137.
Это говорит о том, что Одинцова – хорошая хозяйка, она руководит всем
хозяйством самостоятельно, а не как это обычно бывало, приказчик управляет,
ворует и вообще делает, что хочет, а помещику главное, что ему дали обещанное
количество денег.
138. <…не однажды выражал свое удивление: почему не
посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?>
Желтый дом: первая психиатрическая больница в Москве (Преображенская)
была выкрашена в желтый цвет. Отсюда у Грибоедова: «Схватили, в желтый дом и на
цепь посадили». После этого выражение «желтый дом» стало нарицательным.
Тоггенбург – романтический герой баллады Шиллера «Рыцарь Тоггенбург»,
долгие годы просидевший у монастыря, где находилась его возлюбленная, в
ожидании, чтобы «у милой стукнуло окно». Стихи Тоггенбурга написаны о розах и
поцелуях. Сентиментальный поцелуй Базарова и Фенечки превращает самого Базарова
в какого-то Тоггенбурга, в этой сцене он ведет себя почти как миннезингеры,
которых, по его же мнению, следовало бы держать в жёлтом доме.
139. <Утром того дня он виделся с отцовским приказчиком,бывшим своим дядькой,Тимофеичем.>
Дядька – это «нянька» для мальчиков; дядька был из крепостных; когда ребёнок взрослел, на его место ставили гувернёра, который мог быть иностранцем, который должен был воспитывать и учить ребёнка.
140. <коротенькой чуйке>
Чуйка – верхняя одежда, длинный суконный кафтан.
141. <беговые дрожки>
рис.11
142. <Пелуз и, Фреми"Общие основы химии">
Теофиль Жюль Пелуз (1807-1867), ЭдмондФреми (1814-1894) - французские химики, сотрудничая, создали книгу «Общие основы химии».
Характеристика героев романа
- Евгений Васильевич Базаров – молодой человек, выходец из народа, получивший медицинское образование. Он понял, что только своим умом и старанием сможет пробить себе дорогу в жизни. Поставив перед собой цель, он уже не обращал внимания на то, что казалось ему несущественным: манеры, одежду, воспитание. Будучи типичным представителем нового поколения, для которого были характерны революционные взгляды, он стремился как можно быстрее разрушить старый уклад жизни. Ради этого он готов был до конца бороться с людьми, которые в силу своих привычек тормозили общественный прогресс. Евгений Базаров был гордым, сложным, вечно сомневающимся человеком. Он отрицал старый мир, но при этом не совсем отчетливо представлял, как изменить общество, поставить его на новые рельсы.
- Тургенев отобразил в главном героя тип человека, который принципиально отрицал религию и верил исключительно в силу науки. С детства привыкший к труду и учебе, он видел ценность лишь в научной деятельности.
- Евгений Базаров гордился своим простым происхождением, но при этом осуждал народ за невежество и отсутствие стремления к знаниям. Вот только подобные взгляды Базарова не нашли единомышленников, за исключением никчемных подражателей, Кукшиной и Ситникова.
- К своему большому удивлению Евгений Базаров ощутил неведомые ранее душевные муки. Он стал страдать еще более от того, что совершенно не понимал, что с этим делать: будучи нигилистом, Базаров отрицал существование души, поскольку не мог ее ни увидеть, ни потрогать.
- Тургенев намеренно подверг своего героя разного рода искушениям. Базарова всем сердцем любили его старики-родители, красавица Одинцова, но любовь совершенно не вписывалась в жизненные принципы Базарова. Его последним испытанием стала смерть, которую герой принял очень мужественно. Умирая, он понял, что прожил жизнь впустую, поскольку в ней не было любви.
- Павел Петрович Кирсанов – мужчина средних лет, знатный дворянин, у которого нет семьи. Павел Петрович очень следит за своей внешностью и манерами – это его маленькая слабость. Даже живя в деревне, он не изменяет своим аристократическим привычкам, и всегда выглядит очень аккуратно и изящно.
- В молодости Павел Петрович пережил серьезную любовную драму, из-за которой даже бросил военную службу, поставив крест на блестящей карьере. Так и не сумев пережить несчастную любовь, он уединился у брата в деревне: Павел Петрович замкнулся в своем страдании, и так и не сумел найти новый смысл своей жизни.
- Герой был способен на страстные чувства к женщине, однако он не в состоянии был понять любимого человека.
- Павел Петрович был глубоко равнодушен к природе. Подобное отношение указывает на духовную ограниченность человека.
- Не сумев найти себя ни в каком-либо деле, ни в любви, Кирсанов бесцельно проживал жизнь, и был глубоко несчастным человеком.
- Николай Петрович Кирсанов – родной брат Павла Петровича, отец Аркадия. Мечтал о военной карьере, но она не заладилась, и Николай Петрович поступил в университет. После смерти любимой супруги в одиночку воспитывал Аркадия, в котором души не чаял. Все свои силы герой направил на воспитание сына и благоустройство родового имения.
- Николай Петрович обладал мягким, дружелюбным, покорным характером. Будучи настоящим романтиком, он высоко ценил поэзию, музыку, искусство. Герой обладал врожденной интеллигентностью, и в общении даже с самыми нетерпимыми людьми всегда старался находить разумный компромисс.
- Кирсанов-старший жил в полной гармонии со своей совестью и сердцем. Он был противником нигилизма, поскольку не представлял свою жизнь без любви.
- Аркадий Николаевич Кирсанов – единственный сын Николая Петровича, который очень на него похож. Аркадий обладал от природы мягким характером, и потому быстро попал под влияние своего решительного старшего друга, Базарова. Не имея собственных взглядов, он во всем подражал Евгению, однако со временем осознал, что подобные жизненные принципы были для него чуждыми.
- Когда Аркадий понял, что способно сделать его счастливым, он женился на любимой девушке, создал крепкую дружную семью, стал хорошим хозяином.
- Базаров видел все сильные и слабые стороны своего товарища, и презрительно называл его не иначе как «славный малый», но «мякенький, либеральный барич».
- Одинцова Анна Сергеевна – умная, прекрасно образованная молодая женщина, вдова, ставшая родственной душой Базарову. Как и Евгений, она в свое время принесла в жертву личное счастье, и потому в ее характере преобладал холодный, расчетливый ум, но не сердце.
Слайд 10 — Ваш сын — один из самых замечательных
людей, с которыми я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий. Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук. — Итак, вы полагаете, — начал он… — Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи. — Как… как это было? — едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них. — Вы хотите знать, как мы встретились? — Да… и вообще… Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой. Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы — и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо. — Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? …в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» — Голос старика перервался.
Слайд 9- Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми
я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий. Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук. — Итак, вы полагаете, — начал он… — Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи. — Как… как это было? — едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них. — Вы хотите знать, как мы встретились? — Да… и вообще… Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой. Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы — и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо. — Вы меня совершенно осчастливили, — промолвил он, не переставая улыбаться, — я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? …в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…» — Голос старика перервался.
Роль в сюжете
Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.
В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».
Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.
Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.
Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.
Цитатная характеристика Базарова:
XXI
164. <вбухарском шлафроке>
Шлафрок (от нем.) – халат, спальная одежда.
165. <Цинциннат>
Луций Квинкций Цинциннат (400-е до н.э.)- древнеримский патриций
(дворянин, аристократ), консул, диктатор. Согласно римскому преданию, считался
образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу.
166. <Жан-ЖакРуссо>
Жан-ЖакРуссо (1712-1778) –
французский просветитель, демократ и гуманист, враг аристократии. В своей книге
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»противопоставлял современное ему общество
«счастливой жизни людей» в «естественном» состоянии, вне губительных влияний
роскоши и излишеств, свойственных, по его мнению, современной цивилизации. Одним
из условий воспитания и счастливой жизни человека Руссо считал физический труд.
167. <эфиризацию>
Эфиризация (устар.) — воздействие эфиром в целях обезболивания.
168. <засаленной ермолке>
Ермолка — легкая шапочка вплотную по голове, без околыша или какой-либо
прибавки.
169. <физиогномист>
Физиогномист (или физиономист) — тот, кто умеет распознавать по
внешнему виду и мимике лица внутренние свойства, психическое состояние
человека.
17<паллиативные>
Паллиатив — лечебное средство, служащее не к устранению болезнетворного
начала, а лишь к облегчению болезненных симптомов.
171. <и запел из «Роберта»>
из оперы итальянского композитора Джакомо Мейербера (1791-1864)
«Роберт-Дьявол».
172. <лампадным маслом отзывает да донником>
Лампада — небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый
перед иконами. Донник — медоносное ароматическое растение из семейства бобовых,
применяемое в медицине для пластырей. В доме родителей Базарова пахло
лекарственным растением, т.к. отец был врачом, и лампадным маслом, т.к. его
жена была очень религиозной женщиной. Рис.12
173. <Кастори Поллукс>
Они же Диоскуры – мифологические герои-близнецы, сыновья Зевса и Леды. Здесь – в смысле: неразлучные друзья.
174. <…обыграл Базарова надварубля пятьдесят копеек ассигнациями:вдоме Арины Власьевны ипонятия неимели осчете на серебро... >
После того как Екатерина II ввела в употребление бумажные деньги, в России было две системы счёта денег: или «рубли серебром», или «рубли ассигнациями», причем ассигнации были значительно дешевле серебра. «Не имели понятия о счёте серебром» - это выражение ещё раз подчёркивает их бедность родителей Базарова.
XXIII
178.< по поводу модного вто время вопроса о правах остзейских дворян>
Большинство дворянства Прибалтийского края (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) в вопросе об освобождении крестьян стояло на крайне реакционных позициях. Опасаясь, что освобождение крестьян с землей в русских губерниях вынудит их дать землю прибалтийским крестьянам (освобожденным ранее без земли), остзейские (т.е. прибалтийские; Остзее – немецкое название Балтийского моря) дворяне доказывали, что частная собственность на всю землю – неотьемлемая привилегия дворянства. «Остзейский» способ освобождения, обрекавший крестьян на батрачество, был осужден передовой русской общественностью.
179. <приняласьбылоразбиратьвполголоса попавшуюся ей статью"окреозоте">
Креозот – пахучая дезинфицирующая жидкость.
180. <иронически поздравил себя "с формальным поступлением вселадоны">
Селадон – сентиментальный ухаживатель, по имени героя романа французского писателя Дюрфе (1568-1625) «Астрея».
XXVI
187. <Сестра ее,тотчас после чаю,позвала ее ксебе в кабинет и, предварительно приласкав ее, что всегда немного пугало Катю, посоветовала ей быть осторожней в своем поведении с Аркадием, а особенно избегать уединенных бесед сним,будто бы замеченных итеткой и всем домом.Кроме того,уже накануне вечером Анна Сергеевна была не вдухе;да и сама Катя чувствовала смущение,точно сознавала вину за собою.Уступая просьбе Аркадия, она себе сказала, что это в последний раз.>
В то время девушке было не прилично находиться наедине с мужчиной, если они не были помолвлены официально. Другое дело Одинцова, она вдова, поэтому находится в другом положении, хотя и она выписала себе тетку, которая жила с ними и присутствовала при всех её деловых разговорах по хозяйству, чтобы не ставить Одинцову в двусмысленное положение.
188. <…для нашей горькой,терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе
нет ни дерзости,ни злости,а есть молодая смелость да молодой задор;
длянашего делаэтонегодится.либеральный барич…>
Базаров намекает на свою принадлежность к какой-то организации (по всей
видимости, революционной), и на то, что Аркадий не может туда вступить по
причине того, что он «либеральный барич».
«Барич» — ребенок или подросток, сын «взрослого барина». Так часто
слуги называли не взрослых еще детей своих господ.
Так называет Аркадия Базаров, чтобы показать, что Аркадий не может
понимать и разделять взглядов Базарова, потому что он всё-таки холёный сын
помещика, хоть конечно и увлеченный либеральными идеями, т.к. в это время можно
быть ими увлечённым.
Слайд 4Лошади остановились. — Наконец пожаловал, — проговорил отец Базарова,
все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. — Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына… «Енюша, Енюша», — раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипыванья. Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего. — Ну, полно, полно, Ариша! перестань, — заговорил он, поменявшись взглядом с Аркадием, который стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик на козлах даже отвернулся. — Это совсем не нужно! пожалуйста, перестань. — Ах, Василий Иваныч, — пролепетала старушка, — в кои-то веки батюшку-то моего,
Слайд 3Лошади остановились. — Наконец пожаловал, — проговорил отец Базарова,
все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. — Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына… «Енюша, Енюша», — раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипыванья. Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего. — Ну, полно, полно, Ариша! перестань, — заговорил он, поменявшись взглядом с Аркадием, который стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик на козлах даже отвернулся. — Это совсем не нужно! пожалуйста, перестань. — Ах, Василий Иваныч, — пролепетала старушка, — в кои-то веки батюшку-то моего,
XXV
185. <госпожа Ратклифф>
Госпожа Ратклифф (Редклифф) – английская писательница (1764-1823). Для
её произведений характерны описания фантастических ужасов и таинственных
происшествий.
186. <япрепакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше>
Имеется в виду письмо Н.В.Гоголя к А.О. Смирновой. В несколько переработанном виде письмо это под заглавием «Что такое губернаторша» было включено Гоголем в его «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой он призывал к религиозно-нравственному совершенствованию и отрекался от своих художественных произведений.
Слайд 6голубчика-то, Енюшеньку… — и, не разжимая рук, она отодвинула от Базарова
свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала.
…
А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным
Аркадий наклонился.
…
— Батюшка, — сквозь слезы проговорила старушка, — имени и отчества не имею чести знать…
— Аркадий Николаич, — с важностию, вполголоса, подсказал Василий Иваныч.
— Извините меня, глупую. — Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого
— Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го…о…о…лубчика.
Взаимоотношение между родителями и Базаровым
Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни
И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью
Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.
Отец Базарова, Василий Иванович, в своё время отличился заслугами перед отечеством в медицинской сфере, чем заработал своему роду дворянский статус. Мать его, Арина Власьевна, характеризуется как женщина суеверная, добродушная, умеющая хорошо вести хозяйство. Они оба – довольно типичные представители консервативных взглядов и жизненного уклада. Василий Иванович, например, вовсе не принимает достижения науки, которыми делится с ним сын, и использует в медицинской практике традиционные методы лечения. Эти люди хотя и трудолюбивые, однако, не отличаются развитым, пытливым интеллектом, как их сын.
В сравнении с Евгением, эти люди кажутся простодушными, неразвитыми, за что он в душе несколько укоряет их. Также не разделяет он их приверженность традиционному укладу жизни и взглядам. Ему, быть может, в силу молодости, хочется исследовать всё новое, двигать общество вперёд доступными ему методами. Отличается сын Базаровых от родителей ещё и своим неумением в выражении чувств. Для стариков Евгений – смысл жизни, единственный и горячо любимый сын. Даже в его отсутствие, мысли и разговоры родителей посвящены ему.
На первый взгляд может показаться, что единственный сын Базаровых вовсе и не любит своих родителей: даже по приезду после трёхлетнего отсутствия он предпочитает держать дистанцию, просит не беспокоить его за делами. Однако очевидные изменения в его поведении при них и забота об их чувствах опровергают такое предположение. В сложных жизненных ситуациях он думает о своих родителях, в отцовский дом стремится он за успокоением после того, как ему разбивают сердце.
При своих родителях Евгений более покладистый, мягкий. Хотя он и не допускает прямого выражения чувств, но его любовь выражается в смирении с недостатками, которые он видит в них. Он, осознавая свою значимость для них, также ценит и любит их. Особенно заметна его привязанность к родителям перед его смертью, когда он уже не видит смысла в борьбе с их консерватизмом, позволяет открыто выражать свои чувства к ним.
Слайд 5голубчика-то, Енюшеньку… — и, не разжимая рук, она отодвинула от Базарова
свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала.
…
А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся… но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным
Аркадий наклонился.
…
— Батюшка, — сквозь слезы проговорила старушка, — имени и отчества не имею чести знать…
— Аркадий Николаич, — с важностию, вполголоса, подсказал Василий Иваныч.
— Извините меня, глупую. — Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого
— Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го…о…о…лубчика.
Второй пример написания сочинения по направлению Отцы и дети, для подготовки к итоговому сочинению.
За все существование человечества не было такого времени, когда людей не волновал бы один из вечных вопросов – конфликт поколений, отцов и детей. Как бы ни было жаль, но людям, которых разделяет не один десяток лет, часто бывает нелегко прийти к общему пониманию. Это повторяется из поколения в поколение. Многие писатели мировой литературы поднимали этот вопрос в своих произведениях. Каждый видел эту ситуацию по-своему и предлагал свои решения этого вопроса. Возможно ли примирение двух поколений – отцов и детей? Представляется ли возможным преодолеть этот разрыв, давший серьезную трещину в отношениях членов семьи?
Базаров и Кирсанов
В своем произведении «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев представил проблему конфликтов поколений особенно ярко. Один из героев романа – Евгений Базаров приезжает в Марьино, погостить у своего друга Аркадия. Между Базаровым и Павлом Петровичем, дядей Аркадия, сразу возникла обоюдная неприязнь. Тургенев противопоставил два поколения не только со стороны их взглядов на жизнь, но и исходя из внешнего описания. Это прослеживается в том, как он описывает их руки. У Кирсанова они были аккуратными и белыми, а у Евгения – натруженными и мозолистыми, Это является ярким свидетельством об образе жизни обоих героев. Кирсанов ведет праздную жизнь аристократа, наслаждаясь своим бездельем и светскими беседами. А Базаров, напротив, много трудился, стараясь принести пользу окружающим. Их многое не устраивает друг в друге. Павла Петровича раздражают нигилистские взгляды Евгения, А Базаров осуждает Кирсанова за его напыщенность, леность и праздное прозябание в усадьбе. Разрешился ли в романе их спор? В какой-то мере, да. Каждый из них сделал для себя определенные выводы. Кирсанов понял своего брата, который сожительствовал с простолюдинкой и уехав домой, решил попробовать изменить что-то в своей жизни. А Евгений со временем понял, что человек живет не только идеями и жизненными целями, но и чувствами.
Князь и его дети
Лев Николаевич Толстой поднял тему конфликта отцов и детей в своем произведении «Война и мир». Он очень ярко обрисовал эту проблему на примере семьи Болконских. Князь очень жестко обращался со своими детьми. Постоянно навязывал им свои взгляды на жизнь. Он обращался со своим сыном, как деспот и тиран. Марье от князя тоже доставались холодные и резкие упреки, в ответ на ее нежность и заботу об отце. Князь просто срывал зло на своих детях. На самом деле он был рассержен сам на себя, понимая, что стареет, а жизнь идет вперед и несет с собой определенные перемены. А он не был к ним готов. Ему было тяжело принять то факт, что у его детей есть свое собственное мнение и свои взгляды на жизнь. Старик не мог смириться с тем, что дети выросли и у них сформировалось свое отношение к жизни, независимое от мнения и убеждений отца. Перед своей смертью он все-таки признал свою неправоту. Князь воспитал замечательных детей. Просто им часто не хватало его любви и ласки. Нашлось ли решение их конфликта поколений? Конечно, да. Но насладиться этим разрешением у них уже не было времени. Было бы для всех лучше, если бы это произошло раньше.
Есть ли выход
Время не стоит на месте. Новые времена рождают новые нравы. Конфликта поколений можно избежать, если научиться слышать друг друга, отметая в сторону любую категоричность, спесь и гордыню. Нужно научиться говорить друг с другом спокойно и с пониманием. Тогда в разговоре родится истина, способная всех примирить.
Это были примеры готовых итоговых сочинения по направлению Отцы и Дети, надеемся вам пригодятся наши работы, и вы успешно сдадите декабрьское сочинение 2019