Описание героев в драме горького на дне. характеристики главных героев произведения на дне, горький

Профессии героев пьесы на дне. герои пьесы на дне горького характеристики и описания

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.

  1. Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
  2. «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
  3. Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив  смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
  4. Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.

Темы и идеи, связанные с квашней

Пьеса «На дне» Максима Горького пронизана различными символическими образами и метафорами, в том числе и с квашней. Квашня играет важную роль в выражении ключевых тем и идей, которые затрагивает пьеса.

Первая и очевидная ассоциация, связанная с квашней, — это разложение и порча. Квашня в пьесе употребляется в контексте описания жизни на дне, где люди морально и физически разлагаются под воздействием бедности, безысходности и алкоголизма. Она становится символом гниения и деградации общества в театральной драме.

Вторая тема, связанная с квашней, — это пустота и банальность. Как и сама квашня, жизнь героев пьесы лишена смысла и содержания. Они проводят свои дни в пьянстве, ссорах и конфликтах, не задумываясь о своем будущем и планируемых целях. Квашня становится метафорой для их бесцельного существования и отсутствия какого-либо направления в жизни.

Третья идея, связанная с квашней, — это маскировка и скрытность. В пьесе герои постоянно прячутся от проблем, уходят от них в пьянство и виртуальные миры. Квашня становится символом их попытки уйти от реальности и прикрыть свое истинное состояние. Это отражает не только их страх перед жизнью, но и их неспособность смотреть правде в глаза.

Композиция

Экспозиция в драме разворачивается в начале первого акта, в котором предстают такие персонажи, как торговка пельменями Квашня, работящий Клещ, его тяжело больная жена Анна, страдающий алкоголизмом Актер, жадный хозяин ночлежки Костылёв и другие герои. Завязка в драме — появление странствующего старика Луки, с деятельностью которого в пьесе будет связана первая сюжетная линия. Соответственно, первая часть развития действия представлена во втором акте драмы, в котором Лука занимается проповедничеством, утешает умирающую Анну, раздает советы жителям ночлежки, в частности предлагает Актеру лечиться от алкоголизма, а Пеплу уехать с Наташей в Сибирь. Однако надеждам не суждено сбыться. В конце второго акта наступает точка невозврата, выраженная в смерти Анны, которой Лука перед самой её кончиной советует: «Ты – с радостью помирай, без тревоги…». Но принять идею о том, что счастье в смерти Анна не может и в конце выражает слабую надежду на выздоровление: «А… может… может, выздоровлю я?»; «Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Смерть Анны — первая смерть в драме. С этого события начинается разрушение иллюзий, которые Лука внушил жителям ночлежки. И уже во второй части развития действия ложь Луки встречает сопротивление от таких персонажей, как Бубнов, предпочитающий говорить правду, и Костылёв, считающий, что долг человека — не бродяжничать, как Лука, а приносить пользу. Вся вторая сюжетная линия в драме, начиная от точка невозврата, связана с отношением людей к вредоносной деятельности Луки. Так, Костылёв до того как выгнать старика из ночлежки, намекает ему о том, что не надо лезть в чужой монастырь со своими правилами: «Что такое… странник? <…> он – ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит… Как люди живут – не его дело… Он должен преследовать праведную жизнь… должен жить в лесах… в трущобах… невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать… а за всех – молиться… за все мирские грехи… за мои, за твои… за все!» Вторая сюжетная линия завершается в кульминации в конце третьего акта произведения, когда погибает Костылёв из-за того, что в ходе ссоры Пепел его толкнул. После чего Василиса назвала своего любовника убийцей мужа и искалечила свою сестру Наташу, ошпарив ей ноги. Развязка наступает в четвертом акте драмы, в котором Актер совершает самоубийство, разочаровавшись в словах Луки о том, что можно вылечиться от алкоголизма. Таким образом, в развязке завершается первая сюжетная линия произведения, связанная с главным героем. При этом самого Луки нет уже в четвертом акте, но последствия его действий продолжают влиять на умы героев: они обсуждают его слова, реагируют на его мировоззрение.

