Антиподы
Девочка и атлет показаны как символы двух противоположностей. Легкая воздушная гимнастка и тяжелый мускулистый силач находятся на таких же разных поверхностях: девочка балансирует на неустойчивом шаре, атлет – на основательном прочном кубе.
Девочка
Эквилибристка пытается устоять на круглом предмете, устремляя руки к небу. Этот момент написан для общего понимания картины – молодая девушка уподобляется абсолютно неустойчивому воздушному пространству и является как бы продолжением шара. Даже ее трико по цвету напоминает голубой цвет небосклона.
Атлет
Мужчина показан не полностью, только со спины, но и этого хватает для оценки силы, мощности и некой приземленности. Своей позой он буквально врастает в землю. Если гимнастка описана в серо-голубых воздушных тонах, то у силача преобладают светло-розовые оттенки.
Куб и шар
Эти фигуры смело можно назвать антиподами друг к другу. Если массивный устойчивый куб олицетворяет собой неподвижность, земные, правильно очерченные материи, лишенные какой-либо одухотворенности, то шар предстает перед нами символом неустойчивости, воздуха и грации. Круг относится к будущему, прогрессу, движению и божественному началу.
К моменту написания картины Пабло Пикассо уже несколько лет общался с представителями французского клуба интеллектуалов и посещал лекции парижского поэта, который проповедовал истинность греко-латинской мифологии. Из этих посещений художник уяснил, что богиня Фортуна сидит на круге, а Доблесть (ассоциируется с кубом) – на квадратном.
Очень похоже на то, что Пикассо прибегнул к этой метафоре, когда поставил девочку на шар, а силача на куб. Потому что дело не только в разной геометрии фигур, каждая из них олицетворяет того, кто на них поставлен (усажен).
Единство противоположностей
Образы циркачей, если рассматривать их символику, в связке очень напоминают весы или застывший маятник, который может качнуться в любую сторону. Действительно, хрупкость гимнастки подчеркивает силу исполина, фигура силача, в свою очередь, оттеняет грацию эквилибристки. На полотне изображена гармония правильной геометрии и легкости движения. Между персонажами существует четкая, оформленная цветовой палитрой связь. Их непохожесть создает ощущение того, что они составляют гармонию, и это равновесие приводит к пониманию, что один не может существовать без другого.
Техника, исполнение, приемы
Основным приемом художника все равно остается четкая линия, но в отличие от картин «голубого» периода в творчестве мастера тут уже прослеживается более выраженный объем и реалистичность.
Пустынный желтоватый фон передает атмосферу жизни бродячих артистов за пределами сцены, демонстрирует бедность и скуку, которые окружают этих людей в обычном мире, где нет зрителей и аплодисментов.
Нужно отметить, что любимый голубой цвет автора, который ранее он активно использовал в своих картинах, тут остался только для подчеркивания фигур гимнастки и силача. Другие элементы композиции нарисованы в розово-желтых оттенках.
Задний план
Предыдущий «голубой» период картин Пикассо соответствовал тяжелой жизненной стадии художника, и герои его полотен занимали почти весь размер холста. В описываемой картине, относящейся к его лучшему творческому периоду, границы как бы раздвигаются, появляется пейзаж в розово-голубых тонах и фигуры на заднем плане.
Вдали видны очертания женщины, которая несет на руках младенца и рядом ведет еще одного ребенка, их сопровождает собака. Они имеют второстепенное значение, однако без этих образов картина была бы неполной. Женщина с детьми и собакой не смотрят в сторону циркачей. Существует мнение, что это показательное пренебрежение есть метафора, олицетворяющая невостребованность художественного искусства широкими массами.
Помимо описанных фигур проглядывают очертания еще одного живого существа – белой лошади. Она часто появляется и в других полотнах мастера. Но в этой картине она не может быть сквозным моментом:
Лошадь присутствует практически во всех цирковых труппах, без нее не бывает цирка;
Белая лошадь – символ надежды, возрождения, духовного просветления и самой жизни (полотно относится именно к этому периоду).
Описание картины Пабло Пикассо “Девочка на шаре”
Пабло Пикассо, 1905 год, картина «Девочка на шаре», Фото: content.choiz.me
Название | Девочка на шаре |
Страна, художник | Испания, Пабло Пикассо |
Год | 1905 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Пушкинский музей, Москва |
Материалы | Холст, масло |
После «голубого» периода Пабло Пикассо, в котором он запечатлевал нищенскую тему, одиночество и отчаяние, используя мрачные голубые оттенки, наступает «розовый» период, радовавший как жизнерадостными красками, так и приятными темами: клоуны, арлекины и карнавальные артисты. Интуиция, лежащая в основе данного периода, преобладала в большей степени, чем конкретное наблюдение. Стилистические эксперименты живописца с обдуманным упрощением картины стали частью «розового» периода.
Данная картина – это синтез первого и второго цветного этапа творчества художника. Здесь и совмещение неуловимой тревожности «голубого» периода, и легкая умиротворенность «розового», словно прошлое и будущее столкнулись в одном месте. На картине мы видим бродячую группу, которую составляют акробаты. Большую часть пространства занимает две фигуры. Хрупкую гимнастку в тесной одежде мы застаем за репетицией циркового номера, балансирующую на шаре, словно ею продолженном. Неустойчивая поза девочки походит больше на одну из игр.
Сильный спортсмен, сидящий недалеко, отдыхает. Его монументальность поражает своим размахом. Картина полна внутреннего драматизма, лежащего в композиционной основе. Также она строится на контрастах. Унылая природа, наводящая тоску, выжженная холмистая равнина с проселочной дорогой, на которой приостановились бродячие артисты. Задний план полотна показывает случайную прохожую с дитем, собаку и пасущуюся белую лошадь. На картине явен контраст унылого фона с задорной профессией циркачей, зрителями которых становится шумная веселая толпа.
Куб и шар являются противоположностями: одно выражает движение, другое – неподвижность. Ребенок с присущей ей грацией раскачивается, стараясь удержать баланс, мужчина сидит, как камень. Он будто врос в постамент, являясь олицетворением постоянства и неподвижности. Цвет подчеркивает незримый контакт между большим человеком и крошечной на его фоне ребенком.
Живописец показывает свою заинтересованность эмоциональным состоянием героев: они оба погружены в свой внутренний мир, природа только усиливает это ощущение. Девочка является воплощением мечты Пикассо о лирики жизни и напоминанием о быстротечности красоты, а сила спортсмена спасает ее от безжалостности этого мира. Идеальная гармония баланса, в котором одно не существует без другого.
Сочинение по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
Пабло Пикассо в своей картине «Девочка на шаре» в очередной раз доказывает, что он является истинным мастером формы
На полотне можно видеть легкую и гибкую девочку-акробатку, которая с осторожностью балансирует на шаре, а рядом с ней на массивном и устойчивом кубе воссел истинный богатырь – крупный атлет. Эти двое – труппа акробатов, которые бродят по свету
Искусствоведы считают, что «Девочка на шаре» пропитана драматизмом, который и является основой самого изображению. Воссоздать задумку автору помогли противоположности образов на картине
и контрастов в цветовой гамме. Пейзаж впечатляет, как не странно, своей унылостью, – выжженная солнцем равнина, по которой тянется дорога, приводит взгляд издалека к двум главным персонажам. Именно такой скучный фон подчеркивает радость и веселье ремесла цирковых артистов. На картине противоположное буквально все.
Настроения девочки и атлета, их занятия в текущий момент – девочка качается на шаре, атлет, в свою очередь, создает образ монолита – застывший и спокойный, неподвижный и постоянный. Циркачка мала и хрупка, мужчина тяжелый и большой
Конечно, нельзя не обратить внимание на шар и куб, на которых
разместились персонажи. Здесь же можно уловить контраст неподвижности и активного движения. Яркие ноты в общей композиции – это красный цветок, закрепеленый на волосах девочки и далекое пятно маленького ребенка, который вместе с мамой оказался случайным прохожим свидетелем всех событий на картине. Несмотря на то, что создается впечатление «случайности» этих героев, – действительность совершенно другая.
Если убрать пасущуюся лошадь и мать со своим чадом, можно получить безжизненную пустынную картину
В пейзаж эти детали вносят важное тепло и эмоциональность. Задний план является символом мирности, живости, равномерного движения
Одним из главных элементов произведения можно называть четкость линий. Именно они представляют собой напряженную силу, которая вплелась в замкнутый контур.Картина «Девочка на шаре» является мостиком, по которому Пабло Пикассо перешел от своего знаменитого «голубого периода» к розовому. Художник часто прибегал к изображению слабого объекта, который находится под «крылом» у сильного. Пикассо считал, что именно защита является спасением и надеждой человечества, единственной возможностью существовать в бренном мире, полном чужды и враждебности.
Рекомендуется к прочтению:
- Сочинение по картине Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой»
- Сочинение по картине Пабло Пикассо «Сон»
- Сочинение по картине Пикассо «Мальчик с трубкой»
- Сочинение по картине Пикассо «Женщина со скрещенными руками»
- Сочинение по картине Серова “Девочка с персиками”
- Сочинение по картине Пикассо “Герника”
- Сочинение о работе.
«Розовый» период
Каждое произведение великого художника имеет свою историю. Эта картина не является исключением. Молодой Пабло Пикассо, обосновываясь в начале прошлого века в Париже, постигал мир богемы. В его бедной художественной мастерской зимой даже вода замерзала — так бывало холодно. А на Монмартре часто отключали электричество. Но зато на дверях мастерской красовалась надпись «Место встречи поэтов», радующая глаз. Мир богемы, отвергаемый обывателями, прочно входит в жизнь Пабло Пикассо. А тема родства и общечеловеческих отношений — в в тот период
Главные персонажи, герои картин — странствующие циркачи, комедианты, артисты и балерины, которые, вопреки общественному вкусу, приковывали к себе внимание молодого таланта, вызывали в нем неподдельное участие и интерес
Картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»: сюжет
На полотне изображены сидящий взрослый мужчина-акробат и хрупкая девочка, которая грациозно балансирует на шаре. Именно в противопоставлении этих двух фигур, их пластики и массивности, грациозности и силы, многие критики видят изюминку произведения. Тема дружбы, внутренней общности и взаимопомощи также просматривается в работе. Художника привлекает язык контрастов и пластики, способствующий созданию гармонии в композиции картины. Ведь согласитесь, если представить себе на миг только лишь балансирующую девочку, то без молчаливой поддержки сидящего циркача она моментально может потерять равновесие, соскользнув с шара. Согнутая под прямым углом нога мужчины воспринимается образно, как некая опора для хрупкой фигурки девочки.
Все волшебство, пронизывающее произведение великого мастера, основывается и на магии освещения, созвучии цветов, точности мазков. Словно бы у фигур нет чувства скованности, а пространство холста раздвинуто и наполнено воздухом. Одновременно с этим, автор использует и огрубление фактуры живописи, опрощение стиля, проявившееся в более ранние годы.
Несмотря на кажущуюся грубость изображения, произведение несет светлое и нежное настроение, описанное в розовых и голубых тонах, с оттенками пепельного. Эти тона дополнительно создают впечатление романтической реальности жизни.