Почему Станиславский считал, что Чехов не понял замысла собственной пьесы, а Чехов — что Станиславский испортил «Вишнёвый сад»?
Хотя труппа МХТ и понимала Чехова лучше, чем другие, она всё-таки не могла забраться драматургу в голову. Двойственность чеховских текстов, особенности его юмора, отсутствие всякой однозначности регулярно становились поводами для споров. Первый конфликт произошёл, когда Чехов принёс в театр «Три сестры». Актёры плакали, а драматург недоумевал, почему они рыдают над водевилем, — впрочем, «Три сестры» в рукописи хотя бы назывались драмой. «Вишнёвый сад» сильно отличался даже от предыдущих пьес. Неотвратимо наступающее будущее виделось Чехову скорее оптимистичным при всей грусти прощания с эпохой, а Станиславский считал, что Чехов написал «драму русской жизни»: «Это не комедия… это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. <…> …Я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться». Чехова злило, что Станиславский перехваливает пьесу и при этом ставит её торжественно и печально. Вероятнее всего, Станиславский просто не готов был сразу принять новую концепцию комедии, которую изобрёл Чехов.
Суть конфликта хорошо уловил Мейерхольд, который к тому времени уже ушёл из МХТ. Он писал Чехову в письме: «Когда какой-нибудь автор гением своим вызывает к жизни свой театр, этот последний постигает секрет исполнения его пьес, находит ключ… Но если автор начинает совершенствовать технику и в творчестве своём поднимается в высоты, театр, как совокупность нескольких творцов, следовательно, творец более тяжеловесный, начинает терять этот ключ. <…> Так, мне кажется, растерялся Художественный театр, когда приступил к Вашему «Вишнёвому саду». Ваша пьеса абстрактна, как симфония Чайковского. И режиссёр должен уловить её слухом прежде всего. <…> Когда читаешь пьесу, третий акт производит такое же впечатление, как тот звон в ушах больного в Вашем рассказе «Тиф». Зуд какой-то. Веселье, в котором слышны звуки смерти».
Главные герои
Глубже понять пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад” поможет анализ главных действующих лиц. Укрупненно героев можно разделить на две основных группы: прошлое, настоящее, будущее. Люди прошлого поколения — образованны, деликатны, но инфантильны, эгоистичны и бездеятельны: Раневская, Гаев, Фирс. Люди настоящего — новые “хозяева” жизни, новое поколение богачей, которое не может отделаться от памяти о низком социальном статусе предков, что делает их глубоко несчастными (Лопахин). Рациональны, деятельны и практичны. Люди будущего — хотят снести все старое для строительства нового уклада. Испытывают желание трудиться, развиваться: Аня, Петя, Варя. Каждый персонаж пьесы имеет свой образ, свою правду, ярко выраженных отрицательных или положительных героев нет:
Любовь Андреевна Раневская
Немолодая помещица, вдова дворянина, умершего от пьянства и оставившего семье неподъемные долги. Из-за мужа потеряла связь с родственниками, на поддержку которых теперь нельзя рассчитывать. Потеряла сына — утонул в реке. Связь с другим мужчиной после смерти мужа привела к полному разорению и попытке покончить с жизнью через отравление. Не умеет отстаивать свое мнение, ранима, чувствительна, не обладает навыками ведения хозяйства и рационального распоряжения деньгами. В финале возвращается к любовнику, разорившему ее, не видя всего ужаса своего положения.
Леонид Андреевич Гаев
Брат Любови Андреевны, холостяк, всю жизнь проживший в родовом имении. Живет в долг, погряз в иллюзиях и мечтах, красиво говорит пустые речи, сплетничает, плетет интриги. За спиной сестры обвиняет ее в потере поддержки влиятельных родственников, своей вину за бездумную растрату денег не чувствует. В конце пьесы принимает судьбу — утраивается на работу в банк.
Фирс
Старый лакей, который служит семье с самого детства Гаева и Раневской. До сих пор проявляет заботу за повзрослевшим хозяином. Не смог принять отмену крепостного права. Остается забытым всеми и ненужным никому в пустом доме.
Ермолай Алексеевич Лопахин
Трудолюбивый, практичный, рациональный и амбициозный сын бывшего крепостного семьи Гаевых. Постоянно думает, что образования недостаточно для общения с дворянами, поэтому всегда зажат. Стесняется сделать предложение дочери Раневской, так как по-прежнему считает себя ниже их семейства. Покупает имение с молотка для уничтожения, чтобы отомстить за рабское положение предков.
Аня
Дочь Раневской, юна, утонченная и красива. Несмотря на мечтательность и наивность, хочет трудом добиться благополучия. В финале покидает имение, чтобы учиться, получить профессию, начать работать и обеспечить мать. Становится символом надежды будущей России. Не испытывает жалости к саду, хочет посадить свой, новый.
Петя Трофимов
Вечный студент в свои тридцать, отличающийся умом и рассудительностью. Беден, не имеет дома. Горд, говорит резко, прямолинеен, но на ответные упреки обижается. Дальше высокопарных речей дело не идет. Влюблен в Аню, но действовать не намерен. Равнодушен к судьбе сада, считает, что дворяне получили блага незаконно, за счет крестьян.
Варя
Приемный ребенок Раневской. Отличается трудолюбием и скромностью. Богомольность сочетает со скупостью: переживает, что мать транжирит деньги, экономит на питании слуг. Влюблена в Лопахина, не получает взаимности и замыкается в себе. В финале пьесы поступает на службу экономкой к другой семье. Готова отдать последнее для спасения сада, так как всю жизнь посвятила спасению дома семьи, приютившей ее.
Как она написана?
Пьесы Чехова — естественное продолжение его прозы, и «Вишнёвый сад» не исключение. Развёрнутые ремарки сообщают гораздо больше информации, чем нужно для сцены. Диалоги полны как будто случайных реплик и ответов невпопад. Мотивы, которые движут персонажами, остаются непроговорёнными — читатель волен сам догадываться, почему герои действуют или бездействуют именно так. Но главная неопределённость — жанр пьесы. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, режиссёр Константин Станиславский — трагедией, на первых афишах значилось «драма». Всё это в сумме даёт почти неограниченное пространство для интерпретации, которым уже больше ста лет пользуются театральные режиссёры.
Виктор Борисов-Мусатов. Весна. 1898–1901 годы. Государственный Русский музей
Действующие лица пьесы:
- Любовь Андреевна Раневская
- Анна Раневская
- Варя
- Леонид Андреевич Гаев
- Ермолай Алексеевич Лопахин
- Пётр Сергеевич Трофимов
- Борис Борисович Симеонов-Пищик
- Шарлотта Ивановна
- Семён Пантелеевич Епиходов
- Дуняша
- Фирс
- Яша
- Прохожий
- Прислуга
- Гости
- Почтовый чиновник
Действия пьесы переносят читателя в самое начало XIX века в имение Раневских, находящееся где-то в российской глубинке.
Действие I. Возвращение Раневской.
Лопахин придаётся воспоминаниям и рассказывает о себе. Его родители были простыми крепостными, а он вот купец, причём весьма состоятельный. Правда, при всём своём богатстве так и не получил образования.
Дуняша, простая горничная, разоделась как барышня и взволновано ждёт встречи с хозяйкой. Появляется Епиходов с букетом цветов.
Наконец появляются Раневские и встречающие их действующие лица: брат Раневской Гаев, её приёмная дочь Варя, Фирс и Симеонов-Пищик. Все рады возвращению Раневских, а последние тому, что вернулись. Женщинам кажется, что вокруг них всё так, как было до отъезда. Имение оживает.
Это очень тревожит Варю и Аню, а сама Любовь Андреевна, понятия не имеющая, что такое экономия, лишь тяжко вздыхает по этому поводу и придаётся воспоминаниям о прошлой жизни в имении.
В конце действия появляется влюблённый в Анну Петя Трофимов.
Действие II. Прогулка возле церкви.
Возле старой церкви. На горизонте — вишнёвый сад и город. До аукциона остаётся немного времени. На прогулке: Яша, Дуняша, Епиходов и Шарлотта Ивановна. Последняя сетует на одиночество и отсутствие родственной души, Дуняша влюблена в Яшу, для которого девушка лишь увлечение. Епиходов расстроен, что выбор горничной пал не на него.
Появляются Раневская, её брат и Лопахин. Они беседуют. Лопахин спрашивает, не решилась ли помещица сдать землю в аренду. Но та, лишь сетует на безденежье и по-прежнему не даёт ответа. Раневская и Гаев ожидают денежного перевода от богатой тётки, но этих средств не будет достаточно для соглашаются сдать в аренду никому ненужный сад.
За это Раневская обвиняет его в малограмотности и приземистом мышлении. Гаев делится новостью — его пригласили на службу в банк. Но Любовь Андреевна считает, что её брату там делать нечего. Старый слуга Фирс размышляет о том, как прекрасны были прежние времена, когда мир чётко разделялся на господ и крепостных.
Позже к гуляющим присоединяются Анна, Петя и Варя. Они говорят о гордости и интеллигентах, которые хоть и образованные люди, но внутри пустые, неинтересные. Оставшись с Петей наедине, Аня признаётся, что готова к новой жизни — прежние устои и вишнёвый сад для неё более не важны.
Действие III. День аукциона.
Вечер в гостиной. 22 августа — день аукциона. Собрались все действующие лица. Отсутствуют только Гаев и Лопахин, отбывшие на торги. Играет оркестр, гости танцуют.
Беседу Трофимова и Пищика прерывает Раневская, которая чрезвычайно взволнована ожиданием разрешения аукциона. Шарлотта Ивановна пытается веселить всех своими фокусами.
Тут рождается спор о любви. Раневская считает, что от любви можно терять голову и упрекает в холодности Петю. А тот считает, что так, как ведёт себя Любовь Андреевна тоже нельзя — она едет к недостойному человеку, который поступает с ней бесчестно.
Епиходов напрасно крутится возле Дуняши, и, в конце концов, за вольное поведение его прогоняет Варя
Фирс, который неважно себя чувствует, подаёт угощения
Появляется светящийся от радости Лопахин и убитый горем Гаев. Имение ушло с молотка
А купил его сын крепостных, горбативших здесь некогда спину, — Лопахин! Ермолая Алексеевича распирает от собственной важности — он владеет вишнёвым садом, а чувствует себя хозяином мира! Он ждёт не дождётся начала вырубки деревьев
Любовь Андреевна заливается слезами, её пытается успокоить Анна, считающая, что продажа имения далеко не конец света.
Действие IV. Прощай, вишнёвый сад!
Гаев и Раневская грустят, Аня и Петя ждут новой жизни, Яша счастлив, что уезжает в Париж, Лопахин жаждет поскорее замкнуть дом и осуществить свой проект.
И, хотя Любовь Андреевна едва сдерживает слёзы, всем понятно, что продажи имения одна лишь только польза. Уезжающие отправляются вместе в Харьков, где их пути надолго разойдутся.
Раневская и Яша покинут Родину, Аня отправится в гимназию, Петя — в Москву, Варя в соседнее имение для работы экономкой.
Лопахин взял к себе на службу Епиходова и обещал помочь Шарлотте Ивановне. Гаев согласился на службу в банке. Не суетится лишь Фирс, который заболел и ждёт отправки в больницу.
Лопахин так и не делает предложения руки и сердца Варе, чем девушка очень опечалена. Раневская и Гаев рыдают, прощаясь с друг другом и с родовым поместьем. Все уезжают. Появляется больной Фирс, которого в суматохе и сборах забыли отвезти в больницу.
Лопахин — образчик идей настоящего
На смену дворянства неизбежно приходит новая зарождающаяся сила — буржуазия. Типичным представителем которой выступает Лопахин. Умный, образованный, тонко чувствующий человек, который знает и умеет зарабатывать деньги.
Предприимчивый молодой купец не забывает о своём происхождении. Предки его были крепостными. Отец торговал в деревне. Лопахин гордится тем, что смог сам, без посторонней помощи заработать капитал.
Несмотря на то что Ермолай выбился в люди, он в душе по-прежнему остаётся простым мужиком. Для него непонятно, что сад является связующим звеном между прошлым и будущим. Лопахин без сожаления вырубит его, чтобы построить дачи. Предприниматель хочет богатой и счастливой жизни для своих детей и внуков. Но он не сможет изменить ситуацию, так как все стремления Ермолая направлены построены только на материальной выгоде.
Вишневый сад – средство раскрытия характеров персонажей
Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию. Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось. Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад?
Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.
Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.
Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников. Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи. Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад». И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»
Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.
Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете». Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки». Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.
Лопахин не может поверить в счастье, что вишнёвый сад теперь принадлежит ему, и тут же его вырубает. Почему?
Традиционная интерпретация предполагает, что Лопахин — человек дела, ему чужды сантименты Раневской, и если она не готова прислушаться к голосу разума, Лопахин сам реализует свою бизнес-идею. Вторая по популярности интерпретация — месть бывшим хозяевам, самоутверждение крестьянского сына, чьи предки были крепостными в этом самом имении: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Но есть и третий вариант, который часто реализуют в постановках: Лопахин влюблён в Раневскую и мстит ей от бессилия. Он ждал её приезда, осыпал комплиментами, занимал деньги без счёта, готов был помочь спасти землю, а она не оценила его великодушия, не прислушалась, да ещё и навязчиво сватала за него свою приёмную дочь Варю, девушку хорошую, но некрасивую, глупенькую и богомольную. Лопахин умеет быть деликатным, к тому же его просили не рубить сад до отъезда Раневской, и всё-таки семейство уезжает под звук топора, который, по замыслу Лопахина, она непременно должна услышать.
Река Истра близ усадьбы Бабкино. Место, где Чехов с семьёй гостил в 1885–1887 годах, могло стать одним из прототипов усадьбы из «Вишнёвого сада»Гостевой флигель усадьбы Бабкино, где жили Чеховы
Тема
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак. С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает. Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно. С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять. Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне. Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию. Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
Образы прошлого в пьесе
Как же автор смог соединить в комедии будущее, настоящее и прошлое? Чехов делает это как истинный художник через персонажей разных поколений. Представители прошлого в пьесе «Вишнёвый сад»:
- Раневская Любовь Андреевна.
- Гаев Леонид Андреевич.
- Фирс.
Именно эти персонажи чаще всего говорят, что раньше было лучше, легче и интереснее. Все перемены в жизни воспринимаются с большим трудом и как нечто неприемлемое. Это подтверждает цитата, в которой Раневская говорит о дачниках: «Дачи и дачники — это так пошло, простите».
Фирс самый старый персонаж пьесы и типичный представитель старого времени. Отмена крепостного права стала настоящим ударом для него. Сильная привязанность и любовь к хозяевам, неумение жить своей жизнью, побуждают слугу остаться преданным до конца.
Для Раневской сад является символом её светлого и беззаботного детства, когда было тепло и спокойно, деньги не имели никакого значения. Характер героини весьма противоречив. Она добра и щедра, раздавая деньги лакеям простым мужикам. Но при этом забывает, что слугам в доме нечего есть. За видимой простотой, благодушием, чуткостью скрывается эгоистичная и бесчувственная личность. Героиня оставляет свою родную дочь Анну на попечение брата и уезжает в Париж с содержанцем. В конце пьесы замыкает все двери поместья, забыв про Фирса, который верно служил своим господам всю свою жизнь.
Чехов показывает, что неизбежно уходит время Гаева и Раневской как «лишних» людей, которые бессильны в своём стремлении отстоять родной сад. На их место должен прийти новый человек.
Характеристики главных героев
Главная героиня пьесы, помещица и хозяйка имения с вишневым садом. Несколько лет тому назад умер ее муж, а затем трагически погиб сын Гриша. После этого она поспешно уехала в Париж, оставив имение, слуг и приемную дочь Варвару. Там она купила дачу в Монтоне, которую впоследствии продала. Дочь Аня нашла ее в Париже у чужих людей и без копейки денег. Подробнее>>>
Один из главных персонажей в пьесе, брат помещицы Раневской. Он человек старой закалки, как и сестра — сентиментален. Очень переживает по поводу продажи родового имения и потери вишнёвого сада. По натуре Гаев – идеалист и романтик. Он не особо приспособлен к «новой» жизни. Себя относит к людям 80-х годов 19 века. Подробнее>>>
Один из основных персонажей пьесы, купец, потомок крепостных, работавших у отца и деда Раневской. Отец Лопахина был необразован и груб, часто бил его. Раневская была добра к мальчику, защищала его. Он говорит, что любит ее больше чем родную, так как она много сделала для него. О себе он говорит, что хоть от мужиков и откололся, а образованным так и не стал. Подробнее>>>
Одна из главных героинь в пьесе, приемная дочь помещицы Раневской. Ей 24 года и она ведёт всё хозяйство Раневских, выступая одновременно и приемной дочерью и экономкой. По натуре Варя очень скромная и благочестивая девушка, добросовестно относящаяся к своим обязанностям. Она часто занята мелочными хозяйственными делами и в отличие от господ умеет рационально экономить. Подробнее>>>
Один из персонажей пьесы, бывший учитель семилетнего сына Раневской, разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. Подробнее>>>
Девушка семнадцати лет, дочь помещицы Раневской, символ искренности и непосредственности в пьесе «Вишневый сад». Аня, как и многие другие члены ее семьи, выросла в вишневом саду, получила дворянское воспитание под руководством таких гувернанток, как Шарлотта Ивановна – в прошлом цирковой акробатки без паспорта и определенного возраста. Подробнее>>>
Самый старый персонаж в пьесе, преданный лакей в имении Раневской. Ему 87 лет и он большую часть своей жизни посвятил служению своим господам. Хорошо помнит отца и деда Раневской. Несмотря на отмену крепостного права, остался служить хозяевам. Он заботился и заботится о них как о родных детях. Подробнее>>>
Дуняша относится к ряду второстепенных героев пьесы. Такие персонажи, как она главным образом усиливают комичность или трагичность ситуации. Она является горничной в имении Раневской, однако ее поведение не соответствует ее положению. О себе она говорит, что вся изнеженная стала и деликатная, прямо как барыни. Подробнее>>>
Второстепенный персонаж в пьесе, молодой лакей, сопровождающий Раневскую в Париж. За этим героем не наблюдается ни слабостей, ни чудачеств, а только низменные свойства. Он невежественный хам, очень довольный собой. Яша преклоняется перед всем иностранным и гордится тем, что жил за границей. Подробнее>>>
см. также:Краткое содержание Вишнёвый сад, Чехов
Ключевые проблемы комедии
Пьеса была создана в 1903 году, когда в стране начинается подъём общественного сознания. Возникает необходимость в переменах и формировании новой силы в обществе, которая будет противостоять старому режиму.
Именно размышления о судьбе России является «подводным течением» произведения. В своём сочинении Чехов показал весь драматизм социальных проблем общества через поведение, поступки и переживания главных героев. Автор смог показать неизбежность ухода старых хозяев, старого режима, как необходимость естественного хода времени в историческом развитии страны.
В комедии Чехов описал представителей разных поколений и эпох. В таблице представлены основные образы прошлого, будущего и настоящего «Вишнёвого сада».
Прошлое | Раневская, Гаев, Фирс |
Настоящее | Лопахин |
Будущее | Аня, Петя Трофимов |
Что было дальше?
Чехов предвосхитил многие из драматургических новаций XX века: пьесы «открытой формы», пьесы для чтения, театр абсурда. Освобождение «Вишнёвого сада» от традиционной трактовки, заданной первой постановкой МХТ, повлекло за собой бесчисленное множество новых интерпретаций. Пьеса до сих пор входит в списки самых влиятельных театральных текстов и обязательного чтения для актёров в России, Европе и США.
В XIX веке нормой считалось ударение на первый слог, к началу XX века оба варианта существовали на равных правах, зато стали расходиться в значении. Поначалу Чехов собирался назвать свой сад ви́шневым, но позже выбрал второй вариант, который казался более образным, романтическим. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» вспоминал, как понял, почему Чехов так радуется придуманному названию: «Ви́шневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов»
Виктор Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901 год. Государственная Третьяковская галерея
Почему Чехова полюбили на Западе?
Смена столетий в первые годы ощущалась в России и Европе похожим образом, поэтому герои Чехова с их переживаниями оказались близки и понятны европейцам. Как говорил Бернард Шоу в 1919 году, «эти глубоко русские пьесы изображали то, что было во всех усадьбах Европы». Но и когда уже не было никаких усадеб, «Вишнёвый сад» остался символом переходного периода, неизбежного прощания с прошлым и необходимостью вступить в будущее, пугающее неизвестностью. Язык и мир чеховских пьес не были какими-то специфически русскими — драматург создал почти универсальный текст. Как показал двадцатый век, эпохи перемен — будь то нулевые, двадцатые, сороковые, шестидесятые или девяностые — заставляют людей испытывать похожие чувства.
ЕЩЕ РАЗ ИСТОЧНИК
Почему Раневская не послушала Лопахина, ведь имение можно было спасти?
План Лопахина хорош с точки зрения финансовой выгоды, но Раневская непрактична. За пять лет до событий, описанных в пьесе, Раневская бежала из имения, потому что здесь утонул её маленький сын. В Париже у неё уже сложилась другая жизнь, она любит человека, который каждый день присылает ей телеграммы и умоляет вернуться. Жить в имении Раневская не будет, даже если его не продадут, к тому же она разорена, а имение огромно — его нужно содержать. При этом она сентиментальна: вернувшись на родину, предаётся воспоминаниям, видит свою детскую комнату, старых слуг, вспоминает маму, и ей вдруг кажется, что без вишнёвого сада она не понимает своей жизни, а «если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом». Она не может сохранить сад своей молодости, а заниматься дачниками, конечно, не собирается. Вместо этого она пустит всё на самотёк, на волю случая, а потом заберёт деньги и уедет во Францию, уже навсегда.
Виктор Борис-Мусатов. Усадьба. 1902 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Жизнь и сад
28 предложений/ 449 слов
Пьеса «Вишнёвый сад» была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином «вишнёвый сад» автор подразумевал всю страну. Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: «Вся Россия — наш сад» и сразу становится понятно, отчего в пьесе такая тревога.
На поверхности видны переживания за жизнь и дальнейшую судьбу главных героев, но в подтексте читается тревога за будущее России. Вишнёвый сад — это целая эпоха! Поколения дворян выросли в таких садах, а вместе с их вырубкой умирала и эта эпоха. Незаметно Чехов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем страны. На смену былым буржуа приходят простые крестьяне, некоторые из которых разбогатев, стали купцами. Одним из таких «мужиков» является Ермолай Алексеевич Лопахин.
Если для былых владельцев имения этот сад — вся жизнь, то для Ермолая он представляет только коммерческий интерес. С другой стороны, решение, которое он предлагает хозяевам для сохранения дома, совсем неглупое. Еще вначале пьесы, по приезду Раневской из Парижа, он говорит, что неплохо бы разбить сад на участки и сдать его в аренду. Однако для Любови Андреевной, выросшей и прожившей почти всю жизнь в тени этого сада, такое решение абсурдно. Без вишнёвого сада ее жизнь теряет смысл.
Раневская итак перенесла одно большое горе в своей жизни, когда в реке утонул ее маленький сын Гриша, а теперь ее ждала новая беда — продажа родового поместья с торгов. Брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев — человек более поверхностный, но тоже беспокоится о судьбе сада. Он надеется, что их выручит богатая тетка из Ярославля, но денег, которые она прислала, оказывается недостаточно, чтобы выкупить имение. Другие герои пьесы также живо участвуют в решении участи сада.
Это и ворчливый Фирс, который прожил полжизни в поместье, и дочь Раневской Аня, которая влюблена в студента Петю Трофимова, и Варя, которая ждет предложения от Лопахина, и гувернантка Шарлотта Ивановна, и конторщик Епиходов, и помещик Симеонов-Пищик. Герои Чехова каждый по-своему вовлечены в «дело сада» и искренне переживают за его судьбу.
Казалось бы, одному только Лопахину все равно. Это тот человек, который произносит фразу: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…» Он убежден, что вишня нынче доходов не приносит, лучше бы посеяли маковое поле. А Гаева и Раневскую за такую слепую привязанность к обыкновенному саду он считает «легкомысленными, неделовыми и странными» людьми.
Не менее равнодушным к красоте вишневого сада кажется Петя Трофимов. У этого героя новаторский взгляд на жизнь. Он рассказывает Ане, что нужно быть «выше любви», нужно трудом и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем. Несмотря ни на что, двадцать второго августа решается судьба сада, а вместе с тем для жителей поместья заканчивается целая эпоха и у всех кардинально меняется жизнь.
см. также:Другие сочинения по произведению Вишнёвый сад, Чехов
Жанр
Трудно определить жанр этого произведения. Сам автор признавал, что начинал писать комедию, а она превратилась в фарс. Когда пьеса вышла на сцене театра, ей дали определение «драма». С точки зрения современности, ее легко можно причислить к жанру трагедии. До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Чехов размышлял о судьбе России, думал о том, что ее ожидает. Философская направленность этого произведения каждому дает возможность определить это со своей точки зрения. Главное, что пьеса никого не оставит равнодушным. Каждого она заставляет задуматься и о себе, и о смысле жизни, и о судьбе своей Родины.
Новости СМИ2
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.
Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).