Значение Вольтера для современной культуры и общества
Вольтер был ярким представителем Просвещения, движения, которое стремилось осветить темные уголки мира знанием и разумом. Он упорно боролся с религиозной нетерпимостью, абсолютизмом и всех формами тирании. Вольтер призывал к свободе мысли, свободе слова и свободе вероисповедания.
Вольтер также был известен своим острым юмором и проницательностью. Он использовал свои литературные произведения, чтобы высмеивать тиранию и гипокризию общества. Его пьесы и романы пользовались огромной популярностью и оказали значительное влияние на развитие сатиры и комедии в литературе.
Один из наиболее известных образов Вольтера – это Кандид, главный герой его романа с тем же названием. Вольтер изображает героя, пережившего невероятные испытания и лишения, но не теряющего веру в добро и справедливость. Кандид стал символом оптимизма и борьбы за идеалы.
Сегодня мы все можем почерпнуть множество уроков из творчества Вольтера. Его идеи о свободе, равенстве и справедливости до сих пор актуальны. Его еретические идеи о религии и церкви заставляют нас задуматься о роли веры и религии в нашей современной жизни.
Кроме того, Вольтер также продвигал идеи о социальной справедливости и гуманизме. Он выступал против насилия и бесчеловечных обычаев своего времени. Вольтер стал вдохновителем для многих борцов за права человека и защитники свободы.
Таким образом, Вольтер оставил неизгладимый след в культуре и обществе. Его идеи о свободе мысли и вероисповедания, равенстве и справедливости до сих пор являются ценным наследием, которое помогает нам лучше понять и изменить мир.
Популярные темы сообщений
-
Северный ледовитый океан
Самым маленьким из всех имеющихся океанов земного шара, является Северный Ледовитый океан. Конечно, от других вод его отличает только то, что он расположен в суровом климатическом поясе. Это существенно влияет на температуру воды в океане,
-
Соленые продукты
Соль очень важна для жизни человека. Она представляет собой хлорид натрия. Хлориды нужны нашему организму, чтобы вырабатывать желудочный сок. С другой стороны, если употреблять много соли, то избыток натрия приводит к повышению артериального
-
Малина
Бусинки красные свисают, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. Прочитав эти строки, можно догадаться, что речь пойдет о малине. Каждый человек лечил свою простуду при помощи малинового варенья.
-
Хэллоуин
Хэллоуин один из самых древних и достаточно интересных праздников в мире. В этом дне сочетается, казалось бы, такое разное, на первый взгляд. В праздник Хэллоуин почитают и чествуют не только всех святых, но еще и злых духов, пришедших на землю,
-
Город Астрахань
Астрахань – это большой город, который чаще всего называют «Жемчужина Нижнего Поволжья. Она является административным центром Астраханской области. Город находится в дельте реки Волга.
Биография Вольтера
Франсуа родился 21 ноября 1694 года в семье простого парижского чиновника. Когда он был еще ребенком, его интересовала литература и история. Он прочитал все книги, которые имелись в доме и буквально засыпал взрослых своими, подчас не детскими, вопросами обо всём на свете.
Некоторое время мальчик учился в колледже иезуитов «латыни и прочим глупостям», куда его определили родители. Но, не окончив, оставил его, поскольку предпочёл юриспруденции литературу. Молодой человек начинает создавать свои первые литературные произведения во дворце одного из аристократов.
Интересно, что еще в детстве астрологи пророчили ему смерть в 33 года. В это время должна была состояться дуэль, но, к счастью, не случилась. В свои 63 года знаменитый философ писал: «Я обманул астрологию на 30 лет, за это прошу меня извинить».
Он покидает Францию в 1726 г. и отправляется в Англию. Там он изучает основы политики, различные отрасли науки.
Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретеиль, маркиза Дю Шатле (1706-1749) — французский математик и физик. Супруга Вольтера.
Вернувшись в Париж, философ издал «Философские письма». Издание конфисковали, а издателя заключили в Бастилию. Вольтер бежал в Лотарингию, где встретил маркизу дю Шатле, их брак продолжался около 15 лет.
В 1746 г. Вольтер занимает при дворе должность поэта и историка, но происходит его ссора с всесильной маркизой де Помпадур. Вскоре он уезжает в Пруссию, а оттуда в Швейцарию, где покупает особняк в Ферне.
Социально-философские взгляды Вольтера
Будучи убежденным, что литература призвана служить социальному прогрессу, Вольтер превращает свои мысли и работы в философские труды против социальной несправедливости. Из блестящего писателя и философа он стал одним из самых резких критиков абсолютизма и откровенным врагом Церкви.
После публикации книги «Людовик XIV» (1751), писатель возглавляет борьбу с авторитарной властью. Опубликованы далее значимые эссе, также «Очерк обычаев и духа народов» (1756) и «Философский словарь», который подробно объясняет веру в превосходство разума над всеми другими человеческими эмоциями и страстями.
Создавая различные псевдонимы, он написал сотни анонимных брошюр, в которых критиковал Церковь и христианскую идеологию.
Известный мыслитель достигает европейской славы, благодаря своим философским и литературным произведениям. В них он раскрывает свое жизненное кредо — необходимость преодолеть пропасть между отчужденным обществом и угнетенной личностью.
Он твердо верит во внутреннее чувство всеобщей справедливости, которое должно быть закреплено в законах, регулирующих каждое человеческое общество. По словам Вольтера, общественная жизнь требует «социального устройства», которое защищает интересы каждого человека.
Франсуа-Мари Аруэ. (Вольтер) Годы жизни 1694-1778
Мораль должна раскрывать принципы плодотворного сожительства. Вольтер учит, что каждый человек должен взять свою судьбу в свои руки, улучшить свое положение на пути науки. Сделать свою жизнь искусством.
В 1778 г. 83-летний мыслитель возвращается в Париж. Сильные боли, в связи с онкологическим заболеванием, вынуждали философа принимать опий. 30 мая Вольтер отошел в мир иной. Прах великого француза находится в Пантеоне.
Подборка видео
В этом видео вы найдете интересную информацию по теме «Вольтер: биография»
Мифы о Вольтере
10.1. Вольтер и Британское библейское общество
Среди христианских апологетов существует популярный анекдот о том, что после смерти Вольтера, в его доме расположилась штаб-квартира Библейского общества, а также типография и пересылочный центр по распространению религиозной литературы.
Одно из наиболее ранних упоминаний об этой легенде находится в книге Сиднея Коллетта «Писания истины», впервые опубликованной в Англии в 1905 году. Согласно Коллетту, Вольтер, умерший в 1778 году, предсказывал, что через 100 лет после его смерти христианство станет достоянием истории. Однако не прошло и четверти века, как было основано Британское и зарубежное библейское общество (1804 год). Печатный станок, на котором Вольтер печатал атеистическую литературу, теперь использовалась для печати Библии, а дом, в котором он жил, был превращён Библейским обществом Женевы в книжный склад, где хранилась библейская литература.
Книга Коллетта выдержала множество переизданий в Англии и была опубликована в США под названием «Всё о Библии». Даже если не она является источником мифа, ей принадлежит ведущая роль в его распространении.
Похожие истории опубликованы во многих книгах и интернет-сайтах. Чаще всего фигурируют дома в Женеве или Париже, реже — в Германии или Австрии. В качестве библейской организации обычно упоминается «Библейское общество Женевы» или «Британское и зарубежное библейское общество». Срок между смертью Вольтера и покупкой дома варьирует от 20 до 100 лет. Примечательно, что в большинстве источников Вольтер характеризуется как атеист, тогда как он был деистом. Ни в одной из публикаций нет ссылок на источники информации.
Библейские общества Франции, Швейцарии и Великобритании отрицают принадлежность им бывших домов Вольтера. Отрицает это и биограф Вольтера Теодор Бестерман:
«… Ни один из домов Вольтера не связан и не был связан в каким-либо библейским обществом. Это относится ко всем домам Вольтера, будь то во Франции, Германии, Швейцарии или где-либо ещё». Оригинальный текст (англ.) «… None of Voltaire’s homes is or ever has been connected in any way with any Bible Society. This applies to all Voltaire’s homes, whether in France, Germany, Switzerland, or anywhere else». |
Вероятным источником недоразумения послужило приобретение в 1846 году Британским и зарубежным библейским обществом (англ.)русск. «дома Гиббона» в Лозанне, названного в честь известного историка и атеиста Эдварда Гиббона. До 1859 года в этом здании находился пересылочный центр по распространению религиозной литературы. Американское библейское общество (англ.)русск. (ABS) участвовало в этой покупке, оказав британским братьям помощь в размере 10 000 долларов Посвящённая этому событию речь члена ABS Уильяма Снодграсса (англ.)русск. содержится в ежегодном отчёте ABS 1849 года. Упоминание Вольтера в этом контексте, видимо, послужило одним из источников возникновения мифа:
«… Комитет счёл возможным послать 10 000 долларов во Францию, родину Вольтера, который предсказывал, что в XIX веке Библия будет известна только как предмет антиквариата. Могу сообщить в связи с этим, что дом Гиббона (названный в честь известного атеиста) превращён в склад Библейского общества, которым руководит агент по продаже книг. Сама земля, по которой ходил этот знаменитый насмешник, стала местом распространения книги, против которой были направлены его усилия». Оригинальный текст (англ.) «… The committee had been able to redeem their pledge by sending $10,000 to France, the country of Voltaire, who predicted that in the nineteenth century the Bible would be known only as a relic of antiquity. He could say, while on this topic, that the Hotel Gibbon (so-called from that celebrated infidel) is now become the very depository of the Bible Society, and the individual who superintends the building is an agent for the sale and receipt of the books. The very ground this illustrious scoffer often paced, has now become the scene of the operation and success of an institution established for the diffusion of the very book against which his efforts were directed. |
Судьба домов, связанных с именем Вольтера следующая. Особняк в Ферни (Франция) сейчас является музеем и арт-центром. Особняк в Женеве (Швейцария) служит штаб-квартирой Музея и институт Вольтера. Оба дома в Лозанне, где жил Вольтер, в настоящее время снесены. В доме на Рю де Вольтер 27 в Париже, где Вольтер умер, сейчас находится ресторан «Вольтер».
В «доме Гиббона» в настоящее время находится штаб-квартира «Ассоциации банков Швейцарии» (Soçieté du Banque Suisse).
Творчество в Фернее
Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.
Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.
Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника. Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.
Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.
Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.
В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.
Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.
Вольтер и его влияние на литературу и философию XVIII века
Вольтер в своих произведениях часто поднимал вопросы о свободе мысли, вере, толерантности и правах человека. Его работы были направлены против неправедности и коррупции, а также пропагандировали рационализм и разум. Стиль его письма отличался остротой и сатирой, что позволяло ему высмеивать существующие институты и привычки общества.
Вольтер также активно писал о политике, и его сочинения оказали значительное влияние на политическую мысль того времени. Он выступал за свободу слова и прессы, а также критиковал абсолютизм и тиранию. Многие его идеи стали отправной точкой для развития политической философии Французской революции и других движений, борющихся за свободу и справедливость.
Среди его наиболее известных произведений стоит отметить «Философские письма» и «Кандида, или оптимизм». Книга «Философские письма» представляет собой серию эпистолярных рассуждений о различных социальных и философских темах. «Кандида», как сатира на оптимизм и слепую веру, с умением передает циничность и иронию Вольтера.
В целом, влияние Вольтера на литературу и философию XVIII века трудно переоценить. Его работы оказали существенное влияние на формирование эстетических и философских идей того времени, а также важным образом повлияли на принципы политической мысли и борьбы за свободу и справедливость.
Взаимоотношения Вольтера с правителями и соперниками
Вольтер, великий светоч просвещения и свободы, всю свою жизнь сталкивался с проблемами взаимоотношений с правителями и соперниками. Он был известен своими критическими замечаниями к монархии и религии, что часто вызывало гнев правителей. Кроме того, многие из его сочинений были запрещены и вынуждены были светиться на черном рынке.
Однако, Вольтер не утрачивал своих идей, несмотря на все трудности. Благодаря его упорству и настойчивости, он смог создать и поддерживать мощные связи с другими соперниками монархии и церкви. Эти связи позволили ему более сильно защищаться от нападок правителей и сохранять свои взгляды на борьбу за свободу и правду.
- С помощью своих сторонников, Вольтер смог подняться до высоких постов и иметь возможность влиять на политическую и социальную ситуацию во Франции.
- В то же время, он продолжал критиковать правителей и религию в своих произведениях, что приводило к продолжающейся атаке на него и его связи.
- Тем не менее, Вольтер был защищен и поддерживался и своими сторонниками и соперниками до самого конца своей жизни.
Таким образом, хотя история Вольтера была сложной и многогранной, его упорство и преданность своим идеалам просвещения и свободы позволили ему продвинуться в своих усилиях и иметь долгосрочный вклад в историю.
Биография
Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяких глупостей», однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника. Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей.
За сатирические стишки в адрес регента и его дочери герцогини Беррийской попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично).
В январе 1726 был избит лакеями шевалье де Рогана, которого осмеял. Оскорбленный и униженный Вольтер хотел вызвать Рогана на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, откуда был освобождён с условием выезда за границу; занимателен тот факт, что в юности два астролога предсказали Вольтеру всего 33 земных года. И именно эта несостоявшаяся дуэль могла сделать предсказание реальностью, но случай решил по-другому. Об этом в 63 года Вольтер записал: «Я назло обманул астрологов уже тридцатью годами, за что прошу покорно извинить меня».
Дом Вольтера в поместье Ферне
Позже уехал в Англию, где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.
Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.
В 1746 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию.
Французское правительство воспретило ему въезд в Париж, и не отменило потом этого запрета до самой смерти Вольтера. Ему пришлось направиться в Швейцарию, где в 1753 году он поселился в республике Женева. Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: в швейцарской Лозанне — Турнэ, и, рядом с республикой Женева во Франции — Ферне (1758), где жил почти до самой смерти. Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций и мошенничества. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа в одного из богатейших людей Франции.
Каменное надгробие Вольтера в Пантеоне (Париж)
Ферне стало местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, Фридрих II, возобновивший с ним переписку, Густав III шведский. В 1774 году Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 году Вольтер — восьмидесятитрёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Ирен» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.
Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. 30 мая 1778 года Вольтер скончался во сне в Париже. Его тело было тайно вывезено и захоронено в Сельерском соборе, в тридцати лье от Парижа.
В 1791 году Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации Бурбонов ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.
Вольтер, жизнь и творчество, краткая биография
Биография Вольтера
Франсуа-Мари Аруэ, которого весь мир знает под именем Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в столице Франции – Париже, в семье государственного чиновника. Он получил образование в иезуитском колледже и, согласно желанию своего отца, должен был стать юристом, но предпочел посвятить себя литературе. Он начал свою карьеру в качество вольного поэта и обитал при дворах аристократов, за свои острые сатирические стихи он несколько раз попадал в стены Бастилии. После очередного тюремного заключения он был отпущен с условием выезда за границу, поэтому Вольтеру пришлось уехать в Англию, где он и прожил три года. Альтернативой выезду было чрезвычайно длительное тюремное заключение.
Тем не менее, вскоре Вольтер вернулся назад во Францию, попытался издать «Философские письма», которые были запрещены цензурой. Из-за этого автору пришлось в очередной раз бежать, он уехал в Лотарингию. Именно в Лотарингии он нашел свое счастье и целых пятнадцать лет прожил с маркизой дю Шатлэ. Его следующее произведение (поэма «Светский человек») также не принесла автору удачи, так как Вольтер был обвинен в издевательстве над религией, и вынудила его спасаться бегством от властей. Он уехал в Нидерланды.
В Голландии поэт долго не продержался. Только в 1746 году удача улыбнулась поэту и он удостоился чести стать придворным историографом и сочинителем. Все было хорошо до тех пор, пока острый язык Вольтера не прошелся по влиятельной маркизе де Помпадур. Поскольку она смогла убедить правящую верхушку в том, что Вольтер является политически неблагонадежным, то найти свое место на родине он так и не смог, поэтому он принял приглашение прусского короля и поселился в Берлине. Острое слово Вольтера и его финансовые махинации и здесь поссорило его со многими значимыми и известными лицами, поэтому ему пришлось уехать в соседнюю Швейцарию, где он купил имение и назвал его «Отрадное». Именно в этом поместье он и прожил до конца своих дней.
Только к концу своей жизни Вольтер наконец-то стал обеспеченным и обзавелся несколькими предприятиями, что позволило ему говорить все, что он хотел и думал, так как многие аристократы занимали у него деньги. Лишь в 84 года Вольтер вернулся в родной Париж, где его встречали овациями, хотя действующий монарх никак не комментировал его приезд. Именно тогда великий писатель и поэт смог купить себе шикарный особняк на улице Ришелье. Казалось бы, наконец-то можно чувствовать себя счастливым, но Вольтера мучают сильные боли.
Писатель проходил тщательное медицинское обследование, после длительного анализа врачи выносят ему диагноз – рак предстательной железы. Это заставило его постоянно увеличивать дозы опия, его современники утверждают, что до самых последних дней Вольтер сохранял жизнерадостность и бодрость духа.
Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер был продолжателем аристократических жанров поэзии, он стал последним крупным представителем трагедии классической, ведь он написал 28 произведений в этом жанре – например, «Эдип», «Заира», «Брут», «Магомет», «Спасенный мир». Он смог привнести в трагедии нотки чувственности и романтическую живописность, а кроме античных фигур все чаще встречались довольно экзотические персонажи – китайцы, средневековые рыцари, воины разных эпох. Он специально использовал в своих трагедиях и персонажей из низшего сословия, что позволяло значительно приблизить происходящее к зрителю и читателю. Его герои говорили простым языком и были понятны абсолютно всем, ведь Вольтер считал, что было создано уже достаточно «трагических приключений», которые возможны только среди монархов и рыцарей и абсолютно бесполезны для простых людей.
Другие сочинения, связанные с Вольтером:
- «Кандид, или Оптимизм», анализ повести Вольтера
- «Кандид, или Оптимизм», краткое содержание повести Вольтера
- Анализ повести «Простодушный», сочинение
- «Простодушный», краткое содержание повести Вольтера
По писателю: Вольтер
Примечания
- ↑ . . Дата обращения: 2 ноября 2023.
- ↑ Андрей Шахов. Вольтер и его время. Лекции по истории французской литературы XVIII века, читанные в Московском университете. — Библиотечный фонд, 1907. — С. 37—118.
- ↑ Вера Ивановна Засулич. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность. — Public Domain, 1893. — 237 с.
- ↑ Малинова А.Г. Баланс интересов и его «ипостаси» в правоведении // Российский юридический журнал. — 2022. — № 2. — С. 21—44.
- ↑ Заказнова А.Н., Харитонов С.С. Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики // Право в Вооруженных Силах. — 2023. — № 4. — С. 73—83.
- И.М.Каренин. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность. — Public Domain, 2008. — 130 с.
- ↑ Вольтер. Кандид, или оптимизм. — 1798 г..
- Джон Морли. Вольтер. — Библиотечный фонд, 1889. — 343 с.
- ↑ Чудиновская Н.А. Злоупотребление процессуальными правами в некоторых зарубежных странах (на примере Франции и Польши) // Арбитражный и гражданский процесс», 2023, N 7. — 2023.
- Султанов А.Р. Кассационное производство в Верховном Суде РФ для формирования единообразной практики. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.01.2020 N 309-ЭС19-19206 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2021. — № 7.
- Хатуаев В.У. Еще раз о сущности и соотношении понятий «административное судопроизводство» и «административный процесс» в контексте интегративного правопонимания // Современное право. — 2021. — № 3.
Вольтер — Биографии
Вольтер
(1694-1778) Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только
блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный
символ эпохи Просвещения, «не человек, но век», как говорил о нем
другой знаменитый французский писатель — Виктор Гюго. Он родился в семье
богатого нотариуса. Вольтер учился в лучшем иезуитском коллеже, где его
соучениками были дети из знатных семей, потом изучал право.
Он
с юности вращался в литературной среде, прошел в ней школу вольнодумства, стал
писать дерзкие и остроумные стихи. Они принесли Вольтеру не только известность,
но и навлекли неприятности — поэт был, хоть и ненадолго, заключен в Бастилию. С
этого момента жизнь Вольтера приобрела беспокойный и драматический характер: он
подвергся всяческим гонениям со стороны церкви и французского двора, был
вынужден уехать в Англию, затем — в провинцию подальше от Парижа, провел
несколько лет в Пруссии, куда был приглашен королем и откуда уехал после
конфликта с ним. Последние двадцать четыре года своей жизни Вольтер провел в
купленном им имении Ферней на территории Женевской республики, около границы с
Францией. Он не мог приехать в Париж, опасаясь преследований, но лучшие умы
Франции и других стран Европы совершали своеобразное паломничество к
«фернейскому философу», как его называли». Вольтер оказывал
огромное влияние на всех не только как замечательный писатель и разносторонне
образованный человек
Его гражданская роль, его общественная позиция и
деятельность просветителя имели столь же важное значение и для его
современников, и для последующих поколений. Когда за несколько дней до своей
смерти Вольтер приехал в Париж, его почитатели устроили ему настоящий триумф, а
во время Великой французской буржуазной революции, в 1791 г., прах писателя был
торжественно перенесен в Пантеон — усыпальницу величайших людей французской
истории и культуры
Творчество
Вольтера необычайно многолико — и по тематике, и по жанрам, и по стилю.
Писатель отдает дань всем художественным течениям эпохи — от классицизма до
сентиментализма и всем жанрам — трагедии, эпопее, исторической хронике,
эпиграмме, героико-ко-мической поэме, философскому эссе… (трагедии
«Эдип», «Заира», «Фанатизм, или Пророк Магомет»,
«Катилина, или Спасенный Рим», «Китайский сирота»;
эпическая поэма «Генриада», ирои-комическая поэма «Орлеанская
девственница», дидактическая поэма «Рассуждение в стихах о
человеке»; философские повести «Задиг, или Судьба»,
«Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный»,
«Принцесса Вавилонская»; сочинения по философии и истории «Век
Людовика XIV», «Опыт о нравах и духе народов», «Философский
словарь» и др.). Но самое популярное в наследии Вольтера, самое
неувядающее в нем — это его остроумные и изобретательные, изящные и глубокие,
веселые и серьезные в одно и то же время философские повести. Лучшая среди них
— «Кандид». Эта повесть — свидетельство не только зрелости писателя,
но и определенного перелома, который произошел в его взглядах после печально
знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 г.
До
этого события Вольтер разделял оптимистические взгляды немецкого философа
Лейбница, убежденного в том, что вселенная устроена столь разумно, что даже зло
— лишь необходимый частный элемент всеобщего добра и на самом деле «все к
лучшему в этом лучшем из миров». Повесть «Кандид» написана
Вольтером уже как опровержение подобного тезиса. Используя известную еще
античному роману сюжетную схему любовного приключения — двое влюбленных
разлучены силою обстоятельств, переживают множество опасных приключений, но в
конце концов соединяются вновь столь же юными, чистыми и прекрасными, как и до
разлуки, — Вольтер пишет одновременно и веселую пародию на такое повествование,
представляя язвительное и точное обозрение современной ему действительности. В
эту сложную, неблагополучную, исполненную зла и несправедливости
действительность вытолкнут обстоятельствами наивный молодой герой. Вначале он
пытается смотреть на жизнь так же безоглядно оптимистически, как его учитель,
философ Панглосс. Но жизнь в конце концов вынуждает Кандида опровергнуть эту
философию. Однако герой, как и его создатель, приходит не к крайнему убеждению
— пессимизму, а выбирает мудрую жизненную философию, содержащуюся в изречении
«надо возделывать свой сад». Смысл этих слов не только в прославлении
упорной работы для собственного блага, но и в поддержке решимости, необходимой
каждому человеку для решения его проблем.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
Основные идеи
Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.
Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель — Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.
По мнению Вольтера, Бог:
- всемогущ,
- бесконечен;
- безразличен.
Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия — главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.
Другие биографии:
-
Фидель Кастро
Фидель Кастро (1926 — 2018) — известный кубинский революционер, коммунист, политический деятель. Руководил Республикой Кубой с 1959 года до самой своей смерти в 2016 году.
-
Кир Булычев
Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.
-
Надежда Константиновна Крупская
Крупская Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) является участником русского революционного движения, государственным, партийным деятелем, а также женой Ульянова В.И., всемирного известного под псевдонимом Ленин.
-
Билибин Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей
-
Князь Владимир
Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 г.г. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли. Он стал крестителем Руси, обратив ее в христианскую веру.