Второй вариант
Виктора Михайловича Васнецова современники запомнили как трудолюбивого жизнерадостного человека. В творчестве он отдавал предпочтение полотнам, созданным по сюжетам древнерусских летописей и сказаний.
На переднем плане картины «Баян» изображен холм. Он яркого зеленого цвета, как трава на русской земле. Именно она придает воинам сил отстаивать свою родину и бороться за нее с врагом. На заднем плане виднеется широкая река. Она сразу наталкивает воспоминания о русских сказках, по которым богатыри останавливаются напиться воды у ручья в дороге или после тяжелого боя.
Понять, утро сейчас, день или вечер по изображению нельзя. Небо хмурое, а солнце спряталось за облаками и, кажется, скоро пойдет дождь. Но тем не менее и на этой бескрайнем сером полотне есть красивые белые облака. Живопись Васнецова так и вселяет ее созерцателям надежду на лучшее будущее.
Герои творения
На холме расположились князь с дружиной и сыном, слепой старец. Это и есть Баян — главный герой картины. Одну руку он направил в небо, а вторую держит на гуслях — древнем музыкальном инструменте Руси. Кажется, сейчас он дает благословение храбрым воякам на бой или рассказывает им древние былины и легенды о воинах прошлого, что были такими же смелыми как и они сейчас. Выглядит Баян совсем просто, одежда на нем крестьянская. Это наталкивает на мысль, что сказатель походит из простого люда и не владеет богатствами. Его длинные седые волосы трепещет ветер.
Воины все выглядят одинаково, они в доспехах со щитами и оружием. Дружинники, кажется, уже готовы пойти на бой, но сидят и внимают словам старца, они хотят узнать какими храбрыми были их предки. Возможно, впереди ждет сильный враг, и, чтобы одолеть его, им нужны дополнительные силы и благословение сказателя.
Баян играет ключевую роль в картине, ведь он проводник между князем и высшими силами. Главный герой думает, что благодаря им, дружина одержит победу, поэтому у исполнителя сосредоточенный и серьезный взгляд. Каждый из присутствующих сидит и думает о своем, к примеру, что же будет в случае поражения. Картина как бы говорит, что в будущем с ними может произойти беда, но они уже об этом догадываются.
Общее впечатление
При рассматривании живописных работ Васнецова чувствуется патриотический настрой изображенных на них людей. Ведь тогда каждый был способен постоять за свою родину. При этом воины прекрасно понимали, что в бою могут умереть, но тем не менее они шли на сражение. Дружинники князя идут не только отстаивать целостность страны, но и защищать собственные семьи. Ведь русский народ не пойдет назад, он всегда идет вперед.
В картине автор сумел отразить прекрасные, бескрайние просторы своей великой родины. Помимо этого, он запечатлел смелых и храбрых ее сыновей и правителей, а также известного сказателя. При взгляде на картину пробирает гордость за своих предков и благодарность за их смелость и твердость духа. В первую очередь за то, что они всегда стояли за свои земли и старались сохранить их целостность.
Вариант 3
Передо мной картина Виктора Михайловича Васнецова «Баян». Рассматриваю полотно и восхищаюсь талантом иллюстратора, который любил рисовать картины и иллюстрации к сказаниям и былинам. Художник изобразил в своем полотне отдых дружины князя Игоря, перед большим походом, который произошел в тысяча сто восемьдесят пятом году.
Центральное место занимают воины. Автор картины разместил их на высоком холме, на чистой, зеленой травке. Видно, что они остановились на отдых перед, чтобы восстановить силы перед дальней дорогой. Сидят они кружком. В самом центре дружины находится сам князь Игорь. Он серьезен, настроен решительно. Красивая одежда дополняет его образ. Рядом с князем Игорем сидит мальчик – его сын. Благодаря таким собраниям, на которые князь брал Святослава, положительно сказались на его будущем, и он стал прекрасным полководцем, отличным воином.
За спиной отца с сыном сидит пожилой казак. Он облачен в простую одежду, уже не носит обмундирования. Длинная борода, усы, томный взгляд, наполненный печалью. Возможно, казак расстроен тем фактом, что уже не в том возрасте, чтобы принимать участие в сражении. Сидит, подпер голову руками, вспоминает о былых победах.
У князя была огромная дружина, но В. М. Васнецов изобразил только девятерых, включая старца. За пригорком виднеются головы еще нескольких человек. Все в боевом обмундировании. На головах – железные шлемы. Одни воины держат сабли, кто-то вооружен топором, третьи стоят с большими щитами. В глаза сразу бросается одежда – идеально чистая. В старину существовала традиция, что каждый воин перед ответственным боем облачался в чистую одежду. Они сидят по кругу, в центре этого круга расположена огромная чаша и две ложки. Это еще одна традиция – перед боем воины должны вкусно поесть, чтобы набраться сил.
С правой стороны мы видим старца – Баяна. Именно его рассказ слушает дружина. В Древней Руси перед сражением Баяны, сказители, рассказывали воинам о былых боях, которые заканчивались победой. Эти слова помогали каждому члену дружины настроиться на бой и идти к победе.
Образ старца изображен ярко, проникновенно. На народном сказителе надета белая одежда, такая же чистая, как и воинов. Белый цвет настраивает на лучшее, на победу в сражении. По белому костюму вышиты узорами золотыми нитями. Ноги обуты в лапти. Во время своего рассказа он играет на старинном народном инструменте – гуслях. Рассказ очень эмоциональный. И зритель это видит. Лицо старца сердитое, он даже слегка сердится. У Баяна раскрыт рот. Кажется, что он кричит вдаль, и что-то показывает правой рукой, либо дает какие-то наставления. В глазах видна та же суровость. Этот образ дополнен седыми, развевающимися на ветру, волосами. Ветер треплет также длинную бороду.
Задний план картины – красивый пейзаж. Красиво струится голубая вода в реке, раскинулись поля, леса. Над воинами вист серое небо, затянутое облаками. Оно также подчеркивает напряженность ситуации.
Все детали, изображенные автором, говорят об одном – воинам скоро придется участвовать в сражении. И Баян должен приложить все усилия, чтобы поднять народ на эту борьбу, чтобы закалить дух воинов
Его задача – тронуть сердце каждого из них, чтобы мужчины задумались о том, что для них важно в данный момент. Он дает им понять, ежели они настроят себя на боевой лад – победа за ними!
Вариант 2
Известное многим полотно Виктора Васнецова «Баян» стало для России живописным пророчеством. Оно было написано в 1910 году — накануне Первой мировой Войны и Октябрьской революции. На нем изображено собрание русских воинов перед боем, и тучи над Русью сгущаются в этот миг. Точно так же сгущались они над Россией, вовлеченной в балканские войны, когда Васнецов взялся за работу. Но тогда никто даже не подозревал о том, что предостережения Баяна и знаки природы говорят о поражении. Как не знал этого князь Игорь, который снарядил дружину в поход на половцев.
На картине изображены первые лица древнерусского государства и сказитель Баян. Все взоры устремлены на седовласого и длинноволосого певца в белой рубахе, который возносит руку к небу и играет на больших гуслях
Он поет и, видимо, призывает сидящих задуматься о важном и сокровенном. Все лица суровы, кому-то даже не удается скрыть замешательства и горя
Слева от певца застыл в немой скорби богато одетый седой воевода в красном плаще, шлеме и железной кольчуге. Возле него сидит более уверенный в себе воин с коричневой бородой, он молодой и отважный, ведь всей своей позой герой демонстрирует гордость и силу. Он опирается на черный щит, всегда готовый отразить удар врага. За ними нашел место человек, прикрывший лицо рукой, он растроган. Песня взяла его за живое. На почтительном расстоянии изображен сам князь Игорь в расшитом узорами плаще, темно-зеленом сюртуке, красных сапогах. На нем богатый головной убор. Судя по состоянию бороды, он еще молод, а потому его лицо строго, но без следов замешательства. Он готов к бою. Ближе всех к нему в этот момент сын — мальчик лет десяти, одетый в светло-голубое одеяние с золотым воротничком и желтые сапожки. За ним расположился чувствительный старец в белой одежде. Он оперся на свою руку и глядит на певца с тоской. Внимают ему и другие воины, лиц которых мы почти не видим. Они тоже одеты подобающе, ведь пришли на такое статусное мероприятие. У них очень красивое оружие и добротные кольчуги. В центре картины торчит копье — символ воинственности и мужества. Панорамный вид на Русь сразу же показывает воинам, за что они идут биться. Серые тучи, гонимые быстрым ветром, несут за собой мрачное предзнаменование: не все вернутся из боя.
Мне очень понравилась картина Виктора Васнецова «Баян», потому что она написана мастерски: очень много мелких и точных деталей, скрупулёзная проработка костюмов и оружия, виртуозная передача эмоций героев. Полотно передает атмосферу старины. Оно ярче и убедительнее летописи расскажет о том, какие эмоции переживали наши предки перед битвой за будущее Руси.
План сочинения-описания по картине Васнецова «Баян»:
Вступление: история полотна;
Основная часть: описание репродукции картины «Баян»;
Заключение: мое впечатление о картине Васнецова.
Предыдущая запись Сочинение по картине Васнецова «Иван Царевич» (по плану для 4 класса)
Следующая запись Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» (по плану для 5-6 класса)
Сочинение по картине
На полотне изображены уставшие с дороги воины, расположившиеся посреди холма. Они сидят кругом и внимательно вникают историям слепого старика. Под такт своих сказаний он играет на гуслях. Слушатели ему попались благодарные и внимательные. Их захватили речи старика. Помимо того, что у истории интересный сюжет, рассказчик говорит так, что можно заслушаться. Некоторые из воинов глядят не на старца, а вдаль. Вероятно, они представляют ставных дружинников своей родины, ее богатое прошлое. Воины смотрят так сосредоточенно, словно пытаются разглядеть их там вдалеке.
В самом центре группы сидит князь Игорь, а рядом с ним его сын Олег. Лицо у правителя суровое, но он сидит и внимательно вникает словам Баяна. Сын его еще мал и ему рано участвовать в сражениях, но он также сидит и сосредоточенно слушает, при этом глядя вдаль. Вероятно, мальчик представляет себя смелым воином. Словно это он участвовал в боях за родную землю и отвоевывал ее у противника.
Позади Олега стоит старый казак, подперев голову руками. Кажется, он окунулся в воспоминания о своей молодости и те годах, когда сам участвовал в сражениях за родную Русь.
https://youtube.com/watch?v=yTDI2OpZlsM
Образ Баяна
Баян дает напутствие и поднимает тем самым общий дух. Одежда на нем простая — платье и лапти. Баян сидит не в середине круга, а с краю. То, что главный герой картины находится не в центре композиции, не выглядит странным. Ведь его образ полностью продуман Васнецовым. И главным является не то, где на картине разместился старец, и какой он имеет облик, а его слова. Больше половины дружинников, слушая сказателя, смотрят не прямо на него, а куда-то вдаль. Воинам нужно обдумать слова Баяна.
На полотне преобладают темные тона. Выбрав их, художник пытался отобразить хмурый день без солнца:
- серое небо;
- сильный ветер, развевающий волосы Баяна;
- скопление туч над героями.
Вокруг людей простираются русские земли с их бескрайними просторами. Из природы на полотне присутствуют молодые деревья и цветы на холме.
https://youtube.com/watch?v=1aFzvfiWgm8
Вызванные эмоции
Картина прекрасно передаёт дух воинов Киевской Руси, которые не дрогнут в минуты опасности и не предадут ее. Васнецов детально прорисовал их одежду и снаряжение. Во взгляде дружинников виднеется гордость за великие сражения, что были и еще будут в их жизни. Ведь все они любили родную землю и готовы были погибнуть за нее.
Рассматривая творение Васнецова, чувствуешь не только восхищение, но и печаль. Ведь все эти люди действительно существовали. И хочется верить, что жизни их были наполнены счастьем. В то же время в них была не только радость, но и кровавые сражения, победы и поражения. И многие из дружинников, вероятно, погибли на поле боя, борясь за свою свободу, за свои семьи и отчасти за нас, своих потомков.
Сочинение по картине Васнецова Баян для 9 класса
Восхищаясь событиями русской истории, многие писатели, художники, композиторы и другие творческие люди посвящали свои труды именно мотивам исторических сказов и легенд. Одним из таких людей был Виктор Михайлович Васнецов, который полностью посвятил своё творчество событиям русской истории. Художник всегда восхищался великой мудростью, силой, храбростью. Именно эти качества русского человека воспевал в своих изобразительных холстах, многие из которых сейчас хранятся в Третьяковской галереи и в Санкт – Петербургской галереи и в Русском музеи. Одной из самой знаменитой и известной картиной Виктора Михайловича Васнецова является «Баян».
Картина «Баян» написана в середине творческих лет Виктора Михайловича. В этот период он был сильно увлечен преданиями, мифами, легендами о русских богатырях. Васнецова также интересовало то, как после тяжелых сражений богатыри отдыхают. К сожалению, сохранилось очень мало достоверных исторических источников о жизни русских богатырей, поэтому большинство информации для написания своих знаменитых картин Виктор Михайлович заимствовал из летописей и устных народных рассказов и преданий. Этого было вполне достаточно для написания целого ряда картин о русских богатырях и их сражениях за Русь.
Картина «Баян» содержит в себе много разных персонажей, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому складывается общность и целесообразность картины «Баян». Главный персонаж и действующее лицо расположено не в центре, как привык зритель, а сбоку. Этим главным героем является гусляр, который забавляет всех остальных народными преданиями, сказками, мифами, легендами, а также игрой на музыкальном инструменте. Все остальные действующее герои внимательно и вдумчиво слушают рассказчика. У них хорошее настроение. Сидя на возвышенности, после трудного и тяжелого боя, они набираются сил, чтобы продолжить защищать родную землю русскую.
Кстати, большинство из тех, кто изображен на картине – богатыри, одетые в русские народные доспехи. В их руках мечи, которыми они поражают своих врагов и соперников русского народа. Остальные это простые люди, скорее всего жители окрестных деревень сёл. Может быть, они пришли встретить богатырей и послушать рассказы гусляра.
Картина вызывает чувство гордости за тех, кто защищал Русскую землю в самом начале её зарождения. Велик подвиг русских богатырей для современного мира.
9 класс
Васнецов — Баян
Сейчас читают:
Сочинение Мой любимый город Дербент
Я родился в республике Дагестан. Это великая и поистине могучая страна. Страна славится своими невероятными пейзажами, а если быть точнее, то это горы. Как говорят у нас, Дагестан – это страна гор.
Сочинение Балашиха — мой город
Если основываться на свидетельствах археологических раскопок, то поселению на речках Пехорке и Горенке более девяти тысяч лет
Но статус города рабочий посёлок при мануфактуре князей Трубецких получил в тысяча девятьсот тридцать девятом году.
Сочинения 5 класс
Сочинение-рассуждение Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Начну с немаловажной оговорки: когда слышишь словосочетание «портрет поколения», в воображении рисуется некий Левиафан, одолеть которого не так-то просто. Я не могу (вернее, не имею морального права) говорить от лица целого
Сочинение по картине Осень
Охотник Левитана 8 класс
Левитан Исаак Осипович был известным пейзажистом своего времени, умением и талантом которого до сих пор восхищаются люди самого разного возраста. От его картин захватывает дух, как у детей, так и у взрослых.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита сочинение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире.
Сочинение по картине Васнецова «Баян» – «По русскому»
Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор «Слова о полку Игореве». Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно «Баян».
Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем, который свой рассказ сопровождает игрой на гуслях.
Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна.
Глаза некоторых дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.
Обратите внимание
В центре группы дружинников сидит князь. Его лицо сурово. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем сидит мальчик, его сын. Он еще не бывал в сражениях. Но его взгляд, устремленный вдаль, о многом говорит зрителям.
Вдохновленный сказанием Баяна, он готов ринуться в бой за свободу родной русской земли. Старый казак за спиной княжича подпирает голову руками. Слушая знаменитого сказителя, он, наверное, вспоминает славные битвы, в которых сам принимал участие.
А вокруг воинов и вдохновенного Баяна простирается родная русская земля. Молодые деревца придают картине необычную живость. Даже серое небо над головами людей заслушалось Баяна, длинные волосы которого развевает ветер. Это придает полотну еще больше динамизма.
Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной силой любви к родной земле, гордостью за ее великие победы. Глядя на лица слушателей, можно с уверенностью сказать, что они не дрогнут в минуту опасности, как не дрогнули те, о ком повествует великий старец Баян.
В центре картины зеленый холм, возвышающийся над просторами необъятных русских земель. На многие мили раскинулись густые леса, вдали тонкой лентой вьется река.
Время суток точно невозможно назвать, но судя по сгущающимся облакам, кажется будто солнце, спрятанное за тучами, медленно, но верно клонится к горизонту. Тонкие веточки деревьев, покрытых молодой зеленью покачиваются на ветру, такие нежные и хрупкие, они символизируют юность, жажду жизни и надежду на лучшее.
Темно-серое небо мрачно, белые облака, ведомые порывами ветра, неспешно идут хороводом.
Важно
В центре холма полукругом, устроились князь со своей семьей и дружиной. Но несомненно, главный герой живописного творения, это слепой старец, вещун, поющий и ведущий летопись под звонкий напев гуслей. Фигура седовласого волхва отличается величественностью и грациозностью. Одет он в простые крестьянские одежды – рубаха с красной вышивкой, лапти, простые штаны, весь его облик, черты лица и внешний вид, говорит о том, что он близок к народу, и постоянно помогает и шествует своим дельным советом среди люда. Ведая таинственными тайнами, приоткрывая завесу прошедшего и будущего, поет он, взывая к богам, вознося свою молитву. Не столько многочисленных божеств, просит он воплотить свою мощь и ловкость, мудрость и бесстрашие, сколько людей, сидящих рядом с ним, людей, что пойдут против врага, защищая свои родные земли, свои семьи. Он советует всем разорившимся князям и братьям сплотиться перед опасностью вторжения грозного врага, незнающего пощады. И велит помнить о величии русских земель и сил истинного славянина, защищающего свой кров и семью ценой своей жизни.
Описание полотна
Знаменитый художник, Виктор Михайлович Васнецов восхищался жизнью древней Руси и русского народа. Большинство его полотен отражают быт и настроения того времени. Словно они стали отпечатком доблести и мудрости наших предков как в труде, так и в бою. Картина «Баян» была написана художником на закате лет и стала одной из самых известных его работ.
В глаза бросается суровость картины, ее тяжесть. Абсолютно все детали наполнены мыслями печальных воинов. Боевое снаряжение надето на каждого из них, что говорит о предстоящей битве. Работа показывает не только храбрость воинов перед сражением, но и их тревогу. Герои картины Васнецова, застыли с беспокойством и печалью в глазах. Ведь они не знают, вернуться ли живые домой или погибнут, а на родной земле пройдут тризны в их честь.
Лишь один князь смело и гордо смотрит вперед, он будет вести свое войско, а значит должен быть примером мужества и отваги. Виктор Васнецов расположил людей на высоком холме, словно давая им в последний раз насладиться живописными красотами своей могучей родины.
Ключевая фигура на картине — Баян, сидит с краю, отдельно от всех. Его длинные седые волосы развиваются на ветру. Застывший образ людей князя гармонично сочетается с фигурой Баяна. Все они пропускают сквозь себя его пение. Старик, вероятнее всего, рассказывает воякам о знатных подвигах их предков, что защищали Русь до них, и тем самым подбадривает дружинников. Картина наполнена той первозданной природой русского человека, стойкого и уверенного даже в трудные времена.
Ответы на вопросы по картине В.М. Васнецова «Баян» (19 упр. 9 класс по учебнику Бархударова)
1. Что изображено на первом плане?
На первом плане картины В.М. Васнецова изображены русские воины, расположившиеся на холме. Во главе рати сидит князь с сыном и старым воином. Все они внимательно слушают певца, которого художник изобразил справа чуть в стороне от остальных героев картины. В центре стоит на камне чаша.
2. Выделите и опишите основные группы героев картины.
Впереди можно выделить двух молодых воинов. Они сидят спиной к зрителям. На одном из них надета кольчуга, на другом темный плащ
Все их внимание поглощено сказителем. За ними влево расположились еще четыре молодых воина
Они все в кольчугах.
Все воины держат в руках кто меч, опершись на него, кто щит, кто топорик. Они или только после битвы, или готовятся к ней. Чуть выше художник нарисовал группу из трех человек. Это старый казак, князь и его сын, юный княжич. На казаке надет белый кафтан.
Обратите внимание
Волосы казака и усы совсем седые. На княжиче голубой кафтан и желтые сапоги. Князь опирается на меч в ножнах. На его плечи накинут коричневый расписной плащ. Выделяются красные сапоги князя. За этой группой сидят три воина разных возрастов. А перед ними отдельно сам Баян.
И еще одна группа видна за спиной Баяна на правом склоне холма.
3. Опишите главного героя картины
Обратите внимание на выражение лиц слушающих его людей
Главным героем картины является сказитель Баян. Он нарисован отдельно от других героев произведения. Одет он в белоснежную длинную рубаху. Свой рассказ Баян сопровождает игрой на гуслях. Он, возможно, рассказывает о былых битвах, о героических сражениях.
Его лицо сурово. Седые волосы разметал ветер. Одну руку сказитель поднял вверх, как бы призывая воинов храбро сражаться за русскую землю. И слушатели задумались. Кто опустил голову, кто задумчиво смотрит вдаль. Но мысли, наверное, у всех бродят в голове одинаковые.
4. Какой фон у картины? Опишите небо, землю
Обратите внимание на цвет плащей дружинников и одежды певца. Какие тона преобладают в картине?
Фон у картины серый. Серое небо. По нему бегут тучи. Серые доспехи у воинов. Темная вода у холма. Темный плащ у одного из воинов. У другого плащ яркий, красный. Малиновыми пятнами выделяются щиты у двух воинов. Преобладают темные тона. Они контрастируют с белым одеянием певца.
5. Какому периоду в истории нашей Родины посвящена картина? В каком произведении древнерусской литературы упоминается Баян?
Сочинение по картине “Баян” Васнецова: описание картины и ее анализ
“Баян”. В. Васнецов
Картина “Баян” принадлежит к числу самых известных работ выдающегося русского художника В. Васнецова. В этой статье представлено сочинение по картине “Баян” Васнецова: описание картины и ее анализ.
Смотрите: Материалы по другим картинамЭскиз к картине “Баян” был исполнен Васнецовым в 1880 г., а сама картина была завершена 30 лет спустя – в 1910 г. Картина “Баян” выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 303 x 408 см (то есть около 3 х 4 метра!).
В настоящее время картрина “Баян” находится в “Русском музее” в Санкт-Петербурге.
Описание картины “Баян” из книги “Русские художники. Монографии”:
“Картина «Баян» является последним заметным вкладом Васнецова в русское искусство. «Баян» был закончен с большим запозданием, что и отразилось на качестве исполнения картины. «Баян» — красивая по типам, композиции и живописной тональности картина. Еще в 1899 году Васнецов встретился с темой тризны на холме, когда иллюстрировал «Песнь о вещем Олеге». Теперь он по-иному и более удачно разрешил композиционную задачу, расположив фигуры воинов по холму. Над всей группой сидящих на вершине холма как бы звучит древняя легенда. Она живет в пейзаже картины, в могучих светлосерых клубящихся облаках, несущихся над синими далями реки и дремлющими дальними грядами холмов. Все это выразительно говорит о творческом прозрении художника в глубь веков, в «преданья старины глубокой». Правда, в картине заметны некоторые повторения, если так можно сказать, «самозаимствования». Одежды княжича-отрока, Баяна и украшения на них напоминают костюмы к «Снегурочке». Доспехи дружины перешли с картины «После побоища» и «Богатырей». Некоторые фигуры и головы имеют общее со стенописью Владимирского собора. Несколько искусственны жесты и неубедительна поза Баяна и выражение его лица. В картине ему приданы черты вещателя, выражение исступленности. Реалистическое чутье изменило художнику. Не удался художнику и княжич. Исчезла былая васнецовская убедительность образов. Неудачны две фигуры воинов на переднем плане, неприятны детали, получившие натуралистический характер (подошвы сапог воинов в центре на первом плане). Мешают цельности впечатления излюбленные Васнецовым, но ненужные здесь несколько стилизованные ромашки. Перерыв между эскизом и картиной в тридцать лет не пошел ей на пользу. Сказывались возраст художника и непреодоленное влияние модерна. В картине есть что- то нарочито искусственное, местами вычурное. Когда такие перемены произошли в картине, сказать нельзя; видели ли Горький и Стасов то же самое, что мы, — остается пока неизвестным. И все же много еще было сил у художника, еще полон он был бодрости, если мог закончить такую сложную большую картину.” (Моргунов Н. , Моргунова-Рудницкая Н. – Васнецов Виктор Михайлович ( Русские художники. Монографии) – 1962 г.)
Описание картины “Баян” на сайте Русского музея:
“«Баян» — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник в это время писал “Богатырей”.
Баян — имя певца из “Слова о полку Игореве”, однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции.
Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.”
Писатель М. Горький о картине “Баян”:
“Для меня театр, Васнецов и сумасшедшая семья Книппер — дали ужасно много радости… Васнецов — кланяется Вам. Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта. Его Баян — грандиозная вещь. А сколько у него еще живых, красивых, мощных сюжетов для картин! Желаю ему бессмертия!”
Описание-анализ картины В.М. Васнецова «Баян» эссе
Одной из самых выдающихся и знаменитых картин русского художника Виктора Михайловича Васнецова является картина «Баян». Сюжет этой картины относится к IX – XIX векам нашей эры. Виктор Михайлович всегда с особой любовью писал картины на темы русской истории.
На полотне изображена группа людей. Главным персонажем в ней является Баян, этим словом в старину называли музыкантов-сказителей. Старый человек сидит на вершине холма в окружении дружинников. Ветер развевает седые волосы и бороду старика. На коленях у музыканта лежат гусли. Касаясь струн одной рукой, подняв другую руку вверх, Баян поет.
В прежние времена музыканты-сказители пользовались огромным уважением и были желанными гостями везде. Они обладали великолепным музыкальным слухом, сильным и чистым голосом, сами слагали свои былины, песни, сказки, сами сочиняли музыку. Это были удивительно талантливые люди, заставляющие замирать слушателей одним прикосновением к струнам.
Важно
В своих песнях они рассказывали о героизме воинов, об исторических событиях, о горе и счастье, о победах и поражениях. Быть воспетым Баяном, значило стать знаменитым на годы и века. Часто такие музыканты были слепыми. Вот и на картине В.М.
Васнецова у Баяна неподвижный взгляд, он устремлен в никуда, но создается впечатления, что этот старик смотрит в душу каждого, кто его слушает.
Вокруг Баяна сидят дружинники, группа из нескольких воинов внимательно слушает певца. Кто-то опустил глаза и смотрит в землю, кто-то – обратил взор в небо, но все ловят каждое слово песни, каждую ноту.
Есть воины, одетые в плащи-накидки, по убранству можно понять, что это — командиры. Один из них, седой, в красном плаще – воевода. Он опустил глаза вниз и задумался. Видно, что этот человек давно в дружине, он повидал смерть.
О чем он думает? Чем так опечалено его лицо?
Среди слушателей есть люди не военные: старик с мальчиком и мужчина в богатых одеждах. Возможно, они случайно оказались на холме, а может они сопровождают обоз дружины, но они тоже внимательно слушают песню талантливого старца.
За холмом видны другие дружинники, их взгляды устремлены на Баяна. Передышка в боях, музыка и песня волнуют всех, это отдушина в суровой военной жизни.
Пейзаж на картине не яркий, но глубокий. Вдали речка, равнина. Над головой серое небо, затянутое тяжелыми облаками, ветер. Все это еще больше подчеркивает значимость музыки. Люди, как зачарованные, забыли о тяготах и невзгодах, они слушают!
Глядя на картину, как будто слышишь звучание струн и голос певца. Художник Виктор Михайлович Васнецов талантливо и реалистично отразил дух того времени, суровость военной жизни, показал, что искусство побеждает смерть и боль, заставляет отступить зло, наполняет сердце людей красотой и добротой.
«Баян», Васнецов
Год написания: 1910Размер: 303 × 408 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 135 слов
На картине Виктора Васнецова «Баян» изображён древнерусский сказитель и певец, сидящий на холме в окружении дружинников. Это произведение принято связывать с поэмой «Слово о полку Игореве», поэтому среди воинов мы видим и самого князя, а также его юного сына.
Игорь в роскошных княжеских одеждах находится в центре композиции. Перед ним расположено воткнутое в землю копьё — символ могущества русского войска. Баян же сидит по левую руку от князя.
Лицо старца, как и лица других героев на картине, выражает решительность. Рот его открыт, правая рука поднята к небу, левая же — перебирает струны гуслей. Должно быть, Баян рассказывает дружинникам о великих сражениях и славных победах русских витязей.
Общее впечатление от картины тревожное, она настраивает зрителя на суровый военный лад. Тем не менее нежный зелёный оттенок травы действует умиротворяюще и вселяет надежду на скорое окончание боевых действий.
Вариант 2 — Подробно
20 предложений/ 235 слов
Картина Виктора Васнецова «Баян» посвящена былинной теме в творчестве художника. На полотне изображён древнерусский певец и сказитель, восседающий на холме с гуслями на коленях. Высоко подняв руку, он рассказывает окружающим его дружинникам князя увлекательную историю.
Рот мужчины широко открыт, длинные волосы старца развевает ветер. В глазах его виден решительный блеск. Вероятно, Баян повествует о великих битвах и славных победах русских воинов.
Сюжет картины принято связывать с поэмой «Слово о полку Игореве». Поэтому среди витязей, внимающих словам Баяна, мы видим и самого князя. Именно он находится в центре холма.
Голову Игоря покрывает вышитая золотом и отороченная натуральным мехом шапка, а на его плечах покоится богатый бордовый плащ с роскошной застёжкой на груди. Лицо князя сосредоточено и повёрнуто в сторону сказителя, изображённого в правой части картины.
Рядом с отцом мы видим княжеского сына. Он ещё очень молод, но тем не менее уже участвует в военных походах. Лицо мальчика выражает решительность, а взгляд его тёмных глаз кажется не по-детски суровым. Остальные дружинники также расположились на земле вокруг князя. Несмотря на отдых, они не выпускают из рук оружие и по-прежнему облачены в военную броню и шлемы.
Суровые лица витязей, их боевой наряд, решительный настрой князя и певца создают у зрителя напряжённое настроение. Этому способствуют и недружелюбные серые оттенки хмурого неба над головой героев. Но умиротворяющий зелёный цвет травы сообщает о возможном скором окончании войны. Глубоко воткнутое в землю копьё, находящееся в центре образованного дружинниками круга, символизирует могущество русского войска.
см. также:Все сочинения-описания картин
Изображение на переднем плане
Люди в доспехах расположились на зелёном холме, который возвышается над окружающим миром. Создан отдельный пьедестал на фоне природы. Защитники Руси сидят гордо и величаво, охватывая взглядом широкое пространство. На вершине холма полукругом устроились князь со своей дружиной. Рядом устроился наследник и продолжатель дела отца. Это смелые, гордые, великие мужи, которые чувствуют ответственность за свою землю. Взгляд князя устремлён вдаль. Его переполняет желание прославить княжество в ратном бою, вернуться с победой. Сын старается соответствовать своему отцу. Однако его черты лица мягки, по-детски наивны. Его завораживает певучая речь Баяна. Оружие одного из воинов устремлён к небу. Это знак, символизирующий готовность идти в бой сиюминутно.
Порядок работы
Знакомство с картиной и составление сочинения входит в образовательную программу по русскому языку для школьников 9 классов. Для проведения урока преподаватель должен предоставить репродукцию полотна, чтобы дети могли его изучить, проанализировать и написать эссе.
Цели работы:
- Рассмотреть творчество художника.
- Научиться делать анализ картины, осмысливать ее содержание.
- Развитие речи и совершенствование навыка подбирать нужные слова при составлении описания.
- Формирование творческого восприятия.
Работа над картиной:
- Описать, что находится на переднем плане.
- Выделить основных героев полотна и кратко рассказать о них.
- Охарактеризовать Баяна — его внешность, одежду, выражение лица.
- Изучить фон картины, выделить преобладающие цвета и ее настроения.
- Поделиться впечатлениями и эмоциями, которое вызывает художественное произведение.