Сочинение Образ природы в Слове о полку Игореве
Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с целью создать для описываемых событий фон или подходящую атмосферу, показать внутренний мир действующих лиц, – словом, природа занимает второстепенную, поддерживающую роль.
Совсем иное место отводится ей в «Слове о полку Игореве». Тут природа динамична, постоянно преобразуется в движении, действует наравне с героями, влияет на них и направляет их действия, активно вмешиваясь в происходящее. В целом, для средневековой литературы характерно описание природы через её изменения. Однако масштабы, которые она занимает в повествовании «Слова», исключительны. Природа становится отдельным героем произведения. Её описание гиперболизировано, лирично, удивительно живо. Оно охватывает огромные территории, но при этом остаётся целостным и органично вплетается в текст.
Образ русской природы возникает в произведении с самых первых сцен, где речь идёт о предзнаменованиях. Когда князь выдвигается в поход, происходит солнечное затмение, поднимается ветер, появляются чёрные тучи, мутные реки текут
Большое внимание уделяется беспокойному поведению зверей и птиц, существовавших, без сомнения, на землях Древней Руси. Природа предостерегает о плохих предзнаменованиях, пытается остановить поход самонадеянного князя на половцев, вернуть людей в родные земли
Но несмотря на то, что всё вокруг пронизано тревожным ожиданием беды, герой хочет верить в свою исключительность. Игорь глух к голосу природы.
Ко времени роковой битвы солнце уже полностью скрыто за тучами, тьма поглощает княжескую дружину. В тексте «Слова» возникает параллель между грозой и судьбой людей, обречённых на гибель в битве. Проходит битва, спадает напряжение природы и возникает новая параллель. Одновременно о судьбе погибших и пленённых солдат вместе с матерью-природой горюет и княжна Ярославна. Она обращается к ветру, Днепру и солнцу и не может найти утешения. Природа увядает, чахнет от безутешного горя русского народа.
Наконец, князь Игорь бежит от половцев в родные земли. Он так торопится, что сам в своей стремительности походит на зверя или явление природы (автор сравнивает его, в том числе с волком и ветром). Сочувствующая природа помогает ему выбраться из плена и указывает путь. Так, дятлы стуком направляют его. Когда же Игорь возвращается, природа в его землях оживает.
В течение всего повествования автор показывает, как сильно связаны народ с окружающей природой, родной землёй. Она всегда приходит на помощь, пока он прислушивается, находится с ней в гармонии. Природа сочувствует своему народу, живёт и умирает вместе с ним. Образ природы в «Слове о полку Игореве» очень широк, но при этом целостен. Автор своим повествованием обращается к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе.
Мультсериал “Ожившие экспонаты”. Серия “Слово о полку Игореве” – видео
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна — он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
Одно несомненно — автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» — патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты…
Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
Земля гремит,
Реки текут мутно,
Прахи поля покрывают,
Стяги глаголют!
Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:
Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»
Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».
Цветовая символика
В произведении автор очень активно использует символику. Определенный цвет помогает с первого взгляда понять психологическое значение и смысловую нагрузку. Во времена Средневековья в качестве символа зачастую использовали подобное оформление. Особенно ярко это проявляется в иконописи. В литературе этот прием использовался не столь часто.
Однако некоторые цвета имеют определенное значение. Черный — всегда олицетворяет трагические и страшные события. Это символ зла, горя, мрака. Небесный, синий цвет является выражением высших сил.
Описывая страшную битву и ее последствия, автор использует алые оттенки для выражения состояния. Оттенки зеленого цвета всегда означают спокойствие, а свет и радость окрашены серебристым цветом. Все эти сочетания используются автором при описании побега Игоря из плена.
Цитатная характеристика
Описание природы с цитатами позволит раскрыть её образ в произведении.
Образ природы
«Слово о полку Игореве» уникально тем, что в нём, в отличие от других старинных произведений, природа стала одним из важных персонажей. Она не просто выполняет роль живописного фона для событий, а самым тесным образом связана с главными героями, их поступками.
В своём повествовании автор часто прибегает к описанию природы, будь то элементы пейзажа, птицы, животные или небесные светила. Сразу становится понятно, что автор является прекрасным знатоком природы степного края Руси. На это указывают охотничьи термины, используемые при описании птиц и животных.
«…художественное мастерство автора, опирающееся на совершенное знание степной природы и ее животного мира…»
Солнечное затмение
В самом начале повествования, когда князь Игорь со своим войском выступил в поход на половцев, неожиданно началось солнечное затмение, которое серьёзно обеспокоило князя. В древности это редкое природное явление считалось плохим знаком, предвестником страшных событий.
(Далее — цитирование стихотворного перевода Н. Заболоцкого.)
Однако Игорь решает не отклоняться от своих амбициозных планов. Княжеское войско отправляется навстречу своей страшной судьбе, и по мере его продвижения природа продолжает давать знаки, пытаясь предостеречь Игоря от рокового шага.
Подул ветер, в бессильной злобе и страхе стонали животные, громко кричали птицы. Матушка-природа, как может, пытается остановить своих детей и вернуть их домой.
Князь не обращает внимание на все предостережения, но природа до последнего пытается образумить честолюбивого князя, давая ему понять, что его ждёт бесславный конец
Побег из плена
Не менее ярко показана природа во время побега князя Игоря из половецкого плена. Она искренне сопереживает князю, пытается помочь ему вернуться на родину целым и невредимым. В этой части поэмы можно встретить много сравнений, связанных с миром природы. Так, во время побега князь Игорь сравнивается с быстрой белкой- горностаем, с резвой уткой-гоголем, с серым волком и с вольным соколом.
«В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь,
И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой.
Природа очень волнуется за князя и, как может, указывает ему верную дорогу домой.
Во время побега река приютила князя, надёжно укрыла его от преследователей.
Когда князь Игорь благополучно добрался до дома, природа встретила его яркими солнечными лучами, тем самым выразив всеобщую радость и ликование.
Сравнения с природой
На протяжении всей поэмы автор часто использует сравнения главных героев с птицами и животными. Благодаря этому простому литературному приёму автор добивается более точной характеристики персонажей. Например, певца Бояна он сравнивает с соловьем, половцев — с чёрными воронами, а жестокого и коварного половецкого хана Гзака — с серым волком.
«Серым волком рыская чуть свет,
Главных героев, к которым автор относится с большим уважением и почтением, он сравнивает с небесными светилами. Так, князя Игоря он величает солнцем, а Святослава и Олега — месяцами.
«Но восходит солнце в небеси —
«Два прекрасных месяца затмились —
Молодой Олег и Святослав
Автор не просто пересказывает историческое событие, он мастерски вплетает в свой рассказа явления природы, воспевая её силу, мощь и красоту.
Образ природы в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить дальше в единении и братстве.
Побег князя из плена
И здесь природа не оставляет Игоря без поддержки и, когда он бежит от половцев, помогает ему. Князь, вырвавшись на свободу, желает лишь одного — добраться до родной земли. А затем, склонив повинную голову, предстать перед мудрым Святославом, который предостерегал его и отговаривал от этого похода.
Ночь перед его побегом необычайно тихая, будто специально для того, чтобы дать ему возможность уйти. Лесные и степные обитатели словно притаились, не обнаруживая его присутствия. Птицы «указывают» ему дорогу, а также «рассказывают» о том, где враги ищут его, чтобы вернуть в плен. Соловьи «подбадривают» князя своим замечательным пением.
Земля выстилает ему путь зелёной травой, а деревья скрывают беглеца от преследователей. Даже великий Днепр «ласкает» его своими волнами. И князь благополучно возвращается домой. Как только он ступает на родную землю, солнце, словно радуясь за него, начинает ярче светить, обогревая и лаская своими лучами.
Образные сравнения
Очень часто автор использует в произведении метафоры. Это ещё ярче характеризует каждого из героев, которые сравниваются с птицами и лесными зверями. Так, Игорь отождествляется то с волком, то с белым горностаем, то с соколом, то с белкой. Каждое его действие напоминает повадки какого-то зверя или птицы. Свободолюбивым соколом он «летит» в родные края. Благодаря этому характеристика персонажа становится более полной. Кроме того, подчёркивается значение природы в жизни людей в Древней Руси.
Половецкие воины в поэме названы автором чёрными воронами и галками, которые считаются «неблагородными» существами. Также он сравнивает их с выводком гепардов, подчёркивая тем самым коварство и опасность врагов русичей. Брат князя Игоря Всеволод характеризуется как «буй тур», то есть богатырь. Этим автор говорит о физической силе этого человека. Кроме того, он называет его «лютым волком», что, разумеется, свидетельствует о жестокости и безжалостности. Жена Игоря Ярославна в ходе повествования сравнивается с кукушкой из-за её горестного плача. Это также придаёт образу княгини особую поэтичность и романтизм.
Великое старинное литературное произведение показывает, насколько важна была природа для жителей Руси в период язычества и раннего христианства, какую роль она играла в их жизни.
Живая сущность
Во вступлении, а также отрывках повести, где описаны природные явления, явно просматривается отношение автора к окружающему миру. Природа наделяется человеческими чертами и свойственными ему качествами, она активно принимает участие в событиях, происходящих в жизни.
На протяжении всего повествования природа является отдельным персонажем. В руках автора она превращается в своеобразный инструмент выражения его мыслей, чувств, отношений. Выполняя роль действующего лица, она поддерживает русских ратников, выступая их помощницей и сторонницей, волнуется и переживает за судьбу русских людей. В описании поражения войск Игоря природа выражает свою скорбь поникшей травой и деревом, склоненным к самой земле.
Ярославна и силы стихии
Тоскуя по мужу и боясь за него, жена князя Игоря обращается к солнцу, ветру, реке, животным. Она молит их о помощи, просит защитить и сохранить его и всех воинов, чтобы они вернулись домой живыми. И родная природа как бы слышит её, искренне сострадает тревоге женщины, которая плачет и причитает, страшась потерять своего суженого. Будто в знак скорби вянут цветы, чахнет трава. Тронутые её стенаниями, они словно отвечают ей. Молодая княгиня всей душой верит в то, что заступники не оставят её мольбы без внимания и непременно помогут. В образе Ярославны автор показал:
- страдания всех женщин, ожидающих возвращения своих любимых с тяжкой битвы;
- искреннюю любовь и преданность;
- веру в победу и надежду на встречу.
Ярославна сетует на то, что солнце «…войско князя удалого жаркими лучами обожгло», что «ветер злобно повевает и клубит туманы у реки, стрелы половецкие вздымает, мечет их на русские полки».И умоляет силы природы помочь воинам дружины её мужа, чтобы им довелось вновь увидеть свои семьи. А они, будто живое существо, внимают ей, желая помочь и ободрить.
Описание второй битвы
В эпизодах второй битвы русского войска отведено немалое место изображению состояния природы, выражающее отношение к происходящим событиям. Автор передает свое эмоциональное напряжение, отмечая появление кровавых зорь, черных туч в сопровождении синих молний, идущих с моря. По этим природным признакам автор делает заключение в цитате, что «быти грому великому».
Читая эти строки, каждый видит неизбежность поражения. В произведении автор показывает свое отношение и политическое мнение, что любому врагу можно дать отпор, только объединив общие усилия.
В самом начале произведения читатель замечает активное участие природы в происходящих событиях. Князь только собирается выдвинуться в поход со своим войском, как внезапно наступает солнечное затмение. Это знак неблагоприятных и страшных событий. Во время похода Игоря с дружиной природа подает знаки, предсказывающие их поражение:
- деревья шумят и гнутся от страшного ветра;
- птицы громко и тревожно кричат;
- дикие звери заметно волнуются.
Роль и специфика образов природы в «Слове» понятна с первой битвы Игоря. Природа предупреждает князя, что эта авантюра весьма сомнительна, она просит его повернуть войско назад и уберечь его от страшных потерь. Однако главный герой не воспринимает эти знаки природы и продолжает вести свое войско вперед.
Описывая последнюю большую битву войска Игорева, автор опять использует природу для усиления эффекта поражения. Солнце внезапно исчезает, небо моментально закрывают темные тучи и непроницаемая мгла и темнота накрывает русских воинов. Так писатель показывает обреченность полка, даже солнце оставило солдат без своей поддержки.
Войско Игоря разбито, с ним вместе печалится природа, испытывая чувство уныния от огромных потерь, оплакивая погибших и попавших в неволю. Вместе с Ярославной она скорбит от большого горя:
- почернела вся трава;
- деревья пригнулись к земле;
- зачахли цветы.
Природа сравнивается с матерью, рыдающей в безутешном горе, от потери своих сыновей в бессмысленной сечи. При побеге Игоря из плена ему помогают природные силы. Очень ярко и образно описан эпизод побега: птицы, звери и деревья безмолвны, чтобы не выдать князя, только дятлы своим стуком указывают беглецу дорогу домой. При возвращении Игоря в родной дом природа-мать радуется вместе со всеми, показав появление яркого солнца.
Природа в произведении не только подает предупреждающие знаки и показывает свои чувства и отношение к происходящему. В некоторых эпизодах она является действующим лицом. Ярославна обращается к природе, как к своей союзнице и главной защитнице. Она просит о помощи плененному Игорю светлое Солнце, Ветер и родной Днепр. Плач Ярославны — это мольба, обращенная к родным местам. Она заклинает все силы помочь Игорю сбежать из плена.
И природа слышит моления Ярославны, она оказывает содействие ее мужу и создает необходимые условия для его побега. Донец для князя стелет на своих берегах мягкую траву, колышет своими тихими волнами. Он помогает Игорю, накрывая густым туманом и укрывая сенью деревьев. Князь удачно сбегает из плена, соловьи встречают его своим пением, а дятлы указывают дорогу домой своим звонким стуком.
Союз человека и природы
В интересующем нас произведении стираются границы между человеком и природой. Люди часто сравниваются со зверями и вороном, соколом, туром. Трудно назвать произведение, где изменения в природе и события в жизни людей были бы настолько тесно переплетены между собой. И это единство усиливает драматизм, значительность происходящего. Союз человека и природы, с великой силой развернутый в произведении, — это поэтический союз. Для автора природа — неисчерпаемый источник поэтических средств и своего рода музыкальное сопровождение, которое придает действию сильное поэтическое звучание.
Несколько интересных тем
-
Главные герои повести Чучело Железникова
Повесть Владимира Железникова «Чучело», написанная в доперестроечные годы, выдержала испытание временем и по – прежнему интересна современному читателю. Ее с удовольствием читают и взрослые
-
Будущие летчики Дейнеки
Александр Дейнека великий русский художник, который за довольно долгую жизнь попробовал себя в графике, живописи, монументальном искусстве, скульптуре. Картина «Будущие летчики» была создана в 1938 году.
-
Главные герои эпоса Калевала
Калевала – это мифическая страна, которую создали боги. Там обитают бесстрашные герои, могучие колдуны и коварные ведьмы. Вот главные герои старинного эпоса.
-
Радуга
Георгий Григорьевич Нисский написал картину «Радуга» в 1950 году. С момента окончания войны прошло всего лишь пять лет. Люди приходили в себя после ужасов войны, переживали болезненное время
-
На террасе Шевандроновой
Ирину Васильевну Шевандронову называют популярной советской художницей современного творческого круга. Это талантливая художница, которая славилась своими картинами еще с детского возраста
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Сама мать-земля не выдерживает такого накала, но вместе с тем мы чувствуем неотступность, выдержку и стойкость Игорева войска – «Русский стан сомкнулся перед боем. Щит к щиту – и степь загородил». Только так – «щитом к щиту» или даже «плечом к плечу» можно поднять боевой дух, ведь не будь этого единства, войско распалось бы в считанные минуты, но за спиной русская земля, которая изливает слезы. Землю автор называет матерью, отсюда мы понимаем, что Игорь отправился защищать не только территории русские, но и жен, сестер и матерей, без которых род не может продолжаться. Как же крепка связь природы, родины и человека!
Символика цвета
Символика цвета играет важную роль в описании природы. Она помогает нам раскрыть ее смысловое значение. Цвета, преобладающие в изображении того или иного пейзажа, имеют определенную психологическую нагрузку. Для эпохи Средневековья в целом характерно восприятие цвета в качестве символа. В иконописи это проявилось очень ярко, однако и в литературе нашло свое отражение. Черный цвет, например, используется для изображения трагических событий. Он символизирует мрак, является проявлением сил зла. Синий — это небесный цвет. В произведениях он олицетворяет собой высшие силы.
Синие тучи и черные молнии говорят нам о том, что грядет мрак. Они свидетельствуют о безвыходности положения Синий при этом выступает своего рода знаком свыше. Страдания, кровь символизирует красный цвет. Именно поэтому автор использует его при описании природы во время сражения и после него. Зеленый символизирует успокоение, а серебристый — радость и свет. Поэтому автор использует их, изображая побег князя Игоря.