Необходимое предисловие
Дорогой мой читатель, если так получилось, что ты нашёл эту статью ища простой школьный анализ произведения в интернете, то эта статья не для тебя. Да, это материал с анализом текста, но здесь мы нырнём очень глубоко и попробуем узнать, что поэт хотел скрыть от цензуры спрятав это за метафоричностью повествования.
Поэтому, этот материал должен понравится тем, кто привык относиться к текстам с вниманием и хотел бы узнать, что же действительно было на уме у Алекандра Сергеевича. Произведение сложное и имеет двойное и тройное дно
А всё из-за того, что автор рассчитывал как прославить Петра и город на Неве, так и дать понять, что город и его основатель очень непросты. Мы будем идти снимая один смысловой слой за другим.
Разгар стихии
Люди, оказавшиеся во власти бурных волн, спасались как могли: кто-то, хватаясь за лошадиные гривы, пытался выбраться из бушующего потока, кто-то взбирался на крыши домов и деревья, а некоторые устраивали плоты из ворот и бревен.
Первый в городе наплавной Исаакиевский мост разорвало на части и унесло течением. Со Смоленского кладбища, до которого также добралась вода, плыли по Неве деревянные кресты. Всю поверхность воды покрывали дрова, бревна и доски ‒ части разрушенных домов.
Нева разъяренная представляла страшную и плачевную картину. По ней неслись с Васильевского острова к Охте барки с сеном, дровами, угольями, плоты бревен, гальоты, разные суда и обломки строений. Даже по некоторым улицам видны были подобные суда с грузом. Самое же ужасное зрелище было в Галерной гавани и на казенном чугунном заводе. В гавани многие дома могли бы еще устоять против ярости волн и ветра, если бы не претерпели величайшего вреда от больших судов, носившихся там с такою быстротою, что и твердые дома мгновенно разрушались.
Вода прибывала до двух часов дня, а через 15 минут резко начала уходить с улиц. При этом в городе подморозило.
Когда вода сошла, на улицах начали собираться люди, наблюдавшие последствия стихии.
Всадник
Та самая голова Петра I
Всадник это не Пётр, от Петра тут только «медная голова», сделанная Марией Анн Колло ученицей мастера Этьена Мориса Фальконе. Как, впрочем, присутствует здесь и «медная рука», в которой должен был быть скипетр (или копьё) правителя. Нет, в действительности памятник полностью бронзовый, но данные элементы вызывают определённые вопросы и не дают покоя уже многим исследователям. Но вернёмся к поэме, и увидим как показывает эти несоответствия сам поэт.
Пушкин два раза говорит о том, что конь под всадником бронзовый. Но при этом сам всадник именно медный и особенно подчёркивается, что голова у всадника тоже медная. Подчёркивая медную голову всадника Александр Сергеевич делает очень явный намёк на то, что медь это знак новизны. Помним, что голова Петра I была отлита отдельно от статуи якобы ученицей. Эта выдумка нужна была для того, чтобы оправдать несоответствие стилей головы и памятника.
Руке тоже досталось от поэта, и опять же упоминается конь, как бы подчёркивая разницу меди и бронзы.
«Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.»
«Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.»
«И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;»
Рука Медного всадника
Прямо можно увидеть историю, как откопали памятник и переделывали голову и руку, чтобы осовременить его и придать сходство с Петром. Как же всё-таки хорошо, что уж руку фальсификаторы сумели сваять в старом стиле и не пришлось ещё одну легенду выдумывать, что это опять ученица делала. Наша цивилизация не совсем безнадёжна)
В то же время культурологи порой говорят о памятнике интересные вещи, как например, что на коне вместо седла положена шкура как символ дикости того народа, который был обуздан Петром и приведён к цивилизации. То есть конь и царь это старое и новое. А конь-то тем временем по тому же Пушкину выходит бронзовым.
Кстати медь также фигурирует ещё в предисловии как второстепенный объект. Это место текста, которое поэт мог бы и не вставлять в своё произведение, но вставил.
Вот такие интересные строчки:
«Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.»
Неужели автор нам говорит, что «медь» – это эпоха пороха и огнестрельного оружия? Возможно, здесь что-то иное лежит в основе, но к сожалению не так просто понять что же в действительности. А ведь это описание парада. Что же видел автор своим внутренним взором? Даже страшно представить.
Что есть медь в мистическо-эзотерическом смысле? Конечно люди религиозные обязательно вспомнят медного змея Моисея, мистики обмолвятся, что это металл Венеры, а люди практичные скажут о том, что этот металл менее ценен чем бронза. Все три варианта верны и будучи сложенными воедино передают нам такую картину: перед нами культовый символ, который был взят из прошлого города и приспособлен к существующим реалиям. Бронза уступает золоту, так что мы видим, что это уже не в первый раз, когда данный символ становится объединяющим и путеводным для людей.
Воспоминание
Евгений спасается от стихии
Двуликость же Евгения потрясающая. Вот как всё же наш герой оказался на льве позади всадника во время потопа? Это ему надо было покинуть Коломну и пойти в центр. Наводнение началось утром и только около 10 стало понятно, что оно может быть действительно опасным. То есть, видимо, Евгений просто напросто пошёл на работу. Этот маршрут от Коломны до набережной тот же самый, которым ходил сам Пушкин на протяжении 3 лет, пока он работал чиновником. Только он ходил на Английскую набережную 34, а его герой прошёл чуть подальше к Адмиралтейству, где его и настигла стихия.
Подождите, а что если в произведении два Евгения и их судьбы переплелись? Один из них был εὐγενής, то есть по гречески «благородный» или «знатный», тот кто делал действительно важные дела и оставил о себе память в «истории государства Российского» выпущенной «под пером Карамзина». А вот о втором мы к сожалению ничего не знаем. То есть вообще-вообще ничего; этот несчастный мог быть кем угодно, ему просто не повезло оказаться рядом с Адмиралтейством и сойти с ума, глядя на быстро прибывающую воду.
Что касается Параши, то это лишь воспоминание прошлого и воспоминание вовсе не бедного безумца наших дней, а того допотопного Евгения который жил в Коломне. Ведь деревянный дом впоследствии он так и не нашёл, даже забора не было. Лишь ива подсказало Евгению, что это то самое место. И тут впору задаться вопросом, а почему Параша должна была оставаться в своём доме, а не услышав выстрелы пушек пойти вглубь Васильевского острова? Но наш безумец не задаёт себе таких вопросов, он просто смеётся в припадке своей несознательности.
Лачуга на маленьком острове
А как закончил наш герой? Он всё искал дом, искал и нашёл его в итоге на маленьком островке. Правда ли это тот же самый дом, что он помнил? Увы, это маловероятно, ему нужно было найти что-то похожее. К сожалению призраки прошлого подобно болотным огонькам ведут в топь. Они не могут дать что-то новое человеку, если человек заранее этого не знает. И поэтому безумец искал что-то похожее на то, что увдидел в своей «прошлой жизни», которая конечно же была внушена ему извне и не являлась в действительности его актуальным прошлым.
Однако, когда понимаешь природу данного безумия, то начинаешь понимать что же происходит с всадником. И наконец-то мы переходим от медиума к настоящему герою произведения.
Вариант 2
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 г. во время пребывания А. Пушкина в Болдинском имении. В ней писатель, взяв за основу сюжета реальные исторические события, раскрывает психологическую и философскую проблематики, а также показывает конфликт жизни маленького человека и самодержавной власти.
В поэме «Медный всадник» два главных героя:
Петр Первый – император Российской империи. Пушкин трактует его образ двояко. Во вступлении поэмы самодержавец изображен мудрым правителем, реформатором, основавшим город Петербург, «младшую столицу» всей империи. Этим самым он «прорубил окно в Европу для России». Красочное описание самого города также составляет большую часть вступления поэмы, как возвеличивание заслуг императора. Однако в двух частях самого произведения, Петр Первый, представленный в виде статуи Медного всадника, показан обычным недальновидным человеком, желание самоутвердиться которого принесло немало бед и трагедий для «маленьких людей». Символичной становится кульминация поэмы – сцена преследования Медным всадником бедного сумасшедшего, что характеризует Петра Первого как деспотичного тирана, презирающего простых людей и не терпящего иного мнения, кроме своего.
Евгений – молодой юноша знатного рода, который, однако, на момент событий поэмы живет без поддержки родных и бедствует. Второй год служит чиновником низшего ранга. Назван также как и главный герой романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» (о чем сам поэт и упоминает в поэме), что подчеркивает глубокий психологизм образа. Герой думает лишь о счастливом будущем со своей возлюбленной Парашей, которая живет на другом берегу Невы, мечтает об их совместной жизни и детях. Во время наводнения все помыслы Евгения, спасающегося от бедствия на мраморной фигуре льва, обращены к любимой. Его душевное состояние в этот момент по своей силе, значительности и эмоциональности очень сходно с самим природным бедствием в Петербурге. Однако параллельно всей этой трагической ситуации показан непоколебимый образ «кумира на бронзовом коне» (Медный всадник), символ самодержавия.
На следующий день после трагедии, Евгений, с трудом добравшись на другую сторону залива, видит развалины и мертвые тела. Однако он не находит дома Параши и её матери и понимает, что его просто снесло бурным течение реки. Потеряв любимую и вместе с ней смысл своего существования, Евгений сходит с ума. С тех пор он не возвращался домой, жил и ночевал на улицах. Питался Евгений подаянием, терпеливо снося и насмешки детей, и удары «кучерских плетей». Однажды при повторении грозы, герой, бродя в испуге по городу, оказывается возле памятника Петру Первому. Там он впервые после пережитого горя проявляет свои эмоции – он грозит памятнику за неудачное «основание города под морем», винит его в случившейся трагедии и равнодушию к людям. Однако после, испугавшись, Евгений впадает в забытье и стремительно убегает, так как ему кажется, что за эту дерзость памятник императора гневно преследует его верхом на коне. После этого случая он обходил памятник с большим смущением. А через несколько месяцев его труп находят на одном из маленьких пустынных островов возле занесенного наводнением заброшенного дома.
Второстепенными персонажами в поэме являются:
Перевозчик – на следующий день после наводнения за один гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной на другую сторону залива.
Параша – любимая девушка Евгения. Она живёт на одном из берегов Невы в маленьком домике вместе с матерью-вдовой. Обе они погибают во время наводнения. В целом, героиня присутствует в поэме как образ идеальной возлюбленной и смысла жизни для Евгения. Её смерть становится катализатором его безумия и дальнейшей трагической концовки.
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
Поэма «Медный всадник» — многоплановое произведение с серьезным философским смыслом. Пушкин создал ее в 1833 г., в один из наиболее плодотворных «болдинских» периодов. Сюжет поэмы основан на реальном событии – страшном петербургском наводнении 1824 г., которое унесло большое количество человеческих жизней.
Главная тема произведения – противостояние власти и «маленького» человека, который решается на бунт и терпит неизбежное поражение. «Вступление» к поэме восторженно описывает «град Петров». «Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы, которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу. Описание города и его быта выполнено Пушкиным с большой любовью и художественным вкусом. Оно завершается величественным сравнением Петербурга с самим государством – «…стой неколебимо, как Россия».
Первая часть резко контрастирует со вступлением. В ней описан скромный чиновник, «маленький» человек, отягощенный тяжелой жизнью. Его существование ничтожно на фоне огромного города. Единственная радость Евгения в жизни – мечта о браке с любимой девушкой. Семейное будущее для него еще туманно («быть может… местечко получу»), но молодой человек полон сил и надеется на будущее.
Пушкин переходит к описанию внезапного стихийного бедствия. Природа словно бы мстит человеку за его самоуверенность и гордыню. Город был заложен Петром по личной прихоти, особенности климата и местности совершенно не были учтены. В этом смысле показательна фраза, которую автор приписывает Александру I: «С Божией стихией царям не совладать».
Страх перед потерей любимой приводит Евгения к памятнику – Медному всаднику. Один из главных символов Петербурга предстает в своем зловещем тираническом облике. «Кумиру на бронзовом коне» нет никакого дела до страданий обычных людей, он упивается своим величием.
Вторая часть еще более трагична. Евгений узнает о гибели своей девушки. Пораженный горем, он сходит с ума и постепенно становится нищим оборванным скитальцем. Бесцельные блуждания по городу приводят его на старое место. При взгляде на невозмутимый памятник в сознании Евгения вспыхивают воспоминания. К нему на короткое время возвращается разум. В это мгновенье Евгения охватывает злоба, и он решается на символический бунт против тирании: «Ужо тебе!». Эта вспышка энергии окончательно сводит молодого человека с ума. Преследуемый Медный всадником по всему городу, он, в конце концов, умирает от изнеможения. «Бунт» успешно подавлен.
В поэме «Медный всадник» Пушкин сделал блестящее художественное описание Петербурга. Философская и гражданская ценность произведения заключается в разработке темы отношений неограниченной власти и обычного человека.
Экранизация
На большие экраны поэму удалось перенести еще сто лет назад. Первую ленту по мотивам поэмы снял А.Алексеев и называлась она «На берегу пустынных вод». Фильм, к сожалению, не сохранился. Известно лишь, что большая часть картины была посвящена именно строительству Петербурга, а не переживаниям главного героя.
Вторая попытка экранизировать поэму состоялась в 1915 году. Фильм назывался «В волнах безумия». Здесь речь шла о странностях убитого горем человека. Попытки снять сцены наводнения в Ярославле не состоялись — съемочная группа приехала слишком поздно. Снятые кадры не сохранились.
Историю создания бронзовой скульптуры экранизировали несколько раз. Последняя лента вышла в 2019 году. Фильм повествует о том, как был возведен монумент первому российскому императору.
История создания поэмы «Медный всадник»
А.С. Пушкин приступил к созданию поэмы в 1833 году, в период знаменитой «болдинской осени». Идея об ожившем монументе могла прийти из бессмертного произведения Мольера «Дон Жуан». По другой версии, поэт взял за основу рассказ о том, как сон одного майора помешал Александру I вывезти монумент из Петербурга. При работе Пушкин использовал документальные хроники наводнения и изучал рассказы очевидцев, переживших это стихийное бедствие. Каждый стих поэт переписывал по нескольку раз, добиваясь идеальной рифмы и звучания.
Несмотря на личную протекцию царя, цензоры не пропустили публикацию поэмы, и вернули ее Пушкину с множеством правок. Поэт справедливо оценил присланные замечания, как цензуру, о чем и написал в своем дневнике. Автор попытался внести в произведение правки с учетом пометок царя, но вскоре оставил эту затею: «Медный Всадник» был написан настолько хорошо, что любые изменения лишь портили четкий слог.
После смерти поэта в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника» с переработками Жуковского. Так, были вырезаны сцены бунта и прочие стихи, которые могли бы не понравиться цензорам. В урезанном виде поэму публиковали до начала XX века.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Над омраченным ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле беспокойной.Уж было поздно и темно;Сердито бился дождь в окно,И ветер дул, печально воя.В то время из гостей домойПришел Евгений молодой…Мы будем нашего герояЗвать этим именем. ОноЗвучит приятно; с ним давноМое перо к тому же дружно.Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блисталоИ под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто. Наш геройЖивет в Коломне; где-то служит,Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине.
288
Итак, домой пришед, ЕвгенийСтряхнул шинель, разделся, лег.Но долго он заснуть не могВ волненье разных размышлений.О чем же думал он? о том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы бог ему прибавитьУма и денег. Что ведь естьТакие праздные счастливцы,Ума недальнего, ленивцы,Которым жизнь куда легка!Что служит он всего два года;Он также думал, что погодаНе унималась; что рекаВсё прибывала; что едва лиС Невы мостов уже не снялиИ что с Парашей будет онДни на два, на три разлучен.Евгений тут вздохнул сердечноИ размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?Оно и тяжело, конечно;Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.Пройдет, быть может, год-другой —Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…И станем жить, и так до гробаРука с рукой дойдем мы оба,И внуки нас похоронят…»
Так он мечтал. И грустно былоЕму в ту ночь, и он желал,
289
Чтоб ветер выл не так унылоИ чтобы дождь в окно стучалНе так сердито… Сонны очиОн наконец закрыл. И вотРедеет мгла ненастной ночиИ бледный день уж настает… Ужасный день! Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури…И спорить стало ей невмочь…Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод.Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело — воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,
290
Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам! НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять? В тот грозный годПокойный царь еще РоссиейСо славой правил. На балкон,Печален, смутен, вышел онИ молвил: «С божией стихиейЦарям не совладеть». Он селИ в думе скорбными очамиНа злое бедствие глядел.Стояли стогны озерами,И в них широкими рекамиВливались улицы. ДворецКазался островом печальным.Царь молвил — из конца в конец,По ближним улицам и дальнымВ опасный путь средь бурных водЕго пустились генералы Спасать и страхом обуялыйИ дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился, бедный,Не за себя. Он не слыхал,Как подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Как дождь ему в лицо хлестал,Как ветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал.
291
Его отчаянные взорыНа край один наведеныНедвижно были. Словно горы,Из возмущенной глубиныВставали волны там и злились,Там буря выла, там носилисьОбломки… Боже, боже! там —Увы! близехонько к волнам,Почти у самого залива —Забор некрашеный, да иваИ ветхий домик: там оне,Вдова и дочь, его Параша,Его мечта… Или во снеОн это видит? иль вся нашаИ жизнь ничто, как сон пустой,Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне.
Реальное наводнение
Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.
Послесловие
Пушкин смотрит на Медного всадника
Откуда у Пушкина вся эта информация? Не был ли он тем самым Евгением? Нет, скорее всего и «Домик в Коломне» и «Медный всадник» это компиляции из различных лоскутов информации о древнем мире. Живя на Коломне в конце 10-х годов 19-го века Пушкин должен был очень плотно встречаться с остатками древнего мира. Были видимо люди особенно чувствительные к теням прошлого, которые стали прототипами для персонажей поэта.
К тому же Александр Сергеевич в те годы работал в подразделении министерства иностранных дел и по самому характеру службы должен был постоянно сталкиваться как с архивными документами так и вообще с общей системой переписывания истории. Однако о последнем можно лишь предполагать, никаких подтверждений у меня лично нет.
Ну что же на этом я заканчиваю этот небольшой и очень субъективный анализ поэмы Пушкина. Писать этот текст было невероятно трудно и как видите разные части написаны в разной стилистике. Некоторые вещи очень перегружены и сложны для восприятия, но переписать их означало бы разрушить темп подачи информации и превратить текст в болото домыслов и догадок. Очень надеюсь, что всё это не помешало вам уловить мысли заключённые в тексте.
Сочинение 2
Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.
Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.
Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.
С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.
Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.
Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.
Образ Евгения в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”
Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер.
Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность, а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты.
Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Важно
Герой поэмы “Медный всадник” Евгений – порождение “петербургского” периода русской истории. Это “маленький” человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он
Живет в Коломне и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине)
Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его “маленьким” человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей “петербургского” периода.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом, но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков, а Евгений смотрит на дом любимой.
И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека.
Он – антипод “кумира на бронзовом коне”, у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться.
Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей, а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него Героя. Он сходит с ума, бродит по улицам враждебного ему города, но “мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах”.
Совет
Именно шум природной стихии в сочетании с “шумом” в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с “кумиром на бронзовом коне”.
Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли.
Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, “того, чьей волей роковой под морем город основался”. В нем родились чувство ненависти к “державцу полумира” и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: “Ужо тебе!..”.
Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения.
И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.
В тот момент, когда Евгений “прозревает”, он становится Человеком в его родовой сущности. Мы видим противостояние “грозного царя”, олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, “мгновенно гневом возгоря”, наказывает “безумца бедного”.
При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный “шепотом”. Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это “святое” безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно.
Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.
Обратите внимание
Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации, действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.
Нева повернулась вспять
Вечером 6 ноября (по старому стилю) 1824 года в Петербурге разбушевался сильный юго-западный ветер. На Адмиралтейскую башню тогда водрузили зажженные фонари, предупреждавшие горожан о возможности грозного бедствия. К 10 часам утра следующего дня ветер превратился в настоящую бурю, которая разрушала дома и вырывала с корнем деревья.
Очевидцы утверждали, что буря «обратила естественное течение Невы в противоположную сторону». Вода резко стала подниматься. В течение двух часов под водой оказалось две трети города.
Люди, с любопытством смотревшие на стихию, вышедшую из-под контроля, сначала не понимали всей опасности происходящего. Именно тогда, около трех часов дня, на улицы города хлынули, заливая экипажи и ломая фонарные столбы, потоки воды.
Немногие предвидели предстоявшее несчастие; иные смотрели с любопытством, как вода из решеток подземных труб била фонтанами, другие примечая постепенное возвышение оной, вовсе не заботились о спасении собственности и даже жизни своей, пока наконец вдруг в улицы со всех сторон не хлынула вода, которая заливала экипажи, потопляла нижние жилья домов, ломала заборы, разрушала мостки, крыльца, фонарные столбы и несущими обломками выбивала не токмо стекла, но даже старые рамы, двери, перилы, ограды и проч. Тогда всеобщее смятение и ужас объяли жителей.
«Невский проспект превращен был в бурный пролив», ‒ напишет позже А.С. Грибоедов в очерке «Частные случаи петербургского наводнения». Сам Александр Сергеевич также был застигнут стихией врасплох: ему пришлось взобраться на чердак дома В.В. Погодина, чтобы подняться выше уровня воды, который тогда превысил норму более чем на четыре метра.
Император Александр I стал свидетелем этого наводнения. Потрясенный страшной картиной смерти и разрушений, он воскликнул: «За мои грехи Бог нас карает!»
Реакция главного героя на бедствие
Евгений, влюбленный в свою возлюбленную Парашу, не оставляет ее во время бедствия и идет к ее дому, чтобы защитить ее и помочь ей спастись. В этом акте героизма ему приходится преодолеть реку, переплыть множество водных потоков и искать безопасное убежище.
Весьма впечатлительный и чуткий, Евгений переживает за безопасность Параши, не обращая внимания на свою собственную жизнь и безопасность. Он решительно борется с природной стихией, чтобы спасти свою возлюбленную, олицетворяющую для него всю жизнь и смысл его существования.
Таким образом, Евгений проявляет настоящий героизм и любовь, несмотря на опасность и разрушения, затронувшие город. Он становится символом силы и верности иллюминации, которая не поддается природным бедствиям и стремится противостоять им.