нескольких успешных лет в Париже, Гоген провел разговор со своими друзьями и коллегами из художественной среды. Они остались неудовлетворены его экспериментами с цветом и формой, и его работы стали подвергаться критике. Такое отношение к его творчеству привело к разрыву отношений с несколькими художниками и близкими друзьями, что сильно ударило по самооценке Гогена.

Поля Гогена также постиг драматический рывок в его личной жизни. В 1890 году он встретил свою возлюбленную Метру Шарлотт Казнемейерс, с которой он впоследствии жил и работал вместе. Однако их отношения стали нарушаться из-за конфликтов и непонимания друг друга. Казнемейерс действовала как модель Поля и участвовала в его работах, но она была постоянно болезненна и имела проблемы со здоровьем, что сильно влияло на их отношения.

В 1895 году, Гоген был поражен смертью своего отца, что привело к его глубоком отчаянии и депрессии. Он начал страдать от хронических головных болей и приступов психических расстройств. Эти проблемы сильно повлияли на его работу и подавили его вдохновение. Гоген погрузился во мрак и мрачность, отражая свое состояние в своих картинах. Многие из его работ этого периода отличаются темными цветами, отражающими его эмоциональное состояние.

Тем не менее, эта жизненная трагедия вдохновила Гогена на трансформацию его творческого стиля. Он начал экспериментировать с новыми мотивами и использовал свои переживания как источник вдохновения для создания уникальной и впечатляющей художественной работы. В это время он создал такие известные картины, как «Ночное видение» и «Плач». Его работы стали отражать его внутренние переживания и становиться более глубокими и эмоциональными.

Семья и личная жизнь

В 1973 году Поль взял в жёны молодую датчанку, чуть позже в их семье родился первый ребёнок. Всего за несколько лет родилось пятеро детей, которых Гоген безрассудно покинул в 35 лет, поскольку решил полностью посвятить свою жизнь искусству.

Сейчас полотна художника чрезвычайно популярны как у коллекционеров, так и у обычных ценителей. Он внёс определённую новизну в искусство, отказавшись от традиционных принципов натурализма в пользу абстракции и символов. Поль Гоген создавал каждую картину по-своему, не обращая внимания на каноны и правила.

Его полотна пронизаны ощущением тайны, насыщенные цвета притягивают взгляд снова и снова. Кроме живописи, художник занимался ксилографией, создал несколько гончарных работ, написал собственную автобиографию и оставил после себя множество потрясающих картин. После его смерти Сомерсет Моэм написал свою версию биографии творца, которая стала чрезвычайно популярной.

10 самых известных работ Поля Гогена

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

Самые известные картины Поля Гогена

Картина два года удерживала рекорд, считаясь самым дорогим произведением искусства в мире, после того как владелец, швейцарский коллекционер, продал ее в 2015 году королевской семье Катара за $300 млн.

Огромное, почти четырехметровое полотно создано в 1897 году в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют жизненный путь человека от рождения до смерти и настраивают зрителя на символическое прочтение. Многие образы панно являются мотивами отдельных произведений художника, а все оно в целом словно обобщает вопросы, которые звучали в прежних его картинах.

Завершив работу, Гоген все же совершил попытку суицида. Поднявшись в горы, он принял мышьяк, однако слишком большая доза яда вызвала неукротимую рвоту, что и спасло его. Оправившись, несостоявшийся самоубийца почувствовал давно забытую жажду жить и творить.

На закате жизни художник создал ряд значительных произведений:

Как это часто бывает, мастер не был по достоинству оценен современниками, и лишь после его смерти у всех будто раскрылись глаза. На ретроспективной выставке работ Гогена, прошедшей через три года после его кончины, запоздалая слава догнала живописца.

Современные художники также черпают идеи в наследии мятежного романтика. Приобрести их работы вы можете на аукционах площадки Very Important Lot или напрямую у авторов. Кто знает, быть может, в будущем они составят славу вашей коллекции.

Поль Гоген / Eugene Henri Paul Gauguin. Гении и злодеи.

Постимпрессионисты: Поль Гоген

Жизнь после смерти

Слава пришла к Полю Гогену уже после смерти – через три года – в 1906 году. В Париже прошла большая выставка, где посетители увидели 227 его работ. Теперь они стоили десятки тысяч франков.

Следует отметить, что самого художника мнение публики мало интересовало. Он всегда был уверен в достоинствах своих работ, и никто не мог его переубедить. Долгое время критики не понимали стиль Поля Гогена: яркие, странно используемые краски (например, красные собаки или синие тела людей) вызывали недоумение и раздражение. Однако сейчас творчество художника признано ценнейшим достоянием постимпрессионизма. Картина «Когда свадьба» было продана за 300 миллионов долларов. В 1986 году вышел фильм «Волк на пороге», посвященный Полю Гогену (Дональд Сазерленд в главной роли).

Метис-самоучка

Поль Гоген родился полукровкой: его отец был французом, а мать — перуанкой. Наверное, эти две половины каким-то таинственным образом и определили его художественную стезю.

Родившись во Франции, детство Поль провел в Перу у родственников матери. Отец его умер, когда мальчику исполнился всего год. Воспоминания детства обычно самые крепкие, и Поля всю жизнь волновало море и тянуло в страны, похожие на ту, где он вырос. Когда Гогену было семь лет, мать вернулась с ним во Францию. Мальчик быстро осваивал французский язык, успешно учился, затем поступил на службу во флот. Оставив флот, в двадцать три года он стал биржевым маклером и весьма преуспевал на этом поприще.

Кажется, здесь просто неоткуда было взяться Гогену-художнику. Да, он увлекался живописью и рисованием, но делал это для собственного удовольствия, а материальное положение позволяло ему тогда не только содержать жену и детей, но и тратить ощутимые средства на составление неплохой коллекции картин.

К 1876 году у него уже был один Мане, несколько Ренуаров, полотна Сезанна, Писсарро и Моне. А год спустя Гоген лично встретился с Камилем Писсарро, который пригласил его в Понтуаз и давал уроки на пленэре. Единственный учитель Поля Гогена, папаша Писсарро не только учил его секретам художественного ремесла, но и помог участвовать в выставках импрессионистов в 1879, 1881, 1882 и 1886 годах.

Поль Гоген «Шьющая женщина» (1880)

Поль Гоген «Кафе в Арле» (1888)

Быть может, Поль Гоген и дальше продолжал бы заниматься живописью любительски, но в 1882 году произошел крах биржи. Сотни маклеров, в том числе и Гоген, потеряли работу. И Поль решил попытаться зарабатывать на картинах. Но его полотна не продавались — темноватые, не особенно оригинальные пейзажи, все еще несущие следы ученичества: «Пещера в скале» (1882), «Дети на пастбище» (1884). Решив добиваться признания в среде художников, не способный на компромиссы Гоген, в конце концов, ушел из семьи, чтобы не оставлять живопись. Он жил в нужде, почти нищенствовал и был вынужден для заработка расклеивать афиши.

Но Поль не оставлял попыток подняться. Позже его ждало путешествие в Панаму, из которого он привез ставшую гораздо более светлой и яркой палитру, сделав первый шаг к своей знаменитой «мастерской тропиков». Будет и плодотворное время, проведенное в Понт-Авене, где Поль станет легендой для молодых художников, живших там, в пансионате, и очень продвинется в освоении манеры письма, называемой синтетизмом. Здесь будут написаны его шедевры «Желтый Христос» (1889) и «Прекрасная Анжела» (1889). Но настоящий взлет был еще впереди.

Путь в самостоятельную жизнь

Непрерывное путешествие по всему миру длилось вплоть до 1871 года. Гоген смог посетить: Южную Америку, Средиземное и Северное моря.
Находясь в Индии, к Полю приходят трагические новости — умерла его мать. Женщина оставила сыну завещание, где настоятельно рекомендует продолжать свой вид деятельности и не возвращаться домой, так как друзья семьи, скорее всего его не примут. Несмотря на слова покойной матери, Поль возвращается в Париж, где в 1872 году неожиданно получает руку помощи от друга семьи Густава Арозы, который занимался биржевыми делами, фотографией и был знатным коллекционером живописи. Его рекомендации помогли Гогену получить звание брокера биржи.

В 1873 году, Поль женился на юной красавице Мэтте-Софи Гад, она была с окружения Ароза. Через год супружеской жизни, Поль Гоген становится Отцом, назвали ребенка Эмиль. Так, через некоторое время у него появились еще дети. Алина (1877) года рождения, Кловис (1879), Жан-Рене (1881), Поль рожденный в 1883. Следующие десятилетия, дела у Поля идут значительно лучше, он укрепил свое положение в обществе, материальное благосостояние так же стало намного лучше. Теперь семья может себе позволить хорошую квартиру со всеми удобствами, где особое место выделяется мастерской живописца. На данном жизненном этапе, глава семьи коллекционирует произведения искусства, как и его наставник Ароза. Особым почтением в коллекции художника являются картины написанные импрессионистами. Ко всему прочему, Поль сам начинает творить шедевры.

Воспевший Полинезию

Постепенно Гоген стал укрепляться в мысли, что цивилизация — это зло. Выросший на экзотической родине матери, в Перу, он всегда тянулся к жаркому климату, ярким краскам и экзотике. В 1891 году он уехал на Таити. Новый мир захватил его целиком. Сумасшедшая яркость палитры, намеренное отсутствие гармонии в цветах, глубины и перспективы — Гоген нарушал все правила европейской живописи, искал новые выразительные средства, чтобы отобразить совершенно новое и ранее неизведанное — первобытную, нетронутую цивилизацией культуру, которой он восхищался. Он полностью погрузился в работу и писал с необычайной легкостью. За два года Гоген создал около 80 полотен.

Он приехал во Францию, но совсем ненадолго. Гоген привез в Европу свои новые картины, рассчитывая на удивление и признание, а значит, и на успех.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)

Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет» (1892)

Но в Париже его не ждали, не поняли и не приняли. Выставка, где он представил публике 10 своих новых работ, не вызвала ничего кроме осмеяния. Моделей-таитянок парижское общество называло «четверорукими самками».

Но если бы только общество… Гогена не понимали и его бывшие товарищи. Только Дега, восхитившись новой манерой Гогена, поддержал его и купил несколько полотен. Писсарро, Ренуар и Моне назвали его полинезийскую живопись «скверной».

В 1895 году Поль Гоген окончательно вернулся в Полинезию. Отныне его жизнь была здесь. Он женился на молодой таитянке, писал пейзажи, работал журналистом, сочинял рассказы. Именно тут из-под его кисти вышли лучшие полотна, где отголоски европейской культуры перекрыл мощный чистый голос местных мифов и колорита: «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Королева, жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897). Его последним пристанищем стал остров Хива-Оа, где Поль Гоген скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Славу и признание он получил только после смерти, но влияние его творчества на дальнейшее развитие европейского искусства бесспорно.

Картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1898) хранится в бостонском Музее изящных искусств (США). Сам художник указывал, что «читать» полотно надо справа налево: три группы фигур будут иллюстрациями к поставленным вопросам

Поделиться ссылкой

Биография и творчество Поля Гогена

Когда для Поля Гогена подошла пора обучения, семья вернулась во Францию. В Орлеане он сменил несколько школ и закончил католическую семинарию, которую ненавидел. Юноша мечтал о мореходном училище, которое открыло бы ему возможность путешествовать по миру, знакомиться с другими странами. Однако экзамен он провалил, в 1865 году завербовался в торговый флот матросом и в этом качестве плавал в Бразилию, Чили, Европу.

После франко-прусской войны знакомства помогли ему стать биржевым маклером. Молодой человек сумел добиться благосостояния и высокой репутации в деловых кругах и в 1873 году вступил в брак с датчанкой Метте Гад. К этому же времени относятся первые опыты Поля в живописи. Он посещал класс в частной академии Коларосси, где постигал азы рисунка с натуры.

В 1883 году, уже будучи отцом пятерых детей, Гоген потерял работу из-за кризиса на биржевом рынке и принял решение целиком посвятить себя искусству. Надежды преуспеть на новом поприще быстро развеялись как дым, жена забрала детей и уехала к родителям в Данию.

После краткого визита в Париж в 1895 году Гоген возвращается во Французскую Полинезию — на этот раз навсегда. Здесь, в сочиненном им самим тропическом раю, он нашел упокоение 8 мая 1903 года — не признанный, одинокий, покинутый близкими.

Творчество Поля Гогена

Поль Гоген (1848-1903) — одна из центральных фигур в художествен­ной жизни Франции последней четверти XIX века.

Творче­ство Гогена обычно рассматривают в русле  постимпрессионизма. Но вряд ли к нему можно пол­ностью применить это определение. Художник-самоучка Го­ген последовательно прошел через влияния барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, и ни одно из этих заимствований не изменило его творческого лица.

Поль Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, пе­риодов горького отчаяния, тяжкой борьбы за существование.

Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неутомимых творческих поисков.

Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно рес­публиканского толка. Изменение политического курса заста­вило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, напра­влявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Ее старший сын Поль — будущий художник — с трудом переносил обста­новку закрытых учебных заведений, где он воспитывался, и мечтал стать моряком. Семнадцатилетним юношей нанялся он матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте и в результате лишился наследства по завещанию матери, возмущенной этим «позором».

Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и при­обретает независимое положение. Весь свой досуг он посвя­щает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Колароссии.

Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Се­на у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) — были близки к импрессионизму по манере письма. Но вскоре Гоген, увлеченный эстетической програм­мой символистов, придававших особое эмоциональное значе­ние цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его вещи, написанные в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, отличает тенденция к декоративному по­ниманию цвета, кладке краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, к подчеркнутой выразительности линий и силуэта. Это и определяет, в сущности, стиль Гогена.

В 1888 году Гоген живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался целиком искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мар­тинике новые принципы живописи художник пытается при­ложить к изображению природы и людей французской про­винции, хранившей в своем быту многие черты старины.

Картины «Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобще­нию выразительных средств живописи. Некоторые приемы рисунка и композиции идут в них от японской гравюры.

Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 го­дов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым ду­шевным состоянием художника, которого все более сдав­ливали неумолимые тиски нужды и неприз.нанности.

В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его тузем­цам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь соз­даны знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891), «А ты ревнуешь?» * (1892), «Дух мертвых бодрствует» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893) и другие. В них худож­ник пытается объединить свои реальные наблюдения с чув­ством поэтического строя жизни человека в природе.

Когда в 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген уст­роил выставку своих новых картин, они вызвали восхище­ние друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики пре­тили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раз­дражала завсегдатаев салонов.

Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь, наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896), «Семья таитян» (1896), он создает ряд картин с религиоз­но-мистическими реминисценциями. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложняется: неизменная готов­ность помочь туземцам встречает резкое противодействие колониальных властей. Он умирает приговоренный к тюрь­ме, больной, почти ослепший.

Творчество Гогена

К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей.

В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода.

В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» — автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: