Корчагина Матрена Тимофеевна
Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня, которой Некрасов посвятил всю третью часть стихотворения. Вот как описывает ее поэт: «Великая женщина лет тридцати, широкая и крепкая. Красивые . большие глаза . суровые и темные. Надеть белую рубашку и короткий сарафан ». Ее слова подводят путешественников к женщине. Матрена соглашается рассказать свою жизнь, если фермеры помогут с уборкой урожая. Название этой главы («Крестьянин») подчеркивает типичную судьбу Корчагиной для русских женщин. А слова автора «Речь не идет о поисках счастливой женщины среди женщин» подчеркивают тщетность поиска бомжей.
Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в хорошей скромной семье и счастливо жила там. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор был пьяницей, свекровь суеверна, ей приходилось работать на невестку, не выпрямляя спину. Матрене еще повезло с мужем: он ее только раз бил, но все время, кроме зимы, она работала. Поэтому за женщину заступиться было некому, единственный, кто пытался ее защитить, был дед Савелий. Женщина подвергается преследованиям со стороны Ситникова, у которого нет юрисдикции, поскольку он является менеджером босса. Единственное утешение Матрены — ее первенец, Дема, но по недосмотру Савелия она умирает: мальчика съедают свиньи.
Время идет, у Матрены новые дети, родители и дед Савелий умирают от старости. Самые тяжелые годы — это неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего защитника, призывают в армию вне очереди, он уезжает в город. Он находит дом генерала и бросается к ногам жены, прося заступничества. Благодаря помощи жены генерала Матрёна и её муж едут домой. Именно после этого случая все считали ее счастливчиком. Но в будущем женщине придется столкнуться только с проблемами: ее старший сын уже солдат. Подводя итоги, Некрасова утверждает, что ключ к женскому счастью давно утерян.
Список героев с характеристикой
Семеро крестьян-мужиков, семейных, временнобязанных (бывших крепостных):
- Роман – бедный, добродушный, неграмотный, работящий, спорщик, выпивоха, драчун, богатырь, верует в Бога. Вместе с остальными ищет счастливого, свободного человека на «Руси-матушке». Считает, что счастливец – помещик.
- Демьян – бедный, умеет читать по слогам, рослый, трудолюбивый. Считает, что счастливец – чиновник.
- Лука – бедный, упрямый, глупый, бородатый, в прошлом работал у попа. Считает, что счастливец – поп.
- Иван и Митродор Губины – братья, лошадники, выпивохи. Считают, что счастливец – купец.
- Пахом – бедный старик-пчеловод. Считает, что счастливец – боярин, министр.
- Пров – бедный, крепкий, суровый. Считает, что счастливец – царь.
Матрена Тимофеевна (Корчагина) – крестьянка из села Клин, 38 лет, красивая, статная, смуглая. Сильная, трудолюбивая, умная, свободолюбивая, ее уважают. Замужем за Филиппом-печником, 5 сыновей. Воспитывает детей честными. Родня мужа ее обижала. Маленького сына Демушку «сглодали свиньи», пока она трудилась в поле. Приняла наказание за 8-летнего сына пастушка Федотушку, за то, что овцу не уберег. Ухаживает за дедом Савелием. Она считает, что «женского счастья» не бывает.
Савелий Богатырь святорусский – столетний дед, крепкий, умный, справедливый. Защитник бесправных крестьян, за убийство злого управляющего 20 лет был на каторге. Он единственный из родни мужа жалел Матрену Тимофеевну. Это по его недосмотру умер маленький Демушка. Виня себя, старик ушел в монастырь. Доживал у Матрены Тимофеевны.
Гриша Добросклонов – юноша-семинарист, 15 лет, крестьянин. Мать его рано умерла, есть отец-дьячок Трифон и брат Савва. Он труженик, но много голодал в жизни. Умный, добрый, честный, автор гимна «Русь» о народном счастье. Будущий народный заступник, человек с новыми взглядами, свободолюбивый, его уважают. Мечтает учиться в университете и улучшить жизнь крестьян. Автор предсказывает, что позднее его за политику могут сослать в Сибирь.
Яким Нагой – старый крестьянин, труженик, пьющий, любит красоту, собирает лубочные картинки. При пожаре спасает их вместо денег. Заступается за крестьян перед помещиком.
Ермил Ильич Гирин – крестьянин. Грамотный, справедливый мужик, начинал писарем у бурмистра. Писал для крестьян документы, деньги за это не брал. Крестьяне выбрали его бурмистром. Только раз поступил не по совести: вместо своего брата отдал в солдаты чужого сына. Потом раскаялся, вернул парня. За долги у него отняли мельницу, но он попросил у народа по копейке – и выкупил ее. Людям долг он вернул. Но и он не «счастливец»: попал в тюрьму за то, что за крестьян заступился.
Князь Утятин – старый богатый горбоносый помещик, князь. «Последыш» старого времени. Эгоист, самодур, жадный, жестокий. Законные сыновья – офицеры, незаконные дочки пристроены в столице. Когда он узнает, что крепостного права больше нет – его разбивает паралич. По просьбе сыновей крестьяне делают вид, что он все еще их «хозяин».
Агап Петров – крестьянин, который смело говорит правду князю Утятину, что он больше ему не раб. Но спьяну соглашается сделать вид, что его секут по приказу барина. Умирает в тот же день, не перенеся унижения.
Ипат – старый дворовый человек Утятина. С детства покорно служит барину, по его приказу даже в прорубь лез.
Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – толстый семейный помещик, 60 лет, гордится своим дворянством. В хозяйстве ничего не понимает, жалеет, что крепостного права больше нет. Живет чужим трудом.
Шалашников – офицер, злой помещик, который не давал житья крестьянам. Убит на войне.
Елена Александровна – добрая губернаторша. Помогла беременной Матрене Тимофеевне, когда ее мужа без очереди хотели взять в солдаты.
Поп – сельский семейный священник. Бедный, сочувствует крестьянам, стыдится брать их копейки, а они над ним посмеиваются.
Переметьев – князь. Его лакей уверяет, что был счастливцем, когда всю жизнь прислуживал хозяину, его тарелки облизывал, подворовывал.
Яков – верный холоп злого глупого «безногого» (по болезни) барина Поливанова. Его племяннику барин не дал жениться, отдал в солдаты. От обиды завез его Яков в лес, пальцем не тронул, но на его глазах повесился.
Пеночка – говорящая птичка, как в русских сказках. Чтобы Пахом отпустил ее птенчика, отдает мужикам «скатерть самобраную» с едой.
Яков
Яков верный слуга, бывший двор; он описан в отрывке из поэмы «Пир для всего мира». Герой был верен своему хозяину, переносил любые наказания и безропотно выполнял даже самые сложные дела. Так продолжалось до тех пор, пока хозяин, которому понравилась невеста своего племянника, не отправил его на вербовку. Сначала Джейкоб запил, но все равно вернулся к хозяину. Однако мужчина захотел отомстить. Однажды, когда он гнал Поливанова (хозяина) к своей сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, освободил коня и повесился на глазах у хозяина, желая оставить его наедине со своей совестью на всю ночь. Такие случаи мести среди крестьян действительно были обычным делом. За основу своего рассказа Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кавалли.
Яким Нагой
Яким Нагой — открытый и яркий человек. Несмотря на то, что персонаж был простым крестьянином, он был развит духовно. Он ценил все вокруг себя. Яким не боялся никакой работы. Всю жизнь герой много работал. Но это не принесло ему неисчислимых богатств. Однако Яким не гонялся за деньгами и признанием
Он обращал внимание на приятные мелочи вокруг себя. Его любимое хобби может показаться странным, ведь оно не типично для русских мужчин
Якима интересовали картины, которые он приносил домой в качестве украшений. Когда в его доме вспыхнул пожар, первое, что он вынул, были фотографии. Несмотря на некоторую наивность, персонаж был чрезвычайно решительным и уверенным в себе. Он не обиделся. Если кто-то начинал критиковать его действия, он немедленно реагировал. То же самое он сделал с маэстро Веретенниновым.
Путешественники по Руси
Некоторые литературоведы главными героями считают 7 странников — именно они и стали зачинщиками спора о счастье. Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, Пахом, Пров — мужчины встретились на перекрестке, объединились и решили найти ответ на волнующий каждого из них вопрос. Интересно, что Некрасов не описывает каждого странника в отдельности. Это дает общий образ, уникальную особенность. Это целенаправленный подход автора: у фермеров больше общего, чем у отдельных лиц. Что можно сказать о тех, кто едет в Россию:
- Временно ответственный:
в прошлом все крестьяне были крепостными; - Власть:
мужчины отличаются трезвым характером; - Бедный человек;
- Неприхотливый:
они не боятся путешествовать по стране без еды и воды: пьют из луж, моются там же, охлаждают себя росой; - Невежественный:
крестьяне не все понимают, с ними трудно разговаривать на научные темы; - Семья:
у всех героев есть семьи. Дома крестьяне оставили жен, детей, родителей; - Искренний:
попутно они грустят по своим женам и детям. Еле сдерживая слезы от увиденного по пути. - Умышленное:
все герои хотят найти ответ, найти решение спора; - Трудоемкий:
легко справляешься с любой работой, теряешь косу. Не забывается и привычка работать.
Типичность города
NN мало примечателен.
Точнее, в нем нет каких-то особых строений, необычных зданий или памятников. Автор хотел, чтобы в его образе можно было легко увидеть любой город России. Жизнь течет размеренно и спокойно. Как будто кто-то свыше запустил его ритм и не дает отвлекаться. Нет событий, меняющих ход жизни. Даже похороны проходят как привычное дело, без траура, митингов и взрывов эмоций. Каждый день начинается с привычных мероприятий: визиты к чиновникам. Также размерено идет день к вечеру. Автор не выделяет жителей по описанию:
- извозчики;
- солдаты;
- работники;
- дамы в красных шляпах.
Практически все жители не имеют имен.
Здесь, как и по всем губерниям, важен чин, а не человек.
В городе быстро распространяются слухи.
Сплетничать любят не только женщины, но и мужчины. Сплетни разлетаются с мгновенной скоростью, обрастая новыми сведениями. Никто не удивляется рассказам, наоборот, они вносят свои поправки, не смущаясь лжи и наговора на незнакомого или мало знакомого человека.
Великий классик сумел под образом одного населенного пункта показать российские города. Можно искать намеки на один город, но в этом нет смысла. Цель автора была другой. Но понятно, что интересно, кто стал прообразом места, посещенного Чичиковым. Большинство ученых склоняется к Твери, но размышлять и искать новые данные может каждый читатель.
Отличительные черты купечества
Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».
Образ Ларисы Дмитриевны
Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.
Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».
Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.
Обобщим
Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.
Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.
Статья предоставлена Донес Татьяной.
Другие материалы для школьных сочинений вы найдете ЗДЕСЬ
Характеристика крестьян
Читателям произведения кажется, что здесь описывается не 7 отдельных персон, а один главный герой. Он является неприхотливым в одежде, еде, любит свою супругу и детей. Отличается трудолюбием. Характеристика главных персонажей поэмы:
- Демьян. Этот крестьянин самостоятельно научился читать по слогам. Простые слова ему даются уже легко, однако более сложные не может понять. Через этого персонажа автор показывает читателям, что даже простой крестьянский народ желает быть образованным и стремится к новым знаниям.
- Лука. Это упрямый, слегка глуповатый персонаж. Он постоянно разговаривает. Известно, что не так давно он работал у попа на протяжении 3 лет. Автор сравнивает героя с мельницей. Ведь он точно так же машет и жестикулирует своими руками, будто бы хочет взлететь, но у него ничего не получается.
- Роман. Про этого персонажа автор ничего конкретного не писал. Вероятнее всего, он олицетворяет положение крестьян в обществе. Некрасов хотел показать, что их индивидуальность и личность никому не интересны.
- Братья Метродор и Иван Губины. Один из них имеет простое русское имя, а другой является носителем весьма редкого. Возможно, это было некой шуткой или прихотью хозяев. Двое братьев напиваются до полусмерти, могут осилить по целому ведру алкоголя. Губины очень любят лошадей. Вероятно, в этих персонажах автор хотел показать истинную черту крестьян — любовь к алкоголю.
- Пахом Онисимыч. Старый крестьянин всю жизнь занимался разведением пчел. Автор сравнивает этого старика с умными медоносами. Пахом уже в возрасте. Однако это говорит, что он опытный, догадливый и мудрый. Это и является его главными качествами, которые выделил автор.
- Пров. Весьма серьёзный герой. Он постоянно молчит. Угрюмый и терпеливый человек. Его можно назвать настоящим русским богатырем, которого тяжело одолеть. Это можно сделать, только если навалиться толпой. Автор показал его очень сильным персонажем и трудолюбивой личностью. Крестьяне должны работать до смерти, чтобы хоть как-то выжить.
Добросклонов Гриша
Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».
Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.
Агап Петров
Агап — человек упрямый и глупый, по мнению знакомых с ним крестьян. А все потому, что Петров не хотел терпеть добровольное рабство, к которому судьба подтолкнула крестьян. Единственное, что могло его успокоить, — это вино.
Когда его поймали с бревном из хозяйского леса и обвинили в краже, он не удержался и рассказал хозяину все, что думал об истинном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует против него жестокую расправу. А потом, желая его утешить, дает ему воды. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что он умирает утром. Это цена, которую крестьяне платят за право открыто выражать свои мысли и желание быть свободными.
Веретенников Павлуша
Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».
Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».
Яков — холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.
Ермила Гирин
Характеристика героев «Кому на Руси жить хорошо» невозможна без описания этого персонажа. Именно Ермилу можно отнести к тем счастливцам, которых искали путники. Прототипом героя стал А.Д. Потанин, крестьянин, управляющий имением Орловых, прославившийся своей небывалой справедливостью.
Гирин почитаем среди крестьян из-за своей честности. Семь лет он был бургомистром, но только единожды позволил себе злоупотребить властью: не отдал своего младшего брата Митрия в рекруты. Но неправедный поступок до того мучил Ермила, что он едва не убил себя. Спасло положение вмешательство барина, тот восстановил справедливость, вернул несправедливо отправленного в рекруты крестьянина и отправил служить Митрия, однако лично заботился о нем. Гирин после этого ушел со службы и стал мельником. Когда же мельницу, что он арендовал, продавали, Ермила выиграл торг, но у него не было с собой денег уплатить задаток. Крестьянина выручил народ: за полчаса собрали для него тысячу рублей помнящие добро мужики.
Всеми поступками Гирина управляло желание справедливости. Несмотря на то что он жил в достатке и имел немалое хозяйство, когда вспыхнул крестьянский бунт, не остался в стороне, за что и попал в острог.
Продолжается характеристика героев. «Кому на Руси жить хорошо» — произведение, богатое персонажами разных сословий, характеров и устремлений. Поэтому Некрасов не мог не обратиться к образу священнослужителя. По мнению Луки, именно попу должно «житься весело, вольготно на Руси». И первым на своем пути искатели счастья встречают сельского священника, который опровергает слова Луки. У попа нет счастья, богатства или спокойствия. Да и получить образование очень нелегко. Совсем не сладка жизнь священнослужителя: он провожает в последний путь умирающих, благословляет рождающихся, и болит у него душа о страждущем и мучающемся народе.
Но и сам народ не особо чтит попа. Он и его семья постоянно становятся объектами для суеверий, анекдотов, непристойных насмешек и песен. А все богатство попов состояло из пожертвований прихожан, среди которых было много помещиков. Но с отменой крепостного права большая часть богатой паствы разбрелась по свету. В 1864 году духовенство лишается и еще одной статьи дохода: раскольники по указу императора переходят под опеку гражданской власти. А с грошей, что приносят крестьяне, «живиться тяжело».
Первая часть. Глава 1
Первая глава рассказывает о встрече мужиков с попом. Они долго шли, навстречу попадались обычные люди – нищие, крестьяне, солдаты. Спорщики даже не пытались разговаривать с теми, так как по себе знали, что счастья у простого народа нет. Встретив тележку попа, странники перегораживают путь и рассказывают о споре, задавая главный вопрос, кому на Руси жить хорошо, выпытывают, счастливы ли попы.
Поп отвечает следующее:
- Счастье у человека есть, только если его жизнь объединяет три черты – спокойствие, честь и богатство.
- Объясняет, что у попов нет никакого покоя, начиная от того, как хлопотно достается им сан и заканчивая тем, что ежедневно выслушивает плач десятков людей, что умиротворения в жизни не прибавляет.
- Много денег сейчас попам сложно заработать, так как дворяне, которые раньше обряды проводили в родных деревеньках, теперь делают это в столице, а священнослужителям приходится жить за счет одних крестьян, с которых скудный доход.
- Народ попов уважением тоже не балует, подшучивает над ними, избегает, нет возможности ни от кого хорошего слова услышать.
После речи попа мужики стыдливо прячут глаза и понимают, что священникам на свете живется отнюдь не сладко. Когда священнослужитель уезжает, спорщики накидываются на того, кто предположил, что попам жить хорошо. Дело дошло бы до драки, однако поп снова появился на дороге.
Глава 2
богатая ярмарка
Самое главное, что здесь есть целых 11 кабатчиков, которые не успевают наливать веселящемуся народу. Все крестьяне много пьют. У лавки с башмаками стоит расстроенный дед, который обещал привести внучке сапожки, да деньги пропил. Появляется барин Павлуша Веретенников и оплачивает покупку.
Также на ярмарке продаются книги, однако народ интересуется самыми бесталанными книгами, ни Гоголь, ни Белинский не востребованы и не интересны простому народу, несмотря на то, что эти писатели как раз защищают интересы обычных людей. В конце герои напиваются до такого состояния, что падают на землю, наблюдая, как «шатается» церковь.
Глава 3
В этой главе спорщики снова находят Павла Веретенникова, который на самом деле собирает фольклор, истории и выражения русского народа. Павел говорит окружившим его крестьянам, что они употребляют слишком много алкоголя, а для тех пьяная ночь – за счастье.
Яким Голый на это возражает, утверждая, что простой крестьянин много пьет не от собственного желания, а потому что работает тяжело, его постоянно преследует горе. Яким рассказывает окружающим свою историю – накупив сыну картинок, Яким не меньше их любил сам, поэтому, когда случился пожар, он эти изображения первыми вынес из избы. В конце концов деньги, которые тот скопил за жизнь, пропали.
Выслушав это, мужики усаживаются покушать. После один из них остается следить за ведром водки, а остальные снова направляются в толпу, чтобы найти человека, который считает себя счастливым на этом свете.
Глава 4
Мужики ходят по улицам и обещают угостить водкой самого счастливого человека из народа, чтобы выяснить, кому на Руси жить хорошо, однако к ним подходят только глубоко несчастные люди, которые хотят выпить, чтобы утешиться. Те, кто хотят похвастаться чем-то хорошим, обнаруживают, что их мелочное счастье не отвечает на основной вопрос. Например, белорус радуется, что здесь делают ржаной хлеб, от которого у него нет резей в животе, поэтому он счастлив.
Ермил очень уважаем
Через неделю Ермил раздал все, что занимал, до вечера допытывался у окружающих, к кому еще подойти и отдать последний оставшийся рубль.
Такое доверие Гирин заработал тем, что, служа писарем у князя, ни у кого денег не брал, а наоборот, простым людям помогал, поэтому, когда собирались выбирать бургомистра, выбрали именно его, Ермил назначение оправдал. При этом поп говорит, что тот несчастлив, так как уже сидит в остроге, а почему, рассказать не успевает, так как в компании обнаруживается вор.
Глава 5
Далее путешественники встречают помещика, который в ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо, рассказывает им про свои дворянские корни – основатель его рода татарин Оболдуй был ободран медведем для смеха императрицы, которая взамен преподнесла много дорогих подарков.
Помещик жалуется, что отобрали крестьян, поэтому нет больше закона на его землях, леса вырубаются, множатся питейные заведения – народ делает, что хочет, от этого нищает. Далее рассказывает, что не привык с детства трудиться, а тут приходится это делать из-за того, что отобрали крепостных.
Сокрушаясь, помещик уходит, а мужики жалеют его, думая, что с одной стороны после отмены крепостного права пострадали крестьяне, а с другой – помещики, что эта плеть хлестнула все сословия.
Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
Н. А. Некрасов
Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” — не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом — Заплатово, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка…
Крестьяне — люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье — “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый…” — эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Гирина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий — “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” — говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша — выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.
Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью, оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа
Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “… проснулась, разгорелася привычка, позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь — все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.
Несколько интересных сочинений
Меню статьи:
Знаменитая поэма Н. А. Некрасова описывает ситуацию неопределенности, которая характеризует этап истории после того, как было отменено крепостное право.
Лейтмотив произведения – счастье, ведь именно его ищут персонажи поэмы, ведя на эту тему беседы, в которых и раскрываются варианты ответа на вопрос: кому же живется хорошо и что такое счастье?
Любопытно, что писатель так и не смог закончить свое масштабное произведение – тяжелая болезнь сразила его раньше, чем он реализовал свою идею. На самом же деле, многие литературные критики относят этот текст к жанру романа, аргументируя свою позицию его объемами и глобальностью авторской задумки.