Описание картины дмитрия левицкого «портрет нелидовой». картина левицкого

Картина левицкого. описание картины дмитрия левицкого «портрет н. а. львова» (1789)

Цены, рекорды продаж картин Левицкого

Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.

В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.

2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы

Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).

Масонство

В 1797 году Левицкий был посвящён в три масонские степени (ученик, подмастерье и мастер). Поручителем художника в его «карьере» в тайном обществе стал близкий друг Николай Новиков, активный просветитель того времени (открывал библиотеки, книжные магазины, типографии). По приглашению Новикова Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», которую учредил А. Лабзин. Модным тогда таинственным и мистическим масонством были увлечены многие известные личности, а из художников кроме Дмитрия Григорьевича масонами были Боровиковский, Рокотов.

Живописцев вообще с удовольствием принимали в масоны – «вольные каменщики» имели пристрастие к портретам. У Левицкого также есть несколько работ, запечатлевших крупных масонов.

Но со временем победила прагматичность: прекратив всяческие отношения с масонами, Левицкий сторонился их и избегал всего мистического.

Смолянки Левицкого (1772-1776)

Изображая играющих, танцующих девиц — воспитанниц Смольного института, Левицкий в своих приемах чрезвычайно далек от искусственной жеманной грации. Маскарадная, пасторальная сцена в портрете Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущовой дается им в здоровом реалистическом преломлении. Застенчивая неловкость Хрущовой, робкая грация Хованской рисуют чистоту и женственное обаяние девушек. Передавая непринужденную веселость Нелидовой, искрящийся задор Борщовой, художник создает живые человеческие образы.

В дворцовом искусстве живая действительность изображалась обычно как театральное представление или маскарад. В «Смолянках» Левицкого даже маскарадные представления, столь излюбленные в то время, выступают как подлинная жизнь.

Портрет П.А. Демидова (1773)

К числу лучших работ принадлежит «Портрет П.А. Демидова», владельца горно-металлургических заводов на Урале. Сохраняя форму парадного портрета, художник вводит в него необычные для того времени бытовые детали: домашний костюм, любимые Демидовым цветы и т.д., что приближает парадный портрет к интимному. Видимый в глубине портрета Воспитательный дом введен как деталь, характеризующая благотворительную деятельность Демидова, богача, чудака и самодура, натура которого так ярко проявляется в его хитром и умном лице. Мажорный, красочный колорит портрета, фактурное богатство в живописном воплощении мира вещей свидетельствует об упоении художника жизнью во всем многообразии ее проявлений.

Последние годы

В 1807 году Левицкого уговорили вернуться в Академию художеств, но к руководству портретным классом уже не допустили, хотя живописец стремился к этому всеми силами. Всегда становились препятствием какие-то неблагоприятные обстоятельства и личные счёты влиятельных недоброжелателей. Стремление же художника всю жизнь одно: официальное признание, востребованность, возможность преподавать – делиться своими знаниями и умениями.

В 1810-х художник ещё работает – пишет портреты петербургских дворян, офицеров и членов их семей.

Шли годы, Левицкий старел, почти ослеп. Петербург, подаривший ему профессиональный триумф и известность на самом высоком уровне, стал последним пристанищем украинского таланта. В 1822 году, 16 апреля, в своём доме на Васильевском острове Дмитрий Григорьевич Левицкий умер.

На сегодня его могила затеряна – безжалостное время стёрло место захоронения на 300-летнем Смоленском кладбище в Петербурге.

Василий Перов – художник – глас народа

Биография художника Крамского И.Н.

Биография художника Александра Максовича Шилова

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»

Дмитрий Григорьевич Левицкий, живший во времена Екатерины II, был мастером так называемых «парадных портретов», где модели изображались во всем великолепии парадных одежд и регалий. В таких произведениях все тщательно выверено – и поза портретируемого, и взгляд, и костюм, и, естественно, фон.

Что касается выразительности лица модели, то здесь нельзя было уделять много внимания передаче реального характера того, кого рисуешь. Но хотя художник тщательно относился к изображению всех подобающих такому портрету атрибутов, за всем этим он не забывал показать черты той личности, которую он изображал.

Портрет известного промышленника и мецената Прокопия Акинфиевича Демидова на первый взгляд противоречит всей концепции парадного портрета – портретируемый изображен не в парадном платье с множеством орденов, а в простой (для богатого человека, конечно) домашней одежде.

Рубашка с жилетом, панталоны, чулки, простые черные башмаки, бархатный халат, колпак и небрежно обернутый вокруг шеи шарф. Поза Демидова при этом та, какая и должна быть на парадном портрете – он величественно стоит, опершись левой рукой на железную большую лейку, а его правая рука торжественным жестом указывает на стоящие рядом горшки с цветами.

Детали на полотне говорят не о регалиях Демидова, никогда, кстати, не состоявшего на госслужбе, а о его личных интересах и пристрастиях. Горшки с растениями, луковицы на столе, лейка указывают на любовь Демидова к садоводству – у него дома был целый ботанический сад, а сам промышленник любил собирать гербарии. При этом фон портрета сделан в лучших традициях парадности – драпировки, греческие колонны, внушительное здание Воспитательного Дома, на который Демидов пожертвовал немалую сумму денег.

Выражение лица Демидова лишено парадности и напыщенности – он с иронией и скептицизмом смотрит на зрителя. Все это говорит о несомненном таланте живописца, об умении проникнуть сквозь внешние атрибуты и явить миру человечность персонажей своих картин.

Оценка, продажа и скупка картин Левицкого

Как оценить картину Левицкого

Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.

Где и как продать картину Левицкого

Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.

При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Начало творчества Д.Левицкого

Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации : готовил декорации, живописные композиции.

Портрет А. Ф. Кокоринова

Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого — портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора . Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.

Портрет П. А. Демидова

Эта картина — еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность — что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой

В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в ). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.

Портрет Н. И. Новикова

Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.

Портрет Екатерины Второй

Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый в оде «Фелица». Не случаен и фон картины — античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.

Портреты «смолянок»

С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.

Особенности дарования

Дмитрий ещё во время учёбы зарекомендовал себя как первоклассный портретист, способный определить для героя картины наиболее выразительную позу, уловить характерные черты лица, запечатлеть эффектные жесты, красноречивые детали. Благодаря особенному дарованию Левицкий преумножил традиции живописи, которые сложились к XVIII веку в России, раздвинув границы классицизма и придав героям своих произведений естественность и живую непринуждённость. Статусные атрибуты, не скрывая природного обаяния и характера портретируемого, в работах кисти Левицкого органично дополняют образы.

Виртуозное владение техникой живописи позволило художнику добиться также удивительной материальности предметов, изображённых на полотнах. Они выглядят необыкновенно осязаемо: шёлковые складки, атласные переливы, искрящиеся меха…

Сочинение по картине Врубеля «Царевна-лебедь» по плану

План:

  1. Автор картины.
  2. Передний план, Царевна-Лебедь.
  3. Окружающая обстановка.
  4. Мои впечатления.

Картина «Царевна-Лебедь» — это не просто произведение искусства, а настоящее произведение глубокой философской мысли. Михаил Александрович Врубель создал шедевр, который оставляет зрителя в невероятном восторге.

Один из главных символов картины — это, конечно же, Царевна-Лебедь. Художник изображает ее в момент превращения из человека в птицу, что символизирует переход от одного состояния к другому, от жизни к смерти, от земного мира к потустороннему. Вместе с тем, Царевна-Лебедь олицетворяет красоту и чистоту, несмотря на трагический конец ее судьбы.

Врубель создает загадочный образ Царевны, который вызывает множество вопросов. Почему она выглядит так грустно и одиноко? Что ее тревожит? Куда она отправится, когда станет лебедем? Все эти вопросы не имеют четких ответов, они остаются открытыми для толкования зрителей.

Окружающая обстановка на картина также символична. Хмурый морской пейзаж сумеречного времени снова указывает на переходное состояние, на границу между жизнью и смертью. Обрывистый берег, напоминающий развалины древнего города, также отсылает к идеи временности и непостоянства.

В целом, картина «Царевна-Лебедь» — это произведение искусства, которое поражает своей глубиной и символическим содержанием. Она остается загадкой для зрителя и вызывает множество вопросов, которые остаются без ответа. Но именно это делает ее такой уникальной и интересной для рассмотрения и анализа.

Сочинение 8 класса по картине Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»

Я глубоко прониклась картиной Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина». Очень трогает история создания этого шедевра: тот случай, когда художник и изображаемый на картине человек были знакомы и с восхищением относились друг к другу. Борис Михайлович стремился создать картину, вселяющую радость при взгляде на неё, поэтому в ней использованы яркие и светлые краски.

Отлично олицетворен и творческий путь, пройденный Федором Шаляпиным: он изображен на фоне ярмарки, с которых и началась его карьера певца. На картине он в роскошной шубе возвышается на фоне толпы, что символизирует успех им достигнутый. Классический костюм с галстуком-бабочкой, в который художник нарядил своего героя, соотносится с классикой в оперном пении, образцом чего стал Шаляпин. Нарядная тяжелая соболиная шуба и шапка придают образу русский колорит, также подчеркиваемый с помощью яркого шелкового шарфа, добавляющего изысканности. Именно такой образ великого оперного певца сформировался в сознании людей, что и стремился передать художник

Важно обратить внимание на выражение лица Шаляпина. Он сосредоточен, вдумчив, взгляд его устремлен куда-то вдаль, во всем лице видится одухотворенный полет мысли. Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром

Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине

Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром. Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине.

Художнику удалось отлично передать облик великого певца. Я считаю, что этот портрет занимает достойное место среди всех портретов Шаляпина, а также является отличным примером изобразительного таланта Б.М. Кустодиева.

Описание картины Врубеля «Царевна-Лебедь» 5 класс

«Царевна-Лебедь» — это картина, выполненная преимущественно в серых и белых тонах, и является одной из самых выразительных работ русского художника М.А. Врубеля. Главным персонажем является Царевна Лебедь, которая изображена в образе девушки-птицы. Ее огромные, широко распахнутые глаза, бледное лицо и черные волосы, сплетенные в косу, лишь подчеркивают ее печальную мимику, которая словно вызывает желание утешить ее. Она изображена стройной и нежной, одетой в богатую серебристую корону с множеством драгоценных камней, но все эти богатства не приносят ей радости и не делают ее счастливой. За ее спиной развернулись два огромных белоснежных крыла, которые навсегда унесут ее за море.

На заднем плане картины изображен холодный и серый пейзаж, что создает еще более неприятное ощущение при виде Царевны Лебеди. Солнце уже находится на закате, и его последние лучи отблескивают оранжевым цветом на городе, что возвышается на скале справа. Картина вызывает завораживающее и мистическое ощущение, навевая мысли о вечной борьбе Добра и Зла.

Для меня самым выразительным на картина были глаза Царевны Лебеди. Она смотрит на зрителя вполоборота, и ее взгляд проникает в самое сердце, вызывая неповторимую смесь чувств — грусть и нежность. Эта картина словно открывает завесу в мир мистических сказок и оставляет незабываемые впечатления.

Картина «Царевна-лебедь»: описание картины Врубеля 6 класс

Картина «Царевна-лебедь», написанная Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году, представляет собой произведение искусства размером 1,42 м на 0,83 м, выполненное маслом на холсте и экспонируемое в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Царевной-лебедью, послужившей источником вдохновения для этого шедевра, была жена художника — оперная певица Надежда Забела, которая исполняла роль Царевны в опере Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».

Картина изображает красивую молодую девушку, одетую в роскошный наряд: серебряную корону, украшенную драгоценными камнями, белую полупрозрачную фату с серебряной кованной вязью, белое платье, переходящее в лебединые перья. Царевна излучает скромность и красоту: ее таинственный и ясный взгляд, большие глаза, тонкий носик, длинные черные волосы напоминают образы русских красавиц из народных сказок и былин. Вся картина окутана сказкой, где на фоне спокойного моря и серого предрассветного неба царевна обращается ко мне словно, желая что-то показать: может быть, это чудесный дворец, возвышающийся на вершине скалы, или белочка с золотыми орешками.

Меня очаровала картина Михаила Врубеля «Царевна-лебедь», особенно запомнились глаза царевны, ее таинственный взгляд и великолепный наряд — сказочный головной убор с драгоценными камнями. Я надеюсь посетить Третьяковскую галерею и снова насладиться этим произведением искусства.

Биография

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого, известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Императорской Академии художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), руководил портретным классом. Был избран членом Совета Академии художеств (1786). Вышел в отставку (1788), но через девять лет вновь занял место в Совете Академии (с 1807).

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

Среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II встречается имя живописца: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за портрет короля Прусского 800 р.» (1778 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Масон, в конце 1797 года посвящён в первые три масонские степени по поручительству Н. И. Новикова А. Ф. Лабзиным. Затем входил в петербургскую ложу «Умирающий сфинкс» А. Ф. Лабзина. По настоянию последнего в 1807 году вновь стал членом совета Академии художеств.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила была утеряна ещё в XIX веке.

Жена — Анастасия Яковлевна Левицкая (1744—10.05.1832), умерла в 88 лет в Петербурге, похоронена на Смоленском православном кладбище. У супругов был единственный ребенок — дочь Агафья, чей портрет находится в Русском музее.

Встреча с учителем Антроповым

В 1758 году Дмитрий Левицкий, уже имеющий некоторый опыт, едет из Киева в Петербург как ученик-художник при Синоде (объединении наиболее влиятельных церковнослужителей для решения организационных вопросов в христианских сообществах). В этот же период надзирателем за учениками, живописцами и иконописцами, назначается Алексей Петрович Антропов, именитый уже художник, который одним из первых в России начал писать светские парадные портреты. Эта работа Антропова подразумевала обучение юных художников живописи. Так в его доме среди прочих учеников с Украины оказался Дмитрий Левицкий (в начале 1750-х ассистировавший Антропову при росписи храма в Киеве). Примечательно, что молодой живописец, постигая художественное искусство, стремился не подражать технике учителя, а искать свои методы.

Антропов отрицательно относился к поточному обучению в Академии художеств, которая была создана совсем недавно (в 1757 году), и запрещал Левицкому туда поступать. Дмитрий ограничился частными уроками у разных мастеров. С учёбой успешно совмещал выполнение портретов на заказ. Под началом Алексея Антропова привлекался к росписи православных храмов, к примеру, новой Христорождественской церкви на Песках по проекту архитектора Егорова.

Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин

Парадные портреты Левицкого

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.

Портреты в роли

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.

Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.

Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.

Интимные портреты

Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.

Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.

Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: