Работы
Сезанн начал свою карьеру в 1860-х годах и продолжал работать до своей смерти в 1906 году. Весь его творческий путь был пронизан стремлением исследовать возможности живописи и создать новый язык в искусстве.
Одной из наиболее известных работ Сезанна является его серия картин с изображениями Монте Сент-Виктор, горы, расположенной рядом с его домом в Экс-ан-Провансе. Он нарисовал эту гору на протяжении многих лет, экспериментируя с различными точками зрения и техниками.
Другая знаменитая серия работ Сезанна — это его натюрморты с фруктами и посудой
Он уделял особое внимание освещению и композиции, чтобы передать сущность предметов и их взаимосвязь с окружающим пространством
Кроме того, Сезанн известен своими портретами, пейзажами и акварельными работами. Он часто изображал своих семьян и друзей, а также окружающую природу и простые сельские пейзажи.
Все работы Поля Сезанна отличаются его особым взглядом на мир и стремлением к исследованию и выражению своей эстетической идеологии. Он оставил огромное влияние на мировое искусство, и его работы до сих пор восхищают и вдохновляют художников по всему миру.
Серия картин «Яблоки»
Сезанн придавал особое значение форме и цвету яблок. Он исследовал, как различные оттенки и текстуры могут влиять на восприятие объекта. В своих картинах Сезанн использовал разные подходы к композиции, экспериментируя с расположением и раскладкой яблок на столе или в корзине.
Также в серии «Яблоки» Сезанн обращается к проблеме света и тени. Он исследует, как свет отражается от поверхности яблок и создает игру света и тени на их поверхности.
Стиль работы Сезанна в серии «Яблоки» характеризуется простотой и отказом от детализации. Художник стремится передать эмоциональную силу объекта, а не его физическую точность. Он использует крупные, четкие мазки кисти, чтобы создать впечатление живописности.
Серия «Яблоки» является одним из наиболее значимых достижений Поля Сезанна, открывая новые художественные исследования в области композиции, цвета и света.
Серия пейзажей «Классический» стиль
Сезанн использовал в серии пастельные тонкие цвета и разнообразные кистевые мазки, чтобы создать эффект света и объема. Он внимательно изучал природу, наблюдая за ее изменчивостью и перенимая ее особенности в своих работах. В его пейзажах заметно влияние классической живописи, в особенности итальянских мастеров.
Характерными чертами стиля серии являются простота композиции, отсутствие деталей и фокус на общем настроении и атмосфере. Сезанн стремился передать не только внешний вид природы, но и ее эмоциональную суть.
Пейзаж 1 | Пейзаж 2 |
Пейзаж 3 | Пейзаж 4 |
В серии пейзажей «Классический» Сезанн исследовал различные приемы и техники, чтобы создать ультра реалистичное впечатление, несмотря на свои уникальные стилистические решения. Эта серия работы стала одним из важнейших достижений в карьере Сезанна и оказала значительное влияние на развитие искусства XX века.
Поздние работы «Синие горы»
В своих поздних работах Поль Сезанн сосредоточился на изображении гор, которые стали его главной темой. Он привнес в свои произведения новый стиль и подход к живописи, который был впоследствии признан важным в развитии искусства.
Сезанн не стремился создавать точные и реалистичные изображения гор, а скорее выражать свое восприятие и эмоции, которые они вызывали у него. Используя яркую и насыщенную палитру, он передавал эффекты света и цвета в своих работах. Он часто экспериментировал с формой и композицией, создавая необычные ракурсы и перспективу.
Центральным элементом работы «Синие горы» является синий цвет, который символизирует бесконечность и непостижимость. Палитра Сезанна в этих работах была особенно насыщенной и разнообразной, от теплых оранжевых и желтых оттенков до холодных голубых и зеленых. Этот контраст цвета создавал особую глубину и динамизм в его картинах.
В работах «Синие горы» Сезанн также использовал характерные для своего стиля мазки, которые придают картины абстрактность и экспрессивность. Он не стремился к детализации и реалистичности, а скорее изображал горы своеобразными способами, передавая свое восприятие и впечатления.
Поздние работы «Синие горы» стали значимым вкладом Поля Сезанна в развитие живописи. Они открыли новые горизонты в восприятии и интерпретации природы и влияли на последующее поколение художников. Сегодня они остаются ярким примером мастерства и инноваций в искусстве.
Париж. Вторая попытка
Гора Сент-Виктуар
К концу 1862 года ему удалось убедить отца в необходимости отъезда, и в ноябре он снова в столице. На этот раз он твёрдо уверен в своём призвании и намерен поступить в Школу изящных искусств. Но тем не менее он заранее противится академическому образованию – опять противоречие. Теперь картины Сезанна – живописное отражение сумрачного, глубоко сокровенного, внутреннего мира. Обостряется его болезненная чувственность, воспалённая фантазия создаёт мрачные образы. К тому же он боится женщин и шутит, что не знает, что с ними делать. Романтик по натуре, Сезанн картины пишет в приглушённых, тусклых тонах, но сквозь эту сдержанность местами прорываются яркие краски.
Теперь он более спокоен, много работает, ходит на этюды, восстанавливает связи по мастерской Сюиса. Особо сближается с уравновешенным и благородным Писсарро и жизнерадостным кутилой Гийеме, по-прежнему часто встречается с Золя. Палитра художника посветлела, мазки разделились, в произведениях стали преобладать пейзажи – Поль Сезанн к ним пришёл под влиянием импрессиониста Камиля Писсарро. Осознанная благодарность другу была так велика, что Сезанн стал прибавлять к своей подписи на картинах «ученик Писсарро».
Экзамен в Школу изящных искусств Сезанн провалил. Молодой художник был в бешенстве, но друзья усмирили его, убедив в несостоятельности Школы с устаревшими методами преподавания. Живописец погрузился в работу, зачастил в Лувр, на выставки, в том числе отверженных (первая как раз прошла в 1863-м). До лета 1864 года, когда Сезанн намеревался отправиться в Экс, он планировал представить что-нибудь жюри Салона. Но работы Сезанна были жюри отвергнуты.
Признание таланта последователями
В 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим прорывом в признании художника обществом
Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».
Выбор жизненного пути
Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.
Берега Марны (вилла на берегу реки)
Картины Сезанна
Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.
Вот названия некоторых самых известных его картин: «Мост в лесу» (1880 г.), «Дома в Провансе близ Эстака» (1882 г.), «Море в Эстаке» (1885 г.), «Портрет мадам Сезанн» (1887 г.), «Вид Гарданны» (1886 г.), «Гора св. Виктории» (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: «Яблоками я покорю Париж». Это восклицание ребенка стало пророческим. Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.
Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество и жанровых картин, в основном написанных маслом.
Личная жизнь художника
Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника. Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн — в своем имении в Провансе, а Гортензия — в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Дружба с Эмилем Золя
Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.
Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.
После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием «Творчество», в главном герое которого — неудачнике и самоубийце — Сезанн узнал себя.
Начало творческого пути
Девушка у пианино
В том же 1858 году в Эксе открывается музей. Хранитель его Жозеф Жибер, художник-портретист, по собственной инициативе даёт бесплатные уроки рисования. С другом детства Филиппом Солари, который хочет стать скульптором, на занятия начинает ходить и Поль Сезанн. Картины и статуи музея вызывают в нём некоторые грёзы, временами он берётся за кисть, стараясь по памяти воспроизвести увиденное.
В конце 1858 года экзамен на степень бакалавра сдан, и по воле отца Сезанн теперь должен поступить на юридический факультет. Но в нём уже созрело желание рисовать! Приходится буквально раздваиваться, днём занимаясь ненавистным правом, а вечером милым рисованием – Сезанн уже мечтает о Парижской академии художеств. Набравшись смелости, Поль сказал о своём желании отцу, тот был взбешён и велел ему выкинуть из головы эту глупость. Несколько месяцев продолжалось противостояние отца и сына. Луи-Огюст всё же сдался и решил позволить упрямцу вкусить богемной жизни.
Творчество
После выпуска из колледжа Поль Сезанн начал проявлять большой интерес к художественному искусству. Поскольку отец видел сына предпринимателем, он настоял на том, чтобы тот получил юридическое образование.
Одновременно с этим, Сезанн посещал местную школу живописи. Глава семейства был не против этого, поскольку и подумать не мог, что Поль свяжет свою жизнь с искусством. Юноша развивал свои способности, а также посещал разные галереи и выставки.
Позднее Сезанн уговорил отца позволить ему посетить Париж, куда его давно звал Эмиль Золя. Это привело к тому, что в 1861 г. он окончательно обосновался в этом городе, начав готовиться к поступлению в Академию художеств. В это время биографии он познакомился с еще малоизвестными Камилем Писсарро и Клодом Моне.
Достаточно долго Поль не верил в собственные силы. Он переживал, что никогда не сможет отобразить на полотне то, что чувствует и как видит окружающий мир. Параллельно с этим он испытывал стыд за то, что не смог оправдать ожиданий отца.
В результате, постоянные беспокойства подтолкнули Сезанна покинуть Париж и вернуться домой. Здесь он начал работать в банке отца, но правовые вопросы не доставляли ему никакого удовольствия. Вследствие этого, парень вновь уехал в столицу.
Тогда же Поль познакомился с Фредериком Базилем, который привел его в мастерскую Марка Глейра, учениками которого были такие мэтры, как Клод Моне и Огюст Ренуар. Изначально по причине врожденной застенчивости в кругу импрессионистов Сезанн чувствовал себя не в своей тарелке.
Первые работы Поля не привлекали внимания культурной общественности, поэтому Салон отказывался их представлять на выставках. Тем не менее, его ободряла поддержка Эдуарда Мане, который тепло отзывался о его картинах. Это помогло ему не отчаяться и продолжить трудиться.
Поля Сезанна абсолютно не привлекали различные планы пространства. Вместо этого он объединял все планы в одно живописное поле, стараясь достичь полного единства композиции. Отдельные перспективы на его полотнах как бы наплывали друг на друга.
Кроме этого, на пейзажах мастера практически отсутствуют прямые линии. Примечательно, что более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар. Поль был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а также то, что творческая сила способна выстроить из хаоса гармонию.
Интересен факт, что Сезанн негативно отзывался о творчестве ряда современников, среди которых Гоген и Ван Гог. Это было связано с тем, что эти новаторы-художники отказывались от классицизма и романтизма, произвольно изображая на своих полотнах чисто индивидуальное видение мира.
За пару лет до своей кончины в парижском Салоне целый зал был предоставлен для показа работ Поля Сезанна. Данная выставка стала его первым настоящим успехом, более того – триумфом мэтра.
Вопрос-ответ:
Какова биография Поля Сезанна?
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Оксе, Франция. Он начал свою художественную карьеру, изучая искусство в Академии изящных искусств в Эксан-провансе. Затем он переехал в Париж, где познакомился с другими художниками и нашел свой собственный стиль. В 1874 году Сезанн стал одним из основателей и выступил на первой выставке импрессионистов. Он умер 22 октября 1906 года, оставив после себя богатое наследие.
Какие работы наиболее известны у Поля Сезанна?
Среди наиболее известных работ Поля Сезанна можно назвать такие картины, как «Ван Гог кострищем поперек», «Купание на острове Ла Гранж», «Гора Сан Виктор», «Постоянная кресло», «Граффити». Эти картины отражают его уникальный стиль и вклад в искусство.
Какой стиль художественного творчества имел Поль Сезанн?
Поль Сезанн был одним из ведущих представителей постимпрессионизма. Его стиль был характерен своеобразной манерой обработки форм и цветов, нарушением привычной перспективы и своеобразной лепкой кистью. Он стремился передать глубину и объем предметов через композицию и цвет в своих работах.
Какое влияние оказал Поль Сезанн на искусство своего времени?
Поль Сезанн сыграл значительную роль в развитии современного искусства. Его необычный стиль и подход к живописи вдохновили многих художников своего времени, включая пикселистов и кубистов. Он стал мостом между импрессионизмом и новыми художественными направлениями, открывая новые горизонты в искусстве исследованиями формы и цвета.
Каким был стиль Поля Сезанна?
Стиль Поля Сезанна отличался от привычных художественных течений своего времени. Он стремился передать в своих работах не только визуальное впечатление, но и эмоциональное и интеллектуальное содержание. Сезанн использовал особую технику нанесения краски и создания текстур. Его работы отличаются глубиной исследования формы и цвета, а также особым взглядом на пространство и объем. Стиль Сезанна оказал значительное влияние на развитие искусства в XX веке.
Знакомство с молодым Сезанном
Поль Сезаннон был французским художником, одним из самых влиятельных и знаменитых представителей постимпрессионизма. Он родился 19 января 1839 года в маленьком провинциальном городке Окс, расположенном в южной части Франции.
Сезанн проявил талант в изобразительном искусстве еще в раннем детстве. Он начал свое творческое развитие в эпоху романтизма, но со временем перешел к экспериментам с новыми стилями и техниками. Молодой Сезанн стал одной из ключевых фигур в развитии постимпрессионизма, стремясь создать новый язык изобразительной живописи.
Важным этапом в жизни Сезанна стало его знакомство с Полем Гогеном, другим выдающимся художником, который сильно повлиял на его творчество. Они стали друзьями и часто путешествовали вместе, исследуя окружающие ими ландшафты и природу. Гоген провел много времени вместе с Сезанном в его родном городе Окс, где они оба наслаждались прекрасным южным светом и яркими красками природы.
Это знакомство оказало большое влияние на Сезанна и его стиль живописи. Он всегда стремился передать свои впечатления от окружающего мира и использовал необычные композиции и цветовые решения. Сезанн стал известен своими яркими и насыщенными цветами, а также особым подходом к изображению форм и объемов.
Знакомство с Гогеном также стало важным в плане признания Сезанна как художника. Под его влиянием Сезанн начал экспериментировать с новыми техниками и концепциями, которые помогли ему создать свое уникальное искусство. Вскоре после этого Сезанн получил свое первое признание и начал выставлять свои работы на парижских выставках.
Знакомство с Гогеном оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Сезанна как художника. Они обменялись опытом и взглядами, взаимно вдохновляли друг друга и создавали важные произведения искусства. Сезанн продолжал работать на протяжении всей своей жизни, создавая уникальные и неповторимые картины, которые оказали огромное влияние на развитие искусства XX века.
Наследие и воздействие Сезанна в искусстве
Творчество Поля Сезанна оказало глубокое воздействие на развитие искусства XX века. Его инновационный подход к живописи и эксперименты с формой и цветом заставили художников переосмыслить традиционные представления об искусстве и открыть для себя новые возможности выражения.
Одной из основных находок Сезанна было использование множества маленьких кистевых штрихов и точечных нанесений краски для создания изображения. Этот его метод, называемый поздней манерой, стал основой для развития таких направлений искусства, как постимпрессионизм и фовизм. Художники, такие как Поль Синьяк, Анри Матисс и Джордж Сера, были сильно вдохновлены этим методом и использовали его в своих работах.
Сезанн также стал предтечей кубизма, одного из наиболее влиятельных художественных направлений XX века. Кубисты, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак, использовали подобные методы композиции и перспективы, которые разработал Сезанн в своих работах. Они стали применять геометрическую декомпозицию формы и переход от объективного изображения к абстрактным орнаментам.
Также, Сезан внес значительный вклад в развитие пейзажной живописи
Его постоянное внимание к деталям и свету в пейзажах стало одним из ключевых элементов в работах других художников. Влияние Сезанна на пейзажистов проявилось в их стремлении не просто изображать окружающую природу, но и передать свои эмоции, а также зрительные и тактильные ощущения при восприятии мира
Таким образом, наследие Поля Сезанна в искусстве продолжает оставаться значительным и актуальным до сих пор. Его инновационные методы и наблюдательность за окружающим миром помогли изменить представление об искусстве и вдохновили множество художников к новым открытиям и экспериментам в своем творчестве.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА ОБ ИСКУССТВЕ
«Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения».
«Мой возраст и моё здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить моё искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено».
«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».
«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».
«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока».
«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!».
«Когда ты в своей работе хоть немного продвигаешься вперед, это достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами».
Вариант перевода: «Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы».
Другой вариант перевода: “Труд художника, которым он достигает совершенства в своем деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают».
«Одобрение других — это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным».
«Я достиг некоторых успехов. Почему так поздно и почему с таким трудом? Неужели искусство и вправду жречество, требующее чистых душ, отдавшихся ему целиком?»
«Мне нечего скрывать в искусстве. Только изначальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которую он должен достичь».
«Мне кажется, с каждым днем я продвигаюсь вперед, хотя и очень медленно».
«Даже с маленьким темпераментом можно быть настоящим живописцем, и можно писать хорошо, не будучи специально колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественное чувство, и вот это-то чувство является пугалом для всех буржуа. Институты, Стипендии, отличия, придуманы только для глупцов, шутов и пройдох. Бросьте критику, занимайтесь живописью. Спасение — в ней».
Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.
Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.
Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.
Краткая биография
- После ухода из университета Поль начал изучать художественное мастерство дома, в специально оборудованной для этого мастерской. Уроки ему давал местный художник Жозеф Жибер.
- В 1861 г. после долгих уговоров отец отпустил молодого человека в Париж, где тот поступил в Академию Сюиса. Впечатлённый работами столичных художников, он начал искать свой собственный стиль. Юноша часто посещал Лувр, особенно восхищаясь работами Делакруа.
- Через несколько месяцев сомневающийся в собственном таланте Поль вернулся в родной город и даже недолго поработал в банке отца, но затем снова уехал в Париж. Картины начинающего живописца успехом не пользовались, но Сезанн продолжал усердно трудиться. В столице его поддерживал друг Эмиль Золя, а также художник Камиль Писсаро, сумевший разглядеть талант в смелых картинах молодого человека.
- Позднее Сезанн сделал попытку поступить в престижную школу искусств Эколь-де-Бозар, но его работы сочли «слишком буйными».
- В 1864 г. молодой художник предложил несколько своих работ для выставки в Салоне, но комиссия их отвергла. С упорным постоянством Поль ежегодно предлагал Салону картины, получая отказ за отказом.
- Из Парижа художник часто приезжал в Экс, в родительский дом. Он зависел от отца материально и боялся его. Этот страх ощущается в картине «Портрет Луи-Огюста», написанной в 1866 г.
- Ранние картины Сезанна были очень эмоциональными, полными мрачных красок и сюжетов. Например, «Натюрморт с хлебом и яйцами» 1875 г., «Вскрытие» 1869 г., «Тающий снег в Эстаке» 1870 г. и др.
- Последовав совету Писсаро, Сезанн с семьёй в 1872 г. перебрался в небольшой живописный город Понтуаз. Там художник под влиянием старшего товарища начал писать в импрессионистской манере, его палитра стала светлее, мазки легче.
- В 1874 г. состоялась первая выставка импрессионистов, участие в которой принял и Сезанн с картинами «Новая Олимпия», «Дом повешенного» и несколькими пейзажами. Выставка вызвала настоящий скандал и шквал критических статей в прессе.
- В 1877 году Сезанн представил несколько работ на Третьей выставке импрессионистов. К ней он написал портрет коллекционера Виктора Шоке, одного из первых почитателей нового художественного направления.
- В 1880 г. художник гостил у Золя. Тогда он написал известную картину «Замок Меданн».
- В последующие годы живописец много работал, постоянно совершенствуя свой стиль и технику, но продолжал оставаться не известным широкой публике.
- В 1886 г. резко оборвалась дружба Сезанна и Эмиля Золя. В этом году был издан роман уже ставшего знаменитым Золя под названием «Творчество». Образ главного героя книги – художника-неудачника – был списан писателем с друга. Поль был оскорблён до глубины души, и с тех пор бывшие друзья перестали общаться. Эта книга также была встречена критически всеми импрессионистами.
- В том же году скончался отец живописца, оставив сыну хорошее наследство. Поль, не обеспокоенный больше своим материальным положением, смог с удвоенной силой отдаться творчеству. Он уединился в своей студии в родительском доме.
- Живя в Эксе, Сезанн множество раз пишет знакомый с детства вид на гору Сент-Виктуар, стремясь ухватить и передать на полотне истинную сущность горы. Одной из самых известных работ с этим видом стал пейзаж, созданный в 1887 г.
- В 1890 г. художник написал портрет горячо любимого сына.
- В том же году по заказу Виктора Шоке была написана картина на театральную тематику «Пьеро и Арлекин», для которой художнику позировал сын и его друг.
- В 1892-1896 гг. была написана серия картин «Игроки в карты».
- Признание к живописцу пришло только в 1895 г., когда его полотнами заинтересовался известный торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар. Он организовал в Париже первую персональную выставку художника, представив публике около 150 его картин. У Сезанна появилось множество поклонников – начинающих художников.
- В 1897 г., после смерти матери, художник был вынужден продать отцовское поместье и переселиться на съёмную квартиру.
- В 1901 г. он приобрёл участок земли в Эксе и организовал там студию.
- К наиболее известным картинам Сезанна 1900-х гг. относятся: «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Дорога у горы Св. Виктории», «Большие купальщицы».
- Одной из последних работ живописца стал акварельный портрет садовника Валье 1906 г.
- В середине октября 1906 г. при работе на пленэре художник попал под сильный дождь и простудился.
- 22 октября 1906 г. Поль Сезанн скончался от воспаления лёгких.
Автопортрет (1890)
Итоги творчества Сезанна
Итоги творчества Сезанна не могут быть выражены в каких-либо однозначных формулировках. Многое зависит от того, в рамках какой традиции эти итоги осмысливать. Если осмысливать эти итоги в рамках не общеевропейской, а именно французской художественной традиции, то можно сказать, что Сезанн стремился и смог соединить в своём творчестве две ведущие французские традиции: классицизм и романтизм, интеллект и страсть, уравновешенность и порыв, гармонию и кипение чувств.
В истории искусства именно плодотворность попыток Сезанна создать новый большой стиль, а не сам стиль Сезанна как художественный канон, составила его славу. Это тем более верно, что из работ Сезанна можно делать для себя самые разные художественные выводы. Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Каждый может взять для себя из работ Сезанна то, что хочет, а не то, что диктовал раньше художественный канон. Именно поэтому творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников.
Главное при восприятии картин Сезанна — не поддаться соблазну выстроить на их основе какую-либо теорию, художественную или философскую. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Суть своего подхода он как раз и определял, как отсутствие любого теоретического посредничества между художником и природой вещей. Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов.
- Девушка у пианино (Увертюра к «Тангейзеру»). ок. . Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Букет цветов в голубой вазе. -. Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Мост через Марну в Кретее (Берега Марны). -. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
- Курильщик. -. Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Гора св. Виктории. -. Эрмитаж, Санкт-Петербург