Начало творческого пути
Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.
В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.
Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.
Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.
Сообщение о мольере краткая биография. Краткая биография мольера самое главное
Краткая биография Мольера (15 января 1622 – 17 февраля 1673).
Мольер (настоящее имя – Жан Батист Поклен) – выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии – родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении – иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.
В 1643 г. Мольер выступает организатором «Блистательного театра». Первое документальное упоминание его псевдонима относится к январю 1644 г. Дела у труппы, несмотря на название, шли далеко не блестяще, из-за долгов в 1645 г. Мольер даже дважды сидел в тюрьме, и актерам пришлось уехать из столицы, чтобы гастролировать по провинциям на протяжении двенадцати лет. Из-за проблем с репертуаром «Блистательного театра» Жан Батист сам начал сочинять пьесы. Этот период его биографии послужил прекрасной школой жизни, превратив его в отличного режиссера и актера, опытного администратора, и подготовил к будущим громким успехам в амплуа драматурга.
Возвратившаяся в 1656 г. в столицу труппа показала в Королевском театре спектакль «Влюбленный доктор» по пьесе Мольера Людовику XIV, который пришел от нее восторг. После этого труппа играла до 1661 г. в предоставленном монархом придворном театре Пти-Бурбон (впоследствии до смерти комедиографа местом ее работы был театр Пале-Рояль). Комедия «Смешные жеманницы», поставленная в 1659 г., стала первым успехом у широкой общественности.
После того как положение Мольера в Париже утвердилось, начинается период интенсивной драматургической, режиссерской работы, который продлится до самой смерти. В течение полутора десятков лет (1658-1673) Мольер писал пьесы, которые считаются лучшими в его творческом наследии. Поворотным пунктом стали комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), которые демонстрируют уход автора от фарса и его обращение к социально-психологическим комедиям воспитания.
У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями – когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно. Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта. В частности, после появления в 1663 г. «Тартюфа» в обществе разразился громкий скандал. Влиятельное «Общество святых даров» запретило пьесу. И только в 1669 г., когда между Людовиком XIV и Церковью наступило примирение, комедия увидела свет, при этом за первый год спектакль демонстрировали более 60 раз. Постановка в 1663 г. «Дон Жуана» тоже вызвала огромный резонанс, но стараниями неприятелей творение Мольера больше при его жизни не ставилось.
По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.
В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг (вероятнее всего, страдал туберкулезом). Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер без исповеди и покаяния. Похороны по религиозным канонам состоялись только благодаря ходатайству его вдовы перед монархом. Чтобы не разразился скандал, хоронили выдающегося драматурга ночью.
Мольеру принадлежит заслуга создания жанра классицистской комедии. В одном только «Комедии Франсез» по пьесам Жана Батиста Поклена было показано более тридцати тысяч спектаклей. До сих пор его бессмертные комедии – «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мизантроп», «Школа жен», «Мнимый больной», «Проделки Скапена» и мн. др. – входят в репертуар различных театров мира, не потеряв актуальности и вызывая аплодисменты.
Жан Батист Мольер: краткая биография
Жан Батист Поклен родился в XVII веке во Франции. Конкретно: в Париже 15 января 1622 года в семье королевского камердинера и продолжателя династии обойщиков. Мать Жана Батиста умерла от туберкулеза, когда ему было десять лет. Отец определил сына в престижную иезуитскую школу (Клермонский коллеж).
Там до семнадцати лет Жан Батист изучал латынь, естественные науки, философию и классическую литературу. Кстати, выпускниками этого коллежа (в разные годы) было множество талантливых ученых, писателей и общественных деятелей. Вот несколько имен:
- Максимильен Робеспьер;
- Эжен Делакруа;
- Виктор Гюго;
- Жорж Помпиду;
- Жак Ширак.
Портрет Мольера кисти Пьера Миньяра, 1658 год
Вернемся к нашему герою. Юный Жан Батист с упоением слушал лекции Пьера Гассенди – священника, философа, математика и астронома. Гассенди оказал идейное влияние на молодого Поклена. Успешно сдав экзамены в Орлеане, он получает звание лицензиата прав.
Это давало возможность преподавать в лицее. Но Поклен не стал ни преподавателем, ни юристом, ни обойщиком. Ему была уготована иная судьба. Он обожал театр!
Жизнь и смерть на сцене
По своему влечению к театру, Жан Батист собрал небольшую труппу из друзей-актеров. Труппа называлась «Блистательный театр». Не найдя популярности в Париже, актеры путешествует по провинции. Тринадцать лет путешествий дают Поклену театральный и жизненный опыт.
Взяв себе псевдоним, Поклен превратился в Мольера. Из-за отсутствия нового репертуара, молодой актер начинает самостоятельно писать пьесы. В 1656 г. труппа вернулась в столицу. Вскоре Людовик XIV увидел спектакль Мольера «Влюбленный доктор». Король был в восторге и предоставил актерам придворный театр и свое покровительство.
Талантливый комедиограф женился в сорок лет. Его избранницей стала двадцатилетняя актриса Аманда Бежар. В этом браке родилось трое детей, двое из них умерли, не прожив и года. Людовик XIV был крестным отцом первого ребенка Мольера. Во как!
Мольер был виртуозным драматургом и замечательным актером. 17 февраля 1673 года ему стало плохо на сцене. Но чтобы не сорвать спектакль «Мнимый больной», начавшиеся судороги он выдал за игру. Позже он был перенесен домой и вскоре скончался.
Мольер краткая биография
Эксцентричный комедиограф XVII века сумел отказаться от должности, которая переходила ему по наследству. Мольер, как сообщает его краткая биография, бесстрашно выявлял пороки парижского высшего общества. Его произведения сохранили актуальность и в наши дни.
Жан Батист Мольер биография
В январе 1622 г. в зажиточной семье Парижа, родился долгожданный наследник, полное имя которого звучало как Жан Батист Поклен. Отец служил при дворе камердинером короля и театральным обойщиком-драпировщиком. Его супруга, Мария Поклен-Крессе скончалась от туберкулеза, когда ее сыну исполнилось 10 лет.
Отец официально оформил право передать свою должность сыну по наследству. Ремесло не требовало особой выучки. Еле читающего 14-летнего подростка отправили в иезуитскую школу — Клермонский коллеж.
По окончании учебного заведения Жан Батист Мольер, сообщает краткая биография, свободно читал и делал переводы с латыни. В 17 лет получил юридическое звание — лиценциат права.
Через 4 года юноша познакомился с Мадленой и Жозефом Бежар. В 21 год назвался новым именем — Мольер, открыл «Блистательный театр», в который набрал группу — 10 актеров. Выдержать конкуренцию со столичными известными заведениями было непросто. И Жан Мольер, как информирует краткая биография, примкнул к театральной труппе, возглавляемой Шарлем Дюфреном. Отправился на гастроли по провинциальной Франции, сам начал писать фарсовые пьесы.
В 1658 г. театр давал представление в столичном дворце — Лувре. Людовику XIV так понравилась пьеса, что он разрешил актерам занять театр Пти-Бурбон. После 1661 г. труппа перебралась в театр Пале-Рояль.
Драматург и актер — Мольер, умер на сцене, не сумев доиграть театральное действие в пьесе «Мнимый больной». Это случилось 17 февраля 1673 г.
Литературное творчество
Из провинциальных фарсовых сочинений пера Мольера сохранились пьесы «Летающий пекарь» и «Ревность Барбулье».
К парижскому периоду творчества относятся — «Смешные жеманницы». Пьеса отражала манеры, вычурность речи, присущую аристократическим салонам Франции.
Сарказм характерен и для следующей пьесы — «Мнимый рогоносец». Позже, пороки мужчин и женщин Мольер высмеивает в «Школе мужей» и « Школе жен». Эти пьесы ломали схематичность фарса, были больше похожи на комедии характерных героев.
Краткая биография сообщает, что «Тартюф, или Обманщик», «Дан Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп» стали самыми главными произведениями в становлении драматурга Мольера.
Комедии с элементами балета проходят свое развитие от примитивных фарсовых пьес, таких как «Сицилиец, или Любовь-живописец», до поздних комедий, принимающих за основу социально-бытовые проблемы: «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Всего Мольер создал больше 50 произведений. Биографию и творчество драматурга кратко изучают ученики современных учебных заведений.
Личная жизнь
Женился Мольер в возрасте 40 лет на 20-летней сестре Мадлен Бежар — Арманде. Людовик XIV стал крестным первенца семейства — Луи. Однако крестник короля прожил меньше года. Дочь Эспри-Мадлен дожила до 58 лет.
Интересные факты
На доме, в котором в детстве жил Мольер, находились скульптуры обезьянок, срывающих плоды с деревьев. За это его называли «обезьяньим домом».
Именем Мольера названа улица Парижа, театральная премия и кратер на Меркурии.
