Философия Назанского
Назанскому чуждо евангельское наставление о любви к ближнему. Он считает, что со временем любовь к человечеству сменится любовью к себе: своему уму, телу и бесконечному разнообразию чувств… «Каждый должен быть царём мира, его гордостью и украшением, и брать всё, что хочет. Не надо никого бояться, вам нет равных. Настанет время, и вера в собственное Я осенит всех людей. И тогда не будет ни зависти, ни злобы, ни пороков, ни жалости, ни коллег, ни господ, ни рабов. Люди превратятся в богов». Такая позиция персонажа перекликается с теорией сверхчеловека в духе Ницше. Она была довольно популярна в начале 20 века. Видимо, ею увлёкся и автор произведения.
Анализ повести Куприна Поединок
Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна.
В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века, как устроен ее быт, чем собственно она живет. На примере армии Куприн показывает то социальное неблагополучие, в котором она находится. Он не только описывает и размышляет, но и ищет возможные выходы из положения.
Облик армии разнообразен: она состоит из разных людей, отличающихся друг от друга теми или иными чертами характера, внешности, отношения к жизни. В описанном гарнизоне все как и везде: постоянная муштра с утра, разгульство и пьянки по вечерам, — и так изо дня в день.
Главный персонаж подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов, как принято считать, написан с самого автора, Александра Ивановича. Ромашов личность мечтательная, несколько наивная, но честная. Он искренне верит в то, что мир можно изменить. Как для человека молодого, он склонен к романтизации, ему хочется подвигов, показать самого себя. Но со временем он осознает, что это все пустое. Ему не удается найти единомышленников, собеседников среди других офицеров. Единственный с кем ему удается найти общий язык, это Назанский. Возможно, именно отсутствие человека с которым он может говорить как с самим собой и привело в итоге к трагичной развязке.
Судьба сводит Ромашова с женой офицера, Александрой Петровной Николаевой или иначе Шурочкой. Эта женщина прекрасна, умна, невероятно хороша собой, но при всем этом она прагматична и расчётлива. Она одновременно прекрасна и коварна. Ею движет одно желание: покинуть этот город, попасть в столицу, зажить «настоящей» жизнью, и она готова на многое ради этого. В свое время она была влюблена в другого, но тот не подходил для роли того, кто сможет выполнить ее амбициозные планы. И она предпочла брак с тем, кто мог бы помочь в исполнение ее мечты. Но годы идут, а мужу все не удаётся получить повышения с переводом в столицу. У него уже выпадало два шанса, и третий был крайним. Шурочка томится в душе и не удивительно, что она сходится с Ромашовым. Они как никто другой понимают друг друга. Но к сожалению Ромашов не может никак помочь Шурочке выбраться из этого захолустья.
Все со временем становится явным, и о романе узнает супруг Александры Петровны. У офицеров того времени были разрешены дуэли, как единственный способ защиты собственного достоинства.
Это первая и последняя дуэль в жизни Ромашова. Он доверится словам Шурочки, что муж будет стрелять мимо, и пусть он стреляет мимо: честь сохранена и жизнь тоже. Ромашову как человеку честному, даже в голову не приходит, что его могут обмануть. Так Ромашов был убит в результате предательства той, кого он любил.
На примере Ромашова мы можем видеть, как рушится романтический мир, при столкновение с реальностью. Так и Ромашов выйдя на поединок, проиграл суровой действительности.
Повесть для 11 класса
Изображение русской армии в произведении
34 предложения/ 388 слов
Действие повести А. И. Куприна «Поединок» относится к 90-м гг. XIX века. Автор открыто осуждал армейские порядки, принятые в тот период. Он сумел разоблачить офицерский состав и его недостатки. Мы видим как за исключением некоторых карьеристов и честолюбцев все остальные офицеры служат принудительно и без особого желания. Попав в армию, новобранцы быстро утрачивали индивидуальность.
Изо дня в день они терпели унижения и издевательства, отчего становились тупее и сами начинали поднимать руку на других служивых. Такое изображение русской армии в повести Куприна говорит о том, что автор сам осуждающе относился к армейскому быту и не одобрял принудительную муштру. Позже он написал обо всех уродствах системы воспитания будущих офицеров в повести «На переломе».
В центре сюжета утомленные и запуганные солдаты, безоглядно жестокие унтер-офицеры, халатные офицеры, подводящие полк к позору во время осмотра рот. В повести «Поединок» мало офицеров, поднявшихся по карьерной лестнице. Для большинства из них служба в строю подобна каторге. Вот только некоторые персонажи, описанные Куприным.
Капитан Осадчий — жестокий и бессердечный командир роты, в которой ежегодно происходит, как минимум, одно самоубийство. Офицер Назанский — человек, который по натуре очень добрый и справедливый, но беспробудно пьет. Суровый капитан Слива, который, однако, при всей своей строгости довольно справедливый и порядочный.
Рафальский — большой любитель животных, но человеконенавистник. Он способен поднять руку на сослуживца и жестоко избить стоящих у него на пути солдат. Шульгович, не прощающий промахов, в то же время уверяющий солдат, что он их любит. Как видно из повести, будни армейской жизни полны скандальных историй, интриг и дуэлей. Куприн постарался описать службу не просто в общих чертах, а в деталях.
В одних сценах солдаты посещают строевые занятия и собрания, в других — они пьют и играют в карты. Единственные доступные и редкие развлечения это пикники, балы и романы. Бытуют в офицерских семьях и случаи измен. Так с самого начала повести мы видим, как молодого подпоручика Ромашова осаждает замужняя дама Р. А. Петерсон
Затем к нему проявляет хоть и скрытное, но все же внимание жена В. Е
Николаева — Шурочка.
В чем же причина такого духовного опустошения? На этот вопрос автор отвечает словами Назанского. Он уверен, что даже самые лучшие офицеры на службе становятся злыми, тупыми и бесчеловечными, потому что в эту самую службу и ее благую цель не верят. Для них это скорее большая обуза, ненавистное ярмо, вызывающее отвращение. Цель автора показать, что армейская система изживала себя, разрушаясь изнутри.
см. также:Другие сочинения по произведению Поединок, Куприн
Капитан Стельковский
Военное дело было его призванием. Он заботился о собственных солдатах, поэтому его рота была самой лучшей в полку: всех состоящих в ней людей словно специально отбирали. Они ходили сытыми, бойкими, трезво оценивали окружающую обстановку и не боялись смотреть в глаза любому начальству. В роте Стельковского не ругались и не дрались. По выучке и внешнему виду она ничем не уступала любой гвардейской части. На военных смотрах капитан проявлял себя инициативным, сообразительным и находчивым командиром. Однако вне службы в его поступках нет благородства: он совращает молодых крестьянок. Это стало для капитана своеобразным развлечением.
Образ Ромашова в повести «Поединок» (с цитатами)
После того, как А. И. было опубликовано и обрело популярность, в изданиях литературной тематики сразу стали появляться наиболее полюбившиеся читателям фразы главного героя. Мы тоже решили выбрать из повести самые лучшие цитаты Юрия Ромашова, которые наиболее точно раскрывают его характер. Предлагаем вам с ними ознакомиться.
О любви к Александре Петровне:
«Любовь — это самое удивительное и прекрасное чувство. Огромное счастье просто увидеть любимую хотя бы раз в год. За неё и за любой её каприз, я готов отдать жизнь».
О солдатах:
«Офицеры озлоблены и глупы, но при этом гордятся «честью мундира». Они каждый день избивают рядовых, превращая их в покорных и безликих рабов
Неважно, кем они были до армии, она сделала их неотличимыми друг от друга»
О призвании:
«Всё ясней и ясней становится для меня мысль, что у человека есть лишь три гордых призвания: свободный физический труд, искусство и наука».
Офицеры
Быт и служба офицеров N-ского полка имеет общие черты. Их жизнь — это ежедневная рутина, состоящая из изучения армейских уставов, строевых занятий, офицерских собраний, попоек с друзьями, азартных игр и адюльтеров с чужими жёнами.
С другой стороны, каждый офицер наделён индивидуальностью и чем-то выделяется на общем фоне. К примеру, добродушный и непритязательный поручик Веткин. Он не думает о будущем и живёт лишь армейскими буднями. Ротный командир Слива грубый, тупой служака с тяжёлым характером и тягой к жёсткой дисциплине. Его не интересует ничего из того, что находится за пределами устава, строя и роты. У Сливы только две привязанности: уединённое пьянство по вечерам и строевая красота собственной роты. Поручик Бек-Агамалов постоянно борется со вспышками кровожадных инстинктов и не может с ними справиться. Капитан Осадчий чем-то напоминает образ Ромашова в повести «Поединок», но, в отличие от Юрия, он чрезмерно жесток. Капитан буквально воспевает беспощадную войну, внушая тем самым трепет своим подчинённым. Продолжают галерею персонажей пассивный и меланхоличный капитан Лещенко, наводящий своим видом тоску; пустышка и фат Бобетинский, считающий себя великосветским человеком с изящными манерами; молодой старик, поручик Олизар и другие. Искренне жаль нищего вдового поручика Зегржта, которому едва хватает жалованья, чтобы прокормить четырёх детей. Прежде чем мы раскроем образ Ромашова в повести «Поединок», кратко расскажем о двух колоритных персонажах.
Другие сочинения по этому произведению
Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок»Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»Мир человеческих чувств в прозе начала xx векаНравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок».Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок»Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок»Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустотыПоединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)Поединок насилия и гуманизмаРазвенчание романтики военной службы (по повести «Поединок»)Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок»)Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок»)Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок»Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок»Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок»Анализ повести «Поединок» Куприна А.И.В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок»Образ Ромашова в повести «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок»Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок»Проблематика повести А. Куприна “Поединок”Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и героиЛюбовь в повести А. И. Куприна «Поединок»Подпоручик РомашовОбраз подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»Тема офицерства в повести Куприна «Поединок»Сила и слабость натуры подпоручика РомашоваГерои повести А.И. Куприна «Поединок»В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок»)Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок»)Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок”Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна «Гранатовый браслет»Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»Нравственные и социальные проблемы в повести КупринаИдейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна «Поединок»Человек на плацу (по повести «Поединок»)Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»Идейно-художественное своеобразие повести «Поединок»ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна)«Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» )Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок»«Поединок» произведение политически злободневноеПовесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустотыОбраз народа в повести Куприна «Поединок»Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна)«Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературеА.И. Куприн — ПоединокПоединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”)Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок»Автор и его герои в повести Куприна «Поединок»Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»
Проблематика и система образов в повести «Поединок» А. И. Куприна
Повесть “Поединок” отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, “поединком с царской армией”. В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой – жестокие, нравственно опустошенные офицеры.
Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, – все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.
Тщедушный, больной, с лицом “в кулачок” и с глазами, в которых “застыл тупой покорный ужас”, этот “солдатик” – объект постоянных издевательств и насмешек.
Важно
Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве.
Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты “с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком”.
Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой – социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей “службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее”. Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры.
Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат.
В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы “какого-то злого, сумбурного демона”.
Они сами иногда “ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием”.
В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский – в сверхиндивидуализме.
В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:
“…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности”. Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о “грядущей богоподобной жизни”, но путь к ней видит в теории сверхчеловека.
Совет
Осознание своего “я”, пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое “одиночество, затерянность среди чужих”.
Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его “ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности”, а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: “Бить солдата бесчестно.
Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы”.
В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное “распрямление” личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.
Заключение
Итак, мы дали характеристику главным героям повести и, надеемся, в полной мере осветили тему: «Куприн. «Поединок»: образ Ромашова». И последнее…
Хоть поручик и с восхищением слушал Назанского, учение Ницше ему чуждо. Он не приемлет презрения к слабому и беззащитному. Достаточно вспомнить, как Юрий был добр к Гайнану и как бережно относился к Хлебникову. Несмотря на блеск и ум Назанского, образ Ромашова в повести «Поединок» намного благороднее и привлекательнее. Видимо, автор, сделав его таким, хотел донести до читателя мысль о том, что порядочный и честный человек всегда будет выше остальных и победит в духовном плане.
Главная » Обучение за рубежом » Отношение офицеров к солдатам в повести поединок. Сочинение на тему: Проблематика и система образов в повести «Поединок