Печальная участь Василия Верещагина и его вклад в историю
Василий Верещагин — одна из самых ярких фигур русской интеллигенции XIX века. Он был известен не только как известный писатель, но и как просветитель и общественный деятель, чьи идеи о свободе и равенстве стали основой для многих революционных движений в России. Однако его наследие остается трагическим, поскольку его жизнь закончилась многими страданиями и трагедиями.
Одна из наиболее значимых трагедий, связанных с именем Верещагина, связана с его участием в Цусимском сражении. Верещагин, будучи ярым противником монархического режима в России, решил поддержать японскую армию в войне с Россией. Однако его участие в этой кампании закончилось трагически. Верещагин был серьезно ранен и скончался вскоре после сражения.
Не смотря на трагичную кончину, Верещагин оставил огромный след в истории России. Его идеи о свободе и равенстве стали основой для многих революционных движений, которые возникли в России в начале XX века. Его произведения, как «Богатство и нищета», продолжают трогать сердца людей и напоминать нам о необходимости борьбы за свободу и равенство.
- Верещагин — знаковая фигура русской интеллигенции
- Его жизнь закончилась многими страданиями и трагедиями
- Одна из наиболее значимых трагедий, связанных с именем Верещагина, связана с его участием в Цусимском сражении
- Верещагин оставил огромный след в истории России
- Его идеи о свободе и равенстве стали основой для многих революционных движений
- Его произведения продолжают трогать сердца людей
И князь, и крестьянин
Впрочем, непростой характер Василия Верещагина не мешал миру благоговеть перед мощью его таланта.
Если художника и упрекали – в недостатке патриотизма или излишней театральности (якобы унаследованной от мэтра Жерома) – то исключительно по политическим соображениям.
В последующие годы интерес к Верещагину по всему миру не ослабевал – за Веной последовали Париж, Берлин, Амстердам, Лондон.
После тотального европейского успеха Василий Верещагин дважды ездил в США и на Кубу, где написал несколько картин на тему американо-испанской войны. В Штатах его тепло принимал президент Теодор Рузвельт, а выставка, устроенная Чикагским институтом искусств, имела огромный успех.
Василий Васильевич Верещагин (Vasily Vasilyevich Vereshchagin; родился 26 октября 1842 г. — умер 13 апреля 1904 г.) — это талантливый русский художник XIX века, яркий представитель батального жанра. Картины Василия Верещагина демонстрировали бесчеловечность войны, ее катастрофические последствия. Творчество мастера также включает в себя экзотические пейзажи и бытовые сцены.
Василий Верещагин был военным, очень много путешествовал, писал книги. Художник считал, что каждая картина должна содержать идею, без этого творчество не имеет смысла.
Интересные факты о Верещагине
1. Аполлон Михайлович Верещагин родился 11 октября 1842 года в Чернигове, в семье морского офицера.
2. Верещагин учился в Морском инженерном училище, но позднее понял, что его призвание – живопись.
3. Одно из самых известных произведений Верещагина – картина «Апофеоз войны», которая изображает разрушения и страдания во время Сирийской кампании 1877-78 годов.
4. Верещагин путешествовал по разным странам и многие его работы были посвящены войнам и борьбе за свободу.
5. Поединок с рейдером Аксаковым, который посягнул на Верещагина из-за его активности в борьбе за освобождение Сербии, стал одним из самых известных дуэлей в истории России.
6. Верещагин был знаком с многими известными литераторами и художниками своего времени, в том числе с Левом Толстым и Ильей Репиным.
7. Верещагин проводил большую часть своей жизни за границей, особенно в Европе и Азии.
8. Художник был увлечен историей и культурой народов Востока, что нашло свое отражение в его работах.
9. Верещагин предпринял несколько экспедиций, включая поездку в Средний Восток для создания серии картин, посвященных азербайджанской истории.
10. Верещагин умер 13 апреля 1903 года вокруг острова Терсхеллен в море Северной Гренландии.
Работы Верещагина
Владимир Васильевич Верещагин был знаменитым русским художником-передвижником, и его работы оставили огромный след в российской и мировой истории искусства. Он создал множество произведений, в которых передал свое видение войны, бедствий и тревоги человеческого существования.
Наиболее известными работами Верещагина являются «Апофеоз войны», «Петра Великого на голландском флоте в Рейде» и «Союз горящей и пустынной Африки». В «Апофеозе войны» художник изобразил страшные картинки военных ужасов, показывая их в своей полной жестокости и безжалостности. «Петр на голландском флоте» — это портрет Петра I в годы его молодости и покажет его в военной одежде на боевом корабле. В работе «Союз горящей и пустынной Африки» Верещагин изображает девушку и мужчину, олицетворяющих силу жаркого африканского пустынного климата и горящих солнцем пространств.
Искусство Верещагина часто вызывает сильные эмоции у зрителей, его работы шокируют и вводят в раздумья. Он был одним из первых художников, осмелившихся положить конец иллюзиям и проникнуть в реальность безумия и ужасов войны. Его работы до сих пор остаются актуальными и напоминают о насущной необходимости мира и гуманности в мире, раздираемом насилием и конфликтами.
Краткая биография Л.Ф.Верещагина
Физик и химик. Из семьи служащего. Окончил реальное училище (1924), а затем двухгодичную химическую профессиональную школу (по специальности химик-аналитик). В 1926 поступил на физико-математический факультет Одесского института народного образования. В 1932 окончил аспирантуру при Украинском физико-техническом институте (УФТИ) в Харькове, в котором выполнил работу «Определение структуры бромистой ртути». Далее работал в бюро исследований Харьковского турбинно-генераторного завода; здесь им была организована рентгеновская лаборатория и выполнены работы по исследованию медистого немагнитного чугуна и сплавов Fe-Ni-Al. Работы по магнетизму были продолжены затем в лаборатории низких температур УФТИ, куда он был приглашен в 1934.
В 1940 защитил кандидатскую диссертацию «Исследование растворимости меди в алюминии при давлении в 5000 атм.». С 1939 заведовал лабораторией сверхвысоких давлений (СВД), созданной по инициативе акад. Н.Д. Зелинского в Институте органической химии. В годы ВОВ выполнял задания АН СССР для Наркомата Вооружения, награжден боевым орденом Красной Звезды и медалями.
В 1949 получил степень доктора наук без защиты диссертации. В 1953 утвержден профессором только что созданной на химическом факультете МГУ кафедры физики и химии высоких давлений, заведующим которой назначен в 1954. В том же году Лаборатория СВД в ИОХЕ была преобразована в Лабораторию физики СВД при Отделении технических наук АН СССР; последняя в 1958 по инициативе Л.Ф.Верещагина реорганизована в Институт физики высоких давлений АН СССР (г. Троицк, Московская область), который он возглавил. В 1973 создал кафедру физики высоких давлений в МФТИ. Член-корреспондент АН СССР (1960), академик (1966).
Л.Ф.Верещагин внес большой вклад в создание и совершенствование аппаратуры высокого давления, обеспечившей возможность проведения научных исследований и технологических работ при высоких и сверхвысоких (мегабарных) давлений. Под его руководством разработаны научные основы и создано промышленное производство синтетических сверхтвердых материалов — алмаза и кубического нитрида бора. К 1975 производство искусственных алмазов в СССР не только обеспечило нужды отечественной промышленности, но и позволило завоевать прочные позиции на мировом рынке сверхтвердых материалов.
В начале 1970-х гг. одним из первых в мире выдвинул концепцию «металлизации» вещества при очень больших давлениях, хотя экспериментальное подтверждение этой гипотезы было осуществлено лишь спустя 10-15 лет.
В МГУ читал курс лекций «Физика и техника высоких давлений».
Герой Социалистического труда (1964); Лауреат Государственной (за создание и внедрение гидрокомпрессоров, 1952) и Ленинской премий (за синтез искусственных алмазов, 1961).
Автор свыше 200 научных статей и более 200 авторских свидетельств и патентов.
Кавказская серия №1
Окончательное решение ехать на Кавказ Василий Верещагин принял после знакомства с другом Жемчужникова — пейзажистом Львом Феликсовичем Лагорио. Он бывал на Кавказе же 2 раза и снова собирался туда поехать. Сам Лагорио был прикомандирован к свете великого князя Михаила Николаевича. Он обещал посодействовать Верещагину в устройстве на месте и убедил того разыскать его по прибытии в Тифлис. На момент поездки на Кавказ Василию Верещагину исполнилось 21 год.
