Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфаламею»
Первые эскизы будущего шедевра живописи «Видение отроку Варфоломею» были написаны Михаилом Васильевичем Нестеровым на острове Капри в Италии. Наброски значительно отличались от готового полотна, центральным объектом на них являлся облаченный в черное одеяние инок, а не мальчик. Пейзаж также был доработан художником, на первоначальных эскизах отсутствовало изображение неба, природа играла абсолютно второстепенную, фоновую роль, поблескивая лишь водной полоской озера. Окончательный вариант картины был представлен своим великим создателем Нестеровым на открытой выставке художников-передвижников в 1890 году.
Полотно сразу вызвало религиозные споры по поводу правильности изображения нимба вокруг головы молящегося, ведь лик монаха написан в профиль , поэтому, согласно канонам, нимб передается на холсте простой золотой линией, а не сияющим кругом. Возможно, нарушив данное неписанное правило, Нестеров стремился подчеркнуть святость почтенного монаха.
Шедевр «Видение отроку Варфоломею» стал первой работой в цикле Михаила Владимировича, посвященном Преподобному Сергию Радонежскому. Работу над картиной художник заканчивал в селе Комякине, неподалеку от которого располагается Троице-Сергиевская лавра. Существуют мнения, будто на творческий процесс Нестерова во многом повлияло его знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым, у которого живописец часто гостил в имении Абрамцево, наряду с другими знаменитыми творцами того времени.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Сюжет картины практически полностью заимствован из Жития Сергия Радонежского. Художник изображает момент того, как неспособный к грамоте маленький Варфоломей просит случайно встреченного им на лугу инока помолиться Господу об его успехах в учебе. Это единственная инсталляция в цикле, на которой мальчик Варфоломей, прототип Преподобного Сергия, изображен без нимба, что символизирует самые истоки святого пути Радонежского.
Анализируя полотно, можно обнаружить множество различных символов. Белая рубашонка мальчика, воплощение юности и радостной беспечности, контрастирует с темными одеждами инока, символизирующими самоотречение, мудрость и зрелость. Не случайно возле отрока изображается маленькая, пока еще не набравшаяся сил елочка, возле старца же раскинулся морщинистый дуб, издревле считавшийся символом тайного знания и силы духа.
Михаил Васильевич частенько говорил, что шедевр ему явился во сне, размещенный в Третьяковской галерее в зале, посвященном художнику А. Иванову и его всемирно известной картине «Явление Христа народу». С того дня художник был уверен, что полотно «Видение отроку Варфоломею» будет знаковым в его творчестве. Картина и правда никогда не оставалась без внимания. К. Паустовский считал, что самое замечательное в шедевре — это пейзаж, с чем действительно тяжело не согласиться. Сказочные холмы, покрытые разнотравьем, утопающие в зелени покосившиеся коричневые избушки, сельская церквушка с будто игрушечными голубыми куполами, засеянные пшеницей поля — все это создает непередаваемую атмосферу святости самой русской природы.
Молодые елочки, березки, струящаяся между холмов речушка усиливает ощущение добра, исходящее от картины. За счет расположенных в перспективе холмов по краям от основного изображения картина приобретает поразительный объем и глубину, краски кажутся более насыщенными.
Доподлинно известно, что мальчишка был написан с натуры. После долгих поисков подходящего ребенка, художник нашел нужные ему черты в лице больной чахоткой девочки, жительнице села Абрамцево. Возможно, именно поэтому отрок Варфоломей так смышлено, совсем по-взрослому взирает на молящегося старца, словно предвидя собственную нелегкую судьбу. Кудри мальчишки удивительно сочетаются с пшеничными полями, символизируя связь ребенка с природой. С пояса свисает кнут, ибо по преданию папа отправил своего сына Варфоломея искать убежавшую в тот день лошадь.
Невозможно не заметить, с каким трепетом и нежностью инок держит ковчежек в руках. Возможно, он предвидит подвиг мальчика, а может быть, святой инок относится так к любому, кто обратится за помощью к силам Господа, которые он воспевает в своей молитве.
После окончания работы над картиной, художнику приснился еще один вещий сон, в котором он поднимается по светлой длинной лестнице к самим небесам. Быть может, это знак того, что шедевр «Видение отроку Варфоломею» был признан не только человечеством, но и высшими силами.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана (4, 5, 7, 8 класс описание) Картина Левитана «Над вечным покоем» довольно таки монументальна: глядя на нее, человек невольно ощущает всю свою хрупкость и беззащитность. Сам художник неоднократно признавался
- Краткая характеристика Евгения Онегина Образ Евгения Онегина воспринимается читателями неоднозначно. Многое зависит от возраста, жизненного опыта и даже половой принадлежности. Как ни странно, при всех ярко описанных негативных чертах характера
- Сочинение Незнакомка в Солнечном ударе (характеристика и образ) Русский писатель Иван Алексеевич Бунин очень много и искренне повествовал о любви. Его произведения отличаются простотой и в то же время неким изяществом. Особенно это касается любовной лирики.
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 30.06.2023 03:11 802 Заманов Руслан
Выбери правильный ответ А. Конституционный строй представляет собой ряд изменчивых признаков,
Ответов: 1
Обществознание 28.06.2023 19:08 41 Фроликов Максим
На какой язык перевод текста Конституции РФ не признан достоверным?
Ответов: 3
Обществознание 30.04.2023 14:27 199 Алипханов Ахмед
как вы понимаете слово\»ожидаемое поведение\»? Придумайте ситуацию в которой ожидания определённого
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 04:45 1457 Беденков Артем
Выбери правильные ответы В каких примерах нарушена норма-ожидание? Маша украла из ювелирного
Ответов: 1
Обществознание 05.10.2023 12:42 161 Агаджанова Яна
Само слово ____(А) является довольно многозначным. Оно может означать как возможность, так и
Ответов: 2
Обществознание 03.07.2023 22:40 1503 Бедухов Владислав
ПРОДОЛЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Поведение человека всегда оценивается другими людьми вежливо ли мы
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 09:27 766 Черепахина Алёнка
Выберете , что лишнее и объясните , почему? Право на жизнь, право на имя, право на достойную
Ответов: 1
Обществознание 25.06.2023 22:53 370 Плисецкая Анна
Есть ли неравенство в современном обществе? в каких областях оно может проявляться? проилюстрируйте
Ответов: 2
Обществознание 06.06.2023 08:39 738 Гридина Дарья
Организация «Объединённая Россия» имеет отделения по всей стране, а также устав. Какой
Ответов: 1
Обществознание 30.06.2023 15:21 345 Нуриева Алина
Почему в период подъёма движения число участников увеличивается, а в период спада сокращается? 20
Ответов: 2
Последние заданные вопросы в категории Обществознание
Обществознание 13.12.2023 20:10 11 Шефер Лера
Что было бы, если бы власть была выше права? Сообщение на 2,5 страницы срочно
Ответов: 2
Обществознание 13.12.2023 19:05 17 Соловей Феликс
СРОЧНО!!! Приведите один пример из литературы, подтверждающий мысли Э. Тайлора, изложенные в
Ответов: 1
Обществознание 13.12.2023 16:22 22 Назарова Вероника
Що проводить добре електричний струм? * 1.Пластик 2.Сухе дерево 3.Алюміній 4.Гума
Ответов: 2
Обществознание 13.12.2023 14:59 6 Герцен Данил
Підготувати піводомлення про один з різновидів харчового отруєння .
Ответов: 1
Обществознание 13.12.2023 13:08 3 Волков Влад
6. Установіть відповідність між борцем за права людини та фактом з його біографії 1 Мартін Лютер
Ответов: 2
Обществознание 13.12.2023 08:37 5 Кондратьева Виктория
Развитие культуры в современной россии положительные и негативные черты
Ответов: 2
Обществознание 12.12.2023 10:09 8 Чернов Никита
Напиши рассказ о своих летних каникулах заменив как можно больше слов условными знаками
Ответов: 1
Обществознание 11.12.2023 16:12 9 Хайрат Лаура
Визначте критерії досягнення мети
Ответов: 2
Обществознание 10.12.2023 20:39 8 Минеева Карина
Піраміда лапласа що це і навіщо
Ответов: 3
Обществознание 10.12.2023 13:08 11 Asimova Diana
Основываясь на материалах презентации, ответь на следующие вопросы: 1) Что ты знаешь об иудаизме: в
Ответов: 2
Подробно
Михаил Васильевич Нестеров — российский и советский художник-живописец.
Нестеров родился в 1862 году в купеческой семье в Уфе. Первоначально образование получил в Оренбургской мужской гимназии. В 12 лет поступил в реальное училище К.П. Воскресенского, а спустя два года был принят в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Руководителями, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Михаила Нестерова, стали В.Г. Перов и А.К. Саврасов. Среди его ранних работ картины, написанные на бытовую и историческую тематику. В 1885 году Нестеров получил звание свободного художника. Для заработка в этот период он также выполняет иллюстрации для книг и журналов. Летом 1885 года художник обвенчался со своей первой женой М.И. Мартыновской.
В мае 1886 года во время родов умерла жена художника Мария. Нестеров глубоко переживает смерть любимой супруги. Ее образ встречается во многих последующих работах живописца. Особенной чуткостью и нежностью проникнута картина “Невеста Христа”. Во внешности девушки угадываются черты покойной супруги живописца. Картина дала начало целой веренице работ с изображением девушек и женщин с кроткой, одинокой душой, наполненной теплотой и светом. Также в “Невесте Христа” впервые появляется узнаваемый “нестеровский пейзаж”, лишенный ярких красок и буйства стихий. Одухотворенность природы неразрывно связана в работах художника с внутренним миром его героев.
В 1889 году Нестеров заканчивает работу над картиной “Пустынник”, которая была выставлена в том же году на 17 Передвижной выставке. На ней изображен старец-отшельник, удалившейся от мирской суеты и нашедший счастье в уединение. Здесь также, как и в “Невесте Христа”, присутствует “нестеровский пейзаж”. Спокойствие и гармония осенней природы созвучны с внутренним миром старца. Картина была тепло встречена зрителями выставки, она не только стала знаменательным событием в творчестве передвижников, но и поставила Нестерова в ряды выдающихся живописцев того времени.
В 1889-1890 годах Нестеров пишет картину “Видению отроку Варфаламею”. Несмотря на противоречивое мнение относительно картины, на 18 Передвижной выставке она стала сенсацией. В том же году Нестерова пригласили на роспись Владимирского собора в Киеве. Художник долго колебался, но все же принял предложение. В последствии Нестеров занимался росписью храмов и написанием икон более 22 лет. Религиозная тема была основной в творчестве Нестерова вплоть до революции 17 года.
В послереволюционное время художник все больше обращается к портретной живописи. Нестеров пишет портреты родных и друзей, а также деятелей науки и искусства. За портрет И.П. Павлова живописцу была присуждена Сталинская премия в 1935 году в области искусства.
Нестеров умер в 1942 году в Москве от инсульта. Последней его работой стала картина “Осень в деревне”, написанная за несколько месяцев до смерти.
Похожие вопросы
Обществознание 06.06.2018 12:40 55 Досковский Данил
Можно ли сказать, что И. П. Павлов всю жизнь просидел за письменным столом, занимаясь умственной
Ответов: 1
Обществознание 19.04.2018 02:58 114 Прягаева Лера
Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821-1862): «Общество готовит
Ответов: 1
Обществознание 07.09.2018 18:06 80 Цыренова Арюна
ПОИОГИТЕ ПОЖАЛЙСТВА,СРОЧНО НУЖНО(((как вы относитесь к высказыванию английского историка Г.Т.Бакла
Ответов: 2
Обществознание 31.03.2019 12:58 60 Волинець Марина
Раскройте смысл высказывания английского историка Г. Т. Бакла (1821—1862): «Общество готовит
Ответов: 1
Обществознание 24.05.2019 05:39 45 Мерендзак Яна
Надо решить задания. Общество Боголюбов 16 параграф ЗАДАНИЯ 1. Как вы относитесь к высказыванию
Ответов: 1
Описание картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Михаил Нестеров помимо профессионального увлечения живописью ещё занимался и философией и религией
Росписи церквей были важной частью его творчества до прихода Советской власти
Один из циклов своих картин Нестеров посвятил жизни и деятельности Сергия Радонежского. Многие русские философы считали основанный Сергием Троице-Сергиев монастырь основой, началом русской духовности.
Одной из лучших работ этого цикла является «Видение отроку Варфоломею». Фигуру Варфоломея художник писал с натуры, но позировала ему девочка, в которой Нестеров сразу распознал так необходимые ему черты. Пейзаж, изображённый на картине, художник рисовал тоже с натуры, в деревне Абрамцево. Нестеров стремился к максимальной реалистичности изображения, и это у него получилось очень хорошо.
В основе сюжета картины лежит легенда. Юному Варфоломею никак не удавалось овладеть грамотой. И вот однажды, когда он разыскивал сбежавших жеребят, явился ему на поле под дубом святой старец. Мальчик не растерялся и обратился к таинственному иноку с просьбой помочь в учении. Тот, сотворив надлежащую молитву, со словами наставления и благословения достал дароносицу и протянул пастушку кусочек просфоры, после чего старания отрока были вознаграждены: ему удалось постичь «книжную грамоту» и прочесть Святое Писание. Со временем Варфоломей принял постриг и стал известен под именем Сергия Радонежского.
В картине любовной бережной кистью «вырисован» типичный пейзаж среднерусской природы — холмы, тонкоствольные деревца, высокие травы. В этом ландшафте мальчик-пастух напоминает молодую березку, а таинственная монашеская фигура — темный ствол старого дерева, у которого он стоит. В руках старец держит ковчежец, который по форме очень похож на храм — будущее детище Сергия Радонежского.
Мальчик кажется чуть побледневшим при встрече с ангелом — с непонятным, высшим существом. Но во взгляде его больше почтительного внимания, чем испуга и удивления. Он послушно сложил ручки, старательно повторяя молитву вслед за своим неожиданным наставником. С любовью выписанный тихий, пасторальный осенний пейзаж, незатейливая деревянная церковка неподалеку — легко поверить, что это край, в котором святые хоть и редко, но являются детям, и в каждой избе образа — как лица близких людей.
За спиной пастушка в белой рубахе — тонкая молодая белоствольная березка; старец, облаченный в черную ризу, склонил голову, стоя под коренастым вековым дубом с потемневшей от времени корой и пожухшей листвой. Стар и млад, а за ними — два дерева. Символ преемственности, дарования знаний тому, кто пока юн и неопытен, но полон жизненных соков и готов тянуться к свету…
На заднем плане изображена обычная сельская местность, огороды, а фигура Сергия Радонежского максимально приближена к дереву, чтобы внимание зрителя не отвлекалось от мальчика, на глазах которого происходит чудо. Это художник подчеркнул позой и выражением лица Варфоломея. Год написания картины: 1890
Год написания картины: 1890.
Размеры картины: 211 x 160 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: религиозная живопись.
Стиль: символизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Модель для фигуры мальчика искал долго
В процессе работы над картиной Нестеровым было сделано множество различных этюдов. До самых точнейших деталей был проработан этюд дуба, около которого стоит схимник.
По первоначальной задумке Варфоломей стоял перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. Акцент здесь приходится на фигуру схимника. В дальнейшем смысловым центром всей картины стала фигурка мальчика. Вернёмся к воспоминаниям Нестерова:
«Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца… Время шло, было начало сентября. Я начал тревожиться, — ведь надо было ещё написать эскиз. В те дни у меня были лишь альбомные наброски композиции картины, и она готовой жила в моей голове, но этого для меня было мало. А вот головы, такой головы, какая мне мерещилась для будущего преподобного Сергия, у меня ещё не было под рукой»…
Тоска по светлой тишине
«Портрет дочери»
Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.
В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Портрет академика Павлова.
Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.
До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.
Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
*******
«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов
Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.
Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.
Там же
Там же
Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php
Там же
Там же
Там же
Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php
Там же
Там же
Там же
Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Павлова»
Михаил Нестеров, 1935 год, картина «Портрет Павлова», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Портрет Павлова |
Страна, художник | Россия, Михаил Нестеров |
Год | 1935 |
Жанр | портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Свою молодость Михаил Нестеров посвятил религиозной живописи, росписи храмов. Но в советское время ему пришлось искать новое поприще, и он сосредоточился на портретах. Так, одной из самых ярких его работ стал портрет академика Ивана Петровича Павлова.
На картине изображен пожилой интеллигентный мужчина – у него седые волосы и борода, очки с круглыми стеклами, строгий сюртук. Академик сидит за столом, его руки вытянуты вперед и напряженно сжаты. По словам друзей и родственников, этот жест был характерен для ученого, он свидетельствовал о внутреннем сосредоточении и напряженной работе ума. То же выражение активной умственной деятельности написано на лице Павлова – взгляд опущен вниз, губы сосредоточено поджаты, на лбу собрались морщины.
Перед ним на столе, покрытым розовой скатертью, стоит горшок с белыми цветами. Эти ненавязчивые символы уюта – свидетельство безмолвного присутствия женщины
Таким образом художник отдает дань жене академика, которая посвятила жизнь мужу и детям, подчеркивает важность ее заботы
Пейзаж за окном прописан более обобщенно, но вместе с тем узнаваемо. Большое белое здание с зелеными крышами – это биологическая станция, физическое воплощение трудов всей жизни академика Павлова. То место, которому ученый посвятил большую часть своей жизни.
Нестеров писал портрет, пока Павлов работал и общался со своими подчиненными. Благодаря этому ему удалось точно ухватить и передать волевой деятельный характер, острый ум, любовь к своей работе. Именно такие портреты, воспевающие идеал человека трудящегося, считались образцовыми в советский век социализма. Их герои были примером для подражания для простых людей в то время, когда ценность труда возносили на пьедестал.
Но трудовой пафос – не единственная причина, по которой работа была признана идеологически правильной и получила Сталинскую премию
Оба героя – и художник, и профессор прожили значительную часть жизни в Царской России, были признаны, занимали важное место в обществе. Но они приспособились к новому строю, поддерживали Советскую власть (или не вступали с ней в явную конфронтацию), поэтому смогли соответствовать идеалу советского человека