Загадки картины Мунка
Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.
Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.
На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?
Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.
Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.
Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.
Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века
С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой
Причем тут Ван Гог
Как вы уже поняли, картину «Крик» не писал. Но почему же ошибаются миллионы людей?
Вероятнее всего потому, что истории двух авторов очень похожи. Во-первых, им обоим ставили диагноз «шизофрения». Впрочем, есть версия, что у Мунка был маниакально-депрессивный психоз, а у Ван Гога – эпилепсия.
У обоих было трагическое детство: совсем ребенком Мунк похоронил мать и сестру, у Ван Гога в детстве умер брат.
Оба часто бывали в Париже, где старались подхватить каждое новое направление, попробовать новые техники и взять что-то от других художников. В те годы в Париже Франции развивались импрессионизм и постимпрессионизм, здесь работал , с которым подружился Ван Гог и под влиянием которого находился Мунк.
И наконец, они оба жили только в живописи, стараясь убежать в нее от своего одиночества. Возможно, именно это и сделало так похожими на полотна Ван Гога.
Эдвард Мунк оголённый нерв
Своя мадонна есть и у Мунка
Сюжет и описание картины Винсента Ван Гога «Башмаки» («Ботинки»)
Описание картины
Вы все его видели, этого человека, который то ли кричит, то ли глух, то ли слышит этот крик.
Главный герой, помещенный в центр композиции, отчаянно кричит. Его лицо и образ обезличены до примитива, но они выражают ужас и отчаяние, которые граничат с безумием. Мунк самыми скупыми средствами сумел передать эту жуткую эмоцию: широко открытый рот, страдание в глазах, закрытые руками уши и желание убежать от самого себя, чтобы убрать подальше этот приступ безнадежности и страха.
Главный герой одинок, он уязвим и хрупок, что делает картину трагической.
Над ним только огненное и горячее небо, накрывшее холодный фьорд. Вместе они породили страшную тень, похожую на морское чудовище.
Картин отличается отсутствием перспективы и несогласованностью цветов, сломанными линиями и искаженным пространством.
И только мост, где стоит главный герой полотна, остается нерушимым. Его словно противопоставляют хаусу, в который мир погружается все больше и больше. Это не просто мост, это барьер, который отделяет нас от природы. Кроме главного героя есть еще две фигуры вдали, они равнодушны и никак не реагируют на происходящее. Люди защищены цивилизацией, и они просто не слышат крик, не чувствуют и не видят.
Несмотря на лаконичность сюжета, художником использована довольно сложная техника. На одном полотне уживаются темпера и масло. Тем не менее, колорит полотна довольно простой, если не сказать, что скупой. Здесь только красный и синий цвет, а также их смешение. Тем не менее, их замысловатые и странные изгибы, а также линии центральной фигуры делают картину драматичной и энергетически наполненной. История картины
Начнем с того, что автор создал четыре версии картины «Крик». Первая датируется 1893, последняя – 1910.
Сам авто рассказывает, что идея пришла к нему в 1891, когда он с друзьями стоял на холме Экеберг в родном Осло. По словам художника, небо вдруг приобрело кроваво-красный оттенок, автор почувствовал озноб в теле, а грудь его сдавила душераздирающая боль. Черный и голубой город и фьорд покрылись красными языками пламени. «И я услышал, как бесконечный крик пронзил природу»…
Современные психологи сказали бы, что все описанные симптомы характерны для панической атаки. Вероятно, это она и была. Но здесь мы находим ответ на вопрос, слышит ли главный герой этот крик, или кричит сам.
В 1892 году появилась очень похожая картина под названием «Отчаяние». Здесь главный герой еще не настолько беззащитен, на нем есть хотя бы шляпа. А Мунк все создавал и создавал новые наброски.
Историки предполагают, что на картину повлияло еще несколько фактов. Так, рядом с холмом находилась скотобойня и психиатрическая клиника, где периодически лежала сестра художника. А психиатрические клиники тех времен – это жестокие и нечеловеческие методы лечения. Крики больных и крики животных превратились в легендарное полотно. Также на эстетику картины повлиять могло извержение вулкана Кракатау, после которого небо долго было красного цвета. Образ главного героя мог быть навеян перуанской мумией, которую автор увидел в то время на выставке. В 1893 году появилась первая версия картины, в 1895 автор создал литографию.
Картины неоднократно похищались и снова возвращались. Кроме того, существует легенда о том, что все, кто с «Криком» взаимодействуют (ученые, музейные работники) либо заболевают, либо впадают в депрессию, либо сходят с ума. Но это только легенда и несколько совпадений ни о чем не говорят.
Сочинение-описание по картине Эдварда Мунка «Крик»
Картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» очень лаконична. Бо́льшую его часть занимает кроваво-красное небо и тёмно-синие воды фьорда. Однако мы видим не обыкновенный закат над морем. Пространство всё словно сломалось и искривилось, небо с водой закрутились в каком-то безумном вихре, подчиняющем себе всё вокруг.
Единственной прямой линией на полотне является мост, на котором вдалеке стоят или идут две человеческие фигуры. Они, изображённые расплывчато, находящиеся в отдалении, не видят закрутившегося вокруг безумного танца природы, и не слышат крика главного персонажа картины.
Он находится во власти водоворота, внезапно устроенного небом и морем. Его лицо – нечто среднее между мумией, эмбрионом и пришельцем-гуманоидом. Оно обезличено до примитива. Рот широко раскрыт – он сам издает тот крик, который его и пугает. При этом, существо панически зажимает уши руками, словно пытаясь спрятаться от себя самого, прекратить этот острый приступ страха и безнадёжности.
Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается. А вот мост остаётся нерушимо ровным, а люди вдалеке – совершенно спокойными. То же самое происходит и с двумя кораблями, которые спокойно стоят со спущенными парусами в отдалении, на малом участке совершенно спокойного, нетронутого тёмными извилистыми линиями моря.
Мост здесь как бы противопоставлен тому хаосу, в который погружается окружающий мир. Мост этот выступает барьером, отделяющим человека от природы. Защищенные цивилизацией, люди разучились чувствовать, видеть, слышать, эмоционально откликаться на всё происходящее. Две равнодушные фигуры вдали никак не реагируют на происходящее вокруг, что только лишь подчёркивают драматизм и трагизм сюжета произведения.
Одиночество главного героя, оказавшегося один на один со своим ужасом, его хрупкость и уязвимость, наполняют всю работу особой трагической энергетикой. Мы задаёмся вопросом: а что первично в этой работе – крик или деформация пространства? Что в основе происходящего на картине?
Малоизвестные факты о «Крике»
1. Титул полотна
Хотя картина всем известна как «Крик», ее официальное название звучит по-норвежски: «Skrik». Также известно, что автор назвал свое произведение «Время»
2. Влияние окружающей среды
Известно, что Мунк создавал картину во время своего пребывания в горном районе Экерсберг в Норвегии. Шум соседних фабрик, глубины горных ущелий и ветер, сопровождающий постоянную погоду там, сильно повлияли на его эмоциональное состояние и вдохновили его на создание «Крика».
3. Несколько версий
Видение Мунка о его картине «Крик» имеет несколько версий. Он выполнил четыре разных версии этого произведения: две в масле и две в пастели. Одна из версий была даже украдена в 2004 году, но была возвращена через два года.
4. Отражение собственного страдания
Мунк признавался, что его картина «Крик» была своеобразной реакцией на свои личные страдания. Он жил в эпоху, когда его отец скончался от долгой болезни, и потеря близкого родственника сильно повлияла на его эмоциональное состояние и художественное творчество.
5. Ключевое значение в истории искусства
Малоизвестным фактом о картинах «Крик» является ее историческая значимость в контексте искусства. Это одно из самых известных произведений искусства, которое стало символом многих трагедий и страданий в мире. «Крик» повлиял на многих художников и стал последующим источником вдохновения для множества произведений.
Украденное произведение
Художник Эдвард Мунк создал картину «Крик» в 1893 году. Это яркое и запоминающееся произведение искусства стало символом экспрессионизма и отразило внутреннюю драму и тревогу автора.
Однако, в истории картины произошло кража. В 2004 году восстановленная версия «Крика» была украдена из Осло. Долгое время картина оставалась без вести, вызывая огромный интерес у мировой общественности.
Кража «Крика» была широко освещена СМИ, что помогло вызвать огромный резонанс и активизировать поиски произведения. Полиция и международные специалисты принимали активное участие в расследовании и поисках, но картина так и не была найдена.
Несмотря на кражу, значение и влияние произведения остаются великими. «Крик» Эдварда Мунка олицетворяет не только испытываемое художником страх и отчаяние, но и глубоко переживаемые всеми чувства
Эта картина стала поистине уникальным произведением искусства и важной частью мировой культурной наследии
Необычные технические решения
Картина «Крик» Эдварда Мунка считается одним из самых значимых произведений искусства XX века. Однако, она интересна не только своей эмоциональной и символической нагрузкой, но и использованными в ней необычными техническими решениями.
В картинах того времени обычно использовались масляные краски, однако Мунк решил экспериментировать и использовал для создания «Крика» технику альфрезия. Это метод, при котором художник наносит краски на мокрую штукатурку. Таким образом достигается особый эффект, в котором краски сливаются друг с другом и подобно вливаются в основу картины.
Для создания яркого и выразительного цветового решения Мунк использовал кончики кистей различных размеров и форм, чтобы создавать разнообразные текстурные и цветовые эффекты. Это позволяет зрителю лучше ощутить эмоциональную и физическую составляющую картины, передавая ему сильные внутренние ощущения.
Кроме того, в «Крике» Мунк применил своеобразное перспективное решение. Горизонтальные и вертикальные линии на картинах обычно строятся по определенным законам перспективы, но в этой работе Мунк исказил эти законы, чтобы усилить впечатление от психологического состояния главного персонажа. Это создает ощущение нереальности и нестабильности, а также подчеркивает внутреннюю тревогу и беспокойство.
Сочетание необычных технических решений, яркой цветовой гаммы и искаженной перспективы делают картину «Крик» особенной и запоминающейся. Она стала символом человеческой скорби, отчаяния и тревоги, и до сих пор вызывает сильные эмоции у зрителей со всего мира.
Известное выражение безмолвного крика
Одна из самых известных картин мира, «Крик» Эдварда Мунка, стала эмблемой выражения человеческой трагедии, безмолвного крика души и безысходности.
Воспроизводения образа человека с криком лица впервые появились в искусстве в XIV веке, но только Мунк повысил их выразительность до невиданного уровня, дав сцене новый, уникальный смысл.
На полотне изображена фигура человека, уткнувшегося руками в лицо, раскрыв широко рот, словно выплеснув очередной порыв эмоций. Фигура показана перед задником в виновато-желтом цвете, который вселенная: небо, море, земля пограли в еще более фантастические, гротескные краски.
«Крик» Мунка является частью серии картин «Фриз эмоций», в которой он изображал разные состояния души человека. Используя яркие цвета, нетрадиционное построение пространства и выразительные жесты, художник попытался передать сложность и стремление к самовыражению человеческой натуры, показать своим зрителям, как достичь гармонии между внутренним миром и внешней реальностью.
«Крик» Мунка стал символом артистического поиска смысла жизни и выражения самого душевного хаоса. Это произведение стало выражением проблем человечества не только на эстетическом, но и на философском и эмоциональном уровне.
Символ экзистенциального одиночества
Картина «Крик» Эдварда Мунка стала не только одним из самых известных произведений искусства XX века, но и символом экзистенциального одиночества.
Изображенная на картине фигура, закрывающая лицо руками и издавая пронзительный крик, выражает болезненное ощущение одиночества и отчаяние перед лицом бессмысленности человеческой судьбы. Кажется, будто автор черпал вдохновение из глубин своей души, чтобы показать уязвимость и страх перед неизвестным.
Множество различных интерпретаций возникло вокруг смысла картины «Крик». Некоторые считают, что она отражает не только индивидуальное состояние автора, но и всеобщие чувства горя и одиночества. Другие видят в ней пророчество о нашем времени, которое исполнено страха, тревоги и неуверенности.
Картина «Крик» стала источником вдохновения для многих художников и писателей, которые видят в ней свои собственные переживания и эмоции. Она стала символом не только личного одиночества, но и универсального безразличия и несправедливости мира.
Вся эта значимость и символика картины «Крик» делают ее неотъемлемой частью истории искусства и наследием человечества. Она напоминает нам о нашей собственной уязвимости и одиночестве, а также о необходимости бороться с ними и найти смысл в наших существованиях.
Отражение внутреннего состояния художника
Правда, истоки создания этой картины неразрывно связаны с жизненными событиями самого Мунка. В период творчества над «Криком» художник переживал сложные времена, страдал от депрессии и психических расстройств. Возможно, это отразилось на его работе и помогло передать эмоции и состояние беспокойства через изображение ужасающих криков и искаженных лиц в главных героях картины.
Однако, «Крик» — это не только отражение личных переживаний художника. Это также отражение общего состояния общества того времени. На фоне мрачного неба и острых цветов Мунк передает напряженность и душевную муку, свойственные для эпохи, октобрированной революции и меняющегося мира.
Все это делает «Крик» уникальным произведением искусства, которое до сих пор вызывает сильные эмоции и заставляет задуматься о человеческом существовании и наших внутренних страхах и тревогах.
Эдвард Мунк, «Крик», 1893 |
Изображение лиц на картинах Эдварда Мунка порождало желание помочь людям, пережившим страдания и травмы от потери близких и непростых событий. |
Вариант 5
Представьте момент, когда мир вокруг вас начинает распадаться, а крик души пронзает ваши самые глубокие уровни существования. Это именно тот момент, который запечатлел Эдвард Мунк в своей знаменитой картине «Крик». Написанная в 1893 году, она стала не только шедевром экспрессионизма, но и неповторимым откровением художника.
Главный герой картины — фигура человека, стоящего на деревянном мосту, словно на грани двух миров. Его лицо, искаженное страхом, напоминает о человеческой уязвимости перед необъяснимыми силами. Руки, прижатые к голове, словно пытаются защититься от напора внутреннего шторма. Этот образ становится оркестром эмоций, в котором каждая линия и краска играют свою уникальную роль.
Красное небо, словно взорвавшаяся палитра, несет в себе мощь эмоций. Оттенки красного, плавно переходящие в оранжевый, создают атмосферу внутреннего пламени, подобно живому огню, который исходит из души героя. Извилистые линии, обрамляющие небеса, словно подчеркивают неуправляемость чувств, сотрясающих внутренний мир.
Форма героя, лишенная человеческих черт, как будто сливается с окружающим пейзажем. Отсутствие нормативов человеческой внешности придает образу универсальность, делая его понятным каждому, кто когда-либо ощущал бурю эмоций. Мунк создает язык, который не нуждается в переводе, чтобы передать чувства, переполняющие художника.
«Крик» Эдварда Мунка – это не просто картина, это погружение в мир, где цвета и формы служат символами внутренних переживаний. Каждая капля краски, каждая изгибающаяся линия становятся нотами в симфонии человеческой души, где крик становится музыкой, переносящей нас в бездонные глубины чувств и эмоций.
Мне нравится79Не нравится30
Вопрос-ответ:
Какая история создания картины «Крик»?
Картина «Крик» была создана норвежским художником Эдвардом Мунком в 1893 году. Он решил создать серию работ, называемых «Эмоции жизни». Картина «Крик» была одной из самых ярких и впечатляющих работ в этой серии.
Какие значения несет картина «Крик»?
Картина «Крик» может трактоваться как выражение страдания, отчаяния и одиночества. Это произведение искусства вызывает у зрителя чувство тревоги и дискомфорта. Оно также может символизировать неустойчивость мира и поведение человека перед лицом бессмысленности и хаоса.
Какую обратную связь получил художник на свою картину «Крик»?
Когда картина «Крик» впервые была показана публике, она вызвала смешанные реакции. Некоторые люди были шокированы и потрясены ее выражением, в то время как другие считали ее гениальным произведением искусства
Независимо от этого, она привлекла внимание общественности и стала одной из самых известных и значимых картин в истории
Какую эмоцию вызывает у вас картина «Крик»?
Лично у меня картина «Крик» вызывает чувство тревоги и беспокойства. Взгляд на отчаяние и страдание, изображенные на лице персонажа, заставляет задуматься о бессмысленности и непредсказуемости мира. Она напоминает о том, что человеческое существование может быть заполнено одиночеством и страданиями.
В чем уникальность картины «Крик»?
Картина «Крик» уникальна своим выразительным стилем и способностью вызывать сильные эмоции у зрителя. Она отличается от других работ своей эмоциональной глубиной и смысловой многозначностью. Эта картина также является символом экспрессионизма и играет важную роль в истории искусства.
Какую историю создания картины «Крик» можно рассказать?
Картина «Крик» была написана норвежским художником Эдвардом Мунком в 1893 году. Вдохновением для нее стало сильное эмоциональное состояние самого художника, вызванное событиями его личной жизни, например, смертью его матери и болезнью. В создании картины Мунк использовал различные техники и материалы, смешивая масляные и акварельные краски, что создало особый эффект. Картина имеет несколько версий, одна из которых находится в Национальной галерее Норвегии.
Какое значение имеет картина «Крик»?
Картина «Крик» имеет большое значение в истории искусства и стала символом экспрессионизма. Она отображает внутренний мир и эмоции человека, передающиеся зрителю через характерные выразительные приемы художника. «Крик» вызывает разные эмоции у каждого зрителя, но главное его значение заключается в том, что оно отражает универсальность человеческой психологии и вызывает мысли о более глубоких аспектах жизни и существования.
Последние заданные вопросы в категории Другие предметы
Другие предметы 13.12.2023 17:52 10 Остапчук Даня
Суцільний ряд ниток, шнурків, що вільно звисають: бахрома текстиль ниткографія макраме
Ответов: 3
Другие предметы 13.12.2023 15:37 23 Смирнов Егор
Установіть відповідність між твором і героями твір 1.Мій дух як ніч2.мазепа3. не знаю, що стало
Ответов: 2
Другие предметы 13.12.2023 15:21 24 Синченкина Алина
Що таке ЗСУ, розмір лист або більше
Ответов: 1
Другие предметы 13.12.2023 15:13 20 Сергеев Виктор
Я вяжу всякие игрушки, но можно ли в исламе вышивать лица игрушкам на продажу? А если я не вышиваю
Ответов: 2
Другие предметы 13.12.2023 14:24 22 Линдеманн Тиль
Якщо виділити всі таблицю та натиснути клавішу Delete, відбудеться …
Ответов: 3
Другие предметы 13.12.2023 13:27 18 Тригуба Дима
4-тапсырма. Анықта Ел билеушiлерiнiн көшпелі когамды басқаруына көмектесті. ? Шежіре қоғамды
Ответов: 1
Другие предметы 13.12.2023 12:54 21 Бородкин Никита
Плис помогите завдання: ознайомившись із порядком роботи над твором-роздумом написати твір-роздум
Ответов: 2
Другие предметы 13.12.2023 12:37 22 Вечеркова Полина
Укажи функції інформаційної гігієни. Виберіть одну або декілька відповідей: А)акцентує увагу на
Ответов: 1
Другие предметы 13.12.2023 12:13 13 Столмакова Влада
Виконати письмово: 1)Знайти в повісті «Ніч перед Різдвом» М.Гоголя згадки про українські страви.
Ответов: 1
Другие предметы 13.12.2023 11:26 22 Стрілець Віталій
Пізнаємо природу 5 клас Тетяна Коршевнюк та Ольга Ярошенко робочий зошит сторінка 24 вправа 3
Ответов: 1
История создания «Крика»
О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам, создав копию своего шедевра через год после оригинала.
На этот раз он поместил работу в простую рамку. А под ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».
Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция
Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. Его друзья пошли дальше. А он почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…
Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда, сначала у него вышла вот такая работа.
Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло
На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувших неприятных эмоций.
И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло
Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».
Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло
На мой взгляд, эта картина более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с позитивными цветами.
Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?
Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.
Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии есть условия для такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.
Чем так поражает картина «Крик»
Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.
Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.
И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.
А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.
Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.
Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк
Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.
Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.
Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.
История написания картины “Крик”
Знакомясь с произведением искусства в первую очередь, интересует посыл и история его создания. О самой известной картине Эдварда Мунка можно найти упоминание в дневниках автора.
В 1892 году художник оказался в Ницце. В один из вечеров он гулял с друзьями, но вдруг, как сам рассказывает, ощутил изнеможение и душевную боль. Он оперся о перила моста, внимая “крик, пронзающий природу”. Меня поразило то, что товарищи Мунка не заметили его состояния, отправившись дальше.
Он же сам в полной мере погрузился в ту странную атмосферу, которую так явно почувствовал. Конечно, глядя на работы Мунка, можно предположить, что этот человек был со своими странностями, однако он, как любой художник, мог видеть и чувствовать больше, чем прочие люди. На мой взгляд, в тот самый момент прогулки в Ницце ему открылось нечто особенное, недосягаемое другим прохожим.
По всей видимости, то ощущение, испытанное Мунком, особые краски природы, что поразили его сердце, не покидали размышлений художника. Он долго вынашивал идею создать картину, где можно было бы передать ту жуткую смесь чувств и эмоций. Точная дата создания “Крика” неизвестна.
По предположениям искусствоведов, серия подобных картин была написана в период с 1893 по 1910 годы. Поразительно, но именно это творение стало новаторским шагом к новому направлению экспрессионизма, развившемся в XX веке.
Картина «Крик»
Подведём итог: почему «Крик» — шедевр
Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.
И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.
Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.
Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.