Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки , Он говорил кратко, но всегда по существу.
Каким образом Лука действует на ночлежников
Со временем герои осознают, что Лука в большинстве случаев их обманывал, но это уже становится неважным.
Герои просто прекрасно понимали, что старец говорил то, что поддерживало их, помогало существовать в этой грязной ночлежке.
6 стр., 2598 слов
Дно жизни трагический образ пьесы горького на дне
… большие преграды. «Дно жизни» — трагический образ пьесы Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз … Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека. На дне. Сочинение 2 Произведения Максима Горького всегда были написаны …
Его притча о «праведной земле», так взволновавшая их сознание, всего лишь слова утешения, которые подарили им надежду. Но ведь именно этого, по правде говоря, им и не хватало.
Они были одиноки и никому не нужны, в них просто никто не верил. А Лука подобрал ключики к их таким опустошённым сердцам, дал те советы, в которых они нуждались.
Влияние окружающей среды на характер Луки
В пьесе «На дне» Лука — один из центральных персонажей, чья личность формируется под воздействием тяжелых жизненных условий и отношений с окружающими. Окружающая среда играет ключевую роль в формировании характера Луки, делая его и отрицательным, и положительным героем одновременно.
Одним из факторов, которые влияют на характер Луки, является низкий социальный статус и бедность, в которых он находится. Жизнь на дне буквально и фигурально ставит его на крайнюю грань выживания. Несправедливость и беспомощность перед лицом трудностей превращают его в мрачного и угнетенного человека, который стремится выжить любой ценой. Это проявляется в его жестокости и жестоких методах выживания.
С другой стороны, влияние окружающей среды на Луку также приводит к формированию его силы воли и упорства. Он не сдается перед преградами и не теряет надежду на лучшую жизнь. Осознание того, что жизнь на дне может быть еще более ужасной, подталкивает его к принятию решительных действий и поиску выхода из сложных ситуаций. Его выносливость и готовность бороться со своими проблемами подчеркивают положительные качества его характера.
Вариант 5
Лука – один из главных персонажей пьесы «На дне» Максима Горького. Он – житель ночлежки, мужчина средних лет, со стажем работы в этом заведении. Лука показан как бедняк, но в то же время смекалистый и мудрый человек. Он неприхотлив во внешнем облике, приземлен в своих желаниях и легко адаптируется к окружающей среде.
Жизнь Луки – это ночлежка, его дом, там он проводит большую часть своего времени. Он – это типичный пример обитателя ночного пристанища: бедный, одичавший, постоянно на грани выживания. Вместе с тем Лука является своеобразным лидером и душой этого места. Он служит своим сокамерникам примером силы духа и независимости. Его аура и опыт привлекают окружающих, и они нередко обращаются к нему за советом или помощью.
Лука – человек со своими демонами и муками. Он огорчается, видя несправедливость и жестокость, но при этом критикует себя за свою безучастность. Он скептичен по отношению к людям, имеет циничное отношение, которое помогает ему выжить во всем этом безобразии. Вместе с тем Лука не теряет веру в человечество, и такая его черта привлекает к нему других героев и побуждает их искать поддержку и совет у него.
Лука обладает харизмой и является одним из немногих спасительных островков в этом отчаянном мире. Он обладает способностью видеть в людях искры добра и умеет вдохновлять их на лучшие поступки. Его слова и советы всегда значимы и вызывают отклик у окружающих. Несмотря на свою бедность, Лука умеет отдавать любовь и доброту, и это притягивает к нему других героев.
Характер Луки сложен и противоречив. С одной стороны, он мудрый и опытный, с другой – у него есть некоторая безответственность и безразличие к окружающим проблемам. Лука – это символ жизни на дне, символ выживания в крайне тяжелых условиях. Он показывает, что даже в таком беспросветном положении можно сохранить человечность и достоинство.
Лука – удивительно живучий и сильный персонаж, который продолжает жить и даже ликовать над судьбой, несмотря на все трудности. В его характере сочетается простота и сложность, стойкость и уязвимость. Он – один из тех людей, которые прежде всего борются за свою независимость и готовы идти на многое, чтобы сохранить ее.
Образ Луки в пьесе «На дне» возникает на фоне всего этого мрачного и неприятного мира. С его помощью Горький показывает, что даже в самых отчаянных условиях существует место для добра, надежды и человечности. Лука – это символ света во мраке, который помогает окружающим справиться с их проблемами и найти выход из безвыходной ситуации.
Итак, Лука – это образ мужчины, несущего в себе жизненный опыт и мудрость. Он выступает в пьесе «На дне» как символ выживания и надежды в крайне тяжелых условиях. Вместе с тем Лука – это сложный и противоречивый человек, который борется со своими демонами и надеется на лучшее. Его присутствие в пьесе придает ей глубину и позволяет зрителю увидеть яркий свет среди тьмы.
Мне нравится1.6 k.Не нравится1 k.
Лука как символ силы и выживаемости
В пьесе «На дне» Лука является символом силы и выживаемости в экстремальных условиях жизни в общежитии. Он представляет собой пример упорства и оптимизма, несмотря на все трудности.
Лука, хоть и инвалид, но имеет необычайную физическую силу, что отражает его внутреннюю выдержку и силу воли. Он справляется с самой тяжелой работой и вносит свою непосильную долю в общее благо. Его сила фигурирует в спорах и драках с другими жильцами общежития, где он, несмотря на свои физические ограничения, умудряется защищать свои интересы.
Лука также символизирует выживаемость. Он обладает особой способностью адаптироваться к трудностям и создавать себе условия для выживания. Он находит свое место в общежитии и находит способ справиться с неприятностями, чтобы продержаться «на дне».
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Полное имя — Лука.
Возраст — 60 лет.
Род занятий — странник.
Семья — не указано.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — родом из простого семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — пожилой мужчина с лысиной на голове.
Характер — умный, добрый, сострадательный, милосердный, проницательный, религиозный, красноречивый, убедительный.
Положительные черты — добрый, проницательный, умный, жалостливый.
Отрицательные черты — хитрый, себе на уме.
Произведение — «На дне».
Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»
Персонажи относятся к старцу двояко:
- одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
- другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.
Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным
к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.
После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться
о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.
Автор и образы в пьесе Горького «На дне»
Произведение Горького стало результатом жизненных наблюдений и философских размышлений писателя. Босячество, так ярко и живо показанное в произведение, считалось крупным социальным явлением начала 20 века. Система образов пьесы на дне обязана своему созданию личных наблюдений писателя. Герои этого творения – собирательные образы, характерные особенности которых можно было приписать определенным социальным слоям общества того времени.
Главная проблематика пьесы – поиск истины, ответов на вопросы, касающихся выбора между честностью и ложью. С помощью образа Луки, Горький выражает свою авторскую позицию. Этот герой далек от идей христианского терпения.
Для него существует лишь одно фундаментальное убеждение – человек, счастлив только тогда, когда имеет возможность платить за себя. В этом и заключается, по его мнению, свобода. В этих высказываниях слышится голос автора.
Многие люди, которые хотя бы раз прочитали эту историю, выходили на баррикады, оставляя свою прежнюю жизнь в прошлом. Критиками были сделаны попытки обосновать конфликт произведения психологической слабостью действующих лиц. Автор был не согласен с подобной трактовкой. Горький твердо был убежден, что Лука давно утратил свою веру во все, но не лишился чувства сострадания по отношению к другим людям.
Диаметрально противоположные убеждения присущи еще одному персонажу произведения – Сатину, посредством которого также выражается авторское мнение. Он не принадлежит к числу положительных героев, но это человек отличается острым умом и имеет авторитет среди людей, живущих в ночлежке. Именно Сатин яснее остальных понимает значение социального неравенства.
Среди членов этого «сообщества» он самый интеллигентный ее участник. По его мнению, людям нужна правда. В этих словах скрыт призыв к борьбе за свои права в социуме. Анализируя разговоры Сатина, можно с уверенностью утверждать, что человеку нужно не сожаление, а уважение. Благодаря ему, в сердцах обитателей этого унылого места поселилась надежда на лучшую жизнь.
Ставя в центр повествования проблематику гуманизма, Горький говорит, что люди не должны жить в иллюзорном мире своих фантазий.
Моральные качества Луки в контексте пьесы «На дне»
Лука в пьесе «На дне» Максима Горького представлен как один из самых морально прочных персонажей. Несмотря на свои низкие обстоятельства и жизненные удары, Лука всегда остается человеком с честным сердцем и сильным духом.
Первое моральное качество Луки — это его чистота. Он остается непорочным даже в самых темных моментах жизни на дне общества. Будучи изгнанником и невежественным, Лука не поддается социальным и моральным разложению, который охватывает остальных персонажей пьесы. Он остается неприкосновенным духовно и сохраняет свою нравственность.
Второе моральное качество Луки — это его сострадание и забота о других. Он заботится о Бабе и устраивает ей уютное место для жизни на чердаке, дарит ей еду, и даже когда они лишаются этой квартиры, Лука продолжает оказывать заботу и поддержку. Он также проявляет сострадание к остальным героям пьесы, несмотря на их пороки и грехи. Лука принимает людей такими, какие они есть, и всегда готов оказать помощь и поддержку.
Образ и Характеристика Луки в пьесе М. Горького «На дне»
Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Горького «На дне»
Сочинение на тему: Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
Странствующий по свету старичок Лука является одним из центральных персонажей пьесы М. Горького “На дне”. Его появление в ночлежке оказало сильное влияние на ее обитателей и изменило их жизни. Поначалу ночлежники отнеслись к пожилому человеку с палкой в руке и котомкой за плечами довольно прохладно, но старец настолько мягко и сочувственно отнесся к каждому из них, что бедные люди, которые уже потеряли надежду на лучшее будущее, вдруг обрели ее и снова стали мечтать.
Добрый странник рад дать совет каждому и ему совершенно неважно, какой перед ним человек: хороший или плохой. “Ни одна блоха не плоха” — звучат его слова, как определение жизненной философии старца
И Лука в соответствии с ней помогает людям, как может. Старик смог подобрать нужные слова утешения умирающей Анне, убедил Артиста начать бороться с алкоголизмом, поддержал мечтающую о настоящей любви Настю, Ваське Пеплу внушил надежду начать новую жизнь в Сибири.
Все советы Луки даны из добрых побуждений. Он хочет помочь несчастным, опустившимся людям, вселить в них уверенность в себе, дать им надежду, обозначить цель. Однако его словам не суждено сбыться, поскольку они далеки от действительности. Это всего лишь воздушные замки, построенные в умах поверивших ему людей и потому они не несут никакой пользы, став только поводом для еще большего отчаяния при здравой оценке настоящего положения вещей.
Писатель не просто так дал своему персонажу имя Лука. За ним кроется скрытый смысл. С одной стороны, оно вызывает ассоциацию с библейским мучеником Святым Лукой, который подобно Христу всех жалеет, но с другой — он как бы послан ночлежникам от “лукавого”, то есть от дьявола для того, чтобы дать им ложную надежду. Поэтому Лука является образом неоднозначным, вызывающим споры между литературоведами на протяжении многих лет.
Одни его считают отрицательным персонажем из-за того, что он будоражил людей пустой болтовней, не давая им ничего, кроме разочарования оттого, что они все равно ничего не могли изменить в своей жизни, другие — что он дает людям надежду на лучшее и веру в свои возможности, а это уже немало.
В пьесе Лука, несмотря на вызванную симпатию, стал скорее разрушителем судеб, чем вдохновителем. Его рецепты спасения для многих оказались губительными: Актер после исчезновения Луки покончил жизнь самоубийством, близка к этому оказалась и Настя, Наташа оказалась изуродована своей сестрой, а Васька Пепел совершил убийство ради любимой, с которой хотел начать новую жизнь, и попал в тюрьму, но в то время, о котором идет речь, не все зависело от возможностей человека, поэтому Луку трудно в чем — либо упрекнуть, но тем не менее образ доброго странника заставляет задуматься: нужны ли такие люди, как Лука и какую роль они могут сыграть в судьбе человека при встрече.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по пьесе Горького «На дне»
Характер странника
Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:
Человечность: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей
Ум. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.
Проницательность. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.
Доброта. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.
Религиозность. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.
Характер персонажа
Автор называет героя господином. В слове много сарказма и горечи. Господин – без дома, без семьи, без имущества. В итоге, это еще и человек без будущего. Руки скорняка были вечно желтыми от краски, а стали грязными. Мужчина сидит на нарах и пытается выкроить шляпу из старых брюк. Набор рваных тряпок выглядит нелепо. Понятно, почему жилец не платит за ночлежку. Он разучился шить. Живет у Костылевых «из милости», уже не может сосчитать, сколько должен. Господин ленив, «…страсть как работать не люблю!», поэтому и живет в долг.
Другая черта характера – любовь к пьянству. Впадает в запой и не выходит из него. Интересно то, что на человека становится похож, только когда пьян.
Голая скотская суть человека – стержень внутри каждого. Сколько ни приукрашивай поступки, ни меняй внешность, суть остается. Такую позицию Бубнова не принимает автор. Равнодушие приводит к смерти, потери человеческих черт. Желание жить, мечтать и надеяться – качества, от которых нельзя отказываться, останавливаясь в развитии.
Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”
Персонажи относятся к старцу двояко:
- одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа
) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания; - другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ
) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.
Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным
к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.
После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться
о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.
Анализ произведения
Драму Горький задумал в 1900 году. Желание попробовать свои силы в драматургии появилось у писателя под влиянием пьес А. П. Чехова. Горький работал над драмой с конца 1901 года по начало 1902-го. Устами действующих лиц пьесы Горький затрагивал важные вопросы, выражал свой взгляд на жизнь. События в ночлежке происходят на фоне экономического кризиса конца 19 века, отразившегося на судьбах людей, поэтому драма приобретает социальное звучание. Литературное направление пьесы «На дне» — критический реализм.
Основная идея пьесы
Человек может оказаться на дне жизни по личной вине или по объективным причинам. Ему можно помочь подняться, если только он сам этого захочет настолько сильно, что не позволит себе быть слабым, то есть быть рабом своих грешков и страстишек.
Всегда кто-то даст правильный совет, но последовать ему обычно что-то мешает. В сущности, Лука сделал правильный ход в попытке помочь Актёру, даже если лечебницы на самом деле не было. Он сказал ему, что перед лечением надо потерпеть, т. е. не пить какое-то время. Актёр начал, но по слабости сорвался.
Пеплу тоже следовало, по совету Луки, не медля сбежать с Наташей. Поверь они в своё спасение — непременно бы получилось.
Проблематика
Основные проблемы:
- Утешительная ложь и горькая правда. Утешения Луки считаются ложными. Его называют мякишем для беззубых. Для сильного человека иллюзии не нужны. Здесь Горький излагает свою точку зрения. Что он называет ложью? А что — правдой? Под ложью Сатин подразумевает христианство, которое, по его мнению, нужно рабам для утешения и хозяевам для прикрытия. Обманывал ли Лука Анну, когда обещал ей облегчение после смерти? Сатин, а значит и Горький, называет человека правдой и ставит его выше всего. Верно ли это? Для христианина безусловная правда — Христос, а не падший и погрязший в страстях человек.
- Проблема выбора. Каждый герой верит, что способен изменить свою жизнь к лучшему. Советы Луки для них как подсказки свыше. Но никто не делает решительного шага. Актёр покончил с собой, потому что это проще и легче, чем держать себя в руках и долго лечиться. Настя мечтает о любви, ненавидит Барона, но никуда от него не уходит. Пеплу опротивела воровская жизнь, но он продолжает красть и сбывать краденое Костылеву.
- Люди везде люди. И на самом дне жизни они любят, страдают, рассуждают на темы высокие, мыслят глубоко. Социальное дно было, есть и будет, оказаться там может любой человек.
Композиция
Композиция пьесы — линейная, так как события развиваются в хронологическом порядке. Завязка: появление Луки среди обитателей ночлежки в первом акте. Развитие событий занимают второй и третий акты. На четвёртый акт приходится кульминация и развязка. Кульминация — монолог о правде и лжи. Развязка — самоубийство Актёра как знак безнадёжности для обитателей ночлежки, которые не просто не могут, но и не имеют желания выбраться со дна.
Жанр
Жанр произведения: социально-философская драма.
Действие в пьесе статично, всё происходит в ночлежке от первого до последнего акта. Сюжет развивается за счёт конфликта противоположных точек зрения, пьеса наполнены философскими размышлениями и спорами.
Характеристика героя
Луку невозможно охарактеризовать как личность. Старичок, тихий, добренький, услужливый, хитрый, скрытный — вот и всё. О себе не рассказывает, другими живо интересуется, на злые слова не реагирует, других не осуждает, даже жалеет: «…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»
Коллизия интерпретаций его образа в том, что одни рассказы Луки трактуют как разрушительную ложь, другие — как дар надежды.
Про что соврал Лука? Что в Сибири можно начать ? Но так и было: в далёкой и богатой Сибири беглые находили себе и приют, и возможность жить по-другому — земля здесь была свободная и даровая, кто работал — не бедствовал.
Философию Луки объясняет его рассказ о праведной земле, где всё — по уму и справедливости. Пока верил человек в праведную землю — работал, крепился, «духа он не терял». А как рассказал ему учёный, что нет такой земли, так и погиб человек…
( Иван Москвин в роли Луки, с двадцати восьми лет играл роль в спектаклях МХТ по пьесе М.Горького «На дне» )
Лука, много видавший и переживший, верит, что можно спасти добром, добрым и обнадёживающим словом. Но не пустым, а имеющим реальную основу. Только и человек должен захотеть, найти силы спастись.
Лука исчезает, выполнив свою «миссию». Он указал путь — подарил «удочку» голодному. Но его ли вина в том, что «голодный» совершенно разучился что-то делать. И, в общем-то, не хочет.
Ночлежка Горького — это «пещера философов», а не работников. Их не спасёт уже ни жестокая правда, ни мечта. Каждый обитатель «пещеры» получает своеобразное удовольствие от того, как живёт — без дела, без денег, но не голодный и без забот.
2 стр., 762 слов
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»
… Люди, защищающие «горькую правду» или революционные идеи, всегда хотя бы немного ломают себя, или же они уже изначально сломаны. А быть добрым, мягким, человеколюбивым — вполне естественно, поэтому Лука привлекает к себе. Люди … за мечту о хорошей честной жизни в Сибири. Значит, есть в Луке что-то, что заставляет людей верить ему. Лука — удивительный человек. Он улавливает те неоформившиеся в слова …
Характеристика 3
Драма М. Горького «На дне» была принята зрителями как «пьеса-буревестник», так как в ней отражен дореволюционный период России. Автор хотел показать мир нищеты и страдания людей «дна». Он изображает ночлежку, где живут люди разных судеб и характеров: рабочий Клещ и его больная жена Анна, вор Васька Пепел, Настя, Барон, Сатин и другие. Все они смирились со своим трагическим положением на дне жизни. Однако всё меняется с приходом странника Луки. В каждом из ночлежников он видит светлые стороны личности, находит для них слова утешения. Приход Луки можно сравнить с наступлением революции, ведь в жизни ночлежников тоже происходят изменения.
Лука – главный герой пьесы, ведь именно с его образом связан вопрос, волнующий всех читателей: «Что лучше – истина или сострадание?» Он является странником шестидесяти лет, который проповедует те истины, в которые верит сам. Автор пишет, что «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
Герой мало говорит о своём прошлом, возможно, он вернулся после каторги. Его имя имеет два значения: первое означает евангельский апостол, второе – «лукавый». Неспроста автор дал этому персонажу такое имя. Некоторые ассоциируют его с библейскими образами и находят в нем образ Иисуса Христа. Лука представляется перед читателями в роли праведника, он несет людям мудрость и правду. Но в то же время значение «лукавый» даёт понять, что герой не хочет противостоять действительности. Лука не всегда говорит правду, так как считает, что правда может погубить человека и отнять веру в себя, поэтому он утешает всех в ночлежке. Отношение М. Горького к главному герою неоднозначно: иногда он осуждает старика, считает его отрицательным персонажем, так как Лука вселяет людям надежду и в самый ответственный момент просто исчезает, но порой герой выступает в роли добродушного праведника, который стремится только помочь обитателям ночлежки. Читателям следует самим решить кем является Лука, и стоит ли разделять мнение о том, что утешительная ложь лучше, чем горькая правда.
С одной стороны, люди нуждаются в сострадании, которую несет Лука. С другой стороны, столкнувшись с действительностью, надежды могут оказаться пустыми, тогда люди могут начать страдать еще сильнее, и не каждый сможет с этим справиться. Примером может стать поступок актера, ведь в конце пьесы он совершил самоубийство. По этой причине не стоит ни судить, ни хвалить Луку.
Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.
Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.
Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.
Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.
Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.
Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.
Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.
Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.
Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.
Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.
Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.
Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.
Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.
Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.
Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”
Персонажи относятся к старцу двояко:
- одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа
) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания; - другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ
) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.
Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным
к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.
После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться
о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.
СПАДИЛО.РУ
Введение
Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.
Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.
Образ Луки
Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».
Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.
Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.
Праповедник
Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.
Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.
Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги
Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку
Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.
Отношение автора
Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.
Сочинение 2
Лука является главным героем произведения На дне. Написанное автором Максимом Горьковым. Читатели которые знакомятся с данным персонажем, могут сами заметить насколько он является противоречивым персонажем. На протяжении всего произведения Лука по большинству своему предпочитает солгать нежели сказать истинную правду. Но в тот же самый момент он таким образом пытается помочь другому человеку, оказать своего рода помощь в психологическом плане. Он является человеком который, рассказывает и ведёт речи достаточно неправдоподобные, но несмотря на сказанное все герои произведения с большим интересом и удовольствием слушаю то что он рассказывает.
Максим Горький не раскрывает его биографию, он лишь упоминает о том, что этот персонаж уже на протяжении многих лет путешествует по свету. Вместо того чтобы создать свой дом, он путешествует по свету и останавливается жить во временных помещениях, как их еще называют ночлежки. Его возраст автор раскрывает сразу, называя его пожилым человеком. Во времена его жизни, ночлежки были очень популярны среди людей, у которых не было места, где бы они могли остаться или жить. Так именно и поступал главный персонаж произведения, ему ничего не оставалось кроме как целыми днями путешествовать, а свою ночь проводить под одной крышей с людьми у которых не было дома, в ночлежке.
Лука это старик у которого не было ничего из имущества, однако несмотря на все трудности и преграды жизни, он не потерял жизненного оптимизма и доброты по отношению к людям. Он является сострадательным персонажем с мягким характером. Этому человеку ничего не остается кроме как быть очень религиозным, ведь вся жизни человека оставшихся без дома и имущества, к тому же не имеющего семьи, основывается на вере в Христа. Таким образом у человека появляется надежда на будущее, пусть даже и порой мечтам не суждено сбыться. Во время разговора с другими людьми, он проявляет себя как спокойный человек, который умеет вдумчиво и правильно объяснить свои мысли. Свою жизнь он ведёт последовательно и степенно. Жизнь потрепавшая старика к достаточно зрелому возрасту, даровала ему знания психологии. Таким образом, он мог общаться с другими людьми, исходя из знаний психолога, а также знаний оратора.
Его знания и достоинства можно хорошо увидеть, и оценить в сценах когда он общается с людьми, которые живут в домах которые предназначены для бездомных людей. Однако несмотря на свои знания, ему часто приходится говорить не правду, так как он понимает что многие люди не способны вынести всей той правды, которая существует в жизни.
Итог
Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.
Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.
Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:
- драматург раскрыл всю подноготную поведения и характера персонажей;
- нам всегда понятно, по каким причинам герой поступает так, а не иначе;
- вся пьеса – веское доказательство того, что любовь, понимание и надежда необходимы человеку, кем бы он ни был.
Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты