Сергей Есенин: стихи по алфавиту
* Произведения школьной программы помечены знаком
1
1 Мая
Акростих
Алый мрак в небесной черни…
Анна Снегина (Поэмы)
Ах, как много на свете кошек… (+ анализ)
Ах, метель такая, просто чёрт возьми!..
Бабушкины сказки (+ анализ)
Баллада о двадцати шести (Маленькие поэмы)
Батум
Без шапки, с лыковой котомкой…
Белая свитка и алый кушак…
Бельгия
Берёза (+ анализ)
Богатырский посвист
Брату человеку (+ анализ)
Братья мои, люди, люди!..
Буря воет, буря злится… (Отрывки. Неоконченное)
Буря (+ анализ)
Быть поэтом – это значит то же…
В багровом зареве закат шипуч и пенен…
В глазах пески зелёные…
В зелёной церкви за горой…
В лунном кружеве украдкой…
В том краю, где жёлтая крапива… (+ анализ)
В хате (+ анализ)
В Хороссане есть такие двери…
В час, когда ночь воткнёт…
В этом мире я только прохожий… (+ анализ)
Весенний вечер (+ анализ)
Весна на радость не похожа… (+ анализ)
Весна (Маленькие поэмы)
Ветры, ветры, о снежные ветры…
Вечер чёрные брови насопил… (Любовь хулигана) (+ анализ)
Вечер, как сажа… (+ анализ)
Вечером синим, вечером лунным… (+ анализ)
Видно, так заведено навеки… (+ анализ)
Вижу сон. Дорога чёрная… (+ анализ)
Возвращение на родину (Маленькие поэмы) (+ анализ)
Воздух прозрачный и синий…
Возлюбленную злобу настежь… (Отрывки. Неоконченное)
Воспоминание (За окном, у ворот…) (+ анализ)
Воспоминание (Теперь октябрь не тот…)
Восход солнца (+ анализ)
Вот она, вот голубица…
Вот они, толстые ляжки… (Отрывки. Неоконченное)
Вот оно, глупое счастье… (+ анализ)
Вот такой, какой есть…
Вот уж вечер. Роса… (+ анализ)
Всё живое особой метой…
Выткался на озере алый свет зари… (+ анализ)
Вьюга на 26 апреля 1912 г.
Гаснут красные крылья заката…
Где ты, где ты, отчий дом…
Глупое сердце, не бейся… (+ анализ)
Гляну в поле, гляну в небо… (+ анализ)
Годы молодые с забубенной славой…
Гой ты, Русь, моя родная… (+ анализ)
Голубая да весёлая страна…
Голубая кофта. Синие глаза… (+ анализ)
Голубая родина Фирдуси…
Голубень (+ анализ)
Гори, звезда моя, не падай… (+ анализ)
Город
Греция (сонет)
Грубым даётся радость… (+ анализ)
Грустно… Душевные муки…
Да! Теперь решено. Без возврата… (+ анализ)
Далёкая весёлая песня
Даль подёрнулась туманом…
Девичник
Дед
День ушёл, убавилась черта…
Деревенская избёнка
До свиданья, друг мой, до свиданья… (+ анализ)
Дорогая, сядем рядом… (+ анализ)
Дорогой дружище Миша…
Думы
Душа грустит о небесах… (+ анализ)
Дымом половодье…
Егорий
Если будешь писать так же… (Стихи на случай. Частушки)
Есть светлая радость под сенью кустов…
Ещё не высох дождь вчерашний…
Жизнь – обман с чарующей тоскою… (+ анализ)
За всё, что минуло… (Стихи на случай. Частушки)
За горами, за жёлтыми долами… (+ анализ)
За рекой горят огни…
За тёмной прядью перелесиц… (+ анализ)
Заглушила засуха засевки…
Задымился вечер, дремлет кот на брусе…
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…
Закружилась листва золотая… (+ анализ)
Закружилась пряжа снежистого льна…
Заметает пурга…
Заметался пожар голубой… (+ анализ)
Занеслися залётною пташкой… (+ анализ)
Запели тёсаные дроги… (+ анализ)
Заря Востока
Заря над полем – как красный тын…
Заря окликает другую…
1
Письмо матери
Автор написал стихотворение Письмо матери в 1924 году, в это время он уже был известным поэтом, окруженным славой и многочисленными поклонниками.
В этот же период его сильно накрывала тоска по родному дому, съездить туда он по различным обстоятельствам не мог.
Есенин не был на родине около 8 лет, собравшись домой, перед самым отъездом, он написал этот стих.
Мать поэта была простой крестьянской женщиной, и ей была непонятна слава сына, она желала ему обычной жизни, очень переживала за него, об этом есть строки в стихотворении.
Поэт же старается убедить мать, что все же он такой скандалист и хулиган, каким его представляет людская молва. В конце стихотворения автор выражает надежду на счастливую встречу с матерью.
Полное собрание сочинений в семи томах
- Том 1. Стихотворения
- Том 2. Стихотворения (Маленькие поэмы)
- Том 3. Поэмы
- Том 4. Стихотворения, не вошедшие в Собрание сочинений
- Том 5. Проза
- Том 6. Письма
- Том 7. Книга 1. Автобиографии, надписи и др
- Том 7. Книга 2. Дополнения к 1-7 томам
- Том 7. Книга 3. Утраченное и найденное. Фотографии
В первый том Полного собрания сочинений вошли стихотворения, включенные С. А. Есениным в первый том Собрания стихотворений (М.-Л., Гослитиздат, 1926).
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
В первый том Полного собрания сочинений вошли стихотворения, включенные С. А. Есениным в первый том Собрания стихотворений (М.-Л., Гослитиздат, 1926).
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
Второй том Полного собрания сочинений представляет стихотворения (Маленькие поэмы), включенные С. А. Есениным во второй том Собрания стихотворений (М.-Л., Госиздат, 1926).
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
В третьем томе Полного собрания сочинений Есенина представлены поэмы «Пугачев», «Страна Негодяев», «Песнь о великом походе», «Поэма о 36», «Анна Снегина», «Черный человек».
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
В четвертом томе Полного собрания сочинений представлены стихотворения, не вошедшие в подготовленное автором трехтомное «Собрание стихотворений», выпущенное в 1926 году.
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
В пятом томе Полного собрания сочинений представлены повесть «Яр», очерк «Железный Миргород», статьи «Ключи Марии», «Быт и искусство» и др. произведения.
В данную электронную редакцию не включен раздел «Варианты».
В настоящем томе собраны оказавшиеся доступными составителю письма, записки и телеграммы Есенина к отдельным лицам.
Письма Есенина – ценный документальный материал для изучения жизни и творчества поэта. Они позволяют также расширить общее представление о литературном процессе в России 1910-х – 1920-х гг.
В седьмой том, завершающий Полное собрание сочинений С. А. Есенина, входит разнообразный и разножанровый материал, связанный с жизнью и творчеством поэта. В связи со значительным объемом материала том выпускается в двух книгах.
Первая книга седьмого тома состоит из трех разделов и «Приложений». В первый раздел включены все ныне известные автобиографии поэта и автобиографические наброски. Второй раздел – наиболее полное собрание выявленных к настоящему времени дарственных надписей (инскриптов) Есенина. В третьем разделе – «Коллективное» – даются литературные декларации и манифесты имажинистов (1919-1924), в числе других участников группы подписанные и Есениным.
Третью книгу седьмого тома Полного собрания сочинений составляют следующие разделы: Утраченное и ненайденное. Неосуществленные замыслы произведений и изданий. Есенин в фотографиях. Хронологическая канва жизни и творчества. Библиография книг Есенина и коллективных сборников с его участием.
М.: Наука, 1995
Не жалею, не зову, не плачу…
Стихотворение Не жалею, не зову, не плачу… вышло из-под пера поэта в 1921 году. В нем Есенин размышляет о быстротечности жизни человека, предается воспоминаниям о молодости.
На момент создания этого произведения поэту было всего 26 лет, в этом возрасте мало кто задумывается об ушедшей молодости.
Но автор не понаслышке был знаком с войной и бедами, которые она несла с собой, смерть могла подстеречь человека в любой момент.
Стихотворение написано от первого лица единственного числа, его центральным персонажем является лирический герой.
Наиболее интересным в этом тексте исследователи творчества поэта находят метафорический образ юности, автор пишет о ней как о розовом коне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ…
Шаганэ ты моя, Шаганэ… – стихотворение было написано в 1924 году, в этот период автор пребывал на Кавказе. Литературоведы считают, что в нем удивительным образом переплетается восхищение русской природой и симпатия к женщине.
Многие исследователи творчества Есенина предполагали, что лирическая героиня стихотворения Шаганэ – это вымышленный персонаж. Но оказалось, что это не так, В. Белоусову удалось найти реальную женщину по имени Шаганэ, с которой общался поэт и посвятил ей произведение.
Композиционно стих представляет собой монолог-обращение к лирической героине. Причем, сам лирический герой максимально приближен к автору произведения.
Пой же, пой. На проклятой гитаре…
Стихотворение Пой же, пой. На проклятой гитаре… автор написал в 1922 году. 20-е гг. прошлого столетия были для поэта кризисными, он испытал немалое разочарование от революции 1917 года.
Его мироощущение от происшедших событий отражается на литературных произведениях, лирический герой которых старается забыться в пьяном угаре.
«Пой же, пой. На проклятой гитаре…» входит в сборник «Москва кабацкая», прочитав текст стиха можно понять, что его лирический герой страдает от любви к даме, любуется ею в первых строках, но далее его настроение резко меняется, он употребляет ругательства по отношению к женщине.
Но позже герой стихотворения говорит о том, что не держит зла на ту, которая не смогла одарить его любовью.
Далее в произведении чувство любви сводится лишь к постельным победам и физической близости. Завершается текст произведения оптимистической нотой.