Судьба художника
Василий Суриков, чей род происходил из донских казаков, родился и вырос в Красноярске. Считалось даже, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Воспитание ребёнок получил вполне в традиции прародителей: ездил с отцом на охоту, забавлялся кулачным боем, в том числе и как участник. При этом Вася был очень наблюдательным мальчиком, любившим часами разглядывать людей, а затем рисовать их.
Москва ошеломила Сурикова. Во-первых, он нашёл много схожего с родными местами. А во-вторых, его пронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить, по Москве и всё больше к кремлёвским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, всё принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Да так это ясно, что даже остановишься и ждёшь: а вдруг и в самом деле выйдут».
В 19-м веке картины на исторические сюжеты были крайне популярны и выполнялись несколько в торжественной манере. Триумф, величие, помпезность. Суриков же был против академизма. Он изображал прошлое в его мрачности и суровости. Его лихорадочно, грубо и грязно, но вдохновенно написанные картины пугали публику, привыкшую к совершенству исполнения. Вероятно, поэтому у него не было ни учеников, ни последователей. Даже мастерской специальной он не имел — всегда писал там, где жил.
В последние годы Суриков писал много портретов и автопортретов, которые раньше выполнял факультативно, для забавы. Последними словами художника было мистическое «Я исчезаю». Скончался он в 1916 году в Крыму, куда отправился поправить здоровье.
Вариант 3
Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Еще только раннее утро, стоит туман. Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного.
Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище. Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу
Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания
8 стр., 3769 слов
По картине Т.Н. Яблонской “Утро”
… очень аккуратный человек. Утро — это зарождение необычного дня. На этой картине нарисована весенняя пора года, так как двери на балкон раскрыты полностью. Девочка – подросток только, что проснулась и … описала утро этой девочки. И глядя на картину, мы примерно можем представить ее распорядок дня. Цвета на картине «Утро» Для написания картины, художница не использовала слишком ярких красок, ведь это …
Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра. Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.
В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами, хотят вернуть на трон Софью. Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.
На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми. У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
Князь Александр Меншиков
Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Государственная Третьяковская галерея
Нередко образы будущих картин Сурикову навевали случайные мизансцены. Так было и с картиной «Меншиков в Березове». «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел»
— так запомнил и записал рассказ Сурикова поэт и художник Максимилиан Волошин .
Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку.
«Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Кажется, встань Меншиков с кресла — и ему не поместиться в этом новом жилье: слишком он велик. Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник, и младшая Александра, читающая Евангелие. Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая — спустя еще год — от оспы.
1 вариант
При упоминании картины, наш ум немедленно создает грустное изображение казни стрельцов. Однако на полотне мы не видим самого акта казни, а только ее подготовку и выбранную художником тему. На переднем плане изображена Красная площадь, где уже находятся осужденные к казни. Еще раннее утро, туман окружает все вокруг. Мужчины, которые проживут этот день как последний, одеты в белые рубашки и держат похоронные свечи в руках. За ними возвышается Храм Василия Блаженного. На полотне мы видим различных людей, каждый из которых был нарисован художником Суриковым по реальным образам. Например, он изобразил длиннобородого мужчину в красном кафтане, увидев своего дядю, и рыжебородого стрельца — гробовщика, которого он когда-то видел на кладбище. Этот человек впечатлил художника своим видом, он никогда не сдавался перед трудностями и всегда проявлял сильный дух. Это ясно видно на его образе на картине
Рядом с ним стоит сам Петр, гордый и величественный, привлекающий внимание. На его лице можно увидеть различные эмоции, которые он испытывает по отношению к мятежникам
Возникают воспоминания о детстве у Петра.
Перед тем, как Софья пришла к власти, она отправила Петра в село Преображенское, где стрельцы беспощадно расправились с его родственниками. Девятилетний мальчик был приведен на крыльцо, чтобы увидеть, как стрельцы отрубают головы его родственников и близких, с которыми он вырос. Все эти ужасные сцены запечатлелись в его памяти.
В 1697 году Петр отправился в Европу, и там до него дошли слухи о новом восстании стрельцов. Они не получали свои зарплаты несколько месяцев и были недовольны реформами, они хотели вернуть на трон Софью. Петр вернулся в Россию, когда восстание уже было подавлено, но он не остановился на этом. Он начал расследование и допросы, и благодаря вынужденным показаниям было казнено около 700 человек.
На лицах осужденных видна боль, печаль и отчаяние – они понимают, что им осталось всего несколько минут жизни. Некоторые прощаются со своими женами, другие с детьми. Многие стрельцы склоняют головы, полные отчаяния, а некоторые даже не могут скрыть своих эмоций и плачут, прикрывая лицо руками. Рядом с ними изображены вельможи и приближенные к государю, на их лицах видна надменность и осуждение. Они не испытывают никакого сострадания к этим людям. Вся картина пропитана горечью и печалью, а темные и мрачные оттенки преобладают. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
Описание картины
Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.
В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.
Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.
В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью
Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте
Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.
Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.
Художественные приёмы
Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.
Вариант 2
Картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” – это произведение, которое вызывает множество эмоций у зрителя. На картине изображены люди, которые готовятся к казни. Они находятся на краю пропасти, их жизнь зависит от того, что произойдет в ближайшие минуты. В центре картины находится стрелец, который смотрит вниз, на землю. Его лицо выражает глубокую печаль и грусть. Он понимает, что его жизнь скоро закончится, и ничего не может изменить.
На заднем плане картины видны люди, которые смотрят на происходящее. Они выглядят напуганными и встревоженными. Некоторые из них плачут, другие молятся. Все они понимают, что это утро может стать последним в их жизни. Картина Сурикова напоминает нам о том, что жизнь очень хрупкая и что мы должны ценить каждый момент, который нам дан.
Картина “Утро стрелецкой казни” также напоминает нам о том, что война – это ужасное явление, которое приводит к гибели множества людей. На картинах Сурикова мы видим, как люди страдают во время войны, как они теряют своих близких и родных. Картина “Утро стрелецкой казни” – это прекрасный пример того, как искусство может помочь нам понять мир вокруг нас и наши отношения с другими людьми.
Однако, картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” не только напоминает нам о трагедиях войны, но и о том, что люди могут быть жестокими и безжалостными. На картинах Сурикова мы видим, как люди готовы убивать друг друга ради власти и денег. Картина “Утро стрелецкой казни” – это прекрасный пример того, как искусство может помочь нам понять, что жизнь не всегда справедлива и что мы должны бороться за свои права и свободу.
Картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” также является примером того, как искусство может помочь нам понять нашу историю и нашу культуру. Картина была написана в 1881 году, в период после революции 1861 года и до революции 1917 года. Это был период больших социальных и политических изменений в России. Картина Сурикова – это прекрасный пример того, как искусство может помочь нам понять, какие изменения происходили в России в этот период.
Картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” также является примером того, как искусство может помочь нам понять нашу национальную идентичность. Картина была написана русским художником, и она отражает русскую культуру и историю. Картина Сурикова – это прекрасный пример того, как искусство может помочь нам понять, что значит быть русским и какие ценности и традиции мы должны сохранять.
В целом, картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” – это произведение, которое вызывает множество эмоций у зрителя. Она напоминает нам о том, что жизнь очень хрупкая и что мы должны ценить каждый момент, который нам дан. Картина также напоминает нам о том, что война – это ужасное явление, которое приводит к гибели множества людей. Она также является примером того, как искусство может помочь нам понять нашу историю, культуру и национальную идентичность. Все это делает картину Сурикова одним из самых значимых произведений русского искусства.
Вариант №2
Картина великого автора погружает зрителя в тяжелые времена. Стрельцы подняли бунт и теперь будут наказаны, а именно: лишены своей жизни. Однако, глядя на лица мужчин, можно заметить, что их нисколько не смущает этот факт.
Картина угнетает смотрящего. Собор, который виднеется на заднем плане окрашен в мрачные тона. Всё вокруг, затаив дыхание, ожидает печального конца. Собор словно затянут туманной дымкой. Соборные стены сильно потускнели. Складывается впечатление, что окружающая среда скорбит о происходящем.
Не случайно автор подобрал подобные краски. Он словно сравнивает власть Петра Первого с монолитностью картины. У собора уже стоят виселицы. Жизнь бунтовщиков скоро закончится. Власть всегда хочет побыстрее избавиться от тех, кто мыслит иначе.
Инакомыслие в те времена стоило жизни. Сейчас есть свобода слова и человек может говорить, что пожелает. Раньше нужно было отвечать за каждое слово. И его цена была очень высокой.
Стрельцы отличаются особой храбростью и уверенностью. За свои убеждения каждый из них должен был умереть страшной, позорной и мучительной смертью. Однако, их не пугал этот факт. Потому что личные взгляды и понимания стоили для них дороже бренного существования.
На казнь пришёл и простой народ. Люди потрясены происходящим. Возможно, среди стрельцов есть их родственники. Подсудимые доставлены к месту казни на тележках. Бойцы находятся в сидячем положении, так как их ноги забиты в колоды. Стрельцов одели в белые рубашки. Каждый из них держит в руке свечу. Это не случайно. Свеча выступает прообразом. Она символизирует жизнь, которая скоро подойдет к концу. Лица стрельцов объяты печалью. Они осознают, что больше не имеют никакого влияния на ситуацию в стране. Теперь их жизни ничего не стоят.
Стрельцы предстали пред народом, как законопреступники, которые посягнули на установленный режим.
Справа изображён царь, сидящий на коне. Он излучает уверенность и внимательно следит за происходящим. Стрельцы вот-вот подвергнутся казни, но, несмотря на это, они сохраняют враждебное отношение к царю. Это можно заметить благодаря позиции одного из бунтовщиков. Он как будто бы снова хочет что-то учинить. Пусть это будет последнее действие в его жизни. Всё равно терять уже нечего. От таких людей можно ожидать чего угодно.
В глазах стрельца отражается ярая ненависть и злость по отношению к государю. Его абсолютно не устраивает правящая власть. Он понимает, что некоторые из сидящих и скорбящих рядом, чувствуют то же самое. Однако, они никогда не решатся противостать установленной власти.
Множество людей хотело бы, чтобы их близкие вернулись домой. Но власть прекрасно знает, что бунтовщики не останавливаются, не достигнув своих целей. Царь и его дружина внимательно следят, чтобы всё было, как надо. Это ещё и показательная порка, чтобы никто больше не хотел поступать подобным образом.
Несмотря на это, стрельцы полны решительности. Их не напугаешь ни смертью, ни позором, ни стыдом, ни слезами близких. Они ни перед чем не остановятся, поэтому их легче убрать.
Популярные сочинения
Д.А. Шмаринов — советский и российский график, иллюстратор. Завоевал известность, как художник книги. Он родился в Казани, отец его был агрономом.
Произведение показывает некоторый период времени, во время которого преображаются основные действующие лица и по внешнему виду, и в нравственном отношении. Один из них — Петя Ростов.
Жанр — историческая живопись. Сюжет картины основан на историческом факте — стрелецком бунте 1698 года, его подавлении Петром I и казнью мятежников.
Возмущение стрельцов началось с экономического требования — челобитной о выдаче жалования, а потом оно приняло политический характер. Стрельцы вознамерились содействовать восшествию на престол сына Петра, царевича Алексея.
Композиция произведения многофигурная, построение диагональное, выражающее динамику — внутреннее напряжение картины. В композиции присутствует противопоставление народа, занимающего три четверти полотна, Петру I, вельможам и солдатам — им отведена оставшаяся четверть картины.
На переднем плане — стрельцы в белых рубашках, со свечами, их близкие. Каждый выражает горе по-своему. Богато одетая молодая женщина, мужа которой первым повели на виселицу, воет в голос. Сын лет пяти уцепился за мать и спрятал лицо в её одежде. Старуха сидит на земле в позе отчаяния, возле неё маленькая девочка, яркий красный платок её как диссонанс с испуганным, заплаканным лицом. Ребёнок видит, что происходит страшное, хотя и не разумеет, что именно. Седого стрельца оплакивают дочь и сын.
Выделяется рыжебородый стрелец, глаза которого горят ненавистью и обращены в сторону молодого Петра. Сам царь, стоящий в стороне, справа, встречается с ним ответным взглядом, в котором гнев и непримиримость. Самодержец восседает на коне, возвышаясь над толпой. Он наблюдает за происходящим, за подготовкой казни над врагами государства. Его гордая посадка, властное выражение лица будто свидетельствуют об утверждении могущества. Рядом с Петром фаворит Меншиков, изображённый спиной к зрителю, иноземцы, пожилой сановный боярин.
Средний план — Лобное место, куда взбираются любопытствующие, желающие всё рассмотреть.
На заднем плане изображено следующее: фрагмент Кремлёвской стены, солдаты-преображенцы, виселицы — справа; собор Василия Блаженного — по центру;зеваки на крыше ближнего дома — слева. Фон архитектурных сооружений — серое пасмурное небо.
Художник не показал саму казнь — безобразие расправы, акцент сделан на душевном состоянии приговорённых к смерти стрельцов. Трагизм их положения в выражении лиц, во взгляде, в жестах отчаяния близких.
Тревогой наполнен и хмурый пейзаж картины. Пасмурное утро соответствует настроению тоскливого ожидания трагической развязки.
Цветовая палитра в изображении народа созвучна расцветке храма Василия Блаженного. Зелёный, голубой, жёлтый, красный и белый цвета в орнаментах, в шитье кафтанов, узорах женских платьев — мир красоты народного творчества, русской старины, которая обречена на казнь.
Контрастное сочетание белого цвета стрелецких рубах с насыщенным красным создаёт тревожное настроение. Горящие при дневном свете свечи особым образом рефлектируют на белом и усугубляют беспокойство.
Более сдержанна и темна цветовая гамма, относящаяся к Петру, его приближённым и шеренге солдат. Они олицетворяют бездушную государственную машину.
Рассеянный, тусклый свет туманного утра в картине нарочно выбран художником как фон мрачного события.
-
Сочинение наш час эпоха мабільнай сувязі
-
Музыкальные произведения книги документальные и художественные фильмы созданные в годы вов сочинение
-
Наша страна через 50 лет сочинение на английском
-
Сочинение на тему мой парень
- Сочинение на тему писательство
История возникновения картины
Произведение написано в стиле исторической живописи, на что повлияло оказанное на художника впечатление от подавленного Петром I бунта стрельцов. Суриков рассказывал, что идея создания картины нахлынула на него внезапно, когда он решил прогуляться вдоль стен Кремля. Тогда в его голове в мельчайших подробностях возник образ готовящихся к казни стрельцов. Вероятно, именно это стало причиной того, что события перенесены автором из села Преображенского в Москву.
Работать над своим детищем художник начал 1878 году, но окончательную версию полотна представил лишь спустя несколько лет — в 1881. Суриков трудился над произведением очень тщательно, стараясь не отвлекаться на посторонние события. Ночами ему даже стали сниться кошмары с казнями, кровью и покойниками. Ему пришлось самому практически пережить весь ужас, который был уготован стрельцам и их семьям.
Прежде чем написать полотно, художник провёл огромную подготовительную работу, создав множество эскизов, которые, однако, не сохранились.
Боярыня Морозова
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Масштабное полотно создано на сюжет из трагического периода российской истории — церковного раскола XVII столетия. Некоторые критики называли его слишком «шумным» и сравнивали с варварски пестрым персидским ковром. Однако большинство с восторгом приняло эту композиционно сложную, насыщенную картину. Художник Александр Бенуа отмечал, что работа Сурикова подобна «музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь».
Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Вскоре ее арестовали и отправили вместе с сестрой сначала в Чудов, а затем Псково-Печерский монастырь . Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
До Сурикова к этому сюжету обращался Александр Литовченко, но именно полотно 1887 года стало самым известным и масштабным. Художник изобразил момент, когда Морозову привозят в Чудов монастырь. Сидя в розвальнях, она вздымает вверх руку в двоеперстии. Неотрывно смотрят на нее толпящиеся вокруг люди. Закутанная в черную шубу бледнолицая фигура в центре картины обладает почти гипнотическим воздействием.
Четвертое измерение
Суриков попытался включить в картину четвертое измерение. То есть время
Обратите внимание на стрельцов, изображенных на полотне
Мужчина в самом крайнем левом углу сидит к нам спиной.
Мы не видим его лица. Его трагедия для нас понятна, но мы не знаем ее деталей: кто его семья и пришла ли она на его казнь.
А вот стрелец правее уже повернут к нам лицом. Мы уже видим не только его взгляд, но и его верность своим убеждениям даже перед лицом смерти. Он грозно смотрит прямо в глаза Петра I.
Далее мы видим чернобородого стрельца. Он погружен в себя, готовится к смерти. Стражник уже возится с его кандалами, чтобы тот смог встать с телеги и идти к виселице.
В отчаянии его хватает за плечо жена. Она осознала окончательно, что трагедия произойдет совсем скоро.
Еще правее стрелец уже стоит на ногах. Он прощается со своими детьми. Скорее всего, пытается сказать им последние слова.
Далее мы видим стрельца, который возвышается над толпой и прощается с народом. Он опустил голову, как бы говоря: мы пытались, братцы.
И ближе к правому краю картины мы уже видим стрельца, которого стражник ведет к виселице.
Обратите внимание, как необычно придерживает его за спину стражник. Как рассказывает искусствовед Илья Доронченков, это очень похоже на дружеский жест
И если выдернуть этих людей из контекста картины, то можно подумать: это приятели возвращаются откуда-нибудь из кабака и один другого по-дружески придерживает.
Получается, что мы как будто отслеживаем последние минуты жизни человека перед казнью. Слева направо. Вот его привезли в кандалах. Вот он попрощался с народом, с семьей. И потом видим, как его ведут к виселице. Четвертое измерение в виде временного отрезка!
При этом обратите внимание, что Суриков НЕ стал изображать повешенного стрельца! Вернее, сначала он послушал совета Ильи Репина и добавил такой образ. Но потом все же закрасил казненного
Но потом все же закрасил казненного.
Художник понял, что это слишком приковывает взгляд зрителя
И ему сложнее будет оторваться от этого гнетущего образа и разглядеть другое, не менее важное
Также Суриков постарался изобразить людей очень разных возрастов. От детей до старух. На переднем плане нам бросаются в глаза две фигуры девочки и пожилой матери стрельца в красной шапке.
Такое возрастное разнообразие еще больше помогает нам прочувствовать то самое четвертое измерение.
Выдуманный Кремль
Наверняка Вы обращали внимание, что стены Кремля на картине «Утро стрелецкой казни» (1881) Василия Сурикова – светлые, бело-серые. Мы же привыкли к красному Кремлю
Но это далеко не единственная особенность изображения Кремля!
Если совсем откровенно – такого Кремля и вовсе НЕ существует.
Но в сочетании с лобным местом и Храмом Василия Блаженного мы все же узнаём Красную площадь.
Итак, события картины происходят в 1698 году. Пётр I приказал казнить 1300 стрельцов. Стрелецкие войска были регулярной армией страны. Они по идее должны были служить царю. А в результате устроили против него заговор
Очень им было важно, чтобы в России остались старые порядки
Пётр I же был намерен преобразовывать Россию. И вообще заговор – это тяжкое преступление. Поэтому все 1300 стрельцов были повешены. Часть – в Москве, на Красной площади.
То есть событие историческое, реальное. И, конечно, очень драматическое. Поэтому ради того, чтобы подчеркнуть ощущение драмы, художник решился изменить до неузнаваемости Кремль.
Он действительно в то время был белым. Стены впервые побелили за 18 лет до изображённых событий. А вот последний раз их побелили 200 лет спустя в 1880 году.
И постепенно Кремль естественным путём вновь стал красным, так как побелка уже к 1940-м полностью сошла. Белить заново не стали, так как красный цвет был к лицу Советской Москве.
Так что в плане стен Суриков как раз правдоподобен.
Но вот с башнями все сложнее.
Рядом с лобным местом находятся такие башни, как Спасская и Царская. Но они очень нарядные. Царская и вовсе похожа на сказочный терем.
Слева: Царская башня. Справа: Спасская башня. Фото: Wikimedia Commons.
Поэтому Суриков выбрал такой ракурс, чтобы эти башни не попали в пространство картины.
И действительно, если стоять так близко к лобному месту лицом к Васильевскому спуску, то да, эти башни НЕ попадут в поле зрения.
В этом случае Вам будут видны такие башни, как Набатная и Константино-Еленинская. Но они тоже не устраивали художника. Слишком разные и тоже нарядные.
Слева: Константино-Еленинская башня. Справа: Набатная башня. Фото: Wikimedia Commons.
И тогда Суриков придумал свои башни! Вернее, он взял за основу Сенатскую башню, но сделал ее короче, приземистее.
Сенатская башня находится с правой стороны от Спасской башни. И она в реальности более вытянутая.
Слева: Сенатская башня на картине В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” (более приземистая, чем реальная башня). Справа: Фото Сенатской башни.
Более того, Суриков продублировал эту Сенатскую башню. Хотя на самом деле все башни Кремля разные!
И действительно, такой Кремль с невысокими и одинаковыми башнями больше подходит событию.
Они как будто являются отражением жесткой власти, не терпящей противостояния. А также такая стена с одинаковыми башнями вторит стоящим в ряд солдатам в одинаковой форме.
И ещё одну особенность Кремля мы видим.
В реальности между Храмом Василия Блаженного и стенами Кремля расстояние больше. И если бы мы стояли на месте толпы, то видели бы пространство вглубь, вдоль стены, ведущее к Васильевскому спуску и набережной.
Но художник намеренно сдвинул стены и закрыл это пространство. Тем самым подчеркнув гнетущую обстановку. Он уменьшает количество воздуха. Нивелирует ощущение свободы. Там стоят виселицы, там тупик. И одного стрельца уже ведут туда, к концу его жизни.
Необычный колорит
Суриков изобразил не просто толпу. А пеструю толпу. И это отличало его от других художников того времени.
Дело в том, что в XIX веке многим русским художникам был свойственен так называемый грязевой колорит
Тогда будущих мастеров учили избегать чистых, ярких цветов, делая акцент на важности сложных оттенков
В результате часто колорит у художников получался довольно тусклым, приглушенным.
Константин Савицкий. Встреча иконы. 1878. Третьяковская галерея.
Но Суриков совершенно не боялся ярких цветов. Более того, он придумал очень интересное колористическое решение.
Стрельцов он одел в белые рубахи. И таким образом мы сразу можем выхватить их взглядом из толпы. К тому же белый цвет разбавляет пестроту всего остального.
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Третьяковская галерея.
Также он усложнил себе задачу с точки зрения колористики, вручив каждому стрельцу свечку. Технически это очень сложно написать пламя свечи при дневном свете.
Но с этой задачей еще справился Павел Федотов в 1850-х годах. Мы видим такое же сочетание естественного и искусственного света на его картине “Вдовушка”.
Павел Федотов. Вдовушка. 1852. Третьяковская галерея.
Также блестяще с такой сложной задачей справился и Василий Пукирев в “Неравном браке”.
Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея.
Так что только очень большой мастер может так натуралистично изобразить естественный и искусственный свет одновременно. И это доказательство того, что Суриков показал себя на высоте.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Сюжет
Раннее утро накануне казни стрельцов, прогневавших Петра I своеволием. Осуждённых вывели на лобное место, виселицы выставлены. Казнь ещё не началась — мы видим, как уводят первого стрельца. Суриков намеренно не стал изображать покойных. Как он сам объяснял, ему хотелось показать торжественность последних минут, а не расправу над бунтарями.
Полотно огромно, и зритель находится на таком уровне, что, кажется, может смешаться с толпой. Цветастая масса тел структурирована и сложно организована. В этом пёстром месиве выделены несколько стрельцов, обречённых на смерть: они одеты в белое, а в руках держат свечи.
Царь, сидящий на коне, с оцепенением смотрит на толпу. Рядом с ним стоят приближённые, позади шеренга солдат, а за ними — пока пустые виселицы.
Налицо дихотомия народ — государство, которую Суриков передаёт через параллели образов: за народом — пряничный храм Василия Блаженного, за царём — глухие стены Кремля; слева — живая, стихийная, клубящаяся масса, справа — люди, стоящие в шеренгах, порядок, строй; приговорённые — в белом, солдаты — в чёрном; между Петром и рыжебородым стрельцом происходит дуэль взглядов.
История происходит помимо воли, без участия тех, кто изображён на картине. Это, кстати, относится ко всему творчеству Сурикова. В его представлении человек не является мотором истории — она свершается силою вещей, человек же становится частью потока, но никак не деятелем.
Солдаты и стрельцы противопоставлены как зло и добро, но лица их похожи, точно у братьев. А первого ведомого на казнь солдат и вовсе поддерживает. Художник хотел показать, что разделённый историей народ остаётся единым.
Ксения Годунова
Василий Суриков. Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича. 1881. Государственная Третьяковская галерея
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Дочь Бориса Годунова , внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.
После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но Смута добралась и туда. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь , который разграбили казаки Первого ополчения.
Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.