Николай некрасов

Типология персонажей в поэме некрасова «кому на руси жить хорошо» (кому на руси жить хорошо некрасов н. а.)

В словаре Фасмера Макса

холо́п род. п. -а, холопа́й «холуй», укр. холо́п, блр. холо́п, др.-русск. холопъ, им. п. мн. ч. -и, род. п. мн. ч. -ей (моск. грам. XVI–XVII вв.; см. Соболевский, Лекции 198), русск.-цслав. хлапъ «холоп, раб», ст.-слав. хлапъ δοῦλος, οἰκέτης (Супр.), болг. хла́пе ср. р., хлапа́к «мальчик», сербохорв. хла̏п, род. п. хла̏па и хла̑п, словен. hlȃp «болван», чеш., слвц. сhlар «парень, мужик», польск. сhɫор, в.-луж. khɫор, khɫорс «парень», н.-луж. kɫорс. Праслав. или прарусск. *хоlръ рано попало в лтш. kаl̃рs «холоп, работник»; см. М. – Э. 2, 144. Все существующие этимологии недостоверны. Сравнивали с гот. halbs «полу-, половина», собственно «непарный, нечетный» (см. Педерсен, KZ 38, 373 и сл.) или «служитель-евнух» (см. Оштир, AfslPh 36, 444; Соболевский, РФВ 71, 444); при этом предполагалось родство со слав. *хоlkъ и *хоlstъ; против см. Эндзелин, СБЭ 124. Кроме этого, предполагали экспрессивное преобразование формы, родственной лит. šel̃pti, šelpiù «помогать», раšаlра̀ «помощь» (Брюкнер, KZ 51, 235; Погодин, РФВ 32, 270 и сл.; IF Anz. 5, 260) или гот. hilpan «помогать» (Корш, Сб. Потанину 537); против см. Эндзелин, там же (42). Нужно отклонить сравнение с др.-инд. jálpati «говорит неразборчиво, бормочет», jālmás «отверженный, негодяй», «подлый» (Махек, «Slavia», 16, 195). Сближалось также с лит. sil̃pti, sil̃pstu «слабнуть», sil̃pnas «слабый» (Маценауэр, LF 7, 220; против см. Бернекер I, 394), далее – с нем. Schalk «плут, шут» (Брюкнер 180) или греч. σκόλοψ «острый кол» (Лёвенталь, AfslPh 37, 386). Сомнительно также предположение о заимствовании из нижнерейнск. halfe «испольщик» (И. Шмидт, Vok. 2, 139 и сл.; против см. Бернекер, там же; Брюкнер, KZ 48, 194). Недостоверно родство с па́холок и хо́лить (см.); ср. Соболевский, там же; Младенов 669; Лер-Сплавинский, JР 24, 43. См. хлап. •• (См. еще Яначек, «Slavia», 24, 1955, стр. 2; Мошинский. Zasiąg, стр. 244; Ондруш, Sborník filozof. fakulty Univerzity Komensk., 10, 1958, стр, 88. Менгес высказывает предположение, что это слово заимств. из тюрк. формы, предшествующей тур. хаlfа «подручный, раб», араб. происхождения; см. UAJb., 31, 1959, стр. 187 и сл. – Т.)

Другие лица

В поэме автор сумел раскрыть большое количество образов. Список с описанием других второстепенных героев:

  1. Дед Савелий. Это старик, богатырь, весьма справедливый, честный и добрый. Ему целых 107 лет. При этом 40 из них он скитался по каторгам. Никак не может наладить отношения со своей семьёй. Винит себя за то, что погиб его правнук, являющийся сыном Матрёны Корчагиной.
  2. Агап Петров. Очень непокладистый мужчина, большой грубиян. Когда он выносил бревно с хозяйского двора, его поймали. Агап сорвался и высказался о добровольном реальном рабстве, в котором он задействован. Смогли его успокоить только с помощью выпивки. Однако на следующий день Петров погибает.
  3. Помещик Шалашников. Это военный мужчина, довольно злой. Если крестьяне не выплачивали ему оброк, он мог силой выбить его. В поэме умирает в бою.
  4. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. Знатный дворянин. Он не работает, существует за чужой счёт. Однако сильно жалеет о прошедшем времени. Предпочитает выпить, поностальгировать о былых временах, когда он мог командовать крепостными крестьянами. В то время он ощущал себя настоящим богом и царём.
  5. Поп. Этот священнослужитель искренне полагает, что человек будет счастливым, только если станет богатым, будет жить в полном покое с незапятнанной репутацией. Он мечтает именно о такой жизни. Но попа тяготит положение. Дело в том, что народ не любит служителей церкви. А его доход напрямую зависит от того, как живут крестьяне, поэтому в его интересах, чтобы народ стал богаче.
  6. Пан Глуховский. Довольно знатная и богатая натура, но человек сильно злой. Это грешник, который предпочитает пытать и мучить людей. Пан Глуховский сильно одержим сластолюбием.
  7. Павлуша Веретенников. Ходит по свету и собирает фольклор у народа. Главные герои поэмы встречают этого персонажа на одной из сельских ярмарок.
  8. Гриша Добросклонов. Молодой крестьянин. Родился в бедной семье. Автор считает его человеком прогрессивного будущего. Гриша любит работать, сочинять счастливые песни. Их он поёт окружающему народу.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь!
»

Добросклонов Гриша

Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».

Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.

Ермила Гирин

Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.

Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.

Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.

Второстепенные персонажи

Матрёна Тимофеевна Корчагина

Крестьянка

По мнению окружающих, счастливая женщина. На самом деле её трудно назвать счастливой, она перенесла немало горя в своей жизни. Это издевательства родственников мужа, тяжёлая работа, смерть маленького ребёнка, несправедливые обвинения властей. Сильная и терпеливая, она продолжает жить и работать, стойко перенося все невзгоды.
Подробная характеристика Матрены Тимофеевны.

Савелий Богатырь

Старик-долгожитель

Внешний вид старика Савелия – это образ настоящего русского богатыря, уже постаревшего. Он кряжистый и статный, 40 лет провёл на каторге и в ссылке. Он заступник угнетаемого народа. Справедливый, честный и добрый старик. Тяжело переживает, что не уберёг сына Матрёны от свиней. Ушёл в монастырь вымаливать прощение. Прожил 107 лет.
Подробная характеристика Савелия.

Яким Нагой

Простой крестьянин

В нём проявляется духовное начало, умение понимать прекрасное. Работяга, всю жизнь проводит в трудах, не имея лишнего куска хлеба. Его увлечение странно для мужиков — он любит лубочные картинки, которыми украшает стены дома. Когда случился пожар, первым делом он спас картинки, но не успел спасти накопленные монеты. Решительный человек, давший отпор барину Веретеннинову, когда тот укорил крестьян за пьянство.
Подробная характеристика Якима Нагого.

Ермил Гирин

Самый уважаемый человек среди крестьян

Честный и справедливый мужик, интересы общества для него превыше всего. Лишь один раз слукавил, спас родственника от солдатчины, в чём покаялся перед народом. Вызывает огромное доверие.
Подробная характеристика Ермила Гирина.

Князь Утятин

Выживший из ума помещик

Никак не может поверить, что крепостного права уже нет. Привык издеваться над крестьянами. Узнав о реформе, от злости заболевает. Наследники боятся, что останутся без состояния, упрашивают крестьян подыграть им в обмане старика. Жестокий самодур, до смерти остаётся тираном.
Подробная характеристика Утятина.

Ипат

Слуга Утятина.

Яркий представитель старого поколения слуг, и после реформы он остаётся преданным холопом, продолжает служить своему барину.

Оболт-Оболдуев

Представитель дворянского сословия

Всю жизнь живет за счёт других, сожалеет об уходящем времени и о том, что лишается своей власти.
Подробная характеристика Оболдуева.

Поп

Представитель духовного сословия

Живёт за счет своих прихожан, поэтому ему выгодно, чтобы крестьяне жили лучше и богаче, тогда увеличатся и его доходы. Знает об отрицательном отношении народа к священнослужителям, почему и не может назвать себя счастливым.
Подробная характеристика попа.

Гриша Добросклонов

Молодой крестьянин

Выходец из бедняцкой семьи, будущий народный заступник, поэт; мечтает стать борцом за лучшую жизнь народа.
Подробная характеристика Добросклонова.

Это был список основных персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в таблице с краткой характеристикой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»

для самых компанейских —

Главные герои «Кому на Руси жить хорошо»

для самых любопытных —

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов

для самых крутых —

Читать «Кому на Руси жить хорошо» полностью

Тест по произведению

  1. /17

    Вопрос 1 из 17

    Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    • Отмена крепостного права Александром II;
    • Бунт Пугачева;
    • Покорение Ермаком Сибири;
    • Реформа религии и раскол на Руси.

Самые популярные материалы декабря для 10 класса:

Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)

Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина

Соня Мармеладова

Краткое содержание «Отцы и дети»

Характеристика Лужина

Краткое содержание «Домби и сын»

Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»

Характеристика Матрены Тимофеевны

В чем состоит трагедия жизни Обломова

Женские образы в романе «Преступление и наказание»

Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином…

Н. А. Некрасов

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.

Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.

Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…

Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.

“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый…” — эти строки из песен говорят сами за себя.

Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы,

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.

Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.

Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью, оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.

Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.

Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.

Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа

Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка, позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Ипат

Ипат — «холоп чувствительный», так называет его Некрасов, и в этой характеристике слышится ирония поэта. Смех этот персонаж вызывает и у странников, когда те узнают о его жизни. Ипат — гротескный персонаж, он стал воплощением верного лакея, барского холопа, который остался верен своему хозяину даже после отмены крепостного права. Он гордится и считает для себя великим благодеянием то, как барин его купал в проруби, запрягал в телегу, спас от смерти, на которую сам и обрек. Подобный персонаж не может вызывать у Некрасова даже сочувствия, только смех и презрение слышны со стороны поэта.

Яким Нагой

Яким Нагой — открытый и яркий человек. Несмотря на то, что персонаж был простым крестьянином, он был развит духовно. Он ценил все вокруг себя. Яким не боялся никакой работы. Всю жизнь герой много работал. Но это не принесло ему неисчислимых богатств. Однако Яким не гонялся за деньгами и признанием

Он обращал внимание на приятные мелочи вокруг себя. Его любимое хобби может показаться странным, ведь оно не типично для русских мужчин

Якима интересовали картины, которые он приносил домой в качестве украшений. Когда в его доме вспыхнул пожар, первое, что он вынул, были фотографии. Несмотря на некоторую наивность, персонаж был чрезвычайно решительным и уверенным в себе. Он не обиделся. Если кто-то начинал критиковать его действия, он немедленно реагировал. То же самое он сделал с маэстро Веретенниновым.

Савелий Богатырь

Величественный и княжеский Савелий Богатырь внешне походил на старика. Персонаж провел 40 лет своей жизни вдали от дома. Его обвиняли в том, что он защитник угнетенного народа. Но упорный труд только закалил характер русского крестьянина. Савелий Богатырь всегда был за справедливость и честность. Даже суровые испытания, случившиеся с ним, не заставили его рассердиться и оцепенеть. У персонажа было невероятно большое и доброе сердце. Ему пришлось пережить страшную трагедию. До конца своих дней герой оперы чувствовал себя виноватым перед Матреной. Просить прощения Савелий Богатырь отправился в монастырь. Его жизнь была долгой и насыщенной. В возрасте 107 лет персонаж скончался.

Матрена Корчагина

Кульминацией женской темы в поэме является часть под названием «Крестьянка». Ее главный персонаж — это Матрена Тимофеевна по фамилии Корчагина, жизнь которой является обобщением бытия русской крестьянки. С одной стороны, поэт демонстрирует всю тяжесть ее судьбы, но с другой — несгибаемую волю Матрены Корчагиной. Народ считает ее «счастливой», и странники отправляются в путь, чтобы своими глазами посмотреть на это «чудо».

Матрена поддается на их уговоры и рассказывает о своей жизни. Она считает свое детство самой счастливой порой. Ведь ее семья была заботливой, никто не пил. Но вскоре настал тот момент, когда нужно было выходить замуж. Здесь ей вроде бы повезло — супруг любил Матрену. Однако она становится младшей снохой, и ей приходится угождать всем и каждому. Рассчитывать на доброе слово она даже не могла.

Только с дедушкой Савелием Матрена могла раскрыть душу, поплакаться. Но даже дед, хоть и не по своей воле, но причинил ей страшную боль — не усмотрел за ребенком. После этого судьи обвинили в убийстве младенца саму Матрену.

Яков

Яков — холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.

Оболт-Оболдуев образ и характеристика

Оболт-Оболдуев образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — один из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Это помещик, которого встречают странствующие мужики и расспрашивают его о счастье.

2. Значение имени. Помещик имеет очень красноречивую фамилию. Согласно словарю Даля, оболдуй — «невежа, неотесанный человек». Примерно такое же значение этот термин сохраняет и в наше время.

Примечательный факт: такая фамилия действительно указана в одной из родословных книг Владимирской губернии. Оболт-Оболдуев не видит никакой пользы в образовании.

Будучи сам необразованным человеком, он резко критикует учреждение школ для крестьян: «Сажают, учат грамоте, — нужна ему она!».

3. Внешний вид. Оболт-Оболдуев — типичный карикатурный образ богатого дворянина-помещика. Некрасов намеренно использует уменьшительно-ласкательные формы слов при описании его внешности: «барин кругленький, усатенький, пузатенький», «румяненький».

Красочный облик дополняют длинные седые усы. Гавриле Афанасьевичу шестьдесят лет.

4. Происхождение. Гаврила Афанасьевич гордится древностью своего рода. Он даже не понимает, что «заслуги его предков» вызывают у мужиков смех. Основатель рода, татарин Оболдуев, «тешил государыню» зверями и был ободран медведем. За это он и был удостоен царской милости. Предок по материнской линии пытался поджечь Москву и разграбить ее, за что был казнен.

5. Счастье помещика. Оболт-Оболдуев с восторгом предается воспоминаниям о жизни до отмены крепостного права. Особое наслаждение ему доставляют мысли о прежней рабской покорности крестьян: «в ноги валятся». Разгорячившись, помещик словно возвращается в прошлое: «Кого хочу — помилую, кого хочу — казню». Из этих слов становится понятно, насколько жестоко обращался Гаврила Афанасьевич со своими крепостными.

Вспомнив, что времена уже не те, помещик, как бы извиняясь, говорит крестьянам: «Нельзя же и без строгости?». Он приводит доказательства своего ласкового обращения с крестьянами, которые опять выдают в нем самовластного тирана. Христосование с мужиками, выдача им вина, разрешение молиться в господском доме — все это никак нельзя назвать истинными благодеяниями.

Оболт-Оболдуев явно лукавит, когда рассказывает о том, как отпускал крестьян на заработки. «На чужую сторону» крестьяне уходили, чтобы не умереть с голода. «Подарки» барину они приносили не от любви к нему, а в виде оброка.

6. «Все прошло! все минуло!..» Отмена крепостного права стала для Гаврилы Афанасьевича настоящей катастрофой. Он с горечью наблюдает за уходом в прошлое «помещичьей Руси». Размышления Оболта-Оболдуева выдают его эгоистические устремления. Помещика совершенно не интересует жизнь крестьян. Он озабочен лишь утратой собственной власти, хотя пытается скрыть это за переживаниями о судьбе всей России: «Не о себе печалимся, тебя, родная, жаль».

Новые требования учиться и трудиться Оболт-Оболдуев принимает в штыки: «Я не крестьянин-лапотник». Он даже гордится тем, что прожив всю жизнь в деревне, не отличает рожь от ячменя.

7. Значение образа. Оболт-Оболдуев символизирует собой вымирающий тип крепостника. Привыкнув жить за чужой счет, он не может найти места в новых условиях. Жалости это не вызывает. «Страдания» Гаврилы Афанасьевича не идут ни в какое сравнение с многовековыми народными муками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: