Краткое содержание
Автор раскрывает особенности характера главного героя, Аркадия Павлыча Пеночкина, который показан как молодой помещик и бывший гвардейский офицер. Образ Пеночкина представлен сразу в двух плоскостях:
• хорошие взаимоотношения с близкими людьми;
• истинное обличье Аркадия, который на самом деле обладает очень жестким и опасным характером.
• общество уверено в том, что Аркадий Павлыч обладает строгим характером, но при этом он стремится к справедливому и прогрессивному управлению поместьем.
Пеночкин старается соответствовать определенному классу, поэтому он стремится к следующим проявлениям своего характера:
• высокий уровень культуры;
• идеальное образование;
• безупречное воспитание.
Несмотря на внешнюю скромность и хорошие манеры, в характере все-таки можно проследить жестокость, бессердечность. Крестьяне знают, что с помещиком можно поговорить спокойно, но при этом малейшая провинность приведет к жестокому наказанию.
Пеночкин сделал зависимыми крестьян от злого и жестокого бурмистра Софрона. Несмотря на это, Аркадий даже не старается понять особенности бедственного положения главного героя. Пеночкин отмечает, что его не волнует даже судьба семьи пожилого мужчины Антипа. Самой основной задачей остается исправное внесение оплаты и отсутствие жалоб.
Крепостные боятся репрессий Пеночкина. Это и становится основой всего сюжета рассказа. Самой показательной является сцена встречи с камердинером Федором и приезд барина в Шипиловку.
Рассказ, как уже можно догадаться, прежде всего, посвящен Аркадию Павловичу Пеночкину. Этот помещик является главным героем и центром развивающихся событий. Аркадий получил достойное воспитание и вошел в высшее общество. Несмотря на благовоспитанность и скромность, Аркадий обладает жестокостью, которая интересным образом сочетается с рассудительностью. Суровое общение с крепостными приводят к различным ситуациям, которые детально описываются в рассказе. Весь сюжет строится на том, что Пеночкин является владельцем всей деревни Шипиловка, крепостные жители которой должны были регулярно платить оброк. Ситуация обостряется из-за того, что право распоряжения деревней получил бурмистр Софрон Яковлевич. Пеночкин ладил с бурмистром, так как именно благодаря последнему все крестьяне жили в страхе и вовремя платили оброк, несмотря ни на что. На самом деле местные жители разорялись и могли даже попасть в рекруты, если отношения с чиновниками ухудшались. Пеночкин не расследовал жалобы жителей, считая их недостойными своего внимания.
Особенным звеном истории становится судьба пожилого мужчины Антипа, который обратился к Пеночкину для того, чтобы пожаловаться на бурмистра Софрона. Как оказалось, двое сыновей Антипа оказались в рекрутах. Более того, Софрон отнимал третьего, последнего, сына, свел со двора всех коровушек и жестоко избил супругу Антипа. Несмотря на это, Пеночкин не помогает пожилому мужчине и упрекает его в том, что он все-таки решился на жалобу. Вскоре удалось выяснить, что бурмистр однажды внес за Антипа недоимку, и это стало причиной упреков в лености пожилого мужчины.
Через время сын Антипа заметил, что бурмистр Софрон притесняет многих жителей села. Именно в этом Пеночкин заметил подстрекательство к бунту. Присутствие постороннего человека, перед которым Пеночкин стремился к интеллигентности, стало причиной для того, чтобы удержаться от кулачной расправы с сыном Антипа. Эта ситуация стала одной из самых ярких в сюжете рассказа.
Главные герои рассказа – помещик Пеночкин, бурмистр Софрон. Эти персонажи обладают абсолютно разными характерами. Несмотря на разницу в воспитании, утончённый Пеночкин и грубый Софрон относятся к крепостным крестьянам с одинаковой жестокостью, подкреплённой цинизмом и эгоизмом.
Образ Софрона составляется на основе мнений трех персонажей:
-
На хотенье есть терпение сочинение
-
Урок в 6 классе сочинение по картине яблонской утро
-
Сочинение эссе по изо
-
Сочинение на тему киносценарий 7 класс
- Почему перемены неизбежны сочинение
Главные и второстепенные герои
В рассказе Тургенева «Бурмистр» несколько главных персонажей и двое второстепенных. Вот как можно кратко охарактеризовать героев:
- Аркадий Павлыч Пеночкин. Помещик, отставной офицер, живёт по соседству с человеком, от лица которого ведётся повествование. Рассказчик описывает его как мужчину с хорошим воспитанием, рассудительного и спокойного. Аркадий Павлыч — рачительный хозяин, любит принимать гостей, однако соседу не нравится его навещать.
- Бурмистр Софрон. В переводе с польского burmistr означает «управляющий помещичьим имением». Этот герой работает надсмотрщиком в деревне Шипиловка, принадлежащей Пеночкину. В рассказе бурмистр представлен человеком с бородой, маленькими глазками и красным носом. Софрон мал ростом, зато широк в плечах. У бурмистра есть сын, который служит старостой, и жена.
- Рассказчик. В этой роли выступает сам автор. Иван Сергеевич Тургенев был заядлым охотником. Однажды ему довелось попасть в Шипиловку вместе с Аркадием Павлычем, которому она принадлежала. Там рассказчик стал свидетелем описанных событий.
- Сын бурмистра (староста). Жестокий, неумный, грубый человек. Староста довольно высокий, с копной рыжих волос.
- Жена бурмистра. У дамы такой же несносный характер, как у мужа и сына. О её жестокости свидетельствует такой эпизод: когда рассказчик приехал в деревню, он увидел, как она тайком бьёт женщину, думая, что этого никто не замечает.
- Антип с сыном. Старик и молодой мужик из Тоболеевой семьи. Пришли жаловаться на Софрона Яковлича. Когда старик начал рассказывать, как притесняет их староста, Антон Павлыч прикрикнул, а потом, вспомнив, что рядом с ним рассказчик, заговорил добрее. В итоге просители удалились ни с чем.
- Федосеич. Отставной солдат со странным выражением лица и огромными усами. Глядя на этого человека, можно было подумать, что когда-то он сильно удивился, да так и не пришёл в себя.
- Анпадист. Знакомый рассказчика. В конце произведения он повествует о злодействах Софрона, неоднократно называя того собакой. От Анпадиста автор узнаёт, что теперь мужикам, пришедшим пожаловаться на бурмистра, совсем не будет житья: он их «доедет».
Эпизодические персонажи — камердинеры и повар Аркадия Павловича. По тому, как общается бурмистр со своей прислугой, можно проанализировать его отношение к простому люду в целом. Когда в поездке телега заваливается и придавливает колесом живот повару, хозяина интересует лишь то, целы ли руки.
Знакомство с бурмистром
Аркадий Павлович очень хвалил тамошнего бурмистра. В дорогу он с собой взял множество вещей. Ехали они долго и, наконец, оказались в Шипиловке. Как ни хотел главный герой отправиться на охоту, ему пришлось отказаться от этой идеи. Встречать их вышел сын бурмистра, староста села. Самого же бурмистра, которого звали Софрон, не оказалось дома.
Все в деревне, узнав, что приехал помещик, начали немного волноваться. Люди, увидев коляску гостей, разбегались в разные стороны. На крыльце дома старосты их встретила его жена.
Далее происходит знакомство с главным героем краткого содержания «Бурмистра» — Софроном. Он был невысокого роста, крепкого телосложения, с седой бородой. Увидев барина, он благоговейно поцеловал его руку. За ужином бурмистр рассказывал, как идут дела у них в селе, успевая жаловаться на нехватку земли. Аркадий Павлович рассказал гостю, что с тех пор, как всеми делами заведует Софрон, прекратились недостачи.
2 вариант
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Смысловая нагрузка рассказа «Бурмистр» заключается в изображении безрадостного и бесправного положения крестьян в период крепостного права, полностью зависящих от прихотей барской воли, существующих в тяжелых, нищенских условиях, подвергающихся унижению, издевательствам, физическим расправам, жизненным лишениям.
Значение рассказа «Бурмистр» в литературе
Рассказ «Бурмистр» Ивана Тургенева является одним из наиболее значимых произведений русской литературы. Он описывает жизнь маленького городка, где каждый житель знает друг друга, и где каждый день проходит по одному и тому же сценарию. Главным героем рассказа является бурмистр, который является символом власти и авторитета в городе. Он представляет собой типичного представителя бюрократии, который заботится только о своей карьере и своих интересах. Однако, в ходе рассказа, мы узнаем, что у бурмистра есть свои слабости и страхи, которые он скрывает от окружающих. Рассказ «Бурмистр» является примером того, как литература может отражать реальность и показывать нам, что за маской власти и авторитета скрываются обычные люди со своими проблемами и страхами.
2 вариант
Произведение является одним из тех рассказов писателя, в которых он затрагивает тему российского крепостничества, демонстрируя беспросветное нищенское и бесправное положение крестьянского народа.
Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, который в период увлечения своих хобби — охотой, оказывается в деревенской усадьбе своего приятеля, молодого барина, дворянина Пеночкина Аркадия Павловича, гвардии офицера в отставке.
Помещик представляется писателем в образе рассудительного, образованного человека, имеющего неплохое воспитание, вращающегося в светском обществе. Однако, представляясь окружающим внешне благовоспитанным и скромным мужчиной, Аркадий Павлович весьма жестоко обращается с собственными крепостными, позволяя себе за малейшую провинность подвергать их суровым наказаниям.
В собственности Пеночкина имеется целая деревня под названием Шипиловка, управление которой осуществляется бурмистром Софроном, имеющим неплохую репутацию в глазах барина за своевременный и полный сбор податей с крестьян. При этом Аркадию Павловичу невдомек, что под личиной хорошего управляющего скрывается хитрый, жестокий человек, который своими действиями не только принижает и издевается над крепостными, но и постепенно разоряет помещичье имение.
Бурмистр изображается писателем в качестве бородатого мужика, отличающегося небольшом ростом, широкоплечим, красноносым с маленькими глазами, имеющим собственную семью в лице жены и сына, являвшегося в деревне старостой, таким же грубым и жестоким, как отец.
Рассказчик наблюдает приход к барину мужика Антипа, решившего поведать помещику о бесчинствах бурмистра Софрона, государственного человека, в виде неоправданного направления на рекрутскую службу сыновей мужика, изъятия последнего домашнего скота, а также физического насилия по отношению к женщинам, в том числе жене Антипа.
Аркадий Павлович не желает прислушиваться к жалобам простого народа, видя в этом бунтарские мысли и взгляды, бессердечно отправляя мужика назад домой.
Вся правда о Софроне
Он все время жаловался на то, что земли не хватает. Наконец, Пеночкин разрешил ему прикупить ее от его имени. Им встретилось двое мужиков в заплатанных одеждах. Старшего из них звали Антипом. Они стали жаловаться на Софрона. Он совсем разорил семью мужика. Его старших сыновей бурмистр отправил в солдаты, теперь и меньшого хотел забрать.
Аркадий Павлович был недоволен и потребовал у бурмистра разъяснений. Тот обозвал старика пьяницей и бездельником. Крестьянин все отрицал, а молодой парень ответил, что Софрон притеснял не только их семью. Пеночкин был зол, сказал, что не допустит того, чтобы возник бунт, и пообещал все выяснить.
Охотник уехал в Рябово. Со своим знакомым мужиком он отправился на охоту и рассказал о поездке в Шипиловку. Мужик нелестно отозвался о бурмистре. Далее он рассказал, что на самом деле Пеночкин — лишь формальный владелец, а всем управляет Софрон. Крестьянам приходится постоянно батрачить на него. А тому старику, который жаловался на Софрона, проходу не даст. Потому что такова его жестокая натура.
Сюжет:
По мнению общества Аркадия Павлыч человек строгий, и, как часто это бывает, справедливый. Будучи прогрессивным помещиком, герой представляется нам образованным, культурным, воспитанным человеком
Но стоит обратить на него чуть большее внимание, как мы понимаем, что под личиной скромности находятся жестокость и отсутствие сострадания. За малейшую провинность помещик жестоко наказывает крестьян
Пеночкин делает своих крестьян полностью зависимыми от бургомистра Софрона, который повсеместно известен своей злобностью и беспринципностью. Но Пеночкину на это плевать, ему неинтересно положение простых людей. Ему плевать даже на семью старика Антипа. Единственное, что его волнует, это оброк и отсутствие жалоб. Пеночкин одним своим присутствием взывает среди крестьян панический страх. Рассказчик описывает, что едва завидев помещика, вся деревня на мгновение будто вымирала.
Помещик Пеночкин и бургомистр Софрон различаются во многом. Но их бесчеловечное отношение к крепостным является тем, что их объединяет. Они оба полны цинизма и жестокого эгоизма. Несмотря на показушную доброту и интеллигентность, Пеночкин никоим образом не лучше злого бургомистра. Во всем сборнике не найдется человека с более отрицательными чертами, чем Пеночкин.
Про образ Софрона мы узнаем от мнений Рассказчика, крестьянина Анпадиста и Пеночкина. Сам же Пеночкин души не чает в своем бургомистре, для него он лучший управленец. Софрон же всячески льстит своему хозяину, изображая искреннюю любовь и преданность. Но за этим, как читатель понимает, стоят лишь лицемерие и фальшивость.
Еще одним отрицательным качеством бургомистра является бессмысленная трата денег. Он не интересуется положением крепостных, ему все равно на их положение, он каждый раз берет с них положенное и оставляет подопечных без каких-либо средств к существованию.
Анализ рассказа «Бурмистр»
Главные герои рассказа – помещик Пеночкин, бурмистр Софрон. Эти персонажи обладают абсолютно разными характерами. Несмотря на разницу в воспитании, утончённый Пеночкин и грубый Софрон относятся к крепостным крестьянам с одинаковой жестокостью, подкреплённой цинизмом и эгоизмом.
Иван Тургенев приводит к сравнению двух персонажей для того, чтобы раскрыть показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Представители высшего общества могут быть такими же, как и обычные душегубы. Неудивительно, что литературные критики зачастую называют Пеночкина «мерзавцем с тонкими вкусами».
Образ Софрона составляется на основе мнений трех персонажей:
Рассказчик;
Пеночкин;
Крестьянин Антип.
Самый яркий талант Софрона – это умение обдирать крепостных крестьян как липку. Зависимое положение народа не позволяет начать активное проявление недовольства сложившейся ситуацией. Благополучие бурмистра Софрона построено на разорени сельских жителей и слащавом обмане Пеночкина. Простой крестьян Антип в самом финале характеризует Софрона яркими и правдивыми словами: «мошенник беспардонный, пес».
Чтобы оставить читателя в раздумьях, Тургенев не стал давать личную оценку рассуждениям Антипа. Он закончил рассказ нейтральной фразой «Мы отправились на охоту».
Анализ произведения
Произведение отражает жестокость, с которой относились представители высшего сословия к крепостным крестьянам. Тургенев изобразил людей, отличающихся уровнем воспитания, но одинаковых в своём бездушии.
Интеллигентный Аркадий и грубый Софрон в душе мерзавцы, только один это скрывает, а второй действует открыто. Оба лицемеры: один подмигивает гостю, когда вставляет в речь деревенское словцо, а второй хочет угодить Пеночкину и при этом выглядеть барином перед крестьянами. Рассказ позволяет понять, что лицемерие присуще представителям всех высших классов.
Крестьяне находятся в безвыходном положении. Они настолько угнетены, что не имеют возможности побороться за свои права или хотя бы проявить недовольство. В таких обстоятельствах бурмистр наживается на простых людях и беззастенчиво обманывает Пеночкина, заботясь только о своём благополучии. Главное для управляющего — чтобы не было недоимок. Пока народ выкручивается, у Аркадия нет повода придраться.
Если вдуматься, можно понять, что такова и авторская позиция. Но чтобы оставить читателям пищу для размышлений, рассказчик заканчивает повествование нейтральной фразой. Он пишет: «Мы отправились на охоту». Это своеобразное подведение итогов: ничего нельзя изменить, каждый и дальше будет заниматься своими делами.
Роль сборника «Записки охотника»
«Записки охотника» — известный сборник, посвященный крестьянскому народу, русской природе. Рассказы о крепостных сельских жителях занимают особенную позицию в литературном мастерстве Ивана Сергеевича Тургенева.
Положительные герои едины с природой. В то же время отрицательные персонажи находятся в конфликте с природными силами. В рассказе «Бурмистр» отсутствуют положительные герои, поэтому красивые описания пейзажей не используются. За все произведение можно найти только скупые наброски описаний сельской местности. Символизм скрывается даже в упоминании грязной лужи, рядом с которой стоят просители перед Пеночкиным.
Выдержка из текста
Рассказ «Бурмистр», написанный И.С. Тургеневым, входит в цикл «Записки охотника» и был впервые опубликован в первой части журнала «Современник» в номере
1. за 1846 год.
Перед нами произведение эпического рода, написанное в жанре рассказа, для которого свойственна небольшая форма, и одна-две главные сюжетные линии.
Главной темой произведения является описание взаимоотношения крестьянства с помещиками и их управляющими. Тургенев живописно рисует типичный быт русского помещика на фоне тяжелой и угнетенной жизни крестьянства. Тематика произведения вписывает рассказ в единую парадигму с другими рассказами цикла «Записки охотника».
Вся правда о Софроне
Он все время жаловался на то, что земли не хватает. Наконец, Пеночкин разрешил ему прикупить ее от его имени. Им встретилось двое мужиков в заплатанных одеждах. Старшего из них звали Антипом. Они стали жаловаться на Софрона. Он совсем разорил семью мужика. Его старших сыновей бурмистр отправил в солдаты, теперь и меньшого хотел забрать.
Аркадий Павлович был недоволен и потребовал у бурмистра разъяснений. Тот обозвал старика пьяницей и бездельником. Крестьянин все отрицал, а молодой парень ответил, что Софрон притеснял не только их семью. Пеночкин был зол, сказал, что не допустит того, чтобы возник бунт, и пообещал все выяснить.
Охотник уехал в Рябово. Со своим знакомым мужиком он отправился на охоту и рассказал о поездке в Шипиловку. Мужик нелестно отозвался о бурмистре. Далее он рассказал, что на самом деле Пеночкин — лишь формальный владелец, а всем управляет Софрон. Крестьянам приходится постоянно батрачить на него. А тому старику, который жаловался на Софрона, проходу не даст. Потому что такова его жестокая натура.
Год написания:
1851
Жанр:
рассказ
Главные герои:
рассказчик
, Аркадий Пеночкин
— помещик, Софрон
Знакомство с бурмистром
Аркадий Павлович очень хвалил тамошнего бурмистра. В дорогу он с собой взял множество вещей. Ехали они долго и, наконец, оказались в Шипиловке. Как ни хотел главный герой отправиться на охоту, ему пришлось отказаться от этой идеи. Встречать их вышел сын бурмистра, староста села. Самого же бурмистра, которого звали Софрон, не оказалось дома.
Все в деревне, узнав, что приехал помещик, начали немного волноваться. Люди, увидев коляску гостей, разбегались в разные стороны. На крыльце дома старосты их встретила его жена.
Далее происходит знакомство с главным героем краткого содержания «Бурмистра» — Софроном. Он был невысокого роста, крепкого телосложения, с седой бородой. Увидев барина, он благоговейно поцеловал его руку. За ужином бурмистр рассказывал, как идут дела у них в селе, успевая жаловаться на нехватку земли. Аркадий Павлович рассказал гостю, что с тех пор, как всеми делами заведует Софрон, прекратились недостачи.
Основная мысль произведения
Даже краткий пересказ доносит основную мысль произведения: воспитание в читателе ненависти к крепостному праву.
Писатель с детства ненавидел крепостничество, которое называл ярым врагом. Он говорил, что «Записки охотника» − это выполнение его клятвы бороться против рабства.
Начиная с 1838 г., большую часть жизни писатель проводил в Европе, которая давно распрощалась с феодальными обычаями. По своим взглядам писатель был убежденным западником и считал, что развитие России должно идти по тому же пути, который прошли все развитые европейские страны.
Сейчас крепостного права нет, но у человека может возникнуть чувство несвободы от внешних обстоятельств. Поэтому рассказ близок и понятен людям. Они продолжают читать произведения писателя.
Анализ эпизодов, в которых участвует бурмистр
В рассказе Тургенева «Бурмистр» главный герой, бурмистр Иван Семенович, участвует в нескольких эпизодах, которые являются ключевыми для понимания его характера и роли в сюжете.
Первый такой эпизод — это встреча Ивана Семеновича с героиней рассказа, Анной Федоровной. В этой сцене бурмистр проявляет свою властность и жесткость, требуя от Анны Федоровны выполнения своих обязанностей по уходу за больным мужем. Однако, в то же время, он проявляет и свою заботу о жителях города, предлагая Анне Федоровне помощь в решении ее проблем.
Другой важный эпизод — это сцена, в которой бурмистр выступает на собрании горожан. Здесь он проявляет свою энергичность и решительность, защищая интересы города и его жителей. Он готов бороться за правду и справедливость, несмотря на противодействие со стороны других членов городской администрации.
Третий эпизод, который стоит отметить, — это сцена, в которой бурмистр встречается с главным героем рассказа, Алексеем Ивановичем. Здесь Иван Семенович проявляет свою дипломатичность и умение находить общий язык с людьми, даже если они имеют разные взгляды на жизнь.
В целом, эти эпизоды показывают, что бурмистр Иван Семенович — это не просто властный чиновник, но и человек, который заботится о благополучии своего города и его жителей. Он готов бороться за правду и справедливость, но при этом не теряет своей дипломатичности и умения находить компромиссы.
Сюжет
Автор гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».
Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.
Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.
Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.
Роль сборника «Записки охотника»
«Записки охотника» — известный сборник, посвященный крестьянскому народу, русской природе. Рассказы о крепостных сельских жителях занимают особенную позицию в литературном мастерстве Ивана Сергеевича Тургенева.
Положительные герои едины с природой. В то же время отрицательные персонажи находятся в конфликте с природными силами. В рассказе «Бурмистр» отсутствуют положительные герои, поэтому красивые описания пейзажей не используются. За все произведение можно найти только скупые наброски описаний сельской местности. Символизм скрывается даже в упоминании грязной лужи, рядом с которой стоят просители перед Пеночкиным.
Сборник «Записки охотника» — это цикл произведений, представляющий русские провинции в конце 40-х годов. Каждый рассказ, в том числе «Бурмистр», становится отражением русской действительности. Писательское мастерство, глубокие образы, особенный подход к описанию людей из обычного народа позволили Ивану Сергеевичу Тургеневу стать великим русским писателем, который находит понимание у читателей даже в XXI веке, спустя десятки лет после публикации рассказов.
Очень краткий пересказ рассказа «Бурмистр»
В сезон охоты рассказчик гостит у знакомого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина. Барина почитают в высших кругах за веселый нрав и безупречное прошлое.
Рассказчик держит путь в село Рябово и спешит покинуть поместье. Но Пеночкин навязывается в попутчики и просит гостя посетить его село Шипиловку.
Пол дня уходит на сборы и дорогу. В деревне дорогих гостей встречает староста, сын бурмистра Софрона Яковлича. В его доме помещик устраивается на ночлег. Рассказчик замечает, что крестьяне с настороженностью относятся к Пеночкину. С приездом хозяина деревня погружается в уныние…
Выпивший Софрон Яковлич с горячим восторгом встречает Аркадия Павлыча, лобызает его руки и делится новостями за ужином. На днях в деревне обнаружили мертвеца, тело вынесли на соседний клин, дабы избежать волнений. Пеночкин в восторге от находчивости бурмистра.
Утром Софрон, земский Федосеич и староста сопровождают гостей на прогулке. Хитрый бурмистр упрашивает хозяина купить больше земельных угодий и расширить хозяйство.
Вдруг посреди улицы перед Пеночкином падают на колени двое крестьян. Пожилой Антип Тоболеев и его младший сын просят уберечь от жестокого бурмистра. По их словам, Софрон разорил семью, силой забрал старших детей в рекруты и вынуждает работать до изнеможения.
Аркадий Павлыч узнает, что за Антипом числится долг. Барин считает старика бесчестным лентяем и отказывается помогать. Тоболеевы уходят ни с чем.
В Рябово рассказчик узнает правду о бурмистре от знакомого мужика Анпадиста. Софрон Яковлич бесчестно распоряжается хозяйством Пеночкина и издевается над крестьянами. Антип когда-то повздорил с негодяем, за что теперь и расплачивается.
Рассказчик размышляет, Аркадий Павлыч и его бурмистр только притворяются честными людьми. На самом деле они грубы, жестоки и безразличны к своим крестьянам. Их интересует только выгода и положение в обществе.
С грустными мыслями рассказчик с другом отправляются на охоту.
Композиция
Всего в пятнадцати верстах от имения охотника проживал достаточно молодой помещик Аркадий Павлович Пеночкин. Он служил, но сейчас в отставке и живет в свое удовольствие, дом у него хорош, сам он завидный жених и гостеприимный хозяин. Имение больше привлекает дичью, которая в изобилии водится в его лесах и болотах. А бывать просто так желания не было, поскольку всегда возникало напряжение и беспокойство, которые трудно объяснить сразу.
Однако случай заставил как-то охотника побывать в гостях у соседа и даже переночевать. За завтраком подавали вино, которое слуга забыл подогреть. Заметив его оплошность, помещик приказал его тут же наказать.
После завтрака хозяин пригласил побывать в его Шипиловке, в которой он ввел оброк. И добавил, что там у него бурмистр молодец, у крестьян нет недоимок. Самого Софрона, бурмистра, не было, встретил сын и проводил в избу
Охотник обратил внимание на то, что при виде барина крестьяне прекращали свои занятия и становились молчаливыми. И сразу становилось неуютно и тревожно
Расположились в доме бурмистра, он скоро появился и сообщил новость, которая понравилась барину. Нашли мертвое тело на шипиловской земле, но Софрон приказал перенести его на соседскую. Осмотр деревни показал, что и дома крестьян, и они сами выглядят добротно, но какое-то всеобщее уныние было во всем этом. Попутно Пеночкин дает разрешение прикупить еще земли на свое имя.
Ответ на многие вопросы, заинтересовавшие рассказчика, дала встреча с группой крестьян, она ждала помещика у одного из сараев. Самый старший из них Антип стал жаловаться на бурмистра, который сначала из-за размолвки с ним затаил на них злобу, а затем и вовсе разорил семью. Двое старших сыновей уже вне очереди отданы в рекруты, а теперь добрался Софрон и до младшего. Аркадий Павлович обещал разобраться, однако ничего не сказал бурмистру.
Окончательную картину дорисовали крестьяне соседней деревни, которые рассказали о том, что Шипиловка давно принадлежит Софрону, а он превратил крестьян в своих заложников. Стал богатеем, за спиной у своего помещика торгует всем, что попадет ему в руки.