Значение и судьба
именно он вызвал в ее сердце искренние чувства
Но для автора тема рассказа о жизни Дуни гораздо сложнее. Не зря в комнате смотрителя висят картины, рассказывающие о блудном сыне. Эта притча приобретает пророческое значение в жизни главной героини. Девушка — блудная дочь, покинувшая отчий дом в поисках лучшей доли, но вернулась она слишком поздно. Поэтому библейская гармония и прощение оказались недостижимыми. Отца уже нет в живых, помириться с ним невозможно, грех навсегда останется на ее сердце. И всю жизнь будет подтверждаться то, что она совершила, пусть и невольный, но неблаговидный поступок, который стал в итоге причиной смерти родителя.
Дальнейшая судьба героини читателю неизвестна. Возможны несколько вариантов того, как сложится ее жизнь:
9 стр., 4211 слов
Собачье сердце. Михаил Булгаков
… подворотне? Но ничего подобного не происходит. Совершенно ясно: пес вытащил самый главный собачий билет. “Я — красавец, — размышляет он, глядя в трюмо в гостиной на лохматого … багровый оттенок. Девица, пытаясь смягчить положение, предлагаетпрофессору купить несколько журналов в -пользу детей Германии. Профессор наотрез отказывается. Он не хочет, и все. Раздраженная активистка заявляет, …
- Отношения с Минским продолжатся, и женщина останется в унизительной роли его содержанки и матери незаконнорожденных детей.
- Гусар разлюбит ту, которую он разлучил с отцом, и предпочтет Дуне более светскую даму. Бедная женщина лишится роскоши, ставшей привычной, или же будет целиком зависеть от бывшего любовника, который, возможно, не откажет ей в содержании.
В любом случае героиня будет несчастливой, поскольку смерть отца тяжким грузом лежит на ее сердце, а создать семью с возлюбленным ей не удалось. Даже родив ему детей, даже ощущая постоянную поддержку, она никогда не сможет назвать Минского мужем. В этом трагедия бедной девушки, решившей вырваться из предназначенной ей жизни, но потерявшей все. Образ вызывает сочувствие. Такова Дуня из «Станционного смотрителя», личность сложная, страдающая, раскаивающаяся.
Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.
Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой.
https://youtube.com/watch?v=pRWITrX4To8
Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.
Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома.
Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали.
Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия.
Обратите внимание
Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично.
Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека».
Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:
«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…
». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне.
Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню.
Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек.
По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:
«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С.
Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.
Образ рассказчика
Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне
История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н
производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя
В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.
В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.
Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.
Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.
Дуня в финале
Характеристика образа
Особенности героини:
Побег героини
Но душа ее жаждала чего-то нового, приключений и ярких эмоций, вот почему она и сбежала
При написании сочинения-рассуждения важно отметить, что Дуня — не примитивная девушка, погнавшаяся за материальными благами, она мечтала о любви и собственной семье
Приезжий гусар Минский сумел произвести на нее неизгладимое впечатление и заставить совершить роковой поступок — покинуть отца. Всю дорогу в Петербург, к своей новой жизни, девушка плакала, ведь она навсегда перечеркнула свое прошлое и покинула того, кто обожествлял ее — собственного отца.
Однако возвращаться назад Дуня не хотела. Минский не смог жениться на бедной незнатной девушке, но, будучи человеком состоятельным, снял ей роскошную квартиру и подарил богатую жизнь. Она получила то, о чем мечтала — роскошные наряды, прислугу, шикарную жизнь, любовь мужчины. Но полного счастья новая жизнь бедной провинциалке не дала.
Побег Дуни — ее добровольное решение, которое потребовало от девушки определенного мужества и силы духа. Она понимала, что, возможно, иного шанса на счастье с любимым мужчиной у нее не будет, знала, что в случае отказа может навсегда остаться старой девой, служащей на полузаброшенной станции, где каждый гость воспринимается как подарок. И решилась на смелый шаг. Судить ее строго не берутся ни рассказчик, ни сам Пушкин, ведь девушка только попыталась наладить свою жизнь.
Последняя встреча
Дуня, став содержанкой Минского, быстро привыкла к богатству и не желала, чтобы прошлое терзало ее. Вот почему она отказалась от общения с отцом и не стала писать ему. Раскаяние и сожаление угнетали женщину, но повернуть обратно она уже не смогла. Вскоре у нее появилась и более веская причина — родились дети от любовника.
Но тоска по прошлой жизни в ее душе не исчезла, поэтому однажды Дуня не выдержала и приехала на станцию, где прошло ее трудное, но счастливое детство. К сожалению, проститься с отцом этой роскошной даме не удалось — Самсон Вырин умер, прежде всего, от горя и утраты. Вот о чем плакала Дуня на его могиле — она даже не смогла попросить прощения у самого родного ей человека, который любил ее без памяти.
Минский сдержал слово, обеспечил ее всем необходимым, не покинул, содержал в роскоши и достатке, искренне любил, но мир в душе героини был утрачен навсегда, ведь она была вынуждена отказаться от собственного отца. В тексте повести нигде не говорится о том, что любовник каким-то образом препятствовал встречам Дуни с Выриным, что он запрещал ей ему писать. Вероятнее всего, девушка так решила сама.
Начав новую жизнь, она попыталась сжечь все мосты и добровольно оборвала ту нить, которая связывала ее с родительским домом. Но любовь к отцу жива в ее душе, поэтому от горечи раскаяния ей избавиться не удалось. Анализ эпизода последней встречи Дуни и Самсона Вырина на кладбище, на могиле несчастного смотрителя, подтверждает это.
Экранизация
Первая экранизация фильма «Станционный смотритель» по мотивам повести Пушкина состоялась в 1918 году, режиссер Александр Ивановский.
В 1925 году вышел фильм «Коллежский регистратор» режиссеров Юрия Желябужского и Ивана Москвина.
Самая известная экранизация повести принадлежит режиссеру Сергею Соловьеву. Телефильм «Станционный смотритель» вышел на экраны в 1972 году. В главных ролях Николай Пастухов (Вырин), Марианна Кушнерова (Дуня), Никита Михалков (Минский), Геннадий Шумский (рассказчик).
В зарубежном кинематографе XX века сюжет повести Пушкина использовался в фильмах девяти стран, в Финляндии — дважды.
Сочинение про Дуню
Неоднократно в литературе освещалась тема притчи о блудном сыне, но Пушкин приходит к тому, чтобы образ сына сменить на женский – на Авдотью Самсоновну Вырину, или просто – Дуню.
Дуня – дочь бедного смотрителя на станции, девушка чрезвычайно красивая, обворожительная, голубоглазая, добрая, скромная, совестливая. Живёт Дуня вместе со своим отцом, мать её умерла. Дуня – символ порядка в доме, хозяюшка, каких ещё стоит поискать. Отец всегда гордился ею, души в ней не чаял. Говорят, что любой посетитель, какой только бывал на станции, всегда хвалил Дуню. За её ли внешность или за умение понять и успокоить других людей, так или иначе, все ею восторгались. Дуня была не робкого десятка, она легко умела находить общий язык с людьми и вступала с ними в контакт.
Когда Дуня убегает из дома со своим гусаром Мининым, она невыносимо страдает, плачет в поезде, всячески переживает за долю отца, хотя уехала она по своей воле. Этот эпизод показывает, насколько Дуне был близок дом, как сильно она ценила отца и как в её душе боролись желание самостоятельной жизни с любимым и желание всегда быть рядом с отцом, с человеком, который всю жизнь был возле неё.
Гусар готов на всё ради Дуни, он снимает ей квартиру в центре Петербурга, находит для неё прислугу и много модной одежды. Гусар обещает Дуне, что та будет счастлива рядом с ним. Новая жизнь нравится Дуне, она живёт счастливо, а от неожиданного приезда отца падает в обморок, наверное, потому, что ей было очень стыдно, но воротиться она не хотела. Жизнь её налаживается, но через некоторое время она уже стоит вне себя от горя на могиле отца. Тот не выдержал потери любимой дочери, понял, что она предала его, и скончался. Дуня горько плакала на могиле отца, это показывает, что она поняла, какую глупость она совершила, что отца в могилу во многом свела именно она.
Не зря я говорил вначале про притчу о блудном сыне: сюжет «Станционного смотрителя» почти иллюстрирует эту притчу глазами Александра Сергеевича. Дочка, которая покинула отцовский дом, наконец понимает, что ей нет места нигде, кроме как подле отца, но к своему открытию она приходит поздно, она уже предала отца, и предательство её было наказано.
Самсона Вырина
— Ей четырнадцать лет. Она живет с отцом на станции, помогает ему по работе. Ей дана невиданная сила с помощью, которой, она одним своим взглядом может усмирить даже самого озлобленного гостя или постояльца. Так же девушка обладает прекрасными внешними данными, поэтому приезжие, часто и подолгу могут ей любоваться. Несмотря на ее покладистость и прилежное поведение, в характере Дуни улавливается ветреность. Это отчетливо выражено в моменте, когда рассказчик, попросил у нее поцелуя, и девушка не отказала. Отец не мог разглядеть в дочери эту легкомысленность. Он видел ее только положительные стороны и считал, ее идеальной. Мужчина никогда бы не подумал за Дуню то, что она сможет в один прекрасный день его бросить и уехать с малознакомым молодым человеком. Но Дуня все же решилась на такой шаг. В своих мечтах, девушка хотела любить и быть любимой. Хотела посвятить свою жизнь одному мужчине, но только тому, который будет этого достоин. Но, как ни странно, из всех молодых людей, останавливающихся на этой станции, она выбирает молодого гусара. Именно он предложил ей бросить отца и навсегда сбежать в «красивую» жизнь. Это решение дается девушке нелегко. Она долго сомневается, и когда, сам отец разрешает ей подъехать до церкви с «выздоровевшим» гусаром, она еще немного сомневается в правильности своего решения.
И все же девушка соглашается. Позже, когда безутешный отец допрашивал полупьяного ямщика, тот рассказал, что Дуня всю дорогу проплакала. Однако, было видно, что она не сопротивлялась и продолжала путь с гусаром, по доброй воле. Такое поведение объяснялось душевными страданиями девушки. Она и доверяла гусару, и сомневалась в правильности принятия решения, а так же боялась за судьбу отца. Ее беспокойства не были беспочвенны. Она понимала, что старика может сильно ранить ее «побег» из отчего дома. Но с другой стороны, Дуня понимала, что такого шанса может больше в жизни и не представится. Молодость пройдет, отец рано поздно умрет, а она может, навсегда остаться всего лишь дочерью станционного смотрителя. А она хотела другой жизни, другого общения. За всю свою жизнь на станции, она насмотрелась на богатых барышень. Ей хотелось быть такой же ухоженной и роскошной дамой. А вместо этого, она, оставалась лишь прислугой для них. А ведь она знает себе цену и заслуживает большего. Живя с отцом, и наблюдая, как ведут себя люди из «высшего» общества, приезжающие на станцию, девушка во всем брала с них пример. Повадки, походка, общение… Лишь нахождение в данных условиях, трудолюбие и душевная доброта, могли выдать ее принадлежность к «простолюдинам». Поэтому девушка сбежала и от отца, и от жизни, где она всего лишь прислуга. И все же, спустя много лет, испытывая стыд и раскаяние, она вернулась на станцию, чтобы навестить отца. К сожалению, девушка опоздала. Вместо родного лица, она увидела лишь могильный холмик. Мужчина умер, так и не дождавшись возвращения домой своей Дуни…
18 стр., 8981 слов
Самсон вырин и дуня
… проблема отцов и детей; история блудного сына, символично изображённая в картинах в жилище смотрителя на стене и повторившаяся в судьбе Дуни; трагедия «маленького … он лишается и смысла жизни. Сочинение: образ Самсона Вырина Самсон Вырин служит в селе Н где-то в российской глубинке и мало … его беспрестанно ноет. Он знает, что многих молоденьких девушек так сманивали молодые заезжие повесы, а там и …
4 вариант
Александр Сергеевич Пушкин написал прекрасное произведение, которое называется “Станционный смотритель”. Главными героями произведения являются Самсон Вырин, который является непосредственно самим станционным смотрителем и Дуня, его дочь. Живут они очень даже скромно, после гибели матери, маленькой Дуне пришлось взять на свои плечи обязанность по уходу за домом и отцом. Каждый свой день она проводит в домашней суете, готовки еды и уходом за своим старым отцом.
С самого детства Дуня была весьма привлекательной внешности и об этом ей говорили не только дамы приезжающие на станции, но и молодые люди. Ведь ее внешность была примечательной. У нее были большие голубые глаза, нежная и милая внешность, которая то и дело приманивала взгляды посторонних мужчин к ней. На момент рассказа ей исполняется четырнадцать лет.
Помимо всего этого, девушка, умеет найти язык с самыми разными людьми. Когда возникает необходимость в том, чтобы помочь своему старому отцу, она не упускает возможности. С другими людьми она всегда ласкова и приветлива, это помогает ей по жизни и делает ее обаятельной кокеточкой. Для своего возраста она была весьма обаятельной и имела привлекательную внешность. Главная проблема, которая стояла перед девушкой, это проблема любви. Она давно мечтала о том, чтобы встретить того единственного, который побит ее и будет готов на ней женится.
Шло время и вот она знакомится с молодым офицером, влюбляется в него, принимает решение пойти на чтобы то ни стало, но остаться с ним. Но она не знала о том, что он был женат и не собирался разводиться с женой только ради нее. Е было тяжело принять ту правду, которую он ей рассказал, но все же она оказалась решительной и смелой в вопросе любви. Она сбегает вместе с ним и оставляет своего старого отца в одиночестве. Она не знала то, что ждет ее впереди, но была готова пойти на многое, для того чтобы остаться со своим возлюбленным. После того как она сбежала, она стала его любовницей.
Она была готова пойти на все, но для ее отца это было тяжелее смерти его дочери, ведь она была опорочена и ее честь была очернена. Тогда он принял решение найти ее любым способом, чего бы ему это не стоило и вернуть домой. Но когда он приехал в Санкт-Петербург и встречается с ней лицом к лицу, она делает вид, что его не видит и даже не узнала. Этого было достаточно для того чтобы он сошел с ума от горя. Он возвращается в свой родной город, на свою прежнюю должность и начинает пить, вскоре он умирает от пьянства.
Проблематика
В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.
Проблема морали
Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.
Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».
Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.
Проблема социального неравенства
Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.
Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.
Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.
Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.
Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.
Краткий смысл «Станционного смотрителя»
Рассказчик замерзает из-за плохой погоды. Он принимает решение остаться на станции, отдохнуть, согреться. Здесь он знакомится с Самсоном Выриным – смотрителем станции — и его дочерью Дуняшей. Между ними завязывается разговор. Гость проникается симпатией к новым знакомым.
Через некоторое время рассказчик снова приезжает на знакомую ему станцию. Вместо жизнерадостного Самсона встречает уставшего, грустного старика. Вырин поведывает рассказчику историю об отъезде его дочери Дуняше с молодым гусаром.
Побег
На станцию приехал молодой офицер. Ему срочно нужны были лошади, чтобы отправиться в дорогу. Однако, заметив Дуню, гусар решил под предлогом плохого самочувствия остаться на станции. Через несколько дней здоровье офицера улучшилось, пора было уезжать. Гусар предложил Вырину, чтобы Дуняша провела его до церкви. Девушка отвечает согласием. Отец, ничего не заподозрив, отпускает дочку.
Дуняша не пришла домой. Самсон обыскивает церковь, спрашивает местных жителей о Дуняше. От них Вырин узнает: Дуню возле церкви никто не видел. Гусар увез девушку с собой.
После этого неприятного известия отец заболевает. Когда ему стало лучше, Самсон уезжает в Петербург на поиски дочери. Он пришел в дом к гусару, увидел Дуняшу. Она была ухожена, одета «с иголочки». Дуняша, заметив отца, испугалась и лишилась чувств. Сердитый гусар выпроводил смотрителя из дома. Вырин уехал на станцию без дочки.
С тех пор Самсон не видел Дуню.
Дуня станционный смотритель
Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Разумеется, характеристика Дуни из «Станционного смотрителя» уже совсем другая, нежели в первую встречу автора с Выриным. Образ и тема «маленького человека».
Дуня — красивая 14-летняя девочка. Мать Дуни умерла. Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие.
Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает.
Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния.
Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Ему не могла не понравится красавица Дуня.
Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу. Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее.
Но Минский его даже и порог не пускает.
Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью. В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил — свежий и бодрый.
Обратите внимание
Какова причина таких перемен в главном герое повести? Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню. Вырин пешком ходил в Петербург искать свою дочь.
Он нашел Минского, но тот пытался от него откупиться.
При второй встрече Минский уже просто выгоняет Самсона за дверь со словами: «Пошел вон!». С этого момента Самсона ничто в жизни не интересует. Нарушилась гармония в его жизни и его доме.
Он покинут, унижен, одинок и несчастен.
От Дуни нет вестей и отец, хотя и видел, что с дочерью в Петербурге все в порядке, что она жива и здорова, все равно думает о плохом – вдруг Минский ее бросит на произвол судьбы?
Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность. И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.
Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось
В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.
Важно
Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Но Дуня не возвращалась. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.
Зачем тебе ее? Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния», — отвечал гусар. Минский обещал Вырину, что Дуня будет счастлива.
В конце рассказа Дуня, действительно, появляется барыней, в карете, с тремя барчатами, с кормилицей и черной моськой.
Всяко случается, — размышлял Вырин. — Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил». С этими мыслями и умер отец Дуни, так и не узнав, как сложилась судьба дочери.
А соединить отца и мужа в одной семье она не могла бы, ведь они люди разного круга. Вернувшись же к отцу, Дуня должна была бы отказаться от Минского.
Минский описан автором как военный с чёрными усиками, чёрными кудрями, гордой осанкой и буйным нравом, он выталкивает отца Дуни взашей, когда тот приезжает к ней в Петербург.
Оскорблённый и огорчённый отец уезжает к себе на станцию, где вскоре спивается от горя. Минский представлен в повести как разлучник и подлец, который порочит честь настоящего офицера.
Драматизм судьбы Дуни в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”
Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным в 1830 году, произвела на меня неоднозначное впечатление. Особенно меня заинтересовала и заставила задуматься судьба Дуни, дочки станционного смотрителя Самсона Вырина.
Столько лет дочь прожила вместе с отцом, помогала ему в его сложной работе, да и просто была для него огоньком в его серой жизни.
Но в жизни с отцом у Дуняши не было никаких перспектив. Её ждала бы такая же скучная и унылая жизнь, какая была у Самсона.
Совет
И вот внезапно ротмистр Минский открыл перед ней множество перспектив – его любовь, его связи, роскошная жизнь, счастливая семья… Что еще нужно для счастья молодой девушке? И Дуняша поверила ему.
Видимо, в силу своего юного возраста Дуня не сомневалась в правдивости его слов и согласилась на его предложение уехать вместе с ним. Ведьдевушка серьезно рисковала – гусар мог её обмануть, соблазнить и бросить.
На протяжении всей повести писатель томит читателя вопросом – женился ли Минский на Дуне или она стала простой содержанкой. В конце повести так же нет ответа на этот вопрос. Известно лишь, что у Дуни трое детей и живет она с детьми в роскоши. Хочется надеяться, что в жизни Дуняши все сложилось так, как ей и мечталось тогда, покидая родной дом с ротмистром Минским.
Только вот не ясно, за что и почему так не красиво Дуня поступила с родным отцом Самсоном Выриным. Ведь, по сути, она сбежала из родного дома, не предупредив отца, и навсегда вычеркнула его из своей жизни….
Старик давно спился от горя и умер. Вместо встречи с отцом Дуня смогла только посетить его убогую могилку.
Этот приезд Авдотьи Самсоновны наталкивает на мысль, что Дуня все же помнила все эти годы о своем покинутом отце, сожалела об этом поступке. Но что ей мешало приехать к нему раньше? Её стыд перед ним или запрет ротмистра Минского, её возможного супруга?
Жизненная драма жизни Дуни состоит в том, что рискнув всем ради счастливой жизни, она фактически «украла» это счастье у своего отца. Последние годы своей жизни он провел одиноко и уныло, в постоянных тревогах и переживаниях о своей любимой дочери. И, в конце концов, она осознала это, когда изменить что-то уже было поздно. И эта боль осталась с ней…
(4 votes, average: 4.00