Казаки хутора Татарский
37 предложений/ 659 слов
«Тихий Дон» Михаила Шолохова — это роман-эпопея, повествующий о жизни донского казачества в период с мая 1912 года по март 1922-го. Это время во многом стало переломным для нашей страны, поскольку на него пришлись такие события, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война. Всего в произведении присутствует более шестисот действующих лиц, но центральными персонажами являются казаки хутора Татарский.
Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества. Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий. Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.
В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?
Быт казаков довольно суров и далек от идилличности даже в мирное время. Повествование начинается с жестокой расправы жителей хутора над матерью отца главного героя Пантелея Мелехова — турчанкой. Причиной тому становятся слухи, что женщина «ведьмачит».
Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.
Любые проблемы на хуторе решаются силой, причем прибегают к ней как мужчины, так и женщины. Узнав о том, что Аксинью изнасиловал отец, ранее «всегда смирная, престарелая мать» девушки и ее старший брат до смерти избивают пьяного мужчину. Регулярно «обдуманно и страшно» избивает свою жену и Степан Астахов так, чтобы другие люди не видели этих побоев. Но вот, узнав об измене Аксиньи, мужчина не справляется со своими эмоциями и начинает бить жену прилюдно. Став свидетелями этого инцидента, Григорий и Петр Мелеховы потом, в свою очередь, также избивают Степана.
Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой. Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга. Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.
Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.
На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.
Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев. Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа
Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.
Тяжелый период жизни нашей страны описывает Шолохов в своем произведении. Конечно, эти события изменили и изуродовали судьбы многих татарцев, лишив казаков близких им людей и вместе с тем надежды на счастье. Обсуждая со своим братом Гражданскую войну, Петр Мелехов справедливо замечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное!»
см. также:Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов
Верните имя хутору!
Сотни лет он был Ермаковым – не Антиповским и не Кудиновым.
В Черновке была своя школа-семилетка, Совет, свой поначалу колхоз. Но ведь прописали – следовали тому и партийные преемники: убрали из хутора Совет, центральную усадьбу укрупнённого совхоза перевели в соседнюю малолюдную тогда Дубровку, дорогу в хутор не стали строить – и проблема была решена.
Разорили Пантелеймоновскую церковь хутора Нижне-Ермаковского, переименовали хутор в близлежащий окраинный Антиповский. С тех пор на Решетовской речке на два хутора стало меньше: не стало в сводках Ермаковского и якобы Кудиновского. (Название последнего было придумано для большего веса вместо Зубковского – поди же, тоже борьба с белогвардейщиной, хотя руководитель восстания П.Н. Кудинов родился и жил в хуторе Дударевском…)
А хутор Антиповский располагался за речкой на южной окраине хутора; был Нижний и Верхний хутор, но церкви, действительно, в нём не было, его приход из-за малолюдности был приписан к Ермаковскому.
Бога ради, пусть живёт хутор Антиповский, но и название хутора Ермаковского следовало бы возродить. Для начала надо бы установить,где заканчивался Антиповский, а где начинался Ермаковский.
Возможно, найдутся подвижники, которые смогут погасить затраты, связанные с возвращением названия, вернут светлое имя хутору. У нас живы ещё старожилы, у которых в паспортах записано место рождения. Есть архивы районные, областные. Одно бы дело – нет хутора, разошёлся, но хутор живёт, оскорблённый и униженный… Сотни лет он был хутором Ермаковым, никогда не был ни Антиповским, ни Кудиновым…
Да воскресится имя твоё, хутор Ермаков!
Григорий РЫЧНЕВ ст. Вёшенская, Ростовская обл.
Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова
Повествование начинается с мирного времени, когда все идет по накатанной и каждый год в теплое время суток люди собираются на посев, ухаживают за посаженным и после собираются на сбор урожая.
Здесь автор описывает хутор, входящий в станицу Вешенскую. Само поселение состоит из трех сот домов, достаточно большое для того времени. Поэтому на территории есть большая рыночная площадь, где собираются купцы, несколько магазинов, торговые лавочки, где торгуют только состоятельные люди, церковь, почта, мельница для помола и кабак, где многие собираются отдохнуть.
Сама станица состоит как из зажиточных и богатых крестьян, так и достаточно бедных.
Новость быстро разлетается по хутору, который постепенно пустеет, так и постепенно исчезает огромное хуторское хозяйство.
Казачество в контексте российской истории
Казачество — это уникальное явление в российской истории, имеющее глубокое культурное и историческое значение. Казаки были неразрывно связаны с историей России, причастны к многим экономическим, политическим и социальным процессам, происходившим в России.
Истоки казачества уходят в глубину древности, когда казаки были свободными воинами на русских особняках. Казачество как форма общественного устройства процветало в России в течение многих веков, оно стало неотъемлемой частью российской идентичности и культуры.
В истории России казаки занимали особое место. Казаки являлись защитниками южных границ России и великими воинами. Казачество оказало огромное влияние на развитие российского государства, культуры и образа жизни. Казачество было своеобразным культурным феноменом, развивалось по своим правилам и законам, хранило свои традиции и обычаи.
В романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова казачество предстает во всей красе. Роман содержит многочисленные эпизоды, в которых казаки проявляют свои лучшие качества — мужество, отвагу, дух сопереживания и милосердия. Роман «Тихий Дон» является глубоким и пронзительным эпосом, позволяющим лучше понять культуру и историю казаков в России.
Женские образы в романе
Трагическая история любви главных героев
Рассмотрим образы только трех женщин, самых близких главному герою. Образ матери Григория Василисы Ильиничны представляет собой олицетворение всеобъемлющей материнской любви. В молодости она была красавицей, но тяжелая работа, измены и побои мужа быстро ее состарили. Терпеливая и мудрая женщина стала хранительницей семейного очага, вырастила трех детей.
Жена Григория Наталья представляет собой идеал казачки. Она неутомимая работница, сдержанная, почтительная. Родители Мелехова сразу приняли невестку в семью и полюбили за трудолюбие, доброту, скромность. Любовь Натальи к Григорию нежная и беззаветная. Однако из-за обиды на изменяющего ей мужа она готова на месть. Наталья обрывает жизнь еще не родившегося ребенка, и сама погибает. Григорий будет нести груз вины за смерть матери своих детей до конца жизни.
Наталья
Возлюбленная Григория Аксинья Астахова – женщина хозяйственная и упорная, страстная и ласковая. Ее жизнь была бедна радостями, потому в ее характере развились терпение, смелость, боевой дух и желание защищать свою любовь. Она любит страстно и безоглядно. Героиня вызывает симпатию, хотя может пойти на измену в минуту слабости. Но любовная история Григория и Аксиньи трагически обрывается, женщина погибает от шальной пули.
Войне и разрушению привычного жизненного уклада противопоставлены любовь и мирная жизнь. В отношениях к Аксиньей проявилась стихийная натура Григория, его безрассудное влечение. Он искренне и глубоко любит Аксинью, но в начале романа не чувствует ответственности за любимого человека. К жалобам Аксиньи, что вернувшийся муж ее убьет, остается безучастен. Женившись на Наталье, Григорий, наоборот, выполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он ценит жену как хозяйку и мать своих детей, но уже с венчания его сковало безразличие. Однако он искренен и честен с обеими женщинами: не скрывает своих чувств к Аксинье, не хочет жить во лжи с Натальей.
Григорий и Аксинья
Значение казачества для понимания культуры и истории России
Казачество является одной из самых важных тем, затронутых в романе «Тихий Дон». Казаки были традиционным элементом русской культуры и имели огромное значение в истории России.
Казачество было основано на определенных моральных принципах и общественной организации. В своем ядре, казачество символизировало дух свободы, героизма и крепости, которые всегда были ценны в русской культуре.
Роман «Тихий Дон» позволяет понять, как казачество влияло на жизнь обычных людей в России в те времена. Кроме того, роман дает представление об изменениях, которые происходили в казачестве и как они сказались на судьбе России в целом.
Казачество также влияло на формирование национальной идентичности России. Русские казаки привнесли в культуру России особый этический кодекс и уникальный способ жизни, который до сих пор важен для многих россиян. Именно благодаря казачеству многие русские национальные символы стали широко распространенными среди людей, прочно вошедши в их идентичность и культуру.
Золотой курень
Добираться до Старозолотовского из Ростова-на-Дону нам пришлось три часа. Но поездка по гладкой асфальтированной дороге не показалась утомительной. Разноцветный осенний пейзаж донских степей радовал глаз. Мы ловили солнечные лучи бабьего лета, аромат душистых полевых трав чувствовался даже на трассе.
И вот он, Старозолотовский. Названия улиц там звучные: Донских Казаков, Атаманская… Улиц шесть да 30 дворов всего. Но сейчас это самый настоящий хутор-музей, который местные не просто любят, они им гордятся.
— Мне предлагали большие деньги, хватило бы на квартиру в Ростове. Но я отказался. Хочу жить в красивейшем хуторе страны, — признается Владимир Маханько. Он один из самых молодых здесь, нет еще шестидесяти. И если раньше, не скрывает, посещали тревожные мысли о будущем, то теперь он его связывает исключительно с родной деревней.
— И работа есть, и уважение. Только вот где бы невесту найти? — задорно подмигивает мне собеседник.
К разговору присоединяется хуторянка Агафья Буймова. Пенсионерка, увидев приезжих, плотнее натягивает на лицо медицинскую маску, под которой расплывается в улыбке.
— Нет, я продавать не буду. Сейчас же у нас красота! Водопровод нам провели, а раньше-то из Дона воду на себе ведрами носили. Газ есть, топить не надо углем или дровами. А еще и мусор вывозят! Ладно, побежала я, мне интернет подключать придут.
Старозолотовский расположен в Константиновском районе Ростовской области. Его история уходит в далекое прошлое. Когда-то это был городок Золотой. Потом он превратился в станицу Старозолотовскую. По легенде, предводитель крестьянского восстания Степан Разин в 1671 году, возвращаясь раненым из-под Симбирска, спрятал в тех местах свои награбленные трофеи, закопав их на прорве под вербой. Что стало с сокровищами, история умалчивает. Кстати, говорят, что свое название городок, а впоследствии и хутор, получил благодаря протоке Золотой, впадающей в Дон. А ее, в свою очередь, назвали так благодаря изобилующей в том месте рыбе. В начале прошлого века в хуторе проживало более двух тысяч человек. В Золотовке (так с любовью называют хутор местные) была своя церковно-приходская школа, церковь, приходское училище.
Визитной карточкой Старозолотовского всегда были виноградники, а донское вино славилось со времен Петра Первого. Но в 80-х виноградники вырубили. Ни газа, ни водопровода… Молодежь стала уезжать в поисках работы и лучшей жизни. Школу за ненадобностью закрыли. Хутор стал постепенно умирать вместе со своими старожилами. Сейчас постоянно проживают всего 50 человек, средний возраст которых больше 65.
И если еще пару лет назад их дома не стоили ровным счетом ничего, то сейчас цены на участки начинаются от миллиона рублей. Да и новоселам ставят условия: их дома должны быть в общем казачьем стиле. А местные жители, которым выживать всегда помогал Дон да подсобное хозяйство, теперь получили работу. В хуторе-музее рабочих рук даже не хватает. Строители, плотники, электрики, грузчики, уборщики… Дел невпроворот.
Так соседями старозолотовцев стали Мелеховы, Астаховы и Коршуновы. Именно их киношные дома перевезли в Старозолотовский. В музее воссоздали колорит настоящих казачьих подворий.
В прошлом году Старозолотовский официально вошел в число двенадцати самых красивых деревень России и даже стал местом паломничества туристов.
Планов у местных громадье. Хотят приглашать фольклорные коллективы, устраивать гастротуры, строить стилизованные гостиницы. А еще снова разбить уникальные золотовские виноградники.
Изображение быта, жизненного уклада и нравов казачества в романе
Шолохов детально изобразил патриархальную жизнь казаков, не лишенную пережитков, на фоне исторических потрясений в стране. Казаки чтили свои древние традиции, с уважением относились к старшему поколению, воспитывали детей в беспрекословном подчинении. К примеру, офицер Григорий Мелехов не сопротивлялся отцовскому наказанию, хотя под его началом находились тысячи людей. Казакам свойственны любовь к родной земле, потребность свободы, верность воинскому долгу. С раннего детства мальчиков учат владению оружием и верховой езде. Конь для казака в мирное время – помощник в хозяйстве, в военное – товарищ в бою. Будущим воинам для предстоящей службы семьи готовили полное обмундирование и коня.
Центральные события романа происходят в хуторе Татарском у казачьей станицы Вешенской. Шолоховым нарисованы сцены казачьего труда в разные времена года. Описание ловли рыбы на Дону, весенних посевных работ, летнего покоса на Троицу, воспринимающегося как праздник, осенней уборки хлеба, зимней заготовки дров дает представление о мирной жизни трудолюбивых казаков. Беспрестанно трудятся и казачки: помогают мужьям в тяжелой крестьянской работе, занимаются домашним хозяйством, растят детей, ткут, шьют и вяжут. В патриархальном жизненном укладе казаков ценятся товарищество и взаимопомощь, бесхитростность и честность, благообразие, добропорядочность и почитание веры, забота о семье и детях; осуждаются ложь, лицемерие, неуважение к старшим, насилие над слабыми.
Тесная связь жизни человека и природы – сквозная тема в русской литературе
Давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов донцов, М. А
Шолохов постоянно обращает внимание на тесную связь жизни казаков с жизнью природы
В романе можно увидеть и зависимость человека от природных катаклизмов (неурожаи, засухи, морозы, пожары и т. д. ), и устройство жизненного уклада на основе природного календаря (посевная, покос, рыбалка и т. п. ), то есть жизнь человека циклична. Однако, социальные катаклизмы, война нарушают истинную связь человека и природы. И тогда природа начинает жить независимо от человека, продолжая свое немудреное вечное движение.
В «Тихом Доне» это проявляется в мастерски написанных пейзажных зарисовках и в масштабных картинах природы, на фоне которых разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, по закону «психологического параллелизма» обнаруживающая неожиданные соответствия с процессами, происходящими в природе.
И Шолохов, и поэты Х1Х века, говоря об отношениях человека и природы, выражают свое понимание мира, своё представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на гармонии природы и человека.
Тема тесной взаимосвязи человека и природы нашла продолжение и в литературе наших дней. Например, казачий бард Александр Розенбаум написал песни «Казачья», «На Дону, на Доне», в которых трансформировались традиции песенного фольклора казаков Юга России.
Казачество в романе «Тихий Дон»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(23 голоса, среднее 4.13 из 5)
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» – произведение эпическое, масштабное и одновременно символичное. И символика заложена уже в самом названии произведения. Дон – река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для очень многих народов.
В непогоду же он становится опасным; в старых казачьих песнях он то «чистехонек», то «мутен» – и в этом образе-символе заключено главное внутреннее противоречие, присущее казачеству; оно соединяет в себе самую мирный и созидательный образ деятельности – землепашество – с военной подготовкой, постоянной готовностью к войне. Исторически сложилось, что из казаков происходят самые рьяные русские бунтари и, наоборот, люди, жестоко подавляющие бунты (вспомнить хотя бы Емельяна Пугачева и царские казачьи сотни). Шолохову удалось в романе показать сложное массовое сознание, «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию», – писал сам автор. Но объемность изображаемого, множество эпизодических и второстепенных персонажей не заслоняют главных героев; образы Григория Мелехова, Аксиньи, Кошевого, Пантелея Прокофьевича, Натальи, Ильиничны ярко выделяются на общем фоне. Героями романа Шолохова стали простые крестьяне-труженики, на примере их биографий писатель показывает то, как в трудовой жизни проявляются сила характера, изобилие чувств, моральное богатство народа. На примере казачества в романе «Тихий Дон» изображается тесная связь отдельной личности с общим ходом исторического процесса, судьбами народа, затрагивается тема трагичности обстоятельств, приводящих к конфликтам. Шолохов представил нашему вниманию мир сильных и неординарных людей, запечатленных в критические моменты жизни, переломный период истории.
Частная жизнь Мелехова, его метания в поисках истины от красных к белым и обратно, даже его любовь к замужней Аксинье – это не факты индивидуальной биографии. Здесь отражена судьба всего донского казачества, своевольного, вступающего в конфликт с традициями собственной казацкой морали. Григория Мелехова можно смело назвать типажом – ярким и характерным представителем казачества, и именно по этой причине он оказывается впереди остальных персонажей. Уже были отмечены выше две основные и противоположные черты казацкого характера, и в Григории они также с успехом сочетаются: удаль и любовь к хозяйству, работе, он и воин, и земледелец. Поскольку герои показаны в критические моменты жизни, требующие незамедлительного действия, поражает та быстрота Мелехова, с которой он реагирует на происходящее. Бросив свою белую дивизию, он благородно мчится спасать красноармейцев Кошевого и Ивана Алексеевича. Он является рефлектирующим героем, с присущим чувством неудовлетворенности собой. История жизни Григория Мелехова глубоко драматична. Это обыкновенный паренек с хутора, окруженный хозяйственными заботами и нехитрыми развлечениями; он позволяет отцу женить себя; жизнь его течет сама собой, без его участия, по традиции. Но события в стране, затрагивающие и его, заставляют начать сознательную, самостоятельную жизнь, отвечать за свои действия. Даже его переход то в буденновский отряд, то в стан белых – это не движение по течению, не погоня за победителем, а трудный поиск правды жизни, верного пути. И он обрел свои жизненные ориентиры: даже среди крови и насилия войны он вспоминал деревню, земледелие, «сладкий дух молодой травы» и у него «теплело на душе». Родной дом и мирный труд – это его главный ценности. И даже смерть любимой Аксиньи, наложив трагический отпечаток на его судьбу, не смогла все же сломить его дух, не заставила отступить от своего пути. У него осталась связь с жизнью – это его дом, Дон, маленький сынишка и земля. Образ Мелехова считается открытием в мировом искусстве, он кажется наиболее приближенным к реальному человеку, окруженному миллионом обстоятельств. Смещение социальных симпатий и душевное равновесие при работе за плугом, горячая любовь к Аксинье и первоначальная холодность к матери его детей Наташе, отцовское чувство – вот те черты, которые подкупают своей правдивостью. Глубокие противоречия, разрывающие главного героя романа «Тихий Дон», разносторонне раскрывают сущность как самого Григория Мелехова, так и всего казачества в целом, показывая глубину характеров, сложность жизни и выбора истинного пути.
Следующая > |
---|