Награда Маргариты
Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться. Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, – обретение любви и успокоение. Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.
И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, – это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.
Маргарита: общие черты
Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером — 30 лет. Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия — как глоток свежего воздуха для Мастера. Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.
Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.
Характеристика Маргариты
О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.
Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.
Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.
Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.
Персонажи романа Мастера
Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.
Понтий Пилат
Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный.
Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть.
Слова Га-Ноцри о том, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах «двенадцать тысяч лун». Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.
Иешуа Га-Ноцри
Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен. Перед казнью он прощает своих палачей.
В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.
Левий Матвей
Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.
Иуда из Кириафа
Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата.
Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.
Любовь к Мастеру
Маргарита на страницах романа «Мастер и Маргарита» представлена как женщина любящая. После 10 лет несчастливого брака она наконец встретила того, кого смогла полюбить всем сердцем. Любовь была спонтанная и внезапная, однако полностью заполнила сердце героини. Ради своего счастья с Мастером Маргарита была согласна на все: «согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики».
Как-то раз в порыве безысходности она заявляет: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!». Именно с дьяволом она заключает сделку, в результате которой получает возможность вновь видеться со своим возлюбленным.
В финале произведения Маргарита идет на физическую смерть ради того, чтобы быть рядом с Мастером. Герои даже после смерти навсегда остаются вместе в мире вечного покоя.
Второстепенные герои
Не менее значимые герои романа «Мастер и Маргарита» представлены свитой Воланда, советскими москвичами и жителями Иудеи.
Фагот — правая рука Воланда, которому доверяют ответственные поручения. Он с охотой занимается обманом москвичей. Его образ складывается из глупой физиономии, скверного голоса и неприятного поведения. Кот-бегемот является шутом в свите Дьявола. Он ответственно относится к приказам главы свиты и отличается непредсказуемым поведением. Азазелло — грубый, но в то же время льстивый помощник Воланда. Он с неприязнью высказывается о женщинах и безотказно идет на убийства.
Московский литератор Михаил Берлиоз на протяжении повествования придерживается мысли о том, что все события происходят по воле людей. Его теория опровергается после разговора с Воландом, когда он неожиданно попадает под трамвай. Коллегой Берлиоза является поэт Иван Бездомный. После встречи с Дьяволом он сходит с ума и оказывается в лечебнице, где знакомиться с Мастером, меняющим его судьбу.
Босой Никанор Иванович — глава жилтоварищества, склонный к взяточничеству. Чиновник не имеет особых примет, поэтому запоминается только неприятным поведением. Администратором в «Варьете» является Иван Варенуха. В процессе повествования он превращается в вампира. Директором театра выступает алкоголик Степан Лиходеев. Человек склонен к многочисленным порокам и халатно относится к своей работе.
Главные герои романа, который пишет Мастер
Наличие романа в романе – одна из ключевых особенностей “Мастера и Маргариты”. Согласно сюжету, Мастер сам пишет собственную книгу, основанную на библейском сюжете. И пусть в сюжетной линии с Воландом её персонажи не присутствуют лично, их присутствие в ней всё равно чувствуется.
Понтий Пилат
Понтий Пилат
Этот герой “Мастера и Маргариты” основан на реально существовавшем человека, римском префекте Иудеи. Но, в отличие от реального Понтия Пилата, который не помнил ни Иисуса, ни его казни, его литературный образ терзается содеянным. В память Понтию Пилату глубоко врезаются слова Иешуа Га-Ноцри о том, что главный человеческий порок – это трусость. Эти его слова отражают мнение самого Михаила Булгакова, который неоднократно говорил то же самое.
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа Га-Ноцри
Персонаж основан на образе Иисуса Христа, но имеет с ним лишь поверхностное сходство. Его можно назвать одним из главных героев “Мастера и Маргариты”, хотя сам он собственной персоной появляется лишь в одной главе романа, так как его влияние и незримое присутствие чувствуется во всём произведении. Иешуа – противоположность Воланда, он олицетворяет собой Свет. Судя по всему, Иешуа – мессия, который сам не осознаёт своей роли и своего значения. Он умеет исцелять людей, читать мысли других людей и предвидеть будущее. Иешуа Га-Ноцри искренне верит в то, что на свете нет дурных людей, только добрые. Он находит оправдания даже действительно плохим людям, например, Марку Крысобою, утверждая, что он озлобился после того, как его изуродовали “добрые люди”.
Левий Матфей
Левий Матвей
Сборщик податей, который, убеждённый речами Иешуа Га-Ноцри становится его учеником и последователем. Согласно одной из версий, этот второстепенный герой “Мастера и Маргариты” связан с Иваном Бездомным, который в каком-то смысле является единственным учеником Мастера, с которым он познакомился в психиатрической лечебнице. После смерти Иешуа Левий Матфей пребывает в состоянии яростного бессилия и корит себя за то, что отпустил учителя в город одного. Позднее именно он фактически объединяет две сюжетные линии романа, когда приходит к Воланду и просит его заступничества за Мастера и Маргариту. При этом Левий Матфей не скрывает своей неприязни по отношению к князю Тьмы, называя его духом зла.
Иуда Искариот
Иуда Искариот
Предатель, который пригласил к себе Иешуа и спровоцировал его на опасные речи, которые и послужили причиной для его ареста с последующей казнью. Иуда предал Иешуа за плату в тридцать серебряных монет. Приятная внешность “без единой злодейской черты” сочетается в нём с гнилой душой. По приказу Понтия Пилата Иуда, к тому моменту уже получивший плату за своё предательство, был убит Афранием, главой тайной службы. Прототипом этого героя “Мастера и Маргариты” послужил Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который, согласно библии, предал его за тридцать сребреников. Его роль в романе громко говорит о том, что преступление страшнее трусости это всё-таки есть – это предательство.
-
Организационно административные методы в школе
-
Открытое занятие в детском саду по теме зима
-
Руководство по качеству кратко
-
Культура тамбовской области кратко
- Закон партиципации леви брюль кратко
Интересные факты
- В театральных постановках Маргариту играли Нина Шацкая, Анастасия Макеева, Мария Берсенева, Любовь Толкалина, Екатерина Климова, Изабель Аджани и другие актрисы.
- Роман Булгакова вдохновил Андрея Кураева на написание книги: «Мастер и Маргарита: За Христа или против?».
Изабель Аджани в образе Маргариты
- Говорят, что мистицизм в книге «Мастер и Маргарита» присутствует неспроста. Дело в том, что Михаил Афанасьевич увлекался оккультизмом. Впрочем, среди писателей занятия подобного рода не кажутся удивительными. Например, тягой к спиритизму грешил Артур Конан Дойл, а Джек Лондон воспитывался матерью, которая общалась с духами.
- Михаил Афанасьевич страстно желал напечатать свой роман, «чтобы знали». Это было одним из предсмертных желаний автора.
Главные герои «Мастера и Маргариты»
Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.
Воланд
Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.
Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.
Мастер
Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.
«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».
Маргарита
Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.
Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.
Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.
Бездомный Иван
Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных.
После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.
В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.
Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.
Маргарита: общие черты
Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером – 30 лет. Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия — как глоток свежего воздуха для Мастера. Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.
Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.
Чувства к Мастеру
Характер Маргариты раскрывается совершенно по-иному после встречи с возлюбленным. В ней появляются новые черты. Такие, например, как:
- заботливость;
- хозяйственность;
- ответственность;
- бескорыстность;
- самопожертвование.
В эти минуты женщина предстает перед читателем любящей и вдохновленной. Светлые чувства буквально окрыляют ее. Героиню совершенно не заботит, что Мастер живёт в небольшом подвальчике, из окна которого можно увидеть только ноги идущих мимо людей. Она совершенно бескорыстна. В скромной комнатушке проходят лучшие минуты ее жизни: «…ей нужен был он, Мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги…».
Она убирает, готовит, шьет для мужчины черную шапочку с буквой «М». И, конечно, вдохновляет возлюбленного на то, чтобы он дописал свое великое произведения — роман о Понтии Пилате. Стоит отметить, что Маргарита в этом случае не являлась музой. Если говорить кратко, она просто не даёт Мастеру права сомневаться в нужности его работы
Даже в большей степени, чем он, девушка понимает уникальность и важность его произведения, поэтому настаивает, чтоб работа над романом продолжалась
Маргарита — очень чуткая и проницательная женщина. Когда в жизни Мастера появляется Алоизий Могарыч, она сразу понимает, что этот человек имеет корыстные побуждения, поэтому просит любимого быть осторожным. После того как Мастер исчезает из ее жизни, героиня не находит себе места от горя. Азазелло, встретивший женщину в этот период, отмечает, что она очень постарела за последние полгода.
Система образов Романа «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.
Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.
Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.
Двойники в романе
Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.
Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.
Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.
Образ Понтия Пилата
Иешуа погибает, потому что его проповедь не может найти отражения в жизни, человечество к ней не готово. Однако столкновение с бродячим философом произвело переворот в душе Понтия Пилата. Жестокость этого человека общеизвестна, жизнь ему противна, но постоянно мучающая его мигрень является показателем того, что в глубине души он понимает несовершенство своей жизни. Встреча с Иешуа приводит его к пониманию верности проповеди философа, но жизненные условия оказываются сильнее. Может быть, автор назвал роман «романом о Понтии Пилате» потому, что пример этого человека — это пример компромисса с совестью, который становится самым страшным наказанием. Вообще М. А. Булгаков постоянно подчеркивает, что кому много дано, с того много и спросится. Иуда совершает свое предательство неосознанно, поэтому и наказание его менее мучительно, чем наказание Понтия Пилата.
Ведьма
Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло. Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции. Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.
Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.
Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.
Маргарита-ведьма — очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.
Мастер и Маргарита герои романа М.А. Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель.Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.
Мастер и Маргарита герои романа
Мастер литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.
Подробнее
Маргарита красивая женщина, которая живет с нелюбимым мужем. Маргарита страдает от своей хорошей, обеспеченной, но пустой жизни. Случайно на улицах столицы она встречает Мастера, и влюбляется в него. Именно она первой сказала Мастеру о том, что он написал гениальное произведение, которое ждет успех. После того, как Мастер пропал, Маргарита принимает приглашение сатаны стать королевой бала, чтобы иметь возможность его вернуть.
Подробнее
Воланд дьявол, который оказывается в Москве и представляется профессором черной магии и историком.
Фагот (Коровьев) член свиты Воланда. Рыцарь, который должен постоянно быть в свите сатаны в наказание за то, что однажды отпустил неудачную шутку по поводу света и тьмы. Исследователи свидетельствуют, что на создание этого персонажа Булгакова вдохновила повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где одним из героев является некто Коровкин, очень похожий по характеристикам на Коровьева.
Азазелло тоже участвует в свите. Это демон, с уродливой внешностью. Его прототипом является падший ангел Азазель.
Кот Бегемот дух, который следует за Воландом в составе его свиты. Обычно принимает облик окта, или полного человека, который внешне очень на него похож. Этот персонаж создавался на основе описания демона Бегемота, который был известен распутничеством, обжорством и способностью принимать вид больших зверей.
Гелла ведьма-вампир, которая ходила нагой. Она была очень красива, но имела уродливый шрам на шее.
Берлиоз, Михаил Александрович член МАССОЛИТа, писатель. Довольно образованный и скептически настроенный человек. Жил в нехорошей квартире на улице Садовой. При встрече с Воландом не поверил в предсказание собственной смерти, которая, тем не менее, случилась.
Бездомный, Иван Николаевич поэт, который занят сочинением антирелигиозной поэмы
Именно ее обсуждение с Берлиозом в парке и привлекло внимание сатаны. Он стал свидетелем смерти Берлиоза и пытался преследовать Воланда, но попал в сумасшедший дом.
Лиходеев Степан Богданович директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление»
Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин.
Босой Никанор Иванович человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом.
Алоизий Могарыч знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете.
Аннушка спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.
Фрида грешница, которую пригласили на бал к сатане. Она убила нежеланного ребенка, задушив платком, и закопала. С тех пор каждое утро ей приносят этот платок.
Понтий Пилат Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жесток и властен, но он стал симпатизировать к странствующему философу, приведенному на допрос. Он предпринимал попытки остановить казнь, но не довел дело до конца, о чем жалел всю оставшуюся жизнь.
Иешуа Га-Ноцри персонаж, который проводит время в странствованиях и философствовании. Не похож на евангельский образ Иисуса Христа. Отрицает сопротивление злу насилием и не знает, какую цель он преследует в жизни.
