Краткое содержание по действиям
Действие третье
Является госпожа Журден, все еще не потерявшая надежду втолковать мужу, насколько он смешон в своих жалких попытках изобразить знатного господина. Ничего не помогает, Журден непоколебим.
В явлениях 7, 8 и 9 завязывается новая интрига: госпожа Журден велит Николь передать Клеонту, что ему пора просить руки Люсиль. Однако влюбленные ссорятся. Как обычно, небольшая ссора заставляет чувства разгореться сильнее, и вот уже Клеонт готов идти к отцу красавицы, чтобы объявить себя женихом.
В 12-м явлении происходит разговор отца с потенциальным женихом Люсиль. Увы! Незнатное происхождение и нежелание Клеонта приврать, чтобы скрыть правду, приводят к закономерному итогу: Журден наотрез отказывает ему.
Тут слуге Ковьелю приходит на ум идея: надо разыграть Журдена, временно превратив Клеонта в сына турецкого султана. Столь знатному господину Журден отдаст дочь, даже не спрашивая ее согласия!
Действие четвертое
Идет пир. Господин Журден изо всех сил любезничает с маркизой, будучи уверенным в том, что ему удалось разбудить в ее душе любовный пожар. Ловкий Дорант намеренно вводит в заблуждение обоих, рассказывая Доримене о подарках, сделанных за счет простодушного мещанина, а Журдену – о том, как необходимо вести себя в высшем обществе, дабы понравиться прекрасной даме. В разгар веселья неожиданно появляется госпожа Журден, давно подозревавшая мужа в попытке ей изменить. Она разгоняет пирующих и уходит.
Действие пятое
Между тем у Доранта с Дорименой тоже происходит объяснение: маркиза дает согласие выйти замуж за Доранта, дабы получить возможность распоряжаться и его сердцем, и его состоянием. Она ведь еще не знает, откуда граф брал деньги на великолепные презенты.
Приглашают Люсиль, которая быстро узнает возлюбленного и немедленно дает согласие на брак, прежде ею решительно отвергаемый. Подходит и госпожа Журден, Ковьель тихо растолковывает ей, в чем дело. К удивлению и радости мужа, она также легко соглашается на брак Люсиль, хотя ранее настаивала на ее союзе с Клеонтом.
Люсиль выходит замуж за Клеонта, Доримена – за Доранта, Николь – за Ковьеля. На этом пьеса заканчивается. Господин Журден одурачен, все счастливы, каждый получил то, к чему стремился.
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.
Краткий пересказ сюжета
Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.
Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена — некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.
В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» — пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.
Смысл повести
В пьесе «Мещанин во дворянстве» помимо людей, желающих приравняться к высокопоставленному обществу, высмеивается и сама аристократия, вместе с ее бессмысленными и пустыми законами жизни.
Игра Журдена в дворянство это фактически показательное выступление для высшего сословия, ведь иногда и сами они со своими выдуманными правилами хорошего тона, и безвкусицей в некоторых вещах, смотрятся так же комично, как и главный герой пьесы.
«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.
Сочинение про Журдена
Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.
Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.
Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.
В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
«Мещанин во дворянстве» главные герои
Главные герои пьесы «Мещанин во дворянстве» делятся на положительных и отрицательных, в их характерах четко определяется доминирующая черта
«Мещанин во дворянстве» Мольер главные герои
- Господин Журден,
- Госпожа Журден,
- Люсиль, их дочь,
- Клеонт, влюблённый в Люсиль
- Доримена, маркиза.
- Дорант, граф, влюблённый в Доримену
- Николь, служанка Журдена
- Ковьель, слуга Клеонта
- Учитель музыки
- Ученик учителя музыки.
- Учитель танцев.
- Учитель фехтования
- Учитель философии
- Портной.
- Ученик портного
- Двое слуг.
«Мещанин во дворянстве» характеристика героев
Журден — главный герой «Мещанин во дворянстве», для которого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Страстно желая осуществить эту мечту, Журден ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому его дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования.
Однако при всей страсти «одворяниться» Журден сохраняет свою живую натуру и остается самим собой: давая деньги в долг, он всегда знает им счет; если его рассердить, он ругается и дерется, забывая все великосветские правила; изучая науки, он выбирает самую практическую; веселую народную песенку он предпочитает заунывной песне пастушков; он прославляет науку за то, что существуют гласные и согласные, приходит в восторг от того, что говорит прозой.
Г-жа Журден — жена, по сравнению с мужем умна и начитанна, обдурить не просто, сразу видит подвох. Жена Журдена, истинная представительница дворянства. Это здравомыслящая, практичная женщина с чувством собственного достоинства.
Она всеми силами пытается противостоять мании своего мужа, его неуместным претензиям: « Ты помешался на всех этих причудах, муженек. И началось это у тебя с тех пор, как ты вздумал водиться с важными господами».
Все усилия госпожи Журден направлены на то, чтобы очистить дом от непрошеных гостей, живущих за счет ее мужа и использующих его доверчивость и тщеславие в своих целях: « Вот что, гони-ка ты своих учителей в шею со всей их тарабарщиной ».
Люсиль — упряма, влюбленная в Клеонта, дочь Журдена. Люсиль получила хорошее воспитание, она любит Клеонта за его достоинства.
Обратите внимание
Потому, не зная о задумке возлюбленного и его слуги, искренно возмущается и сопротивляется попытке отца выдать ее замуж за сына турецкого султана: «Нет, батюшка, я уже вам сказала, что нет такой силы, которая принудила бы меня выйти замуж за кого- | нибудь, кроме Клеонта».
Клеонт — влюблён в Люсиль. Клеонт благороден не по происхождению, а по характеру, он честный, правдивый, любящий. Клеонт уверен, что только душевное благородство человека и его разумное поведение в обществе являются истинными.
По его мнению, всякий обман бросает на человека тень.
В образе Клеонта воплотился идеал классицизма: истинно благородным человеком мог быть только тот, кто в своем поведении руководствовался требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром.
Граф Дорант имеет благородное происхождение, изысканные манеры, подкупающую внешность. Но при этом он нищий авантюрист, мошенник, ради денег готовый на любую подлость, даже на сводничество.
Николь — служанка, влюблённая Ковьеля.
Ковьель — слуга, влюблённый в Николь.
Посвящение в «мамамуши»
О чем же далее рассказывает в комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер? Краткое содержание поможет вам вспомнить или узнать о том, что произошло после ухода Доримены и Доранта. В доме появляется новый гость. Это переодетый Ковьель. Он рассказывает о том, что отец Журдена якобы был настоящим дворянином, а не купцом. После этого заявления он может смело вешать лапшу на уши мещанина. Ковьель рассказывает о том, что в столицу приехал сын турецкого султана. Увидев Люсиль, он обезумел от любви и непременно хочет жениться на этой девушке. Однако перед этим он жаждет посвятить в «мамамуши» (турецкого дворянина) своего будущего тестя.
Переодетый Клеонт выступает сыном турецкого султана. Он говорит на тарабарском языке, а Ковьель переводит его на французский. Это сопровождается песнями, танцами, турецкой музыкой. Согласно ритуалу, будущего «мамамуши» избивают палками.
Эпизод из жизни Людовика XIV, ставший основой комедии
Мольер написал «Мещанина во дворянстве» для Людовика XIV, французского короля, который был сильно уязвлен репликой турецкого посла о том, что конь султана украшен намного наряднее и богаче, чем конь короля. Издевательское и глупое посвящение Журдена в «мамамуши», пляски танцоров, ряженных под турок, — все это вызывает смех над тем, что делает тщеславие с человеком, в какого глупца оно его превращает. В особенности оно уродливо там, где надеятся на накопленные богатства. На деле никакие капиталы не вытеснят с первых ролей знатность рода и урожденную аристократичность. Это то, что хотел показать Мольер («Мещанин во дворянстве»). Герои, изображенные им, служат раскрытию этой мысли.
Главные герои
В комедии есть отрицательные и положительные персонажи. Изучив их подробное описание, будет проще написать сочинение или составить таблицу действующих лиц.
В центр сюжета «Мещанина во дворянстве» находятся:
- Господин Журден — мелкий буржуа, мечтающий о титуле. Этот человек глуп и простодушен, он имеет много денег и верит, что с их помощью может стать частью высшего общества. Со слугами и учителями он обращается грубо и невежественно, с дамами вульгарен. Готов выбрасывать крупные суммы, чтобы купить изящную одежду, в надежде, что она придаст ему лоска. Нанимает учителей, которые должны научить его манерам, предполагая, что только они влияют на дворянское величие. Он готов всеми силами добиваться титула.
- Жена Журдена — этот персонаж представляет собой полную противоположность своего мужа. У нее неплохое образование и хорошее воспитание. Женщина отличается незаурядным умом, рациональным взглядом на мир и целеустремленностью. Ее основные черты — практичность и рассудительность. Героиня всеми силами пытается вразумить супруга, чтобы обеспечить дочери безбедное будущее.
- Дорант — истинный представитель аристократии, имеет титул графа. Его общение с главным героем полностью продиктовано меркантильными целями. Этот персонаж хитер и тщеславен, без каких-либо переживаний и угрызений совести, передаривает подарки Журдена от своего имени. Узнав о предстоящем розыгрыше, не предупреждает товарища, в надежде и сам посмеяться над наивным мужчиной. Доранта можно отнести к негативным героям.
- Маркиза Доримена — вдова, представительница дворянского рода. Женщина лжива и лицемерна, готова подталкивать главного героя на любые безрассудства ради собственной выгоды.
- Люсиль — дочь Журбена, представительница нового поколения. Молодая девушка умна, воспитана и находчива. Она обладает несвойственной старшим искренностью и решительностью. Героиня влюблена в Клеонта, поэтому отказывается от брака с другим человеком, даже не подозревая, что это переодетый возлюбленный.
- Клеонт — благородный молодой человек без дворянского происхождения. Он хочет жениться на дочери Журдена, но тот против. Чтобы обмануть будущего тестя, Мюсель переодевается в знатного турка. Ради денег главный герой согласен на этот брак.
Все действующие лица комедии являются представителями двух разных миров. С их помощью автор в комедии «Мещанин во дворянстве» показал не только борьбу между поколениями, но и противостояния ума и глупости.
«Мещанин во дворянстве», анализ главных героев комедии Мольера
Анализ главных героев комедии «Мещанин во дворянстве»
XVII век, в котором творил Мольер, век классицизма, требовавшего триединства во времени, месте и действии литературных произведений, и строго разделявшего — на «высокие» (трагедии) и «низкие» (комедии) — литературные жанры. Герои произведений создавались с целью полностью осветить какое-то — положительное или отрицательное – свойство характера и либо возвести его в добродетель, либо высмеять.
Однако, Мольер, в основном соблюдая требования, предъявляемые классицизмом, шагнул в реализм, высмеяв, в лице Журдена, огромную прослойку населения – разбогатевших буржуа, рвущихся в высшие классы. И чтобы подчеркнуть, насколько смешными бывают эти выскочки, норовящие сесть в чужие сани, сатирик создал совершенно новый жанр: комедию-балет.
«Мещанина во дворянстве» Мольер написал для французского короля Людовика XIV, сильно уязвленного высокомерной репликой турецкого посла, утверждавшего, что конь турецкого султана украшен гораздо богаче и наряднее, чем у короля.
Потешные пляски ряженых под турок танцоров, глупое и издевательское посвящение Журдена в несуществующее сословие мамамуши — все это вызывает искренний смех над тем, в какого глупца превращает человека тщеславие.
Особенно уродливо оно там, где уповают на накопленные богатства. Но никакие капиталы на деле все-таки не вытеснят урожденную аристократичность и знатность рода с первых ролей.
Журден же, разбогатевший на торговле, только сейчас решил учиться всему и, главное, быстро. Буквально в три дня он «выучивает» тонкости этикета, правильную, грамотную речь (комично поражаясь открытию, что он-то, оказывается, говорит прозой!), различные танцы и иные тонкости вежливого обращения.
Особенно смешон Журден в крайне ему неудобных, но якобы положенных дворянину костюмах, над которыми смеются не только жена и служанка, но и все окружающие, включая мнимого друга и покровителя графа.
Но пиком событий становится разыгранное слугой Журдена Ковьелем, переодевшимся в турка, посвящение купца в «мамамуши», якобы в турецкое аристократическое сословие.
На таких радостях, не в состоянии отказать «сыну турецкого султана», новоиспеченный «мамамуши» соглашается не только на брак своей дочери Люсиль и Клеонта, но и слуг.
Важно
Умный и ловкий, энергичный и расчетливый купец словно потерял все эти качества, вознамерившись добыть себе дворянство.
Поневоле его жаль, когда он отбивается от насмешек объяснением, что стремится-то он к титулу не для себя, но для дочери: почти не образованный, много трудившийся, но лишенный возможности постигать науки, он увидел, осознал убожество жизни, которую прожил и решил обеспечить дочери иную, гораздо лучшую.
Старание это не принесло добра ни самому Журдену, ни дочери, едва не разлученной в возлюбленным, ни прохвостам, претендующим на звание учителей музыки, танцев и философии, ни прощелыге-графу – никому. Тщеславие – не помощник в желании подняться на ступеньку выше в табели о рангах.
Помимо анализа главных героев произведения «Мещанин во дворянстве», читайте другие сочинения, относящиеся к Мольеру:
- Мольер, краткий пересказ «Мещанин во дворянстве»
- Что высмеивает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве», сочинение
- «Мизантроп», анализ комедии Мольера
- «Мизантроп», краткое содержание по действиям
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», анализ комедии Мольера
- «Дон Жуан, или Каменный Гость», краткое содержание по действиям
- «Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», анализ комедии Мольера
- «Тартюф, или Обманщик», краткое содержание по действиям
- Краткая биография Жана Батиста Мольера
По произведению: «Мещанин во дворянстве»
По писателю: Мольер
Жена Журдена
Жена Журдена всегда вызывает у читателя положительный отзыв. «Мещанин во дворянстве» — это произведение, в котором в ее лице изображена истинная представительница дворянства. Это практичная, здравомыслящая женщина, имеющая чувство собственного достоинства. Всеми своими силами она старается противостоять мании своего супруга. Все ее действия направлены на то, чтобы выгнать непрошенных гостей, которые живут за счет Журдена и используют в своих целях его тщеславие и доверчивость. В отличие от мужа, к дворянскому званию она почтения не питает и предпочитает выдать свою дочь замуж за простого человека, который не стал бы свысока смотреть на ее мещанскую родню.
Требования эпохи и новаторство, которое осуществил Жан Батист Мольер
«Мещанин во дворянстве» — произведение, которое было написано в 17 веке. Это была эпоха, которая требовала соблюдения триединства действия, места и времени. Им строго следовала классическая литература того времени. Кроме того, жанры делились на «низкие» (комедии) и «высокие» (трагедии). Классическая литература должна была следовать в изображении героев следующему правилу: каждый из них полностью освещал то или иное свойство характера (отрицательное или положительное), которое либо высмеивалось, либо возводилось в добродетель.
Однако Мольер, соблюдая в основных чертах требования, предъявляемые эпохой, шагнул в реализм. Отступая от образцов классики литературы того времени, он в лице Журдена высмеял огромную прослойку населявших города разбогатевших буржуа, которые рвались в высшие классы общества. Для того, чтобы подчеркнуть, насколько нелепыми и смешными бывают эти норовящие сесть в чужие сани выскочки, сатирик создал комедию-балет, совершенно новый жанр. Как и некоторые другие классики литературы (Пушкин, Гоголь и др.), он выступает новатором формы.
