Николай Андреевич Римский-Корсаков
В.А Серов.
Портрет композитора
Н.А.Римского-Корсакова. 1898.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (6.03.1844-7.06.1908),
русский композитор, дирижер, педагог,
музыкальный и общественный деятель. Во время
учебы в петербургском Морском корпусе занимался
музыкой под руководством Ф. А. Канилле. С 1861
Римский-Корсаков — член балакиревской группы
“Могучая кучка”, с 1871 — профессор Петербургской
консерватории, в 1883-94 — управляющий Придворной
певческой капеллой.
Музыкальному творчеству
Римского-Корсакова присущи
красочно-изобразительный характер, особая
чистота лирики, связанная с миром сказки, с
поэзией русской природы, мастерство
инструментовки, новаторство в гармонии.
Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них:
“Псковитянка” (1872) — первая его опера, имевшая
особенно большой успех у демократической
молодежи, “Майская ночь” (1879) и “Ночь перед
Рождеством” (1895) — по одноименным произведениям Н.В. Гоголя, опера-сказка “Снегурочка” (1896, по
пьесе А. Н. Островского), опера-былина
“Садко” (1896), опера-балет “Млада” (1892), оперы
“Царская невеста” (1898), “Сказка о царе Салтане”
(1900), “Кащей Бессмертный” (1902), опера-легенда
“Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии” (1907, по мотивам русского эпоса), сатира
на самодержавие — “Золотой петушок” (1907).
Римским-Корсаковым созданы выдающиеся
симфонические произведения (“Испанское
каприччио”, “Шехеразада”), сочинения для
оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М.
П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Римский-Корсаков
много выступал как дирижер оперных спектаклей и
симфонических оркестров.
В. А. Федоров
Марка СССР, выпущенная к 100-летию со Дня рождения композитора.
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844, г. Тихвин Новгородской губ. — 1908, усадьба Любенск Петербург. губ.) — композитор. Род. в старинной дворянской семье. С детства мечтая стать моряком, в 1856 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где легко и хорошо учился. Услышав в 1858 оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки, к-рая произвела на него огромное впечатление, Римский-Корсаков увлекся музыкой, брал уроки фортепиано, познакомился с М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргским, В.В. Стасовым, позднее с А. П. Бородиным, образовавшими впоследствии кружок «Могучая кучка».
Римский-Корсаков работал над Первой симфонией, когда он окончил Морской корпус гардемарином и отправился в плавание на клипере «Алмаз», побывав во многих портах Европы, Сев. и Южной Америки. Но, где бы он ни был, всегда находил возможность уделять время любимому занятию — музыке. В 1864 был произведен в мичманы. Вернувшись из плавания, сблизился с музыкантами, стимулировавшими творческие поиски. В 1865 прозвучала Первая симфония, доработанная Римским-Корсаковом. В 1871 стал преподавать в Петербург, консерватории. В 1873 был назначен инспектором музыкантских хоров морского ведомства, а на следующий год был избран директором Бесплатной музыкальной школы; с 1883 состоял помощником управляющего придворной капеллой. Ученик Римского-Корсакова, музыковед А.В. Оссовский писал: «Как художник, Римский-Корсаков — Протей, принимающий тысячу обличий. Как некий чародей Звездочет, он вызывает перед нами по своей прихоти яркие лики реальных или сказочных людей, образы фантастических существ, рисует до осязательности конкретные картины природы, изображает неистовство бушующих стихий, но сам остается в стороне, над жизнью вызванного им мира, и, как маг, повелевает им». Выступавший в качестве дирижера оперных спектаклей и симфонических концертов, профессор Петербург, консерватории, создавший свою школу, Римский-Корсаков стал автором 15 опер, 13 симфонических и 6 хоровых произведений, романсов, дуэтов, трио, обработок народных песен и редакций произведений других композиторов, оставил огромное лит. наследие. Похоронен в Новодевичьем монастыре в Петербурге. В 1937 его прах был перенесен вЛенингр. пантеон-некрополь при Александро-Невской лавре.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Марка СССР, выпущенная к 100-летию со Дня рождения композитора.
Преподавательская деятельность
Участливость, а также чуткость Балакирева, неформального учителя помогли Римскому-Корсакову стать тем, кем он оказался в будущем. Примечательно, что и сам композитор в зрелые годы начал готовить музыкантов, раскрывая таланты своих подопечных.
Римский-Корсаков стал основателем собственной школы, направления. За сравнительно малый срок, Николай Андреевич дал путевку в жизнь более чем 2 сотням учеников.
Среди его подопечных были Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Ипполитов-Иванов и множество других талантливых людей, которые позже приобрели всемирную известность и заслуженную славу.
По воспоминаниям студентов, Николай Андреевич всегда умел найти правильные слова, сделать полезные замечания, дать бесценные советы.
Н. Римский-Корсаков, фото 1904 г.
При этом как педагог он отличался суровостью, местами даже жесткостью и никогда не хвалил своих подопечных.
Впрочем, те всегда и без лишних слов понимали, чего от них хочет учитель, и как он настроен.
Краткая биография Римского-Корсакова
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908), композитор, дирижёр, педагог.
Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил.
Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора.
Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония («Антар», 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов).
Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.
После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность.
Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев.
Римский-Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей.
Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/rimskij-korsakov-nikolaj-andreevichhttp://kratkoe.com/nikolay-rimskiy-korsakov-kratkaya-biografiya/http://citaty.su/kratkaya-biografiya-rimskogo-korsakova
голоса
Рейтинг статьи
Наследие и продолжение творческого наследия в музыке
Творчество Николая Римского-Корсакова имело огромное влияние на развитие русской и мировой музыки. Его музыкальное наследие остается актуальным и востребованным и по сей день.
Один из наиболее заметных элементов творческого наследия Римского-Корсакова – это его мастерство в оркестровке и создании живописных образов в музыке. Он считается одним из основоположников русской оркестровой школы и разработал ряд новых техник и приемов в оркестровке. Его методы и подходы к оркестровке до сих пор изучаются и применяются музыкантами и композиторами.
Также важным элементом наследия Римского-Корсакова является его использование народной музыки и музыкальных традиций России. Он высоко ценил искусство русских народных песен и использовал их мотивы и характерные черты в своих произведениях. Это помогло придать его музыке национальный колорит и сделать его композиции узнаваемыми и популярными.
Многие композиторы, выросшие в послеримскокорсаковскую эпоху, также находили вдохновение в творчестве Римского-Корсакова и продолжали развивать его идеи. Среди них можно назвать Игоря Стравинского, который был студентом Римского-Корсакова. В своих произведениях Стравинский также использовал оркестровку и народные мотивы, а также экспериментировал с музыкальными формами и стилями.
Продолжение творческого наследия Римского-Корсакова | Значимые композиторы |
---|---|
Игорь Стравинский | Сергей Прокофьев |
Дмитрий Шостакович | Александр Глазунов |
Модест Мусоргский | Сергей Рахманинов |
Эти композиторы и многие другие продолжали и развивали традиции Римского-Корсакова, каждый из них делая свой уникальный вклад в музыкальное искусство.
Таким образом, творческое наследие Николая Римского-Корсакова сыграло важную роль в развитии музыки как в России, так и во всем мире. Его влияние простирается на современных композиторов и музыкантов, которые продолжают глубоко уважать его идеи и наследие в своих работах.
Важные даты биографии Римского-Корсакова
- 1844 год — рождение
- 1856–1862 года — обучение в Морском кадетском корпусе
- 1861 год — смерть отца, «Могучая кучка»
- 1862–1865 года — морская служба на клипере «Алмаз»
- 1865 год — «Первая симфония»
- 1866 год — «Увертюра на три русские темы»
- 1867 год — «Сербская фантазия», музыкальная картина «Садко»
- 1871 год — профессор Санкт-Петербургской консерватории
- 1872 год — женитьба на Н. Н. Пургольд, опера «Псковитянка»
- 1873 год — рождение сына Михаила
- 1873–1884 года — инспектор духовых оркестров Морского ведомства
- 1874–1881 года — директор Бесплатной музыкальной школы
- 1874 год — дирижёр симфонических концертов и оперных спектаклей
- 1875 год — рождение дочери Софии
- 1878 год — рождение сына Андрея
- 1883 год — рождение сына Владимира
- 1883–1894 года — помощник управляющего Придворной певческой капеллой;
- 1882 год — глава Беляевского кружка
- 1888 год — рождение дочери Надежды
- 1896 год — опера «Садко»
- 1897 год — опера «Моцарт и Сальери»
- 1898 год — опера «Царская невеста»
- 1900 год — опера «Сказка о царе Салтане»
- 1902 год — опера «Кащей Бессмертный»
- 1904 год — опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
- 1907 год — опера «Золотой петушок»
- 1908 год — смерть
Личная жизнь и наследие
Личная жизнь
Николай Римский-Корсаков женился на Наталье Шацкой в 1872 году. Они были вместе до конца жизни композитора в 1908 году. У них было двое детей: Сергей и Мария.
Наследие
Николай Римский-Корсаков оставил заметный след в мире музыки. Его творческий путь был продуктивен и разнообразен, и до сих пор его музыка остается популярной. Римский-Корсаков создал множество опер, балетов, симфоний, камерной музыки и других произведений. Он также находил время на преподавательскую деятельность и был наставником многих известных композиторов, таких как Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев.
Наследие Римского-Корсакова также включает его вклад в развитие русской музыкальной культуры. Он был одним из основателей Московской консерватории и был активным членом Русского музыкального общества. Его работа в области народной музыки в сочетании с классическими формами не только вдохновила других композиторов, но и способствовала сохранению уникального культурного наследия России.
Краткая биография николая андреевича Римского-Корсакова. Биография Римского-Корсакова кратко
Николай Андреевич Римский-Корсаков, известный композитор, а также дирижер, педагог, родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине, Новгородской губернии. Проявил себя талантливым музыкантом рано, однако, не прислушавшись к собственным инстинктивным поискам, решил начать военную карьеру морского офицера. В 1856 году даже поступил в Морской корпус в Санкт-Петербурге, но свое увлечение музыкой далеко в ящик не откладывал, а продолжал, по возможности, развивать свои таланты.
В 1861 году познакомился с М. Балакиревым, что сыграло важную роль в становлении будущего известного композитора. Старт музыкальной карьеры был еще далеко. В 1862 году, продолжая свой выбранный род деятельности, отправляется на три года в морское путешествие на небольшом клипере «Алмазе». Вернулся в Санкт-Петербург Римский-Корсаков только в 1865 году и начал свои музыкальные занятия, при этом не оставляя офицерскую деятельность. Его всячески поддерживал и обучал известный Балакирев. В 1865 году на свет появляются первые произведения Николая Римского-Корсакова под названием «Увертюра на русские темы», а также Первая его симфония (без названия). В 1867 году вышли «Сербская фантазия» и картина «Садко». В 1868 году создается вторая симфония «Антар», ряд поэтических романсов. В общей сложности известным композитором было написано около 97-и музыкальный произведений.
В 1871 году начинает карьеру профессора по инструментальному исполнению в Санкт-Петербурге, преподает свободное сочинение. Служба на флоте и офицерская деятельность окончательно остались в прошлом для композитора в 1873 году. Ушел Римский-Корсаков не с пустыми руками: ему были присвоено звание и должность инспектора военных оркестров на флоте. Все время, что существовал флот, до 1884 года, Римский-Корсаков успешно занимал данную ему должность, что никоим образом не отобразилось на музыкальной карьере или успеваемость в музыкальном вузе на должности профессора.
В 1872 году выходит первая и самая главная опера в жизни Римского-Корсаково «Псковитянам». В 1879 году Римский-Корсаков создает «Майскую ночь», что точно помогло определить курс композитора – его интересовали оперы, и они же его представляли, характеризовали наилучшим образом, отображали полноту его творческого клада. В 1881 году Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка», которая была отмечена критиками, как самая вдохновительная опера из всех произведений метра.
«Снегурочка» стала также новым вектором в поиске вдохновения Римского-Корсаково – он обратился к былинным мотивам, создавая такие произведения, как «Млада», «Ночь перед Рождеством», затем «Садко», после чего до конца был предан этой тематике. Увлечение перебазировалось в новый жанр и именно благодаря Римскому-Корсакову на свет появилась опера-сказка. Кроме творческих заслуг и большого вклада в развитие российской музыки, Римский-Корсаков не жалел ни сил, ни времени, чтобы помогать юным дарованиями приобретать знания, поэтому о его карьере педагога также можно сказать многое. Под его руководством развивались и ставали на ноги такие известные композиторы, как А. Аренский, С. Прокофьев, И. Стравинский и прочие.
Опера и зрелое творчество
Желая продолжить деятельность на ниве искусства, Римский-Корсаков вновь попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего преподавателя он продолжил трудиться над Первой симфонией и серьезно ее переработал. Произведение композитора исполнили в 1865. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим высотам.
Н. Римский-Корсаков в юности
В ранние годы своей активности Римский-Корсаков ориентировался на сочинения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его работах прекрасно уживались зарубежные и русские народные мотивы, что в итоге стало визитной карточкой композитора.
В 1867 году из-под пера Николая Андреевича вышло произведение «Садко». Позже его фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А еще через год на свет появилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вошел в период профессионального, зрелого творчества.
Помимо композиции он занимался рутинными вопросами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь, работ коллег по музыкальному сообществу.
В начале 70-х Римский-Корсаков нащупал свою нишу. Он стал трудиться в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его излюбленной. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.
Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою порцию славы и был признан широкой общественностью. В том числе профессиональными кругами.
Немногим до этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. Начиная с 70-х, он получил еще и административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и пр. Также Римский-Корсаков занимался дирижированием, управлял оркестрами.
Несмотря на явный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезного творчества ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, которые преподают в консерватории.
Покрыть недостаток формальной подготовки ему удается довольно быстро. В результате музыкант смог усовершенствовать свою композиторскую технику. Старания не прошли даром и на свет появилась Третья симфония и еще ряд произведений.
В период нового десятилетия, в 80-е Римский-Корсаков берется за творчество со свежими силами. После долгой работы на свет появляются две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Не считая других произведений, в иных жанрах.
В период 80-х Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными вопросами, много дирижировал.
Кропотливая работа, труд без устали сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состоянии творческого кризиса.
Спад активности композитора пришелся на начало 90-х. В этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризисного состояния.
Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90-х Н. А. Римский-Корсаков взялся за активное сочинительство. Судьба будто бы вознаградила его за терпение и позволила наверстать упущенные годы.
Вторая половина десятилетия стала временем исключительной творческой активности композитора. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.
В числе работ того периода можно назвать оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Ночь перед рождеством», «Садко». Все с неизменным постоянством становились известны практически сразу после первого исполнения.
В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Он работал до самого конца своего жизненного пути.
Помимо композиторской деятельности и музыкальных талантов, сочинитель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.
Реакционные, репрессивные действия царской администрации, давление власти, а также революционные события 1905-1907 года, что последовали позже, Римский-Корсаков воспринял с воодушевлением. Он открыто поддерживал студентов, которые выступали против ужесточения правил, а также казарменных порядков в университетах.
В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории и вернулся на должность, только когда события более-менее утихли, и власть пошла на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.
Биография
Детство
Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.
Образование
Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.
Творческий путь
В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.
По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.
Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.
Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.
С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).
В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).
В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.
Личная жизнь
В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).
Смерть
Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).
Очерк жизни и творчества (автор — И. Образцова)
Глава 1. Годы юности | | | | | | | | | | | | | | |
Глава 2. «Весенние» оперы | | | | |
Глава 3. Поэт оркестра | | | | | |
Глава 4. «Садко» | | | | |
Глава 5. Новые поиски | | | | | | |
Глава 6. В преддверии революции | | | | | | | |
Глава 7. Последняя опера | | | | | | | |
Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова. Великий композитор изображен за работой: левой рукой он придерживает листы рукописи, правая уже нацелилась что-то исправить. А кругом — на массивном письменном столе и этажерке — книги и рукописи… Общий тон картины — намеренно приглушенный, неяркий — рождает мысль о буднях, заполненных неустанным трудом. Подчеркнуто прямая посадка худощавой фигуры, умное, одухотворенное лицо, живой взгляд, который не могут притушить двойные очки, — все говорит о человеке большой воли, уверенном в правильности избранного пути. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и всей своей жизнью служивший обществу.
Деятельность его поражает многообразием; он — один из великих композиторов; дирижер, пропагандировавший русскую музыку; теоретик-мыслитель, оставивший ряд трудов по теории музыки, в том числе — «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки»: педагог, вырастивший несколько поколений музыкантов; собиратель и исследователь народного творчества; редактор многих крупнейших произведений русской музыки… Трудно представить себе, что это все делал один человек!
Многогранно и творчество Римского-Корсакова: он создал 15 опер, 10 симфонических, а также несколько камерно-инструментальных произведений, хоров, кантат, около 80 романсов. Его произведения разнообразны по характеру музыки, темам, сюжетам.
Однако, какое бы сочинение Римского-Корсакова ни рассматривать, всегда в нем выступает великий русский художник-гражданин, борец за справедливость. Римский-Корсаков умел любить и ненавидеть. Он видел прекрасное в жизни, в людях, в природе, воспевал его в своем творчестве. Так же ясно, как и прекрасное, видел он и безобразное, прежде всего несправедливость царской власти. Темы добра и зла, красоты и насилия над ней, любви к Родине и защиты ее от врага занимают центральное место в его творчестве. Отсюда и привязанность композитора к былинам, преданиям, сказкам, в которых образно раскрывается борьба добра и зла, утверждается вера в победу доброго начала.
Детство и юность Римского-Корсакова прошли при крепостном праве, а в конце жизни он стал свидетелем событий первой русской революции. Взгляды его сформировались в 60-х годах под сильным влиянием писателей-демократов. Их заветы — глубочайшую любовь к Родине, народу, свободомыслие и ненависть к самодержавию он пронес через всю жизнь. Высокой принципиальностью, честностью и беспощадной правдивостью отмечены вся его жизнь, творчество и музыкально-общественная деятельность. Думается, что не случайно Римский-Корсаков закончил свои воспоминания такими знаменательными словами: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда». (Здесь и далее все цитаты без указания их источников приводятся по книге: Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. Музгиз, М., 1955.)
дальше »
Иллюстрация:
Валентин Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898 г.