Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности.
В пьесе «На дне» Горький показывает совершенно особый тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Именно здесь, на дне, в ночлежке, месте, где уже не видно личности, а только общую серую массу, и возникает спор о человеке, о правде человеческой. На этот спор обитателей ночлежки провоцирует неизвестно откуда появившийся Лука, бродячий старик. Он любит людей, но самое главное, он их понимает. Много лет, и видимо, нелегких, прожил он на свете. Это и дает ему право говорить, что «всякого человека уважать надо». И уважать, по большей части не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и не проявил себя, за потенциал, в нем заложенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Лука не лжет людям, он просто верит им, верит в них. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, и сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, он вешается. И не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек.
Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что у нее была чистая и высокая любовь, и Настя выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.
На Сатина Лука действует, «как кислота на старую и грязную монету». Спор со странником позволил развить бродившие в нем мысли, довести их до логического завершения. Во многих фразах Сатина мы слышим авторский голос, голос самого Горького. Писатель искренне верил, что «Человек! это звучит гордо!», что «надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».
Человек – хозяин себе, только от него, от его выбора зависит, жить ему или прозябать. В этом и заключается не только ответ на главный вопрос спора, но и истинный смысл пьесы Горького. Сатин утверждает, что бог свободного человека – правда, а ложь – религия рабов и хозяев. Но вся сложность именно в том и состоит, что в ночлежке свободных людей нет. Нет тех, которых можно назвать «человеки».
Финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, и многие выходят из него не победителями. А жизнь устроена таким образом, что свободным человеком в этом мире быть очень и очень не просто. Однако лейтмотивом всего произведения является мысль писателя о том, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться, нужно только рассмотреть в себе Человека.
Пример итогового сочинения ЕГЭ
Герой пьесы «На дне», Константин Сатин, утверждал: «Человек – это звучит гордо!». Я согласен с его утверждением, потому что люди имеют право на такую высокую оценку. Мы создали уникальную цивилизацию, равной которой нет во всех известных нам уголках Вселенной. Каждый день мы усложняем ее и совершенствуем, о чем пишут многие авторы.
Например, гордиться можно победами нашей медицины. Об этом пишет М.А. Булгаков в рассказе «Стальное горло». Девочка заболела сложной формой дифтерита и могла умереть из-за того, что ее родители, невежественные крестьяне, не обратились за экспертной помощью вовремя. Но местный врач оказался решительным и смелым человеком. Он убедил мать и бабушку ребенка дать согласие на срочную операцию и применил новейший инструмент для обеспечения проходимости в зараженном и распухшем горле. Лида снова смогла дышать и спаслась благодаря своевременному лечению! Главный герой сохранил ее жизнь и здоровье, проявив быстроту реакции и храбрость. Он делал такую операцию впервые, но преуспел и прошел боевое крещение с честью. Такими людьми, как он, мы можем гордиться, ведь они ежедневно спасают сотни тысяч пациентов по всему миру. Разве это не огромное достижение?
Победами просвещения и науки мы тоже можем оправдать восторженное мнение Сатина о людях. Такой пример можно найти в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница». Главная героиня отправилась по распределению в далекую деревню, порабощенную песком. Мария была учителем, но на ее уроки никто не ходил, потому что все дети и взрослые были заняты утомительной и беспросветной борьбой за выживание. Если песок не убирать, он заполнит все. Из-за него в Хошутово ничего не росло, хозяйство находилось в удручающем состоянии, все голодали. Мария поняла, что нужно спасать положение с помощью инновационных методов, продиктованных наукой. Она стала преподавать прикладные науки: как оттеснить и задержать песок, что посадить для обеспечения топлива и как защитить посадки. Вскоре крестьяне получили первые плоды, вырастив деревца, отгородившись от песка и научившись добывать воду. Теперь никто не пропускал занятий в школе, знания стали общим оружием в борьбе за светлое будущее. В финале Мария отправляется к кочевникам, чтобы преподать им важные жизненные уроки. Подвиг учительницы вселяет гордость, ведь она помогла этому угнетенному нищетой народу решить свои главные проблемы.
Таким образом, у людей много достижений, которые заставляют нас гордиться человеком и плодами его усилий. Конечно, не каждый из нас заслуживает высшего балла, но мы должны ровняться на лучших и стараться принести миру пользу, а не вред. Уважение вызывает тот, кто созидает, а не разрушает.
- Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
- Темы итогового сочинения 7 декабря 2022 год