Согласно воспоминаниям художника, чтобы накопить денег на эту поездку, он вынужден был питаться одним молоком и хлебом. Свое кавказской путешествия Верещагин излагает в очерках «Путешествие по Закавказью». Впоследствии, в 1870 году заметки вместе с рисунками будут опубликованы в журнале «Всемирный путешественник».
Как и было оговорено Верещагин разыскал Лагорио, тот определил его в качестве преподавателя по рисованию начальнику штаба. Благодаря данной протекции Василий Верещагин имел 1500 рублей годового дохода.
Лезгин Хаджи-Муртуз-Ага из Дагестана (1864)
Внимание Верещагина привлёк вооруженный мятеж, который возглавил штабс-капитан Хаджи Муртуз, находившийся на русской службе. Он был взят в плен и помещен в тифлисскую крепость
Василий Верещагин получил разрешение встретиться с ним, чтобы нарисовать его портрет.
Краткая биография
- 1860 – Василий Верещагин успешно поступает в Петербургскую Академию художеств. Учеба дается ему легко, хотя ему явно мешают «оковы» академического искусства с его опорой на античные сюжеты.
- 1863 – Взяв академический отпуск художник отправляется в путешествие на Кавказ, имея весьма скромные средства, полученные путем строжайшей экономии. Путь до Предкавказья совершался на лошадях, по дороге художник успевал делать быстрые зарисовки чудесных видов. В Тифлисего его настигает весть о наследстве, доставшемся от недавно умершего дяди – Алексея Матвеевича.
- 1864 – Не закончив образование в России, Верещагин едет в Париж и поступает в Парижскую Академию изящных искусств. Там он понимает, что французское художественное образование, так же как и русское, «погрязло» в академизме, а все учебное время занимает копирование памятников античности.
- 1865 – Новая поездка в Грузию, где художником создается множество пейзажей с натуры. В том же году возвращается в Париж
- 1866 – Представляет на Парижском салоне свои пейзажные работы, привезенные с Кавказа. Реализм и экзотика вызывают у зрителей неподдельный восторг. В том же году Верещагин возвращается в Петербург. Наладив отношения с отцом, по его протекции получает место в отделе картографии военного ведомства. По должности регулярно ездит в Ташкент.
- 1870 – Покидает Туркестан и увозит оттуда огромную серию рисунков. Отправляется в Париж, а затем в Мюнхен, чтобы начать свой грандиозный замысел – создание Туркестанской серии больших полотен. Это было тяжелой и масштабной работой, которая занимала все время художника.
- 1871 – Представляет зрителю серию картин на первой персональной выставке в Лондоне. Позже эта выставка была представлена в России и в других странах Европы. Она произвела сильное впечатление на общественность, показав истинный натурализм подлинного Востока. Как бывший военный, Василий Верещагин не боялся представить на суд зрителя горькую правду военных действий – за что он получил осуждение не только со стороны художественного сообщества, но и со стороны бывшего военного начальства.
- 1874 – Несмотря на неоднозначную оценку, Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора живописи. К тому времени он уже уничтожает несколько раскритикованных картин, и в качестве ответа на решение Академии, публично отказывается от звания, отрицая тем самым традиционные порядки художественного мира. В том же году отправляется в двухлетнее путешествие по Индии, откуда привозит сотни красочных эскизов и этюдов.
- 1877 – Начинается русско-турецкая война. Верещагин, не раздумывая, возвращается из Франции и добровольно поступает на службу в действующую армию и через несколько месяцев получает тяжелое ранение. Не успев до конца восстановится, он стремится вернуться на фронт, для участия в масштабном наступлении русской армии.
- 1878 – После окончания военных действий художник возвращается в Европу, где под впечатлением от ужасов войны и гибели брата, начинает работу над серией Балканских картин.
- 1883 – В академических кругах нарастает недовольство творчеством художника-бунтаря, но Верещагин не останавливаясь на достигнутом, решает ехать в Палестину, в поисках новых сюжетов на христианскую тематику.
- 1889 – Посещает США. В Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Сент-Луисе и других городах проходят персональные выставки. Картины Верещагина оказывают сильное влияние на изобразительное искусство Америки – ему даже предлагают возглавить одну из художественных школ, но он отказывается. В США Верещагину удается продать часть своих картин, что приносит ему колоссальную сумму денег.
- 1891 – Вернувшись в Россию, Верещагин приобретает себе участок земли под Москвой, близ деревни Нижние Котлы. Там он строит дом для своей новой семьи: из США он вернулся уже с новой женой. В своем новом имении он устраивает мастерскую, где много и плодотворно работает. Тягу к путешествиям Верещагин теперь удовлетворяет поездками по российской провинции.
- 1896 – Начинает работу над серией картин посвященных Отечественной войне 1812 года.
- 1904 – С началом русско-японской войны Верещагин снова добровольно едет к месту боевых действий, несмотря на уговоры жены и уже немолодой возраст. Благодаря своим старым связям в военной среде, он прибывает в Порт-Артур и участвует в рейдах судов русского флота. 31 марта броненосец «Петропавловск», на борту которого кроме Верещагина находился вице-адмирал С.О. Макаров, подрывается на японской мине. Корабль тонет, унося с собой жизни более 600 человек, в том числе гибнет и Василий Васильевич Верещагин.
Художник Василий Верещагин
Верещагин художник: биография и творчество
Верещагин начал свое художественное образование в Санкт-Петербургской академии художеств, где изучал живопись и рисунок. Вскоре он стал известен своим интересом к историческим и социальным темам, что стало центральной темой его творчества.
Одним из самых известных произведений Верещагина является серия картин «Апофеоз войны», в которой художник изображает ужасы войны и его последствия. Он также создал серию картин, посвященных Востоку, которая является одной из самых значимых в его творчестве. Его работы часто возбуждали споры и вызывали сильные эмоции своим реалистическим отображением страданий и разрушений.
Верещагин много путешествовал и исследовал различные страны, чтобы наблюдать и изучать различные культуры и обычаи. Он активно работал во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, создавая серию картин, посвященных этому конфликту.
Название картины | Описание |
---|---|
«Апофеоз войны» | Серия картин, изображающих ужасы войны и ее последствия. |
«Падение Шибердана» | Картина, изображающая падение крепости Шибердан в Туркестане. |
«Туркестанская ночь. Предупреждение.» | Картина, на которой изображены вооруженные боевики в Туркестане. |
К сожалению, Верещагин умер 13 апреля 1904 года в Петергофе. Однако его работы остались вечной памятью о тех ужасах, которые военные конфликты причиняют миру. Верещагин продолжает быть уважаемым художником и его работы по-прежнему вдохновляют и вызывают отклик у зрителей во всем мире.
Богатый киргизский охотник с соколом
Картина «Богатый киргизский охотник с ястребом» посвящена другу Верещагина Байтику Канаеву, с которым они познакомились в 1867 году, когда Байтик прибыл в столицу Российской империи в качестве представителей Туркестана на торжественный прием, устроенный царем.
Высокий, сильный и колоритный представитель кочевой интеллигенции, хорошо знавший русский язык, вызвал у художника огромное уважение и интерес.
В свою очередь, Байтик Канаев, никогда раньше не видел подобных изображений, потому что ислам запрещает рисовать живых существ, был поражен талантом Верещагина.
Позже, во время туркестанских походов, известный киргизский живописец и батыр, испытывавший резкое неприятие Кокандского ханства, благосклонно относился к России.
Жизненный путь Василия Верещагина: ранние успехи и призвание к искусству
Василий Верещагин был одним из наиболее известных и влиятельных художников XIX века. Его жизненный путь начался в маленьком русском городке, где Василий проявил свой талант еще в раннем возрасте. Он очень любил рисовать и часто организовывал выставки своих работ для местных жителей. Впоследствии он стал известен как один из самых ярких представителей русской школы живописи.
Василий Верещагин был призван к искусству с самого раннего возраста. Он всегда был очень талантливым ребенком и проявлял свой художественный дар уже в детстве. Но несмотря на свой естественный талант, он все же пришел к искусству через многочисленные трудности и препятствия на своем пути. Тем не менее, его творческая энергия и живой ум помогли ему достичь высоких высот в искусстве.
Верещагин начал свою карьеру как художник в столице России.
Он долго работал над своими первыми работами и уже скоро стал одним из самых известных и востребованных художников своего времени.
Считается, что его творчество было настоящим провокатором, который привлекал внимание общественности своей яркой и живой палитрой, а также своими призывами к преобразованию русского искусства.
Судьба Василия Верещагина была полна трагических событий и несправедливости. Однако его жизнь оставила яркий след в истории искусства и была примером для многих, кто увлекся живописью и творчеством вообще. Василий Верещагин – это история о том, как можно добиться выдающихся результатов только благодаря своим таланту, уму и неутомимой работе.
Военный опыт
В 1867 г. генерал фон Кауфман военного округа в Туркестане подыскивал штатного художника для сопровождения в экспедициях по Средней Азии. Верещагин пошел к нему на службу и в мае следующего года с гарнизоном приехал в Самарканд, а в июне-июле крепость осадили войска бухарского эмира. Художник наряду со всеми оборонял крепость, и за особые боевые заслуги был награжден орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда стала единственной, которую Верещагин принял, поскольку за недельную самаркандскую осаду сформировались его дальнейшие взгляды на жизнь – он ненавидел войну и все, связанное с ней.
Побеждённые. Панихида (1878–1879)
Пугающее и удручающее полотно «Побежденные. «Поминальная служба» известна миру как напоминание о цене, которую придется заплатить за войны и плохое руководство: в городе Телес произошла битва, стоившая жизни целому отряду русских охотников.
Бесконечное поле выстроено равномерными рядами обнаженных, наспех присыпанных землей трупов русских солдат. После бойни турки-победители забрали не только форму погибших, но и их нижнее белье. К горизонту приближается черная грозовая туча, сквозь которую пробиваются последние лучи солнца. Природа оплакивает заблудших.
Полковой священник в траурном облачении отслуживает реквием, наверное, самый страшный в своей жизни. Лицо священника печально и похоже на лицо Христа. Этот снимок из «Балканской серии» стал гениальным прикрытием последствий войны.
Детство и юность художника
Шел 1842-й год. 26 октября в городе Череповце в семье дворян Верещагиных из Новгородской губернии родился мальчик Василий. Отец новорожденного был предводителем уездного дворянства своей губернии, а мать – образованной женщиной татарского происхождения. Благодаря ей мальчик полюбит книги, особенно исторические. На роду Василию уже было написано кем стать, так как по линии отца все мужчины отдавали долг родине на военной службе. При чем делали они это ещё со времен Екатерины Великой.
С детства мальчик имел тягу к рисованию. Однажды он засмотрелся на платок своей няни. Он был красив и разноцветен, на нем удалая тройка лихо мчалась прочь от догоняющих её волков. Художник вспоминает этот момент из детства:
Братья Верещагины Николай и Василий (справа) в период пребывания в Морском корпусе
Несмотря на талант и любовь мальчика к искусству рисования, его отдали в петербургский морской кадетский корпус. Это не смогло умалить его тягу к живописи и желания рисовать самому. Юноша находил для любимого занятия время. Даже в период учебы он посещал занятия в художественной школе. Учебу в кадетском корпусе Василий закончил на отлично в звании мичмана. Преподаватели и родители прочили ему блестящую карьеру на военном поприще, но юноша пошел против воли отца и вопреки мнению общества.
Карьеру военного Верещагин делать не стал, он попросил об отставке и подал прошение зачислить его в Академию художеств. Отец юноши более чем негодовал, он был в гневе, ведь сын Василий нарушил семейную традицию, в отличие от других сыновей, продолживших военную службу. Упоминать имя сына, принимать его дома отец запретил, а также лишил его всяческой финансовой помощи и наследства. Это ни в коей мере не подействовало на решение молодого человека заняться творчеством.
В Академии художеств Василий Верещагин очень скоро показал свои способности. Его талант заметили преподаватели и сокурсники. Эскизу Верещагина под названием «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» присудили серебряную медаль совета Академии. Этот эскиз он написал на трехметровом полотне картона, также получив похвалу, но по какой-то причине разрезал его и сжег, как Гоголь второй том «Мертвых Душ». Как говорит искусствовед Татьяна Юденкова:
Копировать Верещагин никогда не любил, считал, что в этом нет смысла, всегда придумывал свои сюжеты картин. Большая часть его первых работ выполнена в графике. Тем не менее, эти карандашные рисунки поражают своей живостью, точностью деталей и яркой мимикой героев. Очень советую ознакомиться с графическими работами Верещагина, это красиво, интересно и познавательно. Его творчество в целом хорошо охарактеризовала искусствовед Светлана Капырина:
Перед атакой. Под Плевной (1881)
Огромный холст высотой в четыре метра в человеческий рост закрывает момент ожидания начала атаки. Балканская война была известна своей особой жестокостью и посредственным руководством. Под Плевной были убиты тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он рисковал своей жизнью и активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать удивительное по психологической насыщенности большое полотно.
Художник утверждал, что только участвуя в событиях, проливая кровь, осознавая холод и голод, можно написать достоверную картину войны. Поэтому картины Верещагина всегда имели огромное влияние на публику.
Серия «Туркестанские сюжеты»
Верещагин в своих работах изображал разные сцены из повседневной жизни жителей Центральной Азии, включая рынки, молитвы в мечети, женщин в национальных костюмах, военные действия и пейзажи региона. Он старался передать истинную красоту и особенности этой земли
Картины из серии «Туркестанские сюжеты» были выставлены в Москве и других городах России, а затем привлекли внимание и за рубежом
К сожалению, не все работы из серии «Туркестанские сюжеты» сохранились до нашего времени. Некоторые из них были утрачены или повреждены, но те, которые смогли дожить до наших дней, по-прежнему вызывают интерес и восторг своей яркостью и реалистическим изображением жизни народов Центральной Азии.
Военно-полевое творчество Верещагина
Однажды отставного офицера Верещагина пригласили на разговор в военное ведомство, где предложили поехать на Кавказ, можно прямо сказать, в качестве такого неприметного шпиона-разведчика. Ему предлагалась свобода действий в обмен на необходимые данные. Художник должен был вести путевой дневник, где необходимо было описывать всё, что он видел и мог услышать на Кавказе, так как после его присоединения, настроения там были отнюдь не дружелюбные и не спокойные. Кавказцы хоть и были покорены, но мириться с этим хотели далеко не все из них.
Верещагин путешествовал по военной грузинской дороге, делая зарисовки местности и различных объектов, особенно стратегически важных. Неприметного художника никто не заподозрил в наблюдениях, и он спокойно общался с местным населением, узнавая какое там преобладает отношение к установившейся власти. Сам художник на тот момент был вполне доволен своим положением, ему нравилось путешествовать, а главное, он свободно творил.
Через четыре года свободной и спокойной жизни молодой Василий попал в эпицентр военной кампании по присоединению Туркестана к России. Верещагин не отсиживался в штабе. Он ходил в разведку, участвовал в рукопашных боях, принимал активное участие в сражениях. Тогда художник понял, что вне зависимости от вида войны, будь она захватническая или оборонительная, в любом случае приносит она только горе, боль и страдания, и нет в ней ничего благородного. У молодого художника возникает великая цель, о которой он говорил:
И выполнял свои слова Верещагин очень наглядно. При штурме Самаркандской крепости художник проявил себя как отважный и решительный воин. Он был одним из солдат, защищавших её от вражеских войск. Василию Васильевичу дали орден за мужество и отвагу – Святого Георгия четвертой степени. Серия картин, вышедшая из-под кисти Верещагина в тот военный период, называется Туркестанская. Впоследствии всю её купит известный коллекционер Третьяков.
Туркестанскую серию характеризует то, что некоторые картины как бы являются продолжением других. Например, идет штурм крепости, солдаты наступают. Затем следует картина, изображающая сражение за эту крепость, и ещё одна, где победители этой схватки торжествуют. Действия на этих картинах происходят, если сравнить с кинематографом, от кадра к кадру. Например, к таким картинам можно отнести в хронологическом порядке «Высматривают», «Нападают врасплох» и «Окружили, преследуют», последняя из которых была затем сожжена Верещагиным из-за критики на выставке.
Василий Верещагин – ученик Академии художеств, 1860 год
Учеба в Морском корпусе
В возрасте 8 лет, отец решил определить его в Царское село в Александровский корпус. В нём обучались будущие офицеры, и уже 3 года учился старший из сыновей — Николай.
В кадетский корпус принимались только дети из дворянских семей. Несмотря на это, в нем процветало неравенство. 2 роты были сформированы и состоятельной аристократии. В третью роту определялись дети из семей победнее. Верещагин оказался в 4-ой роте, в ней кадеты готовились к поступлению в Морской корпус. Эта рота была «середина на половину».
Здесь Верещагин отучился чуть больше года. Вот что он писал по поводу пребывания в данном заведении в своих воспоминаниях: «В противоположность многим, вероятно, большинству моих сверстников, я не любил товарищества, его гнета, насилия… я только показывал вид, что доволен им, так как иначе меня защипали бы… Говорю обдуманно, что принудительное казарменное товарищество, действительно закаляя дух в известном направлении, не формирует характеров, а скорее сравнивает, нивелирует их, что оно уничтожает такие драгоценные качества, как наивность, самобытность и в значительной мере совестливость».
Располагался корпус в Царском селе, там кадетам прививалось почитание государя императора. Во время прогулок кадеты часто встречали маленьких великих князей, наследников императора Александра II. В 1853 году Верещагин закончил службу и был зачислен в Морской корпус. Именно в нём в нём также обучались все трое братьев художника.
Учеба в морском корпусе проходила в Петербурге, в течение первого года обучения будущий художник стал одним из лучших учеников. В Петербурге и Петергофе он очень часто имел возможность наблюдать воочию членов царской семьи и самого императора.
Учёба в корпусе научила Верещагина давать отпор обидчикам и уметь постоять за себя. Этот навык он пронес через всю свою жизнь. Больше всего Василий преуспевал в рисовании, что не осталось незамеченным преподавателем Каменевым. Они подружились и Каменев частенько приглашал мальчика к себе домой и показывал ему свои этюды и картины.
Вскоре его талант был замечен другим преподавателем — Александром Александровичем Фоминым, близким другом Карла Брюллова. Узнав об успехах сына, отец всё-таки пошёл навстречу и нанял для него частного преподавателя по рисованию Седлецкого. Который в свою очередь тоже увидел у мальчика особый талант и сообщил об этом отцу. Тогда тот купил ему красивый альбом для хранения рисунков.
Так как обучение рисованию в старших классах в Морском корпусе уже не проводилось, Верещагин стал посещать школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Уже в ней его талант отметили академик и профессор: И. А. Гох и А. Ф. Моллер. В это время Василий Верещагин начинает постоянно посещать Эрмитаж, интересоваться историей картин и приобщает к урокам рисования своих младших братьев Сергея и Михаила. Они начинают посещать уроки по субботам вместе.
К окончанию учебы в Морском корпусе Верещагин уже принял решение стать художником. Сдав итоговые экзамены, Василий Верещагин занял первое место. Однако, в Морском корпусе ходили слухи, что теперь выпускникам необходимо прослужить 2 года, чтобы получить чин Мичмана. Верещагин очень не хотел идти в плавание и слукавил медицинской комиссии, сославшись на нездоровье. После чего он был уволен со службы, согласно своей просьбе по болезни. Одновременно с этим ему было присвоено название Прапорщика ластовых экипажей. С этого момента началась учеба Верещагина в Академии художеств.
Ближневосточные библейские сюжеты
По словам живописца, его военные картины выстраданы за каждого ставшего жертвой войны. Чтобы уйти от военной темы, он посетил Ближний Восток, где создал евангельские холсты – «Стена Соломона», «Святое семейство» и пр. картины изображают обыкновенную жизнь святых семейств, за что католические пастыри настаивали на их уничтожении. В Россию не повез, предвидя суровое осуждение. В 1885 г. на европейской выставке евангельских картин зритель облил произведения серной кислотой, отчего пострадали некоторые полотна, а одна картина уничтожена. Весь цикл художник продал на аукционе в США.
Нападают врасплох
Картина «Внезапная атака» изображает один из важных моментов битвы. Основная тема этого произведения — беспрецедентная непоколебимость и героизм русского солдата. Эти качества проявляются не только в моменты доблестных побед, но и в самых сложных ситуациях.
Небольшой отряд русских солдат в горной долине внезапно подвергся нападению врага. Очень достоверно передана атмосфера сцены сражения и выражение бросающейся к лагерю кавалерии.
При этом несколько отважных русских воинов не пропали перед смертельной угрозой и сплотились, чтобы сражаться с противником до последней капли крови.
Политики в опиумной лавочке (1870)
Поездка Верещагина в Туркестан была очень плодотворной. Он старался записать все, что видел вокруг: быт, обычаи, обычаи местных жителей. Картина «Политика в опиумной лавке» наполнена правдой жизни и черным юмором. Он сделан с фотографической точностью и передает множество деталей, которые можно рассматривать часами.
Посетители опиумного магазина — это отбросы общества, которые тратят последние деньги на опиумные затяжки
Грязные, босые, рваные, ужасные тряпки, но как важно спорить! Их ноги, черные от грязи, ударяются. Эти люди не заботятся о своей внешности
В этом необычном сообществе обсуждаются серьезные вопросы. О чем они говорят, неизвестно. Судя по всему, решаются важные мировые проблемы.
Учеба у Жана Леона Жерома в Париже
В 1864 году у художника скончался дядя и он получил 1000 рублей наследства. На эти деньги Верещагин решил ехать в Париж. Сначала он планировал там организовать выпуск иллюстрированного художественного издания. Но вскоре осознал несостоятельность этой идеи, решил разыскать Жана Леона Жерома и попроситься к нему на учебу. В то время Жером преподавал в Школе изящных искусств при Французской академии художеств.
Увидев кавказские рисунки Верещагина, Жером признал, что молодой человек действительно имеет талант. Вскоре Верещагин стал посещать мастерскую Жерома в Париже. В мастерской Верещагина встретили улюлюканьем и насмешками. Но, еще со времен учебы в кадетском корпусе, он знал как постоять за себя. На всякий случай в его кармане лежал револьвер, он сунул руку в карман и отступил к стене, заняв оборонительную позицию. Его поза и взгляд говорили сами за себя, что с ним лучше не связываться.
Серия «Взрыв»
Верещагин создал несколько картин, посвященных различным видам взрывов, начиная от взрывов пушек и артиллерийских снарядов, и заканчивая мощными бомбардировками городов и флотилий. Картины серии «Взрыв» впечатляют своими деталями и эмоциональной глубиной.
Одной из самых известных и масштабных работ Верещагина из серии «Взрыв» является картина «Заводский взрыв». На ней художник изобразил момент мощного взрыва на фабрике, в окружении работников. Взрывные волны и огненные языки заполняют картину, передавая атмосферу хаоса и опасности. Множество деталей позволяют ощутить масштаб и разрушительную силу взрыва.
Серия «Взрыв» является ярким примером таланта и художественных способностей Василия Верещагина. Его работы по праву считаются одними из лучших в истории живописи, способными донести до зрителя эмоции и глубокий смысл. Серия «Взрыв» остается актуальной и впечатляющей даже спустя много лет после создания.
Жизненный путь Василия Верещагина: успехи, трагедии и роль в истории
Детство и юность Василия Верещагина были связаны с трудом и борьбой за выживание. Родившись в бедной семье крестьян, он вынужден был с самого маленького возраста работать на полях и в лесу. Перспективы были мрачными, но Василий не терял надежды и мечтал о лучшей жизни.
Одной из причин, по которой Верещагин решил уйти из деревни и отправиться в путешествие, стала трагическая гибель его отца. Этот удар оказал огромное влияние на жизнь юноши и побудил его к поиску новых возможностей и приключений.
Почти двадцать лет Верещагин провел в путешествиях и исследовании мира. Он побывал в различных странах Европы, Азии и Америки, изучал историю, культуру и традиции народов, совершал научные открытия и писал множество книг и статей.
- Важнейшим достижением Верещагина была его роль в борьбе за освобождение народов от колониального гнета. Он был одним из первых российских путешественников, который осмелился критиковать политику своей страны и поддерживать идеи свободы и равенства.
- К сожалению, жизнь Верещагина была полна трагедий и потерь. Он потерял близких людей, был оскорблен и обличен, неоднократно подвергался нападкам и критике со стороны консерваторов и царской власти. Но несмотря на все трудности и препятствия, он продолжал бороться за свои идеалы и оставил после себя яркий след в истории человечества.
Помнить о Верещагине значит не только чтить память о выдающемся путешественнике и исследователе, но и не забывать о его уникальном вкладе в развитие русской и мировой культуры и социальной мысли.