Актуальность предвидения классика
Но разве вышесказанное касается лишь революционеров XIX века? Не будем уподобляться страусам, прячущим голову от реальности. В еще большей мере, чем рассказал читателям Достоевский, бесы пленяют людей современных, манипулируемых массмедиа, которые сеют ненависть.
Вспомним произведение уже современного российского классика Виктора Пелевина, где он в своем романе «Т» аргументировано мотивирует, что бесы современного виртуального неоколониального общества гораздо страшнее описанных Федором Михайловичем:
Поражает, насколько глубок роман, который написал Достоевский («Бесы»). Отзывы современных читателей единодушны: читать книгу следует во взрослом возрасте, с расстановкой, постепенно. Следует анализировать и сопоставлять написанное Федором Михайловичем с современностью. Тогда многое становится понятно. Достаточно сравнить с нигилистами Достоевского оголтелые СМИ, сеющие ненависть в обществе! Обидно, когда в медиапространстве, вместо пропаганды терпения и доброты, звучат аккорды ненависти.
Ставрогин в губернском городе
Николай и на этот раз «не разочаровывает» окружающих своей эксцентричностью. Его не оставляет мания творить зло, что он и осуществляет, ощущая свое превосходство над толпой. Читатель вскоре узнает, что Ставрогин на корню разрушил планы матушки, тайно венчавшись с влюбленной в него Марьей Тимофеевной Лебядкиной. Подлец знал, что женщина его тайно любит и проникся идеей — растоптать ее чувство. И не так просто женился, а «на спор, за бутылку вина».
Далее, по ходу книги, Ставрогин щадит на дуэли обиженного дворянина Гаганова, стреляя в воздух, чем вызывает восхищение горожан. Напрашивается аналогия: Антихрист пытается представить себя людям Христом. Однако настоящий затаенный облик соблазнителя Николая Ставрогина, эволюционирующего в душегубца, вскоре проявится…
По его воле и, очевидно, с ведома вездесущего Петра Верховенского происходит воистину бесовское убийство любящей его женщины Марьи Лебядкиной, а заодно — и ее брата капитана Лебядкина.
Заметим: образ Лебядкиной — поверженной нелюдями, прекрасной духовно тридцатилетней женщины, страдающей от хромоты, любящей, жертвенной, нежной, страдающей — вызывает у читателей сочувствие и понимание.
Историческая основа создания романа
Заметив нечто сташное, инфернальное в социуме России, не смог не взяться за перо Ф. М. Достоевский. «Бесы» — плод труда его ума и сердца, где он чутко уловил за полвека до революций предтечу бесноватости всего общества, впервые проявившуюся у русских революционеров-нигилистов.
Группой смутьянов, управляемой неким Федором Нечаевым (нашумевший нечаевский процесс) был убит (в 1869 г.) студент Петровской землеакадемиии Иван Иванов. Причем мотивы раскрытого убийства были двоякими. Нечаев не просто инициировал убийство, чтобы предупредить донос со стороны Иванова. В еще большей степени он пытался подчинить других членов этого террористического кружка своей воле, связав их кровью жертвы.
Федор Михайлович за этим событием уловил, понял, осознал и донес до умов и сердец читателей макроопасность грядущего.
Иезуитство и коварство Верховенского
Впрочем у Верховенского есть дьявольский план прикрытия преступных действий террористической группы: кровь покрывают кровью. Петр играет игру с властями, гарантируя себе алиби — лояльного к власти гражданина-стукача, выдавая им ложных «смутьянов» — Шатова и Кириллова, которые (первый — насильственно, второй — добровольно) должны погибнуть. Зная о неадекватных убеждениях друга Николая Ставрогина, инженера Кириллова, Верховенский использует их в своих интересах.
На примере этого инженера изображает отступника от веры, презирающего Бога, Ф. М. Достоевский. Бесы пытаются скрыть следы своих убийств, взвалив ответственность на него, покойного. Кириллов полагает, что путем самоубийства он станет богочеловеком. Бес-распорядитель Петр Верховенский подло договаривается с инженером — уничтожить себя, когда наступит необходимость, беря с него обещание. Поэтому, по требованию Петра Верховенского, Кириллов сперва пишет записку, «признаваясь» в убийстве Ивана Шатова. Далее же инженер-фанатик и богоборец действительно убивает себя из пистолета.
Роман «Бесы» Достоевского — это и показ того, как разрушаются бесовские планы Петра Верховенского. Вскоре раскаявшийся и осознавший содеянное его подельник Лямшин выдает всех преступников. Петру Верховенскому удается бежать. Скрывается в Швейцарии и Николай Ставрогин.
Он чувствует себя уже не «принцем Гарри», а человеком, опустошенным безверием и отрицанием человеческой морали. Николай, жалкий и одинокий, умоляет приехать к нему ранее опозоренную Дарью. Что может дать он ей, кроме страданий? Впрочем, это лишь слова. Подобно Антихристу-соблазнителю, его конец уже предрешен — самоубийство. Он неожиданно приезжает в имение матери (Скворешники), где вешается в мезонине.
История создания
В первоначальных черновиках романа Верховенский носил условное имя «Студент»; иногда автор именовал его «Нечаевым» по имени прототипа. Достоевский первоначально планировал изобразить «Студента» как чистого нигилиста, своего рода пародию на тургеневского Базарова. В то же время это должен был быть комический персонаж, нигилист-Хлестаков («вроде Хлестакова — какие-нибудь гадкие, мелкие и смешные истории в городе»). В образе Петра Верховенского отразилось много и личных черт Нечаева, о которых Достоевский знал и из прессы, и по рассказам знакомых, в том числе его бытовая неаккуратность и фамильярная манера общения. В то же время этот персонаж отчасти соотносился и с Петрашевским («Нечаев — отчасти Петрашевский» — записал Достоевский в черновиках к роману, имея в виду своего персонажа), к кружку которого принадлежал писатель. Комментаторы предполагают, что к Верховенскому перешли такие черты Петрашевского, как энергичность, непоседливость, исключительно быстрая и при этом правильная речь.
Во время работы над романом замысел Достоевского изменился: писатель не захотел делать главным героем полупародийного нигилиста, и на первое место выдвинулся Николай Ставрогин, носивший в черновиках имя «Князь»:
Объяснение сюжета
Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.
Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:
- Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
- Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
- Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.
На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.
Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.
Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».
В культуре
Современная Ф. М. Достоевскому критика зачастую подчёркивала искусственность образа Верховенского. Так, П. М. Ткачёв писал: «Верховенский сколько-нибудь своеобразен только в своей фанатической исповеди Ставрогину. Но эта исповедь нимало не гармонирует с общим характером героя, выкроенного по шаблону лесковских нигилистов». Н. К. Михайловский также счёл характер Верховенского одномерным; при этом он отметил, что Верховенский — типичный для Достоевского персонаж «на границе нормального и ненормального состояния духа… Это или люди, находящиеся в сильно возбуждённом состоянии, или мономаны, имеющие возможность сочинять и проповедовать весьма замысловатые теории».
Критика XX в. (Вяч. Иванов, Д. Мережковский) увидела в Петре Верховенском мистическую составляющую: это своего рода Мефистофель, кривое зеркало главного героя — Николая Ставрогина. Как отмечает Е. М. Мелетинский, Пётр Верховенский воплощает образ мифологического плута-трикстера: при этом Верховенский выступает, как двойник-практик Ставрогина, который «совершает провокации, убийства и т. п., которые тайно, частично бессознательно, желанны для Ставрогина».
Послереволюционная критика подчёркивала в характере Верховенского и другие аспекты: сама «плоскость» и одномерность персонажа уже предвещала революционную «бесноватость», одержимость идеей. Так, Д. Мережковский писал: «Такие деятели русской революции, как Ленин и Сталин, совершенно „бесноватые“, будут площе Верховенского». Ф. Степун полагал, что в речи Верховенского в главе «Иван-Царевич» содержится: «историософская и социологическая характеристика грядущей большевистской революции». Альбер Камю, написавший пьесу по мотивам «Бесов», также считал Верховенского провозвестником тоталитаризма: «Верховенский… существо злобное и ограниченное, он живёт только волей к власти… Это — провозвестие тоталитарных теократий XX века и государственного террора».
Юрист А. В. Наумов отметил, что и роман Достоевского в целом, и особенно образ Верховенского остаются актуальными, как отражение характерных принципов и приёмов терроризма, в том числе международного.
Какими изображаются в романе бесноватые террористы?
Однако вернемся к книге Федора Михайловича. Литературоведы едины в своем мнении: это один из самых сложных романов. Как роман-предупреждение, роман-трагедию создал Достоевский «Бесы». Краткое содержание произведения — показ читателю анатомии ненависти, зла, бесовщины, вносимой террористами в губернский город — модель всей России.
Фактически это своеобразная группа революционеров-фигурантов, которую мастерски изобразил Достоевский («Бесы»). Краткое содержание морали террористов — подмена в их умах и сердцах христианской любви к ближнему на бесовскую ненависть. Прибегнем к диалектике «Мастера и Маргариты», их характеризуя:
Человек, позиционирующийся как бес-распорядитель — Петр Степанович Верховенский. Формально он организует городскую революционную ячейку.
Антихрист-соблазнитель Николай Всеволодович Ставрогин (сын почтенной в городе дамы Варвары Петровны Ставрогиной).
Лжепророк — философ Шигалев (оправдывающий «целесообразный» геноцид десятой части общества над остальным «стадом»).
Отвратный Толкаченко (вербовщик «революционеров» среди отбросов общества и даже проституток).
Легко изменивший присяге отставной военный Виргинский.
Сакральная жертва — сомневающийся студент Иван Шатов.
Что стремится сделать Петр Верховенский при помощи своих соратников? «Раскачать общество», т. е. порушить основы христианского миропонимания, внушить части людей, что они лучше, чем другие, натравить их на этих других людей.
Для усиления раскола в обществе оскверняются святыни. Производятся вещи, понятные нам, жителям информационного общества: манипуляция информацией. Незаметно для самих людей усилиями «революционеров» происходит подмена Знания (понятия христианского, предполагающего истину и достоверность) на Информацию (формируемую сомнительными путями).
В результате героев романа обуревает скептицизм, они перестают тянуться к Вере, к Истине и становятся пешками в эфемерной партии, которую уже ими играют. Произведение «Бесы» Достоевского все это отражает.
Суть
События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.
Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.
Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.
Варвара Петровна
Варвара Петровна была супругой генерал-лейтенанта и богачкой. Автор характеризует её как женщину классика и женщину меценатку, действовавшую только из высших соображений. Он пишет, что двадцатилетнее влияние этой высшей дамы на Степана Трофимовича капитально и их соединяла самая тонкая и деликатная связь. Мое предположение заключается в том, что Варвара Петровна – Максим (логико-сенсорный интроверт) и у неё со Степаном Трофимовичем были дуальные отношения.
«Если он писал ей по письму, а то и по два в день, то она их внимательно прочитывала, а прочитав, складывала в особый ящик, помеченные и рассортированные».
Такое поведение указывает на то, что её программной функцией была структурная логика. Затем она выдерживала своего друга без ответа весь день, а утром встречалась с ним как ни в чем не бывало. По-видимому, у этой дамы был уравновешенно-стабильный темперамент.
Автор упоминает о её невероятной злопамятности, что в применении к соционике нередко бывает связано с болевой интуицией возможностей.
Она сочинила Степану Трофимовичу костюм, в котором он проходил всю свою жизнь: длиннополый сюртук, мягкая шляпа, белый галстук, трость с серебряным набалдашником. В этом костюме он походил на поэта Кукольника. Эта черта говорит о том, что она была сенсориком.
Ее суггестивной функцией была этика эмоций
Другими словами, она была сентиментальна, чем объясняется не только её дружба со Степаном Трофимовичем, но и неосторожное отношение с Марьей Лебядкиной. Стоило той поцеловать ей руку, как Варвара Петровна не только дала ей денег, но и привела к себе домой
Дальше события уже развивались помимо её воли.
Ее болевая функция – интуиция возможностей – подверглась сильнейшему испытанию со стороны родного сына, который тоже был её дуалом. О нем речь впереди, но пока замечу, что его экстравертная этика эмоций в сочетании с интуицией возможностей привела его к браку с хромой, уродливой и безумной Марьей Лебядкиной. Брак скрывался в течение долгого времени и она могла о нем только догадываться по намекам и анонимкам. Кроме того, до неё доходили слухи о связи её сына с другими женщинами, в частности, с её воспитанницей Дашей. Наконец, когда неопределённость стала для неё невыносима, она решила разрубить этот гордиев узел, женив Степана Трофимовича на Даше. При этом она действовала так прямолинейно, что всерьёз его обидела, что привело к разрыву.
Но когда она узнала, что Степан Трофимович в полном отчаянии отправился путешествовать и заболел, то включилась в действие её эталонная функция – сенсорика ощущений. Она ухаживала за умирающим и проводила его в последний путь.
Таким образом, Варвара Петровна принадлежит если не к лучшим, то ко вполне достойным представителям соционического типа Максим. Она честна, надёжна, на её слово можно положиться. Она заботится не только о близких, но даже о незнакомых людях.
Николай Ставрогин: образ, формирующий сюжет
Как Апокалипсис начинается с появления Антихриста, так и бесноватость губернского города — с появления сына Варвары Ставрогиной, харизматичного красавца байроновского типа Николая Ставрогина.
Варвара Петровна представляет типаж властной стареющей светской львицы. К ней испытывает романтические платонические чувства «отходящий от дел» интеллектуал Николай Верховенский, отец вышеупомянутого Петра.
Заметим, что при написании романа сатирический акцент использует Достоевский Федор Михайлович. «Бесы» изобличают тщательно скрываемую в местном высшем свете вопиющую безнравственность. Г-жа Ставрогина, ввиду неуемного темперамента своего сына, вынашивала планы — женить его на дочери приятельницы, на Лизе Тушиной. В то же время она пытается нейтрализовать его интрижку со своей воспитанницей Дарьей Шатовой, планируя выдать ту замуж за другого своего подопечного — Степана Трофимовича.
Впрочем, сосредоточимся на образе Николая Ставрогина, поскольку он в романе играет важнейшую сюжетообразующую функцию. Вначале типаж бывшего богатого офицера-повесы изображает Достоевский («Бесы»). Анализ этого образа выявляет его особенности: он абсолютно лишен совести, сострадания, хронически лжив, расчетлив, непостоянен.
Рассказать о нем есть что, послужной список достаточно внушительный. В прошлом — блестящий гвардейский офицер, дуэлянт. Кроме того, Николай периодически впадал в разнузданный разврат и совершал предосудительные обществом поступки: физическое унижение почтенного горожанина Гаганова, и заодно губернатора, провокационный прилюдный поцелуй замужней дамы и т. д.
Последовательно и обстоятельно показывает, как идет Николай не человеческими путями, а путем антихриста-соблазнителя, Ф. Достоевский. Бесы гордыни, самовлюбленности, презрения к другим людям ведут его к личной катастрофе. Ему уже дано первое предупреждение: совершенное им явное преступление — растление четырнадцатилетней Матреши — делает его изгоем в городе.
Чтобы хоть как-то оправдать подлеца-сына мать, мотивируя его поступки белой горячкой, отправила его на четыре года за кордон (чтобы он не мозолил глаза осерчавшим на него людям). Между тем Николай не раскаялся, не понял предупреждения, он гордится своим прозвищем «принц Гарри», кичась своей эксцентричностью, непредсказуемостью, эффектностью.
Как антологию накопления греха им и революционерами-террористами пишет роман «Бесы» Достоевский. Краткое перечисление их темных дел, инициирующих бесноватость жителей всего губернского города, представлено нами ниже.
Очень краткий пересказ романа «Бесы»
Степан Трофимович Верховенский – дважды овдовевший мужчина средних лет, принимает предложение своей старой знакомой Варвары Петровны Ставрогиной, стать наставником и воспитателем для ее юного сына Николая. Повзрослев, Николай Ставрогин отправляется в Петербург на учебу. А вскоре по родному городу начинают расползаться слухи о том, что там он ведет разгульный и безответственный образ жизни. Спустя несколько лет он возвращается домой, где на удивление всем производит впечатление воспитанного и благородного господина.
Однако, спустя совсем немного времени дебоширит и ведет себя неподобающе в обществе. Это поведение списывают на белую горячку и отправляют Николая на лечение. Поправившись, молодой человек уезжает в путешествие заграницу.
Там у юноши случается знакомство и дружба с Лизаветой Тушиной, дочерью старой подруги его матери. По приезде Лизы в город, Варвара Петровна понимает, что они с Николаем из-за чего-то поссорились.
Замечая, что между Николаем и ее воспитанницей Дашей завязалось общение, Варвара Петровна спешит выдать девушку замуж за Степана Трофимовича, опасаясь начала отношений между Дарьей и сыном.
В стране начинаются беспокойства, вызванные недовольством существующего порядка. И городок, где происходит действие романа – не исключение, там тоже растут революционные волнения.
В день губернаторского праздника всеобщее веселье омрачает убийство брата и сестры Лебядкиных и поджог на месте преступления. Многие в городе подозревают, что это дело рук Николая. Толпа, не разобравшись, отыгрывается на Лизе, оказавшейся в пекле событий в неподходящее время, обвинив ее в связи со Ставрогиным и убивая.
Члены революционной пятерки, под предводительством внезапно явившегося в город Петра Верховенского, родного сына Степана Трофимовича, убивают Шатова, бывшего местного революционера, из-за того, что он предал веру в их общие идеи и попытался изолироваться от общества. Бывший друг Шатова, Кириллов берет вину на себя, а затем, согласно собственно разработанной теории, совершает самоубийство. Петр, тем временем, спешит уехать заграницу.
В имении Скворешники Варвара Петровна и Дарья находят повешенного Николая и записку, в которой он просит никого не винить в своей смерти, он ушел самостоятельно.