Биография рэй брэдбери

Биография рэя брэдбери.

Смерть Рэя Брэдбери

Однажды писатель сказал, что, когда он умрет, его пепел должны поместить в банку с томатным супом Кэмпбелл и отправить на Марс. Затем Рэй решил, что хочет иметь место, которое могли бы посетить его фанаты. Там будет могильный камень, на котором появятся названия его книг. В качестве последнего штриха на его могиле должно быть написано: «Положите одуванчики здесь», – как дань «Вину из одуванчиков».

Рэй Брэдбери до самой смерти продолжал работать. Он умер в 91 год. Пожелания о захоронении так и не сбылись. Величайший автор похоронен под надгробным камнем с надписью: «Ray Bradbury – Автор Фаренгейта 451». После смерти писателя Стивен Кинг опубликовал на своем сайте заявление:

«Рэй Брэдбери написал три великих романа и триста великих историй. Один из них назывался «И грянул гром». Звук, который я слышу сегодня – звук затухания шагов гиганта. Прочь. Но романы и рассказы остаются во всем своем резонансе и странной красоте».

Даты и события

  1. 1938 год. Рэй закончил обучение в средней школе и устроился уличным продавцом газет. Денег на поступление в колледж у него и его семьи не было. Три раза в неделю он стал посещать городскую библиотеку, справедливо считая, что необходимые ему знания он найдет самостоятельно в книгах.
  2. 1939 год. Рэй пытается выпускать маленьким тиражом собственный журнал. В нем он рассуждает о будущем человечества, о научном прогрессе и возникающих с его ростом реальных и вымышленных рисках. Интересуясь новинками промышленности и науки, Брэдбери посещает Нью-Йоркскую Всемирную выставку.
  3. 1942 год. Рэй перестает продавать газеты. Литературный труд захватывает его полностью и у него получается писать более пятидесяти рассказов в год. Его литературный стиль практически сложился и он уже знает, чем заинтересовать читателя.
  4. 1946 год. Брэдбери, зайдя в один из книжных магазинов Лос-Анджелеса, встретил Мэгги Маклюр, сразу приглянувшуюся ему и ответившую через некоторое время взаимностью.
  5. 1947 год. Заключен брак с Мэгги, как оказалось на всю ее жизнь. Выбор спутницы оказался для Брэдбери удачным. Мэгги верила в то, что однажды Рэй станет знаменитым писателем и поэтому много работала и содержала семью, пока супруг выверял каждую фразу в новом произведении и перебивался случайными заработками.
  6. 1950 год. Написан роман «Марсианские хроники», состоящий из отдельных рассказов. Интересно, что эти рассказы, опубликованные по отдельности, не вызвали большого интереса у читателя. Собранные в хронологическую последовательность, они позволили читателю постигнуть полноту замысла автора. Книга пользуется успехом и приносит первый серьезный гонорар своему автору.
  7. 1953 год. Издан роман «451 градус по Фаренгейту», принесший автору мировую известность. Замысел произведения не так уж и фантастичен. Сожжение книг неугодных авторов практиковалось во все времена. Фантастично то, что сожжению подлежат вообще все книги, а цель этого – обеспечение счастья для всего человечества. Правда, цена счастью – беспамятство.
  8. 1957 год. Написана первая книга будущей трилогии, «Вино из одуванчиков», в которой воспоминания автора и вымысел сплетаются в причудливую нить. Вторая и третья книги трилогии, по рекомендации редакторов, были доработаны и вышли позже: «Лето, прощай!» в 2006 году, «Надвигается беда» в 1962 году.
  9. 1966 год. Роман «451 градус по Фаренгейту» экранизирован французским режиссером Ф. Трюффо.
  10. 1984 год. Брэдбери удостаивается премии «Прометей», за свободу творческой мысли в романе «451 градус по Фаренгейту».
  11. 1985 год. Издан роман «Смерть – дело одинокое», написанный в мистическом и детективном жанре. Он стал первой книгой трилогии, связанной местом действия и главными героями.
  12. 1985 год. На телевидении запущен цикл теленовелл по произведениям Брэдбери. Сам автор выступает в роли ведущего в этих передачах. За семь последующих лет было снято 65 телепостановок.
  13. 1990 год. В продолжение детективной трилогии написан роман «Кладбище для безумцев», более мистический и погружающий читателя в противоречивый мир Голливуда.
  14. 1999 год. Рэй Брэдбери перенес инсульт и утратил нормальную возможность передвигаться. Инвалидное кресло стало постоянным атрибутом его жизни, а творческая деятельность корректировалась медицинскими процедурами.
  15. 2000 год. Награждение медалью фонда Национальной книжной премии за вклад в литературу Америки.
  16. 2002 год. Издан последний роман детективной трилогии Брэдбери под названием «Давайте все убьем Констанцию». На Голливудской Аллее славы у писателя появилась именная звезда.
  17. 2004 год. Рэю Брэдбери вручена Национальная медаль США в области искусств.
  18. 2007 год. В номинации «Особое упоминание» Брэдбери удостоен престижной Пулитцеровской премии.
  19. 2010 год. Издан последний рассказ Р. Брэдбери «Пес в красной бандане».
  20. 2012 год. Писатель умер 5 июня на 92-м году жизни в Лос-Анджелесе.

Рэй Брэдбери в последние годы жизни

Ранняя карьера

После окончания средней школы в 1938 году Брэдбери не взяли на военную службу из-за плохого зрения. Он зарабатывал на жизнь продажей газет, пробовал писать рассказы. Он продал свой первый рассказ в 1943 году, другие были опубликованы в таких журналах, как Black Mask, Amazing Stories и Weird Tales. «Темный карнавал» (1947) — это сборник ранних фантастических историй Брэдбери

В этих историях можно найти такие темы, как необходимость сохранять человеческие ценности и важность воображения. Многие из этих произведений были многократно переизданы

Публикация «Марсианских хроник» (1950), в которых рассказывается о колонизации Марса человеком, укрепила репутацию Брэдбери как автора качественной научной фантастики. Марсианские хроники содержат рассказы о космических путешествиях и адаптации к окружающей среде и объединяют многие из основных тем Брэдбери, в том числе конфликт между индивидуальными и социальными ожиданиями (то есть свободу против заключения и отношения с толпой) и идею пространства как приграничной пустыни. Марсианские хроники также отражают многие проблемы эпохи после Второй мировой войны, такие как расизм (неравное обращение по признаку расы), цензура (предотвращение просмотра материалов, таких как книги или фильмы, которые считаются вредными) и угроза ядерной войны. 

Марсианские хроники (The Martian Chronicles) (1950)

Не технические детали, а поэтические образы. Не исторические хроники, а скорее легенды и предания о том, как была завоевана Красная планета: от первых экспедиций (три из них закончились неудачей) до переселения на Марс землян, бегущих от ядерной войны. Множество рассказов-фрагментов, составивших «Марсианские хроники», продемонстрировали возможности Брэдбери как писателя — тонкого лирика, мастера страшных историй и внимательного наблюдателя за чужой (выдуманной) культурой.

Именно «Марсианскими хрониками» Рэй Брэдбери ворвался на литературный небосвод, а заодно создал новую мифологию для начинающейся космической эры.

Рэй Брэдбери: краткая биография и творчество

Брэдбери родился и вырос в Уокинге, Иллинойс. С детства его увлекали фантастические рассказы Эдгара Аллана По и ранние фильмы ужасов. Это влияние явно отразилось в его будущем творчестве.

По окончании школы Брэдбери отправился в Лос-Анджелес, где начал писать и продавать свои рассказы различным журналам. В 1950 году вышел его самый известный роман «451 градус по Фаренгейту», в котором он представил глубокое обобщение на роль культуры и свободы в современном обществе.

В своих произведениях Брэдбери не только развлекал читателей, но и затрагивал значимые темы, такие как ценность культуры и литературы, последствия научного прогресса и утрата простых радостей жизни в современном мире.

За свою долгую карьеру Рэй Брэдбери получил множество наград и признаний. Его работы оказали значительное влияние на любителей научной фантастики и продолжают вдохновлять новых писателей. Брэдбери оставил свой след в литературе и стал одним из самых известных и любимых авторов во всем мире.

Интересные факты

  1. Брэдбери обладал удивительной памятью и помнил каждое событие своей жизни, даже момент перерезания пуповины.
  2. Единственный близкий человек, чья личность оставалась в стороне от книг писателя, — его отец. Только после ухода отца был создан сборник рассказов «Лекарство от меланхолии», посвященный ему.
  3. Еще до того, как он окончил школу, Брэдбери осознал свое желание стать писателем. В то время он установил для себя рутину ежедневного написания не менее тысячи слов.
  4. В библиотеке он активно изучал произведения Достоевского, что оказало существенное воздействие на его творчество.
  5. На свой выпускной вечер в школе Брэдбери вынужден был надеть костюм, который был заштопан от пулевых отверстий и принадлежал его покойному дяде, ставшему жертвой ограбления.

Произведения

Романы

Рэй Брэдбери в 2009 году

  • Марсианские хроники (The Martian Chronicles) 1950
  • 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451) 1953
  • Вино из одуванчиков (Dandelion Wine) 1957
  • Надвигается беда (Something Wicked This Way Comes) 1962
  • Смерть — дело одинокое (Death is a Lonely Business) 1985
  • Кладбище для безумцев (A Graveyard for Lunatics) 1990
  • Зелёные тени, Белый Кит (англ.)русск. (Green Shadows, White Whale) 1992
  • Из праха восставшие (From the Dust Returned) 2001
  • Давайте все убьём Констанцию (англ.)русск. (Let’s All Kill Constance) 2002
  • Лето, прощай! (Farewell Summer) 2006

Повести

  • Лед и пламя (повесть) (Frost and Fire) 1946
  • Лорелея красной мглы (Lorelei of the Red Mist, совместно с Ли Брэкетт) 1946
  • Пожарный (повесть) (The Fireman) 1951 — основа романа «451 градус по Фаренгейту»
  • Канун всех святых (The Halloween Tree) 1972
  • Где-то играет оркестр (Somewhere a Band Is Playing) 2007
  • Левиафан-99 (Leviathan ’99) 2007

Рассказы

Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства.

По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов и 13 крупных романов. Некоторые из рассказов послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.

Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих, за редким исключением, неповторяющиеся рассказы:

  • «Тёмный карнавал» Dark Carnival, 1947
  • «Человек в картинках» The Illustrated Man, 1951
  • «Золотые яблоки солнца» The Golden Apples of the Sun, 1953
  • «Лекарство от меланхолии» A Medicine For Melancholy, 1959
  • «Механизмы радости» The Machineries of Joy, 1964
  • «Электрическое тело пою» I Sing the Body Electric, 1969
  • «Далеко за полночь» Long After Midnight, 1976
  • «Воспоминание об убийстве» A Memory of Murder, 1984
  • «Конвектор Тойнби» (издан под неправильным названием «К западу от октября») The Toynbee Convector, 1988
  • «В мгновение ока» Quicker Than The Eye, 1996
  • «Вождение вслепую» Driving Blind, 1997
  • «Пора в путь-дорогу» (издан под неправильным названием «Полуночный танец дракона») One More for the Road, 2002
  • «Кошкина пижама» The Cat’s Pajamas, 2004
  • «Летнее утро, летняя ночь» Summer Morning, Summer Night, 2007
  • «У нас всегда будет Париж» We’ll Always Have Paris, 2009

Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов, в скобках указаны их названия:

  • «Октябрьская страна» (The October Country) 1955. Основу составили переработанные рассказы из книги «Темный карнавал»
  • «Р — значит ракета» R Is For Rocket, 1962
  • The Vintage Bradbury, 1965
  • «К — значит космос» S Is For Space, 1966
  • «И грянул гром: 100 рассказов» The Stories of Ray Bradbury, 1980
  • «Высоко в небеса: 100 рассказов» Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales, 2003

63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них («Маятник», «Чепушинка», «Лазарь, восстань!», «Последняя жертва», «Уснувший в Армагеддоне», «Нечто необозначенное», «Чудеса и диковины!» «Передай дальше!», «Научный подход», «Знали, чего хотят», «Час Привидений», «Вернувшаяся из праха»).

Некоторые из его известных рассказов:

  • «Жила-была старушка» (There Was an Old Woman) 1944
  • «Возвращение» (The Homecoming) 1946
  • «Были они смуглые и золотоглазые» (Dark They Were, And Golden Eyed) 1949
  • «Будет ласковый дождь» (часть Марсианских хроник) (There Will Come Soft Rains) 1950
  • «Ревун», (The Fog Horn) 1951
  • «The Last Night of the World) 1951
  • «И грянул гром» (A Sound of Thunder) 1952
  • «Здравствуй и прощай» (Hail and Farewell) 1953
  • «Всё лето в один день» (All Summer in a Day) 1954
  • «Запах сарсапарели» (A Scent of Sarsaparilla) 1958
  • «Берег на закате» (The Shore Line at Sunset) 1959
  • «Диковинное диво» (A Miracle of Rare Device) 1962
  • «Бетономешалка»
  • «О скитаньях вечных и о земле»
  • «Наказание без преступления»
  • «Каникулы»
  • «И всё-таки наш…»
  • «Вельд»
  • «Ветер»
  • «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
  • «Луг»
  • «Смерть и дева»
  • «Улыбка»

Кто такой Рэй Брэдбери и чем он замечателен

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Но строго говоря, Брэдбери не является фантастом, его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери не раз вручали самые престижные премии в области фантастики (Небула-1988, Хьюго-1954) помимо множества общелитературных премий, включая Пулитцеровскую.

Брэдбери успел прославиться не только как писатель-прозаик, у него вышло несколько сборников стихов и эссе. Он успел поработать журналистом, автором статей для журналов, сценаристом и драматургом. На нашем сайте можно почитать и о его удивительных успехах в архитектуре и даже посмотреть на картины работы Брэдбери.

Но, конечно, главную оглушительную, пережившую десятилетия славу ему принесли повести и рассказы. В них есть что-то, что завораживает людей самого разного возраста, живущих в разных уголках Земли.

Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии.

Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого (в том числе от самого автора) смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей.

Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в большинстве произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.

И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не сколько фантастичность, (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение правдоподобием. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей фантастических допущений. По аналогии с живописью — живопись импрессионистов: состояние, движение, а не сюжет! Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.

Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи.

Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию, чувства. В своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто мешает жить творческим людям, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. В повести «Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По…

Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе «Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал» нечисти балаганным весельем.

Что-то страшное грядет (Something Wicked this Way Comes) (1962)

И снова карнавал. Бродячий цирк приходит в Гринтаун, провинциальный американский городок, накануне Хэллоуина. Двое подростков, Джим Найтшейд и Вилл Хэлоуэй, противостоят одному из владельцев карнавала, мистеру Мраку, который, как водится, задумал недоброе.

Роман родился из нереализованного сценария, написанного для Джина Келли и стал первым у Брэдбери, с единым и цельным сюжетом, не распадающимся на фрагменты-рассказы. Впоследствии фильм был снят, уже другим режиссером, но особой славы у зрителей и критиков не снискал. А вот роман считается классической историей «темного» Брэдбери.

Брэдбери-архитектор

Совершенно неожиданно для себя самого Брэдбери стал не только писателем, поэтом и художником, но и архитектором. В 1970-м году он написал статью «Девочки налево, мальчики направо — мечта о Лос-Анджелесе», которая вышла в «Лос-Анджелес Таймз». В ней он сетовал на то, что в американской культуре нет понятия «центральной городской площади», которая, по его мнению, делает Париж Парижем и служит местом для семейных и дружеских встреч в мексиканских городах.

Спустя несколько лет общий друг познакомил Брэдбери с известным архитектором Йоном Жерде. За обедом выяснилось, что источником вдохновения для недавно открывшегося сити-молла «Глендейл Галерея» (город Глендейл, штат Калифорния) послужила как раз-таки статья Брэдбери. Сперва не поверивший, а потом восхищённый и гордый Брэдбери прозвал архитектора «своим внебрачным сыном».

Этот обед положил начало еженедельным встречам, во время которых Брэдбери и Жерде разработали несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим».

Рэй Брэдбери

Рэй Брэдбери – американский классик научной фантастики и фэнтези, обладатель звезды на Голливудской аллее славы, титула «Гранд-мастер», медали фонда Национальной книжной премии, Национальной медали США в области искусств, премий Небьюла, Хьюго, О. Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина, Американской академии, «Гэндальф» и «Прометей», лауреат Пулитцеровской премии. В честь Рэя Брэдбери названы астероид и кратер на Марсе.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане штата Иллинойс. А во время Великой депрессии в 1934 году его семья перебралась в Лос-Анджелес к родственникам. Именно там Рэй в 1938 году окончил среднюю школу.

Но в университет пойти не смог из-за тяжелого финансового состояния родителей. Поэтому несколько лет он трудился продавцом газет.

Писательством Брэдбери стал заниматься еще в двенадцать лет, когда создал продолжение к «Великому воину Марса» Эдгара Берроуза, потому что не мог позволить купить себе вторую часть книги и решил додумать самостоятельно, что же там могло произойти. А к двадцати годам Рэй уже на сто процентов был уверен в том, что его дальнейшая жизнь должна быть связана с литературой.

Первой публикацией Брэдбери стало стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», изданное в уокиганской газете в 1936 году. А в 1937 году он вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов», после чего начал печататься в дешевых журналах.

Рэй Брэдбери: к славе

Финансовый достаток Рэю впервые принес роман «Марсианские хроники» – работа, которую автор считал самой удачной в своем творчестве. Интересно, что, когда Брэдбери ехал показывать произведение издателю, у него не было денег даже на поезд, а когда он направлялся к нему после публикации, его уже поджидали поклонники.

Всемирная же известность настигла Брэдбери после выхода романа «451 градус по Фаренгейту» в журнале Playboy в 1953 году. И затем из-под его пера стало выливаться одно удачное произведение за другим. Вот самые яркие из них:

  • «Все лето в один день» (1954);
  • «Вино из одуванчиков» (1957);
  • «Дракон» (1959);
  • «Надвигается беда» (1962);
  • «Канун всех святых» (1972);
  • «Воспоминание убийства» (сборник, 1984);
  • «Смерть – дело одинокое» (1985);
  • «Кладбище для безумцев» (1990);
  • «Из праха восставшие» (2001);
  • «Пес в красной бандане» (2010).

На протяжении всей жизни писатель говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения.

В 79 лет Брэдбери перенес инсульт, после чего все оставшиеся годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако оптимизм и чувство юмора словно ни на секунду его не покидали.

5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года Рэй Брэдбери скончался после продолжительной болезни.

Рей Брэдбери краткая биография

Рэй Брэдбери: отец научной фантастики.

Будущий американский фантаст, ставший классиком этого направления литературы еще при жизни – Рэй Брэдбери – появился на свет летом1920 года в городке Уокиган, находящимся в штате Иллинойс. Счастливое событие произошло у четы электромонтера Леонарда Сполинга Брэдбери и его супруги Мари Моберг22 августа. Мальчик не оказался первенцем. В семье подростал старший брат по имени Леонард. Близнец Леонарда Сэм и маленькая сестренка Рея Элизабет скончались еще в детстве. Мальчик рос любознательным человеком и уже в12 лет выбрал свою будущую профессию, приняв решение стать писателем. Именно тогда из-под его пера вышел первый рассказ, ставший продолжением известного романа Берроуза «Великий воин Марса». Брэдбери жили бедно, а детство и юность будущего фантаста прошли во времена Великой американской депрессии. Наступил1934 год, и семейство Брэдбери решило отправиться в Лос-Анджелес, где Рэй и прожил всю свою жизнь. Еще обучаясь в школе, Рэй Брэдбери стал членом «Лиги научных фантастов». Рассказы начинающего писателя стали публиковаться на страницах дешевых журналов. После окончания школы в1938 году школу, Рэй отправляется торговать газетами, так как денег на получение образования в колледже у родителей не оказалось. Но молодой человек не сдается и начинает заниматься самообразованием. Для этого он часто посещает городскую библиотеку и читает много книг. Любовь к книгам стала причиной знакомства Рэя с его будущей супругой Маргарет Маклюр. Они повстречались в одном из книжных магазинов, где работала девушка в1946 году. А уже27сентября1947 года пара связала себя узами брака. Это был первый и единственный брачный союз в жизни каждого из молодых людей. Плодом их любви стали4 очаровательные дочки, получившие имена Беттина, Рамона, Сьэзен и Александра. В том же году Брэдбери напечатал свой первый сборник под названием «Темный карнавал». В первые годы после свадьбы основным кормильцем семьи стала именно Маргарет. Чтобы дать своему мужу время на написание его рассказов, жена взвалила все тяготы финансового обеспечения семьи на собственные плечи. Первым серьезным произведением Брэдбери стала серия рассказов «Марсианские хроники», вышедшая в1950 году. Она была посвящена супруге автора. Спустя3 года в печать пошла его повесть «451 градус по Фаренгейту». Первоначально она оказалась напечатана на страницах журнала «Плейбой». Талант автора был оценен. Его книгами зачитываются люди как в самой Америке, так и за её пределами. В1957 году печатается книга под названием «Вино из одуванчиков», через5 лет роман «Надвигается беда». Автор приобрел мировую известность. И, несмотря на то, что Рэй Брэдбери считается едва ли не родоначальником ряда традиций фантастического жанра в литературе, его произведения и герои часто драматичны. Множество его произведений основаны на диалогах и размышлениях, а сами они написаны в духе жанра технократической утопии. Талант Брэдбери отмечен премией Хьюго в1954 году, а спустя34 года премией Небьюла. Рэй Брэдбери стал автором ряда сценариев к кинофильмам. Среди самых популярных из них сценарий «Моби Дика» и сериала «Альфред Хичкок представляет». В течение7 лет с1985 года в телевизионный эфир выходила передача «Театр Рэя Брэдбери», включавшая65 маленьких фильмов по мотивам произведений автора. В79 лет с Брэдбери случился обширный инсульт. Болезнь до конца жизни приковала писателя к инвалидной коляске. В2003 году еще один удар судьбы обрушился на фантаста. Ушла из жизни его любимая супруга. Но мэтр не опустил руки и продолжал работать. Писатель-фантаст покинул этот мир после длительной болезни летом2012 года. Брэдбери скончался5 июня. Благодарные читатели и последователи запомнили своего кумира отцом такого литературного направления как научная фантастика.

Экранизации и постановки

Ряд произведений Рэя Брэдбери были экранизированы.

В 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо был снят фильм «451 градус по Фаренгейту» по мотивам одноимённого романа.

В 1983 году студия Уолта Диснея (режиссёр Джек Клейтон) экранизировала роман «Something Wicked This Way Comes» (Что-то страшное грядет), причём сценарий написал сам Брэдбери. Фильм дважды получил кинопремию «Сатурн» в 1984 году: за лучший сценарий и как лучший фильм в жанре фэнтези (кроме того, получил пять номинаций).

В период с 1985 по 1992-й год был снят, а затем и показан телесериал Театр Рэя Брэдбери, в котором были экранизированы многие его рассказы. Всего было отснято 65 мини-фильмов. Сам Брэдбери выступил в роли продюсера и одним из сценаристов, участвуя в процессе съёмок и подборе актёров. Также автор появлялся в начале каждой серии, представляясь и иногда участвуя в сценках, предваряя рассказ.

«Будет ласковый дождь» — мультфильм по мотивам одноимённого постапокалиптического рассказа Рэя Бредбери, снятый на студии «Узбекфильм» режиссёром Назимом Туляходжаевым в 1984 году.

В 1987 году Назим Туляходжаев снял фильм «Вельд». Фильм был снят по мотивам сразу нескольких рассказов — «Вельд», «Вино из Одуванчиков», «Пешеход», «Дракон», «Корпорация марионетки», но представлял собой оригинальное режиссёрское прочтение.

В 1989 году режиссер Владимир Самсонов снял мультипликационный фильм «Здесь могут водиться тигры» по одноименному рассказу Рэя Брэдбери.

В 1993 году был снят мультфильм «Праздничное дерево» по повести «Канун всех святых».

В 1997 году Игорем Апасяном был снят четырехсерийный фильм «Вино из одуванчиков» по мотивам одноименной повести.

В 2005 году на экраны вышел фильм «И грянул гром», снятый режиссёром Питером Хайамсом на основе одноимённого рассказа Рэя Брэдбери.

В 2008 году вышел фильм «Chrysalis», снятый студией Urban Archipelago Films по одноимённому рассказу. В качестве режиссёра выступил Тони Баез Милан, а продюсером стал Роджер Лэй. Фильм является лауреатом премии Интернационального кинофестиваля фильмов в жанре ужаса и фантастики (англ. Phoenix International Horror & Sci-Fi Film Festival) в Фениксе.

В 2010 году радиоадаптация «Марсианских хроник» была предствлена в эфире Colonial Radio Theatre.

В московском театре «Et Cetera» в 2007 году был поставлен авангардный спектакль по роману «451 градус по Фаренгейту».

Санкт-Петербургский студенческий театр института им. Герцена «Ювента» в 2007 году поставил мюзикл «Симфония огня» по роману «451 градус по Фаренгейту».

Влияние Рэя Брэдбери

В основе сочинений Брэдбери стоит беллетристика, а не наука. Его главным персонажем всегда были люди, а не пришельцы, роботы или машины, а также проблемы, с которыми сталкивается человеческая раса. В течение семидесятилетней карьеры Брэдбери некоторые научные фантасты отклоняли его книги за то, что они были антинаучными. Но Рэй всегда пытался расширить этот жанр:

«Люди ходят по улицам с телефонами, чтобы разговаривать с кем-то в десяти футах от нас. Мы окружены технологиями и проблемами, созданными технологиями, а научная фантастика не важна?», – говорил он в интервью.

Рэй Брэдбери стал основоположником многих традиций жанра научной фантастики. У каждого, кто стал поклонником сочинений писателя, есть любимый роман или короткая история. Режиссер Стивен Спилберг заявил, что Брэдбери был его музой, писатель Нил Гейман считал, что «ландшафт мира, в котором мы живем, был бы меньше, если бы у нас не было Рэя». Даже бренды черпают вдохновение в произведениях писателя. Российская марка по производству очков Fakoshima, известная за футуристичные дизайны, брала идеи из его книг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: