«Охотники на снегу», Брейгель (Старший)
Год написания: 1565Размер: 117 × 162 смМестонахождение: Музей истории искусств, Вена
Вариант 1 — Кратко
12 предложений/ 114 слов
«Охотники на снегу» Питера Брейгеля (Старшего) — это одновременно и живописный зимний пейзаж, и выразительная бытовая зарисовка, повествующая о жизни людей XVI столетия. На полотне изображена заснеженная деревня, окружённая высокими горами.
Поселение расположилось на склоне холма. Среди нескольких жилых домов виден жёлтый трактир. Рядом с ним идут трое охотников, в руках они несут длинные палки. За плечами одно из мужчин висит убитая лиса. Позади героев бежит свора борзых.В низине виднеется покрытый льдом искусственный пруд и плотина. Сейчас там катаются на коньках местные жители. Рядом видна узкая просёлочная дорога.
За окраиной деревни расположилась широкая долина, где растут тёмные деревья и бегут извилистые реки. Завершают пейзаж высокие горы, уходящие своими вершинами в серое зимнее небо.
Вариант 2 — Подробно
21 предложение/ 239 слов
«Охотники на снегу» Питера Брейгеля (Старшего) — это яркая бытовая зарисовка, а также живописный зимний пейзаж. Данная работа стала частью состоящего из шести картин цикла, посвящённого временам года.
На полотне изображена заснеженная деревня, расположившаяся на склоне холма. Художник смотрит на неё с возвышенности, в результате чего перед ним открывается прекрасная панорама.
На первом плане слева можно увидеть троих мужчин, возвращающихся с охоты. Они движутся прямо по свежему снегу среди растущих на холме деревьев. В руках у героев длинные палки, за спиной — стая борзых собак. Один из охотников несёт на плече убитую лисицу.
Рядом можно заметить жёлтый трактир с вывеской «У оленя» и изображением святого Евстафия — покровителя охотников на ней. Перед зданием несколько людей разводят огонь.
Слева на холме виднеются деревенские дома с заснеженными крышами, а за ними — убегающая вдаль извилистая река. В низине справа жители создали на другой реке плотину. Зимой вода в пруду замёрзла, превратив его в самый настоящий каток. Сейчас там можно увидеть множество взрослых и детей. Они весело скользят по гладкому льду на коньках, играя в хоккей и предаваясь другим мимолётным забавам.
Слева вдоль пруда тянется просёлочная дорога, по которой едут запряжённые лошадьми телеги. По обеим сторонам от дороги также виднеются жилые дома. Среди них выделяется остроконечная крыша высокой деревенской церкви и длинные крылья мельницы.
За окраиной деревни виднеется широкая долина, изрезанная тонкими полосками рек. Там среди снега чернеют тёмные ветви деревьев. Завершают пейзаж высокие горы, уходящие своими вершинам в серое зимнее небо.
см. также:Все сочинения-описания картин
Краткая биография Питера Брейгеля (Старшего)
Дальний план
Местность вдали прописана художником не менее тщательно, чем детали переднего плана. Можно ясно различить фигуру женщины с огромной вязанкой хвороста, бредущей через сельский мостик. По дороге, идущей вдоль водоема, человек сопровождает повозку с волами — животные с трудом тянут наполненную дровами огромную телегу. Где-то совсем вдали люди пытаются потушить пожар. К дому, на крыше которого видны языки огня, со всех ног бегут соседи, а хозяин поливает водой очаг пожара, забравшись наверх. Много внимания автор уделил развлечениям людей. На расчищенном от снега участке заледеневшей реки множество детей и взрослых. Кто-то весело скользит на коньках, кто-то устроился с удочкой возле лунки, предвкушая азартную рыбалку после тяжёлого рабочего дня. Компания с клюшками в руках развлекается, гоняя по льду маленький мяч — вероятно, именно эта забава позднее переродилась в хоккей. Ещё одна зимняя игра, похожая на современный кёрлинг, мастерски показана в сюжете картины.
Тайна, мраком покрытая
О жизни Питера Брейгеля Старшего сохранилось ничтожно мало сведений: биография на пару страниц, написанная Карелом ван Мандером в 1604 году, да несколько документов. И хотя ван Мандер мог опираться на свидетельства современников — тех, кто знал художника, — всё же полностью полагаться на его труд не стоит. Дело в том, что в тексте факты соседствуют с анекдотами, которые, скорее всего, были выдуманы самим ван Мандером под впечатлением от брейгелевских полотен. Так, например, автор пишет, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт, ювелир из Антверпена, переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Вполне вероятно, что Брейгель действительно дружил с Франкертом, но всё остальное представляется чистой воды выдумкой.
Предполагаемый портрет Брейгеля. Выполнен после его смерти. (wikipedia.org)
Не известны ни дата, ни точное место рождения художника. Самый ранний документ в биографии Брейгеля, — свидетельство от 1551 года о принятии его в гильдию художников Антверпена. Предположительно, на тот момент ему было между 21 и 25 годами (типичный возраст для процедуры регистрации), исходя из этого исследователи пришли к выводу, что Брейгель мог родиться между 1525 и 1530 годами.
Ещё больше споров вызывает место рождения художника. Не исключено, что он мог появиться на свет в местечке, название которого созвучно с его фамилией. Ван Мандер писал, что художник происходит из деревни Bruegel, расположенной недалеко от Бреды.
Не так много известно и том, где учился Брейгель. Ван Мандер указывает на мастерскую Питера Кука ван Альста в Брюсселе.
Предполагаемый портрет Питера Брейгеля, ок. 1565−1568 гг. (wikipedia.org)
Вскоре после вступления в гильдию Брейгель отправился в поездку по Франции и Италии. Там он, безусловно, познакомился с титанами Возрождения. По возвращении в Нидерланды предположительно в 1554 году Брейгель обосновался в Антверпене, где начал работать в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. В течение следующих 7 лет Брейгель создал более 40 рисунков для гравюр, используя высокий спрос на изображения в стиле Иеронима Босха.
Примерно с 1562 года у Брейгеля всё чаще заказывают живописные полотна. В 1563 году он переехал в Брюссель и женился на Майкен, дочери Питера Кука ван Алста. В браке у них родились трое детей: сыновья Питер и Ян, продолжившие дело отца, и дочь Мария, о судьбе которой нам ничего не известно.
До наших дней сохранилось около 40 живописных полотен Брейгеля Старшего. Большая часть была выполнена в последние 7 лет жизни художника. Тайной остаётся полный список заказчиков (с уверенностью можно назвать ближайшего советника испанского короля Филиппа II Антуана Перрено де Гранвеля и богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка). Что можно сказать наверняка, так это то, что труд Брейгеля очень хорошо оплачивался. Художник не брался за алтарные картины и почти не писал откровенно заказных портретов, что было нетипичного для середины 16-го века.
Существенное влияние на выбор сюжетов в последние два года жизни Брейгеля оказали политические события в Нидерландах. В 1567 году герцог Альба прибыл в Брюссель. Начались гонения и репрессии. Полотна Брейгеля приобретают звучание тоски и печали. Тем не менее невозможно однозначно сказать, что происходило в душе художника, как он чувствовал себя в то время и о чём думал.
«Мизантроп», 1568. (wikipedia.org)
Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Перед смертью он наказал своей жене сжечь немало из его работ, вероятно, опасаясь гонений, которые могли обрушиться на семью. Майкен пережила мужа на 9 лет.
Сыновья Брейгеля Питер и Ян, которым на момент смерти отца было пять лет и год соответственно, стали впоследствии художниками. Видимо, произошло это под влиянием их бабушки Майкен Верхюлст, которая была художницей-миниатюристкой. И Ян, и Питер прославятся за счёт многочисленных копий шедевров отца.
Символизм деталей
Все приметы, характерные для зимы, встречаются на полотне: много снега на земле и крышах, замерзшая река, деревья в инее, тепло одетые люди. Несмотря на мороз, жизнь идёт своим чередом — об этом говорят образы трудящихся крестьян, летающих и сидящих на ветвях птиц, возвращающихся вместе с хозяевами охотничьих собак.
Время года
Добытая лиса, подготовка к копчению свиной туши — это явные признаки того, что на холсте изображен декабрь. Именно в этот зимний месяц начинали охотиться, заготавливать провизию, собирать хворост. В цикле Брейгеля “Времена года” эта картина была, вероятно, предпоследней, поскольку в то время отсчет года начинали с Пасхи.
Ландшафт
Произведение скрывает намного больше, чем открывается взгляду. Если речка, пруд, деревенька, морская гавань и роща с холмами — это характерный пейзаж для родных мест художника, то горы могли появиться только из его воображения. Скалистые ущелья и острые каменистые вершины автор видел во время путешествия в Альпы. Строгие очертания гористой местности навсегда остались в его памяти. Впечатления проявились на полотне Брейгеля, объединившись в величественный пейзаж, портрет мира.
Настроение
Труд и развлечения людей, разнообразие ландшафта и животного мира — все это гармонично переплелось в один прекрасный образ, где каждая деталь важна и хорошо сочетается с другими. Здесь явно ощущается влияние идей философов эпохи Ренессанса — они считали, что Бог не смотрит на Землю свысока, а находится в каждой частице обычных материальных вещей.
Художественные приемы
Цветовая гамма полотна — льдисто-зеленая, холодная. Низкое небо без солнца говорит о том, что на картине ранний вечер
Фигуры людей и дома выполнены в коричневых тонах, они контрастируют с белизной снежных сугробов, привлекая внимание. Переход от тёмных оттенков переднего плана к светлым, преобладающим на заднем плане, помогает создать эффект огромного простора, глубины
Таинственный шедевр Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»
«Охотники на привале» Перова – всегда современная занимательная сценка
Описание и смысл картины Брейгеля «Притча о слепых»
«Времена года»
До Брейлегя пейзаж с жанровыми сценами можно было увидеть только на миниатюрах в часословах. Художник, вдохновлённый природой Италии (в особенности горами) и шедеврами Ренессанса, перенял традицию натуралистической передачи природы. При этом в своих пейзажах он создаёт новый мир, который сочетает увиденное в разных уголках Европы. Это некий универсум, в котором у каждого человека, каким бы несуразным, угловатым и незатейливым он ни был, есть своё место.
Цикл «Времена года» был заказан Николасом Йонгелинком для его загородного дома. Известная серия включает шесть крупномасштабных панно (одно из них до наших дней не сохранилось). Среди специалистов продолжаются споры, могло ли быть больше полотен, ведь на фоне современного деления на сезоны цифра 6 выглядит не вполне логично. Однако в 16-м веке в Нидерландах помимо стандартных весны, лета, осени и зимы выделяли также раннюю весну, а лето делили на два сезона.
Картины, вероятно, когда-то украшали столовую Йонгелинка. Исследователи предполагают, что полотна располагались фризом на 3 или 4 стенах комнаты и таким образом создавался грандиозный мировой ландшафт.
«Жатва», 1565. (wikipedia.org)
Для искусства 16-го века было типично рассматривать крестьян как шутов. Брейгель, похоже, не разделяет этого грубого подхода. Друзья и знакомые Йонгелинка были людьми зажиточными и образованными. Картины Брейгеля открывали им окно в другой мир.
Следуя устоявшейся традиции нидерландской живописи, Брейгель создавал свои пейзажи слоями. Детали на переднем плане, таким образом, скрывают те, что находятся дальше от зрителя. Это вместе с тщательно подобранными оттенками помогало создавать иллюзию пространства и глубины.
Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Танец Святого Вита в Моленбеке
Дерево, масло
Происхождение: аукцион Christie’s, Лондон, 14 мая 1971 г., лот 107 как «Питер Брейгель Младший»; через галерею Boskovitch, Брюссель, 1973 аукцион Christies, Лондон, 15 апреля 2015 г., лот 413; частная коллекция К. Мауергауза
Танцем, или пляской, святого Вита (Витта) сегодня называют серьезное невротическое расстройство – хорею, разновидность гиперкинеза, «синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец», как пишет Википедия. Но откуда взялось само название, и почему Брейгели обратились к такому странному сюжету в своем творчестве?
Это нам с вами в 21 веке подобный сюжет кажется странным, а в Средневековье получило распространение такое явление, как танцевальные эпидемии, или хореомания, – специфический массовый психоз, причиной которого ученые называют стресс, вызванный частыми эпидемиями чумы, неурожаем, голодом, войнами, а также массовыми пищевыми отравления спорыньёй – плесенью, паразитирующей во влажных ржаных стогах и содержащей целый набор алкалоидов, вызывающих транс и галлюцинации.
Ученые и сегодня продолжают спорить о генезисе явления, но, как бы то ни было, имеет место по крайней мере одно достоверно зафиксированное историческое событие, получившее название «эпидемия 1518 года». Некая госпожа Троффеа во французском городе Страсбурге несколько дней выделывала на улице судорожные движения, похожие на танец. Удивительно, но к ней примкнуло постепенно несколько сотен горожан. В результате – десятки погибших от инсультов, инфарктов или просто из-за истощения, ибо этот танцевальный марафон продолжался не один день и даже не одну неделю.
И это, как выясняется, не первый случай подобных психогенных эпидемий! Так из-за небывалого разлива Рейна в 1374 году погибли посевы у немецких крестьян, что превратило их и без того тяжелое существование в сущий ад на грани между жизнью и смертью. Верующие, собравшиеся в Аахене традиционно отпраздновать день своего покровителя Иоанна Крестителя, под воздействием стресса, в своем неистовом желании ублажить святого и вымолить у него помощь, оказались вовлеченными в танцевальную вакханалию – бились в конвульсиях, впадали в транс, их лица выражали страдание. Одновременно в подобных плясках принимали участие до полутра тысяч человек! Эпидемия постепенно распространилась на запад Европы и затихла уже на территории Нидерландов.
Еще одна причина подобных массовых психозов коренится в религиозных суевериях. Святой Вит, живший в четвертом веке и страдавший хореей, перед своей мучительной смертью в котле с кипящим маслом, куда его приказал бросить император Диоклетиан за отказ отречься от христианской веры, просил Бога излечить всех пораженных этим недугом. В Средневековье в Германии сложилось поверье, будто «танцы с бубном» перед статуей святого Вита в день его именин 15 июня способны дать заряд бодрости и здоровья на целый год. Кстати, сам медицинский термин «хорея», или «пляска святого Вита», ввел в употребление великий Парацельс. Неоднократная массовая танцевальная истерия в Европе по сути своей хореей не является – это не болезнь, а проявление религиозной экзальтации на грани помешательства.
Известна гравюра 1642 года, выполненная Хендриком Хондиусом (Hendrick Hondius) по рисунку Питера Брейгеля Старшего (1564) «Танцевальная мания в ходе паломничества к церкви в Моленбек-Сен-Жан». Питер Брейгель Младший пошел по стопам отца и тоже обратился к сюжету, как оказалось, достаточно обыденному, привычному для своего времени. Кстати, часто «в помощь» танцующим приглашались музыканты, что мы и наблюдаем в сценке, изображенной на картине
И – да! – обратите внимание на табличку, прикрепленную к раме: здесь вполне внятно написано, что картина принадлежит кисти Питера Брейгеля Старшего (the Elder). Что бы это значило?.
«Охотники на снегу»
«Охотники на снегу» — одна из самых известных картин не только цикла, но и всего наследия Брейгеля.
Группа охотников в сопровождении стаи обессиленных собак возвращается в деревню. Улов мужчин невелик, они продрогли и устали. Но прямо сейчас, когда с холма им открывается вид на деревню и дальше, на город, им покойно и радостно, ведь они вернулись домой: вьющийся дымок из печной трубы, игры и забавы на льду, знакомая и привычная рутины.
Брейгель конструирует мир из крошечных кусочков, выявить и исчерпывающе описать которые практически невозможно. Почти наверняка, гости Йонгелинка не имели возможности разглядеть большую часть написанного в условиях тускло освещённой столовой. Зачем же тогда Брейгель создал столь подробный мир? Мы можем только догадываться.
Хотя работы демонстрируют внимательное отношение художника к деталям и свидетельствуют о его непосредственном наблюдении за деревенскими пейзажами, они далеки от простого воссоздания повседневной жизни. Мощные композиции, блестяще организованные и контролируемые, отражают утончённый художественный замысел. Продолжающиеся дискуссии касательно интерпретации «крестьянских» образов Брейгеля подчеркивают сложность и оригинальность его концепции.
Не существует никакой информации о религиозных и политических убеждениях Брейгеля. Его воображение столь уникально, что у искусствоведов почти нет ключей для расшифровки необычного языка метафор. Предположительно, ловушке для птиц и фигуристам было придано значение своего рода предупреждения, напутствие быть бдительным.
