Рафаэль (введение)
Хронологически неправильно рассматривать Рафаэля Санти (1483–1520) после Микеланджело, ибо, когда Микеланджело создавал свои последние произведения, Рафаэля уже сорок лет, как не было в живых. Творчество Микеланджело служит связующим звеном между Ренессансом и эпохой барокко, тогда как в творчестве Рафаэля слышится еще чистая речь классицизма.
Однако деятельность Микеланджело служила одной из предпосылок для деятельности Рафаэля. Многие из своих произведений Рафаэль не создал бы, если бы не имел перед глазами великих созданий Буонарроти.
В нем воплотилось все, что мы считаем красивым. Все до него жившие художники были только «прерафаэлитами».
Он не был пионером, не был искателем новых путей, одним из тех загадочных явлений, силы которых бьют, точно из неведомых источников. Нет, он исходил из уже известного и наличного. Он перенимает, подделывается, синтезирует, присваивает себе плоды целого поколения.
Автопортрет
Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля. Этот юноша с интеллигентным, симпатичным лицом, с обнаженной шеей и длинными волосами артиста, с чистыми, кроткими, девичьими глазами, напоминающими Мадонн Перуджино, вполне соответствует портрету Рафаэля, нарисованному Вазари: «Когда он представал перед товарищами, исчезало в последних нерасположение духа, испарялись низкие мысли. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он был кротким и мягким, привлекательным и ласковым. Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь, исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов.
В творчестве Рафаэля преобладает способность воспринимать чужие мысли. Этим объясняется огромное число произведений, созданных им за его короткую жизнь. Его стиль меняется почти с каждым годом. Самый восприимчивый из всех когда-либо существовавших художников, Рафаэль соединяет в своих руках все нити, претворяет ценности, созданные другими гениями, в новое единство стиля. Этот эклектизм носит у него характер гениальности.
Юношеские картины Рафаэля проникнуты сентиментальностью умбрийской школы его учителя Перуджино. Их начинаешь любить не только потому, что они отличаются добросовестной отделкой, но и потому, что они — исповедь красивой души, вкладывающей в заимствованное много нежности. Особенно пейзаж на фоне часто прелестен, например, на «Мадонне Конестабиле», где по лугу тихо струится ручеек, а на горах блестит последний весенний снег.
Поздние работы
В последних картинах Рафаэля высокий стиль, до той поры столь холодный, столь скульптурный, согрет и одушевлен христианским духом, мистической восторженностью, охватившей когда-то мальчика в мастерской Перуджино.
Преображение
Не совсем забыты воспоминания об эллинском мире в последней картине Рафаэля — «Преображении». Стоящая внизу мать, указывающая мальчику на апостолов, является одной из вдохновеннейших фигур, навеянных античной скульптурой. Однако вверху картины точно слышатся звуки, долетевшие с родины Франциска Ассизского — Урбино. Озаренный вечерней зарей пейзаж служит красочным переходом к неземному сиянию эфира.
«Сикстинская Мадонна» завершает деятельность Рафаэля гармоничным аккордом. Здесь соединилось все, что составляло силу гения в разные эпохи его творчества.
Особенности личной жизни художника
По свидетельству современников (это подтверждают автопортреты), Рафаэль был изящным, хорошо воспитанным человеком. Он писал стихи, пел и музицировал. У маэстро были приятные манеры, он прекрасно чувствовал себя в светском обществе и всегда был окружен друзьями и поклонниками.
Труд художника хорошо оплачивался, он жил в особняке, построенном по собственному проекту. Многие богатые и знатные люди страны хотели выдать за него своих дочерей. Кардинал Баббиена пытался добиться его помолвки со своей племянницей, но в последний момент художник отказался.
В жизнеописании Рафаэля приводится интересный факт. Тридцатилетнего маэстро покорила дочь пекаря Маргарита Лути, которую он прозвал Форнарина (Булочка). Юную красавицу художник выкупил у ее отца, и в течение 6 лет она служила моделью для его картин. Девушка позировала для «Сикстинской мадонны», полотен «Дама с вуалью», «Женский портрет» и многих других.
Знаменитый художник ушел из жизни рано, в возрасте 37 лет. Точная причина смерти его неизвестна. В биографии, которую кратко составил его современник писатель Вазаре, говорится, что он умер от распутства. Вернувшись домой после бурной ночи, маэстро почувствовал себя плохо. Его лечили известные врачи, но ему становилось все хуже. Великий художник умер 6 апреля 1520 года. Могила Рафаэля находится в римском Пантеоне.
По мнению современных исследователей, причиной смерти художника была простуда, полученная при раскопках древнеримских похоронных сооружений. Главным методом лечения средневековых врачей в то время было кровопускание, но оно лишь ухудшило состояние больного. Возможно, что маэстро просто не выдержал подобных процедур.
После смерти Рафаэля Форнарина получила в наследство дом и содержание. Но она отказалась от всего и ушла в монастырь. В монастырских записях она числится как вдова художника. Некоторые исследователи считают, что Рафаэль тайно обвенчался со своей возлюбленной.
Великий мастер эпохи Возрождения оказал огромное влияние на развитие итальянской и европейской живописи.
https://youtube.com/watch?v=mEOPg6z4k0o
Любовь и смерть
Рафаэль никогда не был женат, но как говорят, имел много любовниц. Главная из них – Маргарита Лути, была его любовницей на протяжении всей жизни при папском дворе. Он был помолвлен с племянницей кардинала Биббиена, Марией Биббиен, но это, по-видимому, было скорее по просьбе кардинала, чем из-за какого-либо реального энтузиазма со стороны художника.
«Форнарина» (La Fornarina) возлюбленная Рафаэля.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Он был известной личностью, знаменитым, богатым, и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом), и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
«Преображение» (Transfiguration) 1520 год, картина закончена прямо перед его смертью.
Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов), и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Многие малые художники бессодержательно подражали ему, но он был основным источником вдохновения для великих классических художников, таких как Аннибале Карраччи, Никола Пуссен и Энгр.
Гробница Рафаэля и Марии Биббиены в Пантеоне. Мадонна выполнена Лоренцетто,
фото Ricardo André Frantz, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Саркофаг Рафаэля, фото Wknight94 talk, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
В современную эру прошлый канонический статус Рафаэля говорит против него, и его неизбежно сравнивали, часто неблагоприятно, с Леонардо и Микеланджело, лица и артистическое выражение которых, более полно согласуются с чувствительностью XX века.
«Избиение младенцев» (The Massacre of the Innocents), выгравирована Раймонди по эскизу Рафаэля. Версия «без елей».
«Суд Париса» (Judgement of Paris), оказавший влияние на Мане, который использовал сидячую группу в своей самой известной работе.
Возможный автопортрет Рафаэля, написанный в юности.
Автопортрет. Рафаэль на заднем фоне фрески «Афинская школа».
Портрет юноши (Portrait of a Young Man), 1514 год, утерян во время Второй мировой войны. Предполагаемый автопортрет Рафаэля.
(перевод статьи английской википедии)
Искусство синтеза: открытие нового направления
Великий итальянский художник Рафаэль Санти был одним из самых талантливых и влиятельных художников эпохи Возрождения. Он не только оставил богатое наследие полотнами изображающими религиозные и мифологические сюжеты, но и внес огромный вклад в развитие искусства синтеза.
Рафаэль был первым, кто начал применять в своих работах новый подход к созданию композиции. Он использовал элементы различных стилей и техник и объединял их воедино, создавая гармоничные и цельные произведения. Такой синтез стилей искусства стал его основным знакомым стилем, который получил название «стиль Рафаэля».
Этот новый направление имело огромный успех и оказало значительное влияние на искусство Возрождения. Многие художники того времени начали использовать эту методику, создавая свои произведения в стиле Рафаэля.
- Рафаэль совершил революцию в искусстве, объединяя элементы различных стилей в своих работах.
- Он создал новое направление искусства, которое получило название «стиль Рафаэля».
- Стремление к синтезу стилей и техник стало характерной чертой искусства Возрождения.
Искусство синтеза, открытое Рафаэлем, внесло революцию в мир искусства и оказало глубокое влияние на последующие поколения художников. Его работы до сих пор восхищают своей красотой и гармонией, а стиль Рафаэля стал одним из самых значимых и популярных направлений в искусстве.
Биография[]
Сын живописца Джованни Санти. Прошёл первоначальную художественную выучку в Умбрии у своего отца Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля. Необходимо оговорить и то, что творческий почерк Рафаэля включал синтез приемов и находок других мастеров. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 — 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 — 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное своё творение— «Синкстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. По одной из версий, девушка умерла, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, по другой версии, художник уже был тайно женат на куртизанке Форнарине. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля в соответствии с его эскизами и рисунками.
Успехи и признание в раннем детстве
В раннем детстве Рафаэль Санти уже проявил себя как необычайно талантливый и перспективный художник. Его родители были поражены его способностями с самого раннего возраста, и они оказывали ему всестороннюю поддержку и поощрение в его творческих стремлениях.
В семь лет Рафаэль начал ходить на специализированные курсы рисунка и живописи, где его талант был замечен и оценен преподавателями. Он быстро прогрессировал и с легкостью осваивал сложные техники истины. Его работы отличались точностью и гармонией композиции, а также выразительностью и оригинальностью исполнения.
Возможно, одним из самых важных моментов в карьере юного Рафаэля стало его знакомство и сотрудничество с известным художником итальянского Возрождения Джулио Романо. Вместе с Романо Рафаэль разрабатывал проекты и создавал свои собственные произведения искусства, которые вызывали восхищение и восхищение.
Благодаря своим успехам и заметному признанию в искусстве, Рафаэль Санти стал признанным и уважаемым художником уже в таком раннем возрасте. Его работы были представлены на известных выставках и вызывали большой интерес у публики и критиков. Его имя стало именем-брендом в мире искусства, и его работы оценивались важными коллекционерами.
Таким образом, успехи и признание, достигнутые Рафаэлем Санти в раннем детстве, подтверждают его выдающиеся талант и предвещают ему достойное будущее в мире искусства.
Краткая биография
Рафаэль — сын компетентного и влиятельного живописца Джованни Санти, который был умным и эрудированным отцом. Родился 28-го марта (по некоторым данным 6 апреля) 1483 года.
Навыки и возможности отца позволили получить молодому Рафаэлю отличное воспитание. Казалось, что прогрессивный рост, известные покровители и денежные богатства для него — вопрос времени. Живописец был благословлен с самого начала.
Однако, в 1491 умирает мать Рафаэля, которому было на тот момент 8 лет. А отец уходит из жизни тремя годами позже.
Первые работы
До своей смерти Джованни сумел устроить своего сына в качестве ученика в мастерской Пьетро Перуджино, который был успешным и востребованным мастером. К 1500 году Рафаэль, в возрасте семнадцати лет, становится молодым мастером, выбираясь из непростого финансового положения, во многом благодаря автопортрету и первым работам на заказ.
Хотя Рафаэль достаточно быстро «освободился» от стиля своего учителя, метод построения картин Перуджино преследует его на протяжении всего творческого пути.
Слава и признание
Заказчики из умбрийских городов обеспечили источник потенциальных клиентов и высоких гонораров для молодого художника. Уже в раннем возрасте качество работ не оставляло сомнений в том, что юный талант построит прибыльную карьеру.
Станцы Рафаэля
К 37 годам «портфолио» насчитывает множество картин, учитывая преждевременную картину.
Мастерство Рафаэля и богатые клиенты дали ему возможность трудиться в собственной мастерской и обучать около пятидесяти учеников, некоторые из которых помогали в работе над Станцами.
В 1515/16 годах он проектирует серии гобеленов на тему Святого Петра и Павла для Сикстинской капеллы. В 1517 занимается украшением лоджий Ватикана.
Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля были грандиозны по своей конструкции и концепции. Архитектурный замысел, фрески, украшения и лепнина создали прорыв в искусстве, воссоздали декоративный блеск античности, который так привлекал в эпоху Возрождения.
Любовь и смерть
За всю свою жизнь Санти не успел побывать женатым, однако, как сообщают некоторые источники, имел любовниц и обожательниц, одной из которых была Маргарита Лути. Живописец также, вероятнее всего по просьбе кардинала Медичи, был помолвлен с Марией Биббиен, его племянницей.
Вазари сообщает, что смерть художника связана с сексуальными контактами (откуда он это знает — не ясно). Из-за Лути, по некоторым сведениям ведущей распутный образ жизни, мастер страдал от острых болей свои последние 15 дней.
В апреле 1520 Рафаэль Санти ушёл из жизни и был упокоен в Пантеоне день спустя. Известный, богатый и красивый художник оказал влияние на многие поколения живописцев и по праву считается одним из трех лучших мастеров эпохи Ренессанса, наряду с Микеланджело и Леонардо.
Живопись
Рафаэль Санти быстро прогрессировал, что позволило ему не только обойти всех учеников Перуджино, но и превзойти своего наставника. В 1502 г. он написал свою первую мадонну – «Мадонну Солли». Стоит заметить, что изображать на холсте мадонн художник будет до конца творческой биографии.
С каждым годом манера исполнения работ Рафаэля становилась все более совершенной, вследствие чего у него выработался собственный стиль. В 1504 г. он представил свои первые крупные картины – «Обручение Девы Марии» и «Коронование Марии».
Тогда же Рафаэль обосновался во Флоренции, где ему посчастливилось познакомится с такими мастерами, как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он был потрясен творчеством этих живописцев, поэтому начал скрупулезно изучать их технику и художественные приемы.
«Афинская школа»
За годы биографии, проведенные во Флоренции, Рафаэль написал порядка 20 мадонн, а также получал массу заказов на библейские сюжеты. Примечательно, что каждая из рафаэлевских мадонн отличалась индивидуальностью и некоей материнской прелестью.
По мнению искусствоведов, это могло быть связано с ранней кончиной матери художника. В скором времени, Рафаэль приобретает признание в стране, получая еще больше заказов на мадонн. В этот период он создал такие шедевры, как «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» и др.
В 1508 г. по приглашению папы Юлия II Рафаэль переезжает в Рим, в котором проживет до конца своих дней. По просьбе папы Санти предстояло расписать фресками некоторые залы (Станцы) Ватиканского дворца. Ознакомившись с эскизами мастера лидер Ватикана был настолько впечатлен увиденным, что предоставил ему поверхности ряда других помещений.
Станцы Рафаэля представляют собой 4 зала величиной 6×9 м, в каждом из которых по 4 фресковых композиции. Объем работ был настолько велик, что живописец решил прибегнуть к помощи учеников. К слову, четвертая Станца Константина – полностью расписана его учениками.
Отдельного внимания заслуживает фреска «Афинская школа» (500 × 770 см), на которой Рафаэль изобразил 50 философов, в облике которых узнаются черты лиц итальянских живописцев и мудрецов: Платон написан с да Винчи, Гераклит имеет сходство с Микеланджело, тогда как Апеллес похож на самого Рафаэля.
Данная фреска является одной из лучших произведений эпохи Возрождения. Занявший место усопшего Юлия II папа Лев X в 1513 г. также восхищался талантом художника. В связи с этим, он сделал его главным архитектором и хранителем ценностей.
«Сикстинская мадонна»
Позднее Рафаэль руководил постройкой собора Святого Петра, а также произвел перепись древнеримских памятников. Одновременно с этим, он продолжает создавать новых мадонн, количество которых перевалило за 4 десятка. Самой известной из них является «Сикстинская Мадонна».
Образ девы Марии, держащей в руках маленького Иисуса, Рафаэль писал с 17-летней Маргариты Лути. Женская фигура находится в центре композиции, а по обеим ее бокам располагаются папа Сикст II и Св. Варвара. В нижней части полотна находятся 2 маленьких ангела с задумчивыми взглядами.
Стоит заметить, что Рафаэль достиг больших высот и в области портретного искусства. Помимо этого, сохранилось порядка 400 его рисунков. Интересен факт, что в конце 2012 г. на аукционе с молотка ушел рисунок мастера – «Голова молодого апостола» (к полотну «Преображение»). Цена превысила 29,7 млн фунтов стерлингов, что стало абсолютным рекордом для графических работ.
Живопись
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил . Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.
С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии ( написан с да Винчи, похож на ). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.
В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.
Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.
«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название — «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).
Краткая биография
- В 1501 г. талантливого подростка отправили в Перуджу, учеником к знаменитому Пьетро Перуджино. Там он учился до 1504 г. Вскоре работы ученика стало практически невозможно отличить от работ учителя, настолько мастерски они были выполнены.
- Самыми известными картинами молодого художника этого периода стали: «Мадонна Солли», «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии», «Сон рыцаря», «Три грации». Эти ранние работы выполнены в манере Перуджино, свой стиль появится у Рафаэля позднее.
- В 1504 г. Рафаэль вместе с учителем переезжает во Флоренцию, где знакомится с великими мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бастиано да Сангалло, Баччо д’Аньоло и другими. Он тщательно изучает анатомию, перспективу, технику и художественные приёмы флоринтийских живописцев. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной работы Леонардо да Винчи «Леда и лебедь».
- Первым флоринтийским заказом молодого художника стал парный портрет состоятельного торговца шерстью Аньоло Донни и его супруги Маддалены, выполненный в 1506 г.
- Во Флоренции Рафаэль создал около 20 работ с изображением мадонн. Самые известные из них: «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребёнком» (1504-1505 гг.), «Мадонна со щегленком» (1505-1506 гг.), «Прекрасная садовница» (1507-1508 гг.).
- В 1505-1506 гг. был создан известный женский портрет «Дама с единорогом». В этой работе прослеживается влияние «Джоконды». Считается, что натурщицей была Джулия Фарнезе.
- В 1506 г. художник написал свой знаменитый автопортрет, с которого на зрителя смотрит спокойный красивый юноша в чёрном берете.
- В 1507 г. по заказу Аталанты Бальони Рафаэль пишет картину «Положение во гроб» для алтаря в память о её погибшем сыне.
- В 1508 г. художник отправляется в Рим. Благодаря протекции архитектора Донато Браманте Рафаэль становится придворным живописцем папы Юлия II.
- По заказу папы Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Для первой станцы делла Сеньятура с 1508 по 1511 гг. он создаёт фрески с аллегорическими изображениями человеческой деятельности: «Диспута» – богословие, «Парнас» – поэзия, «Афинская школа» – философия, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие. Наиболее интересной из них является «Афинская школа». Некоторым изображённым на ней великим древнегреческим деятелям живописец придал портретное сходство с современниками. Так, на ней можно найти портрет Микеланджело в образе Гераклита, Леонардо да Винчи в образе Платона, Браманте в образе Евклида и самого Рафаэля, наделившего своими чертами древнегреческого живописца Апеллеса. Папе работа мастера так понравилась, что он поручил ему расписать ещё 3 залы. Для выполнения такого объёмного заказа живописец набрал учеников, сделавших по его эскизам большую часть фресок.
- В 1511 г. художник написал картину в форме тондо «Мадонна Альба». Всего в Риме мастер создал более 10 мадонн. Самой прекрасной по композиции, колориту и гармонии считается «Сикстинская Мадонна», законченная в 1513 г. Для образа Мадонны позировала возлюбленная мастера Маргерита Лути.
- Также 1511 г. датируется одна из лучших фресок мастера – «Триумф Галатеи». Она была написана для украшения загородной виллы состоятельного итальянского банкира Агостино Киджи.
- В 1512 г. Рафаэль пишет портрет папы Юлия II, на котором сумел передать не только черты, но и характер понтифика.
- В 1513 г. новый папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для росписи 10 шпалер (ковров), которые должны были украшать Сикстинскую капеллу в праздничные дни. Художник трудился над ними в течение 3 лет. На сегодняшний день сохранилось только 7 картонов.
- После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль занял пост главного архитектора собора Святого Петра. Он составил новый план для собора. Деятельность Рафаэля-архитектора не ограничивалась только одним собором. По его проектам было возведено несколько церквей, спроектированы фасады зданий.
- В 1515 г. художник стал хранителем ценностей Рима. Он отвечал за перепись и сохранность памятников.
- В 1515-1518 гг. Рафаэль выполняет несколько алтарных образов для церквей.
- В 1516 г. он начинает свою последнюю работу – картину «Преображение» для нарбоннского собора по заказу кардинала Джулио Медичи. Над ней мастер трудился до 1520 г.
- 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет Рафаэль Санти скончался. Исследователи считают, что причиной смерти художника стала римская лихорадка.
№7
Как пишет Джорджо Вазари, биограф Рафаэля, живописец должен был жениться на Марии Биббиене, племяннице влиятельного кардинала.
Кардинал Биббиен предложил живописцу жениться на своей племяннице. Рафаэль не мог отказать такому влиятельному человеку, но сообщил о том, что сделает это через 3-4 года. Возможно, он надеялся, что кардинал забудет его обещание, но кардинал вернулся к этому вопросу снова, через отведенный срок. Тогда Рафаэль стал женихом Марии, но свадьбу всеми силами оттягивал. В итоге, Мария умерла, так и не дождавшись замужества.
Почему он не женился на Марии? Скорее всего он ее не любил, и, как мы уже отметили ранее, у него была другая возлюбленная – Маргарита Лути.
Причина смерти Рафаэля Санти
Итальянского художника XVI века Рафаэля Санти называют одним из самых величайших титанов эпохи Возрождения, ставя на одну ступень с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. Все трое были современниками, несравненными живописцами, проявлявшими замечательные способности в архитектуре, литературе и многих других сферах знаний и умений. У каждого из них был собственный творческий стиль, своё философско-художественное видение мира. Искусство Рафаэля отличалось идеалистическим мировоззрением и легенд о его жизни было сложено большое множество. О причине смерти Рафаэля Санти тоже высказывалось немало самых разных версий.
Он родился в 1483 году в Урбино, в Восточной Италии. Первый опыт рисования Рафаэль получил дома: его отец был художником и писал стихи. В родовом гнезде — доме Рафаэля, где сейчас музей, до сих пор хранится первая написанная им «Мадонна с младенцем». В 1501 году юный художник отправился на обучение к известному маститому художнику Пьетро Перуджино в Перудже и после окончания учёбы работал в его мастерской подручным. До тех пор, пока Рафаэль не выработал собственный творческий стиль и метод, его картины были отмечены заметным влиянием учителя.
В 1504 году начинающий живописец отправился в Мекку итальянского искусства того времени – Флоренцию, где под покровительством Лоренцо Медичи, изобразительное мастерство достигло небывалых высот. В это время там творили лучшие гении Возрождения. Рафаэль увиделся с Леонардо и Микеланджело, общался с ними, копировал их произведения и совершенствовал своё искусство живописи. В этом городе Рафаэль создал 20 картин с любимым сюжетом – «Мадонной», сумев придать образу каждой картины индивидуальность и очарование прелести, удававшееся ему как никому другому.
С 1508 года началась жизнь живописца Санти в Риме, при Ватикане. Именно здесь он создал свои лучшие полотна и стал официальным художником папской столицы, чтобы остаться в городе до конца своих дней. Здесь был выполнен заказ на роспись «Станци Делла Сеньятура» со знаменитой «Афинской школой». Здесь художник расписывал римские церкви, ненадолго отрываясь от работы в Ватикане и написал несколько изумительных алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекиля», прекрасное «Преображение». Здесь написаны самые лучшие из его мадонн и самая прекрасная – непревзойдённая «Сикстинская Мадонна».
В Риме были написаны восхитительные портреты современников художника и самый знаменитый из них – «Портрет папы Юлия II», который своим поразительным сходством с оригиналом приводил зрителей в трепет. Санти мастерски выполнил заказы на другие портреты кардиналов и светских лиц. В вечном городе Рафаэль блеснул новой гранью таланта и в должности главного архитектора собора Святого Петра, сделав новый план. Он достроил ватиканский двор с Лоджиями, возвёл в городе несколько клерикальных и жилых зданий, объединяя по мере возможности, постройку и её декор с назначением и местоположением каждого отдельного объекта. Как всякий образованный человек своего времени, Рафаэль неплохо разбирался в литературе. Дошедшие до наших лет, его стихи и сонеты отличаются стройностью формы, глубиной содержания, красочностью образов и хорошим вкусом.
С автопортрета художника смотрит на мир задумчивый привлекательный молодой человек. По отзывам очевидцев, Рафаэль себе не польстил: он был красивым и горячим мужчиной, пользовавшимся большой популярностью у итальянок, понимающих толк в любви. Его любили знатные дамы, служанки, горожанки, нищенки, клиентки и натурщицы. Легенды связывают с его именем ангелоподобную, но довольно распутную дочь булочника – Форнарину, ставшую прообразом многих его картин и прославленной «Сикстинской Мадонны». Девушка, по преданию, разбила сердце мастера и стала причиной его ранней смерти: злоупотреблявший вином художник умер из-за её измен, после сердечного приступа. Другая легенда, рассказывающая, почему умер Рафаэль Санти, повествует о бурной любовной сцене, вызвавшей удар у Рафаэля прямо на ложе страсти. В любом случае, это была смерть от любви в возрасте 37 лет. И она, возможно, достойна зависти.
Заключение
Оглядываясь еще раз назад на все созданное Рафаэлем в отпущенное ему время, ясно чувствуешь, какие вечные ценности все же содержало его творчество и чего не хватало бы миру, если изъять его ослепительный образ из картины искусства эпохи Ренессанса. Часто в нем нет той индивидуальной нотки, того своеобразия, которые очаровывают нас в других художниках. Но именно потому, что их в нем нет, именно потому, что он парит над своими картинами, как почти бесплотный дух, они как будто отличаются тем же, что когда-то сообщало произведениям безымянного религиозного искусства их силу и мощь: словно они созданы не отдельной личностью, словно в них воплотился дух прекрасного века.