Главные герои и их характеристика
Комедия “Мещанин во дворянстве” Мольера является источником веселья, смеха и множества забавных ситуаций. Ее главные герои оживляют сцену и отличаются разнообразными характерами и особенностями, что делает их интересными и запоминающимися персонажами. Давайте познакомимся с каждым из них.
Журден
Мне нравитсяНе нравится
Журден – главный герой комедии “Мещанин во дворянстве” – предстает перед нами как буржуа, который с нескрываемым энтузиазмом стремится стать дворянином. Он обладает непосредственностью и наивностью, безрассудством и щедростью. Неустанно стремясь к своей заветной мечте, Журден с радостью одалживает деньги и доверяет всесилие финансовых возможностей.
Если его рассердить, Журден мгновенно вспыхивает, начинает кричать и создавать скандалы. Веря в то, что деньги могут решить любые проблемы, он обращается к самым дорогим портным, полагая, что их одежда придаст ему дворянский блеск и изысканность.
Журдена насмехаются и дурачат все, начиная от простых слуг и заканчивая близкими родственниками и лжедрузьями. Его грубость, невоспитанность, невежество и вульгарность заметно контрастируют с его претензиями на дворянский лоск и изящество.
Жена Журдена
Мне нравится1Не нравится
Жена Журдена предстает перед нами как самодостаточная и разумная женщина, которая является противоположностью своему мужу. Она выделяется своим воспитанием и здравым смыслом. Практичная и утонченная дама всегда проявляет достоинство и элегантность в своем поведении.
Жена Журдена стремится направить своего супруга на “путь истины”, пытаясь разъяснить ему, что все его окружающие используют его. Она обладает ясным видением и рассудительностью, осознавая фальшь и ложные притязания Журдена.
Госпожа Журден не зациклена на дворянских титулах и не увлечена статусами. Она не стремится к социальному возвышению и высокому положению. Даже свою любимую дочь она желает выдать замуж за человека, который будет равен по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и счастливо.
Дорант
Мне нравитсяНе нравится
Граф Дорант выделяется своей благородностью и принадлежностью к высшему сословию. Он обладает аристократическими манерами и высокомерием. Дружбу с Журденом он поддерживает исключительно из корыстных побуждений.
Предприимчивость Доранта проявляется в его ловкости в присвоении даров, которые Журден подарил Маркизе, представляя их как свои собственные. Даже бриллиант, который был подарен Журденом, Дорант выдает за свой собственный подарок.
Зная о розыгрыше Ковьеля, Дорант не спешит предупредить своего друга о коварных планах насмешников. Напротив, он сам наслаждается наблюдением за глупым Журденом и потешается над ним.
Маркиза Доримена
Мне нравится2Не нравится1
Маркиза Доримена, вдова представляющая знатный дворянский род, является одним из ключевых персонажей в комедии “Мещанин во дворянстве”. Она становится целью Журдена, который ради нее обучается всем наукам и тратит огромные суммы денег на дорогие подарки и организацию светских раутов.
Маркиза Доримена отличается лицемерием и тщеславием. Она способна в глазах хозяина дома сказать, что все его затраты на прием были напрасными, однако в то же время с наслаждением погружается в деликатесы и роскошь. Она не против принимать дорогие подарки, но когда она видит супругу своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.
Возлюбленные (Люсиль и Клеонт)
Мне нравится1Не нравится
Люсиль и Клеонт, представляющие возлюбленных в комедии Мольера, являются представителями нового поколения. Они отличаются прекрасным воспитанием, умными и находчивыми. Люсиль искренне любит Клеонта, и поэтому она сопротивляется, узнав, что ее собираются выдать замуж за другого.
Клеонт – молодой человек, который действительно заслуживает любви. Он умный, благороден в манерах, честен, добр и предан. Он не стыдится своей семьи, не стремится за пресловутыми статусами, открыто выражает свои чувства и желания.
Жена Журдена
Жена Журдена всегда вызывает у читателя положительный отзыв. «Мещанин во дворянстве» — это произведение, в котором в ее лице изображена истинная представительница дворянства. Это практичная, здравомыслящая женщина, имеющая чувство собственного достоинства. Всеми своими силами она старается противостоять мании своего супруга. Все ее действия направлены на то, чтобы выгнать непрошенных гостей, которые живут за счет Журдена и используют в своих целях его тщеславие и доверчивость. В отличие от мужа, к дворянскому званию она почтения не питает и предпочитает выдать свою дочь замуж за простого человека, который не стал бы свысока смотреть на ее мещанскую родню.
Образ Журдена
На его тщеславном стремлении выбиться в дворянское сословие наживаются не только лжеучителя, которые уверяют главного героя в его успехах в обучении, но также и Дорант, хитрый и корыстный граф, который занял у мещанина, ослепленного своим желанием, солидные суммы и не намерен их возвращать. Журден, который считает, что он обязан иметь даму сердца, дарит маркизе Доримене через Доранта бриллиант. Доримена же полагает, что это подарок графа. И именно графу она приписывает балетное представление и изысканный обед.
В особенности смешон в неудобных, но положенных якобы дворянину костюмах этот «мещанин во дворянстве». Главные герои смеются над ним, но не только они: и служанка, и учителя, и все окружающие. Кульминацией становится посвящение в «мамамуши», разыгранное Ковьелем, слугой Журдена, переодевшимся в турка. Новоиспеченный «мамамуши» на радостях не может отказать «сыну турецкого султана». Он соглашается на брак своей дочери, а также на брак слуг.
Купец, расчетливый и энергичный, ловкий и умный, как будто потерял все эти качества тогда, когда решил добыть себе дворянство. Нам становится его поневоле жаль, когда ему приходится отбиваться от насмешек и он объясняет, что к титулу стремится ради своей дочери. Практически не образованный, много в жизни трудившийся, но не имевший возможности постигать науки, мещанин осознал убожество собственной жизни и решил обеспечить для своей дочери лучшее будущее. Это старание, однако, не принесло добра ни ей, ни самому Журдену. Девушка едва не разлучилась со своим возлюбленным. Тщеславие — плохой помощник в желании улучшить свое положение в обществе.
Ублажение маркизы
Входят Дорант и Доримена. Граф приводит в дом Журдена овдовевшую маркизу вовсе не для ублажения доверчивого мещанина. Он давно ухлестывает за ней, и ему на руку безумные траты ополоумевшего Журдена, которые он приписывает себе.
Маркиза с удовольствием садится за роскошный стол и кушает изысканные блюда под комплименты Журдена, этого странноватого мужчины. Появившаяся хозяйка дома нарушает благолепную обстановку своим гневом. Супруг уверяет ее, что это граф дает обед. Однако госпожа Журден своему мужу не верит. Обиженная обвинениями, пущенными хозяйкой дома в свой адрес, Доримена, а вместе с ней и Дорант, решают покинуть дом.
Действие второе: склока учителей и новый костюм
В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия — мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.
Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.
Характеристика образа Журдена
Главный герой пьесы « Мещанин во дворянстве» — Журден, стал своеобразным зеркалом, в котором автор отразил все недостатки и пороки общества. Журден достаточно пожилой купец, к которому однажды пришло непреодолимое желание стать частью аристократического общества.
Главный герой начал полностью перестраивать свою жизнь и старые привычки, чтобы максимально походить на дворянина. Он нанимает учителя и учится танцевать, подобно светским господам, обустраивает свою квартиру по примеру модных салонов, одевается в одежду из дорогих материалов, заказанных за границей, ищет для своей дочери жениха с благородной родословной.
Но это не помогает Журдену влиться в вожделенное общество, так как все его действия на пути достижения своей цели, вызывают всего лишь насмешку окружающих. Ведь что может быть более забавным, чем необразованный торговец, вообразивший себя дворянином.
Близкие люди пользуются им в личных целях: дочь и жена требуют новых дорогих нарядов, дабы соответствовать будущему аристократу. Для того чтобы выдать дочь за любимого человека, супруга Журдена разыгрывает настоящий спектакль для своего мужа.
Малообеспеченного жениха наряжают турецким султаном, за которого, согласно сценарию и должна выйти замуж дочка. Журден, настолько вжился в роль аристократа, что не видит в султане бедного парня Климента, просившего еще месяц назад руки его чада.
Во всем подыгрывая высшему сословию, Журден представляет собой не больше, не меньше, чем неудачную карикатуру на него. Наверное, его образ вызывал бы насмешку не одного поколения читателей, если бы не прозрение, которое случилось у Журдена в конце пьесы.
Он осознал, что всю жизнь стремился к чему-то более возвышенному, чем каждодневная суета, и выбрал ошибочный путь, желая наследовать дворянство. Журден понял, что фактически всю свою жизнь прожил прозаично, в то время как его душа желала лирики.
В этот момент главного героя становится по- настоящему жалко. Однако это чувство сменяется радостью за него наконец- то он прозрел и посмотрел на мир совершенно другим взглядом.
Сочинение 2
Господин Журден
Ключевой персонаж произведения относится к людям низкого происхождения, не имеющего сильного веса в обществе. Но господин Журден мечтает попасть в высший свет и стать его полноправным представителем.
Глупый и сумасбродный, он из кожи вон лезет, чтобы обрести как можно большее сходство с дворянином. Платит большие деньги жуликоватым учителям, стараясь достичь с их помощью дворянского величия и аристократических манер. Обучается танцам, фехтованию и прочим вещам, характерным для людей высшего общества. Также тратит большое количество денег на портных, наивно полагая, что при помощи одежды добьется необходимого изящества. Желает выдать замуж дочь только за дворянина.
Жена Журдена
Женщина является абсолютной противоположностью мужа. Она, так же как и он происходит из мещан и напротив, гордится этим. Ей интересны и наиболее приятны именно представители этого сословия, в отличие от напыщенных дворян.
Госпожа Журдена скептически относится к попыткам супруга показать себя с лучше стороны. Это умная женщина очень рассудительна и практична. Она считает верным выдать дочь замуж за равного во всем ей человека.
Дорант
Представитель аристократии, меркантильный человек. Пользуется наивностью Журдена и готов высмеять его глупость, не рассказывая о готовящемся розыгрыше. Выдает подарки Журдена для Маркизы за свои, не испытывая при этом никакого угрызения совести.
Маркиза
Вдова, являющаяся представительницей дворян. Женщина лицемерна и использует Журдена, толкая на безрассудства.
Мюсиль
Молодая девушка, дочь Журденов. Мюсиль имеет хорошее воспитание, отличается умом и находчивостью. Искренне влюблена в Клеонта, способна вить из него веревки и играть на его чувствах. Отказывается вступить в брак с незнакомцем, не узнав в нем своего переодетого возлюбленного.
Клеонт
Молодой человек не имеет отношения к аристократическому высшему обществу, что вызывает протест господина Журдена выдавать дочь за него замуж. Порядочный и честный герой искренне и без памяти влюблен в Мюсиль. Находчивый Клеонт обманным путем (представившись турком, знатным и богатым) добивается свадьбы с возлюбленной.
Учителя Журдена
Каждый из них старается расхвалить свое искусство и получить от своего непутевого ученика как можно больше денег. Смеются над господином, но выполняют его капризы.
Николь
Девушка, прислуживающая в доме Журденов, помогает Клеонту и испытывает чувства к его слуге.
Ковьель
Слуга Клеонта, идеей которого и было разыграть господина Журдена, выдав своего хозяина за турка, сына султана. Воплощает идею при помощи своих друзей – актеров.
Действие первое: подготовка к званому ужину
В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера – учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.
Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.
Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности — купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.