Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”: описание, герои, анализ произведения
Введение. Общее описание повести, основная идея.
«Ночь перед Рождеством» – выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.
Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.
Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей
Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.
Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.
Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.
История создания
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.
Основной сюжет. Особенности композиционного строения.
(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю “Ночь перед Рождеством”)
Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.
В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.
Развитие событий
События в произведении «Ночь перед рождеством» разворачиваются в течение одной ночи, в канун Рождества.
Главной сценой происходит в комнате мальчика, где он лежит в своей кровати, не в силах уснуть от волнения ожидания праздника.
Внезапно, мальчик видит потустороннего существа, которое назвалось пацюком. Пацюк беседует с мальчиком и рассказывает о магических событиях, происходящих в ночь перед Рождеством.
Пацюк ведет мальчика через окно, и они оказываются в волшебном мире, где мальчик становится свидетелем удивительных сцен. Они посещают Деда Мороза и его помощника Снегурочку, видят, как игрушки оживают и радуются предстоящему празднику.
Постепенно, мальчик начинает осознавать, что праздник Рождества — это не только суета и подарки, но и время удивительного волшебства и взаимной любви. Он понимает, что счастье можно найти не только в материальных вещах, но и в добрых делах и внимании к близким людям.
Наконец, рассветает утро Рождества, и мальчик пробуждается в своей постели, полон новых чувств и впечатлений. Он осознает, что волшебство ночи перед Рождеством действительно существует и приносит в людей радость, веру и надежду.
Таким образом, произведение «Ночь перед рождеством» описывает развитие событий, которые меняют мировоззрение мальчика и помогают ему понять настоящий смысл праздника Рождества.
Сочинение про Пацюка
В своем фантасмагорическом произведении «Ночь перед Рождеством» Гоголь высмеивает многие людские пороки, такие как прелюбодеяние и блудничество, трусость и ложная святость, воплощенные в образе Дьяка. Высмеивает Гоголь и человеческую лень, праздность и нежелание трудиться. В образе Пацюка эти отрицательные черты человеческого характера показаны великим писателем весьма наглядно и иронично.
«Пацюками» в простонародье называют крупных крыс. Крыса — это очень хитрое и прожорливое существо. Таким же прожорливым показан у Гоголя и второстепенный персонаж в повести «Ночь перед рождеством». Читатель знакомится с ним во время трапезы — Пацюк с наслаждением ест галушки со сметаной. Да так ловко и необычно ест! К галушкам он не прикасается руками, а просто сидит, широко раскрыв рот. Галушки сами взлетают, макаются хорошенько в сметану и летят в рот Пацюку.
Недаром главному герою Вакуле рекомендовали Пацюка, как водящую знакомство с самим чертом или дьяволом личность. Подобная трапеза невозможна без бесовщины — явно нечистый помогал так трапезничать Пацюку, еще больше культивируя в нем лень и праздность.
Усатый Пацюк был отчаянным лентяем. Ленивый до последней возможности человек даже не хотел утруждать свои руки во время еды, не хотел работать и спал три четверти суток.
Кузнец Вакула побаивался идти к Пацюку. Пацюка обходили стороной многие из односельчан, но Вакула все же решился прийти к нему, в надежде завоевать сердце капризной красавицы Оксаны. Вакула дал себе слово, что он выполнит желание Оксаны, даже если ему придется связаться с самим чертом. Узнать, как же найти черта, Вакуле посоветовали у Пацюка. Вполне логичный совет — как же человек, который большую половину дня спит и не работает, может жить в таком достатке, как Пацюк? Только тот, который водит дружбу с чертом. И Вакула направился за советом к Пацюку, где застал его за поеданием галушек.
Однако же, насколько бы кузнец не был шокирован подобным зрелищем, он все же вспомнил о деле, по поводу которого пришел к Пацюку.
Пацюку было, как обычно, даже лень что-то объяснять незваному гостю. Не вдаваясь в тонкости, Пацюк объявил Вакуле, что тому, у кого черт за плечами, не стоит его искать. В мешке кузнеца действительно был черт, попавший туда по глупой случайности. Так что, выходит, что Пацюк все же чем-то, да помог Вакуле, сказав тому истинную правду.
Вечера на хуторе близ Диканьки
Гоголь начал писать «Вечера» в 1829 году: юный писатель совсем недавно переехал из Нежина в Санкт-Петербург, где терпит неудачи на актёрском поприще, а затем и на литературном — убитый язвительными отзывами, он выкупает все доступные экземпляры своей первой поэмы «Ганц Кюхельгартен» и сжигает. Спасительной оказывается идея написать что-нибудь на тему Малороссии. Он забрасывает мать просьбами прислать как можно больше подробностей о жизни на родине: как одеваются сельские дьячки и крестьянские девки, как справляют свадьбы, какие существуют народные поверья и предания. Гоголь берётся за тему не из-за ностальгии: в столице в это время бушует мода на всё украинское. Выпускаются книги («Малороссийская деревня» Ивана Кулжинского
Иван Григорьевич Кулжинский (1803–1884) — писатель, публицист и педагог. Преподавал Гоголю латынь в Нежинской гимназии высших наук. Кроме того, в разные годы преподавал латынь и русскую словесность в Украинско-слободской гимназии, Институте благородных девиц и Харьковском университете, был директором нескольких гимназий. , «Двойник, или Мои вечера в Малороссии»Антония Погорельского Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836) — писатель, работал под псевдонимом Антоний Погорельский. Перевёл на немецкий «Бедную Лизу» Карамзина. Занимался ботаникой, три его публичные лекции на эту тему были изданы отдельной книгой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года. Был близок литературному кружку арзамасцев. Воспитывал племянника — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. Автор сборника новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», написанной для племянника сказки «Чёрная курица, или Подземные жители», романа «Монастырка». , «Сказки о кладах»Ореста Сомова Орест Михайлович Сомов (1793–1833) — критик, писатель, журналист. Служил столоначальником в правлении Российско-американской компании. Был арестован после восстания декабристов, поскольку в здании компании собирались члены Северного общества, но затем освобождён. Писал стихи, повести и рассказы по мотивам украинского фольклора. Вместе с Антоном Дельвигом издавал альманахи «Северные цветы» и «Подснежник». Был редактором «Литературной газеты». Автор трактата «О романтической поэзии», сыгравшего важную роль в становлении романтизма в русской литературе. ), ставятся оперы («Леста, днепровская русалка»Николая Краснопольского Николай Степанович Краснопольский (1774 — после 1813) — переводчик с немецкого языка. Переводил преимущественно театральные пьесы. Одна из самых популярных адаптированных им постановок — «Леста, днепровская русалка» — была переделкой пьесы «Дунайская русалка» австрийского драматурга Карла Фридриха Генслера. В своём либретто Краснопольский перенёс действие оперы в условно-сказочный мир Киевской Руси. , «Пан Твардовский»Алексея Верстовского Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862) — композитор и театральный администратор. Самым известным сценическим произведением Верстовского считается опера «Аскольдова могила» по роману Михаила Загоскина. В Москве она пользовалась большим успехом и шла больше 400 раз. По уровню востребованности у современников конкурировал с Михаилом Глинкой. После смерти Верстовского влиятельный музыкальный критик Александр Серов, вспоминая «Аскольдову могилу», о. , «Козак-стихотворец»Александра Шаховского Александр Александрович Шаховской (1777–1846) — драматург. В 1802 году Шаховской оставил военную службу и начал работу в дирекции Императорских театров. Его первой успешной комедией стал «Новый Стерн», спустя несколько лет поставлена комедия «Полубарские затеи, или Домашний театр», в 1815 году — «Урок кокеткам, или Липецкие воды». В 1825 году скомпрометированный связями с декабристами Шаховской ушёл из дирекции театров, но сочинительство продолжил — всего он написал более сотни произведений. ). Гоголь заканчивает работу над циклом к концу 1831 года — он успевает не только присоединиться к актуальному литературному тренду, но и, по сути, стать его лицом: со временем начинает казаться, что именно гоголевские «Вечера» открыли тему Малороссии в русской литературе.
Главные герои
Вакула
Главный герой, молодой деревенский кузнец
В начале сказки «Ночь перед Рождеством» герои, все жители хутора, готовятся к празднику. Один Вакула не находит себе места. Он давно влюблён в Оксану, которая отвергает его ухаживания, и он глубоко страдает от насмешек девушки. Сильный и мужественный парубок, отличный кузнец и художник, доходит до отчаяния и готов покончить с собой. Ему вовремя подвернулся чёрт, и Вакула сумел оседлать его. С помощью нечистой силы он выполняет каприз Оксаны и становится её мужем. Сумел наказать черта, использовав его в своих целях.
Оксана
Возлюбленная Вакулы
Высокомерная, самовлюблённая девушка, капризная и своенравная гордячка, она постоянно крутится перед зеркалом. Оксана не принимает ухаживания кузнеца Вакулы, считая его недостойным своей особы. Привередливая и избалованная, считает, что будущий муж обязан исполнять все её капризы и прихоти. Услышав слухи о смерти кузнеца, горько раскаивается и понимает, что любит его. Становится хорошей женой и матерью.
Чёрт
Мстительный, изворотливый и хитрый персонаж
Характеристика чёрта соответствует его образу. У него осталась одна ночь для проделок, и он всеми силами старается напакостить как можно больше. Крадёт месяц, устраивает метель, хочет насолить Вакуле, которого ненавидит за его картину с изображением чёрта. Любит женский пол, ухаживает за Солохой. В повести Гоголя изображен не лишённым обаяния проказником, весёлым и умным, не вызывает отрицательных эмоций.
Образы главных героев
Кузнец Вакула
Главные герои — реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула — настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.
Черноокая Оксана — главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена
Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами
Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.
Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы — ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.
Ночь перед Рождеством (главные герои повести Гоголя)
«Ночь перед Рождеством» – это повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ написан в 1832 году. Сейчас бы это произведение назвали бы жанром фентези, поскольку в нем присутствует нечистая сила, волшебство.
Это произведение по своему содержанию близко к рождественским сказкам, столь популярным в XIX веке. Такие сказки были по содержанию приближены к современным реалиям, но в них присутствовали элементы сказочности, колдовства. И эти сказки имели счастливый конец.
Главные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
Сорочинский заседатель – щеголь, пытливый и любознательный чиновник. Он носил шапку с барашковым околышком, и синий тулуп, подбитый смушками. Он знал буквально все, что происходило в Диканьке, сколько и чего имели ее жители.
Солоха – ведьма, мать кузнеца Вакулы. Ее нельзя было назвать ни красавицей, ни дурнушкой. Ей было не более 40 лет, и она умела очаровать зажиточных казаков. И никто из них не подозревал даже, что у него есть соперник. Всем умела угодить Солоха, со всеми была одинаково любезной.
Черт – злобное и мстительное создание ада с вытянутым пятачком вместо носа и рожками на голове. У него были тонкие ножки и длинный хвост. Весь он был не светлее трубочиста. Впрочем, это было не единственное обличье черта. Он мог превратиться в коня, стать маленьким настолько, что помещался в кармане.
Кузнец Вакула человек богобоязненный. В свободное от работы в кузнице время, он занимался живописью, и даже расписывал церкви. Это сильный смелый мужчина, готовый за свою любовь драться с каждым, кто встанет у него на пути. В какой-то момент он был готов отдать душу дьяволу только за то, чтобы любимая девушка стала его женой. Но он сумел обмануть черта, и остался таким же провославным, верным своей вере.
Волостной писарь – беспробудный пьяница.
Чуб – богатый, степенный казак. И, как все богачи, любит покой и лень. Он был уверен, что Солоха принадлежит только ему и, когда ее обман раскрылся, был разочарован в своей зазнобушке.
Оксана – дочка Чуба. Характером честолюбивая жеманница. Ей всего семнадцать лет, и она была в полном расцвете всей своей юной красоты. У нее жгучие черные глаза, черные как смоль косы, белое, красивое лицо. Девушка любовалась своею красотой
Ей нравилось внимание парубков к себе, но по-настоящему она никого не любила. Однако когда Вакула пропал, и заговорили о том, что он погиб, она переживала за него и поняла тогда, что все-таки любит его, сожалела, что так высокомерно и капризно относилась к кузнецу
Панас – кум, высокий, худощавый мужик с небритым две недели лицом.
Голова – крупный, плотный мужчина с длинными усами.
Дьяк – женатый служитель церкви, очень боялся своей жены. В рождественский вечер все должны были собраться у дьяка, но из-за того, что черт стащил с неба месяц, никто не пришел к нему, и дьяк решил провести вечер у Солохи.
Дьячиха – драчливая бабенка, каждый раз по утрам дралась с мужем. Не упустила случая подраться с ткачихой, только потому, что другая баба указала на нее.
Пацюк – запорожец. Водился с чертями и прочей нечистью. В Диканьке считался знахарем. Обленился до такой степени, что не хотел даже шевелить руками, чтобы поесть. А растолстел так, что не мог выйти в двери.
Повесть заканчивается тем, что избалованная вниманием молодежи, Оксана, требует от Вакулы чечевички, какие носит сама императрица. Вакула оседлал черта, который хоть и ненавидел кузнеца, но все же боялся его
Черт не мог упустить удобного случая, заполучить душу Вакулы, который далеко был известен своей богобоязненностью и почитанием Бога, и предлагает ему свою помощь. Вакула вместе с запорожскими казаками попадает во дворец. Императрица тронутая наивной простотой кузнеца, дарит ему свои черевички, которые кузнец на черте привозит Оксане. На следующий день Вакула идет свататься к Чубу. Тот, обиженный на Солоху, дает согласие. Оксана, переволновавшаяся за ночь и первую половину дня, фактически признается в любви.
Кузнец построил дом и расписал его так, что дом был видно далеко, и он привлекал к себе внимание
Подробная характеристика
Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом. Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения. Ну, и как любой трус, негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.
Чёрт в русской литературе
В этой повести Гоголь описывает чёрта, проснувшегося перед Рождеством. Он описывает его в виде странного создания, с острыми ушами, длинным хвостом и горящими глазами. Такое описание создаёт непростой образ чёрта и придает ему особую мистическую атмосферу.
Образ чёрта в русской литературе имеет множество разных значений. Он может символизировать зло и сатану, а также характеризовать человеческие пороки, соблазны и грехи. Чёрт часто является оппонентом главных героев и помогает им преодолеть свои слабости и совершить добро.
Использование образа чёрта в русской литературе свидетельствует о глубоких философских и моральных взглядах писателей того времени. Такие произведения позволяют читателю задуматься о природе зла и добра, о борьбе между ними и о выборе, который мы делаем каждый день.
История чёрта в русских сказках и мифах
Русские сказки и мифы рассказывают о различных аспектах истории чёрта. Он часто описывается как злой и хитрый демон, который готов обмануть людей ради своих целей. Предания рассказывают, что чёрт владеет магическими способностями и может принимать различные обличья.
В русских сказках и мифах чёрт часто связан с рождественскими праздниками. Его присутствие в «Ночь перед Рождеством» Гоголя символизирует силы зла и тьмы, которые борются с светом и добром. Чёрт считается одним из главных препятствий для того, чтобы у людей было радостное и счастливое рождество.
Интересно то, что у русского народа чёрт – это не просто негативный персонаж. В его образе также присутствует отражение различных аспектов человеческой природы, таких как страхи, сомнения и слабости. Как правило, чёрт не только пытается покорить людей, но и тестирует их веру и мужество.
Символическое значение чёрта в русской культуре
Как и в других русских повестях, чёрт в «Ночи перед Рождеством» символизирует опасность и соблазн. Он представлен как искуситель, который пытается соблазнить главного героя, чтобы он отказался от своих намерений и проснулся от мечты.
Символическое значение чёрта в русской культуре глубоко утвердилось благодаря произведениям Гоголя и других писателей. Этот образ воплощает в себе различные аспекты человеческой природы: соблазн, силу воли, веру и силу духа.
Описать чёрта в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь с помощью структурных приемов, таких как использование различных стилей речи и разветвленные пути сюжета, помогает показать его сложность и многогранность.
Эволюция образа чёрта в произведениях Гоголя
Произведение | Описание образа чёрта |
---|---|
«Вий» | В «Вии» чёрт изображается как страшное и могущественное существо, способное убить главного героя своим высоким глазом и преследующее его до конца. |
«Формула любви» | В «Формуле любви» чёрт принимает облик законного мужа героини и пытается соблазнить её, чтобы отнять её от её истинного возлюбленного. Таким образом, чёрт здесь предстаёт в роли искусителя и разрушителя. |
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» чёрт предстаёт в виде гуся, который, несмотря на свою небольшую форму, обладает магическими способностями и может приносить несчастье. |
«Ночь перед Рождеством» | В «Ночи перед Рождеством» чёрт — это опасное и хитрое существо, которое просыпается в ночь перед Рождеством, чтобы искушать людей и заставлять их совершать запретные действия. |
Таким образом, эволюция образа чёрта в произведениях Гоголя показывает, что он может принимать разные формы и выполнять различные роли — от могущественного монстра до хитрого искусителя. Чёрт в произведениях Гоголя становится символом неправедности, зла и искушения, который всегда присутствует в жизни людей и заставляет их сталкиваться со своими слабостями и соблазнами.
Черт
Дьявол показан писателем в образе очень хитрого и умного шутника. По сюжету спектакля «Ночь перед Рождеством» ему оставалась всего одна ночь, когда он мог «бродить» по миру и учить добрых людей своим греховным поступкам. Этот герой наделен человеческими качествами: он очень хитрый, изобретательный, хитрый, умен и .. труслив. При словах «дьявольски красива», «умел как дьявол» сразу приходит в голову эта история. Ярким примером проявления дьяволом человеческих чувств является его общение с ведьмой, которой он шептал ей на ухо ласковые слова, а затем ухаживал за Солохой, целуя ее руку. Мы воспринимаем его не как вымышленного и сказочного героя, а как настоящего.
Дьявол очень мстителен и как только появляется такая возможность, сразу радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, нарисовавшему картину, которая не понравилась дьяволу. В этом произведении дьявол является ярким представителем злых духов, то есть злого духа. Писатель использует в своем описании народные легенды, в которых демоны могут перевоплощаться (у них есть рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), Посылать ураганы и метель. Это то, что мы видим на страницах истории, где рассказывается история дьявола. Автор объясняет все действия дьявола, наделил его неким особым обаянием, чтобы при чтении произведения он больше ни у кого не вызывал ни страха, ни чувства отвращения. Ну и, как всякий трус, злодей, враг рода человеческого, он, конечно же, в конце концов потерпит поражение от доброго и позитивного героя, кузнеца Вакула.
Фантастические образы сил зла, их существование в мире людей
В предрождественскую ночь силы зла словно стараются успеть выместить зло на «добрых людях», навредить им. К силам зла в повести относятся ведьма, черт и колдун, которые норовят склонить людей к греху, отворотить их от добра. С этими персонажами связаны сверхъестественные происшествия. Чтобы помешать людям веселиться и колядовать, нечистая сила старается разрушить очарование рождественской ночи, делает все, чтобы мир погрузился во мрак: ведьма собирает на небе звезды, черт крадет месяц. Темные силы существуют в двух мирах, реальном и фантастическом, между которыми стерты границы. Нечистой силе ничто человеческое не чуждо.
Черт в народной мифологии наделен непривлекательным «животным» обликом: рога, копыта, хвост, мордочка с козлиной бородкой, нос-пятачок, как у свиньи. Гоголь портрет черта дополняет деталями, которые приближают его к человеку: «не белее трубочиста», повадками похож на немца (так называли всех чужаков), тонкими ножками на проворного франта, сзади черт напоминал провинциального стряпчего в мундире. Проявляет себя черт как ухажер Солохи: целует ей ручки, охает, хватается за сердце. Он хитрый, ловкий, мстительный и трусливый проказник. Даже в мистической ситуации похищения месяца черт иронично изображен как мелкий воришка, сующий себе в карман украденную вещь.
Образ Солохи-ведьмы еще более очеловечен, в ее натуре колдовские чары и бытовые интересы присутствуют в равной степени. Лукавая вдовушка «очаровывает» самых богатых и степенных казаков Диканьки, более всего ее привлекает Чуб, она мечтает прибрать к своим рукам его богатое хозяйство. После ночного полета за звездами ведьма становится расторопной хозяйкой, занимается домашними делами. У Солохи благочестивый сын, она и сама ходит в церковь. Но вера ее показная, она в сочельник, когда еще не завершился строгий пост, устраивает разгульные посиделки для своих ухажеров.
В этой компании нечисти самым безвредным оказался хитроумный и неразговорчивый колдун Пацюк, который внешним видом и образом жизни напоминал запорожского казака. Он был настолько ленив, что ему просто неохота творить зло. Своими чарами он пользуется для поедания галушек и вареников, ему лень протянуть руку и есть ложкой, еда сама залетает ему в рот.
Между добром и злом в повести есть определенные связи: ведьма Солоха была матерью набожного кузнеца, Пацюк помогал иногда своим односельчанам как знахарь, черт вынужден подчиниться воле человека. Нечистая сила не вызывает страх, эти мистические образы в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем изображены с юмором, они нелепы и смешны. Попытки нечисти разрушить мир красоты и любви так и не увенчались успехом.
Пузатый Пацюк