Жанр, размер стиха и композиция
«Медный всадник» написан в жанре поэмы, с использованием четырехстопного ямба. Композиция произведения отличается своеобразием. Так, к примеру, вступление поэмы настолько велико, что может расцениваться как самостоятельное стихотворение, посвященное описанию Петербурга. Далее следуют две части, в которых автор повествует о Евгении и его возлюбленной, наводнении и роковой встрече героя с Медным всадником. Примечательно, что в поэме нет четко обозначенного эпилога: его заменяют последние строки произведения, в которых говорится о смерти Евгения.
При всей своей нестандартности композиция «Медного всадника» позволяет воспринимать поэму легко, на одном дыхании. Благодаря таланту поэта временная грань между событиями столетней давности (жизнь Петра Первого) и современными реалиями (жизнь Евгения) стирается, и личность великого реформатора воспринимается, как наяву. Его выдающуюся личность Пушкин изображает посредством монумента, однако Петр Первый незримой тенью присутствует и во вступлении, когда поэт упоминает стратегическую значимость Петербурга. В своем произведении Александр Сергеевич утверждает бессмертие реформатора, чьи нововведения продолжают жить и развиваться даже после его смерти, и благодаря которому была запущена в работу тяжелая на подъем реформаторская машина.
Фигура правителя так или иначе появляется на протяжении всей поэмы, и даже будучи в образе памятника, она оживает посредством больного воображения Евгения. Между вступлением и первой частью временной разрыв составляет сто лет, однако он совершенно не ощущается благодаря тесному взаимодействию центральных персонажей с событиями 1824 года. Стоит отметить, что подобный принцип построения композиции произведения совершенно не свойственен для творчества А. С. Пушкина, и является своеобразным литературным экспериментом.
Вариант 2
А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник» в начале 19-го века. В произведении писатель сделал то, до чего никто не осмеливался. Он поднял такую тему, как вечная борьба простого человека с государством. Государство представляется нам в лице Петра Великого. Его образу Пушкин противопоставляет чувства и переживания сломленного молодого человека. Петр I сумел устроить в стране целый переворот, прямо затрагивающий все слои населения России, и, понятное дело, для многих это стало тяжелым ударом. Правитель, желая достичь своих целей, требовал от подданных полной отдачи. Не всем такое требование нравилось. Постройка Петербурга также не оставила никого равнодушным. Город одновременно олицетворял и величие русского народа, его силу, так и рабство простых людей. Это был замечательный город, полный красивых зданий и монументов, но, вместе с тем, на его улицах процветали бедность, нищета и высокая доля смертности. Не стоит забывать и о том, что географически город был построен совсем неудачно. Наводнения раз за разом наступали на город и уносили с собой многие жизни. Построив Петербург на берегу Финского залива, Петр и не думал о будущем жителей своего главного детища.
В произведении Пушкин описывает события во время одного из этих наводнений. Рушатся дома, гробы с кладбищ плывут по воде, а волны все бьют и бьют, не щадя ничего на своем пути. Мы знакомимся с главным героем поэмы Евгением. Это молодой человек, не гнушающийся тяжелого труда, у него есть свои мечты и цели. Также у него есть невеста, на которой Евгений в скором времени желает жениться. Нужно лишь найти достойную работу, и подкопить какие-никакие деньги, а потом свадьба, счастливый семейный быт, дети, внуки и тихая смерть в окружении любящих людей. Но, его мечтам не суждено сбыться. Ужасный катаклизм ломает их в щепки, унося с собой девушку главного героя. Он становится невольным свидетелем смерти своей возлюбленной. И Евгений окончательно сходит с ума от такой тяжелой потери. Он не знает что делать, у него опустились руки. Все, ради чего он старался и работал, все было уничтожено в один миг. Евгений бесцельно бродит по улицам, никого не видя и ни на что не обращая внимания. В тот злополучный момент он будто бы тоже умер под волнами Невы.
Одним днем, молодой человек, как всегда бесцельно бродя по улицам, натыкается на статую Петра. Это «медный всадник». И Евгений вмиг осознает, что стоит перед тем, кто виновен в смерти его будущей невесты. Он начинает всячески хулить Петра, он бросает ему вызов. И вскоре ему начинает казаться, что всадник, в ответ на его слова, будто бы сходит с постамента и бросается за ним желая наказать за оскорбления. Мы видим, что Евгений сошел с ума от горя. Вскоре его мертвое тело найдут возле дома его возлюбленной. На этом история его заканчивается.
Что же мы видим в поэме? Мы видим, что маленький человек, потерявший абсолютно все, бросает вызов государству, заранее зная исход этой битвы. И еще множество писателей посвятят этой теме множество книг, а проблема и до сих пор остается актуальной.
Образ революции
В течение всего произведения мы наблюдаем бунт. Стихия, которая была покорена Петром, заключена в гранитные оковы, отвечает людям, мстит им. Она покорена, но еще может сказать свое слово. Так или иначе, после наводнения оказано прежнее величие. Все успокоилось, когда стихия забрала своё.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Какой Петербург в «Медном Всаднике».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Медный всадник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Медный всадник»
для самых компанейских —
Главные герои «Медный всадник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Медный всадник»
для самых любопытных —
Анализ «Медный всадник» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Медный всадник» полностью
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
Краткое содержание «Миф о Сизифе (Сизифов труд)»
Фольклор в «Кому на Руси жить хорошо»
Противопоставление Обломова и Штольца в романе Гончарова
Что такое «обломовщина»?
Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
Образ Якима Нагого
Почему Раскольников совершил преступление?
Образ Тургенева в «Записках охотника»
Жизнь и творчество Лермонтова
Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» Некрасова
Темы сочинений:
Поэма «Медный всадник» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых совершенных в художественном отношении произведений русской литературы. Написанная в стихотворной форме, с первых строк она увлекает читателя и мысленно переносит в город на берегу Невы … Полное сочинение>>>
Тема «маленького человека» стала одной из ключевых в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833). Потому главный герой этого произведения — молодой бедный чиновник Евгений во многом напоминает смиренных персонажей Гоголя и Достоевского. Но все же его образ несколько выходит за рамки данного типажа. Полное сочинение>>>
Поэма «Медный всадник» стала последней работой Пушкина в Болдино, таким образом, завершая цикл Болдинской осени. Написанная в 1833 году, только через четыре года она была опубликована с внесением некоторых цензурных поправок. Полное сочинение>>>
Поэма «Медный всадник» — одно из самых идеальных в художественном плане творений А. С. Пушкина. Он написал ее в 1833 году во время своего пребывания в Болдино. Многие критики после выхода поэмы в печать поднимали вопрос о том, зачем автору понадобилось изображать конфликт между героями двух разных эпох. Полное сочинение>>>
С творчеством Пушкина каждый школьник знакомится с ранних лет. Это и рифмующиеся стихи, и интересные рассказы, и вещие сказки. Одним из самых органичных произведений считается поэма «Медный всадник», в которой писатель наглядно, с помощью ряда метафор и эпитетов, показал конфликт личности и государства. Полное сочинение>>>
Наводнение — это страшное стихийное бедствие, которое разрушает все на своем пути и уносит жизни людей. Такие природные катаклизмы происходили во все времена. Но наводнение 1824 года, настигшее Петербург, прочно вошло в историю нашей страны. Полное сочинение>>>
В своей поэме «Медный всадник» Александр Пушкин впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями. Написана она была во время Болдинской осени, а именно в 1833 году. Это был один из наиболее плодотворных периодов в творчестве поэта. Полное сочинение>>>
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) — это грустное произведение, повествующее о трагических событиях 1824 года. Тогда неожиданно начавшееся в Петербурге наводнение разрушило судьбы многих русских людей, и в частности судьбу главного героя — мелкого коломенского чиновника Евгения. Полное сочинение>>>
Поэма «Медный всадник» является одним из наиболее удачных шедевров в творчестве А. С. Пушкина. В ней он описал жизнь в Петербурге такой, какой он ее видел. На одной чаше весов он изобразил могущественное государство, а на другой — простой народ. Полное сочинение>>>
Поэма «Медный всадник» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за присутствия темы взаимоотношений личности с властью. Однако в 1837 году с некоторыми цензурными изменениями поэма была напечатана в «Современнике». Полное сочинение>>>
В поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году, Пушкин показал Санкт-Петербург во всей его красе и именно таким, каким он сам его видел. С тех пор, как город на Неве был основан Петром Великим, он вдохновляет писателей, художников и других людей искусства на создание гениальных произведений. Полное сочинение>>>
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была создана в Болдине в 1833 году. Её не сразу допустили к печати из-за затронутых в ней вопросов превосходства власти над обыкновенной личностью. Поэтому поэма была опубликована только после смерти писателя. Полное сочинение>>>
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) — это произведение, в основе сюжета которого лежит описание наводнения, произошедшего в Петербурге осенью 1824 года и унесшего жизни множество русских людей. На фоне этого события разворачивается личная трагедия главного героя Евгения. Полное сочинение>>>
см. также:Характеристики главных героев произведения Медный всадник, Пушкин
Несколько интересных сочинений
- Подвиг Тимохина в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстова мы может наблюдать эпизод Шенграбенского сражения, когда русские войска, под давлением превосходящих сил противника, начинают паническое отступление. Шенграбенское сражение было одним из ключевых этапов войны 1805 года
- Сочинение Сны Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского (роль снов)
Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову
- Образ и характеристика Солохи в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение
Повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» богата интересными героями. Одной из ярких героинь является Солоха – мать Викулы.
- Сочинение по рассказу Толстого Кавказский пленник
Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы.
- Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)
Сказка Г. Х. Андерсена под названием «Дюймовочка» после первого прочтения оставляет в душе и детей, и взрослый глубокий след. Это связано с тем, что переживая вместе с героями
Главными героями здесь являются не только правительство, но и народ, который живет по правилам правительства. Автор старается понять, а также и рассказать другим людям какое место занимает маленький человек в планах правительства.
Наверное, каждому известно о том, что медный всадник поставлен Петру первому и стоит он в Санкт-Петербурге. Но на самом деле данный памятник был создан из бронзы. И именно поэтому автор использует тяжелые и трудные эпитеты. Здесь рассказывается про государство, которому совсем нет дела до того как живут здесь люди, но зато их жизнь их очень даже сильно волнует и для того чтобы ее исправить они готовы пойти на любые жертвы.
После прочтения произведения можно понять, что проблема маленького человека является актуальной и сегодня, ведь ничего с тех пор не изменилось. И государство заботиться лишь о себе и о своей жизни, а вот про жизнь других людей им совсем не интересно знать, да и наблюдать за ней им не хочется.
Сочинение на тему «Медный всадник».
В поэме Пушкина «Медный всадник» поднимается проблема противостояния «частного» человека и государственного властителя, реформатора, человека и государства. Сопоставлены два полюса жизни, два мира. Пушкин один из первых так ярко раскрыл тип маленького человека, оказавшегося в водовороте глобальных, безудержных замыслов власть имущих.
С первых строк произведения рисуется образ Петра. Властитель смотрит вдаль на непригодную для жизни местность. Здесь можно разглядеть используемый автором прием антитезы: описание природных условий, при которых, по сути, невозможны какие-либо перспективы для жизни людей, строительства города. Однако, взгляд Петра простирается дальше, его не занимают мысли о том, как будет житься здесь простым обывателям, ибо государственный деятель увлечен идеей. Его интересует возведение новой северной столицы, его вдохновляет мысль о политических выгодах этой затеи.
Автор не высказывает прямого отношения к действиям царя, он восхищается Петербургом, посвящая городу хвалебные строки: «Люблю тебя, Петра творенье».
Образ Евгения резко контрастирует с предшествующим ему портретом власть имущих. Они оба люди, но очень далеко находящихся друг от друга в своих жизненных интересах, мечтах. Евгений беден, скромен, его жизненные планы – это тихая семейная жизнь. Все детали описываемые автором характеризуют Евгения как маленького человека, сосредоточенного на своей частной жизни.
Эти два контрастных образа практически не могут сосуществовать в гармонии между собой. Когда случается наводнение, Евгений теряет все, о чем мог мечтать, его любимая погибла. Евгений в смятении, ужасе, и, в итоге, не выдержав удара, сходит с ума.
Здесь читатель видит остро обозначенный конфликт между жизнью маленького Евгения и великой царской властью. Герой в безумии понимая, кто является виновником разрушении его жизни, замахивается на «Медного всадника». Но вскоре, не характерная для него отвага исчезает и Евгений пускается в бегство. Власть сильнее, но порыв героя говорит о многом.
Заведомо понятно неразрешимость конфликта. Автор искренне сочувствует своему герою. Рисует тихую Неву как отдельный образ, который тоже восстает против Петра, посмевшего сковать ее. Нева наделена множеством эмоциональных характеристик.
Особое место в произведении занимает образ равнодушного окружения несчастного Евгения. Жизнь пошла после наводнения своим чередом. И мало кому есть дело до маленького человека. Это еще один акцент на сочувствие герою.
Таким образом, мы видим, как автор показал сложный, неразрешимый конфликт, одновременно привлек внимание к маленькому человеку.
Сочинение 3
Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным. Это произведение стало ярким пятном в поэзии русского писателя. В нем были описаны терзания поэта. Основная тема, этой поэмы заключается в борьбе маленького человека с государственной машиной управления
Сюжет поэмы заключен в противостоянии двух миров. Один мир – это мир обычных людей, а второй мир – мир государства. Эти два мира не могут существовать вместе. Только отдельно друг от друга. Если они пересекаются, то начинаются войны, разруха, горе. Вначале произведения рассказывается о строительстве Петербурга. Который стал городом культуры и прогресса. Писатель любит этот город и благодарен его основателю
Переход от создания города к современному Петербургу не заметен. Город все так же утопает в роскоши. Но за этой ширмой роскоши скрыт страшный город, в котором живут не кому не известные и не нужные люди. Одним из таких людей является и главный герой по имени Евгений. Для того что бы выжить надо ежедневно ходить на работу. Он размышляет о несправедливости, кто – то с рождения имеет все, а кто – то должен много работать. У Евгения есть мечта, он хочет жить со своей любимой девушкой. Она была с бедной семьи жила с матушкой на берегу реки. Но в городе происходит наводнение и её дом вместе с ней и её мамой уходят под воду.
Евгений убит горем, и на этой почве сходит с ума. И когда он увидел памятник, осознал что стоит около виновника смерти его любимой девушки, и потери смысла всей жизни.
Главный персонаж, это человек, потерявший в этом наводнение все дом, любимую, ум, обращается к памятнику с угрозами. Он грязно ругает памятник, бросает ему вызов. И ему показалось, что памятник начал реагировать на вызова. Ему кажется, что памятник начинает двигаться, и желает наказать его за оскорбления. Он убегает от памятника, но ему слышатся грозные шаги Петра I. Он признает победу правителя над «маленьким человеком». В итоге героя находят бездыханным возле разрушенного дома любимой. Автор любит своего героя и сочувствует.
На примере конкретного человека показан конфликт, который есть до сих пор, это конфликт человека и государства. Решения этого конфликта не существует. Пока существует государство, то будут и конфликты, между народом и власть имеющей верхушкой.
Государством в произведении выступает царь Петр I. Он смог устроить в стране перемены, которые коснулись всех слоев населения. Царь, построивший город на берегу Финского залива, не предполагал, что людям трудно будет тут жить, и не подумал о них.
«Медный всадник» главные герои
Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в русской, но и в мировой литературе. Произведения Пушкина – сказки, поэмы, стихи, повести и рассказы – бесценное наследие, которым владеет наше поколение.
Главный герой “Медный всадник” мелкий чиновник Евгений, который видит смысл жизни в семье, детях и тихой жизни с возлюбленной. Описание его душевного состояния, внутреннего мира сходно с погодой в Петербурге. В поэме “Медный всадник” герой одинок, духовно слаб, потерян.
После смерти любимой он сходит с ума, глазами безумного человека Петербург выглядит правдиво, праздно и уныло.
Бедный чиновник, когда-то принадлежавший к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретится со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись на место трагедии, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытье Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его. |
Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначительный образ. Петра Первого многие видели ни разумным правителем, а деспотичным тираном. |
В непогоду за гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной. |
Возлюбленная Евгения, которая живёт на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке вместе со своей матерью. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок. |
По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека.
Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути.
Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя.
Совет
Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся.
Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.
Будь в числе первых на доске почета
Описание города
Произведение начинается с описания города. Пушкин показывает Петербург в свете контрастов. Сначала он описывает, каким являлось место до прихода Петра. Описание Пушкина того, как создавался город дает читателю понять, насколько велико творение рук человека, ведь раньше здесь гулял ветер, была пустыня, а сейчас город величественно возвышается и является великим созданием человека. Человек сломил природу, победил ее, вместо пустоши и гуляющего ветра теперь здесь царит величие. Хаос природы сменяется упорядоченным и красивым гранитным произведением архитектурного искусства. Город восторжествовал над природной пустотой. Но так ли это на самом деле?
Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти. В. Г.
Белинский писал: “Мы понимаем смущенною душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростертою рукою, как бы любуется городом… “.Поэма “Медный всадник” – самое сложное произведение Пушкина. Эту поэму можно рассматривать как историческое, социальное, философское или фантастическое произведение.
И Петр Первый здесь появляется как историческое лицо “на берегу пустынных волн”, как символ – “над самой бездной”, какмиф, как “Всадник Медный // На звонко скачущем коне”. Он проходит через целый ряд “воплощений”. Во “Вступлении” Пушкин воспевает гений Петра, сумевшего поднят народ на подвиг возведения великолепного города.
Обратите внимание
Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение “он” курсивом, тем самым приравнивая Петра к богу, его имя оказывается священным. Петр – создатель города, поднявшегося “из тьмы лесов, из топи блат”. Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с “пирушками холостыми” и “воинственной живостью” – памятник Петру-создателю.
Величие Петра подчеркивается блестящей реализацией его смелых планов: … юный град Полнощных стран краса и диво Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво. … корабли Толпой со всех концов земли К богатой пристани стремятся.
https://youtube.com/watch?v=ZyKtm_tkVao
И Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Не случайно во “Вступлении” пять раз повторяется слово
“люблю”. Сам Петр представляется Пушкину величайшим, гениальнейшим русским деятелем. Но в то же время Пушкин в “Медный всадник” в лице Петра показывает страшный, античеловеческий лик самодержавной власти. Бронзовый Петр в пушкинской поэме – символ государственной воли, энергии власти. Но творение Петра – чудо, сотворенное не для человека. “Окно в Европу” прорубил самодержец. Будущий Петербург мыслился им как город-государство, символ самодержавной власти, отчужденной от народа. Петр создал холодный город, неуютный для русского человека. Он тесен, что нередко подчеркивает Пушкин в своих строках: По оживленным берегам Громады стройные теснятся… … Теснился кучами народ. Город, созданный народом, превращен Петром в столицу Российской империи, он стал чужим людям. Простой человек, такой, как Евгений, в нем лишь “челобитчик”. Петербург “душит” людей, иссушает их души. В кульминационном эпизоде поэмы, в сцене погони, “кумир на бронзовом коне” превращается во Всадника Медного. За Евгением скачет “механическое” существо, ставшее воплощением власти, карающей даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания бедного Евгения. Ему был близок мир Петра, была понятна и дорога его мечта – “ногою твердой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властителем судьбы”, смирилась “побежденная стихия”. Но при этом Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Так почему Евгений так тянется к Петру? И почему они как бы связаны друг с другом? Медный Всадник скачет за ним “по потрясенной мостовой”… Было бы странно, если бы события начала века не отразились в поэме Пушкина, наполненной думами об истории и современности. Герцен говорил, что декабристы были продолжателями дела Петра Великого даже и тогда, когда они выступали против абсолютизма, – они логически развивали идеи, заложенные в его реформах. Трагедия заключалась в том, что Петр вызвал к жизни мечты декабристов, но основанная им империя подавила и развеяла их восстание. И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, “Добро, строитель чудотворный!” – Шепнул он… И вот тогда дрогнуло лицо грозного царя, взглянувшего со страшной высоты на бедного Евгения.
Многолетнее занятие историей Петра помогло Пушкину понять и отразить в “Медном всаднике” подлинную сложность политики этого самодержца
Бесспорно, Петр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, потом что понял потребности ее развития. Но при этом Петр оставался самодержцем, власть которого была антинародной
(No Ratings Yet)Loading…
Публіцистичний твір.
Ви зараз читаєте: Образ Петра в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”« Пророк О. Пушкіна і М. Лермонтова