Проблематика
Вокруг главной темы искусства и судьбы творческого человека строится и проблемное поле произведения. Гоголь поднимает нравственные и вечные философские проблемы.
Талант и деньги
Противоречие материального и духовного в судьбе творческого человека — одна из вечных проблем, поднимавшаяся на страницах многих произведений. Заработать и состояться материально, или творить, отказывая себе во всем, реализовать свой талант, но остаться бедным — перед этим выбором оказываются многие творческие люди. Недаром существует крылатое выражение: «Художник должен быть голодным». В этой поговорке слово художник понимается в широком смысле слова. Но в жизни все не так однозначно.
История культуры знает немало гениев, которые сумели монетизировать свой талант, а многие шедевры в разных сферах культуры изначально создавались на заказ. Но всё же чаще случается обратное, и великое за деньги не пишется. Встав на путь материальной прибыли, очень просто растратить свой талант, разменять его по мелочи. Именно это и произошло с героем Гоголя Чартковым, и для него этот жизненный выбор стал губителен.
Показывает Гоголь и другой пример — автора портрета, преданного искусству мастера, который не гнался за материальным, во имя искусства перенес немало бед и лишений, и в конце концов посвятил себя Богу. Талант — великий дар и большая ответственность,он дается, чтобы взращивать его, а не зарывать в землю, иначе он отнимется. Талант должен служить добру и свету, иначе удел творца будет печальным.
Два образа и две истории контрастируют друг с другом, иллюстрируя позицию писателя: подлинное искусство — категория высшего порядка, оно требует вдохновения и бескорыстия и не терпит, когда его разменивают на ложные ценности — жажду богатства.
Добро и зло
Борьба добра со злом — извечная тема мировой литературы.
Источник и символ зла — портрет художника, он искушает, приносит беды. Чартков поддался этому искушению и тем самым встал на сторону зла. Автор портрета, напротив, всячески противостоял темной силе, вселившейся в его работу.
В произведении нет однозначной победы добра над злом, о чем говорит открытый финал. Портрет не был уничтожен, он просто исчез, и его дальнейшая судьба читателю не известна. Портрет может еще побывать у многих, а значит — принести беды. Писатель дает понять, что зло неискоренимо, оно незримо присутствует в этом мире, но человек духовно сильный может противостоять его соблазнам.
Алчность и тщеславие
Нравственная проблематика повести сосредоточена на обличении таких человеческих пороков, как алчность и тщеславие, которые ведут не только к моральной, но и к физической гибели.
Носитель алчности — ростовщик-азиат, после смерти поселившийся в портрете и несущий беды, выступающий фактически в роли демона.
Тщеславие овладело Чарковым и привело его к творческому и жизненному краху.
Контекст повести «Портрет» в творчестве Гоголя
Николай Васильевич Гоголь считается выдающимся представителем русской литературы XIX века. Его творчество отличается уникальной индивидуальностью и необычностью. Повесть «Портрет» является одним из наиболее значимых произведений Гоголя.
В творческом наследии Гоголя повесть «Портрет» занимает особое место. В этом произведении автор с помощью сюжета и образов передает свои взгляды на жизнь, любовь, искусство и многие другие вопросы. Повесть содержит глубокий философский смысл, а ее контекст является отражением истории и культуры России того времени.
В повести «Портрет» Гоголь обращается к теме личности, ее понимания и образованию. Основным героем произведения является Чарторыский, который описывается как высокомерный и небрежный человек. Гоголь противопоставляет ему художника Портретова, человека талантливого и творческого.
В целом, повесть «Портрет» Н.В. Гоголя является произведением, в котором автор ставит перед читателем важные философские проблемы и вопросы, отражая культуру и историю России в XIX веке.
Зарубежные книги жанра фантастика
Самая популярная и известная серия этого подвида литературы — «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкина. Произведение было написано в середине прошлого века, но до сих пор пользуется большим спросом у поклонников жанра. История рассказывает о Великой войне со злом, которая длилась столетия, пока темный властелин Саурон не был повержен. Прошли века спокойной жизни, и миру вновь грозит опасность. Спасти Средиземье от новой войны может только хоббит Фродо, которому предстоит уничтожить Кольцо Всевластья.
Еще один прекрасный образец фантастики — «Песнь льда и пламени» Дж. Мартина. На сегодняшний день цикл включает 5 частей, но считается неоконченным. Действие романов происходит в Семи Королевствах, где долгое лето сменяется такой же зимой. Несколько семей ведут борьбу за власть в государстве, пытаясь захватить трон. Серия далека от привычных волшебных миров, где добро всегда побеждает зло, а рыцари благородны и справедливы. Здесь царят интриги, предательства и смерть.
Цикл «Голодные игры» С. Коллинз также достоин упоминания. Эти книги, быстро ставшие бестселлерами, относятся к подростковой фантастике. Сюжет рассказывает о борьбе за свободу и той цене, которую приходится платить героям, чтобы ее получить.
Фантастика — это (в литературе) отдельный мир, который живет по своим законам. И появился он не в конце 20 века, как думают многие, а гораздо раньше. Просто в те годы подобные произведения относили к другим жанрам. Например, это книги Э. Гофмана («Песочный человек»), Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг Луны» и пр.), Г. Уэллса и пр.
Жанр и направление
Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.
Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.
Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.
Проблематика
-
Проблема искусства.
В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм». -
Тщеславие.
Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие. -
Бедность.
Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
- Чартков – бедный молодой художник, наделенный талантом и искренней любовью к живописи. В самом начале произведения его образ окутан романтическим флером: Чартков мечтал беззаветно служить искусству, учась у лучших мастеров и всячески развивая свои способности. Однако на это у героя не было денег, и он прозябал в страшной нищете. Когда же деньги появились, художник приобрел все необходимое для работы, но при этом решил встать на путь не самосовершенствования, а славы и признания. Чартков брался писать на заказ портреты богатых дворян, и, обуреваемый жадностью, стал не творцом, а ремесленником от искусства. Растеряв свой талант и страдая сильнейшей завистью, он принялся скупать лучшие полотна и безжалостно уничтожать их. Неожиданное богатство сломило личность героя, сделало его жалким, безвольным, и в итоге вогнало в могилу.
- Ростовщик – именно его изображение было на загадочном потрете, сыгравшем роковую роль в судьбе юного художника. Это был смуглый старик, персиянин с пронзительными, жгучими темными глазами. Он был жадным, скупым человеком, который одалживал деньги тем, кто в них нуждался. Почувствовав приближение смерти, он заказал художнику свой потрет, чтобы и после смерти сохранить свою власть над людьми.
Темы
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
- Тема творчества. Гоголь намеренно ввел в произведение двух художников, чтобы сопоставить их отношение к искусству. Оба они всем сердцем любят живопись, но один из них готов изменить своей привязанности ради славы и богатства, в то время как другой немало сил прикладывает для работы над собой. Для этого художника искусство было настоящей философией, смыслом всего его существования. Он полагал, что человек, решивший заниматься творчеством, должен заслужить на это право тяжелым трудом и прилежным старанием.
- Тема добра и зла. Автор раскрыл эту тему через призму искусства и богатства. Изначально Чартков был полон благих намерений, и деньги для него были лишь возможностью приблизиться к своей мечте и стать настоящим мастером. Однако, почувствовав вкус богатства, он решил выбрать иной путь, который и привел его к нравственной, а затем и физической гибели. Вот только не мистическая сила была тому виной, а сознательный выбор героя. Эту мысль и хотел донести до читателя автор – каждый человек в ответе за все то, что происходит в его жизни.
- Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. Герою казалось, что нужно совсем немного денег, чтобы обрести долгожданный покой и уверенность в завтрашнем дне.
Но на деле все вышло иначе. Деньги являются не только способом удовлетворения насущных потребностей: они способны развратить человеческую душу, породить в ней зависть, алчность, скупость.
Герои
В обеих частях повести герой — художник. Это два разных образа, связующим звеном между ними служит портрет.
Главные герои
Андрей Чартков — художник, в начале повести — юноша 22 лет, искренне влюбленный в искусство, глубоко уважающий своего учителя-профессора. Он обладает талантом, беспечен и романтичен, но тяготится своим бедственным положением. В юности он прилежно служит искусству. Даже не имея средств на жизнь, он готов тратить последние деньги на живописные полотна.
Приобретенный портрет и обнаруженные в нём богатства полностью меняют не только жизнь, но и характер персонажа. Герой становится алчным, меркантильным и завистливым, из творца он превращается в ремесленника, заурядного модного живописца. Чартков пал жертвой земных соблазнов. Он утратил свой талант, потому что променял служение искусству на поклонение золотому тельцу.
Ростовщик — пожилой мужчина крупных форм, с выразительными живыми глазами изображен на портрете, который купил художник Чартков. Персонаж проявляется в реальной жизни и на портрете, в этом образе сочетается реалистическое и мистическое. При жизни ростовщик был неприятным, жадным стариком с дурной репутацией. Желтый оттенок его лица вызывал ассоциации с золотом. Этот человек был азиатского вида, но точной его национальности никто не знал.
Герой на выгодных условиях давал людям деньги, но для всех заемщиков они становились источником горя. Образ ростовщика, безусловно, демонический: он сеет зло. Душа его после смерти вселяется в портрет, и он по-прежнему вершит черные дела.
Автор портрета — талантливый художник-самоучка, служитель искусства, не гонится за богатством и славой, семьянин, отец троих детей, благочестив, свой художественный талант посвящает христианской тематике, служению церкви. Работа над портретом ростовщика принесла ужасные плоды. Лица в картине, которую писал для церкви, потеряли святость и приобрели демоническое выражение. Сам художник стал злым, способным на интриги, завистливым. Его постигло несчастье — смерть жены и двоих детей.
Осознав происшедшее, художник отдает сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где долгим покаянием и постом искупает грех. После этого создает дивное полотно на библейский сюжет. Став старцем, художник поручил взрослому сыну уничтожить портрет, если он ему попадется.
Художник Б — сын автора портрета, человек 35 лет, стройный, с длинными волосами и приятным лицом. Он потомственный живописец, выпускник Академии художеств, совершенствовал свое мастерство в Италии. Во второй части повести он рассказывает об истории создания портрета и о личности ростовщика.
Второстепенные персонажи
Приятель отца художника Б — веселый жизнерадостный человек, художник, уговаривает своего друга и коллегу не уничтожать работу, забирает её с собой.
Продавец картин — хозяин лавки на Щукином дворе, ушлый и ловкий продавец, цепляющийся за покупателя и стремящийся продать ему товар во что бы то ни стало.
Хозяин квартиры — владелец квартирки на Васильевском острове, которую нанимает Чартков, требует с художника деньги за проживание, эпизодический персонаж, его образ подробно не раскрывается.
Квартальный — полицейский надзиратель, упоминается имя персонажа – Варух Кузьмич. Он приходит вместе с хозяином в квартиру Чарткова. По сюжету, благодаря его действиям из рамы картины выпадает сверток с деньгами, изменивший судьбу Чарткова.
Дама-заказчица — богатая аристократка, заказавшая у Чарткова портрет дочери, требовательна, мнит себя знатоком и любительницей искусства. Её не устраивает настоящий, реалистичный портрет, умело отражающий как достоинства, так и недостатки лица героини, она предпочла красивое, но лживое изображение.
Lise — дочь заказчицы, которую следовало нарисовать Чарткову, девушка 18-ти лет.
Санкт Петербург
В «Петербургских повестях» Гоголя важную роль играет образ самого города, Петербург является полноценным действующим лицом. Красивая величественная столица, город соблазнов, он великолепен и порочен одновременно. Гоголь показывает «мрачную» сторону Петербурга, суетливый город «подавляет» и «растворяет» маленького человека, переламывая судьбы в огромном жизненном котле. Жертвой большого города становится художник Чартков.
Что такое научная фантастика?
Научная фантастика — это направление в фантастической литературе, которое берет за основу сюжета рациональное допущение, согласно которому необычные вещи происходят благодаря невероятному развитию технической и научной мысли. Один из самых популярных жанров сегодня. Но часто его бывает сложно отделить от смежных, так как авторы могут сочетать несколько направлений.
Научная фантастика — это (в литературе) прекрасная возможность предположить, что было бы с нашей цивилизацией, если бы технический прогресс ускорился или наука выбрала другой путь развития. Обычно в таких произведениях не нарушаются общепринятые законы природы и физики.
Первые книги этого жанра начинают возникать еще в 18 веке, когда происходило становление современной науки. Но как самостоятельное литературное направление научная фантастика выделилась только в 20 веке. Одним из первых писателей, работавших в этом жанре, считается Ж. Верн.
Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете».
«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын. О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько «картинок» и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится — ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец… Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…». Слово «модный» встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о «молодом художнике с талантом», а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами. Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион. В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.
Сочинение на тему «Портрет» Гоголь
Повесть Н.В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем.
Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.
А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…
Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В. Гоголя Портрет.
Чему учит?
Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души
Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика
Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.
В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.
Российские писатели
Немало книг за последние годы написали и отечественные авторы фантастики. Российские писатели немногим уступают зарубежным коллегам. Перечислим здесь самых известных из них:
- Сергей Лукьяненко. Очень популярный цикл — «Дозоры». Сейчас по миру этой серии пишет не только ее создатель, но и многие другие. Также является автором следующих прекрасных книг и циклов: «Мальчик и Тьма», «Не время для драконов», «Работа над ошибками», «Диптаун», «Искатели неба» и пр.
- Братья Стругацкие. У них есть романы различных видов фантастики: «Гадкие лебеди», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом» и пр.
- Алексей Пехов, книги которого сегодня пользуются популярностью не только на родине, но и в Европе. Перечислим основные циклы: «Хроники Сиалы», «Искра и ветер», «Киндрэт», «Страж».
- Павел Корнев: «Приграничье», «Всеблагое электричество», «Город Осень», «Сиятельный».
Определение жанра
Фантастика — это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.
Фантастика — это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.
Проблематика
- Проблема искусства. У героя повести был выбор: посвятить всего себя служению искусству, игнорируя многочисленные удовольствия и соблазны, или же писать портреты на заказ, и тем самым приобрести славу и деньги. Художник выбрал второй путь. Его прельстил быстрый и легкий способ заработка, который обеспечивал ему комфортную стабильную жизнь. Однако у этого выбора была иная сторона медали: Чартков, стараясь угодить богатым клиентам, растерял свой былой талант, и уже не смог вернуться в мир настоящего искусства.
- Тщеславие. Писатель продемонстрировал, как внезапно свалившееся богатство и слава способны изменить характер человека, сделав его надменным и тщеславным. Так, Чартков поначалу перестал замечать своего учителя, затем ради денег стал безропотно терпеть капризы своих клиентов. В итоге герой закончил очень плохо, лишившись рассудка.
- Бедность. Это наиболее острая проблема, которая была хорошо знакома многим героям повести. Чартков не мог свободно заниматься любимым делом из-за нищеты. Один из персонажей второй части произведения не мог жениться на любимой девушке. Но проблема бедности касается не только материального, но и духовного мира. Будучи человеком слабым, малодушным, герой не выдержал испытания золотом, и резко изменился в худшую сторону, а со временем и вовсе лишился рассудка.
Композиция
Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:
- экспозиция (быт бедного художника)
- завязка (покупка портрета)
- кульминация (душевное расстройство Чарткова)
- развязка (смерть живописца)
Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.
Тема
Главной темой произведения является тема искусства и творчества. Н. В. Гоголь противопоставляет истинный талант ремеслу. Главный герой Чартков стремится к деньгам и славе, поэтому выбирает путь безнравственности. Материальные ценности оказались для Чарткова важнее творчества, поэтому постепенно он теряет свой талант. Главный герой умирает как художник тогда, когда предаёт настоящее искусство и губит свой талант. Нравственная смерть влечёт за собой физическую.
Другой же художник, который написал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Идея
По мнению Гоголя, выраженному в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», любое искусство (живопись, литература, музыка) должно просвещать душу, вести ее к совершенству, стать «незримой ступенью к христианству». Гоголь видел в этом единственное оправдание искусства.
Идея высокого назначения искусства высказана в повести талантливым художником, некогда написавшим злополучный портрет:
Создавать такие произведения, безусловно, сможет только тот, кто сам стремится к совершенству. Таковым был художник, ушедший в монастырь, а также прежний товарищ Чарткова, картина которого поразила зрителей.
— эта цитата Николая Васильевича передает основной посыл произведения.