Сочинения по произведению: капитанская дочка, пушкин (24 топика)

Аргументы для итогового сочинения по роману «капитанская дочка» а.с. пушкина

Вариант 2

«Капитанская дочка» — это роман, который рассказывает о жизни и любви двух молодых людей, оказавшихся в условиях войны и бунта. Главный герой Петр Гринев, отправленный на военную службу, влюбляется в Марью Миронову, дочь коменданта крепости, но их счастливое будущее нарушается бунтом Пугачева и коварством Швабрина.

Роман «Капитанская дочка» полон художественных оборотов и ярких описаний. Один из примеров такого описания — это описание бурана, который помешал движению Петра и его слуги. Автор с помощью ярких сравнений описывает силу бурана, придавая ему человеческие качества, например: «Он гудел и визжал, как стая зверьев, обрушивал на путников свои огромные сугробы, то поднимался в глазах, то опадал, словно пеленг в море».

Еще один пример художественного оборота — это описание тюрьмы, в которой содержали Петра Гринева. Описывая несколько различных тюремных помещений, автор создает устрашающую атмосферу мрачности и уныния, например: «Каменные стены поглощали свет, словно губительный водоворот, и всё тонуло во тьме, в жутком молчании».

Помимо художественных оборотов, в романе «Капитанская дочка» рассматриваются вопросы морали и человеческих ценностей, таких как честность, любовь и верность. Второй пример, который можно привести в качестве аргумента, — это история о том, как мои родители учили меня ценить и уважать других людей, независимо от их социального статуса или национальности. Это урок, который я усвоил благодаря своим родителям и который нашел отражение в романе «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» — это замечательный роман, который дает нам много уроков и навыков. В произведении главным образом является любовь, которая может преодолеть все препятствия.

Мне нравится222Не нравится91

Вариант 7: Тема любви в романе «Капитанска дочка»

Излюбленная тема Александра Пушкина — это любовь. Романтик по натуре и хороший знаток мужской и женской психологии в этой области, он не стал обходить тему любви и в повести «Капитанская дочка».

Читатель наблюдает за развитием отношений между главными героями: Петром Гриневым и Маши Мироновой. Это не была любовь с первого взгляда. Скорее она росла и крепла по мере того, как персонажи знакомились друг с другом и видели друг в друге прекрасные качества.

Петр смелый и мужественный, хоть он молод и нежен в то же самое время. Маша неприметная и скромная, но сильная духом и искренняя внутри. Дружба возникает между героями достаточно быстро. По мере развития взаимоотношений в их сердцах вспыхивают уже другие — романтические — чувства. Они не сразу набрались смелости признаться друг другу. Но вот когда Гринев оказался в опасности, Маша осознала, насколько он дорог ей и испугалась, что может его потерять. Даже после того, как опасность миновала, герои боялись рассказать другу другу о своих чувствах, ведь страшились невзаимности.

Следующая опасная ситуация случилась с Машей — она оказалась в плену. Петр осознал, что готов пойти на все, лишь бы спасти свою возлюбленную. После этого они уже не могли скрывать свои чувства.

В дальнейшем Маше и Петру пришлось преодолеть и другие испытания — несогласие родителей, тюремное заключение Петра.

Но романтически настроенный Пушкин просто не мог завершить произведение на грустной ноте. Он наградил героев свадьбой и долгой счастливой совместной жизнью.

Роман учит тому, что настоящая любовь чаще всего приходит из дружбы между двумя людьми, которых привлекают внутренние качества друг друга. Любовь побуждает их быть верными и преданными друг другу, бороться за свое счастье и добиваться его.

Мне нравится1.9 k.Не нравится976

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Критика

После публикации «Капитанской дочки» известный литератор Владимир Федорович Одоевский написал письмо Пушкину, в котором выразил искреннее восхищение произведением. Особенно ему пришлись по душе Пугачев и Савельич, чьи образы, по мнению Одоевского, были прорисованы с особенной тщательностью. Однако он раскритиковал образ Алексея Швабрина, которого считал весьма нежизнеспособным. Так, литератор полагал, что Швабрин был не таким глупым и взбалмошным, чтобы принять сторону бунтовщиков. И не был он столь благородным, чтобы не воспользоваться своей властью над Машей и не овладеть ею в любой момент.

Произведение пришлось по душе и В. А. Соллогубу, который оценил сдержанность и конструктивность повествования, что не было характерно для творчества Пушкина, любившего пускаться в пространственные описания. Он так отозвался о книге: «Спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод».

Не остался в стороне и Николай Васильевич Гоголь, который искренне восхитился «Капитанской дочкой». Он считал, что это произведение можно смело назвать вершиной русской прозы. По мнению писателя, окружающая действительность кажется жалкой карикатурой по сравнению с тем миром, что изобразил писатель в своей повести.

Литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский был более сдержан в своих высказываниях в адрес «Капитанской дочки». Он лишь отметил второстепенных персонажей повести, в описании которых чувствовалось большое мастерство писателя. Вместе с тем, главные действующие лица не произвели на критика особого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». Интересен и тот факт, что великий композитор П. И. Чайковский был настолько обескуражен бесхарактерностью Маши Мироновой, что даже отказался написать оперу по этому произведению.

Весьма противоречивое впечатление произвела книга и на критика Н. Н. Страхова  и историка В. О. Ключевского. Если первый был явно недоволен тем, что произведение Пушкина имеет мало общего с историческим романом, поскольку в большей степени является хроникой вымышленного семейства Гриневых, то Ключевский высоко оценил историческую ценность произведения Александра Сергеевича и отметил, что далеко не во всех исторических работах можно почерпнуть столько полезного материала о Пугачевщине, как в повести «Капитанская дочка».

Чему учит?

«Капитанская дочка» — произведение назидательное, поскольку Александр Сергеевич с его помощью учит молодых людей правильно вести себя во «взрослой» жизни: беречь собственную честь и не сворачивать с честного пути, какими бы сильными ни  были бы соблазны. Минутное удовольствие совершенно не стоит того, чтобы из-за него утратить доброе имя. Кроме того, раз вступив на кривую дорожку, слишком велик шанс того, за одним соблазном последует второй, третий, и восстановить свою загубленную честь будет уже совсем непросто.

Кроме того, Александр Сергеевич призывает не бояться любить открыто, страстно, всем сердцем. Уже если судьба сделала столь щедрый подарок как любовь, не стоит добровольно отказываться от него. Отец Петра был против его женитьбы на Марье только потому, что девушка была бесприданницей, однако юноша не пошел на поводу у родителей. Он всячески оберегал свою любовь, боролся за нее, и в  результате получил заслуженное счастье.

Вариант 5

Через весь роман «Капитанская дочка» А. С. Пушкина красной чертой проходит тема чести. Автор неспроста поднимает вопрос нравственности, так как человек должен сохранять свое лицо в любой ситуации, в какую бы он ни попал. Писатель ставит своих персонажей в определенные жизненные ситуации и показывает, как они решают свои проблемы. Тема нравственности прослеживается на поступках героев, через анализ их положительных и отрицательных черт характера.

Петр Гринев родился в дворянской семье. Его отец – офицер. В шестнадцать лет Петра отправляют на службу, и он идет, а не остается бить баклуши в своем селении. Он получил хорошее воспитание. Уже с ранних лет его учили тому, что нужно все делать по совести, поэтому Гринев был за справедливость. Даже его слуга Савелий жил в окружении заботливого барина. Гринев посочувствовал совершенно чужому человеку и подарил ему заячий тулуп, даже несмотря на то, что этот человек – прирожденный бунтарь. Главный герой знал, что он будет вознагражден за свои поступки. Но Петр никогда не видел корысти в своих действиях, он поступал всегда по велению души. И действительно, ему это воздалось. Об этом говорит встреча с Емельяном Пугачевым.

Когда Петр попал в плен, он не оступился своих принципов и не предал присяги, которую он давал императрице. Он отстоял свою позицию, хотя Пугачев ставил его перед выбором – или смерть, или переход на его сторону. Но Гринев не подчинился, и этот поступок был оценен Емельяном. Бунтарь восхитился его преданностью и героизмом. Из этого эпизода видно, что честные и порядочные люди могут быть не только в высшем обществе, но и среди простого народа. И в подтверждение этим словам еще одна встреча Пугачева с Гриневым, когда бунтарь помог ему освободить девушку из плена.

Образ Маши Мироновой – воплощение идеала, нравственная фигура. Девушка родилась в благородной семье, теперь живет в селе. Ей уже и не грезится выйти замуж, и она с этим смирилась. Но судьба распорядилась иначе – ей посчастливилось встретиться с Гриневым и между ними вспыхнуло чувство. До Петра за ней пытался ухаживать Швабрин, но Маша очень тонко почувствовала, что он подлый и фальшивый ухажер. Ей не нужен брак по расчету. Даже несмотря на то, что ее взял в плен Швабрин, надеясь, что девушка согласится, Маша настойчиво отвергает его просьбы, готова умереть, но остаться верной своим идеалам. Если в самом начале А. С. Пушкин показывает нам Машу трусливой девушкой, то в конце, когда она борется за свое счастье – она показывает свое мужество и храбрость. С честью отстаивает своего любимого

Для нее главное любовь, богатство не важно

Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин  подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести

Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву.  И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства способно толкнуть человека как на благородные, так и неблаговидные поступки. Отвергнутый Марией Мироновой Швабрин, делает ей гадости. А когда она оказывается в крепости в его власти, пытается подавить ее волю, и принудить к замужеству. Но Маша тоже не лишена этого чувства. Она даже ценой голода и неволи отказывается принять предложение Швабрина.

Чувство собственного достоинства не позволяет Марии принять предложение Гринева, когда она узнала, что отец Петра отказался благословить их брак. Она любит Петра, но тем не менее, не позволяет себе идти на поводу собственных чувств. Она станет женой Гринева, но только после того, как родители Петруши примут ее в семью и благословят их союз.

Вариант 4: Образ Маши Мироновой

Роман «Капитанская дочка» — яркое произведение, содержащие в себе множество сильных и самобытных образов. Наиболее сильным мне показался образ Маши Мироновой — дочери капитана Миронова. Именно в честь нее и названо произведение.

Девушка не очень примечательная внешне. Круглолица, румяная с светлыми русыми волосами, которые гладко зачесаны за уши. Мама относится к ней как к трусихе, а злой Швабрин называет ее совершенной дурочкой.

Но познакомившись с героиней поближе, читатель распознает в ней много привлекательных качеств: она искренняя, наивная и радушная. Проявляет благоразумие и приветливость. Окружающим людям она нравится.

В стрессовой ситуации Мария раскрывает все свои положительные качества. Оказывается, ей свойственна стойкость и сила духа. Швабрин, известный своей жестокостью и настойчивостью, не сумел сломить ее духа. Девушка была готова умереть, лишь бы только не выходить замуж за нелюбимого человека.

Оказавшись без родителей и без жениха, Маша осмелилась на решительный шаг, чтобы побороться за свое счастье. Она отправилась к самой императрице Екатерине и добилась помилования для своего любимого.

Удивительное сочетание нежности и женственности с силой воли и решительностью делает Машу одним из популярнейших персонажей русской литературы.

Вариант 1: Становление личности Петра Гринева

Главным героем романа «Капитанская дочь» является Петр Гринев. Через образ этого персонажа Пушкин хотел продемонстрировать читателю, как формируется личность человека. Повествование ведется от лица героя.

Родители Петра — дворяне, владеющие небольшим состоянием. В 16 лет Петр по наставлению отца отправляется служить, чему несказанно рад. Ведь он думает, что так начинается его новая свободная жизнь. Молодой человек, еще не знавший настоящих трудностей, пока обладает изнеженным и ветреным характером. Еще не добравшись до места назначения, он уже сталкивается с первым испытанием — страшной метелью. Выжить ему помогает прохожий незнакомец. Петр же в знак благодарности дарит ему свой тулуп.

В Белгородской крепости Гринев встречает свою первую любовь — Машу Миронову. И это снова становится испытанием. Ведь родители Маши резко против их свадьбы.

Следующее испытание приходит также неожиданно и быстро, как и предыдущие. Крепость оказывается захвачена группировкой Пугачева.

Никто из жителей крепости не переходит на сторону мятежника, за что они лишаются жизни. Петр уже готовится и к своей казни, но неожиданно Пугачев вспоминает в нем юношу, подарившему ему тулуп, и отпускает его.

Следующим испытанием становится необходимость освободить возлюбленную из плена перешедшего на сторону врагов Швабрина. Петр открыт с предводителями мятежников, отчего тот второй раз проявляет к нему снисхождение и Машу отпускает.

На этом испытания Гринева не заканчиваются — он попадает в тюрьму и находится там до тех пор, пока Маша не добивается помилования у самой императрицы.

Что же помогло нежному юноше превратиться в достойного и сильного мужчину? Он с честью преодолевал каждое из испытаний, выпавших на его долю: никогда не поступался своей совестью и сохранял веру в людей. Такой подход помог сформировать стальной характер и обеспечить дальнейшее счастье в жизни Петра Гринева.

2 вариант

Капитанская дочка — исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа — Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить.  Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой

Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания — спасение любимого.

Произведение показало, насколько сильным может быть человек, если слово честь для него не пустой звук.

Капитанская дочка кратко, сочинение

Попытаюсь написать кратко сочинение Капитанская дочка. Все события, которые описываются в данном произведении, происходят в период восстания. Главным действующим лицом при этом выступает Гринев. Петр стал непосредственным участником данных событий, но ему при этом удалось сохранить собственную честь даже в самых сложных ситуациях, угрожающих его жизни.

В сочинении по роману Капитанская дочка скажу, что тем в данном произведении раскрыто несколько. Главной из них является нравственный выбор, достоинство и честь. Если Петр смел проявить высоко душевные качество, то Швабрин, напротив, вызывает отвращение. Видно, к чему в итоге может привести такой выбор.

Кроме того, в романе говорится также о воспитании. Именно благодаря тому, что Петр был так воспитан родителями, он вырос достойной личностью. Ему дали нужные основы духовности, благодаря которым он смог стать честным и благородным.

Также поднимается здесь и тема любви. Примером искренних и светлых чувств можно назвать союз Маши и Петра. Им приходилось постоянно доказывать, что они вправе стать парой и обрести счастье.

Аргументы к сочинению

Отдельного внимания заслуживают аргументы к сочинению Капитанская дочка. В этом произведении героям нередко приходится делать нравственный выбор. Например, Маше приходится выбирать между неволей и жизнью с человеком, которого она не любит. Она смогла разглядеть в Швабрине подлость и низость, невзлюбила его и даже оставшись без защиты, отвергала. Также и Петру приходилось делать нравственный выбор, выбирая между предательством и погибелью. Об этом обязательно стоит упомянуть в итоговом сочинении Капитанская дочка.

План

В работе обязательно пригодится план сочинения Капитанская дочка. Он может выглядеть так:

История написания произведения.

Главные действующие лица.

Поднимаемые темы.

Судьба героев.

Выводы.

По такому плану сочинение Капитанская дочка в 8 классе получится написать максимально развернутым и детальным.

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Все главные события в повести «Капитанская дочка» происходят в Белогорской крепости. Пётр Андреевич Гринёв отправился в Оренбург на службу по наставлению своего отца, который хотел, чтобы из сына вырос настоящий мужчина. Гринёв отправился в путь с Савельичем, но во время дороги на службу их застала непогода и буран. Однако героям романа повезло, потому что им повстречался незнакомый человек — «бродяга», который показал им дорогу и вывел к жилью. В знак благодарности Гринёв отдал бродяге свой заячий тулуп и поднёс бокал вина. Незнакомец низко поклонился Петру и поблагодарил его.

Очень захватывающей и в то же время трогательной является повесть «Капитанская дочка». Смысл названия романа таится в его сюжете.

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Милосердие

Несмотря на то, что Екатерина Вторая в произведении показывается как властная и даже жёсткая правительница, в её сердце остаётся место милосердию. Узнав грустную историю сироты, пострадавшей от восстания, она не может остаться в стороне и делает всё, чтобы помочь девушке. Царица не просто освободила её жениха, но и обеспечила им безбедное будущее, снабдив сироту щедрым приданным. Этот факт наглядно иллюстрирует, что даже в самой сложной ситуации можно оставаться милосердным человеком.

Ещё один пример настоящего милосердия – поступок попадьи. Рискуя собственным благополучием, она приютила у себя растерянную и напуганную Марью после казни её родителей и даже выдавала девушку за свою родственницу, чтобы уберечь от расправы. Милосердие и готовность помочь человеку, оказавшемуся в беде, делают образ попадьи достойным.

Вариант 2: Гринев и Швабрин

Один из излюбленных приемом Александра Сергеевича Пушкина — переплетать судьбы героев, полностью противоположных друг другу. И наблюдать за тем, как это будет формировать сюжетную линию.

Таковы Гринев и Швабрин — два человека, непохожих друг на друга, но оказавшихся рядом в сложнейший период своей жизни. И каждый сделал собственный выбор.

Петр Гринев — юный дворянский сын 16 лет отправляется на службу по наставлению отца. Отец наказывает сыну «беречь честь с молоду». Сын принимает этот совет и старается быть порядочным и добрым человеком: возвращает карточный долг, дарит прохожему заячий тулуп, защищает честь Маши, вступает в поединок со Швабриным, обороняет Белогородскую крепость, под страхом смерти отказывается перейти на сторону Пугачева.

Швабрин же богат на другие качества: он завистлив, предрасположен к тому чтобы действовать низко ради исполнения своих эгоистических порывов. Он не знает, что такое честь. Легко оскорбляет Машу, переходит на сторону Пугачева только лишь из страха смерти, берет в заложницы юную девушку. Главное для Швабрина — это добиться того, чего он хочет любой ценой, не взирая на чувство собственного достоинства и долга.

Автор умело раскрывает характер каждого из героев, позволяет им проявить себя в полной мере, а затем каждому воздает по его делам. Таким образом, противопоставление Швабрина и Гринева выполняет своего рода воспитательную функцию — помогает молодым людям размышлять над тем, что такое честь и достоинство и проявлять эти качества в разных жизненных ситуациях.

Мне нравится3.8 k.Не нравится2.2 k.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: