Рубенс биография и таланты гения

Питер пауль рубенс

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рубенс, Петер-Пауль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907
  • Рубенс, П. П. Письма / пер. А. А. Ахматовой; коммент. В. Д. Загоскиной и М. И. Фабриканта; вступ. ст. В. Н. Лазарева; ред. и предисл. А. М. Эфроса. — М.; Л.: Academia, 1933
  • Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. Москва, 1977
  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.

Рим

В 1605 году брат художника пригласил его в Рим для изучения античных реликвий и предметов древнего творчества. После нескольких лет работы в Риме его призвали в Ривьеру для написания портретов местной аристократии. Здесь он знакомится с личным казначеем, папского двора, который помогает ему заполучить крупный заказ. Алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для божьего храма в Фемо были отдушиной после долгой череды портретов и прервали его отношения с двором в Мантуе. Осенью 1608 года его брат прислал ему весточку об обострении болезни их матери, но художник не успел увидеть ее перед смертью она скончалась практически перед его прибытием.

По возвращению в Антверпен он осознал свою известность и купил себе большую мастерскую, которую наполнил различными произведениями искусства. Десятки полотен и статуй заполняли комнаты и коридоры комнат в которых он и его ученики работали. Его давние клиенты орден иезуитов сделали ему заказ на украшение плафона в храме св. Карла Борромея. Объём работы был огромен, и он привлек к работе своих подопечных особого успеха добился Антонис ван Дейк который так же помог и в создании алтарного изображения «Водружение креста».

Путь живописца

В 1598 году Питера Пауля приняли в гильдию Святого Луки в городе Антверпене. Там он числился как свободный художник. Это было немаловажным шагом на пути живописца, теперь он был признанным художником и мог открыть свою мастерскую. В этот период Рубенс создал лишь одно более-менее значащее полотно – «Портрет молодого ученого». В данной картине хорошо прослеживаются черты классической голландской живописи.

1600 год стал значимым в жизни и творчестве Рубенса. Он поехал в Италию и надолго задержался там. В этой стране у фламандского живописца судьба сложилась очень удачно. Он попал на службу ко двору местного герцога. Герцог Мантуанский Винченцо I Гонзага слыл большим эстетом и коллекционером.

Студия Франса Пурбуса Младшего «Портрет Винченцо I Гонзага, герцога Мантуи», около 1600 годаМестонахождение: Частная коллекция

Искусствовед Оксана Санжарова про становление Рубенса придворным художником герцога говорит так:

Рубенс с детского возраста умел очень хорошо делать копии с известных полотен. К тому же, Питер Пауль путешествует и скупает для герцога новые полотна для пополнения коллекции. В поездках художник делает заметки, пишет портреты аристократов.

Личная жизнь

Портрет Изабеллы Брант 1610 г.

По возвращении из Италии 32-летний художник почти сразу женился на 18-летней Изабелле Брант, соседке и родственнице жены брата. Рубенс в «Автопортрете с Изабеллой Брант», предсвадебной своей работе, предстаёт с молодой супругой – молодые влюблены и счастливы.

С 1611 по 1616 год Рубенс строил роскошный особняк с большим садом, который сразу стал самым великолепным дворцом в городе, продуманным как жилище, галерея и мастерская большого художника. Жизнь вёл размеренную: на рассвете в церковь к заутрене, затем занятия живописью, совмещаемые с прослушиванием Плутарха или Сенеки (ему читали) и диктовкой писем, умеренное питание, верховая езда и попутно деловые визиты. Живописцу претили обжорство, пьянство и азартные игры – на это было просто жаль времени и здоровья.

У художника был небольшой круг избранных друзей, близких ему по духу общественных и государственных деятелей (бургомистр, гос. секретарь, учёные). Отношения со старшим братом Филиппом были очень доверительные. После его смерти в 1611 году главную моральную опору находил в супруге.

В браке родилось трое детей: дочь и два сына. Клара-Серена, 1611 г.р., умерла в 12 лет. На Альберта (1617-1657), а позже на второго сына Никласа (1618-1655) отец возлагал большие надежды, но живопись стала страстью только самого Питера Пауля, остальные Рубенсы искусством не интересовались. После 17 лет счастья Изабелла умерла.

Работа – вот что спасло Рубенса от отчаяния. Через четыре года знаменитый художник, рыцарь и секретарь тайного совета его величества снова встретит любовь. Елене Фоурман, красавице-избраннице 53-летнего художника, всего 16 лет. В этом браке родится пятеро детей. Пятого Рубенс уже не увидит – он умер 30 мая 1640 года, прожив 62 ярких, удачливых и счастливых года, оставив потомкам великолепное и объёмное художественное наследие.

Творческий путь

В 1600 году Рубенс отправился в Италию в статусе «свободного художника». Несмотря на то что живописцу исполнилось только 23 года, он уже обрел свой стиль. Его пригласили на службу к правителю Мантуи. Художник создавал копии полотен эпохи Возрождения.

Рубенс путешествовал по Италии, выполнял дипломатические поручения, рисовал картины. У него было много заказчиков. Потом он вернулся в Антверпен и узнал о смерти матери. Это настолько потрясло живописца, что он подумывал о монастыре. Только заказы спасали его от горя.

Помимо выполнения картин Рубенс занялся обучением подростков. Так, он открыл собственную школу искусств. За это время он создал несколько значимых полотен:

  • «Персей и Андромеда»;
  • «Три Грации»;
  • «Суд Париса».

Вершиной творчества Рубенса стала картина «Страшный суд». На ней писатель изобразил последний день существования мира, когда Бог вершил свой суд. Несмотря на тему, картина вышла светлой. Бог представлен добрым судьей, он отражается в лицах, пришедших на суд, благодатью, радостью, блаженством.

Живопись

Пробыв какое-то время пажом, Рубенс принял решение связать свою жизнь с живописью. С 14 лет он учился рисованию у местных мастеров, а позднее стал учеником известного художника Отто ван Веена. Именно он внушил ученику идею о том, что талант не сможет проявить себя без влиятельных покровителей.

Когда Питеру исполнилось 23 года он уже был самостоятельным художником. В 1600 г. он отправился в Италию, желая усовершенствовать свое мастерство и исследовать античные произведения. Здесь он познакомился с герцогом Винченцо 1 Гонзаге, который пригласил его к себе на службу.

«Страшный суд»

Гонзаге проявлял живой интерес к античным картинам и работам эпохи Возрождения. В итоге, Рубенс начал создавать для него копии разных известных полотен. В течение 8 лет службы у герцога, Питер успел побывать в разных городах и странах, выполняя различные дипломатические задания.

В 1608 г. Питер Рубенс возвратился в Бельгию, что было связано с кончиной его матери. Он крайне тяжело перенес ее смерть и даже хотел провести остаток своих дней в стенах монастыря. Однако, непреодолимая тяга к живописи, не смогла заставить его отказаться от высокого искусства.

В Антверпене Рубенсу предложили работу при дворе эрцгерцога Альберта. Вместе с тем, он получал массу заказов от других влиятельных лиц, а также брался расписывать соборы. В 1618 г. он стал автором своего знаменитого полотна «Союз Земли и Воды».

Питер продолжал приобретать все большее признание, вследствие чего смог открыть собственную мастерскую. Стоит заметить, что он не только обучал учеников, но и привлекал их к выполнению собственных заказов. В результате, многие из них становились соавторами картин мастера.

Позднее подобная практика переросла в хорошо продуманную систему – школу искусств. В скором времени Рубенс представил свой очередной шедевр «Персей и Андромеда», который считается одним из лучших его произведений.

Ближе к 1630-м годам Питер Рубенс начал писать такие известные картины, как «Три грации» и «Суд Париса». Он всегда имел слабость к красоте и грации объемного женского тела. Его кисти принадлежат множество полотен, созданных по библейским сюжетам: «Тайная Вечеря», «Самсон и Далила», «Воздвижение креста», «Избиение невинных» и др.

Отдельного внимания заслуживает пугающая работа Рубенса «Медуза», которая стала одним из символов эпохи барокко. Автор был горд тому, что смог изобразить на холсте сцену, откровенность которой пугала его современников.

Питер был увлечен не только живописью, но также интересовался и политической жизнью Антверпена. Более того, его творчество на протяжении долгого времени было взаимосвязано с политикой. К слову, «Медузу» его соотечественники расценили как некое предупреждение.

Автопортрет с Изабеллой Брант

Благодаря полотнам и дипломатическому чутью, Рубенс смог добиться установления мира между Испанией и Англией. Он также прикладывал все усилия, чтобы повлиять на военный конфликт в Бельгии, но это не принесло никаких результатов.

Питер Рубенс являлся необыкновенно продуктивным художником, создавшим свыше 3000 работ. Он специализировался на религиозной живописи, обращался к мифологическим и аллегорическим сюжетам, писал портреты, пейзажи, а также делал эскизы для книжных иллюстраций.

Живописи мастера свойственна особенная воздушность. Он предпочитал использовать белый гладкий грунт и писать на полированной доске. Благодаря этому цветовая палитра становилась более колоритной. Как правило, Рубенс прибегал к длинным и волнистым мазкам, что хорошо прослеживается при изображении локонов волос, написанных одним движением кисти.

Некоторые искусствоведы советуют рассматривать картины Питера Рубенса только в подлиннике. Это объясняется тем, что на оригиналах достаточно тучные силуэты такими не кажутся: наоборот, они выглядят легкими и грациозными.

Раскрытие творческих способностей

Попав во двор к графине, он знакомится с живописцем Отто ван Вееном. Будучи человеком многогранным и эксцентричным Отто повлиял на мировоззрения юного Питера. Обладая страстью к изучению истории и мифологии древнего мира, он изучал искусство Возрождения. Эта любовь передалась, и его ученику который словно губка впитывал наставления учителя. Кроме живописи наставник юноши был философом и написал не один том пояснений о тонкостях живописи. Он создавал иллюстрации к книгам Горация и гравюры к различным книжным сюжетам. Любовь ко всем этим сферам творчества передалась и юному художнику.

Питер проводил много своего времени за прочтением книг что поспособствовало развитию знаний об античной истории и философии. Закончив обучение, которое длилось четыре года Рубенс стал независимо работающим художником в союз Святого Луки. Проведя в ордене два года, он решил усовершенствовать свою виртуозность и отправился в Италию.
Италия в это время была центром развития искусства и могла показать юным рисовальщикам полотна великих мастеров Ренессанса и античности. Изучение и перерисовка шедевров помогла сформироваться стилю живописца и повлияла на его образы. Все это время он оставался при дворе у Винченцо Гонзаги которому служил пока обучался рисованию в Италии.

Биография Петера Пауля Рубенса

Рубенс (Петер-Пауль Rubens) – знаменитый фламандский живописец, происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.

Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 – 78 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.

Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг.

Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.

В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Прощание с Италией

Здесь живописец выполняет множество заказов и совершенствуется – до собственной уникальной палитры мастер ещё не дошёл. Желая самостоятельно найти свой путь, Рубенс не искал встреч со знаменитыми художниками, своими современниками.

Очень много копировал, прислушиваясь только к своим личным эмоциям, вкусам и желаниям. Тем самым добивался:

  • Поступательного повышения мастерства;
  • Создания каталога картин из частных коллекций, закрытых для свободного доступа;
  • Формирования фонда потенциальных сюжетов и решений.

Позже в завещании Рубенс отмечал, что его наработки могут помочь наследникам, избравшим ту же деятельность, художественное искусство.

К зиме 1608 года Рубенс получил вести из дома, что 72-летняя мать его безнадёжно больна. Но герцог Гонцага отказался отпустить художника со службы, и тот, закончив все незавершённые дела, в конце октября самовольно уезжает на родину. Больше в Италию он не вернётся.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА

При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами.

Рубенс никогда не был педантом. У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле — в области политики. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс, используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.

Свое умение держаться в обществе художник приобрел во время службы придворным пажом у графини де Лялен, обожавшей жесткие розыгрыши и игры для своих придворных.

Размер поместья, в котором жил Рубенс во времена процветания своего творчества, был таковым, что последующая за его кончиной опись имущества растянулась на целых пять лет.

Во времена проживания в Италии художник пользовался популярностью у итальянских актрис, часто заводя с ними любовные интрижки. Кроме того в тот же период он неоднократно пользовался услугами блудниц.

Излюбленной натурщицей Рубенса была его 16-летняя супруга, в брак с которой он вступил уже в возрасте 53 лет. Именно ее обнаженное тело запечатлено на большинстве картин великого художника.

Рубенс, несмотря на откровенные картины, изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь.

Несмотря на тяжелое и нерадостное детство, художник сумел добиться больших высот и признания. Он имел рыцарское звание, а также был хорошим другом Марии Медичи и папы Римского Павла V.

Возвращение в Антверпен и признание

После пребывания в Италии Рубенс вернулся в Антверпен, где вскоре стал одним из самых востребованных художников. Он получал заказы от королей, аристократов и церквей, выполнял работы различных жанров: портреты, исторические и мифологические сюжеты.

Рубенс создал огромное количество картин, исполняя их вместе с ателье своими учениками. Его стиль отличался яркостью и эмоциональностью, часто в его работах можно увидеть движение и динамичность.

Успех Рубенса привел к тому, что его работы стали покупать и коллекционировать. Он сотрудничал с самыми престижными заказчиками, а его именем стали называть улицы и площади Антверпена.

Пример строки таблицы Пример строки таблицы
Пример строки таблицы Пример строки таблицы

Питер Пауль Рубенс – биография и картины

  • Год рождения: 28 июня 1577 г.
  • Дата смерти: 30 мая 1640 г.
  • Страна: Голландия

В блистательной когорте фламандских живописцев Питер Пауль Рубенс занимает главенствующее место. С его творчества начинается необычайный расцвет искусства Нидерландов XVII века, обусловленный возрождением страны после многолетних войн за независимость. Этот расцвет был недолгим, но Рубенс сделал его настоящей эпохой живописи.

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.

Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.

В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.

После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться, болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Рубенс – ребенок с феноменальной памятью

Как мы уже знаем, родился Питер Пауль, когда родители отбывали ссылку в небольшом провинциальном городке Зиген. Маленький Рубенс появился на свет в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс 28 июня 1577 года. Вскоре стало очевидным, что мальчик обладает феноменальной памятью. Он выучил латынь, греческий язык и ещё три иностранных языка.

Начальное образование, как и его братья, Питер получил в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил талант к живописи и изъявил желание заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, которые имели отношение к искусству. Юный Рубенс не только учился, но и работал. Он был в услужении у одной графини. Эта работа помогла ему усвоить светские манеры, что очень пригодилось ему в жизни. Пауль десять лет терпеливо обучался искусству живописи, что затем дало свои плоды.

Дом-музей Рубенса в Антверпене / lions-store.ru

Поездка в Испанию

Конный портрет герцога Лерма 1603 г.

Умение находить общий язык с разными собеседниками и ответственность сыграли роль в том, что именно Рубенсу было поручено явиться к испанскому двору с подарками (живописными копиями Рафаэля и других мастеров). Путь оказался длинным и трудным – выехав 5 марта 1605 года, художник прибыл на место только 13 мая. И хотя Рубенс картины упаковывал самолично и самым тщательнейшим образом, все они были испорчены. Художник отказался нанимать испанского коллегу и занимался восстановлением холстов самостоятельно – благо, король задержался на охоте до начала июля. Поверенный посол оказался интриганом, он не допустил живописца, завоевавшего симпатии всего двора, к королевской аудиенции для личного вручения подарков.

Рубенс не стал настаивать, а отправился в Эскориал выполнять объёмный заказ на копии полотен Тициана. Кроме того, художник выполнял частные заказы от знатных испанцев. На этом этапе в его творчестве появился парадный портрет, новый жанр для живописца. Фигура герцога Лерма на коне стала первой подобной работой, в которой лицо писалось с натуры (правило художника), а для фигуры позировал натурщик. Удовлетворённый своим героическим видом на этом полотне, герцог предложил Рубенсу стать придворным художником. Тот отказался и в январе 1604 года вернулся в Италию.

Мантуанский период

Винченцо Гонзага был человеком культурно развитым и всячески способствовал развитию искусства при своем дворе. Он был очень образован и ценил как музыку, так и изобразительное искусство. Личное знакомство с Галилео Галилеем, Торквато Тассо, Джамбатиста Гварини, Клаудио Монтеверди позволяло ему собрать коллекцию различных гениальных произведений. Такое количество исторически утвердившихся произведений искусства позволили Питеру увидеть работы Тициана, Веронезе, Корреджо. Выполняя задания, поставленные герцогом, художник не раз копировал работы, которые хранились в его личных архивах. Отправляясь в небольшие командировки по всей Италии, он собрал целую коллекцию зарисовок и незаконченных работ.

Имея юридическое образование, он часто был послом от герцога и решал деликатные политические вопросы с царем Филипом III и премьер-министром оба представителя власти оказались ценителями искусства. Пауль создал конный портрет премьер-министра, на этом полотне можно увидеть влияние работ Тициана. Хорошие манеры, талант, и образованность создали хорошее впечатление о художнике у герцога Винченцо. Рисовальщику предложили курировать галерею картин на время его пребывания в Мантуе. Он заполнил галерею новыми портретами придворных дам, но портрет по сути своей был узок в рамках творчества. Одинаковые позы, одежды, выражения лиц и волны драпировок, очень быстро это начали надоедать художнику.

Не желая больше заниматься таким расточительством для своего таланта, он подал прошение посланнику короля. В прошении он в красках описал свое отношение к такому неблагодарному делу как написание портретов. Он достаточно ярко показал желание направить свой талант на более масштабное поле событий, и возможность раскрыться в полной мере. Несмотря на прохладное отношение к портретистке, живописец старался сделать уникальной каждую свою работу и вывел свои полотна на новый уровень. Во время работы придворным портретистом он так же написал несколько изображений с религиозной и мистической тематикой. Работы были так успешны что в скором времени с ним связались иезуиты и подали прошение на написания картины «Обрезание» для собора в Генуе. Если взглянуть на его проекты, то можно заметить, что он зарисовал практически все известные полотна эпохи Возрождения.

Детство и юношество

Питер родился 28 июня 1857 года в Германии. Его отец, Ян, работал городским судьей. Мама, Мария Пейпелинкс, занималась воспитанием четырех детей. Больше десяти лет семья провела в Кельне, но потом все изменилось

Ян обратил внимание на жену знатного человека. Когда отношения раскрылись, Рубенс был наказан

Его лишили имущества и права работать адвокатом.

Мария была вынуждена пойти работать на рынок. Семью выслали в Зиген, и через некоторое время Ян скончался. Мария потеряла несколько детей и, став вдовой, вернулась в Антверпен. Там выжившие дочери и сыновья пошли в обычную школу.

Закрытие морских путей привело к снижению торговли. Все это негативно сказывалось на и так бедном положении семьи. В итоге всем наследникам Яна пришлось искать свое место в жизни. Девушки вышли замуж за состоятельных особ, один из сыновей стал юристом, а Питер решил заняться живописью.

XVI век стал переломным для живописи. Появилась новая краска с добавлением масла льна — это делало ее яркой и стойкой. Рисование стало медленным процессом. Питера с детства привлекало искусство. В 14 лет он начал учиться у местных живописцев, и основы мастерства он перенял у Тобиаса Вархахта.

Постепенно у Питера появился интерес к фламандской художественной школе. Он начал брать уроки у разных мастеров. Обучение проходило легко.

Творческий путь

Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:

  1. Ранний этап — до 1620 г.
  2. Зрелое творчество (1620-1630 г).
  3. Поздний этап.

С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.

Ранний этап

Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.

Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.

Битва амазонок

Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.

Охота на львов

К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».

Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.

Зрелое творчество

Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.

Охота на кабана

Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.

Похищение дочерей Левкиппа

Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.

Поздний этап

На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.

Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».

Рубенс как дипломат и посланник

Рубенс не только был одним из величайших художников эпохи барокко, но также обладал редким даром умения отстаивать свои взгляды и добиваться своих целей. Часто его талант и переговорные способности применялись во благо своей страны, и он нередко выступал в роли дипломата и посланника.

Одним из важных дипломатических миссий Рубенса было его участие в переговорах между Испанией и Англией в 1628 году. В этой миссии он выступал в качестве посланника герцога Букуарский. Его задачей было предложить Англии заключение союза с Испанией для борьбы против Голландии. Рубенс успешно провел переговоры и сумел достичь подписания договора, который был выгоден для его страны.

Также, Рубенс был послан в дипломатическую миссию в Париж в 1629 году. Он занимался оформлением декораций для свадьбы Изабеллы Клары Евгении Инфанты Испании и Филиппа IV во Франции. В результате своей работы Рубенс получил высокую похвалу и признание своего искусства, а также укрепил дипломатические связи между Францией и Испанией.

В своей роли дипломата и посланника, Рубенс проявлял не только свои навыки в изобразительном искусстве, но и демонстрировал свою эрудицию, обаяние и образованность. Он был востребованным дипломатом и посланником, благодаря чему смог сблизить различные страны и содействовал сохранению мира и экономического процветания. Его талант и способности как дипломата и посланника сопереживают и доселе, помогая изучать и понимать исторические события того времени.

Начало начал

В начале рассказа об этом художнике хочется отметить интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, который организовал революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил, да и на время своих активных политических дел подзабыл. Анна Саксонская имела четверых детей от принца, но положение её было достаточно зыбким. Вильгельма могли сместить в любой момент, а как обеспечить себе и детям достойную жизнь в случае неудачи супруга в политической игре? Ведь до замужества Анна была хоть и не самой красивой невестой, но зато самой богатой, а ныне её состояние было в руках мужа.

Было очевидным то, что Вильгельм польстился именно на приданое невесты, чтобы иметь возможность осуществить на эти средства революцию. Анна Саксонская хотела отсудить у принца Оранского хотя бы часть своего имущества, чтобы иметь, выражаясь по-современному, подушку безопасности. Тут-то и вступает в игру семья Рубенсов, а именно его отец.

Ян Рубенс был адвокатом, его Анна пригласила для консультаций по интересующим её вопросам имущества. Как отмечают современники, Ян слыл не только хорошим специалистом, но и был хорош собой. Из-за чего и возникли подозрения, что адвокат ходит к Анне Саксонской не только для консультаций. К тому же, давно не видевшаяся с мужем Анна вдруг оказалась беременной. Естественно, все подозрения тут же пали на Яна Рубенса, его посадили в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского была несвободной дамой, но и адвокат был женат.

Антонис Мор «Портрет Анны Саксонской», 1560-е годыМестонахождение: Национальный музей, Вроцлав, Польша

Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, трое сыновей и дочь, не хотела остаться без помощи мужа. Она просила помиловать мужа, об этом же просила и виновница ареста адвоката, так как ему грозила смертная казнь. Продержав некоторое время Яна Рубенса под арестом, его всё же выпускают, сохранив жизнь, но отправляют в ссылку. Именно в этой ссылке Ян стал отцом будущего живописца Питера Пауля. При этом, до сих пор достоверно не доказано, была ли между адвокатом и принцессой романтическая связь.

Возможно, всё это было лишь частью политической игры герцога Оранского, которому нужно было сохранить деньги жены при себе. Не так скоро отстали и от семьи Рубенса, им пришлось заплатить немалый залог за свободу. После смерти мужа матери Питера Пауля Рубенса было позволено вернуться в родной город Антверпен, куда она и приехала со своими детьми.

Ян Рубенс, отец живописца, XVII векМестонахождение: Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен, Бельгия

Интересные факты

Когда великого фламандского живописца не стало, его жена Елена решила уничтожить полотна, на которых муж изобразил ее в обнаженном виде. Картины были сохранены для потомков благодаря вмешательству короля Нидерландов. Через священника он уговорил вдову сохранить шедевры.

Портрет женщины с четками

Творческий путь гениального творца Питера Рубенса стал мировым достоянием. Его картины размещены в лучших музеях мира. Регулярно проводятся выставки, посвященные творчеству фламандского мастера. Полюбоваться на великие полотна живописца приезжают люди из разных уголков земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: