Литературное направление и жанр
Роман посвящён жене Набокова, который женился в 1925 г. Очевидно, Вера Набокова – тот идеальный образ женщины, который воплощён в образе Машеньки, каким он стал в воспоминаниях Ганина.
Набоков начинал как реалист, как и многие писатели-эмигранты. Он единственный русский писатель, сумевший стать американским и считающий себя таковым, хотя и эмигрировавший в Швейцарию, прожив там 21 год. Зрелый Набоков – модернист, у него учились постмодернисты. Так что Набокова можно считать основоположником постмодернистского романа.
Всё творчество Набокова, по словам его жены, — «удар по тирании, по любой форме тирании».
«Машенька» — первый роман Набокова, в котором формируются особая набоковская проблематика, композиция, система образов, повторяющиеся в последующих романах.
Художественное своеобразие
С самого начала романа Набоков играет в слова и символы. Прежде всего, речь идёт об именах героев. Все они имеют литературные источники. Например, у Подтягина Антона Сергеевича чеховское имя сочетается с пушкинским отчеством, а смешная фамилия намекает на его собственное бедственное положение и его незначительную роль в русской литературе.
Алферов бесконечно ошибается, произнося имя главного героя. Непознанность имени говорит о непознанности человека, ведь Алферов так и не узнал о роли Ганина в жизни собственной жены.
Подтягин, наоборот, хорошо чувствует главного героя, догадывается о его новой влюблённости.
Набоков наделяет Ганина собственной поэтической способностью чувствовать слово, что часто вызывает у читателя смех. Так слово проститутка тринадцатилетний герой воспринимает как принститутка – смесь принцессы и проститутки. Вермишель, по его юношескому хулиганскому объяснению – это Мишины червяки, маленькие макароны, пока они не выросли на дереве.
Эмигрантская жизнь в Берлине подобна жизни в остановившемся тёмном лифте. Другая параллель – русский пансион, в котором были слышны поезда городской железной дороги, «и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то». Ганин даже представлял, что каждый поезд «проходит незримо сквозь толщу самого дома». Кларе кажется, что она живёт в стеклянном доме, колеблющемся и плывущем куда-то. Здесь к образу нестойкого равновесия и движения добавляется прозрачность и хрупкость, ведь Клара так боится открыться.
Калининградский государственный университет
2 вариант
Набоков написал огромное количество разных произведений. Но первым его прозаическим произведением является «Машенька». Наверное, нет такого человека, который бы не встретил однажды свою первую любовь. Если у одних людей она счастливая и ответная, то у других она приносит одни несчастья и беды. Вот такие же эмоции переживает и наш главный герой по имени Лев. Он встретил девушку по имени Маша и сразу же влюбился в нее. Вот только эта все продлилось недолго, и вскоре их судьба развела, и им пришлось идти каждому по своему пути. Но он все равно надеялся на то, что однажды они встретятся, и чувства опять вспыхнут. Но немного позже Лев понимает о том, что ничего вернуть уже нельзя и если жизнь развела их, значит так нужно. А вот Маша наоборот старается поскорее приехать на вокзал, где находится тот самый мужчина, в которого она влюблена уже давно.
А теперь давайте все по порядку. Сначала читатели встречаются с главным героем еще в лифте. Вот только они ничего о нем не знают. Они знают только, что он находится в темном лифте, а вот что он здесь делает непонятно. Герою больше не хочется возвращаться домой, ему хочется отправиться дальше и путешествовать до тех пор, пока не отыщет счастье, которое потерял много лет назад. Можно ли поменять судьбу и решить все, так как хочется вам, на этот вопрос можно ответить лишь тогда, когда жизнь начнется сначала, и еще непонятно будете ли вы в ней счастливы или нет. Здесь лифт сравнивается с экспресс поездом, который далеко уносит Машу. Кроме этого ему очень даже хочется вернуться к себе на родину, но революция устанавливает свои правила и законы, и не всем удастся выжить в таких условиях и подчиняться всем правилам и законам.
Если раньше они могли общаться по телефону, а все потому что встречаться не получалось из-за сильных морозов, а также потому что они живут в разных городах.
Спустя некоторое время они опять встретились, но у Льва постоянно была настороженность, что за ними кто-то следит. Хотя на самом деле они здесь находились одни. И могли бы насладиться по полной друг другом.
Неожиданно он встречается со своей бывшей любимой. Оказывается, она живет рядом со Львом. Ее муж работает математиком. И в скором будущем они должны были перебраться жить в Германию.
Именно Маша помогает ему вспомнить про все те эмоции, которые он испытывал раньше. Вместе с этими эмоциями ушла тоска, которая давно сидит у него в сердце по покинутой родине.
Он давно не может избавиться от своих душевных переживаний, а также и от того, что потерял еще в юности свое счастье и спустя много лет никак его не может отыскать. Кроме этого здесь встречаются яркие и интересные моменты, а также повторы и сравнения. У каждого этого момента имеется свой смысл.
Об авторе
Владимир Набоков родился в 1899 году в состоятельной дворянской семье. С ранних лет говорил на французском и английском языках. После Октябрьской революции семья перебралась в Крым, где к начинающему писателю пришел первый литературный успех.
В 1922 году был убит отец Набокова. В этом же году писатель уехал в Берлин. Некоторое время он зарабатывал на жизнь уроками английского языка. В столице Германии он напечатал несколько своих произведений. А в 1926 году был опубликован роман «Машенька» Набокова. Краткое содержание по главам представлено ниже. Кроме того, писатель является автором таких произведений, как «Защита Лужина», «Подвиг», «Дар», «Отчаяние» и, конечно же, знаменитой «Лолиты». Итак, о чем же роман Набокова «Машенька»?
Произведение состоит из семнадцати глав. Если излагать краткое содержание «Машеньки» Набокова по главам, то придется следовать таком плану:
- Встреча Ганина с Алферовым.
- Обитатели пансиона.
- Машенька.
- Разрыв с Людмилой.
- Куницын.
- Июльский вечер в Воскресенске.
- Хлопоты Подтягина.
- Первая встреча с Машенькой.
- Горноцветов и Колин.
- Письмо от Людмилы.
- Подготовка к празднованию.
- Паспорт.
- Сборы Ганина.
- Прощальный вечер.
- Воспоминания о Севастополе.
- Прощание с пансионом.
- На вокзале.
Если представить краткое содержание «Машеньки» Набокова по этому плану, изложение получится весьма пространным. Нам же нужен сжатый пересказ с описанием основным событий. Ниже представлено краткое содержание «Машеньки» Набокова в максимально сокращенном варианте.
Разрыв с Людмилой
После того как Ганин узнал о том, кем является жена Алфёрова, жизнь его полностью переменилось. Машенька должна была вскоре приехать. Осознание этого подарило герою ощущение счастья (хотя и иллюзорного), чувство свободы. Уже на следующий день он отправился к Людмиле и признался ей в том, что любит другую женщину.
Как любой человек, ощущающий беспредельное счастье, в некотором роде жестоким стал герой Набокова. «Машенька», краткое содержание которой изложено в этой статье, — история о человеке, углубившиемся в воспоминания, оградившем себя от окружающих. Расставаясь с Людмилой, Ганин не испытывал чувства вины и сострадания к бывшей возлюбленной.
Воспоминание в романе (на примере Ганина)
Ганин – герой романа «Машенька» В. Набокова. Этот персонаж не склонен к поступкам, апатичен. Критики литературы 20–х г.г. считают Ганина несостоявшейся попыткой представить сильную личность. Но в образе этого персонажа присутствует и динамика. Нужно вспомнить прошлое героя и его реакция в остановившемся лифте (попытка найти выход). Воспоминания Ганина – это также динамика. Отличие его от других героев состоит в том, что он единственный покидает пансион.
Воспоминание в романе В. Набокова представлено как всеобъемлющая сила, как одушевленное существо. Ганин, увидев фотографию Машеньки, меняет свое мировоззрение на корню. Также воспоминание повсюду сопровождает героя, оно словно живое существо. В романе воспоминание именуется нежным спутником, который разлегся и заговорил.
В своих воспоминаниях герой погружается в юношескую пору, где он встретил свою первую любовь. Письмо Машеньки к Ганину пробуждает в нем воспоминания о светлом чувстве.
Сон в романе равен падению. Герой Набокова выдерживает это испытание. Средством к пробуждению является воспоминание.
К Ганину возвращается полнота жизни через воспоминание.Это происходит с помощью фотографии Машеньки. Именно от соприкосновения с ней начинается воскресение Ганина. В результате исцеления Ганин вспоминает свои чувства, которые он испытывает во время излечения от тифа.
Воспоминание о Машеньке, обращение героя к ее образу, можно сравнить с обращением за помощью к Деве Марии. Н. Познанский отмечает, что воспоминание у Набокова по своей сущности напоминает «молитвообразные заговоры».
Итак, центральную роль в романе занимает воспоминание. С помощью него строится сюжет, от воспоминаний героев зависит их же судьба.
Т.о. воспоминание является своего рода механизмом, посредством которого осуществляется динамика в романе.
[При написании данного раздела использовалась статья Дмитриенко О.А. Фольклорно — мифологические мотивы в романе Набокова >// Русская литература, No.4,2007
]
Первая любовь
Очень много чувств и переживаний самого Набокова отразилось в произведении «Машенька». Краткое содержание романа (особенно воспоминания Ганина о прошлом) тоже это доказывает.
Лев Глебович узнает от Алферова, что в субботу приедет его супруга — Машенька. В фотографии жены математика Ганин узнает девушку, в которую впервые влюбился. Его захватывают воспоминания о прошлом, он даже, по своим ощущениям, молодеет лет на десять. А на следующий день он говорит Людмиле, что влюблен в другую. Ганин чувствует свободу и целиком отдается воспоминаниям.
Ему шестнадцать лет, он находится в летней усадьбе, где восстанавливается после тифа. От скуки юноша создает в мыслях образ идеальной возлюбленной, которую и встречает ровно через месяц. Это была Машенька — девушка с «каштановой косой в черном банте», горящими глазами, смуглым лицом и «подвижным, картавым» голосом. Она была постоянно веселой, очень любила сладкое. Как-то Ганин встретил ее с подружками, и они договорились пойти кататься на лодке, но на следующий день Машенька пришла без подруг. С того времени молодые люди стали встречаться рядом с пустой усадьбой.
Когда накануне отъезда в Санкт-Петербург они свиделись в последний раз, Ганин заметил, что ставни у одного окна приоткрыты и в стекле угадывается лицо. Оказалось, что подглядывал за ними сын сторожа. Ганин так разозлился, что сильно избил его.
На следующее утро главный герой уехал. Машенька же переехала в Петербург лишь в ноябре. Теперь встречаться молодым людям стало труднее — на улице мороз, долго не погуляешь. Единственной отрадой был телефон — по вечерам они могли часами говорить друг с другом. А незадолго до Нового года семья Машеньки переехала в Москву. К своему удивлению, Ганин почувствовал от этого облегчение.
Летом у них появилась возможность встретиться вновь. Единственная проблема — в этом году отец Машеньки снял дачу в пятидесяти верстах от усадьбы Ганиных. Юноша отправился к своей возлюбленной, но добрался уже затемно. Она встретила его словами: «Я твоя, делай со мной все, что хочешь». Но вокруг было слишком много шорохов, Ганину казалось, что кто-то идет, поэтому он быстро ушел.
Последний раз они встретились через год после этого в поезде и с тех пор не виделись. Только обменялись несколькими письмами во время войны.
Первая встреча
Однажды они договорилась встретиться. На эту встречу Машенька должна была прийти с подругами. Однако она явилась одна. С этого дня и начались трогательные отношения между молодыми людьми. Когда же лето подошло к концу, они вернулись в Петербург. Лев и Маша встречались изредка в Северной столице, но гулять по морозу было мучительно. Когда же девушка сказала ему о том, что уезжают с родителями в Москву, он, как ни странно, воспринял эту весть с некоторым облегчением.
Следующим летом они также встречались. Отец Машеньки не захотел снимать дачу в Воскресенске, и Ганину приходилось ездить за несколько километров на велосипеде. Их отношения так и остались платоническими.
Последний раз они встретились в дачном поезде. Тогда он уже был в Ялте, и это было за несколько лет до отъезда в Берлин. А затем они потеряли друг друга. Думал ли Ганин все эти годы о девушке из Воскресенска? Отнюдь. После встречи в поезде, пожалуй, он ни разу и не вспоминал о Машеньке.
Последний вечер в пансионе
Горноцветов и Колин устраивают небольшое празднование в честь получения ангажемента, а также отъезда Подтягина и Ганина. Главный герой в этот вечер подливает вино и без того уже пьяному Алфёрову с надеждой на то, что тот проспит поезд, на котором приедет Машенька. Ганин же встретит и увезет ее с собой.
На следующий день он отправляется на вокзал. Томится несколько часов в ожидании поезда. Но вдруг с беспощадной ясностью осознает, что той Машеньки из Воскресенска больше нет. Их роман кончился навсегда. Воспоминания о нем тоже исчерпаны. Ганин едет на другой вокзал, садится в поезд, направляющийся на юго-запад страны. По дороге уже мечтает о том, как проберется через границу — во Францию, Прованс. К морю…
История создания
Итак, начнем анализ Набокова («Машенька» — в фокусе нашего внимания). Роман был написан в 1926 году в Берлине. Он имеет много биографических мотивов, в первую очередь связанных с тоской по Родине, непереносимой грустью эмигранта по утраченному дому.
В журнале «Нива» сразу после выхода романа была напечатана рецензия на него: «Свою судьбу Набоков вышивает по канве своих произведений… отражена судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта». Жизнь за границей была, как и для многих покинувших родную страну людей, трудна. Единственное, в чем Набоков мог найти утешение, — воспоминания о прошлом, где были радость, любовь, дом. Именно эти светлые мысли легли в основу романа.
Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:
- Алферов Алексей Иванович (математик);
- Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
- «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
- влюбленная пара — танцовщики балета Колин и Горноцветов.
Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант. Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может. Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.
«Машенька» — сюжет
Лев Глебович Ганин живет в Берлине, в русском пансионате. Кроме него, там живут ещё 5 человек: двое танцоров Колин и Горноцветов, Клара, влюбленная в Ганина, разочаровавшийся в себе поэт Подтягин, а также Алферов. Однажды Алферов, до безумия любящий свою жену Машеньку, показывает её фотографию Ганину. Сама Машенька должа приехать из России в субботу. Алферов не видел её четыре года. А Ганин узнает на фотографии свою первую любовь — ту самую Машеньку. С этого дня он постоянно думает о Машеньке, вспоминает их встречи в саду, в тайне от родителей. Ганин даже хочет украсть у Алферова эту фотографию, но в тот момент, когда Ганин ищет её в ящике стола, в комнату заходит Клара. Она думает, что Ганин хотел украсть у Алфёрова деньги. но обещает никому об этом не рассказывать. Тем временем, близится суббота. Ганин решает встретить Машеньку на вокзале и увезти подальше от Алферова, далеко от Берлина. В пятницу вечером, Ганин поит и так уже пьяного Алферова, но Алфёров ещё помнит, что утром должен встретить жену и просит завести будильник на половину восьмого. Ганин укладывает Алферова в постель, а сам ставит будильник на одиннадцать. Утром Ганин уезжает из пансионата, но по дороге на вокзал, поток мыслей захватывает его, и Ганин решает, что не стоит ворошить прошлого, пусть Машенька так и останется несбывшейся мечтой. Он покупает билет на юго-запад Германии и уезжает.
Рецензии
Образ Ганина
Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.
Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.
Образ России в романе
В. Набоков описывает жизнь эмигрантов в немецком пансионе.
Эти люди нищие, как материально, так и духовно. Они живут мыслями о прошлой, доэмигрантской жизни в России, и не могут построить настоящее и будущее.
Образ России противопоставлен образу Франции. Россия ассоциируется у героев с загогулиной, а Франция — с зигзагом. Во Франции «очень все правильно», в России кавардак. Алферов считает, что с Россией все кончено, «смыли ее, как вот знаете, если мокрой губкой мазнуть по черной доске, по нарисованной роже…» Жизнь в России воспринимается как мучительная, Алферов именует ее «метампсихозой». Россию называют проклятой. Алферов заявляет, что России капут, «что «богоносец» оказался, как впрочем можно было ожидать, серой сволочью, что наша родина, стало быть, навсегда погибла».
Ганин живет воспоминаниями о России. Когда он видит быстрые облака, его голове сразу же возникает ее образ. Ганин большую часть времени вспоминает о Родине. Когда наступает конец июля, Ганин предается воспоминаниям о России («Конец июля на севере России уже пахнет слегка осенью…»). В памяти героя в основном всплывает природа России, ее подробное описание: запахи, цвета… Для него разлука с Машенькой – это и разлука с Россией. Образ Машеньки тесно переплетается с образом России. Клара любит Россию, в Берлине чувствует себя одинокой.
Подтягину снится апокалиптический Петербург, а Ганину снится «только прелесть».
Герои романа вспоминают о молодости, об обучение в гимназии, училище, как играли в казаков – разбойников, лапту; вспоминают журналы, стихи, березовые рощи, лесные опушки…
Таким образом, герои неоднозначно относятся к России, у каждого из них свои представления о Родине, свои воспоминания.
Сюжет и композиция
Эпиграф к роману – цитата из «Евгения Онегина» Пушкина . В романе чётко прослеживаются пушкинские мотивы. Самый явный из них – повторные отношения с былой возлюбленной, которая выходит замуж не по любви.
Название романа – это имя главной героини, но героиня – не нынешняя Машенька, не Машенька из молодости героя, а нынешние воспоминания о Машеньке из прошлого. То есть образ этот не соответствует никакой личности в реальности, главная героиня в романе просто не появляется. Это очень чёткая параллель с родиной, встречаться с которой в 1924 г. бессмысленно, а в прошлое вернуться невозможно.
Критики единодушно считали образ Машеньки символом не только прошлой идеальной любви, но и утраченной родины, рая, изгнание из которого пережили и герой, и писатель.
Действие настоящего в романе занимает 7 дней. В воскресенье Ганин знакомится с Алферовым, застряв с ним в лифте русского пансиона в Берлине, в котором живет три месяца. За обедом Ганин узнаёт, что жена Алферова Машенька приезжает в субботу. Но только в ночь с понедельника на вторник Ганин в показанной Алферовым на фотографии жене узнаёт свою первую любовь, которая осталась в России, когда он эмигрировал в 1919.
Со вторника по пятницу, четыре дня, которые Ганин назовёт лучшими в своей жизни, длится роман-воспоминание героя с Машенькой, причём отношения с возлюбленной, длившиеся 4 года, переживаются даже более остро, чем в прошлом в реальности. Ганин мечтает увезти Машеньку от мужа. Но в ночь с пятницы на субботу, уже напоив Алферова и отправившись на вокзал встречать Машеньку, Ганин передумывает уезжать: воспоминания стали далёким прошлым. Дом ушёл из жизни, «и в этом была прекрасная таинственность». Роман с Машенькой кончился навсегда, и эти 4 дня романа были, быть может, счастливейшей порой его жизни. Ганин избавляется от груза прошлого, расстаётся с ним, оставляет образ Машеньки «в доме теней вместе с умирающим поэтом».
Ретроспекция – важнейший композиционный приём романа. Ретроспективная часть начинается в 3 главе. Ганин вспоминает себя 16-летним, выздоравливающим после тифа. Точкой отсчёта для хронологии романа становится год свадьбы Алферова и Машеньки. Они поженились в Полтаве в 1919, через год Алферов бежал и прожил в эмиграции 4 года. Следовательно, действие романа происходит в 1924 г., а Ганину столько же, сколько и Набокову в том же году – 25 лет.
Роман Ганина и Маши начался 9 лет назад, в 1915 г. Молодые люди провели вместе лето на даче, урывками встречались зимой, на второе лето в единственную встречу Ганин понял, что Машеньку разлюбил. Зимой 1917 г. они не виделись, а летом по дороге на дачу Ганин случайно встретил Машеньку в вагоне и понял, что никогда не разлюбит её. Больше он с Машенькой не виделся, но их роман продолжался в письмах. Ганин получил от Машеньки 5 писем в 1919 г., когда он был в Ялте, а она – в Полтаве. В её последнем письме появляется ухаживающий господин с жёлтой бородкой, очевидно, Алферов. Так композиционно замыкается прошлое и будущее.
Заключение
В данном произведении отобразилось много впечатлений и переживаний самого Владимира Набокова. Главный герой – эмигрант, Лев Глебович Ганин. Он был влюблен в девушку, которая осталась далеко в России. Позже, главный герой узнает, что девушка, которую он любил всем сердцем, сейчас жена Алферова, его соседа и антагониста по сюжету романа. Воспоминания о Машеньке захватывают душу главного героя целиком. Мысли о его давней любви заставляют его начать жить и мечтать.
Конфликт романа своеобразен и интересен. Противоречие в произведении строится на противопоставлении. Мечты о России становятся для главного героя более реалистичными, чем сама жизнь в эмиграции. В данном конфликте особое значение имеет образ Машеньки, девушки, которую Лев Ганин любил всем сердцем, находясь в России. Она становится для него символом далекой родины.
С образом Машеньки в романе связываются самые светлые воспоминания, которые делали главного героя счастливее до эмиграции. Девушка сливается с образом утраченной родины, а вместе с ней и счастьем. Машенька не появляется на страницах романа сама, только лишь через воспоминания главного героя, что показывает недостижимость потерянного рая. Образ Машеньки передается только лишь отрывками воспоминаний. К сожалению, большее для эмигрантов недоступно. Встреча с далекой возлюбленной должна была стать для Ганина чудом, возможностью возвратиться в старый мир, где он был счастлив. К сожалению, этого не случилось.
Автор рисует целую историю жизни в своем романе. Накануне возвращения Машеньки к своему мужу, Ганин поит своего соседа Алферова на празднике. Главный герой строит планы о встрече Машеньки на вокзале и хочет уехать вместе с ней далеко, чтобы быть счастливыми вместе. Утром персонаж прощается с пансионом и едет на вокзал. Со временем Ганина начинают посещать мысли о том, что роман с его возлюбленной закончился давно, в далекой России, которую больше не вернуть. Роман Владимира Набокова завершается тем, что главный герой произведения не дожидается приезда женщины на вокзал. Он принимает решение ухать в одиночестве.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ Машеньки становится чем-то эфемерным, расплывчатым и недостижимым. Машенька, как и сама Россия, становится в глазах главного героя прошлым, которое больше не вернуть. То, что сама героиня не появляется на страницах романа, лишь подтверждает данную теорию.
-
Проблемы деревни в 1970 1980 х гг кратко
-
Сотня 7 сезон кратко
-
Воронино ломоносовский район история усадьбы кратко
-
Аппаратные средства защиты информации кратко
- Транспортировка пробирок с кровью в лабораторию алгоритм кратко и понятно