Духовное перерождение Евгения
Судьба главного героя меняется после наводнения. До этого момента мечты Евгения были понятными и приземлёнными. Он хотел получить «местечко», сыграть свадьбу с Парашей и окунуться в размеренную семейную жизнь. Однако вышедшая из берегов Нева стала причиной его духовного перерождения.
Впервые он думает не о себе, а проявляет духовную заботу о возлюбленной. Евгения заботит, уцелеет ли ветхий домик, в котором живут Параша с матерью. Поэтому, едва стихия успокаивается, чиновник спешит к тому месту, где находилось жилище его невесты, но здесь его ожидают глубокое разочарование и душевное потрясение.
«Где же дом?» — вопрошает себя Евгений. Именно с этой фразы начинаются его рассуждения о смысле жизни. Вместе с домом Параши река смыла все надежды и мечты чиновника. У него больше нет будущего, на которое рассчитывал Евгений. Он хотел детей и внуков, быть вместе со своей избранницей до гроба.
Суть поэмы
Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.
В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).
Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г.
Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом… “.Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение.
И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, какмиф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”. Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города.
Обратите внимание
Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным. Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов: … юный град Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. … корабли Толпой со всех концов земли К богатой пристани стремятся.
https://youtube.com/watch?v=ZyKtm_tkVao
И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово
“люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем. Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека. Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках: По оживленным берегам Громады стройные теснятся… … Теснился кучами народ. Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души. В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”. Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”… Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности. Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах. Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание. И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, “Добро, строитель чудотворный!” – Шепнул он… И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца
Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной
(No Ratings Yet)Loading…
Публіцистичний твір.
Ви зараз читаєте: Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”« Пророк О. Пушкіна і М. Лермонтова
Государство в образе Медного всадника
Уже во вступлении Александр Сергеевич описывает образ Петра Первого, который изображается как могущественный Творец, сумевший выстроить прекрасный город на воде. Однако цена этого грандиозного замысла оказалась слишком высока. Недаром говорят, что Петербург стоит на костях – это сотни простых людей, положивших свои жизни ради исполнения тщеславных планов императора. Реформы и нововведения тешили самолюбие Петра, который видел лишь одну их сторону, намеренно забывая о том, что они могли нанести ощутимый удар по самым незащищенным слоям населения.
И если в самом начале произведения Пушкин выставляет Петра Первого Творцом, восхищаясь его сильной волей и способностью преобразовывать государство, то уже в середине поэмы автор утверждает, что Петр Великий не в состоянии тягаться с Господом. В конце произведения он предстает лишь в образе монумента.
Петр Первый вошел в историю как очень яркая, но при этом весьма противоречивая личность, которая и по сей день вызывает у людей неоднозначные эмоции. Его заслуги перед Россией не подлежат сомнению, однако не стоит забывать и о том, что все его замыслы делались руками народа, чьи интересы никогда не соблюдались. Александр Сергеевич постарался максимально честно и непредвзято описать многогранную личность русского императора, оставив за читателем право самостоятельно делать выводы о его реформах и их последствиях для всего народа.
Вариант 3
Евгений — главный персонаж бессмертной поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Он «молод и здоров». У Евгения аристократическое происхождение: его родословная берет своё начало из старинного боярского рода. Несмотря на свое почетное происхождение, Евгений не снискал славы среди людей высшего общества, потому как его некогда уважаемый род подвергнут забвению.
Герой работает на государственной службе. Евгений — мелкий чиновник, финансовое положение которого, оставляет желать лучшего. Герой трудолюбив: для того, чтобы заработать на жизнь, Евгений готов трудиться сутки напролет. Он снимает небольшую комнату в одном из спальных районов Петербурга. Герой влюблен в девушку по имени Параша, с которой он искренне надеется создать крепкую и дружную семью, однако его планы, к сожалению не осуществились. Трагическая гибель Параши перечеркивает все планы влюбленного на счастливую семейную жизнь.
Потрясенный смертью любимой, Евгений не находит себе места. В его глазах больше нет огонька, а сердце и душа разбиты горем. Словно одичалый, он практически в бессознательном состоянии, бродит по улицам Петербурга. Некогда опрятный и полный жизненных сил человек, влачит бессмысленное и жалкое существование.
Во время стихийного бедствия герой крепко держится за медного всадника. В этом эпизоде, автором подчеркивается такая мелкая деталь, как взгляд героя: Евгений смотрит в том же направлении, что и всадник. Однако, взгляд Петра устремлен вглубь веков( всадник думает об исторических свершениях, его не заботят людские судьбы), а чиновник смотрит на ветхое жилище любимой, которое, так же как и сотни домов, находится в центре бушующей стихии.
Сопоставляя Евгения и медного всадника, автор дает читателю понять, что у героя, в отличии от основателя Петербурга, есть любящее сердце: Евгений переживает за судьбу любимого человека, в то время как Петр I (и в его лице государство) на это не способен.
Автор, в произведении «Медный всадник», подчеркивает конфликт государства и отдельно взятой личности. Памятник Петра I, олицетворяет государство, а Евгений выступает простым бедным чиновником, жертвой обстоятельств. Во всех своих бедах герой винит Россию, в частности медного всадника, который построил город в столь неблагополучном месте.
Судьба героя трагична. История Евгения — олицетворение феодальной России, государства, где «историческая необходимость» превалирует над сотнями человеческих жизней.
Безумие Евгения
Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец. Согласно Пушкину, безумие — неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти — самое настоящее безумие. Но оно «святое», так как молчаливое смирение несет гибель.
«Медный всадник» — поэма философская, социальная. Пушкин показывает, что лишь протест может спасти личность от нравственного падения в условиях совершающегося насилия. Александр Сергеевич подчеркивает то, что сопротивление, попытка возмутиться, подать голос всегда будет лучшим выходом, чем покорность жестокой судьбе.
Общая характеристика
А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».
Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.
Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».
«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».
Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.
Духовное перерождение «маленького человека»
Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.
У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.
Трагедия «маленького человека»
После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.
В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».
Бунт «маленького человека»
После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.
Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.
История создания
В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.
Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Медный всадник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Медный всадник»
для самых компанейских —
Главные герои «Медный всадник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Медный всадник»
для самых крутых —
Читать «Медный всадник» полностью
Сочинение про Евгения
Главным героем поэму Пушкина « Медный всадник» является Евгений. Главный персонаж – типичный житель Петербурга, думает лишь о материальном достатке и о том, как скорее продвинуться по карьерной лестнице ввысь.
Евгений весь в семейных хлопотах, не задумывается о будущем, о своем долге и Родине. Если все эти компоненты соединить воедино, получится образ маленького человека. Таких Александр Сергеевич не любит.
У данного героя нет фамилии. В этом элементе, в принципе, проявляется отношения автора к персонажу. Таким приемом Пушкин пытается доказать читателю, что на роль главного персонажа данного произведения подойдет любой житель Петербурга.
Во время наводнения в городе, Евгений не пытается никак помочь в ситуации, он просто наблюдает. В этом и заключается эгоизм персонажа, он не думает ни о чем, кроме своей выгоды и себя. Все его мысли заняты весьма банальными вещами.
После происшествия в городе Евгению становиться не по себе, ему кажется, что он медленно сходит с ума. Он постоянно блуждает по любимым улицам Петербурга. В голову лезут мысли о прошлом, как же раньше было хорошо. Для Пушкина это положительное качество живого и настоящего человека.
На фоне всего этого стресса выступает природа. Окружающий шум хорошо гармонирует с шумом в душе Евгения. После того, как к нему приходит осознание всего произошедшего, к Евгению возвращается здравый ум. Он начинает ощущать огромную потерю.
Наконец-то в главном герои просыпается патриотизм. Он хочет отомстить за все, поэтому и поднимает восстание. Читая произведение, на данном этапе можно заметить коренные изменение в герои.
Главной задачей Пушкино было показать насколько может быть беспощадным маленький человек, который затеял бунт. Хоть этот случай и можно назвать трагедий, но, не смотря на эмоции, люди могут и хотят бороться за правду.
Можно сказать, что Евгений – прототип русского народа, который иногда слеп, но главное вовремя открыть глаза. Русский народ может и хочет менять свою жизнь к лучшему. Наверное, это то главное, что хотел донести своим читателем Александр Сергеевич Пушкин. Он своим произведением призывал всех идти до конца и бороться за правду.
Любовь и разочарование
Евгений является молодым человеком, чья любовь и преданность принадлежат девушке по имени Параша. Он буквально живет для нее, посвящает ей свою жизнь и все свои силы. Однако, в поэме, Жуковский описывает страшную трагедию – Параша погибает во время наводнения.
Эта потеря становится для Евгения настоящим разочарованием и вызывает горькую боль и гнев в его сердце. Он отчаянно борется с природой, пытаясь изменить и исправить то, что произошло. Однако, его бунт не только направлен против стихийного бедствия, но и против всей неправедности и несправедливости мира.
Евгений прекрасно осознает, что мир несправедлив и неустроен. Он ненавидит то, как общество относится к ним – молодым, талантливым и желающим изменить свою судьбу. Его смерть в конце поэмы становится символом его борьбы и протеста против системы, которая разрушила его жизнь и лишила его любви.
Таким образом, любовь и разочарование играют важную роль в поэме «Медный всадник». Они становятся одной из причин бунта Евгения против несправедливости и позволяют нам лучше понять его мотивы и страдания.
Общие сведения
Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» — это далеко не единственная попытка в литературе описать этот образ. В качестве примера можно привести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя и «Бедные люди» Федора Михайловича Достоевского. Работая над своим сочинением, Пушкин пытался описать бессмысленность борьбы обычных людей со всемогущим природным катаклизмом, а также установленным государственным строем.
Тема «маленького человека» в «Медном всаднике» Пушкина:
- Классик одним из первых вводит этот термин в русскую литературу. В поэме он воплощен в бедном государственном служащем Евгении, который представляет собой абсолютную противоположность «горделивому истукану».
- Евгений олицетворяет униженность и посредственность. Он когда-то был из знатной дворянской семьи, которую знали во всей стране. Возможно, упадок этого рода произошел после реформ Петра Первого, когда основными ценностями объявили не знатное происхождение, а индивидуальные качества человека. Предки главного героя стали «не в удел». Со временем вырождение стало причиной того, почему Евгений «перестал тужить ни о почиющей родне».
- Писатель неспроста ввел этого героя после вступления, где описаны «великие дела» Петра Первого. Этим у него получилось добиться резкого контраста между двумя сюжетными линиями: «мелким» Евгением и великим реформатором.
- «Ничтожному» образу героя полностью соответствует его узкое мышление. Его мечты не ушли дальше долгожданной свадьбы с возлюбленной Парашей и тихой семейной жизни. Это в очередной раз подчеркивает огромную пропасть между идеалами обычного человека и глобальными преобразованиями Петра Первого.
Низкое качество жизни
Автор рассказывает о том, как петербургская молодёжь живёт в постоянном голоде и лишении. Они вынуждены трудиться на неподходящих работах, за крохи зарплаты, не имеют достаточных средств для пропитания и одежды. Инфраструктура города также оставляет желать лучшего — дома падают в развалины, а мосты и дороги небезопасны для прохожих. Всё это создаёт атмосферу безнадёжности и отчаяния.
Низкое качество жизни является одной из главных причин бунта в поэме, так как оно непосредственно связано с безразличием и несправедливостью власти. Пушкин критикует государственное устройство, которое не обеспечивает своих граждан достойными условиями жизни и пренебрегает их нуждами и правами.
- Жители Санкт-Петербурга страдают от недостатка пищи и средств для выживания.
- Инфраструктура города находится в запущенном состоянии.
- Жизнь в Петербурге превращается в беспросветную безысходность.
В поэме «Медный всадник» Евгений является символом этого бунта, который выступает за изменения в системе и улучшение качества жизни граждан.
Проблематика
- В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
- Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
- Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.
Контекст стихотворения «Медный всадник»
Стихотворение «Медный всадник» Александра Пушкина — это не просто описание героя величиной в стену и его преследование невинного человека. В стихотворении затрагиваются проблемы политической и социальной напряженности, которые существовали в то время. В России были многочисленные беспорядки, протесты и революционные движения, которые пугали власти и вызывали реакцию.
Название стихотворения «Медный всадник» перекликается с одноименным памятником Петру I в Санкт-Петербурге
Таким образом, Пушкин обращает внимание на исторический символ власти. В центре стихотворения Пушкин изображает Иоанна, который передает власть героям в тоге
Евгений, главный герой стихотворения, неустанно бежит и идет на поиски смысла своей жизни. В итоге он встречает Медного всадника, который начинает его преследовать. Это можно рассматривать как символ преследования бюрократической власти героя. И в конце стихотворения, герой понимает, что необходимо смириться и противостоять власти не имеет смысла, потому что это бесполезно и не приведет ни к чему.