Список героев с характеристикой

Костылев (Михаил Иванович Костылев) – владелец ночлежки для бедных. Ему 54 года, женат на Василисе Карповне. Жадный, подлый. Наводчик, скупщик краденого у Васьки Пепла. Притворяется верующим. Оскорбляет жену («нищая», «свинья»), ее сестру Наташу бьет и держит за служанку, дармоедку. Убит в драке Васькой Пеплом.

Василиса Карповна – 26-летняя красивая жена Костылева, любовница Васьки Пепла. Участвует в сбыте краденого. Подговаривает Ваську убить мужа-«клопа». Хитрая, гордая, жестокая, корыстная. Брошенная Васькой ради Наташи, избивает сестру. Попадает в тюрьму как заказчица убийства мужа.

Васька Пепел – 28-летний жилец ночлежки, вор, сын вора, судимый. В доле с Костылевым по кражам, любовник Василисы Карповны. Хочет начать новую жизнь с Наташей в Сибири, решительный, неплохой парень, грамотный. Отказавшись убивать Костылева по заказу Василисы, случайно убивает его в драке за Наташу. Попадает в тюрьму и выдает злую Василису за заказчицу. Наташа отказывает ему, думает, что сговор с сестрой был.

Актер (Сверчков-Заволжский) – жилец ночлежки, бывший актер лет 40. От пьянства потерял работу (не может запомнить текст). Пьет за чужой счет (с Сатиным, Васькой Пеплом). Незлой (выводит Анну на воздух), верит Луке, что еще не поздно начать жизнь с нуля, вылечиться от алкоголизма в больнице. Сатин высмеивает его планы. После ухода Луки Актер, потеряв надежду, вешается.

Сатин (Константин) – жилец ночлежки, бывший телеграфист, эрудит, шулер, пьяница лет 40. Образованный, неглупый, судим за то, что случайно «убил подлеца» за честь сестры. Работа для него рабство. Любит необычные словечки. Пьет с Актером. Готов идти в свидетели, чтобы защитить Ваську Пепла, обвиненного в убийстве.

Барон – жилец ночлежки, разоренный и судимый за растрату дворянин, ему 33 года. Образованный, иногда строит из себя барина. Пытается стать шулером, помогает за гроши торговке Квашне, берет деньги у сожительницы Насти, которую высмеивает за романтичность.

Настя – обитательница ночлежки, видимо, проститутка. Ей 24 года. Барон – ее сожитель. Добрая, наивная, верит в любовь, читает дамские романы. Сочиняет, что у нее есть достойный жених. Умеет постоять за себя. Хочет уйти из ночлежки. Разочарована в жизни.

Бубнов – жилец ночлежки, бывший скорняк, теперь пьяница и шьет шапки, ему 45 лет. Хотел убить изменницу-жену, но потом просто ушел, бросив мастерскую (она на жену оформлена). Как и многие жильцы, должник Костылевых.

Клещ (Андрей Дмитриевич Клещ) – слесарь, ему 38 лет, есть чахоточная жена Анна. В ночлежке недавно, верит, что он, рабочий человек, не вор и шулер, выкарабкается. Груб с женой, раньше бил ее. Продает инструмент, чтобы похоронить жену. Ему страшна «правда» жизни, уверен, что придется помирать с голоду, потом свыкается.

Лука – 60-летний странник. Гуманный, мудрый человек, который пытается поддержать всех в ночлежке в хороших делах: чтобы Актер не пил, Наташа – вышла за Ваську Пепла и проч. Вероятно, бывший каторжник без документов. Однажды тайком уходит из ночлежки. Оценка персонажа двоякая: он жалостливый, говорит правильные вещи, но на деле никого не спас. Автор считал, что человек должен бунтовать, а не смиряться.

Квашня – обитательница ночлежки, торговка на базаре, ей лет 40. Вдова после мужа, который ее бил. С независимым характером. В итоге выходит за Медведева, думает, что он будет ей помощник, но он ленится, раз она даже поколотила его. Жалеет больную Анну.

Наташа – сестра Василисы Карповны, 20 лет. Хорошая, порядочная, с душой, безответная. Костылев бьет ее, сестра – тоже (из ревности, из-за того, что Васька Пепел ее бросил ради Наташи). По совету Луки готова выйти за Ваську. После побоев от Костылевых попадает в больницу, Пеплу уже не верит.

Анна – жена Клеща, чахоточная, умирающая. Вся жизнь ее прошла в нужде и побоях. Добрая, смиренная. Жалеет себя за горькую долю, готова отдать еду мажу, так как он «работник». Клещ хоронит ее.

Медведев (Абрам) – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Делает вид, что не в курсе, что Костылев с Васькой Пеплом занимаются сбытом краденого. Женится на Квашне, уходит в запой, когда жена его отлупила.

Алешка – жилец ночлежки, пьяница и гармонист, ему 20 лет. Махнул на себя рукой, ничего не хочет от жизни. Лука жалеет его. Алешка выдал всем, что Квашня побила мужа.

Татарин и Кривой Зоб – обитатели ночлежки, крючники (грузчики). Если первый осуждает шулера Сатина, второй считает, что выживать можно и так.

Постановки и экранизации

Первое представление драмы «На земле» состоялось в 1902 году. До 1905 года она решалась с помощью аббревиатур — сокращений, отрывков в литературном или музыкальном произведении. Но в 1903 году пьеса шла в семи театрах (в провинции и в столице). В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры. Пьеса была представлена за рубежом, в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих важных городах Запада и Востока.

Первая экранизация пьесы Горького «На земле» была поставлена в СССР в 1952 году.

В 1972 году это была киноверсия спектакля в театре «Современник» в Москве.

1987 — Без солнца (Ю. Карасик) и На земле (А. Петросян). 2014 — На земле (В. Котт), свободный перевод.

За рубежом пьеса уже была представлена в Венгрии, Японии (дважды), Франции и Китае.

Сочинение Образ Квашни

Квашня является персонажем в известной пьесе Максима Горького «На дне». Она жилец ночлежки, и продавщица пельменей. Она очень добрая и гостеприимная женщина, что сильно заметно по её снисхождению к заболевшей Анне, на которую даже собственному мужу совершенно наплевать. Квашня частенько кормит больную Анну, одновременно присматривая и ухаживая за нею.

Вскоре на Квашне захочет жениться один человек, чьи племянники Василиса вместе с Наташей. Его фамилия Медведев. Он работает полицейским, ему пятьдесят лет. Однако Квашня не собирается выходить за него замуж и отказывает ему.

Однажды, когда-то давно, у Квашни был муж. Но их жизнь на самом деле сложилась неудачно, как казалось им с первого взгляда. Её любящий муж умер и она больше ни за кого не хотела выходить замуж второй раз в жизни, после смерти мужа. Как говорила сама героиня, что, если баба выйдет замуж, то это, то же самое, как будто зимой в проруби оказаться, потому что как один раз вышла, на всю жизнь после запомнится. Квашня хотя внешне возможно и была груба и черства с некоторыми личностями, всё-таки у неё ещё осталось сопереживание и доброе, нежное и любящее человека сердце. Исходя из характера и натуры, она достаточно сильна, смела и не боится трудностей и неприятностей, встречающихся на её жизненном пути. Напротив, она стремится всей силой воли преодолеть их, во что бы то ни стало.

Также у героини огромный опыт работы и просто жизненных случаев. Она научилась вполне самостоятельно работать и зарабатывать себе денежные средства, живя одинокой и абсолютно ни от чьей подмоги не завися. Её трудный и невыносимый процесс проживания, который был раньше, ушёл далеко в прошлое и уже не вернётся, так как она научилась выживать в суровых условиях жизни и выполнять любую трудную работу.

Однако в месте, называемым «ночлежка» также довольно проблематично выживать, но так как она сильная и способна на многое, ради своей свободы и счастья женщина, она до сих пор держится. В самом конце данного поучительного произведения автор рассказывает нам, что женщина по имени Квашня всё же согласилась на предложение полицейского Медведева о совместной жизни.

Очень краткий пересказ

Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.

Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.

Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.

Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.

Критика

Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.

Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.

Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.

Сочинение про Квашню

Пьеса Максима Горького «На дне» появилась в не простое время, в эпоху строжайшей цензуры. В этом произведении вскрыты все актуальные социальные проблемы. Автору пришлось отстаивать каждую реплику персонажей и не зря. Эта книга полезна была не только для современников, но и для нас, то есть будущему поколению. Она настолько интересна и  сложна, что вызывает много полемик до сих пор.

Действие пьесы начинается с описания места, где в силу плохих обстоятельств собрались главные действующие лица. Злодейка-судьба не пощадила никого из них, не посмотрела на их звание, положение в обществе, беспощадно свела людей, разных национальностей и из разных сословий в одном месте. Несмотря на эти различия их объединяет одно — это ужасное прибежище, грязное, бедное и беспросветное, такое же, как и их будущее…

В их обычных разговорах можно увидеть, что они живут только сегодняшним днем. Прошлое для них не существует, оно стерлось, растворилось: на дне бесконечных бутылок водки; в пьяных драках, кабаках; звенящих копейках, за которые ничего толком не купишь, разве что, оплатишь пребывание в ночлежке ее жестоким хозяевам; в грязных вещах; в людях вокруг; в царящем равнодушии друг к другу; в болезнях, несчастьях и смертях… Герои пьесы, будто барахтаются на дне ледяного океана и беспомощны сделать что-то, выплыть на берег. Ведь никто не поддержит, весь мир против, а они — против этого мира. У них нет веры в Бога, в хорошее, в жизнь, в людей… Они барахтаются так каждый день до тех пор, пока к ним не приходит странник Лука и не озарит привычную обстановку. Однако большинство людей уже настолько отравлены ядом, что путь к спасению для них непреодолим…

И во всей этой пучине все-таки остаются такие люди, как Квашня.»…Свободная женщина, сама себе хозяйка…» — так, она о себе говорит. Пока большинство ее соседей бесцельно прозябает, эта женщина просто продолжает жить. Ее поступки словно говорят, что жить можно и в таких условиях. Она нашла себе работу, торгует пельменями на базаре, следит, чтобы в этом убогом жилище было чисто, заступается за умирающую Анну и заботится о ней. Квашня — второстепенный персонаж, она как будто остается в стороне от ужасных событий, которые происходят и живет своей жизнью.

Эта независимая женщина, конечно, не единственная в пьесе, о судьбе которой рассказывает нам, читателям, М. Горький. Автор показывает то, как справляются с тяжким жизненными испытаниями женщины в те времена, через поступки Анны, Наташи, Насти, Василисы и Квашни. Эта книга не только о возможностях человека в безвыходных ситуациях, но и о дне  душ… Автор дает прямой ответ на вопрос: как познается человек? Выходит все, что скрыто в нем, не только когда есть деньги, власть, но и во время беды. В крайней нужде, в отчаянии, в сложных ситуациях душа показывает свою изнанку. Станешь ли ты таким жестоким и беспощадным, как Василиса? Смиришься и будешь терпеть всю жизнь унижения и побои от мужа, а потом совсем опустишь руки, давая дну затянуть тебя еще крепче?

Так случилось с Анной. Она зачахла и умерла. Будешь предаваться грезам и мечтам, продолжая вести не достойный образ жизни, как Настя? Или же просто отпустишь все, плохое прошлое, сможешь выжить одна, прокормить себя? Что и выбрала Квашня. Она не стала ждать спасителя или чудесного случая, как это делала Наталья, терпя издевательства и побои ее сестры Василисы и мужа. В те времена было настоящим мужеством, жить одной и независимой. У девушек в ту пору был один шанс выйти замуж, и хорошо если мужчина попадался добрым. У Квашни же, единственным радостным днем было из ее семейной жизни, когда муж умер: «… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» И несмотря на это печальное прошлое, она умеет за себя постоять, прикрикнуть, если нужно, а то и в ход пустить кулаки.

В конце концов, Квашня все-таки согласилась жить с Медведевым — дядей Василисы и Натальи, который давно уже ей предлагал выйти замуж за него. Хоть и пьеса «На дне» заканчивается неопределенно, можно догадаться о том, что большинство людей, живущих в ночлежке, не изменятся, однако Квашня подает надежду, что она сможет все-таки вырваться.

История создания романа

История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков
, Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

Важно!
Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика

Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

Символика квашни в пьесе

Квашня в пьесе «На дне» А.П. Чехова имеет глубокую символическую значимость. Она представляет собой как физическое место, так и метафору разрухи, падения и утраты нравственных принципов.

Во-первых, квашня является пространством беспросветной нищеты и запустения. Жильцы, которые проживают в ней, находятся на дне социальной лестницы. Квашня становится метафорой для нищеты, неудачи и отчаяния, которыми живут герои пьесы. Здесь собираются люди, отвергнутые обществом, которые ищут утешение в алкоголе и безнадежной борьбе за выживание.

Во-вторых, квашня символизирует падение и деградацию нравственных ценностей. Люди, находящиеся в квашне, погружены в аморальность и безнравственность. Нравственная деградация отдельных персонажей показывает упадок всего общества и разложение его основных принципов. Квашня становится метафорой для нравственной деградации и разрушения ценностей.

В-третьих, квашня является средой, где теряются последние остатки человеческого достоинства. Жители квашни борются за свое выживание и жестоко соперничают друг с другом. Они становятся жертвами жестокости и обмана, мечтают о богатстве и счастье, но остаются заключенными в бесконечный цикл нищеты и отчаяния. Квашня становится символом потери достоинства и нереализованных мечтаний.

Таким образом, квашня в пьесе «На дне» символизирует разруху, падение и утрату нравственных принципов. Она становится пространством нищеты и отчаяния, метафорой для безнравственности и деградации, а также средой, где теряются последние остатки человеческого достоинства.

Дальнейшая судьба героев

Судьбы герое пьесы «На дне» ярко показывают, что в условиях общественного строя, базирующегося на эксплуатации одних людей другими членами социума, для людей, оказавшихся на «дне» не может быть надежды на нормальную и счастливую жизнь.

Хозяин приюта – Костылев, трагически погибает в драке, которая возникла между ним и Пеплом. Этот факт несказанно радует его жену – Василису, которая все- таки смогла добиться своей цели стать вдовой.

Василий делает предложение Наталье — уехать в Сибирь, где они смогут начать новую жизнь. Узнав об этом, Василиса запирает сестру в доме, при этом еще и жестоко издевается. В порыве злости она обливает девушку кипятком. Наталью чудом удается спасти. Но после убийства Костылева, она думает, что это не несчастный случай – а заговор против нее Василисы и Пепла. Сделав такой вывод, Наталья бросает Василия.

Еще один персонаж произведения – Клещ, смиряется со своей судьбой и начинает распивать спиртное с Сатиным. В заключительном акте становится известна судьба Квашни и Медведева. Женщина принимает его ухаживание. Они начинают жить вместе, а уличная торговка даже предпринимает попытки ограничить мужчину в употреблении алкоголя.

Актера ждала печальная участь. Он так и не смог смириться со своим положением. Единственным выходом, который он нашел, чтобы выбраться из плачевного положения, стало самоубийство.

Грустный финал ждал и больную Анну. Перед смертью девушку утешает только один обитатель ночлежки – Лука. Он пытается убедить ее, что на том свете, она наконец-то найдет покой. Вскоре женщина умирает. Грузчик Татарин ломает руку, тем самым лишая себя заработка. И только Настя, благодаря своей наивности, все еще продолжает верить, что в будущем она все-таки встретит своего «принца».

Суть произведения

Смысл произведения заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь людей,  опустившихся на самое дно. Персонажи пьесы – это люди, жестоко униженные судьбой, полностью разорвавшие связь с обществом, которое отвергло их самым бессердечным образом. Однако в них еще тлеет слабая искра веры в жизнь, в будущее. По воле судьбы оказавшиеся в одной ночлежке, они спорят о справедливости, любви, правде, однако их мысли и переживания остаются лишь пустым звуком для холодного внешнего мира.

Суть пьесы – демонстрация философских взглядов и жизненных ценностей отверженных людей, обреченных влачить жалкое существование без надежды на лучшую жизнь.

«На дне» (главные герои)

Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым. Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно. Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.

Главные герои пьесы «На дне»:

Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.

Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.

Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки

Васька Пепел, 28 лет – любовник Василисы, вор. Ему нравится Наталья, и ради нее он мечтает изменить свою жизнь. Он отказывает Василисе в ее просьбе убить мужа. Но защищая Наталью, он ударил Коростылева, и тот упал.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.

Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.

Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.

Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.

Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.

Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.

Сатин – пьяница и шулер.

Актер – в прошлом актер провинциального театра, спившийся и опустившийся обитатель ночлежки. Узнав, что где-то есть лечебница, в которой лечат от пьянства, мечтает попасть туда и излечиться, но Лука не говорит адрес лечебницы. Актер срывается и снова начинает пить. От безысходности он свел счеты с жизнью – повесился на пустыре.

Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.

Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.

Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.

Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.

Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.

Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни. Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Отношения с Медведевым

Главная героиня пьесы относится к себе с уважением. После неудачного брака она не готова вновь выходить замуж, чтобы потерять свободу, которую очень ценит. Полицейский Абрам Медведев начинает ухаживать за ней, Квашня охотно принимает его знаки внимания. Правда, когда речь заходит о замужестве, женщина категорически отказывает ухажеру.

Женщина побывала замужем, прожив 8 лет в браке с человеком, который нещадно и систематически избивал ее. Теперь Квашня считает себя свободной. Она нелестными словами вспоминает своего умершего супруга, что видно из цитаты «Как издох мой милый муженек», и не доверяет мужчинам.

Проживание в ночлежке было ужасным, но Квашня не отчаивается. Хозяйка заведения имеет родственника, который начинает ухаживать за ней. Это 50-летний полицейский Медведев. Сначала Квашня категорически отказала ему, сказав, что с нее достаточно одного замужества. Она считала, что это окончательное ее решение. Но после того как погиб Костылев, героиня пересматривает свое решение.

Взвесив все за и против, женщина приходит к мнению, что Медведев — наиболее подходящая кандидатура, поэтому дает согласие. Пара начинает жить вместе, но теперь это совсем другая женщина. Квашня остается доброй, но внешне она может казаться бессердечной и даже резкой.

Женщина умеет сострадать, но к новому мужу у нее уже совсем другое отношение. Она считает, что он должен обязательно помогать жене во всем, а если дело касается пьянства, тут уж она может обратиться и к рукоприкладству, поскольку считает, что супруга следует держать в строгости.

Чтобы написать по пьесе «На дне» сочинение о жизни женщины в ночлежке, стоит понять главную мысль произведения, которую вырисовывает Горький.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературные истории
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: