Ранние годы
Микеланджело Буонарроти появился на свет в Тоскане, в городе Капрезе 6 марта 1475 года. Он был вторым ребенком в семье Людовико и Франчески Буонарроти, где росли еще четыре брата.
Отец был обедневшим дворянином из Флоренции и очень гордился своим происхождением. Представители рода Буонарроти, принадлежащие к состоятельной аристократии, в нескольких поколениях были банкирами, но в какой-то момент дела пошли плохо, дед Микеланджело был разорен, в дальнейшем его сын не смог поправить дела и окончательно обнищал. Когда родился Микеланджело, семья настолько обеднела, что отец чуть не лишился привилегий гражданина Флоренции. Доход с маленького владения едва покрывал расходы. В связи с этим Людовико был вынужден поступить на государственную службу.
Из-за трудного материального положения маленького сына отец отдал кормилице. Его вырастили супруги Тополино. В приемной семье Микеланджело научился навыкам владения резцом и разминания глины.
Когда мальчику было 6 лет, мать умерла. Еще через 4 года отец женился второй раз.
Микеланджело не проявлял рвения к учебу в школе, но ему очень нравилось срисовывать фрески и иконы, он любил общаться с художниками.
Слайд 3Обращение апостола Павла — Микеланджело Буонарроти. Около 1542-1546. Фреска. 625×661Здесь
Микеланджело изобразил сцену обращения святого Павла. В Новом Завете рассказывается,
как иудей Савл, гонитель христиан, отправился на их поиски, чтобы привести в Иерусалим и там подвергнуть наказанию. На три дня Савл ослеп и был исцелен по слову Божьему Его учеником, после чего крестился и вскоре стал апостолом Павлом.
Микеланджело изобразил момент, когда Господь проливает сеет на Своего будущего последователя, и тот, ослепленный, падает с коня наземь. Земля, словно увиденная художником сверху, выглядит вздыбленной, к тому же ее поверхность слегка наклоняется влево, и кажется, что главный герой продолжает падать. Но в то же время отчаянный жест вскинутой руки намекает, что Савл готов подняться и идти к новой жизни. Люди вокруг него напуганы, кто-то убегает, кто-то закрывается щитом от слепящего небесного сияния, кто-то сдерживает вставшего на дыбы коня, кто-то бросается к упавшему. При этом все здесь словно замерло — так бывает, когда яркая вспышка света выхватывает из темноты какую-то картину. Сочетание динамики и статичности вносит в изображенное особое напряжение. Некоторые фигуры, например расположенные внизу, срезаны краем фрески, и кажется, будто происходящее продолжается за ее пределами. Кроме того, Микеланджело вводит в композицию увиденный словно из поднебесья пейзаж, что придает сцене космический масштаб.
Интересные факты
Когда Микеланджело жил при дворе Медичи, он поссорился с бывшим учеником Бертольдо Пьетро Торриджано, который ударил его по лицу и сломал ему нос.
В поздние годы Микеланджело все больше обращался к архитектуре. Он был автором проекта Новой Сакристии, построил здание библиотеки Лауренциана, где было много сложных элементов, в которых все мелочи были тщательно продуманы. Он также стал автором проекта Ворот Пиа на северо-востоке стены Аврелиана, подготовив сразу три проекта, из которых папа Пий IV выбрал самый незатратный с фасадом, напоминающим театральный занавес.
По плану, разработанному Микеланджело, была построена Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири — титулярная базилика на пощади республики в Риме, но сам мастер не дожил до завершения ее строительства, которое случилось в 1566 году.
Внешность и интересные факты
Сохранилось несколько необычных фактов о жизни и творчестве Микеланджело:
- До него художники не имели права иметь гербы и носить настоящие фамилии. Обычно их называли в честь отцов, городов или профессии: например, Леонардо да Винчи — Леонардо из города Винчи.
- Во время пребывания во дворе Медичи Пьетро Торриджано в ходе ссоры последний ударом в лицо сломал Буанарроти нос, из-за чего на нем появилась горбинка.
- Сам Микеланджело был набожным человеком, однако один поступок мучил его до конца жизни. После завершения работы над «Пьетрой» для собора Святого Петра авторство было по ошибке приписано скульптору Кристофоро Солари. Возмущенный Микеланджело не стал терпеть это и высек на поясе Мадонны свою подпись: «Это сделал флорентиец М. Буонарроти». После он глубоко сожалел о вспышке гордыни и больше не подписывал работ, из-за чего его рисунки, живопись и скульптуры находят до сих пор.
- Скульптор всю жизнь жаловался на нехватку средств и жил крайне экономно: с минимумом мебели, почти без украшений. Однако после его смерти выяснилось, что Микеланджело скопил огромное состояние, в пересчете на современные деньги — около 10 миллионов долларов.
- Моисей в скульптуре Микеланджело изображен с рогами. Исследователи считают, что это произошло из-за путаницы в переводе Библии: когда Моисей со скрижалями Завета спустился с горы, людям было трудно смотреть на него. Причина обозначена ивритским словом, которое переводится как «лучи» или «рога». Из контекста ясно, что лицо Моисея сияло, то есть испускало лучи, но Буонарроти перевел слово иначе и изобразил неверное толкование.
- После того как Папа Римский доверил Микеланджело работы над архитектурой собора Святого Петра, Буонарроти пожелал, чтобы в указе было отмечено, что он не берет плату и трудится во имя святой любви к Господу. Так он хотел показать, что высоко оценил высказанное Папой доверие.
- Завещание Буонарроти было довольно кратко: «Отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».
Помимо скульптур, творчество Микеланджело Буонарротио включает в себя стихи и сонеты:
Слайд 6Мадонна Дони (Святое семейство) — Микеланджело Буонарроти. 1505-1506. Дерево, масло,
темпера. Диаметр 120Данное произведение — единственная дошедшая до нас законченная
станковая картина Микеланджело (1475-1564), уделявшего основное внимание скульптуре, архитектуре и фрескам. В его монументальных росписях фигуры напоминают скульптуру, и это неслучайно: на вопрос писателя Бенедетто Варки о том, что выше — живопись или скульптура, Микеланджело ответил: «Живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу»
Так и в «Мадонне Дони» или «Тондо Дони» (тондо — круглая по форме картина или рельеф) фигуры Мадонны, Христа, святого Иосифа, святого Иоанна Крестителя и юношей на заднем плане выписаны именно рельефно, скульптурно. Впрочем, эта особенность отличала всю живописную школу Тосканы от, например, венецианской. Центральная группа напоминает скульптурную композицию: она компактна, и создается впечатление, что ее можно обойти со всех сторон и рассмотреть. В этом произведении чувствуется и мышление архитектора, настолько все изображенное устойчиво и надежно «закреплено» в пространстве.
Живопись картины напоминает монументальную, подобную тем фрескам, что Микеланджело выполнил на потолке Сикстинской капеллы в 1508-1512. Фигуры персонажей и складки драпировок «Мадонны Дони» лапидарны, то есть рассчитаны на дальний обзор. Поза Богоматери так же сложна, как и у сикстинских персонажей, словно предназначенная вторить пластике некой архитектуры. А своей пространственной композицией, уходящей в глубину, тондо похоже на расписной потолочный плафон.
И все-таки это станковая картина, о чем говорит ее колорит, складывающийся из глубоких и чистых цветов, не столь необходимых в монументальной живописи, и замкнутая композиция тондо, и живые характеры изображенных. Таким образом Микеланджело, который называл себя, в первую очередь, скульптором, доказал, что прекрасно владеет приемами станковой живописи, и проявил в этом произведении все свои таланты, как и подобало мастеру Высокого Возрождения.
Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды
В 1495 году Микеланджело вновь приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получил от него ни одного заказа. Он вернулся ко дворцу Медичи и создает статуи для наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. Скульптор создает в этот период две скульптуры из мрамора – «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые сейчас утрачены. «Спящего Купидона» Лоренцо просил состарить, чтобы выдать его за старинную находку и продать дороже.
Спящий купидон
В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэль Риарио. Перед этим кардинал купил у Лоренцо «Купидона» из мрамора, но обнаружил, что это искусственно состаренная вещь. Но он был восхищен работой, поэтому никаких претензий не последовало, и он даже взял скульптора на работу.
В период нахождения в Риме (1496-1501) Микеланджело создает «Римскую Пьету» и «Бахус».
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1501 году. Здесь он создает работы на заказ:
- Скульптуры для алтаря Пикколомини.
- Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
- «Двенадцать Апостолов» (1503).
- Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
- В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
- Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
- Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».
В 1505 году папа римский Юлий II заказал Микеланджело гробницу. После этого мастер отправился в Карраре, чтобы выбрать мрамор, и проведет там восемь месяцев.
Работа над гробницей проходит с перерывами в период с 1505 по 1545 год. Для нее Микеланджело создает такие скульптуры, как «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
В 1506 году скульптор возвращается во Флоренцию. В ноябре этого года в Болонье происходит его примирение с Юлием II. Микеланджело получает заказ на изготовление бронзовой статуи Юлия II и в течение 1507 года он работает над ней. В дальнейшем эта скульптура была разрушена.
В мае 1508 года художник отправляется в Рим по просьбе Юлия II, где он будет расписывать потолок в Сикстинской капелле. Он пишет фрески до октября 1512 года.
Потолок в Сикстинской капелле
В 1513 году уходит из жизни Юлий II. Папой Львом X становится Джовани Медичи. Скульптор заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II.
В 1514 году Микеланджело получил заказ на создание для капеллы папы Льва X, находящейся в Энегльсбурге, скульптуры «Христос с крестом».
В июле 1514 года художник отправляется во Флоренцию. Там он заключает третий договор на создание гробницы Юлия II и получает заказ на изготовление фасада церкви Медичи Сан Лоренцо.
В период с 1516 по 1519 год Микеланджело совершает поездки за мрамором в Пьетразанту и Каррару для создания фасада Церкви Сан Лоренцо.
Библиотека Лауренциана
С 1520 по 1534 год художник занят архитектурными и скульптурными работами в капелле Медичи во Флоренции и строительством библиотеки Лауренциана. После изгнания Медичи в 1527 году из Флоренции работы были остановлены, а Микеланджело стал участников народного движения. Падение Флоренции являлось для скульптора смертельной опасностью, но благодаря своему таланту и общественному признанию, а также желанию Климента VII завершить работы по устройству капеллы Медичи, ему удалось спастись.
В 1546 году Микеланджело получил наиболее важные в жизни заказы по архитектуре. Художник спроектировал для папы Павла III новое убранство Капитолия и закончил работу над Палаццо Фарнезе – третьим этажом фасада и карнизом.
Но самым важным делом Микеланджело стало его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Из-за этой работы он не мог вернуться в родной город Флоренцию. Художник пожелал, чтобы в указе было записано, что он служит на строительстве собора не за вознаграждение, а из любви к Богу.
Личная жизнь
Микеленджело приписывают склонность к гомосексуальности, что прослеживается в его поэтических произведениях. Им было создано более 300 сонетов и мадригалов, многие из которых были написаны им в возрасте 57 лет для 23-летнего Томмазо деи Кавальери (1509-1587).
В 1542 году Микеланджело познакомился с Чеккино деи Браччи, умершего спустя всего год. Художник и поэт написал 48 надгробных эпиграмм, в которых выражал свою печаль и скорбь.
Один из юношей, позирующих Микеланджело, по имени Фебо ди Поджио постоянно просил подарки и деньги взамен на любовь, за что был прозван маленьким шантажистом.
Жерардо Перини, еще один молодой человек, позирующий скульптору, используя благосклонность мастера, обворовывал его.
Однако доподлинно неизвестно были ли у него близкие отношения с его пассиями, поскольку считалось, что он был целомудренным.
Единственной женщиной, чье имя было прочно связано с Микеланджело, стала Виттория Колонна. Скульптор воспылал платоническим чувством к 47-летней поэтессе и вдове, которая приехала в Рим в 1536 году. Они писали друг другу сонеты, которые были посвящены духовным аспектам. Они поддерживали связь до ее смерти.
Окончание земного пути
Микеланджело прожил долгую жизнь. Он скончался 18 февраля 1564 г. Перед тем, как отойти в мир иной, он продиктовал немногочисленным свидетелям свое завещание. По словам умирающего, он отдал душу в Божьи руки, тело – земле, а все свое имущество – родственникам.
По распоряжению папы Пия IV, Микеланджело был похоронен в Риме. В соборе Св. Петра ему была построена гробница. 20 февраля 1564 г. тело великого художника временно поместили в базилике Санти-Апостоли.
В марте Микеланджело тайно перевезли во Флоренцию и погребли в церкви Санта-Кроче, неподалеку от Н. Макиавелли.
По характеру своего мощного таланта, Микеланджело был в большей степени скульптором. Но самые смелые и дерзкие замыслы он смог воплотить именно благодаря живописи.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
Микеланджело был набожным человеком. Но и ему были присущи обычные человеческие страсти. Когда он завершил работу над первой “Пьетой”, ее выставили в соборе Св. Петра. Людская молва почему-то приписала авторство другому скульптору, К. Солари. Возмущенный Микеланджело высек на поясе Богородицы следующую надпись: “Это сделал флорентиец М. Буонаротти”. Позже великий художник не любил вспоминать об этом эпизоде. По словам тех, кто знал его близко, ему было мучительно стыдно за вспышку гордости. Больше он никогда не подписывал свои работы.
Поэзия
Поэтическое творчество Микеланджело – яркий образец искусства эпохи Возрождения. Сохранилось порядка 300 его произведений – сонетов и мадригалов. Основные темы, которые затрагивал он в своих стихах, — человек, одиночество художника, горечь разочарования.
Микеланджело начал писать стихи в детском возрасте, но не все дошли до нас. Большинство ранних творений он сжег в 1518 году, а затем перед смертью уничтожил еще часть.
При жизни стихи его не печатались. Первый поэтический сборник вышел только в 1623 году.
Некоторые стихи Микеланджело еще при его жизни были положены на музыку. Композиторы и в последующие века писали песни на его сонеты – Штраус, Вольф, Дмитрий Шостакович.
Как выглядел Микеланджело
Есть несколько портретов великого художника разных авторов – Себастьяно дель Пьембо (1520), Якопино дель Конте (1544-1545), Франциско д’Оланда (1538-1539), Джулио Бонасоне (1546).
Существует гравюра с его изображением автора Кондиви и бюст, созданный в 1564 году Даниеле да Вольтерром.
За основу для описания внешности Микеланджело чаще всего использовали портреты Конте и д’Оланда. Ромен Роллан описывал его как человека среднего роста, мускулистого, широкого в плечах, с круглой головой и квадратным скуластым лбом с впалыми щеками, изрезанным морщинами, сильно выраженными надбровными дугами, редкими черными вьющимися волосами, светло-карими глазами, широким прямым носом с горбинкой, тонко очерченными губами.
Учеба и творчество
В итоге отце сдался, и обучение Микеланджело пошло в соответствии с его наклонностями:
- В 1488 году Лодовико отправил 13-летнего сына в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников. Там мальчик познакомился с основными техниками и материалами, в это же время он сделал первые карандашные копии произведений художников, в которых проявляется его скульптурное видение. Считается, что в это время он написал картину «Мучение святого Антония».
- Через год Микеланджело переходит в школу скульптора Джаванни, патроном которого являлся Лоренцо Медичи (крайне влиятельный человек во Флоренции). Последний решил оказать покровительство молодому гению и пригласил к себе.
- В 1490—1492 годах Микеланджело находился при дворе Медичи. Скорее всего, в это время он создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», а в следующие годы «Геркулеса», ныне утраченного.
https://youtube.com/watch?v=X3xx640uFOU
Слайд 2 Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов
всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез,
где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.
Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония
В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.
В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.
В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.
Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.
В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.
Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.
Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.
Микеланджело Буонаротти скончался в Риме 18 февраля 1564 года.
Биография:
Вопрос-ответ:
Какие основные этапы можно выделить в биографии Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело Буонарроти прошел через несколько этапов в своей жизни. Он родился 6 марта 1475 года в Италии. Сначала он работал скульптором и создал такие величественные произведения, как статуи «Пьета» и «Давид». Позже он занялся живописью, включая фрески на потолке Сикстинской капеллы. В конце своей жизни он стал архитектором и разработал проекты таких знаменитых сооружений, как купол собора Святого Петра.
Какие работы считаются самыми известными произведениями Микеланджело Буонарроти?
Среди самых известных произведений Микеланджело Буонарроти можно выделить такие работы: скульптура «Пьета», статуя «Давид», фрески на потолке Сикстинской капеллы, скульптура «Моисей» и алтарная пьедестал в соборе Санта Мария Новелла. Все эти произведения характеризуются высоким искусством и виртуозностью исполнения и считаются важными вкладами Микеланджело в искусство.
Какой вклад в искусство внес Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело Буонарроти внес огромный вклад в развитие искусства. Он был одним из величайших художников эпохи Возрождения и оказал огромное влияние на искусство своего времени и поздних поколений. Его работы в области скульптуры, живописи и архитектуры являются образцами высокого мастерства и стали важным этапом в развитии этих искусств. В его работах можно увидеть совершенство формы, выразительность и глубину эмоций, которые сделали его творчество известным и уникальным.
Какие техники и стили Микеланджело Буонарроти использовал в своих произведениях?
Микеланджело Буонарроти использовал различные техники и стили в своих произведениях. Он мастерски владел техникой мраморной скульптуры и создавал детальные и реалистичные скульптуры. В живописи он использовал технику фрески, что позволяло ему создавать выразительные и динамичные образы на больших поверхностях. Он также был известен своими архитектурными проектами, где он сочетал стиль классицизма с элементами барокко.
Какие основные факты из биографии Микеланджело Буонарроти?
Микеланджело Буонарроти, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 года в Италии. Он был одним из самых известных и влиятельных художников Возрождения. Микеланджело славится своими скульптурами, в частности «Пиета» и «Давид», а также фресками, включая потолок Сикстинской капеллы и «Судный день» в капелле Медичи.
Какие работы Микеланджело Буонарроти считаются его главными достижениями в искусстве?
Две самые известные скульптуры Микеланджело — «Пиета» и «Давид». «Пиета» была создана им в 1499 году и изображает Иисуса Христа после снятия с креста, лежащего на коленях Марии. «Давид» был выполнен в 1504 году и представляет собой гигантскую статую Давида, перед тем, как он сразил Голиафа. Кроме того, Микеланджело создал множество других скульптур, фресок и архитектурных проектов, которые остаются знаковыми произведениями искусства до сегодняшнего дня.
Цитаты Микеланджело
Читаю высказывания великого мастера и поражаюсь их мудрости и соответствию настоящему времени. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. В сегодняшней статье давайте узнаем наиболее известные мысли и выражения, цитаты Микеланджело.
„Пусть мессер да Винчи, незаконный сын трактирной служанки, корчит из себя белоручку и неженку. Я – потомок древнего рода, не стыжусь моей работы, не брезгаю потом и грязью, как простой поденщик. Что же касается до преимуществ ваяния или живописи, то это спор нелепый: искусства все равны, вытекая из одного источника и стремясь к одной цели. А ежели тот, кто утверждает, будто бы живопись благороднее ваяния, столь же сведущ и в других предметах, о которых берется судить, то едва ли он смыслит в них больше, чем моя судомойка.“
„Я еще ничего не могу, зато я умею учиться.“
„Я беру камень и отсекаю всё лишнее. (В ответ на вопрос: «Как вы делаете свои скульптуры?»)“
„Циркуль следует иметь в глазу, а не в руке, ибо рука работает, а глаз судит.“
„Тот, кто идет за другими, никогда их не перегонит, а тот, кто сам не умеет хорошо сделать, не сумеет хорошо воспользоваться и чужим.“
„Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его.“
Слайд 5Страшный суд. Фрагмент — Микеланджело Буонарроти. 1535-1541. Фреска. Высота около
14 мМножество людей, их сложные позы и отчаянные жесты, композиционные
сгустки персонажей, которые чередуются с пустыми пространствами — все это создает ощущение пробегающих по огромной фреске нервных импульсов. Сравнение данной композиции с росписью плафона показывает, как изменилось искусство мастера: от классически ясного, хотя и напряженного, оно пришло к драматическому, экспрессивному. «Страшный суд» несет черты зарождавшегося в позднем искусстве Микеланджело барокко, художники которого будут создавать стенные композиции с массой персонажей, образующих что-то вроде узлов, потоков, сложных сплетений. Здесь впервые после Проторенессанса оказалась востребована тема Страшного суда, воплощенная к тому же в огромном масштабе. Это свидетельствовало о том, что времена вновь изменились. Наступала эпоха еще неведомого искусства — Нового времени, которое будет обращаться к человеку, каков он есть, не щадить его и вести с ним порой очень сложный разговор.
Обнаженные тела на фреске были восприняты как не соответствующие религиозному искусству, и в 1564 их решили прикрыть драпировками, что поручили сделать Даниеле да Вольтерра. В конце XVI века Климент VIII вообще хотел уничтожить микеланджеловскую работу, но художники римской Академии святого Луки убедили его не делать этого.
Биография Микеланджело
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони появился на свет в понедельник, 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Он был вторым ребенком в семье потомственного банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Мать мальчика умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет и отец женился во второй раз, а сына отдал на воспитание деревенской супружеской паре Тополино. Юный гений рано научился обращаться с глиной и проявил недюжинные способности к искусству.
В 1488 году отец отправил Микеланджело на обучение флорентийскому художнику Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), который научил мальчика азам живописи. Но подростка больше интересовала скульптура, поэтому через год он перебрался в школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), которой покровительствовал могущественный Лоренцо де Медичи (Lorenzo de Medici). Всесильный хозяин Флоренции моментально разглядел талант паренька и взял его под личное покровительство. Но в 1492 году Лоренцо умер, а Микеланджело был вынужден вернуться домой к отцу.
1495 год стал знаковым в жизни художника. Он получил первый крупный заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье и обрел известность по всей Италии. В 1496 году Микеланджело по приглашению кардинала Рафаэля Риарио (Raffaele Riario) переехал в Рим и прожил там 5 лет, создавая многочисленные скульптуры для папского престола и городских храмов.
На протяжении всей жизни Микеланджело часто переезжал из Флоренции в Рим и обратно. Его приглашали в столицу главы католической церкви и делали объемные заказы. В общей сложности художнику пришлось сотрудничать с девятью римскими папами, каждый из которых высоко ценил гения.
Помимо скульптурных работ Микеланджело много времени уделял созданию фресок. Росписью потолка Сикстинской капеллы мастер занимался целых 4 года, но результат превзошел самые смелые ожидания заказчиков. Эта грандиозная композиция включает более 300 тщательно прорисованных фигур, ею ежегодно любуются миллионы туристов, приезжающие в Рим.
Значительный вклад внес Микеланджело и в мировую литературу. Он оставил потомкам более 300 сонетов на любовно-философскую тематику. Практически все свои стихотворные произведения мастер посвящал поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой дружил около 40 лет. Но их отношения были сугубо платоническими, Микеланджело никогда не был женат и тщательно скрывал от посторонних свою личную жизнь.
С середины 1540-х годов художник получает большое количество архитектурных заказов. К числу знаменитых работ мастера относятся создание дворцового фасада Палаццо Фарнезе и нового убранства римского Капитолия. Но всемирную славу гению принесло его главное архитектурное творение — собор Святого Петра.
Именно Микеланджело принадлежит главная идея проекта знаменитого центральнокупольного сооружения. В общей сложности он руководил архитектурными работами в главном католическом храме мира 18 лет, а закончилось строительство собора уже после смерти гения в начале XVII века.
Творческое наследие Микеланджело в живописи заметно уступает по объему многочисленным скульптурным и архитектурным работам. До наших дней сохранилось всего несколько картин великого мастера, которыми он не особенно гордился. Зато гениальный художник оставил потомкам огромное количество сделанных собственноручно эскизов. Он создавал их сотнями в процессе работы над скульптурами и архитектурными проектами на протяжении всей жизни. Рисунки гения и сегодня поражают ценителей искусства величавостью форм и благородством стиля.
Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет. После смерти мастера Папа римский Пий IV отдал распоряжение построить для него роскошную гробницу в соборе Святого Петра, но этим планам не суждено было сбыться. Тело гения через 5 месяцев перевезли во Флоренцию и с большим почетом захоронили в базилике Санта-Кроче, рядом с останками другого великого итальянца Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli).
Над созданием уникальной гробницы Микеланджело трудились сразу 5 известных художников:
- Джорджо Вазари (Giorgio Vasari);
- Баттиста Лоренци (Battista Lorenzi);
- Джованни делла Опера (Giovanni della Opera);
- Валерио Чоли (Valerio Cioli);
- Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini).
Основные выводы
Краткая биография Микеланджело Буонарроти говорит о нем, как о страстной и сложной личности. Интересно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – Александра Пушкина. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?
Микеланджело обладал еще одним даром – находить влиятельных друзей. Он сдружился со вторым сыном Лоренцо Великолепного, Джованни. С течением времени Джованни стал папой Львом X. Также Микеланджело дружил с Джулио Медичи, ставшим впоследствии папой Климентом VII.
Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело. Римский Папа Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!». Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего понтифика – неизвестно.
Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога (Главное меню —> Newsletter ; или —> в подвале сайта).