Аргументы на тему «надежда и отчаяние в пьесе «на дне» (для итогового сочинения)

Судьба анны на дне

Жанр, направление, композиция

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы

Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Отчаяние и безысходность

В жизни Анны на дне отражается ее безысходное состояние и отчаяние. Глубоко погруженная в море темноты и печали, она ощущает страшную пустоту внутри себя. Ни друзей, ни семьи, никого, кто мог бы понять и поддержать ее в этом сложном периоде.

Анна находится на дне не только буквально, но и метафорически — в ее душе обитает безысходность. Она потеряла веру в себя и в светлое будущее. Ей кажется, что нет никакого способа выбраться из этой ямы бездны.

Ее отчаяние проявляется в ее отношении к людям и миру. Она отвергает любые попытки помощи и поддержки, не верит в доброту других людей. Анна видит только тьму и безысходность, и это отталкивает ее от всего и всех.

Вся атмосфера, в которой живет Анна, пронизана отчаянием и безысходностью. Неумывакин и Миронова, соседи по комнате, также находятся на дне своих судеб и отражают своими поступками и словами состояние безысходности.

Погружение в море темноты и отчаяния становится главной идеей пьесы «На дне» и символизирует кризис человеческой души. Автор ставит перед нами сложный вопрос о смысле жизни и возможности выбора своей судьбы.

Отчаяние Безысходность
Страшная пустота Потеря веры в себя и будущее
Отвержение помощи Тьма и отсутствие надежды
Недоверие к людям Атмосфера безысходности

Анализ произведения

Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.

Основная идея пьесы

Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.

Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.

Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.

Проблематика

Основные проблемы:

  1. Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
  2. Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
  3. Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.

Композиция

Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.

Жанр

Жанр произведения: социально-философская драма.

Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.

Эпитеты к слову отчаяние

Безвыходное, бездонное, безмерное, безмолвное, безнадежное, безотрадное, безумное, безысходное, беспредельное, беспросветное, бурное, глухое, дикое (разг.), едкое, злобное, злое, исступленное, малодушное, медленное, мрачное, напряженное, настоящее, невыносимое, невыразимое, негодующее, немое, непримиримое, нескрываемое, неудержимое, покойное, покорное, полное, пугающее, слепое, смертельное, совершенное, спокойное, страстное, страшное, суровое, тайное, тихое, тоскливое, тупое, угрюмое, ужасное, унылое, холодное, шумное, яростное. Безвозвратное, веселое, горячее, похоронное, праздное, пронзительное, радостное, разгульное, спокойно-злобное, удалое, хлопотливое.

Потеря надежды и смысла

Главная проблема, с которой сталкиваются персонажи пьесы, — потеря смысла жизни. Герои Горького испытывают депрессию и отчаяние, так как им кажется, что нет выхода из нищеты и безысходности, в которых они оказались. Они потеряли веру в себя и в свое будущее. В пьесе это проявляется через их бездействие и равнодушие к происходящему. Каждый герой находится на своем «дне» и не видит смысла в борьбе за лучшую жизнь.

Важным аспектом потери надежды также являетсястрата веры в других людей. Персонажи переживают не только личные неудачи, но и разочарования в своих близких и окружающих. Они ощущают отсутствие поддержки и внимания, что усиливает их чувство одиночества и безысходности.

Постановки и экранизации

Первое представление драмы «На земле» состоялось в 1902 году. До 1905 года она решалась с помощью аббревиатур — сокращений, отрывков в литературном или музыкальном произведении. Но в 1903 году пьеса шла в семи театрах (в провинции и в столице). В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры. Пьеса была представлена за рубежом, в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих важных городах Запада и Востока.

Первая экранизация пьесы Горького «На земле» была поставлена в СССР в 1952 году.

В 1972 году это была киноверсия спектакля в театре «Современник» в Москве.

1987 — Без солнца (Ю. Карасик) и На земле (А. Петросян). 2014 — На земле (В. Котт), свободный перевод.

За рубежом пьеса уже была представлена в Венгрии, Японии (дважды), Франции и Китае.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.  

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Критика

Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.

Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.

Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Смысл пьесы

Своим произведением Максим Горький хотел донести до читателей простую мысль – все люди, независимо от толщины кошелька и социального статуса, одинаковы и имеют равные права на жизнь и счастье. Отличие может заключаться лишь в характере и воспитании, благодаря которым проявляются особенности личности каждого из нас. В любой момент жизнь может обернуться так, что тот, кто еще вчера чувствовал себя любимчиком Фортуны, может оказаться на самом дне. И вот здесь кроется главное коварство – потеряв все ценности, утратив смысл жизни, человек перестает держать себя  в рамках, в нем просыпаются самые отвратительные черты и качества.

Главная мысль пьесы заключается в том, что жизнь – это страшная мясорубка, безжалостно перемалывающая людские судьбы. Она способна сломать даже самого сильного духом, сделав из него жалкое ничтожество, ожесточенное на весь мир и равнодушное к чужой боли. Виновным же в таком падении будет не только сам человек, но и все общество, которое вместо того, чтобы протянуть руку помощи, подло сделает подножку. Но не стоит жалеть тех, кто оказался на дне. В подавляющем большинстве случаев они сами виноваты в том, что оказались в таком положении. Их лень, равнодушие и порочность являются тем замкнутым кругом, из которого они попросту не хотят вырваться. Ведь гораздо проще обвинять во всех бедах судьбу, нежели самого себя.

Максим Горький дает очень четкую авторскую позицию. Он уверен, что жалость лишь еще больше развратит бедняка, усугубит его пороки. Ему нужно оказывать реальную помощь, а именно – предлагать работу, чтобы он мог честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно выйти на новый уровень, изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается философский смысл произведения. В противостоянии истинного и ложного гуманизма победа всегда будет за тем, кто не боится открыто  говорить правду, даже в ущерб себе. Независимость дается непростой ценой, а именно – с готовности преодолеть себя, свою лень и страхи.

Характеристика героев (цитаты)

Описание личности персонажей:

  1. Костылев («А долг твой мне — это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее
    , буквально выжать душу.
  2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
  3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно
    , хочет это исправить.
  4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях.

Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.

Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?» . Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.

Прочитав краткое содержание «На дне» по действиям, можно получить представление о героях и основных конфликтах пьесы. Пьеса включена в программу литературы 11 класса.

Список героев с характеристикой

Костылев (Михаил Иванович Костылев) – владелец ночлежки для бедных. Ему 54 года, женат на Василисе Карповне. Жадный, подлый. Наводчик, скупщик краденого у Васьки Пепла. Притворяется верующим. Оскорбляет жену («нищая», «свинья»), ее сестру Наташу бьет и держит за служанку, дармоедку. Убит в драке Васькой Пеплом.

Василиса Карповна – 26-летняя красивая жена Костылева, любовница Васьки Пепла. Участвует в сбыте краденого. Подговаривает Ваську убить мужа-«клопа». Хитрая, гордая, жестокая, корыстная. Брошенная Васькой ради Наташи, избивает сестру. Попадает в тюрьму как заказчица убийства мужа.

Васька Пепел – 28-летний жилец ночлежки, вор, сын вора, судимый. В доле с Костылевым по кражам, любовник Василисы Карповны. Хочет начать новую жизнь с Наташей в Сибири, решительный, неплохой парень, грамотный. Отказавшись убивать Костылева по заказу Василисы, случайно убивает его в драке за Наташу. Попадает в тюрьму и выдает злую Василису за заказчицу. Наташа отказывает ему, думает, что сговор с сестрой был.

Актер (Сверчков-Заволжский) – жилец ночлежки, бывший актер лет 40. От пьянства потерял работу (не может запомнить текст). Пьет за чужой счет (с Сатиным, Васькой Пеплом). Незлой (выводит Анну на воздух), верит Луке, что еще не поздно начать жизнь с нуля, вылечиться от алкоголизма в больнице. Сатин высмеивает его планы. После ухода Луки Актер, потеряв надежду, вешается.

Сатин (Константин) – жилец ночлежки, бывший телеграфист, эрудит, шулер, пьяница лет 40. Образованный, неглупый, судим за то, что случайно «убил подлеца» за честь сестры. Работа для него рабство. Любит необычные словечки. Пьет с Актером. Готов идти в свидетели, чтобы защитить Ваську Пепла, обвиненного в убийстве.

Барон – жилец ночлежки, разоренный и судимый за растрату дворянин, ему 33 года. Образованный, иногда строит из себя барина. Пытается стать шулером, помогает за гроши торговке Квашне, берет деньги у сожительницы Насти, которую высмеивает за романтичность.

Настя – обитательница ночлежки, видимо, проститутка. Ей 24 года. Барон – ее сожитель. Добрая, наивная, верит в любовь, читает дамские романы. Сочиняет, что у нее есть достойный жених. Умеет постоять за себя. Хочет уйти из ночлежки. Разочарована в жизни.

Бубнов – жилец ночлежки, бывший скорняк, теперь пьяница и шьет шапки, ему 45 лет. Хотел убить изменницу-жену, но потом просто ушел, бросив мастерскую (она на жену оформлена). Как и многие жильцы, должник Костылевых.

Клещ (Андрей Дмитриевич Клещ) – слесарь, ему 38 лет, есть чахоточная жена Анна. В ночлежке недавно, верит, что он, рабочий человек, не вор и шулер, выкарабкается. Груб с женой, раньше бил ее. Продает инструмент, чтобы похоронить жену. Ему страшна «правда» жизни, уверен, что придется помирать с голоду, потом свыкается.

Лука – 60-летний странник. Гуманный, мудрый человек, который пытается поддержать всех в ночлежке в хороших делах: чтобы Актер не пил, Наташа – вышла за Ваську Пепла и проч. Вероятно, бывший каторжник без документов. Однажды тайком уходит из ночлежки. Оценка персонажа двоякая: он жалостливый, говорит правильные вещи, но на деле никого не спас. Автор считал, что человек должен бунтовать, а не смиряться.

Квашня – обитательница ночлежки, торговка на базаре, ей лет 40. Вдова после мужа, который ее бил. С независимым характером. В итоге выходит за Медведева, думает, что он будет ей помощник, но он ленится, раз она даже поколотила его. Жалеет больную Анну.

Наташа – сестра Василисы Карповны, 20 лет. Хорошая, порядочная, с душой, безответная. Костылев бьет ее, сестра – тоже (из ревности, из-за того, что Васька Пепел ее бросил ради Наташи). По совету Луки готова выйти за Ваську. После побоев от Костылевых попадает в больницу, Пеплу уже не верит.

Анна – жена Клеща, чахоточная, умирающая. Вся жизнь ее прошла в нужде и побоях. Добрая, смиренная. Жалеет себя за горькую долю, готова отдать еду мажу, так как он «работник». Клещ хоронит ее.

Медведев (Абрам) – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Делает вид, что не в курсе, что Костылев с Васькой Пеплом занимаются сбытом краденого. Женится на Квашне, уходит в запой, когда жена его отлупила.

Алешка – жилец ночлежки, пьяница и гармонист, ему 20 лет. Махнул на себя рукой, ничего не хочет от жизни. Лука жалеет его. Алешка выдал всем, что Квашня побила мужа.

Татарин и Кривой Зоб – обитатели ночлежки, крючники (грузчики). Если первый осуждает шулера Сатина, второй считает, что выживать можно и так.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «На дне»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «На дне»

для самых компанейских —

Главные герои «На дне»

для самых крутых —

Читать «На дне» полностью

Вариант 2

Одной из центральных тем в творчестве писателей является смысл жизни. К ней обращались античные, средневековые авторы независимо от региона происхождения. Не исключение и писатели из России, особенно в переходные этапы истории. Именно на переломе эпох интеллигенция чаще задумывается о том, в чем же настоящий смысл жизни. Яркий пример подобных произведений – пьеса М.Горького «На дне».

В ней автор специально помещает героев на самое «дно» общества. Во-первых, потерявшие все люди могут свободно и открыто говорить о жизни. Во-вторых, именно их положение часто заставляет вдаваться в крайности, отражая самые разные общественные взгляды общества в переходные эпохи, когда старые идеалы еще живы, но в них сильно сомневаются, а новые еще не сформированы. Главные герои «На дне» часто ведут между собой диалоги, через которые автор показывает нам диаметрально противоположные взгляды на смысл жизни.

Особенно ярко темя смысла жизни раскрывается через трех основных персонажей: Бубнов, Лука и Сатин. На примере их поступков и диалогов можно проследить философскую проблематику произведения.

Бубнов – это человек, который давно во всем разочаровался и все подвергает сомнению. Он считает, что любое сострадание неуместно, поскольку «человек ничтожен». Бубнов очень циничен, в пьесе есть эпизод, где умирающая Анна просит его не шуметь, он же в ответ насмехается, утверждая, что шум смерти не мешает. Вместе с тем, Бубнов утверждает, что он и его окружение, попав на самое дно демонстрируют настоящую природу человека. По сути, Горький устами Бубнова заявляет о том, что человек в первую очередь животное, а значит – смысла жизни быть не может.

Лука – персонаж, настаивающий на том, что хоть человек слаб, но его может спасти обман. Это обман он видит в гуманном утешении других, вере в Бога, помощи другим людям. Недаром Горький называет его как одного из учеников Христа согласно Библии. Главное для Луки – это не настоящая природа человека, а его убеждения, самооценка и сознание. В поиске этого, а также в утешении других видит Лука смысл своей жизни.

Полной противоположностью Луки можно считать Сатина. Этот персонаж считает, что главным является правда. Каждый человек, по его мнению, должен искать правду, а религия и «лживое утешение» мешает человеку. Вместе с тем, Сатин добровольно оказался на дне, и сам это признает, что демонстрирует его убеждение о том, что все в руках самого человека. Однако по мнению Сатин смысл в том, чтобы ничего не делать, чем он собственно и занимается.

Таким образом, Горький на примере Бубнова, Луки и Сатина демонстрирует нам три популярных взгляда на проблему смысла жизни: ее полное отсутствие, находить веру и развивать сознание, искать правду и самому отвечать за свою жизнь.

Судьба Анны на дне: погружение в море темноты и отчаяния

Анна, когда-то была красивой и счастливой девушкой, но обстоятельства жизни привели ее в зловещий подвал, где прячется бедность, пьянство и безнадежная судьба. Она теперь принимает любое предложение застольных товарищей, с одной целью — забыться и скрыться от реальности этого ужасного мира.

Анна является символом утраченных надежд и человеческой скверны. Она пытается совершить самоубийство под конец пьесы, отчаянно желая освободиться от тяжкого бремени жизни на дне. Ее судьба становится предостережением о последствиях безысходности и отчаяния.

Максим Горький, описывая судьбу Анны, демонстрирует, в какое отчаяние может погрузиться человек, оказавшись на дне общества. Эта картина безумия и мрака, пропитанная грустью и безысходностью, заставляет нас задуматься о глубине душевных страданий и потертых мечтах наших собратьев по несчастью.

Аргументы из народной мудрости

  1. Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда», — говорится в русской пословице. Наши предки отмечали, что счастье недолговечно: оно, как свежий ветер, пахнет и улетит вдаль. Надежда же постоянна, она не покидает человека ни в минуты радости, ни в моменты глубокой грусти и тоски.
  2. Русская пословица гласит: «Без надежды — что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь». Действительно, надежда,  как одежда, она способна согреть душу человека даже в самый пасмурный день, успокоить мысли.  Без нее не прожить ни в горе, ни в счастье.
  3. «Надежда окрыляет, обман убивает», — говорили в старину. Надежда дает силы идти вперед, добиваться намеченного, желаемого, а обман, даже самый безобидный, способен отнять у человека надежду, лишить его сил и желания что-либо делать. Он способен даже убить человека. 
  4. «Жить без надежды — радости не знать», — замечал узбекский народ. Жизнь без надежды похожа на тяжкий, страшный сон. Она скучна, безрадостна и бесцельна. Только надежда окрыляет человека, одаривает его силой, смелостью, мужеством, находчивостью и желанием дойти до цели.
  5. «Пока дышит грудь, всегда в надежде будь», — говорит мордовский народ. Он учит тому, чтобы человек, пока жив, не терял бы надежды, верил в доброе будущее и исполнение желаемого.
  6. Англичане говорят: «В отчаянии и трус может стать смелым». Действительно, когда отчаяние доходит до края, человек способен на любые поступки, на любые жертвы и даже на смерть.

Сочинение на тему: Надежда и отчаяние в пьесе М. Горького «На дне»

Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Горького «На дне»

         Пьеса М. Горького “На дне” раскрывает всю тяжесть нищенской жизни людей, волею судьбы оказавшихся на улице и нашедших приют в стенах ночлежки для бедных. Это “бывшие” люди, которые вроде и живут бок о бок, но каждый со своей бедой в отдельности. Они лишены дела, у них нет не то что будущего — у них нет даже прошлого. В одном месте автор собрал представителей разных слоев населения от интеллигенции до мастеровых. Все это отчаявшиеся люди, живущие лишь надеждой на то, что когда-нибудь их заветные желания могут исполниться. Они спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук не только для окружающего мира, но даже для их собственных судеб.          Например, Настя, продававшая свое тело, мечтает о большой и чистой любви, надеясь, что ее грезы станут реальностью, а мастеровой Клещ думает, что только труд поможет ему изменить свое положение. Все меняется, когда в ночлежке появляется новый постоялец — странник Лука, имеющий большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей. Добрый старик находит к каждому обитателю подход и каждому рад дать совет. Его философия заключена в нескольких словах: “во что веришь, то и есть”, а вдохновляющие речи полны гуманизма и веры в великую силу человека, который “все может… лишь бы захотел”.               Эти горячие утверждения пробуждают в сердцах обитателей грязного убогого подвала давно забытые желания и мечты. Но бедные люди и не подозревают, что речи доброго старика далеки от действительности, поскольку воздушным замкам, возведенным Лукой, суждено разрушиться, столкнувшись с жестокой реальностью, что послужит поводом для еще большего отчаяния.          Так Актер, которому Лука внушил, что его пагубную привычку пристрастия к алкоголю можно победить, обратившись в специальное лечебное заведение, заканчивает жизнь самоубийством после исчезновения Луки, который так и не назвал адрес этого самого лечебного заведения, поскольку в России в те времена такового попросту не было.          От влияния Луки пострадал и Васька Пепел, который после речей Луки начал мечтать о новой вольной жизни с Наташей в Сибири, но в результате, убив Костылева, попал в тюрьму.          Таким образом, Лука, возможно сам того не желая, превратил отчаявшихся людей в безнадежных мечтателей, потому что ложная надежда хороша лишь в немногих случаях, как, например, в случае с тяжело больной Анной, которой советы Луки помогли легче умереть с мыслью, что со смертью закончатся все ее боли и беды.          Тема надежды раскрывается на протяжении всей пьесы, но ни разу ни один обитатель ночлежки не говорит о своем твердом намерении выбраться из нее. Как когда-то каждый из них попал в этот подвал, так когда-нибудь они и мечтают выбраться со дна жизни. Но является ли ложная надежда спасением от отчаяния, каждый читатель и зритель призван для себя решить сам, хотя сам автор дает понять, что ему больше по душе реальное видение героев всего ужаса своей жизни и твердое намерение изменить ее к лучшему.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Горького «На дне»

Мировоззрение героев в «На дне»

Пьеса «На дне» Максима Горького является ярким представителем традиции театрального натурализма. Герои пьесы представлены как люди из низшего слоя общества, которые живут в глубинках общества и бедствуют. Они верят только в свои животные инстинкты и не видят никакой надежды на светлый будущий.

Взгляды героев на жизнь связаны с тем, что они живут в постоянном отчаянии и нищете. Их мировоззрение определяется борьбой за выживание и поиском кратковременных удовольствий. Все они потеряли надежду в более светлое будущее и только живут настоящим моментом.

Однако, несмотря на то, что герои пьесы заключены в своей окружающей действительности, каждый из них имеет свой взгляд на жизнь, который определяет их действия на протяжении всей пьесы. Все герои пытаются найти хоть какую-то надежду в своей жестокой реальности, но она мелькает только на мгновение и тут же исчезает.

Таким образом, мировоззрение героев пьесы «На дне» определяется их низким социальным статусом и жестокой действительностью. Однако, каждый герой по-своему становится надеждой для зрителя, который понимает, что эти люди вне зависимости от социальной справедливости и красок будущего, остаются людьми с их надеждами и отчаянием, какими бы печальными они не были.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: