Схема «цветомузыки» на тиристорах КУ202Н, с активными частотными фильтрами и усилителем тока.
Схема предназначена для работы от линейного звукового выхода(яркость ламп не зависит от уровня громкости).
Рассмотрим подробнее, как она работает.
Звуковой сигнал подается с линейного выхода на первичную обмотку разделительного трансформатора.
С вторичной
обмотки трансформатора сигнал поступает на активные фильтры, через резисторы R1, R2, R3
регулирующие его уровень. Раздельная регулировка необходима для настройки качественной работы устройства,
путем выравнивания уровня яркости, каждого из трех каналов.
С помощью фильтров происходит разделение сигналов
по частоте — на три канала. По первому каналу идет самая низкочастотная составляющая сигнала —
фильтр обрезает все частоты выше 800 гц. Настройка фильтра производится с помощью подстроечного
резистора R9. Номиналы конденсаторов С2 и С4 в схеме указаны — 1 мкФ, но как показала практика — их емкость следует увеличить,
минимум, до 5 мкф.
Фильтр второго канала настроен на среднюю частоту —
примерно от 500, до 2000 гц. Настройка фильтра производится с помощью подстроечного
резистора R15. Номиналы конденсаторов С5 и С7 в схеме указаны — 0,015 мкФ, но их емкость следует увеличить,
до 0,33 — 0,47 мкф.
По третьему, высокочастотному каналу проходит все что выше 1500(до 5000) гц.
Настройка фильтра производится с помощью подстроечного
резистора R22. Номиналы конденсаторов С8 и С10 в схеме указаны — 1000пФ, но их емкость следует увеличить,
до 0,01 мкФ.
Далее, сигналы каждого канала в отдельности детектируются(используются германиевые диоды серии д9), усиливаются и подаются на оконечный каскад.
Оконечный каскад выполняется на мощных транзисторах, либо на тиристорах. В данном случае, это
тиристоры КУ202Н.
Далее, идет оптическое устройство, конструкция и внешний которого зависит от фантазии конструктора,
а начинка(лампы, светодиоды) — от рабочего напряжения и максимальной мощности выходного каскада.
В нашем случае — это лампы накаливания 220в, 60вт(если установить тиристоры на радиаторы — до 10 шт на канал).
Схема цветомузыки для дома — цветомузыкальное малогабаритное устройство
- предварительного усилителя на транзисторах Т1 и Т2, необходимого для усиления звуковой частоты, снимаемой с НЧ детектора;
- трех фильтров на транзисторе ТЗ;
- трех усилителей мощности, собранных по аналогичным составным схемам (на рис. 1 — на транзисторах Т4 и Т5).
Цвет | 1— С, мкФ | 2 — С, мкФ |
Красный | 0.1 | 0.1 |
Зеленый | 0.03 | 0.047 |
Синий | 0.01 | 0.01 |
Зеленый | — | 0.022 |
- Для отключения питания устройства служит клавишный выключатель В1, расположенный сверху приемника.
- Резисторы, используемые в конструкции (УЛМ или МЛТ) — 0,125.
- Электролитические конденсаторы — типа К50-6.
- Транзисторы и диоды, за исключением транзистора Т5, могут быть использованы любые низкочастотные.
- Лампы Л1 — на 2,5 В, 75 мА. Возможно использование микроламп на напряжение 9 В, но в этом случае потребляемая мощность увеличится в 1,5 раза, а чувствительность уменьшится в 1,3 раза.
- 5 биполярных транзисторов — 1 Т1 МП40 и 4 Т2–Т5 МП16.
- Диод (Д1) — Д220.
- Резисторы — R1 620 кОм, R2, R5 10 кОм, R3 7.5 кОм, R4 470 кОм, R6 5.1 кОм, R7 4.7 кОм, R8 220 кОм, R9 3.3 кОм, R10 2 кОм, R11 2.2 кОм, R12 62 кОм.
- 2 электролитических конденсатора (C1, C2) — 5 мкФ 10В и 10 мкФ 10В (К50-6).
- 4 конденсатора C3–C5 — 0.1 мкФ для фильтра красного цвета, 0.03 мкФ для фильтра зелёного цвета, 0.01 мкФ для фильтра синего цвета, 0.047 мкФ для фильтра жёлтого цвета.
- Лампа накаливания (Л1) — 2.5В 75мА.
- Из корпуса приемника вынимаем хромированные планки и декоративную сетку.
- С левого конца планки укорачиваем на 10 см, а сетку — на 9,5 см, после чего 0,5 см сетки выгибаем под прямым углом наружу (этот конец будет составлять один из краев обрамления экрана).
- Всю лишнюю пластмассу на площади 10х10 см выбираем жалом паяльника, края подравниваем, после чего укороченные сетку и планку вставляем на прежние места.
- В образовавшийся квадрат вклеиваем пластинку размером 10х10 см из органического стекла толщиной 3 мм.
- Далее рассеивающие слои заполняем стеклянными трубками или палочками диаметром 1–1,5 мм.
- Первый слой (вертикальный) не приклеиваем к корпусу, а трубки с заметным усилием вставляем вплотную к пластине из органического стекла.
- Второй слой (горизонтальный) накладываем на первый и приклеиваем его к корпусу.
- Лампы укрепляем в уже имеющихся круглых отверстиях с обратной стороны отсека питания радиоприемника. Это отражено на рисунке 3.
- Предварительно под них подкладываем тонкую фольгу, а после установки ламп эти отверстия заклеиваем светофильтрами.
- Выводы ламп соединяем с платой усилителей мощности проводом ПЭЛ 0,2.
Внешний вид устройства
- Резистором R1 устанавливаем коллекторный ток транзистора Т1, равный 0,3 мА.
- Резистором R4 подбираем коллекторный ток транзистора Т2, равный 0,5–0,8 мА.
- Устанавливаем коэффициент усиления фильтров одинаковым для всех 3-х каналов.
- Полосу пропускания фильтров подбираем при помощи резисторов R10 и R11, вместо которых на время настройки ставим потенциометр.
- Наконец в режиме молчания приемника подбираем резистор R12 таким образом, чтобы лампа Л1 была на пороге загорания.
Видео о создании цветомузыки для дома своими руками:
Леон Гюнтер Физика музыки и цвета (книга в мягкой обложке) [издание 2012 г.] (2014 г.)
Если обложка и название не совпадают, то название правильное
Расскажите об этом товаре друзьям:
Физика музыки и цвета, издание 2012 г.
Цена
159.49
Доставка ожидается 14-23 декабря
Наши клиенты говорят:
Возврат до 31 января
Высший рейтинг в Trustpilot
Новый список желаний…
«Физика музыки и цвета» рассматривает два предмета, музыку и цвет — звук и свет в физически объективном смысле — в одном томе.
540 страниц, биография
СМИ | Книги Книжка в мягкой обложке (Книга в мягкой обложке и склеенной корешкой) |
Выпущено | США, 8 декабря 2014 г. |
ISBN13 | 9781493902149 |
Издатели | Спрингер-Верлаг Нью-Йорк Инк. |
Страниц | 540 |
Размеры | 235 156 38 мм · 780 г |
Язык | Английский |
Показать все
Пошаговая сборка наипростейшей модели цветомузыки
Для сборки простой цветомузыки на светодиодах потребуются следующие материалы:
- светодиоды размером пять миллиметров;
- провод от старых наушников;
- оригинал либо аналог транзистора КТ817;
- блок питания на 12 вольт;
- несколько проводов;
- кусок оргстекла;
- клеевой пистолет.
Первое с чего нужно начать, это изготовить, корпус будущей цветомузыки из оргстекла. Для этого оно разрезается по размерам и склеивается, клеевым пистолетом. Короб лучше сделать прямоугольной формы. Размеры можно корректировать под себя.
Для расчёта количества светодиодов, разделим напряжение адаптера (12В), на рабочее светодиодов (3В). Получается нам необходимо в короб, установить 4 светодиода.
Кабель от наушников зачищаем, в нём три провода, мы будем использовать один левого или правого канала, и один общего.
Один провод нам не понадобится и его можно изолировать.
Схема простой цветомузыки на светодиодах выглядит следующим образом:
Перед сборкой, кабель прокладываем внутрь короба.
В процессе сборки, нужно постараться не нагревать транзистор, т. к. это может привести к его поломке, и учитывайте маркировку на ножках. Эмиттер обозначается как (Э), база и коллектор соответственно (Б) и (К). После сборки и проверки можно установить верхнюю крышку.
Готовый вариант цветомузыки на светодиодах
В заключении хочется сказать, что собрать цветомузыку на светодиодах не так сложно, как может показаться на первых порах. Конечно, если Вам нужно устройство с красивым дизайном, то тут уже придется потратить много времени и сил. А вот для изготовления простой цветомузыки в ознакомительных или развлекательных целях достаточно собрать одну из представленных схем в статье.
Соотношение цветов спектра и ладотональностей по Скрябину
В архиве Скрябина сохранились письма профессора Чарлза Майерса, занимавшегося вопросами психологии .цветосветового. воздействия музыки. Он знал о том, что Скрябин обладал цветным слухом. Свои .цветосветовые ощущения., вызываемые музыкой, Скрябин, по словам Майерса, сравнивал с ощущением других людей и установил много точек совпадения. Скрябин полагал, что .цветосветовая окраска. должна быть общей для всех людей, обладающих феноменом цветного слуха. Композитор рассказывал, что модуляции в другую тональность в любой музыке влекут за собой изменения цветовой гаммы, при этом иногда цвет или его изменения ощущаются им раньше, чем осознается тональность или ее изменения. Майерс приводит слова Скрябина: «Светоцвет подчеркивает тональность». Для Скрябина несомненным было соответствие между ладотональностями, расположенными по квинтовому кругу, и между расположением цветов по спектру (см. табл.).
Из приведенной таблицы видно, что ряд тональностей представлялся Скрябину преимущественно в смешении цветов, например, «соль» — красно-оранжевый, «ля» — желто-зеленый и т. д. Цвета тональностей с большим количеством ключевых знаков он относит к ультрафиолетовым и ультракрасным частям спектра, .цветам с металлическим блеском..
Партия цвета в «Прометее» довольно проста: она основана на смене цвета, причем цвет меняется вслед за модуляцией в музыке. Таким образом, цветовая линия выступает как психофизиологический фактор звучания музыки и одновременно сопровождает ее.
Создав первую в истории искусства световую партитуру, Скрябин понял, что стоит на пороге целого ряда открытий. Идея его следующего (незаконченного) сочинения .Мистерии. состояла в синтезе музыки, цвета, танцев и драматического действия, то есть в некоем возвращении к синкретизму древнего искусства. Эта идея композитора чрезвычайно созвучны нашему времени.
В XX веке идея совместного использования света, цвета и музыки идет, как правило, по пути технических экспериментов. Вот малоизвестный факт: знаменитый режиссер С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. В 80-е годы появляются целые школы цветомузыки в России и за рубежом. Многие эксперименты были сделаны в электронной студии француза П. Булеза. Одно из своих сочинений Булез представил весьма оригинальным способом: звук передавался по расставленным вокруг зрительного зала динамикам и световым установкам, создавая поразительный синтез пространственно-световых ощущений. В 90-е годы особенно выделяется грандиозный опыт Жан-Мишель Жарра в Москве на здании Университета с использованием колоссальных светомузыкальных установок и потрясающих эффектов. Что ждет нас дальше?
______________
Оксана Дроздова — музыковед, кандидат искусствоведения, в 1996 году закончила аспирантуру Московской консерватории. В настоящее время — преподаватель Российской Академии театрального искусства и Государственного музыкального училища им. Гнесиных. Автор статей по современной музыке.
Описание работы схемы
Заметьте, не все светодиоды моргают в такт музыки. Вот желтый, например, начинает загораться только тогда, когда в песне появляются басы или, по-научному, низкие частоты. В чем же дело? А дело в том, что схема по сути состоит из трех фильтров. Один фильтр пропускает низкие частоты, другой фильтр пропускает только средние частоты, третий — высокие частоты. Каждый фильтр я пометил в красной области
Сигнал, который смог пройти через фильтр, попадает на базу биполярного транзистора и открывает его, через коллектор-эмиттер течет ток и светодиод зажигается.
Ах да, еще… Запомните. Выводы, обозначенные таким значком
соединяются одним проводом и цепляются на минус питания.
В действительности все это будет выглядеть вот так:
В чем же минус схемы? Приходится подбирать громкость музыки, чтобы была хорошая чувствительность зажигания светодиодов.
оптика — Музыкальные ноты и цвета радуги
Около 1665 года, когда Исаак Ньютон впервые пропустил белый свет через призму и наблюдал, как он разветвляется в виде радуги, он определил семь составляющих цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый — не обязательно потому, что он видел столько оттенков, а потому, что думал, что цвета радуги аналогичны нотам музыкальной гаммы.
Назвать семь цветов, соответствующих семи нотам, — «что-то очень странное и интересное для него», — говорит Питер Пешич, физик, пианист и автор книги «Музыка и создание современной науки», вышедшей в 2014 году.
О своем эксперименте с радугой Ньютон писал, что он проецировал белый свет через призму на стену и попросил друга отметить границы между цветами, которые Ньютон затем назвал. В своих диаграммах, показывающих, как цвета соответствуют нотам, Ньютон ввел два цвета — оранжевый и индиго, — соответствующие полутонам октатонической гаммы. Неясно, нарисовал ли друг Ньютона индиго и оранжевый на стене или Ньютон добавил эти цвета к своим диаграммам, чтобы лучше соответствовать своей аналогии, говорит Пешич. В любом случае включение Ньютоном этих двух цветов имело долгосрочные последствия, писал Пешич в своей книге: «Для тех, кто пришел позже, музыкальная аналогия Ньютона является источником широко распространенного мнения о том, что оранжевый и индиго на самом деле присущи спектру, несмотря на большая трудность (если не невозможность) отличить индиго от синего или оранжевый от желтого в спектрах».
Ньютон настаивал на своей теории цвета, несмотря на более поздние данные, которые он собрал, предполагая, что она неверна. Изучая то, что сейчас называют кольцами Ньютона, — как это видно, например, из радуги цвета в маслянистых лужах, — он заметил, что по соотношению между радиусами цветных колец диапазон от красного до фиолетового эквивалентен не октаве. но к чему-то больше похожему на мажорную шестую. По словам Пешича, вместо того, чтобы изменить свою теорию, чтобы она соответствовала данным, Ньютон придумал ошибочное объяснение того, как большая шестая эквивалентна октаве.
Но, как известно и музыкантам, и физикам, они не эквивалентны. В терминологии физики октава — это частотный диапазон от x до 2x, и это утверждение справедливо для музыкальных октав. Если бы свет вел себя как музыка, то частоты спектра фотонов также колебались бы от х до 2х, и их длины волн, обратно пропорциональные их частотам, тоже были бы. Вместо этого длины волн видимого света колеблются от 400 до 700 нанометров, что, если перевести их в звуковые волны, будет примерно эквивалентно большой шестой, говорит Пешич.
Хотя ньютоновская аналогия цвета и музыки разваливается, его эксперименты с призмой показали, что белый свет на самом деле представляет собой смесь разноцветных огней, и эта работа стала «решающим шагом к более глубокому пониманию природы света», — говорит Пешич. И даже если вы не можете различить индиго в радуге, вы, вероятно, знаете ROY-G-BIV, который Пешич называет «условным выражением (и данью уважения) выбору Ньютона — даже хотя почти все забыли или не знали странной истории его происхождения».
Оксана Дроздова: Цветомузыка (исторический очерк)
Свет, в узком смысле — эл. магн. волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим
глазом. В широком смысле — то же, что и оптическое излучение.
Цвет, свойство света вызывать определенное зрит. ощущение в соответствии со спектральным
составом отражаемого или испускаемого излучения.
(Большой энциклопедический словарь)
Уходящий век стал временем интеграции различных областей научного знания и искусства. Одним из
проявлений такой интеграции явилась цветомузыка, формирование которой началось многими столетиями
ранее и привело к
грандиозным открытиям современности. Что же побудило человека задуматься над воздействием света
и звука на настроение и состояние каждого отдельно взятого субъекта? Может быть, явления природы,
такие как молния и летящий за ней удар
грома, вызывающие ощущения ужаса. Может быть, шуршание грибного дождя и нежные краски радуги,
формирующие в душе восторг и необъятное чувство умиротворения. Ясно одно: одновременное использование
зрительных и слуховых ощущений
приводит к определенному воздействию на психику и душевное состояние человека, побуждает его к тем
или иным действиям.
В течение XVII-XIX веков над проблемой синтеза звука и света работали физики и психологи, изобретатели
и конструкторы, художники и музыканты. Ныне наука о цветомузыке переживает стадию невероятных открытий
и творческих разработок.
Но немного предыстории.
Истоки идеи соединения видимого и слышимого уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство
синкретическое, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытного человека
принадлежали определенным предметам,
а восприятие было конкретным, поэтому танец и свет костра, ритуальные действа являлись строго
нераздельными и исполнялись в предназначенных для этого случаях.
Позднее, в древнегреческом искусстве проблема синтеза света и звука была разрешена в театре, где
драматическое действие, пение, движение, а также эффекты освещения подчинялись ритмо-пространственной
организации. Мало того, философская
мысль Греции оставила некоторые формулировки на эту тему. Так, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) писал
в трактате .О душе.: «Цвета по приятности их соответствия могут соотноситься между собой подобно
музыкальным созвучиям и быть
взаимно пропорциональными». (Артамонов И. Иллюзии зрения. — М.: .Наука., 1969, с. 216.)
Звучащие образы и движущиеся краски сливаются в народном искусстве песни и танца. Но все это еще не
цветомузыка как таковая, а лишь ее истоки. Существенные дополнения в развитие проблемы вносит эпоха
Возрождения: время гениальных
изысканий, как художественных, так и естественнонаучных.
В конце XVI века в Милане, по свидетельству очевидцев, была изобретена музыка цвета. Д. Арчимбальдо,
живописец и музыкант (!), проигрывая своим ученикам определенные тональности, одновременно показывал
разноцветные карточки,
соответствующие, по его мнению, звучанию данного конкретного лада. Маловероятно, чтобы Арчимбальдо
имел в виду новое искусство, но, тем не менее, его теория обучения живописи через звук явилась прообразом
цветомузыки.
Порядок сборки схемы.
О деталях приставки. Транзисторы КТ315 можно заменить другими кремниевыми n-p-n транзисторами
со статическим коэффициентом усиления не менее 50. Постоянные резисторы – МЛТ-0,5, переменные и подстроечные
– СП-1, СПО-0,5. Конденсаторы – любого типа.
Трансформатор Т1 с коэффициентом 1:1, поэтому можно использовать любой с подходящим количеством витков.
При самостоятельном изготовлении можно использовать магнитопровод Ш10х10, а обмотки намотать проводом
ПЭВ-1 0,1-0,15 по 150-300 витков каждая.
Диодный мост для питания тиристоров(220в) выбирают исходя из предпологаемой мощности нагрузки,
минимум — 2А. Если количество ламп на каждый канал увеличить — соответственно возрастет
потребляемый ток.
Для питания транзисторов(12в) можно использовать любой стабилизированный блок питания расчитанный
на рабочий ток минимум — 250 мА(а лучше — больше).
Сначала, каждый канал цветомузыки собирается в отдельности на макетной плате.
Причем, сборку начинают с выходного каскада. Собрав выходной каскад проверяют его работоспособность,
подав на его вход сигнал достаточного уровня.
Если этот каскад отрабатывает нормально, — собирают
активный фильтр. Далее — проверяют снова работоспособность того, что получилось.
В итоге, после испытания имеем — реально работающий канал.
Подобным образом необходимо собрать и отстроить все три канала.
Подобное занудство гарантирует безусловную работоспособность устройства после «чистовой» сборки на
монтажной плате, если работа проведена без ошибок и с применением «испытанных» деталей.
Возможный вариант печатного монтажа(для текстолита с односторонним фольгированием). Если использовать
более габаритные конденсаторе в канале самых низких частот, расстояния между отверстиями и проводниками придется изменить.
Применение текстолита с двухсторонним фольгированием может быть более технологичным вариантом — поможет избавиться от навесных проводов-перемычек.
Тиристоры в цветомузыке
До сих пор в статье рассказывалось только про цветомузыкальные устройства на светодиодах. Если возникнет надобность собрать ЦМУ на лампах накаливания, тогда для управления яркостью ламп нужно будет применить тиристоры. Что такое вообще тиристор? Это трехэлектродный полупроводниковый прибор, который соответственно имеет Анод, Катод и Управляющий электрод.
КУ202 Тиристор
На рисунке выше изображен советский тиристор КУ202. Тиристоры, в случае, если планируется использовать с мощной нагрузкой, также необходимо крепить на теплоотвод (радиатор). Как мы видим на рисунке, тиристор имеет резьбу с гайкой и крепится аналогично мощным диодам. Современные импортные просто снабжены фланцем с отверстием.
Схема цветомузыки на тиристорах
Одна из подобных схем на тиристорах приведена выше. Это схема трехканальной цветомузыки с повышающим трансформатором на входе. В случае подбора аналогов тиристоров, следует смотреть на максимальное допустимое напряжение тиристоров, в нашем случае у КУ202Н — это 400 вольт.
Цветомузыка на тиристорах 2
На рисунке приведена подобная схема цветомузыки приведенной выше, главное отличие в нижней схеме — отсутствует диодный мост. Также цветомузыку на светодиодах можно встроить в системный блок. Мной была собрана такая трехканальная цветомузыка с предусилителем в корпусе от сидирома. При этом сигнал брался со звуковой карты компьютера с помощью делителя сигнала, в выходы которого подключались активная акустика и цветомузыка. Предусмотрена регулировка уровня сигнала, как общего, так и отдельно по каналам. Запитывались предусилитель и цветомузыка от разъема Молекс 12 Вольт (желтый и черный провода). Схемы предусилителя и трехканальной цветомузыки по которым собирались приведены выше. Существуют и другие схемы цветомузыки на светодиодах, например эта, также трехканальная:
Цветомузыка на 3 светодиодах — схема
В этой схеме, в отличие от той, что собирал я, используется в канале средних частот индуктивность. Для тех, кто захочет сперва собрать что-нибудь попроще, привожу следующую схему на 2 канала:
Цветомузыка 2 канала LED
Если собирать цветомузыку на лампах, то придется использовать использовать светофильтры, которые могут быть в свою очередь, как самодельными так и покупными. На рисунке ниже изображены светофильтры, которые есть в продаже:
Светофильтры для ЦМУ
Некоторые любители цветомузыкальных эффектов собирают устройства на основе микроконтроллеров. Ниже приведена схема четырехканальной цветомузыки на МК AVR tiny 15:
Цветомузыка на tiny 15
Микроконтроллер Тiny 15 в этой схеме можно заменить на tiny 13V, tiny 25V. И под конец обзора от себя хочу сказать, что цветомузыка на лампах проигрывает по зрелищности цветомузыке на LED, так как лампы более инерционные, чем светодиоды. А для самостоятельного повторения можно рекомендовать вот такую цветомузыкальную приставку.
Originally posted 2019-02-04 22:22:18. Republished by Blog Post Promoter
по Афанасьеву[]
«понятие «музыка» не содержит в себе слова «звук» и не ограничивает себя им»
Современный музыкальный строй, при эталонном значении звука «ля» первой октавы = 440Гц, представляет собою гамму (геометрическую прогрессию) в диапазоне частот от 27,5 Гц («ля субконтроктавы) до 3520 Гц («ля» четвертой октавы).
Продолжая эту геометрическую прогрессию – минуя ультразвуковые частоты, радиоволны, инфракрасные лучи, попадаем в область видимых лучей, условную тридцать восьмую октаву, в диапазоне частот от ~ 3,92 ∙ 1014 до 7,82 ∙ 1014 Гц, где «ля» соответствует голубому цвету 6,19 ∙ 1014 Гц,
то есть 440 (Гц) ∙ 237 = 6,19 ∙ 1014
С точки зрения акустики, музыка — это чередование напряженностей
звукового материала. Степени напряженностей могут быть различными —
от минимальных до максимальных. Напряженности эти могут проявляться
в последовательном движении звуков — от одного к другому (в мелодии)
или в одновременном звучании (интервалы, аккорды).
Подобную картину мы можем наблюдать, если обратимся уже не к
звукам, а к цвету. В отношениях между различными цветами мы тоже
видим степени напряженностей — от минимальных до максимальных.
В интерпретации эстетических предпосылок И.Канта, искусство — это
проекция на предмет субъективной гармонии наших способностей. Для
композитора «предметом», в который он вкладывает («проектирует»)
эстетически обусловленные движения своей души, являются звуки. Звуки
эти записываются определенным образом на нотном стане. Исполнитель
музыкального произведения расшифровывает эту запись и доносит до
слушателя переживания композитора, выраженные определенными
сочетаниями звуков. Из этого следует, что любая нотная запись (по
существу система символов) содержит в себе определенный алгоритм,
который и проявляется во время исполнения музыкального произведения.
Но тот же внутренний «порядок», явившийся причиной некоего алгоритма, проявленного в звуках, может быть проявлен и посредством цветовых отношений, и отношений геометрических направленностей. Это напоминает концепцию И.Канта о «вещах в себе» и «явлениях», ноуменальном мире и феноменальном.
Найдены соотношения степеней цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. В музыкальной гармонии это отношения функциональные — тонические, субдоминантовые, доминантовые. В известном смысле один и тот же звук может характеризоваться тремя
различными цветами в зависимости от того, какую позицию он занимает:
- в пространстве функциональных наклонений;
- в пространстве тональностей;
- в пространстве мелодии.
Все это происходит по той причине, что цвета спектра (в отличие от
звукового ряда) располагаются последовательно (поступенно) в смысле
частот и так называемого родства.
Другую картину мы видим в отношениях звуков: частоты распо-
лагаются пропорционально последовательности хроматической гаммы, а
степень максимального родства звуков определяется интервалом квинты.
Два цвета, расположенные в спектре рядом, не являют собой диссонанса
(контраста), два же соседних звука хроматической гаммы, звучащие
одновременно, представляют собой сильный диссонанс (малая секунда).
В цветоведении диссонанс — противоположные цвета.
Огромное эмоциональное значение имеет и геометрия направлений
лучей цветного света. Опять-таки геометрические принципы цветовых
направленностей могут проявляться в трех вышеназванных позициях.
Условно говоря, параллельно направленные пучки света (консонанс) или
перпендикулярно пересекающиеся (диссонанс). Каждый из них —
определенного цвета.
Степени геометрических напряженностей определяются угловыми
градусами направлений световых пучков, обусловленными
соответствующими принципами предлагаемой аудиовизуальной системы.
Система основана на ладофункциональных отношениях, принципах
додекафонии и алеаторики. Все это позволяет исполнить любое
музыкальное произведение с эмоционально адекватным световым
сопровождением. Естественно, включая и симфоническую поэму
«Прометей» (Поэма огня) А.Н.Скрябина.
Схема и сборка
В данной схеме начинающим электронщикам труднее всего разобраться c транзистором КТ805АМ.
12 недорогих наборов электроники для самостоятельной сборки и пайки
Моя личная подборка конструкторов с Aliexpress «сделай сам» для пайки от простых за 153 до 2500 рублей. Дочке 5 лет — надо приучать к паяльнику))) — пусть пока хотя-бы смотрит — переходи посмотреть, один светодиодный куб чего только стоит
Здесь есть небольшой нюанс. Мы взяли такой транзистор, в надежде на то, что будем вместо одно светодиода питать сразу светодиодную ленту.
Если же будете собирать на двух-трех светодиодах в ряде, то можно обойтись маломощным транзистором, типа КТ315
Не буду описывать характеристики транзистора КТ805АМ. Все это вы найдете в интернете и в даташите. Для нас самое главное узнать его цоколевку. Вбиваем в поисковик КТ805АМ и рядом с ним вбиваем волшебное слово «даташит». То есть ищем в поисковике «КТ805АМ даташит». Листаем даташит и находим что-то типа этого рисунка:
Здесь мы видим подписанные выводы, то есть крайний слева — эмиттер, посередине — коллектор, и крайний справа — база. Какой-то кривой рисуночек в даташите. Пусть будет так:
На макетной плате собранная схема будет выглядеть примерно вот так:
Так как цветомузыка не реагирует на слабенький звуковой сигнал, придется его усиливать с помощью вот такого китайского усилителя, купленного на распродаже в Алиэкспрессе:
Спереди крутилки тембра, баса, громкости и вход для плеера.
Взади — выходы на динамики и сабвуфер. Ну и вход питания самого усилителя.
Вся схема в сборе