На балу у Сатаны
Маргарита без страха и каких бы то ни было опасений принимает приглашение Азазелло, который вручает ей крем и велит ровно в полночь намазать им лицо и все тело. Странное поручение нисколько не удивляет ее. Может быть, ей и не по себе, но она ничем не показывает своего смятения и растерянности, ведет себя так, как будто ждала чего-то подобного.
Маргарита Николаевна хочет казаться независимой, на балу действует несколько отстраненно и с чувством собственного достоинства. Женщина горда, и именно это нравится Воланду. Она демонстрирует готовность играть свою роль даже тогда, когда у нее почти нет для этого сил.
Характер
М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.
Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.
Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.
Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.
Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.
Биография и сюжет
Детальная биография Маргариты Николаевны, обличавшей трусость литературных критиков, окутана тайной. Известно лишь то, что она красивая и мужественная женщина.
Главная героиня была бездетной домохозяйкой и жила в центре Москвы в особняке богатого мужа-инженера, которого не любила, но относилась к нему с уважением. Тридцатилетняя барышня не знала хлопот и забот, ведь в доме работала прислуга Наташа. Хоть Маргарита Николаевна и не нуждалась в деньгах, она все равно была несчастна, так как в ее душе таилось одиночество.
Мастер и Маргарита
Но в один момент жизнь Маргариты изменилась: идя по Тверскому переулку (в том самом черном пальто и с желтыми цветами в руках), она встретила незнакомца, с которым обменялась парой фраз. Прохожим оказался мастер, который позже рассказывал об этих событиях своему собеседнику Ивану Бездомному:
Маргариту не интересовал социальный статус возлюбленного. Женщина была готова променять свой особняк на подвальное помещение, где ютился литератор, описывающий события, происходившие в Ершалаиме.
Если Маргарите роман приносил радость, то мастеру – одни лишь горести. Когда писатель представил свое творение на суд литературной диаспоры, на ненесчастного обрушился шквал критики в литературных газетах. «Профессиональное сообщество писак» затравило героя, и он потихоньку начал опускать руки и сходить с ума. Маргарита была единственным человеком, который поддержал мастера: когда тот, отчаявшись, бросил роман в печь, она спасла рукописи от огня.
Маргарита и Азазелло
Однажды счастье Маргариты Николаевны кончилось, потому что ее любимый неожиданно пропал. Тогда женщина в отчаянии заявляет, что готова продать душу дьяволу, чтобы узнать, жив мастер или покоится в земле. Мысли несчастной дамы, которую измучили душевные терзания, были услышаны. Член свиты Воланда Азазелло ворвался в жизнь Маргариты Николаевны и предложил ей выгодный контракт. Женщина обзавелась чудодейственным кремом, который в мгновение ока превратил ее в самую настоящую ведьму, летающую на метле.
Теперь цель Маргариты Николаевны заключалась в том, чтобы прилететь на Бал Сатаны и выполнить «условия контракта». В кульминационном моменте романа раскрывается характеристика Маргариты: в темном зале с большим камином она, обнаженная хозяйка праздника для мертвых, должна улыбаться прибывшим гостям из ада – изменщикам, убийцам, отравителям, фальшивомонетчикам и другим «отличившимся» личностям.
Маргарита и Воланд
Здесь решается вопрос милосердия. Стоит только вспомнить, как Маргарита простила Фриду, которая убила своего новорожденного ребенка, родившегося после изнасилования. Этой двадцатилетней девушке камеристка каждое утро клала на стол платок, которым Фрида задушила младенца, а возлюбленная мастера подарила несчастной покой.
Королева бала исполнила свое обещание, а Воланд привел мастера из психиатрической клиники. В конце романа мастер, отчаявшийся найти признание, умирает. Умирает и Маргарита, которая не может жить без любимого человека. Но у книги счастливый конец: писатель получат долгожданный покой, а Маргарита – возможность увидеться с возлюбленным в загробной жизни. Однако Булгаков не дает верных ответов на вопросы, оставшиеся у читателей.
Второстепенные персонажи
В данной таблице приведена краткая характеристика героев, которая может быть использована для рассказа о произведении Булгакова на уроке литературы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
для самых любопытных —
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 11 класса:
Аргументы «Равнодушие — это наивысшая жестокость»
Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
Лирический герой Лермонтова
Анализ «Анна Снегина» Есенин
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
Краткое содержание «12 стульев»
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Мечта
Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва