Роберт Бёрнс К портрету духовного лица

Из книги эпиграмм. «сочинения в четырех томах. том третий. избранные переводы» | маршак самуил яковлевич

Смысловое содержание эпитафий и эпиграмм

Темы, которые поднимает Роберт Бернс в своих многочисленных эпитафиях и эпиграммах, разнообразны и порой непредсказуемы.

Он создал множество язвительных и сатирических эпитафий — «Эпитафия бездушному дельцу», «Эпитафия крикливому спорщику», «Эпитафия деревенскому сквайру», «Эпитафия на Уильяма Николя», «Эпитафия твердолобому трусу», «Эпитафия преподавателю латыни» и многие другие.

Буквально несколькими точно подобранными словами шотландский поэт тонко и довольно жестко высмеивает людей, которым посвящены эпитафии, и ограниченность и их образы жизни. Эпитафии Бернса наполнены таким светлым и одновременно суровым, правдивым юмором, что до сих пор известны по всему миру.

А его эпиграммы колки и всегда обладают неожиданным и остроумным финалом, что вызывает еще большее восхищение поэтом. Самыми известными эпиграммами Бернса являются «Эпиграмма к портрету духовного лица», «Эпиграмма на плохие дороги», «Эпиграмма 1792 года».

Парадоксально, что Роберт Бернс посвящал эпитафии и эпиграммы живущим людям, и не боялся жестко высмеивать их личности и их пороки. Есть у поэта и эпитафии о морали и нравственности людей, в них он неустанно поднимает извечные вопросы для литературы.

#А что это вообще такое?

Иногда поэзией называют все, что написано художественным языком. Выступление адвоката, фотография и даже человеческие отношения тоже могут быть своего рода поэзией. Но мы все-таки будем отталкиваться от словарного определения: речь, поделенная на ритмические отрезки, которую можно причислить к той или иной традиции стихосложения.

Исторически поэзия предшествовала прозе. Стихотворные тексты легче запоминаются, четче отделены от повседневной речи и лучше передаются в устной форме. Поэтому древние классификации литературы чаще всего касались именно поэтических текстов.

Долгое время в стихотворной форме сочиняли богословские рассуждения, публицистику и даже научные трактаты. И не только какое-нибудь «Поэтическое искусство» Николя Буало, но и работы по астрономии, химии, истории. Не нужно далеко ходить за примерами — найдите сочинения Ломоносова и наслаждайтесь.

Образы и темы, высмеянные у Бернса

Новаторство Бернса заключается не только в том, что стиль его поэм и песен существенно отличается от его современников, но и в том, что Бернст довольно неординарным образом преподносил свой юмор, тем самым завуалировано раскрывая суровую действительность жизни в стране и нравственность ее народа.

В своих эпиграммах и эпитафиях он безжалостно, даже ядовито высмеивал высокомерных аристократов, лицемерных служителей церкви и жадных богачей.

Его называют настоящим изобретателем в этом плане, и порой поэт поражал окружающих своим оригинальным подходом к эпиграммам и эпитафиям однажды предметом своей насмешки Бернс сделал вошь, которую заметил в шляпе благородной дамы в церкви.

Он посчитал необходимым высмеять неопрятность, неряшливость этой богатой и знатной дамы. Ведь нищему и несчастному человеку такая оплошность была бы простительна, у него другие тягости…

И в этой эпитафии раскрывается более глубинная тема тема классовых различий и ненависти между разными социальными слоями. Очень часто в своих стихотворениях и поэмах Бернс подчеркивает социальные контрасты, присущие тому периоду, тем самым раскрывая нравственный стержень людей определенной эпохи.

#Чистые формальности

По форме стихотворения могут быть написаны:

  • в твердой или свободной форме;
  • одним из размеров в системе тоники, силлабо-тоники, силлабики или вообще верлибром;
  • в рифму или без нее.

Как же это выглядит для читателя?

Твердая форма — то же самое, что жанр, но без привязки к содержанию. Например, сонет — это твердая форма. В нем 14 строк и определенный порядок рифмовки. Если за этим не следить, сонет перестанет быть сонетом

А о чем вы его напишете, неважно — хоть о сломанной кофемашине или прибытии инопланетян

Система стихосложения — предмет запутанный и довольно скучный, поэтому позволим себе любительское обобщение:

  • Силлабо-тоника — всем понятные традиционные стихи с четким ритмом. Пушкин, Микола Вороний, Роберт Бернс и еще тысячи авторов. Ямбы, хореи, дактили и другие страшные слова как раз обозначают размеры силлабо-тоники;
  • Тоника — более сложные ритмы, похожие на рэп. Ею писали самые разные поэты: Маяковский, Шевченко, Полозкова, Жадан. Современные стихотворцы очень любят тонику за ее гибкость и близость к разговорной речи.
  • Силлабика — это построение стиха по количеству слогов. Она часто используется в языках с фиксированным ударением — например, французском.
  • Отдельной формой является верлибр — свободный стих без определенного ритма (и рифмы). Спросите, чем он отличается от прозы? Литературоведы все еще спорят, поэтому мы посвятим верлибру отдельную статью. Подсказка: ритм у него все-таки есть, но очень своеобразный.

Рифма — это созвучие окончаний строк. Она может быть точной, приблизительной или вовсе отсутствовать. Стих без рифмы называется белым.

#Направления тоже бывают разными

С литературными направлениями все немного интереснее. Во-первых, в рамках одного течения авторские стили могут радикально отличаться. Громоздкий Сумароков, язвительный Мольер и комический Котляревский — это все один и тот же классицизм! Во-вторых, со времен школы у многих из нас живут стереотипы, заставляющие разочаровываться или, наоборот, проходить мимо отличных стихов.

Например, что вы представляете при слове «сентиментализм»? Что-то вроде «Сумерек» — поплакать и умилиться? Увы, большинство произведений этого течения затянуты, скучны и наивны для современного читателя. Попробуйте найти «Элегию на сельском кладбище» Томаса Грэя — в оригинале или в любом из переводов:

…и так 30 четверостиший подряд.

Чем ближе направление к современности, тем легче его читать и понимать. Хотите экзотики — придется продираться сквозь непривычные слова и реалии. Причем не факт, что какие-нибудь японские или африканские поэты не окажутся понятнее и ближе, чем европейские, но более ранние.

#Какими бывают виды поэзии?

Как только люди научились классифицировать, они принялись за литературу. Везде, где кто-нибудь писал стихи, появлялись и трактаты о том, как это правильно делать и как понять, что в итоге получилось. В Японии этим занимался Ки-но Цураюки, в Скандинавии — Снорри Стурлусон, а в Античной Греции — Платон с Аристотелем. На греках и остановимся, потому что их учение все еще актуально, пусть и в сильно измененном виде.

В 360 году до нашей эры Платон написал свое «Государство», где, помимо всего прочего, разделил поэзию на три рода: эпос, лирика и драма. С некоторыми оговорками, деление закрепилось. В чем же отличия?

Драма — это произведения, хотя бы условно предназначенные для постановки на сцене. Текст состоит из диалогов и ремарок, помогающих актерам и режиссеру. Примеры драмы в поэзии — «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова, «Лесная песня» Леси Украинки и пьесы Шекспира.

Эпос — героическое повествование о прошлом. «Илиада», «Одиссея», «Калевала», былины, эпос о Гильгамеше и все в таком духе. Практически у каждого уважающего себя народа есть поэтический эпос и очень часто — эпос шуточный, вроде «Энеиды» Котляревского или греческой поэмы о войне мышей и лягушек под инфернальным названием «Батрахомиомахия». Позже эпическими стали называть любые масштабные произведения, а лиро-эпическими — поэмы на любую тематику.

Ну, а лирика — это когда человек рассказывает о собственных переживаниях на какую-либо тему: то, из чего составляют сборники, читают на поэтических вечерах и то, что пытался писать практически каждый из нас. Одним словом — стихи.

#Коктейль из стилей: взболтать, не смешивать

Еще одна классификация, которой подверглась литература — деление на стили. Поэзия относится к художественному стилю, а он, в свою очередь, делится на более мелкие. В классическую эпоху их было три: высокий, низкий и средний, в зависимости от предмета повествования.

Комедия относилась к низкому стилю, поскольку рассказывала о вещах неприглядных. Соответственно, ода или гимн писались стилем высоким, а любовная песня — средним. Проще всего их было различить по употребляемой лексике: грубой, нейтральной или высокопарной.

Сегодня это деление усложнилось. Со временем в европейской литературе появилось множество направлений: барокко, классицизм, романтизм, модернизм — чем дальше, тем больше. Их тоже часто называют стилями. В рамках направлений существуют индивидуальные авторские стили — например, Ахматовой или Андруховича.

Как же в них разобраться? Любые стили лучше изучать на конкретных примерах. Прочитав, скажем, Сильвию Плат, вы сможете прикинуть, стоит ли тратить время на других поэтов в том же духе:

Это особенно актуально в наши дни, когда все понемногу заимствуют у всех.

#Зачем вообще нужно столько терминов?

Откровенно говоря, любая классификация нужна скорее не автору, а читателю или ученому, просто чтобы понимать, чего ждать от произведения. Форма, стиль, жанр сильно влияют на восприятие. Кому-то не нравится расхлябанная тоника на молодежные темы, а кто-то зевает от упорядоченной классической формы и с удовольствием читает авангардную гражданскую поэзию Африки.

Чем больше мы знаем о том, как устроена литература, тем больше вероятности, что получится найти близкие по духу произведения и лучше понять поэтов, отделенных от нас веками и километрами. В конце концов, поэзия — это всегда о вечном.

#А жанры что собой представляют?

Жанр — это тип произведения, обособленный по форме и содержанию. Сложно? Вовсе нет. К примеру, эпиграмма — это небольшое стихотворение, высмеивающее кого-либо:

Жанров поэзии существует неисчислимое множество. Среди них есть мертвые, в которых сейчас никто не пишет– какая-нибудь палинодия или буколик. А есть вполне живые — элегия, басня, поэма, или более новые — одностишие, «депрессяшка» и всем знакомый «пирожок»:

Чем ближе к современности, тем больше размываются границы старых жанров. Скажем, написано «эпическая трагедия», а по факту — пародия. Иногда это делается намеренно, а иногда условности просто забываются, теряют значимость. Не придет же за вами Николя Буало с топором за то, что вы неправильно рифмуете стансы, в самом деле. Самое страшное, что может случиться — они просто перестанут быть стансами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: