Мастер и Маргарита герои романа М.А. Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель.Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.
Мастер и Маргарита герои романа
Мастер литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.
Подробнее
Маргарита красивая женщина, которая живет с нелюбимым мужем. Маргарита страдает от своей хорошей, обеспеченной, но пустой жизни. Случайно на улицах столицы она встречает Мастера, и влюбляется в него. Именно она первой сказала Мастеру о том, что он написал гениальное произведение, которое ждет успех. После того, как Мастер пропал, Маргарита принимает приглашение сатаны стать королевой бала, чтобы иметь возможность его вернуть.
Подробнее
Воланд дьявол, который оказывается в Москве и представляется профессором черной магии и историком.
Фагот (Коровьев) член свиты Воланда. Рыцарь, который должен постоянно быть в свите сатаны в наказание за то, что однажды отпустил неудачную шутку по поводу света и тьмы. Исследователи свидетельствуют, что на создание этого персонажа Булгакова вдохновила повесть Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», где одним из героев является некто Коровкин, очень похожий по характеристикам на Коровьева.
Азазелло тоже участвует в свите. Это демон, с уродливой внешностью. Его прототипом является падший ангел Азазель.
Кот Бегемот дух, который следует за Воландом в составе его свиты. Обычно принимает облик окта, или полного человека, который внешне очень на него похож. Этот персонаж создавался на основе описания демона Бегемота, который был известен распутничеством, обжорством и способностью принимать вид больших зверей.
Гелла ведьма-вампир, которая ходила нагой. Она была очень красива, но имела уродливый шрам на шее.
Берлиоз, Михаил Александрович член МАССОЛИТа, писатель. Довольно образованный и скептически настроенный человек. Жил в нехорошей квартире на улице Садовой. При встрече с Воландом не поверил в предсказание собственной смерти, которая, тем не менее, случилась.
Бездомный, Иван Николаевич поэт, который занят сочинением антирелигиозной поэмы
Именно ее обсуждение с Берлиозом в парке и привлекло внимание сатаны. Он стал свидетелем смерти Берлиоза и пытался преследовать Воланда, но попал в сумасшедший дом.
Лиходеев Степан Богданович директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление»
Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин.
Босой Никанор Иванович человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом.
Алоизий Могарыч знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете.
Аннушка спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.
Фрида грешница, которую пригласили на бал к сатане. Она убила нежеланного ребенка, задушив платком, и закопала. С тех пор каждое утро ей приносят этот платок.
Понтий Пилат Пятый прокуратор Иудеи в Иерусалиме, жесток и властен, но он стал симпатизировать к странствующему философу, приведенному на допрос. Он предпринимал попытки остановить казнь, но не довел дело до конца, о чем жалел всю оставшуюся жизнь.
Иешуа Га-Ноцри персонаж, который проводит время в странствованиях и философствовании. Не похож на евангельский образ Иисуса Христа. Отрицает сопротивление злу насилием и не знает, какую цель он преследует в жизни.
Московский мир
В московских главах романа есть множество интересных персонажей. Некоторые из них принадлежали к дому литераторов, другие работали в театре или были связаны с главными героями. Наиболее интересные личности:
- Алоизий Магарыч;
- барон Майгель;
- Берлиоз;
- Лиходеев;
- Семплеяров;
- Наташа.
Могарыч — новый сосед Мастера, завистливый и лживый человек. Именно он написал донос на своего друга. Барон Майгель работал в зрелищной комиссии, но на самом деле был шпионом и следил за Воландом.
Берлиоз — председатель правления МАССОЛИТа, литератор и редактор. Он отрицал существование Христа и говорил, что человек не может внезапно умереть. Но сам погиб под трамваем, как и предсказывал Воланд.
Лиходеев — директор театра. Это пьющий человек, он любит развлечения и гулянки. Семплеяров Аркадий Аполлонович занимал должность председателя акустической комиссии. Он настаивал на разоблачение фокусов Воланда, показанных в театре. Наташа — это домработница Маргариты, она воспользовалась остатками крема и превратилась в ведьму. Но до этого была доброй трудолюбивой девушкой.
Роман Булгакова поражает своей неординарностью. А его персонажи отличаются необычными характерами. Переплетение московских глав с описанием сцен, происходящих в Иудее, заставляет читателей сравнивать два поколения людей.
Все герои романа “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова важны для целостного восприятия произведения, а персонажи, именами которых и назван роман, вообще появились в сюжете лишь спустя 10 лет работы над книгой. При этом анализ произведения и характеристика героев осложняются тем, что здесь присутствует “роман в романе” – книга, которую пишет сам Мастер.
Кто из героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” становится жертвой свиты Воланда и почему?
На страницах своего бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» Булгаков оживляет самого Князя Тьмы, который отправляется в современную Москву, с целью посмотреть на изменившийся мир и людей.
В основном жертвы Воланда-это типичные московские жители, чиновники и литературные круги, умело пользующиеся своим положением, и не пренебрегающими всеми средствами, чтобы получить желаемое.
Первыми жертвами Воланда становятся убежденный атеист Иван Бездомный и пользующийся во всей мере своим главенствующим положением председателя МАССОЛИТа Михаил Берлиоз.
Столь ограниченность и зацикленность, сдобренная человеческой глупостью, возмущает Сатану, и он решает проучить каждого из героев по своему.
Берлиозу отрезает голову трамваем, и он, как и говорил, бесследно исчезает и перестаёт существовать после смерти. Иван Бездомный же попадает в сумасшедший дом.
Другая жертва свиты Воланда, Лиходеев,среднестатистический гуляка, бездельник и развратник.
Важно
Никанор Босой поплатился же за взяточничество, неумеренную жадность и спекуляцию иностранной валюты.
Соков, бессовестный заведующий буфета варьете, торгующий рыбой «второй свежести» и скопивший немалое богатство под полом своего дома, умрет от рака через девять месяцев после знакомства с Воландом.
Затем, испытание жадности проходит и обычные московские обыватели, появившиеся на сеансе чёрной магии. Денежные купюры, сыпящиеся с потолка, пробуждают в людях небывалая жадность, они затаптывая друг друга начинают пихаться и драться в желании ухватить побольше.
Жорж Бенгальский, оказывается без головы из-за своей отнюдь не делающей ему чести привычке совать нос не в свои дела, однако, публика, просит вернуть голову на место, что тут же проделывает свита Сатаны.
Женщины, скидывая с себя старые платья и туфли примеряют на сцене, новые внезапно появившиеся из воздуха французские наряды… И тут случается конфуз! Все дамы после выступления остаются без одежды, которая также внезапно исчезает как и появилась, как впрочем и без денег, превратившихся в пачку резаной бумаги или вовсе в ос.
Что же увидел Воланд через две тысячи лет на улицах города?
Взяточничество, воровство, нравственная деградация… Черствость людей, жадность.
«Хотя»,-заключает он-Люди, как люди»….
(2 votes, average: 5.00
Главные герои романа, который пишет Мастер
Наличие романа в романе – одна из ключевых особенностей “Мастера и Маргариты”. Согласно сюжету, Мастер сам пишет собственную книгу, основанную на библейском сюжете. И пусть в сюжетной линии с Воландом её персонажи не присутствуют лично, их присутствие в ней всё равно чувствуется.
Понтий Пилат
Понтий Пилат
Этот герой “Мастера и Маргариты” основан на реально существовавшем человека, римском префекте Иудеи. Но, в отличие от реального Понтия Пилата, который не помнил ни Иисуса, ни его казни, его литературный образ терзается содеянным. В память Понтию Пилату глубоко врезаются слова Иешуа Га-Ноцри о том, что главный человеческий порок – это трусость. Эти его слова отражают мнение самого Михаила Булгакова, который неоднократно говорил то же самое.
Иешуа Га-Ноцри
Иешуа Га-Ноцри
Персонаж основан на образе Иисуса Христа, но имеет с ним лишь поверхностное сходство. Его можно назвать одним из главных героев “Мастера и Маргариты”, хотя сам он собственной персоной появляется лишь в одной главе романа, так как его влияние и незримое присутствие чувствуется во всём произведении. Иешуа – противоположность Воланда, он олицетворяет собой Свет. Судя по всему, Иешуа – мессия, который сам не осознаёт своей роли и своего значения. Он умеет исцелять людей, читать мысли других людей и предвидеть будущее. Иешуа Га-Ноцри искренне верит в то, что на свете нет дурных людей, только добрые. Он находит оправдания даже действительно плохим людям, например, Марку Крысобою, утверждая, что он озлобился после того, как его изуродовали “добрые люди”.
Левий Матфей
Левий Матвей
Сборщик податей, который, убеждённый речами Иешуа Га-Ноцри становится его учеником и последователем. Согласно одной из версий, этот второстепенный герой “Мастера и Маргариты” связан с Иваном Бездомным, который в каком-то смысле является единственным учеником Мастера, с которым он познакомился в психиатрической лечебнице. После смерти Иешуа Левий Матфей пребывает в состоянии яростного бессилия и корит себя за то, что отпустил учителя в город одного. Позднее именно он фактически объединяет две сюжетные линии романа, когда приходит к Воланду и просит его заступничества за Мастера и Маргариту. При этом Левий Матфей не скрывает своей неприязни по отношению к князю Тьмы, называя его духом зла.
Иуда Искариот
Иуда Искариот
Предатель, который пригласил к себе Иешуа и спровоцировал его на опасные речи, которые и послужили причиной для его ареста с последующей казнью. Иуда предал Иешуа за плату в тридцать серебряных монет. Приятная внешность “без единой злодейской черты” сочетается в нём с гнилой душой. По приказу Понтия Пилата Иуда, к тому моменту уже получивший плату за своё предательство, был убит Афранием, главой тайной службы. Прототипом этого героя “Мастера и Маргариты” послужил Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, который, согласно библии, предал его за тридцать сребреников. Его роль в романе громко говорит о том, что преступление страшнее трусости это всё-таки есть – это предательство.
-
Организационно административные методы в школе
-
Открытое занятие в детском саду по теме зима
-
Руководство по качеству кратко
-
Культура тамбовской области кратко
- Закон партиципации леви брюль кратко
Система образов Романа «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.
Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.
Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.
Двойники в романе
Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.
Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.
Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.
Сочинение про Босого
«Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Никанор Иванович Босой — один из второстепенных героев этого произведения.
Босой — тучный толстяк, описывается как человек с багровой физиономией, любящий вкусно поесть и хорошо выпить. Он работает заведующим столовой и живет по соседству с Берлиозом, вместе со своей женой Пелагеей Антоновной.
Наш персонаж является очень деловитым человеком, который отличается своей жадностью. У него есть и другие отрицательные черты — лживость, плутовство и авантюризм. Он очень жесток в обращении с окружающими, недоверчив и подозрителен, а также крайне осторожен. Из-за своей жадности, Никанор Иванович согласился на сделку с Коровьевым, по которому должна была сдаваться квартира. Сдача этого помещения была незаконной, так как она имела очень плохую репутацию, однако хорошая сумма взятки смогла переубедить Босого.
Он считал себя очень расчетливым и предусмотрительным. Деньги, полученные от Коровьева он спрятал в вентиляционную шахту. Этот тайник показался ему очень надежным.
Воланд, который плохо относился к нашему герою, поручил Коровьеву донести на него за незаконные валютные спекуляции. Также, деньги, которые были спрятаны в «надежном тайнике» были превращены в иностранную валюту.
Никанор Иванович был арестован и полностью признал свою вину, однако он стал выдавать других жильцов за своих подельников, обвиняя их в получении взяток. Во время следствия он стал вести себя очень странно, за что и был направлен в психиатрическую лечебницу, где уже содержались Иван Бездомный и Мастер.
Затем, в лечебнице, Никанору начинают сниться ужасные кошмары. В них он постоянно участвовал в денежных махинациях, которые были связаны с незаконными валютными спекуляциями.
Все происшествия, произошедшие с героем, были описаны в сатирическом и юмористическом стиле. Автор, раскрывая всю мошенническую сущность Босого, показывал поведение обычного горожанина среднего класса.
2 вариант
Тут забавная «говорящая» фамилия действует, скорей, по контрасту. Это не псевдоним, не попытка «примазаться» к простым рабочим классам. Герой с этой фамилией немного прибедняется, конечно, но на деле он страшный взяточник, продажный человек. И совсем он не бос – не беден.
Никанор Босой не особенно вызывает жалость, он жаден. Именно он занимает должность председателя товарищества жильцов. Но он никому не товарищ! Никанор думает только о своей выгоде. Он даже просто уже украл деньги из кассы этого товарищества. И он прямо должен понести наказание, пусть от Воланда.
Он сталкивается с Воландом и его свитой в той самой нехорошей квартире на улице Садовой, куда приходит по долгу службы. Никанор явно второстепенный персонаж, но этот мелкий взяточник и вымогатель вызывает улыбку у читателей. Так вот, он приходит в квартиру, встречает там Коровьева, который предлагает ему взятку за то. Чтобы иностранец пожил в квартире погибшего Берлиоза. И Босой не смог устоять перед искушением, точней, не пытался. Радуясь удачной «сделке», Никанор возвращается к своему вполне благополучному быту. Но во время обеда с женой к ним приходят милиционеры, ведь Коровьев уже донёс чужим голосом на Босого. Вот только рубли, любовно запрятанные Босым в вентиляцию, ещё и превратились в валюту.
Ещё Босому снится сон, что он с другими мужчинами должен сдавать валюту… А он всё доказывает, что у него ничего нет. Это кошмарный сон, который для него сбылся, ведь теперь он должен рассказать, откуда валюта.
Никанор признаёт в отчаянии, что берёт взятки, но только не в валюте. Большая разница, как считает он. На самом деле я знаю, что в ту эпоху советскую валюта была практически запрещенной вещью. Советский человек не должен был вести с ней никаких дел. Это как предательство. В крайнем случае (инфляции и девальвации) можно было бы брать взятки золотом или борзыми щенками даже, но только не валютой! И кстати, ещё в стрессе (когда его арестовывают) Никанор Иванович вспоминает Всевышнего, клянётся его именем, что брал только рублями. Босой даже немного переходит на церковный язык… Это показывает его трусость, но и раскаяние. Перед советскими милиционерами он говорит о религии.
Никанор Иванович наказан, но он не совсем потерян для общества. Думаю, что он станет лучше после своего неприятного «приключения».
Это полу-сатирический персонаж, который начинает вызывать сочувствие. По крайней мере, у меня.
Кратко об истории создания произведения
Михаил Афанасьевич трудился над романом почти 12 лет — с конца 1920-х годов до 1940 года. Правки и дополнения в рукопись автор перестал вносить лишь за три недели до смерти. Последнюю редактуру романа производила жена писателя Елена уже после его похорон.
Булгаков долго не мог определиться с конечным вариантом названия рукописи: «Гастроли Воланда», «Копыто инженера», «Чёрный маг» или «Князь тьмы»? Лишь в 1937 году уже слабеющий от болезни писатель выбрал для романа имя, обречённое стать всемирно известным — «Мастер и Маргарита».
История создания этого произведения пестрит пробелами. Никто точно не скажет, откуда автор почерпнул идею. Возможно, это связано с восхищением, которое вызывал в Булгакове «Фауст» Гёте. В первых рукописях главного героя автор называл Фаустом. Интересно и то, что Мастер и его Маргарита не фигурировали в самом начальном варианте романа, хотя сейчас представить себе их отсутствие в сюжете невозможно.
Кроме того в 1930-м году из-за бесконечных нападок со стороны правительства писатель оказался на гране нервного срыва, в этом подавленном состоянии он предал огню свой литературный труд. К работе над романом Булгаков вернулся спустя пару лет, восстановив сожжённую рукопись по черновым записям.
Роман издали лишь спустя 30 лет после смерти его творца. Причём он был изрядно сокращён. Полную версию «Мастера и Маргариты» свет увидел в 1969 году в Германии. В СССР на роман Булгакова долгое время был наложен запрет. Для советского читателя он был издан только в 1973 году.
Герои романа «Мастер и Маргарита» и его художественные особенности В романе «Мастер и Маргарита» читателю представлены две самостоятельно развивающиеся сюжетные линии. События первой разворачиваются в Москве в мае 1930-х годов, а второй — тоже весной, но в городе Ершалаиме у самых истоков новой эры, около двух тысяч лет тому назад. Повествование построено так, что главы «московской» истории чередуются с главами «ершалаимской», которые к тому же являются рукописью пера главного героя — Мастера.
Второстепенные персонажи
В данной таблице приведена краткая характеристика героев, которая может быть использована для рассказа о произведении Булгакова на уроке литературы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
для самых любопытных —
Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы декабря для 11 класса:
Аргументы «Равнодушие — это наивысшая жестокость»
Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
Лирический герой Лермонтова
Анализ «Анна Снегина» Есенин
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
Краткое содержание «12 стульев»
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Мечта
Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва
Подробный пересказ по частям
Роман состоит из трёх параллельных сюжетных линий, которые сходятся в финале. Названия частей — условные.
Часть 1. Воланд и его свита. Знакомство с мастером
Кратко Подробный пересказ
Москва, 1930-е годы. Жарким майским днём в городе появился иностранец, называющий себя профессором-консультантом и специалистом по чёрной магии. Сопровождала его свита из трёх очень странных личностей, одной из которых был огромный, чёрный, говорящий кот.
Иностранец, оказавшийся сатаной Воландом, начал с того, что подстроил гибель видного литературного деятеля и поселился в его квартире, о которой немедленно пошла дурная слава.
- Во́ланд
- — сатана, имеет вид человека 40 с лишним лет, высокий, брюнет, с глазами разного цвета – чёрным и зелёным, низким голосом, явился в Москву со свитой, представляется профессором чёрной магии.
Личности из свиты Воланда, склонные к жестоким шуткам, развели в Москве бурную деятельность и свели с ума множество людей.
Одним из несчастных, угодивших в клинику для умалишённых, был поэт, писавший атеистическую поэму о Христе. В клинике он встретился с мастером, который написал роман о Понтии Пилате, подвергся нападкам критиков и травле, из-за этого сошёл с ума и сжёг свой роман.
- По́нтий Пила́т
- — прокуратор Иудеи, жестокий, суровый человек, страдает сильными головными болями, от которых нет лекарства.
Возлюбленная мастера, красавица Маргарита, хотела лечить и оберегать любимого, но мастер не мог принять такой жертвы. Сначала его забрали в тюрьму за чтение запрещённых книг, потом он попал в клинику для умалишённых. Выйдя оттуда, он долго бродяжничал и снова вернулся в клинику. Пробыв в ней четыре месяца, мастер смирился, не давал знать о себе Маргарите и поверил, что она забыла его.
Главы о Воланде и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера. В нём рассказывается о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа Га-Ноцри.
Часть 2. Бал сатаны. Участь мастера и Маргариты
Кратко Подробный пересказ
Воланд прибыл в Москву, чтобы устроить ежегодный весенний бал. По традиции королевой бала становилась самая красивая в городе женщина по имени Маргарита. В этом году Воланд предложил эту почётную роль возлюбленной мастера.
После исчезновения любимого Маргарите пришлось вернуться к мужу, но она не забыла мастера и приняла предложение сатаны, надеясь, что тот ей поможет. Намазавшись волшебным кремом, Маргарита стала ведьмой и полетела на бал верхом на половой щётке.
Обязанности хозяйки бала оказались тяжкой ношей, но Маргарита справилась. После бала Воланд предложил исполнить любое её желание. Маргарита потребовала вернуть ей мастера и их прежнюю жизнь. Воланд всё исполнил.
Сатане пришло время покинуть Москву. На Воробьёвых горах он встретился с посланцем Иешуа, который передал сатане просьбу: подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они были недостойны, а ада — не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с Воландом и его свитой покинули Москву.
Параллельно заканчивается роман о Понтии Пилате. После казни Иешуа прокуратор отомстил, приказав убить подлого доносчика, но это не смягчило наказания, уготованного Понтию Пилату. Около 2000 лет он провёл «на каменистой безрадостной плоской вершине», дожидаясь прощения и встречи с Иешуа.
Воланд отпустил Понтия Пилата — тот, наконец, встретился с Иешуа. Затем сатана попрощался с влюблёнными. Мастер и Маргарита навечно поселились в последнем приюте: уютном, тихом доме с садом.
Эпилог
Слухи об этих странных событиях разошлись по всей стране. Следствие зашло в тупик. В конце концов решили, что во всей этой чертовщине виноват сильнейший гипнотизёр из свиты Воланда.
Поэт вылечился, стал профессором истории и философии
Каждый год в день гибели своего друга, литературного деятеля, его охватывала тоска, и он подолгу сидел на той самой скамейке на Патриарших прудах, на которой познакомился с Воландом, а ночью ему снились Пилат и Иешуа, идущие по лунной дороге и спорящие о чём-то важном