Последние исследования полотна показывают, что фигура одного из охотников не входила в первоначальную концепцию. Брейгель нарисовал её поверх уже выполненной заснеженной земли и ствола дерева.
В своих композициях Брейгель сохранил для нас свой взгляд на общество, в котором он жил. Он смело визуализировал различные грани бытия. Многие из центральных тем в его творчестве остаются актуальными и сегодня.
Аннотация художника: кем был Питер Брейгель?
Питер Брейгель Старший принадлежал к эпохе Северного Возрождения. Он был фламандским художником. Предположительно, он родился около 1525 года. По имеющимся данным, он был родом из Бреды, города на юге Нидерландов. Он работал у нескольких фламандских художников и издателей, а именно у Петера Балтенса в качестве ассистента для алтарного образа и у Иеронима Кока в качестве гравера. Он также учился у Питера Кокка ван Аельста.
Портретная гравюра Питера Брейгеля Старшего, 1572 год; приписывается Йоханнесу Вириксу, общественное достояние, через Wikimedia Commons
В Антверпене, куда переехал Брейгель, он получил заказ на роспись триптиха алтаря в 1550 году, а также стал членом гильдии Святого Луки в 1551 году, что помогло начать его карьеру художника. Он был вдохновлен и находился под влиянием Иеронима Босха и путешествовал по Италии, восхищаясь пейзажами Альп.
Ян Брейгель Младший: самый известный внук
(1601–1678)
Ян Брейгель Младший — пожалуй, самый «популярный» художник из династии Брейгелей на арт-рынке. Мастер широко представлен в частных собраниях. Его творчество повторяет основные мотивы и художественные находки отца — Яна Брейгеля Старшего. Живописец писал цветы, флору, фауну, аллегорико-мифологические композиции. Как и отец, Ян Брейгель Младший работал с Питером Пауэлем Рубенсом, Йоосом де Момпером Младшим, Хендриком ван Баленом и Давидом Тенирсом Младшим (кстати, мужем его сестры). Другие художники писали стаффаж на их совместных полотнах. Рекорд на полотно Яна Брейгеля Младшего «Вход животных в Ноев ковчег» был установлен на Christie’s в Нью-Йорке в 2010 году и составил $2,882,500. Стоимость полотен последователей и круга Яна Брейгеля Младшего колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.
У Яна Брейгеля Младшего был брат-художник Амброзиус (Амбросий) Брейгель, атрибуция произведений которого ныне представляет трудность для экспертов. Монограмма «AB» может быть приписана и Абрахаму Брейгелю. Произведения Амброзиуса редко появляются на арт-рынке, а их стоимость на аукционах, как правило, составляет несколько десятков тысяч долларов.
Абрахам Брейгель продолжил дело отца — Яна Брейгеля Младшего. Его наследие, состоящее по большей части из фруктовых и цветочных натюрмортов, обширно, а цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
Сочинение-описание по картине Питера Брейгеля «Охотники на снегу»
На этой картине мы видим альпийскую деревушку хмурым зимним днём. Главные персонажи произведения – охотники – вместе со сворой собак возвращаются домой. Мужчины устало бредут по снегу, под тёмными и стройными стволами деревьев. Охота была неудачной: только у одного охотника с плеча свисает тощая лисица.
Слева от них расположено какое-то заведение, на вывеске которого можно разглядеть название «У оленя». Прямо у входа несколько людей развели костер, чтобы зажарить на нём дикого кабана – чья-то охота явно оказалось более удачной, чем у главных героев картины.
Улица из аккуратных домиков ведёт с этого холма вниз, к прудам, где на льду катаются и играют многие люди, кажущиеся с высоты совсем крошечными. Питеру Брейгелю удалось достоверно передать цветовую гамму пасмурного зимнего дня, когда солнце спрятано далеко за тучами.
Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях. Одна из них образована склоном холма, копьями мужчин и скатом гостиничной крыши. Противоположная – начинается с движения охотников, продолжается на дороге, ведущей в деревню и заканчивается на вершинах высоких гор.
Полотно Брейгеля отражает быт людей далёкого XVI века. Оно удивляет и радует зрителя своей реалистичностью и достоверностью.
Детство и юность
О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.
Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год
Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.
Смерть
Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.
Памятник Питеру Брейгелю
Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.
Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.
Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля
В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.