План-характеристика Ивана Флягина
При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:
- Вступление — очарованный странник.
- Внешность персонажа.
- Скитальчество.
- Оберег для жизни.
- «Греховность» Ивана.
- Немеряные богатырские силы.
- Черты у героя.
В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.
Характеристика Ивана Флягина как рассказчика
Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.
Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.
Сочинение про Ивана Флягина
«Очарованный странник» — повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г
Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе
Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.
Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.
Можно добавить в характеристику этого человека тот факт, что он полностью предан высшим силам, за что получил от них свое покровительство. Флягин не уязвим для смерти. Смерть много раз настигала его, но умереть он никак не мог. Он думает, что земля не хочет принять его за ужасные грехи, которые он совершал. Герой считает, что именно по его вине было множество убийств. У Ивана Северьяновича собственная жизненная мораль, но он всегда остается честным по отношению к себе и другим героям повести. Порой, он бывает слишком прост и наивен, до глубины души добродушен и открыт ко всем душой, однако когда приходит зло, с которым ему предстоит расправиться, он бывает даже жестоким.
Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж — человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.
В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.
Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни
Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?
Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью.
Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.
Испытание любовью
На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.
Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее — это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу — убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования — он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.
Композиция
Композиция произведения во многом напоминает структуру сказа, и являет собой его модернизированный и усовершенствованный вариант. Сказ – это фольклорное произведение с определенными жанровыми особенностями, который чаще всего имеет форму устного импровизированного рассказа. Он всегда состоит из пролога и экспозиции, и эта же черта характерна для «Очарованного странника»: путешественники знакомятся на судне, и только затем следует повествование героя о своей жизни. Каждое из воспоминаний Флягина выглядит как отдельная история, рассказанная в особой стилистической манере, свойственной для людей разных сословий того времени.
Повесть состоит из двадцати глав. Они не выстроены в хронологическом порядке, а следуют друг за другом согласно предпочтениям рассказчика, основанных на случайных воспоминаниях и ассоциациях. Таким образом автор показывает, что его герой вел стихийную, неупорядоченную жизнь, ставшую отражением его мятущейся натуры. Все события, происшедшие в его жизни – лишь цепочка случайностей, которые непостижимым образом были связаны друг с другом.
Еще одной особенностью композиции произведения является тот факт, что писатель добавил цикл легенд о русских праведниках. Сделал он это намеренно, чтобы подчеркнуть связь книги с житием. Это особый религиозный жанр, в основе которого лежит описание жизни и религиозных подвигов святого. Форма подачи «Очарованного странника» во многом напоминает этот жанр. Поначалу автор знакомит читателя с детством героя, в котором присутствовали знамения свыше. Затем он описывает трудную, противоречивую жизнь, наполненную особым смыслом. И уже в кульминации произведения описывает внутреннюю борьбу героя с собственными бесами и искушениями. В итоге Господь дает герою силы, и помогает ему выстоять против соблазнов.
Второе убийство и побег
Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.
И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге — он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.
Испытание любовью
На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.
Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее — это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу — убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования — он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.
Тест по творчеству
Вариант 2.
1.
К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»:
А. Апокриф
Б. Хождение
В. Житие
Г. Поучение
2. Назовите отчество Ивана Флягина:
А. Ларионыч
Б. Северьяныч
В. Степаныч
Г. Максимыч
3. С каким былинным богатырем сравнивает:
А. Добрыня Никитич
Б. Илья Муромец
В. Никита Кожемяка
Г. Алеша Попович
4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи:
А. Свобода
Б. Деньги
В. Гармонь
Г. Конь
5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать:
А. Лекарем
Б. Коневодом
В. Нянькой
Г. Пастухом
6. бежал в степь:
А. Скрывался от хана Джангара
Б. В поисках новой жизни
В. Из-за убийства Савакирея
Г. Вслед за возлюбленной
7. Сколько времени герой провел в степи:
А. Десять лет
Б. Три года
В. Месяц
Г. Один год
8. Как удерживали Ивана Флягина в степи:
А. Держали в колодках в яме
Б. Подщетинили пятки
В. Отдали в жены самую красивую девушку
Г. Богатыми подарками
9. убил Грушу:
А. Из-за неразделенной любви
Б. Это произошло случайно
В. Чтобы Груша не вернулась к князю
Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства
10. После убийства:
А. Пошел в рекруты
Б. Попал в острог
В. Ушел в монастырь
Г. Бежал в степь
11. Чем завершились скитания главного героя:
А. Обзавелся своей семьей
Б. Постригся в монахи
В. Вернулся на родину
Г. Собирается на войну
12. Что не относится к биографии Ивана Флягина:
А.
Нянька барскому ребенку
Б.
Актер в балагане
В.
Солдат
Г. Крепостной кузнец
13. Какое имя не принадлежит главному герою:
А.
Голован
Б.
Петр Сердюков
В.
отец Измаил
Г. брат Диомид
Вариант 1
1. повесть
2. странствующий герой
3. сказовый, от первого лица.
4. русский человек со всем справится
5. Ивана Флягина
6. с Ильёй Муромцем
7. Голован
8. гармонь.
9. из – за убийства Савакирея
10. “подщетинили” пятки.
11. 10 лет
12. стремясь спасти её от греха убийства
13. собирается идти на войну
Вариант 2
ОТВЕТЫ: 1Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В,7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12Г, 13Г
Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков, но страдая, приходит к покаянию и вере.
Впервые героя встречаем на пароходе, плывущему на Валаам. Это был черноризец богатырской стати, пятидесяти трех лет, смуглый, с густыми, с проседью волосами, с бородой и усами. Разговорившись с попутчиками, он поведал историю своих скитаний. Был он крепостным, мать умерла, а отец служил у барина кучером.
Все свое детство провел на конюшне, научился хорошо разбираться в лошадях. Подростком его определяют в форейтеры, помогать управлять шестеркой лошадей. Однажды, когда лошади понеслись, чуть не погиб, спасая семью графа, а в награду попросил гармонику, что говорит о его бескорыстии и простодушии. Как-то, хлестнул Иван кнутом по монаху, задремавшему в телеге и загородившему дорогу, а тот опрокинулся под колеса и погиб. Этот монах приснился Ивану и поведал, что он намоленный и обещанный Богу ребенок, а потому должен уйти в монастырь. Всю жизнь его преследовало это пророчество.
Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода. Немало испытаний выпало на его долю. Сбежав с цыганами из графской усадьбы, много лет он будет скитаться. Вынесет десятилетний плен у иноверцев, после побега будет работать конэсером у князя, затем уедет рекрутом на Кавказ, где провоюет более пятнадцати лет, станет офицером и Георгиевским кавалером. Довелось после возвращения поработать справщиком в адресной конторе и актером в балагане. В конце концов, уходит в монастырь.
Не довелось Ивану вести оседлую жизнь, обрести дом и семью. Он «вдохновенный бродяга с младенческой душой». Ему не присуще христианское смирение, потому что не может мириться со злом и несправедливостью, но он глубоко верующий человек. Но чувствует, что его предназначение не просто вера в Бога, для него скучны церковные службы, он мечтает с верой послужить за отечество. У него независимая, честная и открытая натура
Иван считает себя страшным грешником, оттого что причастен к смертям трех человек, страдает и кается; хотя монах погиб по своей неосторожности, татарин принял смерть в честном поединке, а Грушеньку столкнул с обрыва в реку, дав ей клятву, что сделает это, спасая ее от позорной участи. Уйдя в монастырь, он странствует паломником по святым местам, искупая свои грехи, становится праведником
Тема
Тема праведничества – центральная в повести «Очарованный странник». Автор делает акцент а том, что истинный праведник – это не тот, кто прожил благочестивую жизнь, не совершив не единого греха, а тот, кто пережил немало на своем пути, но в итоге переосмыслил свою жизнь, раскаялся в содеянных грехах и решил искупить их ценой полного отречения от мирских соблазнов. Флягин не раз ошибался, совершал неправильные поступки, о которых потом сожалел. Однако, словно герой из притчи о блудном сыне, он вернулся домой после долгих странствий. Пережитые испытания помогли ему понять, кем он является на самом деле, и своим путем прийти к вере. Он смиренно принимал все, что с ним происходит, и не роптал на Бога за те испытания, что тот ему посылал. Несмотря на многочисленные искушения, он не погубил собственную душу, и в итоге смог обрести долгожданную гармонию с самим собой. В конце жизненного пути Флягин пришел к пониманию того, что его истинное предназначение – служить Господу, служить своему народу, то есть полностью позабыть о своих эгоистических желаниях и направить все свои силы на высшее, благородное дело. Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с его женами-татарками и Грушей. Автор демонстрирует, что герой не способен на духовную близость с женщиной, если его не соединяет с ней общая культура и вера. Даже рождение общих детей не заставило Флягина полюбить своих жен, и после расставания с ними он не чувствовал ни сожаления, ни тоски. Более сильные эмоции герой испытал к красавице Груше, но его привлекала лишь ее страстная красота, которой Флягин хотел обладать. Он готов был даже пойти на преступление, и бросить казенные деньги к ногам роковой цыганки, лишь бы заполучить ее благосклонность. На протяжении всей жизни Флягин по-настоящему не любил ни одну женщину, поскольку его душа откликалась лишь на образы Бога, Родины, народа. Тема патриотизма красной нитью проходит через все произведение Лескова. Флягин без раздумий не раз жертвовал собой ради блага народа. Он готов был умереть за свою Отчизну, и подобная смерть не пугала его. Даже сытая, комфортная жизнь на чужбине не смогла заставить его позабыть родные края. Флягин был настоящим патриотом, который без единого намека на пафос верой и правдой служил своему народу. Тема веры – одна из центральных в повести «Очарованный странник». Православная вера оказала огромное влияние на всю жизнь героя, она незримыми нитями опутала весь его жизненный путь
Писатель полагает, что именно православие является той важной составляющей, без которой невозможно представить русский народный характер
История создания
Планы о создании повести о жизни монахов посетили Лескова во время его путешествия по Ладожскому озеру. Во время поездки Лескову пришлось побывать на островах Валаам и Корелу – в то время это было место поселения монахов. Увиденные пейзажи способствовали появлению идеи о написании произведения по поводу жизнедеятельности этих людей. К концу 1872 года (почти через полгода после путешествия), повесть была написана, однако ее публикация не была столь скорой.
Лесков отправил повесть в редакцию журнала «Русский Вестник», редактором которого в то время был М. Катков. К сожалению, редакционной комиссии эта повесть показалась недоработанной и они не стали ее публиковать.
В августе 1873 повесть все же увидели читатели, но уже в газете «Русский мир». Ее название изменилось, и было представлено в развернутой форме: «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». К повести также было добавлено посвящение – Сергею Кушелеву – именно в его доме впервые была предоставлена повесть широкой публике.
Символичность названия
Повесть Лескова первоначально планировалась называться «Черноземный Телемак». Однозначно ответить на вопрос, почему было выбрано такое специфическое название, невозможно. С первым словом – «черноземный» все вполне логично – Лесков планировал подчеркнуть территориальную принадлежность главного героя и ограничил его диапазон действия областью распространения чернозема как типичного вида грунта. С «Теломаком» дела обстоят несколько сложнее – в античной мифологии Телемак – сын Одиссея и Пенелопы. Он приступает к поискам своего отца и помогает ему избавиться от женихов матери. Сложно представить сходство Телемака и Ивана. Однако, все же оно присутствует и заключается в поиске. Телемак ищет своего отца, а Иван – свое место в мире, позволяющее гармонично существовать, «очарование самой жизни».
Однако при этом Флягин не испытывает крайнего неудовлетворения свей судьбой, он воспринимает каждый новый поворот на жизненном пути как волю рока, предопределение в жизни. Поступки главного героя, повлекшие значительные изменения в его жизни, всегда происходят как бы неосознанно, герой не обдумывает их и не планирует, они происходят спонтанно, как бы по воле колдовства, своеобразного «очарования».
По мнению исследователей в повести есть еще один эпизод, позволяющий говорить об «очарованности» главного героя – мать Ивана еще до рождения «обещала Богу своего сына», чем предопределила его судьбу.
Герои
Все главы-рассказы «Очарованного странника» объединены личностью Ивана Северьяныча Флягина (Головина), который рассказывает необычную историю своей жизни.
Вторым по значимости в повести является образ цыганки Груши. Девушка стала предметом неразделенной любви Флягина. Неразделенная любовь Груши к князю не позволила рассмотреть девушке чувства Флягина по отношению к ней и способствовала ее гибели – Груша просит Флягина ее убить.
Все остальные персонажи имеют обобщенные черты характера – они представлены типичными героями в их социальной прослойке.
- Граф и графиня из Орловской губернии – помещики, к владениям которых принадлежал Флягин с самого рождения.
- Барин из Николаева – мужчина, у которого Флягин служил нянькой – присматривал за его маленькой дочкой.
- Мать девочки – родная мать девочки, порученной Флягину, сбежавшая с неким офицером от мужа.
- Офицер – молодой человек, влюбленный в мать девочки. Он предлагает Флягину деньги за то, чтобы он отдал им ребенка. Помогает Флягину финансово после его побега от барина.
- Человек обладающий «магнетизмом» – случайный знакомый Флягина, который загипнотизировал его на предмет алкогольного опьянения и зависимости.
- Князь – помещик у которого Флягин служит конэсером.
- Евгения Семеновна – любовница князя.
- Цыгане – обобщенный образ цыганской общины.
- Татары – обобщенный образ.
- Наташи – две жены Флягина, которые появились у него во время жительства у татар.
Цитатная характеристика Флягина
Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.
Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.
Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.
Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.
В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.
Главы 6−9
Улан вмешался в бой за следующую лошадь. Вместо этого Иван вступил в бой с татарином и забил его плетью до смерти. После этого русские хотели посадить Ивана в темницу, но татары сжалились над ним и увели в степь.
Иван прожил в степи десять лет, был у татар врачом — лечил лошадей и людей. Он тосковал по родине и хотел уехать, но татары поймали его и «отшлифовали»: срезали кожу на ногах, набили в нее рубленый конский волос и зашили. Когда все зажило, Иван уже не мог нормально ходить — щетина была настолько колючей, что ему пришлось научиться ходить «врассыпную», на щиколотках и держаться в степи.
Несколько лет Иван жил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены и дети. Тогда соседний хан попросил подлечить жену и оставил лекаря дома. Там у Ивана появились еще две жены. Иван не испытывал отцовских чувств к своим многочисленным детям, так как они были «некрещены и миром не замазаны». За десять лет он так и не привык к степи и очень тосковал по дому.
Иван часто вспоминал дом, праздничные праздники без отвратительной конины, отца Ильи. Ночью он тихо уходил в степь и долго молился.
Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже перестал молиться — «ну и что.. молиться, когда ничего не выйдет». Однажды в степи появились два священника — они пришли обращать татар в христианство.
Иван просил священников спасти его, но они отказались вмешиваться в дела татар. Через некоторое время Иван нашел одного священника мертвым и похоронил его по-христиански, а другой бесследно исчез.
Через год в орде появились двое в тюрбанах и ярких одеяниях. Они приехали из Хивы, чтобы купить лошадей и настроить татар против русских. Чтобы татары не грабили и не убивали их, они стали пугать людей богом огня Талафом, подарившим им свой огонь.
Однажды вечером незнакомцы устроили огненное световое шоу. Лошади испугались и побежали, а взрослые татары бросились их ловить. В лагере остались женщины, старики и дети. Тут Иван вышел из юрты и понял, что незнакомцы пугают людей обычным фейерверком. Иван нашел большой запас фейерверков, стал их поджигать и так напугал диких татар, что они согласились креститься.
Там же Иван нашел и «едкую землю», которая «ужасно обжигает тело». Он надел его на каблуки и притворился больным. Через несколько дней ступни разъели, а зашитая в них щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Иван «от еще большего испуга запустил и прогремел самый большой фейерверк».
Через три дня Иван отправился на Каспийское море, а оттуда пришел в Астрахань, заработал рубль и сильно выпил. Очнулся он в тюрьме, откуда был отправлен в родное поместье. Отец Илья отказался исповедовать и причастить Ивана, потому что он жил с татарами во грехе. Граф, принявший веру после смерти жены, не желая мириться с человеком, отлученным от общения, дважды высек Ивана, отдал паспорт и отпустил.