Ещё кое-что для размышления на тему история азбуки
При чтении классических учебников складывается впечатление, что наша страна не существовала до введения христианства, и представляла из себя лишь кучку диких племён.
Но давайте посмотрим на карту России. Разве такая великая страна могла бы появиться совершенно неожиданно тысячу лет назад и в короткий промежуток времени разрастись до огромных размеров, если бы не имела глубоких корней?
А если Россия во времена прихода византийцев уже имела глубокие корни, несомненно, она имела и свою самобытную письменность и свои духовные верования, чему многие исследователи находят подтверждения.
Возможно ли создать алфавит, который почти вдвое больше, чем твой родной?
А теперь давайте поразмышляем, насколько вероятно, что русскую азбуку создали чужестранцы.
В современном греческом алфавите 24 буквы (в классическом варианте было 27 букв, две из которых использовались только для обозначения чисел). В первой кириллице 46 букв.
Закономерный вопрос: как византийцы смогли создать алфавит, в котором почти в два раза больше букв, чем в их родном?
Сравнительная таблица кириллицы и греческого алфавита
В современном русском алфавите 33 буквы. Сможете ли вы придумать достаточно новых звуков, чтобы, взяв за основу русский алфавит, создать, новый алфавит для иноязычной страны, скажем, на 60 букв?
При богатом воображении можно придумать написание новых букв, но вот как быть со звуками? Можете ли вы придумать 30 новых звуков, не существующих в русском языке, да ещё и так, чтобы они вошли в состав имеющихся в иностранном языке слов и не оказалось ни одного лишнего?
Русская азбука из 49 букв
Самым распространённым является мнение о том, что до появления кириллицы русичи имели азбуку из 49 буквиц. Если принять это мнение как истину, то, выходит, что византийцы взяли за основу данную азбуку, сократили её на 3 буквы и назвали кириллицей. Ну, а далее следовали новые и новые сокращения, к которому приложили руку уже сами русские.
Если вы наберёте в поисковике слово «Буквица», то в итогах поиска вы как раз и увидите русскую азбуку из 49 букв.
Также есть мнение, что это и есть настоящая кириллица (хотя, по официальному мнению, первая кириллица имела 46 букв).
Русская азбука из 49 букв (буквица из 49 букв)
Познаем мир
Возится ли ваш малыш в баке с одежкой для стирки или обливается с леечки, поливая вашу любимую клумбу, помогает ли вам приготовить суп или же закапывает в землю папины инструменты – все это первые шаги в познании удивительного и прекрасного окружающего нас мира
Очень важно в этот момент не скупиться на похвалу, даже если очень тяжело на первый взгляд оценить и понять смысл его трудов. Родительское восхищение необходимо для того, чтобы малыш обрел на всю свою жизнь уверенность в себе
Наблюдая за тем, как вы готовите, поливаете, пересаживаете или убираетесь – ребенок делает свои первые открытия в области физики, химии и биологии – то есть познает тайны природы.
Отправляясь с малышом на прогулку, не забудьте захватить с собой увеличительное стекло – совместные наблюдения и новые находки пробуждают тягу к знаниям и пониманию окружающего мира. Будьте готовы к самому любимому слову всех-всех без исключения малышей – тому самому «Почему?». Старайтесь всегда найти ответ на интересующие кроху вопросы, но даже если вы чего-то не знаете, признайтесь ему в этом честно, нежели отвечать с глубокомысленным видом: «Ты еще слишком мал, чтобы это понять». Все, чему ребенок учится от вас – становится фундаментом для его взаимоотношений с другими людьми – приучайте ребенка к самостоятельности, доброте и состраданию. С возрастом он научится поддерживать стабильные отношения с окружающими, а этому, безусловно, способствует посещение детских игровых групп, учреждений и всевозможных детских праздников.
Если же вы предпочитаете домашнее обучение, то вас порадует:
Какова же истинная история азбуки?
Итак, какова же настоящая история азбуки?
Учитывая приведённые выше сведения, предположение о том, что иностранцы придумали для «неграмотных» русских алфавит, в котором почти в два разу больше букв, чем в их родном, вызывает сомнения.
Равно как и утверждение о том, что все 49 букв известных как «древне-русская буквица», исконно русские. Это предположение опровергает тот факт, что некоторые буквы встречаются только в заимствованных словах (например: «Кси», «Пси», «Фита»).
Больше вериться в то, что Кирилл и Мефодий взяли за основу уже давно существовавшую русскую буквицу, которая значительно отличалась от их собственной. И переделали её таким образом, чтобы она, по их мнению, больше подходила для перевода священных писаний той веры, которую они привезли на Русь (христианство).
Буквы, имеющее произношение, схожее с греческим, получили подобное греческим буквам написание, а остальные были переделаны по этому же подобию (как бы сейчас сказали, в том же стиле).
Также византийцы, очевидно, удалили из азбуки некоторые исконно русские буквы, «ненужные» на их взгляд, и добавили новые буквы, которые лучше передавали звучание греческих заимствований, которые Русь получила в несметном количестве вместе с новой верой.
А исходные образы русской буквицы (названия букв) были переделаны так, чтобы они не шли в противоречие с христианскими учениям.
Мнение №1: русскую азбуку создали византийцы
По мнению ряда учёных, история азбуки начинается в 9-ом веке. Появление русской азбуки связывают с приходом христианства на Русь.
Понятие «крещение Руси» связывают с десятым веком, но постепенное проникновение этого вероисповедания в нашу страну началось задолго до официального принятия её как государственной религии.
Христианство пришло к нам из Византии. Византией в то время называлась Восточная часть Римской империи. Говорили византийцы на греческом языке.
Существует мнение, что русские в то время всё ещё не имели своей письменности. И поэтому, при принятии христианства, для чтения священных писаний и молитв, им потребовалось создать свою письменность, в чем византийцы и помогли русичам, взяв за основу греческий алфавит.
А сделали это Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила Третьего примерно в 863 году.
Сравним дохристианскую азбуку и кириллицу
Когда мы видим перед глазами дохристианскую азбуку, становится понятно, что русская азбука была образной изначально. А византийцы просто поменяли образы на свой лад. Очевидно, в противном случае им было бы сложно убедить людей заменить родную образную азбуку на безо́бразную.
То же самое произошло и с названием верования. Христианство было названо «правильным славием» = «православием», в противовес исходному верованию русичей — славянству.
Хотя представленная Александром Иванченко дохристианская азбука вызывает вопросы, мнение о том, что русичи до принятия христианства имели другую, во многом отличную от кириллицы азбуку, выглядит вполне правдоподобным и обоснованным. Куда более правдоподобным, чем утверждение, что история Руси началась с приходом христианства и что до того времени русичи были дикарями.
Азбука
а́збука
Совокупность букв, принятых в русской письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит. Русское слово азбука образовано так же, как греческое алфавит из названий букв «альфа» и «вита». Первые буквы славянского алфавита назывались азъ и буки. Отсюда – азбука. Современный русский алфавит состоит из 33 букв.
Другое значение слова азбука – книга для первоначального обучения грамоте, то же, что букварь.
Энциклопедическая справка
Русская азбука сложилась на основе кириллицы в Х-ХI вв. В течение веков менялся состав азбуки, а также названия и написание букв. Реформой Петра I 1708-1710 гг. были устранены буквы, ставшие лишними (например, юс большой Ѫ и юс малый Ѧ) и введены новые, более соответствующие звуковому строю русского языка (е, э, я). В эти же годы был введен так называемый гражданский шрифт – буквы были округлены, их написание упрощено, введена система обозначения чисел арабскими цифрами. В 1748 г. по предложению поэта В. К. Тредиаковского были заменены традиционные названия букв алфавита (вместо аз стало а, вместо буки – бэ, вместо добро – дэ и т. д.). Позднее Н.М. Карамзин ввёл букву Ё. Однако в системе образования эти новшества закрепились только в середине XIX в.
Реформы 1917-1918 гг. продолжили совершенствование состава русского алфавита и упрощение правописания. Из алфавита были исключены буквы ять, и десятеричное, фита, к тому времени практически дублирующие е, и, ф. Современная русская азбука по составу, названиям и написанию букв соответствует нормам, принятым в 1918 г.
В языке и речи
Старинные названия букв сохранились в русских фразеологических сочетаниях: начать с азов, то есть с самого начала, с простого, с основ; стоять фертом – стоять подбоченясь, так, чтобы быть похожим на букву ф (ферт – старое название этой буквы); поставить точки над «И» (подразумевается буква i, существовавшая в русском языке до реформы 1918 г.) – то есть довести что-либо до логического конца.
Выражение от А до Я означает с «начала до конца»; поговорка Сказав «А», говори «Б» – если что-либо начато на словах или на деле, то должно следовать продолжение. С детства многим известна шутка-загадка: А, И, Б сидели на трубе, А упало, Б пропало. Кто остался на трубе? (ответ – И). Здесь обыгрывается неразличение на слух того, что «И» в этом случае используется не в функции союза, а как название буквы.
Значение слова азбука – книга для первоначального обучения грамоте представлено во фразеологизме азбучные истины – то есть самое простое, известное всем с детства, с первого букваря.
Игры с магнитной азбукой
Маленький ребенок постигает природу простейших явлений и предметов, как правило, в процессе игры. И самое благоприятное для этого время 1,5 – 3 года – используйте его с пользой. К полутора годам ребенок начинает замечать, что все предметы отличатся друг от друга определенными свойствами. К примеру, по цвету, размеру, форме – формируется логическое мышление. И непременно магнитная азбука призвана нам помочь в этом вопросе. С помощью нее можно легко запомнить буквы, научиться складывать их в слоги, а потом запросто составлять самые первые, по началу простые слова.
Используя магнитную азбуку, можно придумать множество увлекательных игр со словами. Так игра «Волшебник»: замените в составленном слове всего лишь одну букву, и оно тут же превращается в совершенно иное по смыслу слово. Например: РОТ –КОТ; МАМА –РАМА; НОЧЬ –ДОЧЬ, ЛОДКА — ЛОЖКА и т.д. постепенно усложняя.
Рекомендую вам посетить страничку моего блога, https://sovetmamam.blogspot.ru , статья «Учим алфавит» посвящена всевозможным методам, позволяющим добиться хороших результатов в этом вопросе.
Обучение происходит гораздо быстрее, если одновременно произносить звук и при этом показывать соответствующие картинки. Возьмите это на вооружение!
А вот вариант – говорящая азбука, будь то плакат с сенсорным управлением или же книжка — не совсем оправдывают себя. Поскольку приходится в дальнейшем столкнуться с определенными трудностями. А вот и они: как объяснить потом малышу, что «Мама» это не «ЭМаЭМа». Поэтому желательно обучать ребенка буквам не так как они произносятся, а самое главное – как пишутся. Имейте это в виду.
А еще, можно заинтересовать ребенка, предложив ему написать письмо любимому мультипликационному герою. И обязательно писать вместе, предоставляя большую самостоятельность малышу. Объясняя, что письмо дойдет только в том случае, если мы правильно все сделаем. А значит, малыш будет стараться из-за всех сил!
Придумывайте, удивляйте, обучайте – делайте все легко и непринужденно. Желаю вам удачи!
Библиотека самых маленьких читателей
Наш сын любит, когда мы вместе рассматриваем в книжке картинки. А еще ему очень нравится, когда я объясняю, кто на них изображен, а потом для наглядности использую игрушки. По картинкам мы изучаем предметы, животных, времена года и время суток. Разрешайте малышу самому листать страницы, и пусть он рассматривает их сколько ему хочется. Используйте в общении с крохой прибаутки, потешки, придумывайте к тексту простые движения, например:
Тук-тук-тук, строим дом – можно постучать кулачками друг о друга. Дом с окном – разводим ручки малыша в стороны. Дом высокий – тянемся вверх. Сын всегда очень радуется, когда слышит потешки. А еще я делаю так – долго неоднократно рассказываю стихотворение целиком, а затем намеренно пропускаю какое-нибудь слово и прошу сынишку мне помочь, он охотно соглашается и мы «идем» дальше. Главное, чтобы всегда был контакт с малышом – следите за его взглядом. За год у нас накопилось много книжек, и мы продолжаем поддерживать интерес сына к чтению, а совсем недавно у нас появилась азбука для малышей – магнитная, в виде музыкальной книжки, кубики с изображением букв, картонные карточки и даже плакат. На первый взгляд может показаться – «зачем же так много?» , но в дальнейшем вы сами убедитесь, что все «в ходу» , но в разное время. Главное, чтобы процесс обучения не был скучным, и чем больше вариантов – значит тем больше у вас шансов заполучить расположение ребенка к занятиям.
Могли ли русичам подарить образную азбуку обладатели алфавита, лишённого образов?
Греческий алфавит изначально не имеет образов. То есть, его буквы не имеют осмысленного названия, это просто названия. Да, в конечном итоге, они обрели смысл. «Альфа», «бета», «гамма» и прочие греческие буквы стали словами, используемыми в разных науках для определённых обозначений. Также эти слова проникли в речь (например: «бета-версия», «альфа-самец»). Но это уже произошло после того, как буквам были даны эти названия. А изначально, греческий алфавит образным не является.
А вот русская азбука образная. Каждая буква в древней русской азбуке имеет в качестве названия существующее в русском языке слово.
Некоторые названия иконно-русских букв современникам уже непоняты. Но это лишь потому, что в настоящее время эти слова уже не употребляются в речи. Это не просто устаревшие слова, это слова забытые.
И вот вопрос: с чего бы люди, имеющие алфавит, лишённый образов, для другого народа вдруг создали образный алфавит?
Русская азбука, согласно официальному мнению, была создана для чтения духовных христианских писаний и молитв. Во всяком случае, такова была цель новоявленной азбуки — кириллицы. И потому образы в кириллице наделены смыслом духовным. Но вот греческий алфавит не читается как духовное послание, в отличие от русской азбуки.
Так может ли задумка образной азбуки принадлежать людям, которые сами образным алфавитом не обладали?
Подводим итоги темы «история азбуки»
При наличии любопытства к вопросу происхождения русской азбуки, можно найти немало книг на данную тему. В этой статье я привела лишь некоторое сведения, и постаралась опираться на здравый смысл, ибо предположений огромное множество и проверить все их мы не можем, потому что у нас нет машины времени. И учёные, какими бы вы дающимися они ни были, её так же не имеют. Так что нам остаётся читать, изучать и размышлять.
Другие любопытные материалы по истории русского языка будут вскоре выложены в разделе «История русского языка».
Также вы можете ознакомиться с другими разделами сайта: «Развитие речи», «Грамотная речь», «Словарный запас», «Словотворчество», «Читальня».