Ранние годы
15 января 1622 года в Париже на свет появился Жан-Батист Мольер, урожденный Поклен. Он был выходцем из мещанской среды: несколько поколений его предков занимались изготовлением и продажей обоев. Отец Жана-Батиста был королевским обойщиком, и поэтому его семья была достаточно состоятельна и пользовалась уважением в обществе.
Будущий драматург получил преимущественно религиозное воспитание: он окончил Клермонский коллеж, основанный в 16 веке орденом иезуитов. Обучение велось на латыни, а ученики могли общаться на своем родном языке только в свободное от занятий время.
Жан-Батист Поклен восхищался игрой профессиональных актёров и собирался связать свою жизнь с театром. На решение будущего драматурга особенно повлияло то, что именно на его юность пришелся расцвет французского классического театра, который, благодаря культурной политике кардинала Ришелье, стал весьма престижным и прибыльным занятием. Театр теперь был не только развлечением, но еще и средством поддержания единства страны при помощи распространения определёёфицироватьнных ценностных и языковых стандартов.
Миньяр Н. «Портрет Мольера», 1656 год. (Wikimedia Commons)
Вообразив себя настоящим драматургом, Поклен однажды решил выдать отрывок из пьесы Рютбефа «Миракль о Теофиле» за собственное сочинение. Обман был быстро раскрыт преподавателем коллежа, который, вопреки всем ожиданиям Поклена, оказался знаком с этой пьесой. Но несмотря на провал, Жан-Батист не отказался от своей мечты и в поисках творческих идей погрузился в изучение античных драм.
Способным ученикам было позволено досрочно переходить в старшие классы, и поэтому Жан-Батист провёл в коллеже меньше положенных семи лет. После его окончания он изучал право в Орлеанском университете.
В 1637 году из-за материальных трудностей после смерти второй жены Поклен-старший добился права передавать по наследству свой титул обойщика и камердинера его величества. К этому моменту Жан-Батист уже успел познакомиться со многими особенностями семейного дела и был в состоянии продолжить его. Однако участь торговца и декоратора королевских покоев не прельщала юношу. В студенческие годы он проводил много времени в интеллектуальных беседах с другими студентами, в числе которых были Сирано де Бержерак и Поль Скаррон. Дружескими посиделками зачастую руководил аббат и профессор философии Пьер Гассенди. Его гуманистические свободолюбивые речи оказали большое влияние на формирование взглядов будущего драматурга.
Семейная жизнь
Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.
Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.
В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.
Художественный метод
Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.
Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:
Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte
Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.
Жан Батист Мольер (1622-1673). Биография и достижения
Сын владельца обойной мастерской, Жан Батист Поклен не стал продолжать ремесло своего отца и отказался от ожидавшего его поприща адвоката. Приняв новое имя — Мольер, — он долгие годы был в разъездах по провинции с театральной труппой.
В 1659 году он написал комедию «Смешные жеманницы», в которой высмеивает тщеславных и пустых аристократок и подражающих им девиц из буржуазной среды.
Мольер известен как основатель так называемой «высокой комедии», раскрывающей существенные стороны современной ему жизни и обличающей пороки дворянско-буржуазного общества.
В 1662 году Мольер написал комедию «Школа жен». В ней он утверждал следующую мысль: отношения между членами семьи и общества должны быть основаны на взаимном доверии, на уважении к человеческому достоинству.
В 1664 году появилась его знаменитая комедия «Тартюф, или Обманщик». Имя Тартюф стало нарицательным для всякого ханжи и лицемера. Этому человеку, маскирующемуся под святошу, своими сладкими речами удалось убедить наивного парижанина Оргона в том, что он безгрешен. Между тем кротость его лживая, а всепрощение фальшивое. Оргон и его мать не видят подлинного лица Тартюфа.
В доме Оргона творятся самые немыслимые вещи после того, как Тартюф втерся в доверие к своему покровителю. Различными кознями мошенник добивается того, чтобы наследник-сын Оргона был изгнан из дома, а ему, Тартюфу, было передано все имущество. Кроме того, дочь Оргона, помолвленная с юношей Валером, обещана Тартюфу.
После того, как Оргон подслушал гнусные признанья Тартюфа, он наконец-то понимает истинные помыслы этого человека.
Мольер своей комедией наносит страшный удар по официальной религии, которую обвиняет в бесчеловечности, и говорит о церкви, употребляя такие понятия, как лживость и корыстолюбие:
Тартюф:
Но с небом человек устроится всегда.
Для разных случаев имеются приемы,
Чтоб нашей совести растягивать объемы
И обезвреживать поступок не святой
Благих намерений безгрешной чистотой.
Тартюф полон желания отомстить Оргону, выгоняя его же из собственного дома. Подкладывая в шкатулку Оргона фальшивые документы, он выносит ему свой приговор, так как Оргона обвиняют в государственной измене. Лишь после того, как король восстанавливает справедливость, Тартюфа уводят под стражей в тюрьму.
Эта комедия не могла вызвать одобрения в церковных кругах, а этому была запрещена после первого же представления. Французское духовенство грозило драматургу даже сожжением на костре. Лишь несколькими годами позже комедия снова обрела жизнь на сцене.
Мольеру принадлежат также комедии: «Дон Жуан», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Лекарь поневоле», «Мнимый больной».
Гнев духовенства
Репутация Мольера была поставлена под сомнение после скандальной премьеры пьесы «Тартюф, или Лицемер». Объектом сатиры в ней стало ханжество и лицемерие духовенства. Члены религиозной организации «Общество святых даров» потребовали запрета постановки. Для Мольера это стало неожиданностью: автор считал «Тартюфа» несерьёзным произведением и даже не мог вообразить, что оно вызовет яростный гнев церковников.
Мольер совсем не был бунтарём: он никогда не высказывался против абсолютизма и неоднократно посвящал свои пьесы членам королевской семьи. А Людовик XIV, в свою очередь, платил своему верному слуге той же монетой и, невзирая на непрекращающиеся интриги против Мольера, нередко оказывал ему моральную и материальную поддержку. В случае же с запретом «Тартюфа» король не заступился за своего придворного драматурга. Чтобы добиться разрешения на спектакль, Мольеру пришлось заметно изменить первоначальный текст и отказаться от религиозной тематики. Лишь спустя пять лет после написания вышла в свет окончательная редакция «Тартюфа», которая, несмотря на внесённые правки, обладала ещё большей сатирической остротой и злободневностью.
Придворные комедианты
Спустя некоторое время принц Конти оказался под влиянием епископа Алетского и, решив насовсем отказаться от мирских развлечений, распустил труппу Мольера. После 13-летнего турне по провинции драматургу пришлось вернуться в родной город и возобновить поиски влиятельного покровителя. Им стал Филипп I Орлеанский, младший брат Людовика XIV.
Ж.-Л. Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год. (Wikimedia Commons)
Два других театра, пользовавшихся поддержкой королевской семьи — Бургундский отель и театр Марэ, — настороженно встретили появление на парижской сцене новой труппы. «Смешные жеманницы» и «Сганарель, или Мнимый рогоносец», выполненные в жанре комедия-фарс и высмеивающие нравы высшего света, сразу же настроили многих его представителей против Мольера. Драматург смог настолько верно подметить особенности человеческого характера, а актёры — изобразить их на сцене, что отдельные зрители стали воспринимать обобщённые литературные образы как карикатуру на себя и на своих знакомых. Неудивительно, что управляющий королевскими резиденциями вскоре решил помешать труппе Мольера и приказал снести здание театра. Однако король защитил комедиантов и взамен подарил им полуразрушенный зал Пале-Рояля, в котором труппа обосновалась надолго.
Новаторство драматурга
Произведения Мольера начала 1660-х гг. демонстрируют отход от немного легкомысленного и примитивного фарса к комедии нравов с её едкой сатирой на общественные пороки и более сложными характерами. Пьесы «Школа мужей» и «Школа жен», в основу которых легла тема отношений в любви и в браке, имели переменный успех на парижской сцене. Конкуренты не упустили случая обвинить Мольера в шутовстве и несерьёзности, он же с уверенностью парировал их критику в сатирических комедиях «Критика «Школы жен»» и «Версальский экспромт».
Иллюстрация к пьесе «Мещанин во дворянстве». (Wikimedia Commons)
Мольер настаивал на том, что драматургам давно следовало отказаться от педантичного следования античным канонам и слепого подражания авторам классических трагедий. По его мнению, театральная комедия должна быть реалистичной и естественной, а основная задача её создателя заключается в том, чтобы, высмеивая недостатки современного общества, помогать людям избавляться от них. Мольер во многом опережал своё время, а его произведения не соответствовали традиционным представлениям о комедии как «низком» жанре, и поэтому некоторые зрители зачастую недоумевали по поводу увиденного на сцене.
Первые пьесы
Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.
С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.
Умереть на сцене
Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.
Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.
Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.
Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.
Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.